Каноническое право католической церкви

О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.4.5. Каноническое право в средневековой Европе

Каноническое (церковное) право возникает вместе с христианской церковью, но оформление получает не сразу. В течение VI−Х вв. оформляются общая богословская доктрина христианской церкви, а также распорядок службы и нормы обшей церковной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с текстами о наказаниях в Библии.

В 1075−1122 гг. происходит важная внутрицерковная реформа, инициированная папой Григорием VII, в результате которой была разработана особая церковная система права, названная новым правом (ius novum), а также новым католическим правом.

Таким образом, каноническое право – это право, содержащееся в церковных канонах – законах, изданных духовной властью и санкционированных властью светской. Моментом зарождения канонического права можно считать издание сборника правил Никейского собора 325 г. при веротерпимом императоре Константине. Время наивысшего расцвета канонического права – средневековье, хотя это право существует в ограниченных пределах и в наши дни.

В новом римско-католическом праве ощутимо влияние римского права (понятия, нормы – особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и права обычного (в центре его стояли вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В каноническое право вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие составной частью отдельных канонов.

Первыми кодификациями канонического права были частные собрания канонов. К ним относятся сборник канонов и текстов – Собрание 74 титулов (1050г.) и собрание всех норм (Pannormia) Ивона Шартрского, впервые в XI в. изложившего все каноническое право. В это же время Григорий VII объявляет о полномочиях Папы «создавать новые законы в соответствии с нуждами времени». Эти папские законы получили название декреталий и воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые.

В 1140 г. появляется декрет Грациана, монаха монастыря Св. Феликса в Болонье, под названием «Согласование разрозненного». Это была обработка канонического права с включением библейских текстов и папских декреталий. После этой работы стали различать «старое право» и «новое право», т.е. старые соборные законы и новые папские декреталии. Каноническое право, по Грациану, есть не мертвое тело, а живой организм, который не только имеет корни в прошлом, но и продолжает развиваться.

Каноническое право традиционно регулирует правоотношения, связанные с особым субъектным составом – таковы гражданско-правовые, процессуальные, уголовно-правовые отношения с участием духовных лиц. Юрисдикции судов канонического права подлежали и религиозные преступления (ересь, магия, колдовство, осквернение предметов религиозного культа и пр.). Далее следовали преступления, связанные с грехом (кровосмешение, внебрачное сожительство, лжесвидетельство), которые также входили в компетенцию судов канонического права. Отдельной областью регулирования была сама церковная власть (власть назначать на церковные должности, процедуры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции и др.). Особый разряд регулирований распространялся на взаимоотношения церковной и светской властей. Преступления общего вида также зачастую входили к область церковной юрисдикции (в качестве наказаний применялся фиксированный перечень покаяний, налагаемых за разные преступления, включая убийство и лжесвидетельство). Кроме того, в Средние века все правоотношения в брачно-семейной сфере регулировались каноническим правом. К ним относились установление брачного возраста, порядок заключения брака, недопустимость разводов, имущественные правоотношения супругов, определение препятствий для заключения брака, определение законнорожденности детей, расторжение брачных уз.

Источниками канонического права являются:

— Библия (особенно Новый Завет);

— каноны вселенских церковных соборов (только на одном вселенском соборе средневековья – Латеранском в 1215г. – было принято 70 канонов);

— постановления поместных соборов Западной Европы;

— послания, декреты, буллы, энциклики пап римских. Этот источник канонического права весьма распространен: только в период понтификата Папы Иннокентия III (1198-1216) было издано более шести тысяч посланий и булл, хранящихся в архивах Ватикана.

Наиболее важным источником канонического права является Свод канонического права (Corpus juris canonici), название которого утвердилось с XVI в. (1582 г., понтификат Григория XIII) применительно к полному собранию всех известных в то время источников канонического права. Центральной частью Свода является уже упоминавшийся декрет Грациана, который содержит учение о лицах и источниках канонического права, а также основы церковной юрисдикции и обрядности. В Свод вошли также важнейшие папские постановления начиная с XII в. и каноны вселенских соборов XII−XIII вв. Позднее (в XVII в.) к Своду по инициативе Папы Римского Павла V (1605−1621) был приобщен краткий и очень содержательный учебник канонического права – Институции Лансело (1563).

Свод канонического права выдержал множество изданий. И в наши дни он остается основным источником не только западноевропейского церковного права, но и таких самостоятельных отраслей права, как международное, конституционное, гражданское, уголовное, процессуальное – особенно в Италии, Польше, Франции, Германии.

Католическая церковь достигла расцвета в конце XII в., когда многие европейские монархи признали себя вассалами Папы Римского Иннокентия III. Именно тогда получает первоначальное нормативное закрепление и распространение деятельность «святой инквизиции», призванной бороться с ересью.

Папа Римский был верховным главой западноевропейской инквизиции. Именно он назначал инквизиторов, как правило, из «нищенствующих» монашеских орденов – доминиканцев и францисканцев. При таком назначении учитывался только возрастной ценз – не ниже 40 лет. Лишь Папа мог отлучить от церкви инквизиторов, имевших неограниченные полномочия. В XIII−XIV вв. в Западной Европе наводила устрашение должность генерального (главного) инквизитора с советом при нем. За 15 лет деятельности одного из таких главных инквизиторов – испанца Томаса Торквемады – было сожжено более восьми тысяч и приговорено к другим каноническим наказаниям более 90 тысяч человек.

Согласно третьему канону IV Латеранского вселенского собора (1215) и дополнившему его постановлению Тулузского поместного собора (1229) инквизиторы возбуждали обвинение в ереси по доносам или показаниям подследственных. Официально доносчиками могли быть девушки и юноши соответственно с 12 и 14 лет, но широко привлекались и свидетельства малолетних. Имена таких лиц хранились в тайне: их знал только инквизитор. С XIV в. в помощь инквизиторам церковь назначала юристов-экспертов (квалификаторов) из числа духовных лиц. В ходе следствия присутствовали прокурор, понятые, врач; могли быть приглашены нотариус и палач.

В начале следствия требовалось формальное согласие квалификатора на предъявление обвинения в ереси. По таким делам привлекались, как правило, лишь свидетели обвинения, поскольку выступать свидетелями защиты было слишком рискованно; затем все свидетели давали клятву о тайне своих отношений с инквизицией. У инквизиторов имелось достаточно времени, поэтому следствие сроками не ограничивалось. Обвиняемого ждали арест и заточение сразу после предъявленного обвинения, а в ходе допросов с целью признания вины широко практиковались пытки: дыба, «кобыла», закручивание веревкой, плети, пытки водой, жаждой, холодом.

Каноническое право допускало наказания самые разнообразные. Епитимьи, т.е. молитвы, либо ношение позорящих знаков отличия считались наказаниями легкими. Тюремное заключение могло быть простым, когда осужденный содержался без кандалов; строгим (кандалы на ногах); заключением в каторжную тюрьму (виновного заковывали в ручные и ножные кандалы). Практиковались ссылка на галеры, а также публичное бичевание. Несомненно, «венцом творения» инквизиции было так называемое «отлучение от церкви и передача виновного светской власти для осуществления наказания без пролития крови». Несколько раз в году светские власти по настоянию церкви, которая сама фарисейски отказывалась приводить наказание в исполнение, созывали публичное богослужение – аутодафе, где оглашался приговор ведьмам, колдунам и еретикам всех мастей. После этого приговоренных к смерти сжигали на костре.

КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА (Codex Iuris Canonici) — в Рим­ско-ка­то­лической церк­ви сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ный нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт, со­дер­жа­щий уни­вер­саль­ные нор­мы ка­но­ни­че­ско­го пра­ва и об­ла­даю­щий выс­шей юри­дической си­лой.

Кодекс канонического права был при­нят в 1917 году; в 1983 году из­дан но­вый, дей­ст­вую­щий в ка­то­лической церк­ви на начало XXI века. Официальным тек­стом обо­их кодексов каноничекого права яв­ля­ет­ся ла­тин­ский; пе­ре­во­ды их на другие язы­ки не при­зна­ют­ся ау­тен­тич­ны­ми.

