2 мая — день памяти святой Матроны Московской. Матрона Никонова почила 2 мая 1952 года. Эта святая еще совсем недавно жила среди людей, совершая исцеления и многочисленные чудеса. Спустя всего 47 лет после кончины 2 мая 1999 года святая Матрона была канонизирована как местночтимая святая Московской епархии (общецерковная канонизация состоялась в октябре 2004 года).
Икона Святая Матрона в окладе
Сегодня нам хочется рассказать о том, как церковь прославляет человека в лике святых.
Канонизация (греч. «узаконивать», «брать за правило») — это признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Однако это не значит, что святыми являются только те люди, которые были канонизированы, ведь жило множество святых, которые почили в безвестности.
Причисление к лику святых (канонизация) обычно происходит после смерти человека, эта процедура очень долгая и кропотливая. Для этого специальная комиссия рассматривает жизнеописание праведника и решает, достоин ли он канонизации.
В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.
Чин канонизации блаженной старицы Матроны
в Покровском ставропигиальном женском монастыре. 2 мая 1999 г.
Комиссией изучаются житие, подвиги, труды канонизируемого, воспоминания современников о нем, факты, подтверждающие чудотворения, если таковые были, изучаются также мощи праведника.
Так по каким признакам причисляют к лику святых?
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
Во все времена основным условием прославления было проявление подлинной освященности, святости праведника. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе «К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне” на Поместном Соборе от 1 октября 1993 года излагал следующие признаки святости православных подвижников:
1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).
2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).
3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).
4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.
7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:
а) православие безукоризненное;
б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.
Определенное значение в вопросе канонизации имеют мощи (однако это не является обязательным условием). По учению Православной Церкви мощами святых являются как полностью сохранившиеся (нетленные мощи), так и отдельные частицы от тел прославленных Богом праведников. Само наименование их мощами на церковнославянском языке обозначает «мощь”, «силу”, то есть какие-то чудесные, сверхъестественные их проявления, которые стали свидетельством их причастности к Божественной благодати.
Мощи святой Матроны Московской
Также свидетельством святости является миро, которое иногда чудесным образом образуется на мощах святых.
При прославлении в лике святых для нас важно, что с точки зрения Церкви, не канонизация делает человека святым, а его подвиг. Канонизацией признаются заслуги подвижника, а также уверенность в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему.
Святых мы называем святыми не за полное отсутствие грехов, а за адекватное отношение к ним, за стремление очиститься от пороков и посвятить свою жизнь Богу. В этом смысле святые являются примером для христиан.
На первый взгляд кажется, что именно благодаря народу, тот или иной человек причисляется к лику святых, ведь первой ступенью к канонизации является почитание праведника еще при жизни, а потом и после его кончины. На самом деле это не совсем так. Святость человека определяется не людьми, а как бы самим Господом. Бог посылает людям зримые сигналы святости этого человека (например, исцеление больного на могиле святого или прозорливость святого при жизни).
Очередь к иконе Святой Матроны Московской в Покровском монастыре
Чаще всего, после положительного решения Синодальной комиссии о причислении к лику святых и благословения Святейшего Патриарха, святой сначала становится местночтимым (в монастырях и епархиях), а по мере почитания и общецерковным святым. Далее назначается день празднования нового святого, составляется служба, пишется икона, а также житие.
Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь (имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах).
В память вечную будет праведник,
от слуха зла не убоится.
(Пс. 111:6-7)
Святость представляет собой одно из наиболее фундаментальных понятий Христианства. Ведь святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог действует, как во всей Церкви, так и вообще во всем нашем мире. Святость — это напоминание христианам о том единственно верном и правильном пути, по которому должен пройти верующий человек. Господь хочет, чтобы каждый пришел к познанию Истины и был носителем благодати Святого Духа в своем сердце, и чтобы в вечности все люди соединились с источником бессмертия, наследовав вечную жизнь.
Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых еще до Страшного Суда (т.е. вхождение в Царство Небесное) очевидно для верующих и всей полноты церковной. К таким лицам первоначально относились апостолы, об избрании которых для вечной жизни сказал Сам Христос (Ин. 17: 21-24). К святым относят также ветхозаветных пророков и патриархов. Таковыми стали и мученики, страдания и смерть которых за имя Христово открыли перед ними двери в Царствие Небесное.
Святые — это наглядное обнаружение Промысла Божия о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии Божественного Промысла, которым управляются люди для достижения спасения и жизни вечной.
Сам процесс причисления кого-либо к лику святых Христианской Церкви называется канонизацией (лат. canonizatio от греч. κανονίζω — регулировать, определять, узаконивать).
Почитание святых вошло в благочестивый обычай христиан с самых первых дней существования Церкви. «К концу первого тысячелетия Православная Церковь имела вполне сформированный список вселенских святых, празднуемый каждой Поместной Церковью. Известность отдельных местных святых возрастала, им начинают строить храмы… Именно с этого времени и возникает канонизация как акт в том смысле, какой ей придается в настоящее время» .
В Киевской Руси, а затем и в Московском царстве канонизация святых всегда являлась подтверждением многочисленных фактов народного почитания усопших подвижников веры и благочестия. Церковь благословляла это почитание и торжественно провозглашала таких угодников святыми.
На протяжении своей истории наша Церковь руководствовалась при причислении подвижников к лику святых следующими правилами: «Основным критерием канонизации служил дар чудотворений, проявленный при жизни или по кончине святого, а в некоторых случаях — наличие нетленных останков. Сама канонизация имела три вида. Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения (мученики, святители, преподобные и др.) в Русской Церкви различались святые и по распространенности их почитания — местнохрамовые, местноепархиальные и общенациональные» .
Кроме соборного почитания и празднования дней святых, прославленных Богом, христиане всегда почитали память еще не канонизированных Церковью подвижников особым богослужением — панихидой. «Поскольку церковная память — это народная память, то часто именно она давала материал для канонизации того или иного святого. В этом смысле постоянная (во все времена) и повсеместная (во многих приходах и епархиях) молитвенная память о упокоении со святыми подвижников часто являлась первым шагом к канонизации сего подвижника. При этом многочисленные свидетельства о таких святых порою изобиловали большим числом повествований о чудесах, ими совершенных» .
…Господи! Удостой меня быть орудием мира Твоего… Из молитвы Н.И. Пирогова
Канонизация всегда мыслилась церковным народным сознанием как факт проявления в Церкви особых свидетельств святости Божией, действующей через прославляемого подвижника благочестия. Поэтому всегда основным условием прославления было проявление подлинной святости праведника.
Наша святая Православная Церковь руководствуется следующими признаками или критериями святости православных подвижников:
«1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).
2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).
3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).
4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.
7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:
а) Православие безукоризненное;
б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни» .
Большое значение в вопросе канонизации имеют честные останки праведника, именуемые мощами. По учению Православной Церкви мощами святых являются как полностью сохранившиеся (нетленные мощи), так и отдельные частицы, взятые от тел прославленных Богом праведников. Неслучайно, что само наименование тел святых людей мощами на церковнославянском языке буквально означает «мощь», «сила». В этом заключается свидетельство Церкви о чудесных, сверхъестественных проявлениях, исходящих от мощей праведника, что подтверждает силу Божественной благодати, которая пребывает на честных останках святого. Нередко возле мощей праведников происходили чудеса исцелений, избавления от болезней и утешения в скорбях, тех, кто с верой и молитвой приходил прославить Божественного избранника.
Неслучайно поэтому «возникновение чудес или чудесных проявлений (источение мира) от мощей в Русской Церкви часто было началом прославления святого. Однако мощи святых нередко износились из земли уже после канонизации, из чего можно заключить, что наличие святых останков оставалось лишь одним из возможных условий прославления святого» .
Если суммировать все перечисленные выше свидетельства святости прославляемого подвижника, то кратко их можно выразить следующим образом. Основными критериями канонизации в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, неоспоримое исповедание Православной веры, народное почитание и чудотворения.
Фактически канонизация представляет собой итоговый, завершающий акт реального опыта установившейся духовной связи между благочестивым православным народом и подвижником благочестия. Это — опыт обращенных к праведнику и услышанных им молитв, это — засвидетельствованные чудеса, совершенные прославляемым подвижником, это — неформальное, народное признание личности угодника Божия как святого.
Разными путями святые угождают Богу. Каждого подвижника Господь наделяет особенными исключительными талантами, принимая плоды реальных дел и трудов, поэтому Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.
По характеру христианских подвигов Церковь традиционно разделяет святых на чины. Это — праотцы, пророки, мученики, исповедники, апостолы, равноапостольные, блаженные, бессребренники, преподобные, святые праведные, святители, страстотерпцы, преподобномученики, равноапостольные, благоверные князья и княгини, столпники, чудотворцы, священномученики.
Святые праведные — это угодники Божии, которые, достигнув подлинного богообщения, удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни. При этом святые праведные, нередко являясь светскими людьми без духовного звания, жили в «миру», имели семьи и гражданскую профессию. Жизнь и деятельность праведных подвижников в общественной жизни и профессиональных занятиях всегда направлена на то, чтобы исполнять христианскую заповедь любви к Богу и ближнему, чтобы самоотверженно и жертвенно служить Церкви, народу Божию и своему Отчеству.
Именно таким праведным врачом является Николай Иванович Пирогов. Его подвижническая жизнь, направленная на служение страждущему от болезней человечеству, известна не только многочисленным биографам «чудесного» доктора, но и является национальным достоянием всей России.
Великий русский хирург оставил после себя обширное научное наследие, которое не теряет своей актуальности и в наши дни, будучи востребованным современным поколением врачей и педагогов. Это — и многочисленные труды ученого по медицине , и его работы, посвященные отечественному образованию .
Блажен, кто верует, тепло ему на свете… Кто, хотя раз прочувствовал эту благодатную теплоту, тот не перестанет веровать, хотя бы пришлось ему выдерживать, ежедневно и по нескольку раз в день, напор сомнений и мучительную качку между небом и землею. Н.И. Пирогов
Народное почитание Пирогова общеизвестно. Это почитание началось еще при его жизни, достаточно вспомнить трогательное прощание ученого с Киевским учебным округом в 1861 г. , или знаменитый юбилей его пятидесятилетней деятельности на поприще медицинской науки, просвещения и гражданственности, с размахом отмеченный в Москве в мае 1881 г. .
Уже тогда Пирогов оценивался восторженными современниками как высоконравственная личность, которая оказывала положительное влияние на все наше общество, в особенности на молодежь. Об этом прекрасно сказал наш знаменитый педагог и писатель К.Д. Ушинский: «Наконец-то мы имеем посреди нас человека, на которого с гордостью можно указать нашим детям и внукам, и по безукоризненной дороге которого можем вести смело наши молодые поколения. Пусть наша молодежь смотрит на этот образ, и будущность нашего Отечества будет обеспечена. Другой такой жизни, какова жизнь Н.И. Пирогова, мы не знаем в России, да и у других народов таких жизней не много. Если Н.И. Пирогов призывает нас к бескорыстной деятельности на пользу народа, если он говорит нам о нравственной силе духа; если он указывает нам необходимость нравственного самовоспитания, как единственного средства действовать благотворно на воспитание народа, если он говорит нам о религии, нравственности, любви к людям и любви к Отечеству, бескорыстии, самопожертвовании, то эти слова уже не одни громкие фразы, а дела, или укоряющие нас в бездействии, или призывающие нас к спасительной деятельности. Н.И. Пирогов не только возбуждает в нас желание деятельности на пользу общественную, но и рождает твердую уверенность в том, что эта деятельность не пропадет даром. Народ, из среды которого выходят такие личности, какова личность Н.И. Пирогова, может с уверенностью глядеть на свою будущность» .
Можно с уверенностью утверждать, что Пирогов — это совесть России! Вот слова профессора анатомии А.П. Вальтера, сказанные в 1861 г.: «О, чудо! Анатом, хирург и испытатель материи в природе человека делается поборником ее духовного начала. Он требует признания и развития достоинства человека, в знаменитых строках о вопросах жизни он кладет руку на больное место в воспитании русской молодежи, но кладет ее как врач для исцеления ран. Он произнес то, что все чувствовали, но никто не обрек в слово. Вся Россия его поняла, вся Россия согревалась его теплою, вдохновленною речью, вся Россия стала требовать гуманности, человечности в воспитании» .
После кончины ученого память о нем сохранилась не только в сердцах его благодарных учеников, но и еще более утвердилась среди всех русских людей. Трудами и усердием последователей Пирогова на ниве медицинской науки — С.С. Шкляревского , И.В. Бертенсона , Н.В. Склифосовского , Н.Н. Бурденко и др. о жизни и трудах «чудесного» доктора в России не только никогда не забывали, но и всегда говорили с достоинством и глубочайшим уважением.
В 1881-1922 гг. существовало Пироговское общество, которое представляло собой одно из самых авторитетных объединений русских врачей всех специальностей. А конференции врачей Российской империи назывались Пироговскими съездами.
После революции имя Пирогова пользовалось большим почетом и уважением среди советских врачей. Такая же добрая память о «чудесном докторе» сохранялась в сердцах тех крестьян, которые еще помнили Пирогова при жизни. В связи с этим в 1927 г. редакция журнала «Украинский медицинский архив» опубликовала на страницах издания уникальный материал — простые, нехитрые, своеобразные воспоминания людей о великом хирурге. Эти воспоминания показывают, какой глубокий, легендарный след оставил выдающийся ученый, педагог и врач в простом народе, в котором всегда жило чувство искренней и глубокой благодарности Пирогову за бескорыстную помощь в лечении и избавлении от различных недугов .
В послереволюционный период о высоком духовно-нравственном облике Пирогова, его трепетном и почтительном отношении к Богу и Церкви писали наши выдающиеся религиозные философы и мыслители — С.Л. Франк , протоиерей В.В. Зеньковский и святитель Лука (Войно-Ясенецкий) .
Сегодня в честь Пирогова в России и за рубежом (Беларусь, Украина, Молдова, Эстония, Польша, Болгария) названы многочисленные медицинские учебные заведения, клиники, госпиталя, санатории и больницы. Имя Пирогова носят улицы, переулки и набережные, ему установлены памятники и бюсты.
На Украине в черте Винницы находится музей-усадьба Н.И. Пирогова. Парк-музей «Н.И. Пирогов» открыт в Болгарии.
Рис.1. Музей-усадьба Н.И. Пирогова (Винница)
А с 2003 г. в Москве при Национальном медико-хирургическом центре имени Н.И. Пирогова функционирует одноименный музей великого хирурга. Первая очередь музея Н.И. Пирогова в составе Национального медико-хирургического центра была открыта для посетителей 13 ноября 2005 г. к 195-ой годовщине со дня рождения ученого.
Рис.2. Музей Н.И. Пирогова (в Национальном медико-хирургическом Центре имени Н.И. Пирогова, Москва)
В 2005 г. к 195-летию великого русского хирурга Европейской академией естественных наук был учрежден Европейский орден Николая Пирогова.
Рис.3. Европейский орден Николая Пирогова
По решению Президиума академии мне было поручено и оказана честь быть председателем Международного наградного комитета этого ордена. С тех пор каждый год в день рождения Пирогова на актовом дне Пироговского центра вручается Европейский орден Николая Пирогова выдающимся российским и зарубежным личностям за особые заслуги в здравоохранении, медицинской науке, медицинском образовании и гуманитарной деятельности. Очень многие наши соотечественники и их зарубежные коллеги стали лауреатами этой престижной награды.
А в 2010 г. в честь 200-летия со дня рождения Пирогова по нашей инициативе Ученым советом Пироговского центра была учреждена Международная Пироговская премия.
Премия вручается ежегодно в день рождения Николая Ивановича выдающимся медикам мира за беспрецедентный вклад в развитие медицины и верность профессии.
В 2013 г. по нашей инициативе Президиумом Российской академии медицинских наук была учреждена Большая золотая медаль Н.И. Пирогова. В 2015 г. медицинская академия вошла в Российскую академию наук и Большая золотая медаль Н.И. Пирогова стала одной из главных наград РАН. Эта медаль вручается раз в год членам Академии и иностранным коллегам-медикам за особые научные достижения в медицине.
В 2020 г. в период тяжелых испытаний отечественного здравоохранения новой вирусной инфекцией руководством России был учрежден орден Пирогова, который вручается за особые заслуги в охране здоровья.
Рис.4. Медаль Международной Пироговской премииРис.5. Нагрудный знак Международной Пироговской премии Рис.6. Большая золотая медаль Н.И. Пирогова РАМН (с 2013 г. РАН)
Пирогов был не только человеком необычайной нравственной силы, но, прежде всего, глубоко верующим, православным человеком . Его исповедание Православия не подлежит никакому сомнению, ибо тому есть свидетельства в самих словах Николая Ивановича, о чем он прямо пишет в своем Дневнике: «Если я спрошу себя теперь: какого я вероисповедания, то отвечу на это положительно: православного — того, в котором родился, и которое исповедовала вся моя семья… Искренно верую в учение Христа Спасителя» .
Уже, будучи тяжело больным, находясь на смертном одре, Пирогов с глубоким христианским смирением принял волю Божью — последнее и самое тяжелое испытание — со словами: «Благодарю моего Господа Бога, что страдания не лишили меня способности живо вспоминать старое, думать и писать. Да будет воля святая Твоя!» .
Говоря о чудесах, применительно к личности Николая Пирогова, первым делом следует сказать о том, что неслучайно известный рассказ А.И. Куприна называется «Чудесный доктор» . То, что совершал Пирогов как хирург при жизни, иначе как чудесами назвать нельзя. Он успешно лечил безнадежно больных людей, изобретал новые хирургические методы и совершенствовал уже известные. Все эти изобретения Пирогова облегчали страдания больных и способствовали их скорейшему выздоровлению.
Так, например, на Кавказской войне Пирогов впервые успешно использовал эфирный наркоз, спася тем самым тысячи жизней солдат. А оперируя раненых в осажденном Севастополе, великий хирург впервые применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутаций. Важнейшей заслугой Пирогова является внедрение в ходе Крымской воны совершенно нового метода сортировки раненых. Из этой сортировки впоследствии возникла лечебно-эвакуационная служба нашей армии, благодаря чему значительно снизилась смертность, и улучшилось качество оказания медицинской помощи в военно-полевых условиях. Это ли не чудеса для медицины середины 19 века!
Чудом следует назвать и знаменитую «Ледяную анатомию» Пирогова , которая значительно опередила время и стала основой для новой медицинской дисциплины — топографической анатомии.
Рис.7. «Ледяная анатомия» Н.И. Пирогова
Этот гениальный труд предвосхитил компьютерную томографию, без которой сегодня невозможно представить деятельность врачей многих специальностей. Анатомический атлас Пирогова стал незаменимым руководством для врачей-хирургов, которые с тех пор получили счастливую возможность значительно повысить качество проводимых операций, при этом существенно снизив негативные последствия операционного вмешательства для организма. Этот атлас и предложенная Пироговым методика проведения операций стали основой для последующего развития хирургии, сохраняя свою актуальность и сегодня.
Николай Пирогов являет свои чудеса и в наши дни. Вот одно из тех, которые довелось испытать на себе автору этих строк.
Я был молодым хирургом, хотя уже заведовал отделением кардиохирургии в клинике, когда ко мне обратилась молодая женщина с очень тяжелым клапанным пороком сердца. В результате инфекционного поражения были полностью разрушены два клапана. В сердце дремала инфекция. Больная была в тяжелом состоянии. Все говорило о ее неоперабельности, и только ее молодость оставляла небольшой шанс на возможный благоприятный исход операции на сердце. В интересах больной я решил направить ее к более опытным моим коллегам в Москву, Киев и Прибалтику. К сожалению, в этих центрах ей отказали в операции по причине тяжести состояния, и она вернулась ко мне с мольбами о помощи. Хотя мое сердце разрывалось от жалости, профессиональный опыт меня останавливал, я очень не хотел ее оперировать, понимая, что она с большой вероятностью не выживет. Под предлогом бушевавшей тогда в городе эпидемии гриппа, я отправил больную домой переждать этот опасный период, не лишая ее надежды на операцию.
Через несколько дней после напряженного рабочего дня и выраженного утомления, работая с историями болезней у себя в кабинете, я задремал за рабочим столом. И вот в тонком видении вдруг открывается дверь и… в кабинет заходит Николай Иванович Пирогов. Он присел напротив, положил свою мягкую, теплую ладонь на мою и говорит: «Коллега, оперируйте! Я помолюсь за Вас и больную. Верьте мне, у Вас все получится. Я Вас благословляю!» Сон ли это был…? Но эти слова великого русского хирурга я слышал явно, они были четкими, мягкими и с легким императивом.
Эти слова стали воистину пророческими. На следующий день я вызвал больную в клинику для операции. Тревожные сомнения меня покинули. Мною овладела вера в добрый исход вмешательства и я был наполнен необъяснимой приятной силой для исполнения сказанного Пироговым. Надо заметить, что и больная в этот раз была спокойна и уверена без тени сомнений. Утром перед операцией она мне сказала: «Юрий Леонидович, я верю, у нас все будет хорошо».
Операция прошла ровно, спокойно, инфекционные очаги были отсанированы, разрушенные клапаны иссечены и заменены отечественными шаровыми протезами (как считалось в то время не лучшего качества). Послеоперационный период протекал гладко, больная быстро восстановилась и через две недели была выписана домой.
Несколько лет, пока я работал в Ленинграде, я и мои коллеги наблюдали ее, она жила полноценной жизнью обычного человека. Через два года она родила ребенка. И вот теперь, через 35 лет, узнав, что я буду на одной из конференций в Санкт-Петербурге, моя бывшая пациентка приехала туда и нашла меня. Я не сразу ее узнал, но она напомнила о себе. Я был поражен. Она рассказала, что, несмотря на возраст, живет полноценной жизнью, все делает по дому, занимается внуками. Но еще большим было мое удивление отличной работе отечественных клапанных протезов. Мы явно недооценивали их надежность.
На следующий день мы обследовали бывшую пациентку современными методами. Результаты обследования подтвердили отличную функцию клапанов и сердца в целом. А ведь операция была выполнена 35 лет тому назад! Я был несказанно рад за нее и, конечно же, я испытывал великое чувство человеческого и профессионального удовлетворения. Расставаясь, я рассказал ей мою историю встречи с Н.И. Пироговым перед ее операцией, о его благословении меня. При этом я поведал ей, что она первая, кому я об этом рассказываю. Спокойно выслушав меня с теплой улыбкой, она вдруг сказала: «А Вы знаете, ко мне перед операцией в палату тоже заходил какой-то старенький доктор и сказал, что все будет хорошо. Но я не знала тогда, кто это был, а вот теперь знаю».
Сказанное мною выше, без сомнения, является настоящим чудом от чудесного доктора!
И подобные чудесные случаи, когда Пирогов как бы подсказывает хирургам, направляет их в том, как следует правильно поступить в сложных клинических ситуациях, в итоге помогая победить болезнь, происходили и происходят не единожды. Это неудивительно, ведь медики, врачи и медсестры, в особенности хирурги, уже давно молятся Николаю Ивановичу, просят у него благословения и помощи на операции, кто-то открыто, кто-то тайно. А уж в горячих точках многие военные хирурги носили и носят в карманах маленькие портреты Пирогова как иконку.
Будучи еще совсем молодым сотрудником хирургической клиники Военно-медицинской академии, я не раз был свидетелем того, как мои уже пожилые, испытанные войной учителя, великие профессора, порой тайно за перегородкой в ординаторской перед операцией истово молились Николаю Ивановичу Пирогову, прося у него помощи. Один из моих учителей академик И.С. Колесников, которому я ассистировал во время операции на легком, в момент очень сложной ситуации, когда ему никак не удавалось остановить мощное кровотечение из сердца, буквально криком призывал на помощь Пирогова: «Николай Иванович, ну помоги же мне!». В этот момент сестра подала И.С. Колесникову необычный хирургический зажим, которым мы очень редко пользовались, и профессор моментально остановил кровотечение. Больной был спасен. Когда мы выходили из операционной (я обычно провожал своего учителя до кабинета), он остановился, положил мне руку на плечо, очень пристально, но мягко посмотрел мне в глаза, и по-отечески сказал: «Вот, сынок, что значит Пирогов!».
Особо следует сказать о нетленном теле великого хирурга, которое почти 140 лет пребывает забальзамированным в цоколе специально построенной церкви в честь святителя Николая в музее-усадьбе ученого в Виннице. Примечательно, что в теле Пирогова не было обнаружено «ни малейших признаков разложения — не стала разлагаться на фракции и гнить кровь, никаких процессов гниения в мозге, а самое непонятное — бактерии, наполнявшие кишечник, не только не вызвали процессы разложения тела, но вообще будто испарились — или, что ещё более невероятно, продолжали жить, как во вполне живом и здоровом организме!» . Фактически — это мощи, чудесным образом изъятые по воле Господа из всеобщего закона тления, что говорит об особом божественном избранничестве Пирогова. К его усыпальнице 140 лет приходят помолиться люди, чтобы получить исцеление от своих недугов. Это постоянное паломничество свидетельствует о широком народном почитании Пирогова и чудесных явлениях, выражающихся в благодатной помощи и исцелениях больных.
Представленные свидетельства убедительно доказывают, что Николай Пирогов является святым праведным врачом. Об этом красноречиво говорит его подвижническая жизнь, исполненная бескорыстной любовью к страждущему человечеству и искренним смирением перед Богом. Как Божий избранник Пирогов много потрудился на ниве медицинской науки, совершив блистательные открытия, которые всецело употребил ради высочайшей миссии на земле — исцеления людей от недугов и болезней. Как заботливый отец и добрый пастырь, ученый сделал неоценимый вклад в воспитание юношества и совершенствование народного образования. Как верный сын Отечества и нашей Церкви Пирогов многосодержательно и праведно прожил свою яркую, необычную, исполненную множеством страданий, испытаний, но и радостей жизнь, которую всю положил «за други своя», тем самым всецело исполнив одну из главнейших евангельских заповедей (Ин. 15: 13).
Именно за эти исключительные качества великого хирурга всегда почитали и почитают в нашем народе праведником, справедливо называя Пирогова «Чудесным доктором». Ведь его прижизненные и посмертные чудесные деяния, связанные с исцелением и спасением тысяч больных, составляют особую и славную страницу в истории медицины нашего Отечества и Церкви.
Рис.8. Икона. Праведный и Чудесный доктор Пирогов Николай
И сегодня, спустя 210 лет со дня рождения Николая Ивановича Пирогова и почти 140 лет со времени его блаженной кончины, очень бы хотелось его канонического прославления как Праведного и Чудесного доктора. Тем более что уже давно он является таковым в сознании и сердцах нашего народа. Святость и праведность великого русского хирурга очевидна и неоспорима в сознании верующих людей, обращающихся к нему в молитвах, получающих просимое и, главное, воздающих ему должное поклонение как святому угоднику Божиему.
Литература
1. О канонизации святых в Русской Православной Церкви. Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, на тему // Канонизация святых. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 6-9 июня 1988. М.: Изд. Московского Патриархата, 1988. С. 3-33.
2. Пирогов Н.И. Собрание сочинений: в 8 т. / Ред. коллегия: А.Н. Бакулев, И.Г. Руфанов (отв. ред.) и др. М.: Медгиз, 1957-1962.
4. Сочинения Н.И. Пирогова. Изд. второе. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1900. Т. 1. 554 с.
5. Брежнев А.П. Пирогов. М.: Мол. гвардия, 1990. 476 с.
6. Николай Иванович Пирогов. Великий целитель тела и воспитатель души. Его жизнь, государственно-общественная деятельность и педагогические взгляды / Сост. С. Старосивильский. Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1907. 25 с.
7. Шкляревский С.С. Очерк жизни и деятельности Н.И. Пирогова. Киев: тип. С.В. Кульженко, 1881. 16 с.
9. Склифосовский Н.В. Избранные труды. М.: Медгиз, 1953. С. 37-38, 66-69.
11. На могилі М.Пирогова й народні перекази про нього // Український медичний архів. 1927. Т. 1. Зошит 2-3. С. 277-281.
12. Франк С. Пирогов как религиозный мыслитель // Путь. № 32. 1932. С. 73-84.
15. Шевченко Ю.Л. «Главный вопрос жизни — вопрос о Боге». Слово о Николае Ивановиче Пирогове на Всероссийском национальном вечере, посвященном 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. Москва, Храм Христа Спасителя, 25 ноября 2010 года. М: Изд. Российской акад. естественных наук, 2010. 20 с.
17. Куприн А. Чудесный доктор // Рождественское чудо. Рассказы русских писателей. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. С. 192-204.
КАНОНИЗАЦИЯ — в христианстве причтение Церковью почившего подвижника к лику святых.
Канонизацией Церковь удостоверяет святость подвижника и определяет его деяния в качестве примера для христиан. Канонизация является основанием для внесения имени святого в церковный календарь и совершения богослужений в его честь (установление празднования), почитания его мощей, написания икон и составления жития. Верующие обращаются с молитвой о заступничестве к святым как предстоящим перед Богом.
В первые века христианства почитание святых возникало стихийно в тех местностях, где они жили. Обычно это происходило сразу после их смерти, т. к. их святость была очевидна для верующих. Постепенно вырабатывались принципы систематизации этого процесса. В восточной Церкви признанием святости на многие века оставалось установление празднования святому, в западной Церкви со временем развивались разные формы и степени почитания святых.
Основным условием прославления во все времена было проявление святости праведника. Согласно патриарху Иерусалимскому Нектарию (XVII век), об истинной святости человека свидетельствуют: безукоризненное исповедание им православной веры (не уклонение в ереси и расколы), «совершение всех добродетелей», стояние за веру «даже до крови»; проявление Богом (через подвижника или в отношении него) сверхъестественных знамений и чудес (смотрите Чудо); нетление мощей или благоухание костей. При этом неподверженность тела тлению не является ни достаточным, ни необходимым основанием для канонизации умершего.
В православной Церкви не было жёсткой регламентации канонизации, но традиционно соблюдались определённые условия. Русский церковный историк Е. Е. Голубинский, рассматривая вопрос об условиях причтения к лику святых в древней Церкви, разделял древних святых на 3 разряда: ветхозаветные патриархи и пророки (смотрите Пророки библейские) и новозаветные апостолы; мученики; святые из подвижников (аскетов). Епископы (святители), по мнению Голубинского, вначале относились к 1-му разряду, т. е. причислялись к лику святых наравне с апостолами — уже по принадлежности их к церковной иерархии, но затем стали прославляться наравне с подвижниками — за личные достоинства. Со временем в церковной практике выработались лики (чины) святости — категории святых в зависимости от их прижизненных трудов: праотцы, пророки, апостолы, равноапостольные, великомученики, мученики, священномученики, преподобномученики, святители, благоверные (смотрите Благоверный князь), преподобные, праведные, бессребреники, блаженные, юродивые Христа ради.
Святые православной Церкви разделяются на общечтимых и местночтимых. Среди общечтимых святых выделяют святых вселенской Церкви и святых, чествуемых лишь в одной или нескольких поместных церквах. Среди местночтимых святых различаются чтимые в пределах епархии или в одном монастыре. Но характер почитания одинаков и для местночтимых святых, и для святых вселенской Церкви.
В русской Церкви в истории канонизации выделяют 5 периодов: от Крещения Руси до середины XVI века; соборы 1547 и 1549 годов; от соборов XVI века до учреждения Святейшего Синода; синодальный период; современный период. Право канонизации местнохрамовых и местноепархиальных святых принадлежало правящему архиерею с ведома митрополита (позднее — патриарха) и могло ограничиться устным благословением на местное почитание. Право канонизации общечтимых святых принадлежало митрополиту (патриарху) при участии собора русских иерархов. В монастыре почитание подвижника могло начаться по решению совета монастырских старцев, которые позднее представляли дело на утверждение епископа. Епархиальная власть проводила работу по удостоверению подлинности чудес при гробе почившего, нетленности мощей, затем устанавливалось торжественное богослужение в местном храме, назначался день празднования святому, создавалась служба, писалась икона, составлялось житие.
В первый период канонизации основанием для прославления подвижника являлся прежде всего дар чудотворений от его мощей. Были открыты и прославились чудотворениями мощи князей страстотерпцев Бориса и Глеба, которые были первыми канонизированы в русской Церкви, княгини Ольги, преподобного Феодосия Печерского и др. В целом за период от Крещения Руси до середины XVI века было установлено общецерковное или местное почитание 68 святых. В истории канонизации на Руси особую эпоху составили созванные по инициативе царя Ивана IV Васильевича и митрополита Московского святого Макария соборы 1547 и 1549 годов. Плодом их деятельности явилась канонизация 39 святых. Во 2-й половине XVI века и в течение XVII века в русские месяцесловы было внесено около 150 имён новопрославленных святых для общецерковного и местного почитания. Почти половину всех канонизированных в этот период составляют преподобные отцы — основатели монастырей и их последователи.
Синодальный период в русской Церкви характеризуется значительно меньшим количеством актов канонизации: от учреждения Синода до восстановления патриаршества в 1917 году канонизировано 10 общечтимых и 15 местночтимых святых. При этом б. ч. канонизаций приходится на царствование императора Николая II.
Поместный собор Православной российской церкви, состоявшийся в 1917-1918 годах, принял постановление о канонизации святителя Софрония Иркутского и священномученика Иосифа Астраханского (1597-1672 годы). В последующий период канонизация надолго прекращается и возобновляется только в 1970 году. Помимо тех святых, которые прославлены самой русской Церковью, в её месяцесловы во 2-й половине XX века были внесены имена русских по происхождению угодников Божиих, которые были канонизированы др. поместными церквами .
Новая эпоха в истории канонизации в русской Церкви началась с празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, когда на Поместном соборе было прославлено 9 святых, среди них особо почитавшаяся православным народом блаженная Ксения Петербургская, совершавшая подвиг юродства в XVIII веке. Архиерейский собор 1989 года прославил предстоятелей русской Церкви патриархов Иова и Тихона. Поместный собор 1990 года канонизировал святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В 1990-х годах самым актуальным в сфере канонизации стал вопрос о прославлении пострадавших в XX веке в годы гонений епископов, клириков и мирян. Архиерейскими соборами 1992 и 1994 годов были прославлены 9 мучеников; Архиерейский собор 1997 года канонизовал 3 священномучеников, ещё несколько мучеников и исповедников были прославлены как местночтимые святые в отдельных епархиях. Юбилейный Архиерейский собор, состоявшийся в августе 2000 года, принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских более 1200 подвижников веры, включая тех, кто ранее был прославлен для местного почитания. В частности, как страстотерпцы собором прославлены император Николай II и члены царской семьи. Отныне канонизации совершаются регулярно. Русской православной церковью за границей канонизации проводились независимо от Московского патриархата.
В 1989 году Синод образовал Комиссию по канонизации святых; сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, она осуществляет координирующую роль в подготовке прославления подвижников веры. Комиссия представляет свои заключения патриарху и Синоду, Архиерейскому или Поместному собору. Согласно Уставу РПЦ, прославление подвижника как местночтимого святого осуществляется с благословения патриарха, как общечтимого святого — решением Архиерейского или Поместного собора.
В католической Церкви канонизация — юридический акт, посредством которого Церковь в лице папы Римского торжественно провозглашает святым умершего члена Церкви, известного своей добродетельной жизнью или мученичеством за Христа. Канонизация является основанием для общецерковного почитания святого. Процесс канонизации включает беатификацию (причисления подвижника к лику блаженных) и собственно канонизацию. Беатификация лишь дозволяет почитание святого, причём в пределах конкретного города, диоцеза, монашеской конгрегации и т. д. После канонизации в узком смысле почитание святого становится обязательным для всей Церкви. Решения папы о канонизации считаются непогрешимыми.
В раннем Средневековье канонизация состояла в том, что с разрешения епископа мощи святого торжественно помещались в новую гробницу и выставлялись для поклонения (elevatio corporis). При этом устанавливалось церковное празднование в честь святого, и в соответствующие дни его житие читалось за богослужением. Усиление контроля епископов и митрополитов за почитанием святых происходит в эпоху Каролингов. 23.03.789 года Карл I Великий постановил, что не допускается праздновать память «неизвестных» (incertae) святых и лжемучеников. Франкфуртский собор 794 года определил, что церковное почитание должно оказываться лишь тем лицам, которые были известны своими страданиями за Христа или благочестивой жизнью. Собор в Майнце 813 года решил, что перенесения мощей святых могут совершаться только по совету короля или епископов и с разрешения местного собора.
Первая формальная канонизация была совершена папой Иоанном XV 31.01.993 года, когда по решению Римского собора был объявлен святым Ульрих Аугсбургский (890-973 годы). Однако в X-XI и даже в XII веках епископы сохраняли право самостоятельно совершать канонизации в пределах своих епархий. В то же время в результате усиления папской власти канонизация к началу XIII века становится исключительным правом пап. Папские решения о канонизации издаются в форме папских булл и официально адресуются всей Церкви. Первоначально папы принимали решения о канонизации после обсуждения кандидатур святых на соборе; Евгений III (1145-1153 годы) и Александр III начали рассматривать подобные дела при участии коллегии кардиналов. Исследования жизни и чудес кандидатов стали проводиться на местах комиссиями, члены которых назначались епархиальными епископами и утверждались папой или назначались последним. В послании к королю Швеции Кнуту I от 06.07.1170 года Александр III провозгласил, что папы обладают прерогативой на канонизацию. Соответствующий фрагмент из этого послания (Audivimus) был включён в декреталии папы Григория IX, обнародованные 05.09.1234 года. Ещё раньше, в 1215 году, 4-й Латеранский собор 62-м правилом подтвердил исключительное право пап на канонизацию (Conciliorum oecumenicorum decreta / Ed. J. Alberigo. Bologna, 1973. P. 263–264).
С XIII века процесс канонизации начинался, когда в Риме становилось известно о народном почитании умершего подвижника. Папа назначал комиссию для изучения его жизни и чудес. Комиссия сообщала свои выводы коллегии из 3 кардиналов, которая затем представляла доклад папе для принятия окончательного решения. Папа Сикст V передал дела о канонизации в Конгрегацию обрядов, созданную согласно папской конституции «Immensa aeterni Dei» (22.01.1588 года). Папа Урбан VIII (1623-1644 годы) кодифицировал 12.03.1642 года нормы о канонизации: ввёл чёткое различие между беатификацией и канонизацией в узком смысле и постановил, что дело о канонизации следует начинать не ранее чем через 50 лет после смерти подвижника. В сочинении «De servorum Dei beatificatione et Beatorum canonisatione» («О беатификации слуг Божиих и канонизации блаженных», т. 1-4, 1734-1738 годы) будущего папы Бенедикта XIV (1740-1758 годы) детально описаны процедуры беатификации и собственно канонизации. В 1913 году началось реформирование порядка канонизации, связанное с постепенным выделением из состава Конгрегации обрядов специального органа по канонизации. В соответствии с апостольской конституцией «Sacra Rituum Congregatio» папы Павла VI 08.05.1969 года была создана Конгрегация по делам святых. Папа Иоанн Павел II в апостольском послании «Divinus perfectionis magister» (25.01.1983 года) изложил новые нормы в организации и деятельности этой Конгрегации и в процедуре рассмотрения дел. Конгрегация издала 07.02.1983 года правила проведения исследований по делам о канонизации (Normae servandae in inquisitionibus). К этим актам отсылает канон 1403 года Кодекса канонического права 1983 года, согласно которому дела по канонизации рассматриваются в соответствии с особым законом. Ранее нормы о канонизации входили в Кодекс 1917 года (can. 1199–2141).
Современный процесс канонизации имеет 2 стадии: епархиальную и римскую (апостольскую). Фактическим основанием для его начала является стихийно возникшая и широко распространившаяся известность умершего в качестве подвижника. Любой католик вправе возбудить дело о канонизации. Дело рассматривается епископом той епархии, где умер подвижник. Дела делятся на «современные» (когда имеются свидетели-очевидцы подвигов кандидата; могут быть начаты не ранее чем через 5 лет после его смерти) и «древние», или «исторические» (имеются только письменные источники о жизни кандидата; могут быть начаты в любое время). После рассмотрения дела в специальном трибунале под председательством епископа материалы передаются в Конгрегацию по делам святых, которая представляет свои выводы папе. В случае согласия папа издаёт декрет о мученичестве или о добродетельности кандидата. Для мучеников этот декрет равносилен беатификации. Условием беатификации немученика является свершившееся чудо. Для канонизации беатифицированного подвижника необходимо, чтобы после беатификации произошло ещё одно чудо.
Источники:
Lambertini P. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonisatione… Bologniae, 1734–1738. Vol. 1–4;
Divinus perfectionis magister // Acta Apostolicae Sedis. 1983. Vol. 75. P. 349–355;