О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
Предыдущая
1.4.5. Каноническое право в средневековой Европе
Каноническое (церковное) право возникает вместе с христианской церковью, но оформление получает не сразу. В течение VI−Х вв. оформляются общая богословская доктрина христианской церкви, а также распорядок службы и нормы обшей церковной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с текстами о наказаниях в Библии.
В 1075−1122 гг. происходит важная внутрицерковная реформа, инициированная папой Григорием VII, в результате которой была разработана особая церковная система права, названная новым правом (ius novum), а также новым католическим правом.
Таким образом, каноническое право – это право, содержащееся в церковных канонах – законах, изданных духовной властью и санкционированных властью светской. Моментом зарождения канонического права можно считать издание сборника правил Никейского собора 325 г. при веротерпимом императоре Константине. Время наивысшего расцвета канонического права – средневековье, хотя это право существует в ограниченных пределах и в наши дни.
В новом римско-католическом праве ощутимо влияние римского права (понятия, нормы – особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и права обычного (в центре его стояли вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В каноническое право вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие составной частью отдельных канонов.
Первыми кодификациями канонического права были частные собрания канонов. К ним относятся сборник канонов и текстов – Собрание 74 титулов (1050г.) и собрание всех норм (Pannormia) Ивона Шартрского, впервые в XI в. изложившего все каноническое право. В это же время Григорий VII объявляет о полномочиях Папы «создавать новые законы в соответствии с нуждами времени». Эти папские законы получили название декреталий и воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые.
В 1140 г. появляется декрет Грациана, монаха монастыря Св. Феликса в Болонье, под названием «Согласование разрозненного». Это была обработка канонического права с включением библейских текстов и папских декреталий. После этой работы стали различать «старое право» и «новое право», т.е. старые соборные законы и новые папские декреталии. Каноническое право, по Грациану, есть не мертвое тело, а живой организм, который не только имеет корни в прошлом, но и продолжает развиваться.
Каноническое право традиционно регулирует правоотношения, связанные с особым субъектным составом – таковы гражданско-правовые, процессуальные, уголовно-правовые отношения с участием духовных лиц. Юрисдикции судов канонического права подлежали и религиозные преступления (ересь, магия, колдовство, осквернение предметов религиозного культа и пр.). Далее следовали преступления, связанные с грехом (кровосмешение, внебрачное сожительство, лжесвидетельство), которые также входили в компетенцию судов канонического права. Отдельной областью регулирования была сама церковная власть (власть назначать на церковные должности, процедуры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции и др.). Особый разряд регулирований распространялся на взаимоотношения церковной и светской властей. Преступления общего вида также зачастую входили к область церковной юрисдикции (в качестве наказаний применялся фиксированный перечень покаяний, налагаемых за разные преступления, включая убийство и лжесвидетельство). Кроме того, в Средние века все правоотношения в брачно-семейной сфере регулировались каноническим правом. К ним относились установление брачного возраста, порядок заключения брака, недопустимость разводов, имущественные правоотношения супругов, определение препятствий для заключения брака, определение законнорожденности детей, расторжение брачных уз.
Источниками канонического права являются:
— Библия (особенно Новый Завет);
— каноны вселенских церковных соборов (только на одном вселенском соборе средневековья – Латеранском в 1215г. – было принято 70 канонов);
— постановления поместных соборов Западной Европы;
— послания, декреты, буллы, энциклики пап римских. Этот источник канонического права весьма распространен: только в период понтификата Папы Иннокентия III (1198-1216) было издано более шести тысяч посланий и булл, хранящихся в архивах Ватикана.
Наиболее важным источником канонического права является Свод канонического права (Corpus juris canonici), название которого утвердилось с XVI в. (1582 г., понтификат Григория XIII) применительно к полному собранию всех известных в то время источников канонического права. Центральной частью Свода является уже упоминавшийся декрет Грациана, который содержит учение о лицах и источниках канонического права, а также основы церковной юрисдикции и обрядности. В Свод вошли также важнейшие папские постановления начиная с XII в. и каноны вселенских соборов XII−XIII вв. Позднее (в XVII в.) к Своду по инициативе Папы Римского Павла V (1605−1621) был приобщен краткий и очень содержательный учебник канонического права – Институции Лансело (1563).
Свод канонического права выдержал множество изданий. И в наши дни он остается основным источником не только западноевропейского церковного права, но и таких самостоятельных отраслей права, как международное, конституционное, гражданское, уголовное, процессуальное – особенно в Италии, Польше, Франции, Германии.
Католическая церковь достигла расцвета в конце XII в., когда многие европейские монархи признали себя вассалами Папы Римского Иннокентия III. Именно тогда получает первоначальное нормативное закрепление и распространение деятельность «святой инквизиции», призванной бороться с ересью.
Папа Римский был верховным главой западноевропейской инквизиции. Именно он назначал инквизиторов, как правило, из «нищенствующих» монашеских орденов – доминиканцев и францисканцев. При таком назначении учитывался только возрастной ценз – не ниже 40 лет. Лишь Папа мог отлучить от церкви инквизиторов, имевших неограниченные полномочия. В XIII−XIV вв. в Западной Европе наводила устрашение должность генерального (главного) инквизитора с советом при нем. За 15 лет деятельности одного из таких главных инквизиторов – испанца Томаса Торквемады – было сожжено более восьми тысяч и приговорено к другим каноническим наказаниям более 90 тысяч человек.
Согласно третьему канону IV Латеранского вселенского собора (1215) и дополнившему его постановлению Тулузского поместного собора (1229) инквизиторы возбуждали обвинение в ереси по доносам или показаниям подследственных. Официально доносчиками могли быть девушки и юноши соответственно с 12 и 14 лет, но широко привлекались и свидетельства малолетних. Имена таких лиц хранились в тайне: их знал только инквизитор. С XIV в. в помощь инквизиторам церковь назначала юристов-экспертов (квалификаторов) из числа духовных лиц. В ходе следствия присутствовали прокурор, понятые, врач; могли быть приглашены нотариус и палач.
В начале следствия требовалось формальное согласие квалификатора на предъявление обвинения в ереси. По таким делам привлекались, как правило, лишь свидетели обвинения, поскольку выступать свидетелями защиты было слишком рискованно; затем все свидетели давали клятву о тайне своих отношений с инквизицией. У инквизиторов имелось достаточно времени, поэтому следствие сроками не ограничивалось. Обвиняемого ждали арест и заточение сразу после предъявленного обвинения, а в ходе допросов с целью признания вины широко практиковались пытки: дыба, «кобыла», закручивание веревкой, плети, пытки водой, жаждой, холодом.
Каноническое право допускало наказания самые разнообразные. Епитимьи, т.е. молитвы, либо ношение позорящих знаков отличия считались наказаниями легкими. Тюремное заключение могло быть простым, когда осужденный содержался без кандалов; строгим (кандалы на ногах); заключением в каторжную тюрьму (виновного заковывали в ручные и ножные кандалы). Практиковались ссылка на галеры, а также публичное бичевание. Несомненно, «венцом творения» инквизиции было так называемое «отлучение от церкви и передача виновного светской власти для осуществления наказания без пролития крови». Несколько раз в году светские власти по настоянию церкви, которая сама фарисейски отказывалась приводить наказание в исполнение, созывали публичное богослужение – аутодафе, где оглашался приговор ведьмам, колдунам и еретикам всех мастей. После этого приговоренных к смерти сжигали на костре.
КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА (Codex Iuris Canonici) — в Римско-католической церкви систематизированный нормативно-правовой акт, содержащий универсальные нормы канонического права и обладающий высшей юридической силой.
Кодекс канонического права был принят в 1917 году; в 1983 году издан новый, действующий в католической церкви на начало XXI века. Официальным текстом обоих кодексов каноничекого права является латинский; переводы их на другие языки не признаются аутентичными.
Предложения о систематизации (в том числе кодификации) канонического права Римско-католической церкви высказывались с XVI века. Ко 2-й половине XIX века потребность в кодификации стала ощущаться очень остро, так как в католической правовой системе скопилось большое количество устаревших и противоречивших друг другу источников и норм права. Вопрос о кодификации был поставлен на Ватиканском I соборе. На рубеже XIX-XX веков католическими канонистами было опубликовано несколько неофициальных кодифицированных сборников.
Проект кодификации канонического права был обнародован папой Римским Пием X в motu proprio «Arduum sane munus» от 19 марта 1904 года. Подготовка кодекса велась специальной комиссией. 27 мая 1917 года папа Бенедикт XV в конституции «Providentissima Mater Ecclesia» объявил о принятии кодекса канонического права; на следующий день он был официально опубликован, а 19 мая 1918 года вступил в силу. Кодекс состоял из 2414 канонов (статей), объединённых в 5 книг. В отличие от декреталий, где излагались решения по конкретным делам, кодекс канонического права содержал только правовые нормы абстрактного характера; в нём не рассматривались догматические и литургические вопросы. Кодекс канонического права был провозглашён общеобязательным для всей католической церкви латинского обряда; все его нормы, независимо от их первоначального источника, получили равную юридическую силу. Однако наряду с кодексом канонического права продолжали действовать конкордаты, отдельные церковные обычаи и другие источники права. Кодекс отличался несовершенством юридической техники: в частности, в нём использовались многозначные и устаревшие термины. К недостаткам кодекса канонического права относилась и его структура, заимствованная из римского права и не отражавшая специфику правовой системы Церкви, а также тенденция к жёсткой централизации церковной власти. В соответствии с motu proprio Бенедикта XV «Cum iuris canonici» от 15 сентября 1917 года для аутентичного толкования кодекса канонического права была учреждена особая папская комиссия.
В ходе Ватиканского II собора 28 марта 1963 года папа Иоанн XXIII учредил папскую комиссию для пересмотра кодекса канонического права, которая приступила к работе после окончания собора. Проект нового кодекса канонического права, подготовленный комиссией, был утверждён конституцией папы Иоанна Павла II «Saсrae Disciplinae Leges» от 25 января 1983 года; новый кодекс вступил в силу 27 ноября 1983 года. Его основными источниками послужили кодекс канонического права 1917 года, акты II Ватиканского собора и послесоборное законодательство. Иоанн Павел II 2 января 1984 года образовал папскую комиссию по аутентичному толкованию нового кодекса канонического права (согласно конституции «Pastor bonus» от 28 июня 1988 года, была преобразована в папский совет по толкованию законодательных текстов).
Кодекс канонического права 1983 года состоит из 7 книг, содержащих 1752 канона. Книга I «Об общих нормах» (каноны 1-203) посвящена общей части канонического права. Книга II «О народе Божием» (каноны 204-746) определяет статус членов и иерархическую организацию католической церкви латинского обряда. Книга III «Об учительском служении Церкви» (каноны 747-833) и книга IV «О святительском служении Церкви» (каноны 834-1253) регулируют правоотношения, связанные с распространением католического вероучения, совершением таинств и богослужений. Книга V «О временных благах Церкви» (каноны 1254-1310) касается церковно-имущественных правоотношений; книга VI «О санкциях в Церкви» (каноны 1311-1399) определяет составы церковных правонарушений и наказания за их совершение. Книга VII «О процессах» (каноны 1400-1752) регламентирует организацию церковных судов и судебную процедуру (кроме дел о канонизации), а также порядок решения некоторых административных вопросов. Новый кодекс канонического права, как и предыдущий, не является единственным источником права в Римско-католической церкви. В него не вошли, например, нормы, касающиеся Римской курии (они содержатся в конституции «Pastor bonus»); он не отменяет действующие конкордаты, не регулирует деятельность католических церквей восточных обрядов (смотри Униатство; для них в 1990 году был принят Кодекс канонов Восточных церквей). В кодексе канонического права 1983 года часто применяются отсылки к церковным обычаям и к законам, посвящённым частным вопросам. В силу этого возможно дальнейшее развитие католической правовой системы без изменения кодекса канонического права. Так, в 1996 году были изданы новые правила избрания папы Римского (конституция «Universi dominici gregis»).
Структура кодекса канонического права 1983 года отражает учение II Ватиканского собора о Церкви. Одной из новых категорий в нём является верующий («christifidelis») как основной субъект канонического права; миряне, клирики и монашествующие рассматриваются как разновидности верующих. В кодексе канонического права 1983 года дан общий перечень прав и обязанностей верующего (каноны 208-223) и провозглашён принцип равенства всех верующих как членов Церкви (канон 208). Децентрализация церковной власти проявляется в многочисленных нормах о делегировании законодательных полномочий епископам и епископским конференциям. Однако стремление его разработчиков к максимальному отражению современных теологических концепций привело к появлению ряда несовершенных с точки зрения юридической техники понятий и норм, которые рассматриваются в курсах католического церковного права.
Исторические источники:
Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией, носительницей идеологии Средневековья. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных соборов (канонах).
Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных, правоотношений. До конца XI в. церковная юрисдикция не имела четких границ. Компетенции светских и духовных властей часто пересекались. «Папская революция» сделала возможным более ясные пределы церковной юрисдикции. На основе принципа так называемой «личной» юрисдикции церковная юрисдикция распространялась па духовных лиц и членов их дворов, студентов и крестоносцев, а также, дополняя королевскую юрисдикцию, когда это было необходимо для их мира и безопасности, в отношении «обездоленных» – нищих, вдов, сирот, евреев в делах против христиан, путешественников, включая купцов и моряков. Кроме того, существовала «предметная» компетенция, которая распространялась на дела всех мирян и духовенства, связанные с так называемыми «духовными» делами. Сюда относили осуществление таинств (прежде всего таинства брака), завещания, клятвы, управление церковной собственностью, занятие церковных должностей, церковное налогообложение (десятина), а также совершение заслуживающих церковного наказания грехов, к которым относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.
Особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.
Каноническое, или церковное, право возникло вместе с христианской церковью. В первое время законы церкви несли на себе печать Библии, в особенности Ветхого завета. Из Библии церковь выводила авторитет десяти заповедей и многих нравственных принципов, сформулированных как божественные наставления. В течение VI–X вв. формировалась общая богословская доктрина христианской церкви, а также общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей церковной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии.
Церковные законы испытали сильное влияние римского права. Считалось, что церковь «живет по римскому закону» (Ecclesia vivit jure Romano). В кодификациях Юстиниана и его преемников содержалось большое количество императорских предписаний относительно литургии, теологии и церковной власти. Были заимствованы также различные понятия и нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров.
Со временем источниками канонического права помимо Библии, произведений отцов церкви, постановлений соборов и синодов, стали нормативные акты римских пап, носивших названия конституций, булл, энциклик, а также решения церковных судов. С конца X до начала XII в. постепенно происходит уточнение отдельных отраслей канонического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследственное, договорное и процессуальное, право собственности.
Первыми кодификациями канонического права были сборник канонов и текстов «Собрание 74 титулов» 1050 г. и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, «Собрание всех норм» (Pannormia). В это же время Григорий VII объявил о полномочиях папы «создавать новые законы в соответствии с нуждами времени». Эти законы получили название декреталий, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые. В 1075–1122 гг. произошла важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появилась особая церковная система права, названная новым правом (ius novum).
В 1140 г. появился трактат монаха Грациана «Согласование несогласованных канонов» (Concordantia discordantium canonum), после чего стали различать «старое право» и «новое право», т.е. старые соборные законы и новые папские декреталии. Книга Грациана сразу получила признание в качестве авторитетного изложения канонического права. Наряду с римскими юридическими текстами она стала главным предметом изучения в европейских школах права, на ее авторитет ссылались папы, церковные соборы, церковные суды.
Следующей кодификацией канонического права стал составленный по указанию папы Григория IX в 1234 г. официальный сборник постановлений (декреталий), состоявший из пяти частей: церковные суды и их юрисдикция, судопроизводство, привилегии клира, семейное право, преступления. В 1298 г. в качестве дополнения к нему была создана шестая книга, объединившая более поздние постановления пап.
В 1582 г. был составлен обширный Свод канонического права (Corpus iuris canonici).