Пред­ло­же­ния о сис­те­ма­ти­за­ции (в том числе ко­ди­фи­ка­ции) ка­но­нического пра­ва Рим­ско-ка­то­лической церк­ви вы­ска­зы­ва­лись с XVI века. Ко 2-й половине XIX века по­треб­ность в ко­ди­фи­ка­ции ста­ла ощу­щать­ся очень ост­ро, так как в ка­то­лической пра­во­вой сис­те­ме ско­пилось боль­шое ко­ли­че­ст­во ус­та­рев­ших и про­ти­во­ре­чив­ших друг дру­гу ис­точ­ни­ков и норм пра­ва. Во­прос о ко­ди­фи­ка­ции был по­став­лен на Ва­ти­кан­ском I со­бо­ре. На ру­бе­же XIX-XX веков ка­то­лическими ка­нони­ста­ми бы­ло опуб­ли­ко­ва­но несколько не­официальных ко­ди­фи­ци­ро­ван­ных сбор­ни­ков.

Про­ект ко­ди­фи­ка­ции ка­но­нического пра­ва был об­на­ро­до­ван па­пой Рим­ским Пи­ем X в motu proprio «Arduum sane munus» от 19 марта 1904 года. Под­го­тов­ка ко­дек­са ве­лась специальной ко­мис­си­ей. 27 мая 1917 года па­па Бе­не­дикт XV в кон­сти­ту­ции «Providen­tissi­ma Mater Ecclesia» объ­я­вил о при­ня­тии кодекса канонического права; на сле­дую­щий день он был офи­ци­аль­но опуб­ли­ко­ван, а 19 мая 1918 года всту­пил в си­лу. Ко­декс со­сто­ял из 2414 ка­но­нов (ста­тей), объ­е­ди­нён­ных в 5 книг. В от­ли­чие от дек­ре­та­лий, где из­ла­га­лись ре­ше­ния по кон­крет­ным де­лам, кодекс канонического права со­дер­жал толь­ко пра­во­вые нор­мы аб­ст­ракт­но­го ха­рак­те­ра; в нём не рас­смат­ри­ва­лись дог­ма­тические и ли­тур­гические во­про­сы. Кодекс канонического права был про­воз­гла­шён обще­обя­за­тель­ным для всей ка­то­лической церк­ви латинского об­ря­да; все его нор­мы, не­за­ви­си­мо от их пер­во­на­чаль­но­го ис­точ­ни­ка, по­лу­чи­ли рав­ную юри­дическую си­лу. Од­на­ко на­ря­ду с кодексом канонического права про­дол­жа­ли дей­ство­вать кон­кор­да­ты, отдельные цер­ков­ные обы­чаи и другие ис­точ­ни­ки пра­ва. Ко­декс от­ли­чал­ся не­со­вер­шен­ст­вом юри­дической тех­ни­ки: в ча­ст­но­сти, в нём ис­поль­зо­ва­лись мно­го­знач­ные и ус­та­рев­шие тер­ми­ны. К не­дос­тат­кам кодекса канонического права от­но­си­лась и его струк­ту­ра, за­им­ст­во­ван­ная из рим­ско­го пра­ва и не от­ра­жав­шая спе­ци­фи­ку пра­во­вой сис­те­мы Церк­ви, а так­же тен­ден­ция к жё­ст­кой цен­тра­ли­за­ции цер­ков­ной вла­сти. В со­от­вет­ст­вии с motu pro­prio Бе­не­дик­та XV «Cum iuris cano­nici» от 15 сентября 1917 года для ау­тен­тич­но­го тол­ко­ва­ния кодекса канонического права бы­ла уч­ре­ж­де­на осо­бая пап­ская ко­мис­сия.

В хо­де Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра 28 марта 1963 года па­па Ио­анн XXIII уч­ре­дил пап­скую ко­мис­сию для пе­ре­смот­ра кодекса канонического права, ко­то­рая при­сту­пи­ла к ра­бо­те по­сле окон­ча­ния со­бо­ра. Про­ект но­во­го кодекса канонического права, под­го­тов­лен­ный ко­мис­си­ей, был ут­вер­ждён кон­сти­ту­ци­ей па­пы Ио­ан­на Пав­ла II «Saсrae Disciplinae Leges» от 25 января 1983 года; но­вый ко­декс всту­пил в си­лу 27 ноября 1983 года. Его основными ис­точ­ни­ка­ми по­слу­жи­ли кодекс канонического права 1917 года, ак­ты II Ва­ти­кан­ско­го со­бо­ра и по­сле­со­бор­ное за­ко­но­да­тель­ст­во. Ио­анн Па­вел II 2 января 1984 года об­ра­зо­вал пап­скую ко­мис­сию по ау­тен­тич­но­му тол­ко­ва­нию но­во­го кодекса канонического права (со­глас­но кон­сти­ту­ции «Pastor bonus» от 28 июня 1988 года, бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в пап­ский со­вет по тол­ко­ва­нию за­ко­но­дательных тек­стов).

Кодекс канонического права 1983 года со­сто­ит из 7 книг, со­дер­жа­щих 1752 ка­но­на. Кни­га I «Об об­щих нор­мах» (ка­но­ны 1-203) по­свя­ще­на об­щей час­ти ка­но­нического пра­ва. Кни­га II «О на­ро­де Бо­жи­ем» (ка­но­ны 204-746) оп­ре­де­ля­ет ста­тус чле­нов и ие­рар­хическую ор­га­ни­за­цию ка­то­лической церк­ви латинского об­ря­да. Кни­га III «Об учи­тель­ском слу­же­нии Церк­ви» (ка­но­ны 747-833) и кни­га IV «О свя­ти­тель­ском слу­же­нии Церк­ви» (ка­но­ны 834-1253) ре­гу­ли­ру­ют пра­во­от­но­ше­ния, свя­зан­ные с рас­про­стра­не­ни­ем ка­то­лического ве­ро­уче­ния, со­вер­ше­ни­ем та­инств и бо­го­слу­же­ний. Кни­га V «О вре­мен­ных бла­гах Церк­ви» (ка­но­ны 1254-1310) ка­са­ет­ся цер­ков­но-иму­ще­ст­вен­ных пра­во­от­но­ше­ний; кни­га VI «О санк­ци­ях в Церк­ви» (ка­но­ны 1311-1399) оп­ре­де­ля­ет со­ста­вы цер­ков­ных пра­во­на­ру­ше­ний и на­ка­за­ния за их со­вер­ше­ние. Кни­га VII «О про­цес­сах» (ка­но­ны 1400-1752) рег­ла­мен­ти­ру­ет ор­га­ни­за­цию цер­ков­ных су­дов и су­деб­ную про­це­ду­ру (кро­ме дел о ка­но­ни­за­ции), а так­же по­ря­док ре­ше­ния не­ко­то­рых административных во­про­сов. Но­вый кодекс канонического права, как и пре­ды­ду­щий, не яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком пра­ва в Рим­ско-ка­то­лической церк­ви. В не­го не во­шли, например, нор­мы, ка­саю­щие­ся Рим­ской ку­рии (они со­дер­жат­ся в кон­сти­ту­ции «Pastor bonus»); он не от­ме­ня­ет дей­ст­вую­щие кон­кор­да­ты, не ре­гу­ли­ру­ет дея­тель­ность ка­то­лических церк­вей восточных об­ря­дов (смотри Уни­ат­ст­во; для них в 1990 году был при­нят Ко­декс ка­но­нов Восточных церк­вей). В кодексе канонического права 1983 года час­то при­ме­ня­ют­ся от­сыл­ки к цер­ков­ным обы­ча­ям и к за­ко­нам, по­свя­щён­ным ча­ст­ным во­про­сам. В си­лу это­го воз­мож­но даль­ней­шее раз­ви­тие ка­то­лической пра­во­вой сис­те­мы без из­ме­не­ния кодекса канонического права. Так, в 1996 году бы­ли из­да­ны но­вые пра­ви­ла из­бра­ния па­пы Рим­ско­го (кон­сти­ту­ция «Universi dominici gregis»).

Струк­ту­ра кодекса канонического права 1983 года от­ра­жа­ет уче­ние II Ва­ти­кан­ско­го со­бо­ра о Церк­ви. Од­ной из но­вых ка­те­го­рий в нём яв­ля­ет­ся ве­рую­щий («christifidelis») как основной субъ­ект ка­но­нического пра­ва; ми­ря­не, кли­ри­ки и мо­на­ше­ст­вую­щие рас­смат­ри­ва­ют­ся как раз­но­вид­но­сти ве­рую­щих. В кодексе канонического права 1983 года дан об­щий пе­ре­чень прав и обя­зан­но­стей ве­рую­ще­го (ка­но­ны 208-223) и про­воз­гла­шён прин­цип ра­вен­ст­ва всех ве­рую­щих как чле­нов Церк­ви (ка­нон 208). Де­цен­тра­ли­за­ция цер­ков­ной вла­сти про­яв­ля­ет­ся в мно­го­численных нор­мах о де­ле­ги­ро­ва­нии за­ко­но­дательных пол­но­мо­чий епи­ско­пам и епи­скоп­ским кон­фе­рен­ци­ям. Од­на­ко стрем­ле­ние его раз­ра­бот­чи­ков к максимальному от­ра­же­нию современных тео­ло­гических кон­цеп­ций при­ве­ло к по­яв­ле­нию ря­да не­со­вер­шен­ных с точ­ки зре­ния юри­дической тех­ни­ки по­ня­тий и норм, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­ют­ся в кур­сах ка­то­лического цер­ков­но­го пра­ва.

Исторические источники:

Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией, носительницей идеологии Средневековья. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных соборов (канонах).

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных, правоотношений. До конца XI в. церковная юрисдикция не имела четких границ. Компетенции светских и духовных властей часто пересекались. «Папская революция» сделала возможным более ясные пределы церковной юрисдикции. На основе принципа так называемой «личной» юрисдикции церковная юрисдикция распространялась па духовных лиц и членов их дворов, студентов и крестоносцев, а также, дополняя королевскую юрисдикцию, когда это было необходимо для их мира и безопасности, в отношении «обездоленных» – нищих, вдов, сирот, евреев в делах против христиан, путешественников, включая купцов и моряков. Кроме того, существовала «предметная» компетенция, которая распространялась на дела всех мирян и духовенства, связанные с так называемыми «духовными» делами. Сюда относили осуществление таинств (прежде всего таинства брака), завещания, клятвы, управление церковной собственностью, занятие церковных должностей, церковное налогообложение (десятина), а также совершение заслуживающих церковного наказания грехов, к которым относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.

Каноническое, или церковное, право возникло вместе с христианской церковью. В первое время законы церкви несли на себе печать Библии, в особенности Ветхого завета. Из Библии церковь выводила авторитет десяти заповедей и многих нравственных принципов, сформулированных как божественные наставления. В течение VI–X вв. формировалась общая богословская доктрина христианской церкви, а также общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей церковной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии.

Церковные законы испытали сильное влияние римского права. Считалось, что церковь «живет по римскому закону» (Ecclesia vivit jure Romano). В кодификациях Юстиниана и его преемников содержалось большое количество императорских предписаний относительно литургии, теологии и церковной власти. Были заимствованы также различные понятия и нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров.

Со временем источниками канонического права помимо Библии, произведений отцов церкви, постановлений соборов и синодов, стали нормативные акты римских пап, носивших названия конституций, булл, энциклик, а также решения церковных судов. С конца X до начала XII в. постепенно происходит уточнение отдельных отраслей канонического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследственное, договорное и процессуальное, право собственности.

Первыми кодификациями канонического права были сборник канонов и текстов «Собрание 74 титулов» 1050 г. и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, «Собрание всех норм» (Pannormia). В это же время Григорий VII объявил о полномочиях папы «создавать новые законы в соответствии с нуждами времени». Эти законы получили название декреталий, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые. В 1075–1122 гг. произошла важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появилась особая церковная система права, названная новым правом (ius novum).

В 1140 г. появился трактат монаха Грациана «Согласование несогласованных канонов» (Concordantia discordantium canonum), после чего стали различать «старое право» и «новое право», т.е. старые соборные законы и новые папские декреталии. Книга Грациана сразу получила признание в качестве авторитетного изложения канонического права. Наряду с римскими юридическими текстами она стала главным предметом изучения в европейских школах права, на ее авторитет ссылались папы, церковные соборы, церковные суды.

Следующей кодификацией канонического права стал составленный по указанию папы Григория IX в 1234 г. официальный сборник постановлений (декреталий), состоявший из пяти частей: церковные суды и их юрисдикция, судопроизводство, привилегии клира, семейное право, преступления. В 1298 г. в качестве дополнения к нему была создана шестая книга, объединившая более поздние постановления пап.

В 1582 г. был составлен обширный Свод канонического права (Corpus iuris canonici).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *