Канон в литературе

«Танах» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Танах (значения) . Эта статья о еврейском тексте. Чтобы узнать о других значениях, см. Переводы Библии на иврит и иврит Библия: критическое издание .

Еврейская библия

Полный набор свитков, составляющих Танах

Информация

Религия

Иудаизм , христианство

Язык

Библейский иврит , библейский арамейский

Период

8–7 вв. До н. Э. — 2–1 вв. До н. Э.

Танах (иудаизм)

Берешит

Шмот

Бемидбар

Деварим

Бытие Исход Левит Числа Второзаконие

Иегошуа

Шофетим

Шемуэль

Мелахим

Йешаягу

Йирмеяху

Ехезкель

Бывший
Джошуа Судьи Самуэль Короли
Последний
Исайя Иеремия Иезекииль
Незначительный

Мишлей

Ийов

Шир Хаширим

Колея

Эйхах

Кохелет

Сложный эфир

Даниел

Эзра

Дивре Хайямим

Поэтический
Псалмы Пословицы Работа
Five Megillot (Свитки)
Песня песней Рут Плач Экклезиаст Эстер
Исторический
Даниэль Ездра – Неемия Хроники
Ветхий Завет (христианство)
Библейский портал

Еврейская Библия , которая также называется Танах ( / т ɑː п ɑː х / ; תָּנָ»ךְ , выраженной или ; также Tenakh , Tenak , Танах ), или иногда Микр (מִקְרָא), является каноническим сборником еврейских писаний,том числе Торы . Эти тексты почти полностью написаны на библейском иврите , с несколькими отрывками на библейском арамейском языке (в книгах Даниила и Ездры , стихе Иеремии 10:11 и некоторых отдельных словах). Форма этого текста, которая является авторитетной для раввинистического иудаизма , известна как Масоретский текст (МТ) и состоит из 24 книг, в то время как протестантские Библии делят, по сути, тот же материал на 39 книг. Католические Библии и Восточно-греческие православные Библии содержат дополнительные материалы в своих Ветхих Заветах , взятые из Септуагинты (тексты, переведенные на греческий койне ) и других источников.

Помимо масоретского текста, современные ученые, стремящиеся понять историю еврейской Библии, используют ряд источников. К ним относятся Септуагинта, сирийский перевод Пешитты , Самаритянское Пятикнижие , собрание свитков Мертвого моря и цитаты из раввинских рукописей. В некоторых случаях эти источники могут быть старше Масоретского текста и часто отличаются от него. Эти различия породили теорию о том, что когда-то существовал еще один текст, Уртекст Еврейской Библии, который является источником версий, существующих сегодня. Однако такой Уртекст так и не был найден, и обсуждается, какая из трех общеизвестных версий (Септуагинта, Масоретский текст, Самаритянское Пятикнижие) ближе всего к Уртексту.

Определение 1

Канон жанра – это определенная система устойчивых и твердых жанровых признаков.

Жанровые структуры

Литературные жанры, кроме сущностных качеств, имеют формальные, структурные свойства с разной мерой определенности. На ранних этапах, включительно до эпохи классицизма, на первом плане находились и осознавались в качестве доминирующих формальные аспекты жанров. В качестве жанрообразующих начал выступали:

  • Метры – стиховые размеры
  • «Твердые формы» — строфическая организация
  • Принципы построения
  • Ориентация на какие-либо речевые конструкции.

Каждый жанр имел строго закрепленные комплексы художественных средств. Индивидуально-авторская инициатива оттеснялась и порой даже нивелировалась жесткими предписаниями касательно предмета изображения, построения и речевой ткани произведения. Творческая воля писателя строго подчинялась законам жанра. Традиционные жанры строго формализованы и существуют порознь, отдельно друг от друга, имеют явственные, четкие границы. Регламентация жанров, определяемая эстетической мыслью, наивысшей точки достигла в эпоху классицизма. Н. Буало в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» сформулировал весьма жесткие правила для основных групп художественных произведений. В частности, он провозгласил принцип трех единств – единства места, времени и действия – как необходимый в произведениях драматического жанра. Также он резко разграничивал комедию и трагедию. Но главное, нормативная эстетика, начиная от Аристотеля, настаивала на следовании поэтами непререкаемым жанровым образцам, какими, прежде всего являлись, поэмы-эпопеи Гомера, а также трагедии Софокла и Эсхила.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В периоды нормативных поэтик – от эпохи античности до 17-18 вв. – вместе с жанрами, рекомендованными и регламентированными теоретиками (как называл их С. С. Аверинцев «жанрами de jure»), существовали так называемые «жанры de facto», которые на протяжении ряда столетий не получали теоретического обоснования, но обладали устойчивыми структурными свойствами и определенными содержательными пристрастиями. К таким жанрам относятся новеллы, сказки, басни и сценические произведения, подобные новеллам, а также большая часть традиционных лирических жанров, в том числе фольклорных.

В 18 веке началась так называемая «деканонизация» жанровых структур. Свидетельством этому являются произведения Л. Стерна и Ж. Ж. Руссо. Романизация литературы последних двух столетий ознаменовала ее выход за границы жанровых канонов и одновременно с этим стирание рамок между жанрами.

При этом жанровые структуры, обладающие устойчивостью, своего значения не утратили ни в эпоху романтизма, ни в последующие. Жанры, имеющие многовековую историю и обладающие формальными особенностями, существовали и продолжают существовать. Вновь возникшие в 19-20 веках жанровые образования также обладают структурной устойчивостью. Например, в лирической поэзии символистов несомненно наличие формально-содержательного комплекса:

  • Семантическая усложненность речи
  • Тяготение к универсалиям
  • Апофеоз таинственности и т.д.

Таким образом, в литературе известно два рода жанровых структур:

  • Канонические жанры
  • Неканонические жанры.

Определение 2

Канонические жанры – это завершенные, твердые формы, которые неизменно равны самим себе (например, сонет).

Неканонические жанры – это жанры, открытые всяческим перестройкам, изменениям, обновлениям, трансформациям (например, новеллы, элегии).

Такие свободные жанровые формы соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, однако не существует жанров, не имеющих какой-то минимум устойчивых структурных свойств.

Канонизация жанров

Жанры рассматриваются как достойные или не достойные внимания художественно образованных людей. Они трактуются как высокие и низкие, современные или устаревшие, магистральные и периферийные (маргинальные). Такие оценки создают иерархии жанров, меняющиеся со временем.

Замечание 1

Ряд жанров получает максимально высокую оценку, которая обретает литературную весомость и становится общепризнанной. Такие жанры называются канонизированными.

Канонизация литературных жанров осуществлялась нормативными поэтиками еще с античности, от Аристотеля до Буало, Сумарокова и Ломоносова. В своем трактате Аристотель придал высочайший статус эпопее и трагедии. В эстетике классицизма также была канонизирована 2высокая комедия», которую резко отделили от народно-фарсовой комедии, считавшейся низким и неполноценным жанром.

В сознании массового читателя также имела место иерархия жанров. Например, на рубеже 19-20 веков русские крестьяне предпочитали «божественные книги» и произведения светской литературы, перекликавшиеся с ними. А «сказки» — произведения развлекательного характера, считались низким жанром. Сказки были широко распространены, но к ним относились с пренебрежением и получали нелестные эпитеты – «чепуха», «побасенки», «побасульки».

В «верхнем» слое литературы также имеет место канонизация жанров. Например, в период романтизма, который ознаменовался радикальной жанровой перестройкой, вершину литературы составляли сказка, фрагмент и роман в духе «Вильгельма Мейстера». Литературная жизнь 19 века, особенно в России, примечательна канонизацией социально-психологических повестей и романов, имеющих склонность к психологизму, жизнеподобию, бытовой достоверности.

В 20 века предпринимались попытки канонизации пародии (формальная школа), мистериальной драматургии (концепция символизма), романа – эпопеи (эстетика соцреализма 30-40-х годов) и романов Ф. М. Достоевского как полифонических.

В западноевропейской литературе были попытки канонизации романа «потока сознания» и абсурдистской драматургии.

Если в периоды нормативных эстетик канонизировались высокие жанры, то в современно литературе поднимаются те жанровые начала, которые до этого находились за гранью «строгой литературы». Происходит канонизация новых жанров и тем, которые ранее были маргинальными, низкими.

художественный (греч. kanon — норма, правило) — в эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в к.-л. исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике с Др. Египта утвердился К. пропорций человеческого тела, который был переосмыслен др.-греч. классикой, теоретически закреплен скульптором Поликлетом (5 в. до н.э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в его статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «К.» к совокупности правил архитектурного творчества. В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический К. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие им элементы изображения тех или иных персонажей, их одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с 9 в. были закреплены в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточнохристианского ареала до 17 в. Своим К. подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии. В частности, одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (8 в.) называлась «К». Он состоял из девяти песен, каждая из которых имела определенную структуру. Первый стих каждой песни почти всегда составлялся на основе тем и образов, взятых из Ветхого Завета, в остальных стихах поэтически и музыкально развивались эти темы. В западноевропейской музыке с 12—13 вв. под названием «К.» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до 20 в. (у П. Хиндемита, Б. Бартока, Д. Шостаковича и др.). Хорошо известна каноническая нормативизация искусства в эстетике классицизма, часто перераставшая в формализаторский академизм.
Проблема К. была поставлена на теоретический уровень в эстетических и искусствоведческих исследованиях только в 20 в., наиболее продуктивно в работах А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана и др. Лосев определял К. как «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» (1973). Лотмана интересовал информационно-семиотический аспект К. Он считал, что канонизированный текст организован не по образцу естественного языка, а «по принципу музыкальной структуры», и поэтому выступает не столько источником информации, сколько ее возбудителем. Канонический текст по-новому переорганизовывает имеющуюся у субъекта информацию, «перекодирует его личность» (1973).
Роль К. в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, К. выражает эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т.п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, К. ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, мешает ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот К. преодолевается новым творческим опытом. В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственно художественного значения, возникающего на ее основе (в «канонических» искусствах — благодаря ей) в каждом акте художественного творчества или эстетического восприятия.
Художественно-эстетическая значимость К. заключается в том, что каноническая схема, закрепленная как-то материально или существующая только в сознании художника (и реципиентов данной культуры), являясь конструктивной основой художественного символа, как бы провоцирует талантливого мастера на конкретное преодоление ее изнутри, посредством системы малозаметных, но художественно значимых отклонений от схемы в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного языка. В психике реципиента каноническая схема возбуждает устойчивый комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные художественно организованные вариации элементов формы побуждают его к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но в чем-то новый образ, к стремлению проникнуть в его сущностные, архетипические основания, к открытию каких-то еще неизвестных его духовных истин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *