Каноническое

1 Каноническое право

Предмет канонического права (права христианской церкви) оформляется до XI века: кроме установок, для церковной организации выделяются нормы брачно-семейного, наследственного, гражданского, уголовного, процесс сексуальное права протяжении многих веков христианские принципы семейных отношений заменяли национальное брачно-семейное право. Каноническое право базировалось на идее моногамности брака, основанного на взаи й согласии супругов. Брак рассматривался как божественный связь, таинство. Брачные узы считались неразрывными и могли быть прекращены только со смертью одного из супругов. Но церковь допускала раздельное проживани ния супругов на случай доказанной измены или проявления жестокости. Затем каноническое право признало возможность развода, которое проводилось церковной властью. Каноническое право существенно улучшило положение женщины в ш дорогие, поскольку перед. Богом оба супруга были равными. Хотя мужчина был главой дома, но управлять женой он мог в разумных пределах. Имущество жены (вино, дары) передавалось на попечение челов ика, а не в собственностьвласність.

Каноническое право существенно изменило институт преемственности. Запрещалось уничтожать имущество умершего, предлагалось направить его на богоугодные дела. Каноническое право внесло коррективы в институт заповеди ування. Завет рассматривался как последняя воля, направленная на спасение души. Смерть без завещания считалась разновидностью греха. Вводится новый порядок заключения завета: письменный документ, скрепленный свидетелем ами и наследником в присутствии священника. В будущем было признано устные завещания — последняя воля, выраженная священнику или свидетелям. Священник мог распорядиться долей имущества на благо души умершего. Но с а родственниками резервировалось 2/3 имущества. Наследник получал право отказаться от наследие спадщини.

В сфере гражданско-правовых отношений каноническое право подробно разработало:

— институт доверительной собственности (имущество, переданное в дар церкви, а священник — доверительная лицо, пользующееся собственностью на благо паствы);

— институт корпорации имущества или корпорации-учреждения (предусматривал персонификацию целей, которым должна была служить собственность);

— институт защиты владения: совершенствуется виндикационный иск: предварительный обладатель, лишенный собственности силой или обманом, должен сначала восстановиться во владении на основании простых доказательств неправомерного лишения владения

— понятие»клятвенного заверения»: нарушение клятвы рассматривалось как нарушение религиозной морали, поэтому отсутствие письменной формы сделки не служило оправданием невыполненных обязательств;

— принцип эквивалентности обмена или справедливой цены, т.е. осуждались чрезмерный, позорный прибыль при заключении договора, ростовщичество. В уголовном праве сначала не различались понятия»преступление»и»гр рих»(преступление против. Бога). За преступление накладывались епитимии — религиозные искупления дальнейшем стали различать грехи и светские преступления, подсудимые светской власти. Но церковь продолжала вмешиваться в сферу уголовного права. Появилось понятие»преступный грех», то есть такой, которая наносит вред церкви и обществу. Юрисдикции церкви подчинялись преступления прихожан против религии (ересь, святотатство, гадания, ростовщичество), клевета, половые и брачные преступления. По мере укрепления королевской власти сфера действия канонического права сужается. В XVI веке принимаются королевские акты, которые запрещали церковным судам рассматривать дела в отношении светских лиц. Каноническое право детализировало понятие вины: было проведено разграничение между умыслом и небрежностью, предоставлялась классификация умыслов. Сформировалось представление о пр ичинового связи в уголовном праве: выделялись причины отдаленные и непосредственные, те, что надходятддалені і безпосередні, ті, що надходять.

Каноническое право разработало систему наказаний. Различались санкции против духовных лиц (разжалование, лишение сана, обязательство осуществлять богоугодные дела, отлучение) и санкции против мирян (пост т, возмещение вреда, осуществления богоугодных дел). Одним из самых тяжелых наказаний было отлучение от церкви. Оно могло быть временным (интердикт) и вечным (анафема). Интердикт — временный запрет. ВВИ йснюваты обряды и богослужения (в том числе на территории государства) — исключал человека из системы общественных связей. Подданные освобождались от присяги отлученном хозяину. Анафема — вечное проклятие — лишала человека всех гражданских прав и ставила ее вне законоаконом.

Инквизиционное судопроизводство способствовало формированию процессуальной техники. Развивается поисковый процесс, который начинался по инициативе церковного суда, его целью было установление истины. Инквизиционный об этом эс предусматривалв:

1) обязательное письменное делопроизводство;

2) показания под присягой и ответственность за лжесвидетельство;

3) институт представительства обвиняемого (адвокаты);

4) поддержание обвинения особой лицом — обвинителем. В системе доказательств на первый план выходят личное признание (в том числе полученное под пытками), письменные доказательства

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Салманова Г.Д., ст. преп. кафедры уголовно-правовых дисциплин

Институт (филиал) ФГБОУВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина» в г.Махачкале

Каноническое право или (церковное) представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих ту или иную веру. Нормы религии содержательно определены и документально зафиксированы в Библии (Ветхий и Новый Завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. В некоторых случаях религиозные нормы выступают в качестве источника права. Например, в странах континентальной Европы, а также странах так называемой мусульманской правовой системы. Так, в германии каноническое право по сей день является основной частью национальной правовой системы. В России до 1917 года источниками права, например, признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Священного Синода и т.д.

Церковное или каноническое право преподавалось в XIX — начале XX вв. во всех российских университетах на юридических факультетах, которое представляло собой и науку и учебную дисциплину. Преподавание было переведено из богословской в юридическую плоскость.

В.А. Цыпкин дает следующее определение церковного права: «Церковное право — это есть нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера».

Религиозно-светское начало несут в себе уголовно-правовые нормы, ибо первым по существу писанным уголовным правом выступали такие религиозные источники, как Библия (Закон Моисея) или Коран (Законы Шариата). Религиозные основы прав мы находим также и в отечественных источниках (например, в «Русской Правде»).

Пятикнижие Моисея явилось той основой, на которой сформировалось христианство. Большинство законов Моисея, как полагает Е.Мысловский, носящих чисто религиозный характер, было отвергнуто христианской религией, но в области прав было оставлено многое. Например, в одной из Библейских книг Пятикнижия (Исход), где еще не было деления на гражданское, семейное и уголовное право,

приводится подробный перечень деяний, считавшихся преступлением у древних евреев (так, к примеру, за причинение временного увечья, убийство раба следовало наказание в виде штрафа).

Первая Конституция в истории человечества принадлежит судье Древнего Израиля Самуилу 5, которая содержала в себе целый свод религиозных норм, где также было впервые сформулирована конституционная идея ограничения законом монархической власти.»И изложил Самуил народу право Царства, и написал в книгу, и положил перед Господом» (1 кн.Цар.10:25)».

В настоящее время существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в Скандинавский странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и среднего Востока и т.д.).

Так, например, часть 1 статьи 3 Конституции Греции, которая вступила в силу 11 июня 1975 года, гласит: «Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим Главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и Соборные каноны и священные традиции».

Из Конституции Ирландии 1937 года (часть 1 статьи 44) видно, что «Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его Именем, уважать и почитать религию».

Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (Германия, Япония, и др.) все же одна из религий имеет поддержку государства. Например, в статье 4 Конституции Королевства Дании от 5 июня 1953 года указывается: «Евангелическая Лютеранская Церковь является официальной церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства». Такое положение сложилось в странах, где религия признается государством исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль, с мнением которого вполне можно согласиться.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединения» от 14 июля 1999 года 6 религиозные праздники по

всей республике объявлены нерабочими днями. Это не смотря на то, что Республика Татарстан является, как и Российская Федерация, светской.

По мнению ученых, светские государства (США, Франция, Россия и др.) в отличие от религиозных находятся в наиболее проигрышном положении.

Итак, религия утверждает все наиболее известные требования нравственности, которая была впервые сформулирована в рамках религиозных учений и поэтому следует однозначно признать ту положительную роль, которую она сыграла и играет по сей день в становлении нравственного сознания человека. Например, Л.Н.Митрохин в своей монографии отмечает, что «христианство оказало решающее воздействие на развитие европейской культуры, в том числе и морального сознания».

В основе нашей цивилизации лежат мировые религии, то есть «системы, которые все силы человека направляют на формирование, развитие духовных структур, работающих на сохранение мира».

Некоторые системы традиционного права (индусского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами.

Многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно.

Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития.

Как указывает Г.Н.Манов: «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества …, ибо в конечном счете и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия». Например, А.И.Солженицин в одной из передач на общественном теле-радиовещании «Узел», которая состоялась 11 декабря 1998 года, сказал: «Религия — это заслон насилию и жестокости, такому пороку, как жадность человека, которая морально осуждается». Короче говоря, государство и общество непременно погибает, выродившись духовно.

Безусловно, что религия существенно влияет на сферу морали. По словам А.Б.Зубова: «этика не является самостоятельной формой человеческих отношений. Внимание к ближнему, стремление делать ему добро, умение поставить себя на место объекта своих действий и не творить другому то, чего не желаешь себе — суть

той особенности поведения, которые обретают основание в признании за человеком великого предназначения к вечной и Божественной жизни. Забота о человеке является забота о Божественном в человеке, проявлении любви к человеку -проявление любви к его Творцу. Только очень поздно этика, отделившись от религии, попыталась стать самостоятельной».

К.Маркс и Ф.Энгельс полагали, что «мораль зиждется на автономии человеческого духа, а религия же — на его гетерономии».

В.Н.Хропанюк к общим средствам, при помощи которых обеспечиваются законность и правопорядок в обществе, относит также и духовность.

Конечно, без знания того, что из священных книг берут прямое начало конституционные принципы свободы, обеспечения прав человека, ограничение самодержавия, независимости суда, разделения властей, как считает П.Д.Баренбойм: «современный юрист будет ограничен не только в своих исторических познаниях, но просто не поймет самой сути многих конституционных принципов демократии».

Список использованных источников и литературы

1. Васильев Л.С. История религий Восток. — М.: Книжный дом «Университет», 2000 — 426 с.

2. Вебер М. Протестантсткая этика и дух капитализма // Работы М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 2. М., 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Клочков В.В. Религия, государство, право. — М.: Мысль, 1978.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М. 2000.

5. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов./Под ред. Корельского В.М. и Перевалова В.Д. М. 2000.

6. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб. 2001.

8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000. — 240с.

9. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Рассолова, В О. Лучина, Б.С. Эбзеева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

10. Угринович Д. М. Введение в рёлигиоведение. М., 1985. — 270 с.

11. Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *