Канонизация, это что?

2 мая — день памяти святой Матроны Московской. Матрона Никонова почила 2 мая 1952 года. Эта святая еще совсем недавно жила среди людей, совершая исцеления и многочисленные чудеса. Спустя всего 47 лет после кончины 2 мая 1999 года святая Матрона была канонизирована как местночтимая святая Московской епархии (общецерковная канонизация состоялась в октябре 2004 года).

Икона Святая Матрона в окладе

Сегодня нам хочется рассказать о том, как церковь прославляет человека в лике святых.

Канонизация (греч. «узаконивать», «брать за правило») — это признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Однако это не значит, что святыми являются только те люди, которые были канонизированы, ведь жило множество святых, которые почили в безвестности.

Причисление к лику святых (канонизация) обычно происходит после смерти человека, эта процедура очень долгая и кропотливая. Для этого специальная комиссия рассматривает жизнеописание праведника и решает, достоин ли он канонизации.

В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.

Чин канонизации блаженной старицы Матроны

в Покровском ставропигиальном женском монастыре. 2 мая 1999 г.

Комиссией изучаются житие, подвиги, труды канонизируемого, воспоминания современников о нем, факты, подтверждающие чудотворения, если таковые были, изучаются также мощи праведника.

Так по каким признакам причисляют к лику святых?

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

Во все времена основным условием прославления было проявление подлинной освященности, святости праведника. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе «К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне” на Поместном Соборе от 1 октября 1993 года излагал следующие признаки святости православных подвижников:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

а) православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

Определенное значение в вопросе канонизации имеют мощи (однако это не является обязательным условием). По учению Православной Церкви мощами святых являются как полностью сохранившиеся (нетленные мощи), так и отдельные частицы от тел прославленных Богом праведников. Само наименование их мощами на церковнославянском языке обозначает «мощь”, «силу”, то есть какие-то чудесные, сверхъестественные их проявления, которые стали свидетельством их причастности к Божественной благодати.

Мощи святой Матроны Московской

Также свидетельством святости является миро, которое иногда чудесным образом образуется на мощах святых.

При прославлении в лике святых для нас важно, что с точки зрения Церкви, не канонизация делает человека святым, а его подвиг. Канонизацией признаются заслуги подвижника, а также уверенность в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему.

Святых мы называем святыми не за полное отсутствие грехов, а за адекватное отношение к ним, за стремление очиститься от пороков и посвятить свою жизнь Богу. В этом смысле святые являются примером для христиан.

На первый взгляд кажется, что именно благодаря народу, тот или иной человек причисляется к лику святых, ведь первой ступенью к канонизации является почитание праведника еще при жизни, а потом и после его кончины. На самом деле это не совсем так. Святость человека определяется не людьми, а как бы самим Господом. Бог посылает людям зримые сигналы святости этого человека (например, исцеление больного на могиле святого или прозорливость святого при жизни).

Очередь к иконе Святой Матроны Московской в Покровском монастыре

Чаще всего, после положительного решения Синодальной комиссии о причислении к лику святых и благословения Святейшего Патриарха, святой сначала становится местночтимым (в монастырях и епархиях), а по мере почитания и общецерковным святым. Далее назначается день празднования нового святого, составляется служба, пишется икона, а также житие.

Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь (имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах).

В память вечную будет праведник,
от слуха зла не убоится.
(Пс. 111:6-7)

Святость представляет собой одно из наиболее фундаментальных понятий Христианства. Ведь святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог действует, как во всей Церкви, так и вообще во всем нашем мире. Святость — это напоминание христианам о том единственно верном и правильном пути, по которому должен пройти верующий человек. Господь хочет, чтобы каждый пришел к познанию Истины и был носителем благодати Святого Духа в своем сердце, и чтобы в вечности все люди соединились с источником бессмертия, наследовав вечную жизнь.

Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых еще до Страшного Суда (т.е. вхождение в Царство Небесное) очевидно для верующих и всей полноты церковной. К таким лицам первоначально относились апостолы, об избрании которых для вечной жизни сказал Сам Христос (Ин. 17: 21-24). К святым относят также ветхозаветных пророков и патриархов. Таковыми стали и мученики, страдания и смерть которых за имя Христово открыли перед ними двери в Царствие Небесное.

Святые — это наглядное обнаружение Промысла Божия о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии Божественного Промысла, которым управляются люди для достижения спасения и жизни вечной.

Сам процесс причисления кого-либо к лику святых Христианской Церкви называется канонизацией (лат. canonizatio от греч. κανονίζω — регулировать, определять, узаконивать).

Почитание святых вошло в благочестивый обычай христиан с самых первых дней существования Церкви. «К концу первого тысячелетия Православная Церковь имела вполне сформированный список вселенских святых, празднуемый каждой Поместной Церковью. Известность отдельных местных святых возрастала, им начинают строить храмы… Именно с этого времени и возникает канонизация как акт в том смысле, какой ей придается в настоящее время» .

В Киевской Руси, а затем и в Московском царстве канонизация святых всегда являлась подтверждением многочисленных фактов народного почитания усопших подвижников веры и благочестия. Церковь благословляла это почитание и торжественно провозглашала таких угодников святыми.

На протяжении своей истории наша Церковь руководствовалась при причислении подвижников к лику святых следующими правилами: «Основным критерием канонизации служил дар чудотворений, проявленный при жизни или по кончине святого, а в некоторых случаях — наличие нетленных останков. Сама канонизация имела три вида. Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения (мученики, святители, преподобные и др.) в Русской Церкви различались святые и по распространенности их почитания — местнохрамовые, местноепархиальные и общенациональные» .

Кроме соборного почитания и празднования дней святых, прославленных Богом, христиане всегда почитали память еще не канонизированных Церковью подвижников особым богослужением — панихидой. «Поскольку церковная память — это народная память, то часто именно она давала материал для канонизации того или иного святого. В этом смысле постоянная (во все времена) и повсеместная (во многих приходах и епархиях) молитвенная память о упокоении со святыми подвижников часто являлась первым шагом к канонизации сего подвижника. При этом многочисленные свидетельства о таких святых порою изобиловали большим числом повествований о чудесах, ими совершенных» .

…Господи! Удостой меня быть орудием мира Твоего… Из молитвы Н.И. Пирогова

Канонизация всегда мыслилась церковным народным сознанием как факт проявления в Церкви особых свидетельств святости Божией, действующей через прославляемого подвижника благочестия. Поэтому всегда основным условием прославления было проявление подлинной святости праведника.

Наша святая Православная Церковь руководствуется следующими признаками или критериями святости православных подвижников:

«1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

а) Православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни» .

Большое значение в вопросе канонизации имеют честные останки праведника, именуемые мощами. По учению Православной Церкви мощами святых являются как полностью сохранившиеся (нетленные мощи), так и отдельные частицы, взятые от тел прославленных Богом праведников. Неслучайно, что само наименование тел святых людей мощами на церковнославянском языке буквально означает «мощь», «сила». В этом заключается свидетельство Церкви о чудесных, сверхъестественных проявлениях, исходящих от мощей праведника, что подтверждает силу Божественной благодати, которая пребывает на честных останках святого. Нередко возле мощей праведников происходили чудеса исцелений, избавления от болезней и утешения в скорбях, тех, кто с верой и молитвой приходил прославить Божественного избранника.

Неслучайно поэтому «возникновение чудес или чудесных проявлений (источение мира) от мощей в Русской Церкви часто было началом прославления святого. Однако мощи святых нередко износились из земли уже после канонизации, из чего можно заключить, что наличие святых останков оставалось лишь одним из возможных условий прославления святого» .

Если суммировать все перечисленные выше свидетельства святости прославляемого подвижника, то кратко их можно выразить следующим образом. Основными критериями канонизации в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, неоспоримое исповедание Православной веры, народное почитание и чудотворения.

Фактически канонизация представляет собой итоговый, завершающий акт реального опыта установившейся духовной связи между благочестивым православным народом и подвижником благочестия. Это — опыт обращенных к праведнику и услышанных им молитв, это — засвидетельствованные чудеса, совершенные прославляемым подвижником, это — неформальное, народное признание личности угодника Божия как святого.

Разными путями святые угождают Богу. Каждого подвижника Господь наделяет особенными исключительными талантами, принимая плоды реальных дел и трудов, поэтому Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

По характеру христианских подвигов Церковь традиционно разделяет святых на чины. Это — праотцы, пророки, мученики, исповедники, апостолы, равноапостольные, блаженные, бессребренники, преподобные, святые праведные, святители, страстотерпцы, преподобномученики, равноапостольные, благоверные князья и княгини, столпники, чудотворцы, священномученики.

Святые праведные — это угодники Божии, которые, достигнув подлинного богообщения, удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни. При этом святые праведные, нередко являясь светскими людьми без духовного звания, жили в «миру», имели семьи и гражданскую профессию. Жизнь и деятельность праведных подвижников в общественной жизни и профессиональных занятиях всегда направлена на то, чтобы исполнять христианскую заповедь любви к Богу и ближнему, чтобы самоотверженно и жертвенно служить Церкви, народу Божию и своему Отчеству.

Именно таким праведным врачом является Николай Иванович Пирогов. Его подвижническая жизнь, направленная на служение страждущему от болезней человечеству, известна не только многочисленным биографам «чудесного» доктора, но и является национальным достоянием всей России.

Великий русский хирург оставил после себя обширное научное наследие, которое не теряет своей актуальности и в наши дни, будучи востребованным современным поколением врачей и педагогов. Это — и многочисленные труды ученого по медицине , и его работы, посвященные отечественному образованию .

Блажен, кто верует, тепло ему на свете… Кто, хотя раз прочувствовал эту благодатную теплоту, тот не перестанет веровать, хотя бы пришлось ему выдерживать, ежедневно и по нескольку раз в день, напор сомнений и мучительную качку между небом и землею. Н.И. Пирогов

Народное почитание Пирогова общеизвестно. Это почитание началось еще при его жизни, достаточно вспомнить трогательное прощание ученого с Киевским учебным округом в 1861 г. , или знаменитый юбилей его пятидесятилетней деятельности на поприще медицинской науки, просвещения и гражданственности, с размахом отмеченный в Москве в мае 1881 г. .

Уже тогда Пирогов оценивался восторженными современниками как высоконравственная личность, которая оказывала положительное влияние на все наше общество, в особенности на молодежь. Об этом прекрасно сказал наш знаменитый педагог и писатель К.Д. Ушинский: «Наконец-то мы имеем посреди нас человека, на которого с гордостью можно указать нашим детям и внукам, и по безукоризненной дороге которого можем вести смело наши молодые поколения. Пусть наша молодежь смотрит на этот образ, и будущность нашего Отечества будет обеспечена. Другой такой жизни, какова жизнь Н.И. Пирогова, мы не знаем в России, да и у других народов таких жизней не много. Если Н.И. Пирогов призывает нас к бескорыстной деятельности на пользу народа, если он говорит нам о нравственной силе духа; если он указывает нам необходимость нравственного самовоспитания, как единственного средства действовать благотворно на воспитание народа, если он говорит нам о религии, нравственности, любви к людям и любви к Отечеству, бескорыстии, самопожертвовании, то эти слова уже не одни громкие фразы, а дела, или укоряющие нас в бездействии, или призывающие нас к спасительной деятельности. Н.И. Пирогов не только возбуждает в нас желание деятельности на пользу общественную, но и рождает твердую уверенность в том, что эта деятельность не пропадет даром. Народ, из среды которого выходят такие личности, какова личность Н.И. Пирогова, может с уверенностью глядеть на свою будущность» .

Можно с уверенностью утверждать, что Пирогов — это совесть России! Вот слова профессора анатомии А.П. Вальтера, сказанные в 1861 г.: «О, чудо! Анатом, хирург и испытатель материи в природе человека делается поборником ее духовного начала. Он требует признания и развития достоинства человека, в знаменитых строках о вопросах жизни он кладет руку на больное место в воспитании русской молодежи, но кладет ее как врач для исцеления ран. Он произнес то, что все чувствовали, но никто не обрек в слово. Вся Россия его поняла, вся Россия согревалась его теплою, вдохновленною речью, вся Россия стала требовать гуманности, человечности в воспитании» .

После кончины ученого память о нем сохранилась не только в сердцах его благодарных учеников, но и еще более утвердилась среди всех русских людей. Трудами и усердием последователей Пирогова на ниве медицинской науки — С.С. Шкляревского , И.В. Бертенсона , Н.В. Склифосовского , Н.Н. Бурденко и др. о жизни и трудах «чудесного» доктора в России не только никогда не забывали, но и всегда говорили с достоинством и глубочайшим уважением.

В 1881-1922 гг. существовало Пироговское общество, которое представляло собой одно из самых авторитетных объединений русских врачей всех специальностей. А конференции врачей Российской империи назывались Пироговскими съездами.

После революции имя Пирогова пользовалось большим почетом и уважением среди советских врачей. Такая же добрая память о «чудесном докторе» сохранялась в сердцах тех крестьян, которые еще помнили Пирогова при жизни. В связи с этим в 1927 г. редакция журнала «Украинский медицинский архив» опубликовала на страницах издания уникальный материал — простые, нехитрые, своеобразные воспоминания людей о великом хирурге. Эти воспоминания показывают, какой глубокий, легендарный след оставил выдающийся ученый, педагог и врач в простом народе, в котором всегда жило чувство искренней и глубокой благодарности Пирогову за бескорыстную помощь в лечении и избавлении от различных недугов .

В послереволюционный период о высоком духовно-нравственном облике Пирогова, его трепетном и почтительном отношении к Богу и Церкви писали наши выдающиеся религиозные философы и мыслители — С.Л. Франк , протоиерей В.В. Зеньковский и святитель Лука (Войно-Ясенецкий) .

Сегодня в честь Пирогова в России и за рубежом (Беларусь, Украина, Молдова, Эстония, Польша, Болгария) названы многочисленные медицинские учебные заведения, клиники, госпиталя, санатории и больницы. Имя Пирогова носят улицы, переулки и набережные, ему установлены памятники и бюсты.

На Украине в черте Винницы находится музей-усадьба Н.И. Пирогова. Парк-музей «Н.И. Пирогов» открыт в Болгарии.

Рис.1. Музей-усадьба Н.И. Пирогова (Винница)

А с 2003 г. в Москве при Национальном медико-хирургическом центре имени Н.И. Пирогова функционирует одноименный музей великого хирурга. Первая очередь музея Н.И. Пирогова в составе Национального медико-хирургического центра была открыта для посетителей 13 ноября 2005 г. к 195-ой годовщине со дня рождения ученого.

Рис.2. Музей Н.И. Пирогова (в Национальном медико-хирургическом Центре имени Н.И. Пирогова, Москва)

В 2005 г. к 195-летию великого русского хирурга Европейской академией естественных наук был учрежден Европейский орден Николая Пирогова.

Рис.3. Европейский орден Николая Пирогова

По решению Президиума академии мне было поручено и оказана честь быть председателем Международного наградного комитета этого ордена. С тех пор каждый год в день рождения Пирогова на актовом дне Пироговского центра вручается Европейский орден Николая Пирогова выдающимся российским и зарубежным личностям за особые заслуги в здравоохранении, медицинской науке, медицинском образовании и гуманитарной деятельности. Очень многие наши соотечественники и их зарубежные коллеги стали лауреатами этой престижной награды.

А в 2010 г. в честь 200-летия со дня рождения Пирогова по нашей инициативе Ученым советом Пироговского центра была учреждена Международная Пироговская премия.

Премия вручается ежегодно в день рождения Николая Ивановича выдающимся медикам мира за беспрецедентный вклад в развитие медицины и верность профессии.

В 2013 г. по нашей инициативе Президиумом Российской академии медицинских наук была учреждена Большая золотая медаль Н.И. Пирогова. В 2015 г. медицинская академия вошла в Российскую академию наук и Большая золотая медаль Н.И. Пирогова стала одной из главных наград РАН. Эта медаль вручается раз в год членам Академии и иностранным коллегам-медикам за особые научные достижения в медицине.

В 2020 г. в период тяжелых испытаний отечественного здравоохранения новой вирусной инфекцией руководством России был учрежден орден Пирогова, который вручается за особые заслуги в охране здоровья.

Рис.4. Медаль Международной Пироговской премииРис.5. Нагрудный знак Международной Пироговской премии Рис.6. Большая золотая медаль Н.И. Пирогова РАМН (с 2013 г. РАН)

Пирогов был не только человеком необычайной нравственной силы, но, прежде всего, глубоко верующим, православным человеком . Его исповедание Православия не подлежит никакому сомнению, ибо тому есть свидетельства в самих словах Николая Ивановича, о чем он прямо пишет в своем Дневнике: «Если я спрошу себя теперь: какого я вероисповедания, то отвечу на это положительно: православного — того, в котором родился, и которое исповедовала вся моя семья… Искренно верую в учение Христа Спасителя» .

Уже, будучи тяжело больным, находясь на смертном одре, Пирогов с глубоким христианским смирением принял волю Божью — последнее и самое тяжелое испытание — со словами: «Благодарю моего Господа Бога, что страдания не лишили меня способности живо вспоминать старое, думать и писать. Да будет воля святая Твоя!» .

Говоря о чудесах, применительно к личности Николая Пирогова, первым делом следует сказать о том, что неслучайно известный рассказ А.И. Куприна называется «Чудесный доктор» . То, что совершал Пирогов как хирург при жизни, иначе как чудесами назвать нельзя. Он успешно лечил безнадежно больных людей, изобретал новые хирургические методы и совершенствовал уже известные. Все эти изобретения Пирогова облегчали страдания больных и способствовали их скорейшему выздоровлению.

Так, например, на Кавказской войне Пирогов впервые успешно использовал эфирный наркоз, спася тем самым тысячи жизней солдат. А оперируя раненых в осажденном Севастополе, великий хирург впервые применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутаций. Важнейшей заслугой Пирогова является внедрение в ходе Крымской воны совершенно нового метода сортировки раненых. Из этой сортировки впоследствии возникла лечебно-эвакуационная служба нашей армии, благодаря чему значительно снизилась смертность, и улучшилось качество оказания медицинской помощи в военно-полевых условиях. Это ли не чудеса для медицины середины 19 века!

Чудом следует назвать и знаменитую «Ледяную анатомию» Пирогова , которая значительно опередила время и стала основой для новой медицинской дисциплины — топографической анатомии.

Рис.7. «Ледяная анатомия» Н.И. Пирогова

Этот гениальный труд предвосхитил компьютерную томографию, без которой сегодня невозможно представить деятельность врачей многих специальностей. Анатомический атлас Пирогова стал незаменимым руководством для врачей-хирургов, которые с тех пор получили счастливую возможность значительно повысить качество проводимых операций, при этом существенно снизив негативные последствия операционного вмешательства для организма. Этот атлас и предложенная Пироговым методика проведения операций стали основой для последующего развития хирургии, сохраняя свою актуальность и сегодня.

Николай Пирогов являет свои чудеса и в наши дни. Вот одно из тех, которые довелось испытать на себе автору этих строк.

Я был молодым хирургом, хотя уже заведовал отделением кардиохирургии в клинике, когда ко мне обратилась молодая женщина с очень тяжелым клапанным пороком сердца. В результате инфекционного поражения были полностью разрушены два клапана. В сердце дремала инфекция. Больная была в тяжелом состоянии. Все говорило о ее неоперабельности, и только ее молодость оставляла небольшой шанс на возможный благоприятный исход операции на сердце. В интересах больной я решил направить ее к более опытным моим коллегам в Москву, Киев и Прибалтику. К сожалению, в этих центрах ей отказали в операции по причине тяжести состояния, и она вернулась ко мне с мольбами о помощи. Хотя мое сердце разрывалось от жалости, профессиональный опыт меня останавливал, я очень не хотел ее оперировать, понимая, что она с большой вероятностью не выживет. Под предлогом бушевавшей тогда в городе эпидемии гриппа, я отправил больную домой переждать этот опасный период, не лишая ее надежды на операцию.

Через несколько дней после напряженного рабочего дня и выраженного утомления, работая с историями болезней у себя в кабинете, я задремал за рабочим столом. И вот в тонком видении вдруг открывается дверь и… в кабинет заходит Николай Иванович Пирогов. Он присел напротив, положил свою мягкую, теплую ладонь на мою и говорит: «Коллега, оперируйте! Я помолюсь за Вас и больную. Верьте мне, у Вас все получится. Я Вас благословляю!» Сон ли это был…? Но эти слова великого русского хирурга я слышал явно, они были четкими, мягкими и с легким императивом.

Эти слова стали воистину пророческими. На следующий день я вызвал больную в клинику для операции. Тревожные сомнения меня покинули. Мною овладела вера в добрый исход вмешательства и я был наполнен необъяснимой приятной силой для исполнения сказанного Пироговым. Надо заметить, что и больная в этот раз была спокойна и уверена без тени сомнений. Утром перед операцией она мне сказала: «Юрий Леонидович, я верю, у нас все будет хорошо».

Операция прошла ровно, спокойно, инфекционные очаги были отсанированы, разрушенные клапаны иссечены и заменены отечественными шаровыми протезами (как считалось в то время не лучшего качества). Послеоперационный период протекал гладко, больная быстро восстановилась и через две недели была выписана домой.

Несколько лет, пока я работал в Ленинграде, я и мои коллеги наблюдали ее, она жила полноценной жизнью обычного человека. Через два года она родила ребенка. И вот теперь, через 35 лет, узнав, что я буду на одной из конференций в Санкт-Петербурге, моя бывшая пациентка приехала туда и нашла меня. Я не сразу ее узнал, но она напомнила о себе. Я был поражен. Она рассказала, что, несмотря на возраст, живет полноценной жизнью, все делает по дому, занимается внуками. Но еще большим было мое удивление отличной работе отечественных клапанных протезов. Мы явно недооценивали их надежность.

На следующий день мы обследовали бывшую пациентку современными методами. Результаты обследования подтвердили отличную функцию клапанов и сердца в целом. А ведь операция была выполнена 35 лет тому назад! Я был несказанно рад за нее и, конечно же, я испытывал великое чувство человеческого и профессионального удовлетворения. Расставаясь, я рассказал ей мою историю встречи с Н.И. Пироговым перед ее операцией, о его благословении меня. При этом я поведал ей, что она первая, кому я об этом рассказываю. Спокойно выслушав меня с теплой улыбкой, она вдруг сказала: «А Вы знаете, ко мне перед операцией в палату тоже заходил какой-то старенький доктор и сказал, что все будет хорошо. Но я не знала тогда, кто это был, а вот теперь знаю».

Сказанное мною выше, без сомнения, является настоящим чудом от чудесного доктора!

И подобные чудесные случаи, когда Пирогов как бы подсказывает хирургам, направляет их в том, как следует правильно поступить в сложных клинических ситуациях, в итоге помогая победить болезнь, происходили и происходят не единожды. Это неудивительно, ведь медики, врачи и медсестры, в особенности хирурги, уже давно молятся Николаю Ивановичу, просят у него благословения и помощи на операции, кто-то открыто, кто-то тайно. А уж в горячих точках многие военные хирурги носили и носят в карманах маленькие портреты Пирогова как иконку.

Будучи еще совсем молодым сотрудником хирургической клиники Военно-медицинской академии, я не раз был свидетелем того, как мои уже пожилые, испытанные войной учителя, великие профессора, порой тайно за перегородкой в ординаторской перед операцией истово молились Николаю Ивановичу Пирогову, прося у него помощи. Один из моих учителей академик И.С. Колесников, которому я ассистировал во время операции на легком, в момент очень сложной ситуации, когда ему никак не удавалось остановить мощное кровотечение из сердца, буквально криком призывал на помощь Пирогова: «Николай Иванович, ну помоги же мне!». В этот момент сестра подала И.С. Колесникову необычный хирургический зажим, которым мы очень редко пользовались, и профессор моментально остановил кровотечение. Больной был спасен. Когда мы выходили из операционной (я обычно провожал своего учителя до кабинета), он остановился, положил мне руку на плечо, очень пристально, но мягко посмотрел мне в глаза, и по-отечески сказал: «Вот, сынок, что значит Пирогов!».

Особо следует сказать о нетленном теле великого хирурга, которое почти 140 лет пребывает забальзамированным в цоколе специально построенной церкви в честь святителя Николая в музее-усадьбе ученого в Виннице. Примечательно, что в теле Пирогова не было обнаружено «ни малейших признаков разложения — не стала разлагаться на фракции и гнить кровь, никаких процессов гниения в мозге, а самое непонятное — бактерии, наполнявшие кишечник, не только не вызвали процессы разложения тела, но вообще будто испарились — или, что ещё более невероятно, продолжали жить, как во вполне живом и здоровом организме!» . Фактически — это мощи, чудесным образом изъятые по воле Господа из всеобщего закона тления, что говорит об особом божественном избранничестве Пирогова. К его усыпальнице 140 лет приходят помолиться люди, чтобы получить исцеление от своих недугов. Это постоянное паломничество свидетельствует о широком народном почитании Пирогова и чудесных явлениях, выражающихся в благодатной помощи и исцелениях больных.

Представленные свидетельства убедительно доказывают, что Николай Пирогов является святым праведным врачом. Об этом красноречиво говорит его подвижническая жизнь, исполненная бескорыстной любовью к страждущему человечеству и искренним смирением перед Богом. Как Божий избранник Пирогов много потрудился на ниве медицинской науки, совершив блистательные открытия, которые всецело употребил ради высочайшей миссии на земле — исцеления людей от недугов и болезней. Как заботливый отец и добрый пастырь, ученый сделал неоценимый вклад в воспитание юношества и совершенствование народного образования. Как верный сын Отечества и нашей Церкви Пирогов многосодержательно и праведно прожил свою яркую, необычную, исполненную множеством страданий, испытаний, но и радостей жизнь, которую всю положил «за други своя», тем самым всецело исполнив одну из главнейших евангельских заповедей (Ин. 15: 13).

Именно за эти исключительные качества великого хирурга всегда почитали и почитают в нашем народе праведником, справедливо называя Пирогова «Чудесным доктором». Ведь его прижизненные и посмертные чудесные деяния, связанные с исцелением и спасением тысяч больных, составляют особую и славную страницу в истории медицины нашего Отечества и Церкви.

Рис.8. Икона. Праведный и Чудесный доктор Пирогов Николай

И сегодня, спустя 210 лет со дня рождения Николая Ивановича Пирогова и почти 140 лет со времени его блаженной кончины, очень бы хотелось его канонического прославления как Праведного и Чудесного доктора. Тем более что уже давно он является таковым в сознании и сердцах нашего народа. Святость и праведность великого русского хирурга очевидна и неоспорима в сознании верующих людей, обращающихся к нему в молитвах, получающих просимое и, главное, воздающих ему должное поклонение как святому угоднику Божиему.

Литература

1. О канонизации святых в Русской Православной Церкви. Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, на тему // Канонизация святых. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 6-9 июня 1988. М.: Изд. Московского Патриархата, 1988. С. 3-33.

2. Пирогов Н.И. Собрание сочинений: в 8 т. / Ред. коллегия: А.Н. Бакулев, И.Г. Руфанов (отв. ред.) и др. М.: Медгиз, 1957-1962.

4. Сочинения Н.И. Пирогова. Изд. второе. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1900. Т. 1. 554 с.

5. Брежнев А.П. Пирогов. М.: Мол. гвардия, 1990. 476 с.

6. Николай Иванович Пирогов. Великий целитель тела и воспитатель души. Его жизнь, государственно-общественная деятельность и педагогические взгляды / Сост. С. Старосивильский. Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1907. 25 с.

7. Шкляревский С.С. Очерк жизни и деятельности Н.И. Пирогова. Киев: тип. С.В. Кульженко, 1881. 16 с.

9. Склифосовский Н.В. Избранные труды. М.: Медгиз, 1953. С. 37-38, 66-69.

11. На могилі М.Пирогова й народні перекази про нього // Український медичний архів. 1927. Т. 1. Зошит 2-3. С. 277-281.

12. Франк С. Пирогов как религиозный мыслитель // Путь. № 32. 1932. С. 73-84.

15. Шевченко Ю.Л. «Главный вопрос жизни — вопрос о Боге». Слово о Николае Ивановиче Пирогове на Всероссийском национальном вечере, посвященном 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. Москва, Храм Христа Спасителя, 25 ноября 2010 года. М: Изд. Российской акад. естественных наук, 2010. 20 с.

17. Куприн А. Чудесный доктор // Рождественское чудо. Рассказы русских писателей. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. С. 192-204.

КАНОНИЗАЦИЯ — в христианстве причтение Церковью почившего подвижника к лику святых.

Ка­но­ни­за­ци­ей Цер­ковь удо­сто­ве­ря­ет свя­тость под­виж­ни­ка и оп­ре­де­ля­ет его дея­ния в ка­че­ст­ве при­ме­ра для хри­сти­ан. Канонизация яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для вне­се­ния име­ни свя­то­го в цер­ков­ный ка­лен­дарь и со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний в его честь (ус­та­нов­ле­ние празд­но­ва­ния), по­чи­та­ния его мо­щей, на­пи­са­ния икон и со­став­ле­ния жи­тия. Ве­рую­щие об­ра­ща­ют­ся с мо­лит­вой о за­ступ­ни­че­ст­ве к свя­тым как пред­стоя­щим пе­ред Бо­гом.

В пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ст­ва по­чи­та­ние свя­тых воз­ни­ка­ло сти­хий­но в тех ме­ст­но­стях, где они жи­ли. Обыч­но это про­ис­хо­ди­ло сра­зу по­сле их смер­ти, т. к. их свя­тость бы­ла оче­вид­на для ве­рую­щих. По­сте­пен­но вы­ра­ба­ты­ва­лись прин­ци­пы сис­те­ма­ти­за­ции это­го про­цес­са. В восточной Церк­ви при­зна­ни­ем свя­то­сти на мно­гие ве­ка ос­та­ва­лось ус­та­нов­ле­ние празд­но­ва­ния свя­то­му, в западной Церк­ви со вре­ме­нем раз­ви­ва­лись раз­ные фор­мы и сте­пе­ни по­чи­та­ния свя­тых.

Ос­нов­ным ус­ло­ви­ем про­слав­ле­ния во все вре­ме­на бы­ло про­яв­ле­ние свя­то­сти пра­вед­ни­ка. Со­глас­но пат­ри­ар­ху Ие­ру­са­лим­ско­му Нек­та­рию (XVII век), об ис­тин­ной свя­то­сти че­ло­ве­ка сви­де­тель­ст­ву­ют: без­уко­риз­нен­ное ис­по­ве­да­ние им пра­вослав­ной ве­ры (не ук­ло­не­ние в ере­си и рас­ко­лы), «со­вер­ше­ние всех доб­ро­де­те­лей», стоя­ние за ве­ру «да­же до кро­ви»; про­яв­ле­ние Бо­гом (че­рез под­виж­ни­ка или в от­но­ше­нии не­го) сверхъ­ес­те­ст­вен­ных зна­ме­ний и чу­дес (смотрите Чу­до); не­тле­ние мо­щей или бла­го­уха­ние кос­тей. При этом не­под­вер­жен­ность те­ла тле­нию не яв­ля­ет­ся ни дос­та­точ­ным, ни не­об­хо­ди­мым ос­но­ва­ни­ем для канонизации умер­ше­го.

В пра­во­слав­ной Церк­ви не бы­ло жё­ст­кой рег­ла­мен­та­ции канонизации, но тра­ди­ци­он­но со­блю­да­лись оп­ре­де­лён­ные ус­ло­вия. Русский цер­ков­ный ис­то­рик Е. Е. Го­лу­бин­ский, рас­смат­ри­вая во­прос об ус­ло­ви­ях при­чте­ния к ли­ку свя­тых в древ­ней Церк­ви, раз­де­лял древ­них свя­тых на 3 раз­ря­да: вет­хо­за­вет­ные пат­ри­ар­хи и про­ро­ки (смотрите Про­ро­ки биб­лей­ские) и но­во­за­вет­ные апо­сто­лы; му­че­ни­ки; свя­тые из под­виж­ни­ков (ас­ке­тов). Епи­ско­пы (свя­ти­те­ли), по мне­нию Го­лу­бин­ско­го, вна­ча­ле от­но­си­лись к 1-му раз­ря­ду, т. е. при­чис­ля­лись к ли­ку свя­тых на­рав­не с апо­сто­ла­ми — уже по при­над­леж­но­сти их к цер­ков­ной ие­рар­хии, но за­тем ста­ли про­слав­лять­ся на­рав­не с под­виж­ни­ка­ми — за лич­ные дос­то­ин­ст­ва. Со вре­ме­нем в цер­ков­ной прак­ти­ке вы­ра­бо­та­лись ли­ки (чи­ны) свя­то­сти — ка­те­го­рии свя­тых в за­ви­си­мо­сти от их при­жиз­нен­ных тру­дов: пра­от­цы, про­ро­ки, апо­сто­лы, рав­но­апо­столь­ные, ве­ли­ко­му­че­ни­ки, му­че­ни­ки, свя­щен­но­му­че­ни­ки, пре­по­доб­но­му­че­ни­ки, свя­ти­те­ли, бла­го­вер­ные (смотрите Бла­го­вер­ный князь), пре­по­доб­ные, пра­вед­ные, бес­среб­ре­ни­ки, бла­жен­ные, юро­ди­вые Хри­ста ра­ди.

Свя­тые пра­во­слав­ной Церк­ви раз­де­ля­ют­ся на об­ще­чти­мых и ме­ст­ноч­ти­мых. Сре­ди об­ще­чти­мых свя­тых вы­де­ля­ют свя­тых все­лен­ской Церк­ви и свя­тых, че­ст­вуе­мых лишь в од­ной или не­сколь­ких по­ме­ст­ных церк­вах. Сре­ди ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых раз­ли­ча­ют­ся чти­мые в пре­де­лах епар­хии или в од­ном мо­на­сты­ре. Но ха­рак­тер по­чи­та­ния оди­на­ков и для ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых, и для свя­тых все­лен­ской Церк­ви.

В русской Церк­ви в ис­то­рии канонизации вы­де­ля­ют 5 пе­рио­дов: от Кре­ще­ния Ру­си до середины XVI века; со­бо­ры 1547 и 1549 годов; от со­бо­ров XVI века до уч­ре­ж­де­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да; си­но­даль­ный пе­ри­од; современный пе­ри­од. Пра­во канонизации ме­ст­нох­ра­мо­вых и ме­ст­но­епар­хи­аль­ных свя­тых при­над­ле­жа­ло пра­вя­ще­му ар­хие­рею с ве­до­ма ми­тро­по­ли­та (позд­нее — пат­ри­ар­ха) и мог­ло ог­ра­ни­чить­ся уст­ным бла­го­сло­ве­ни­ем на ме­ст­ное по­чи­та­ние. Пра­во канонизации об­ще­чти­мых свя­тых при­над­ле­жа­ло ми­тро­по­ли­ту (пат­ри­ар­ху) при уча­стии со­бо­ра русских ие­рар­хов. В мо­на­сты­ре по­чи­та­ние под­виж­ни­ка мог­ло на­чать­ся по ре­ше­нию со­ве­та мо­на­стыр­ских стар­цев, ко­то­рые позд­нее пред­став­ля­ли де­ло на ут­вер­жде­ние епи­ско­па. Епар­хи­аль­ная власть про­во­ди­ла ра­бо­ту по удо­сто­ве­ре­нию под­лин­но­сти чу­дес при гро­бе по­чив­ше­го, не­тлен­но­сти мо­щей, за­тем ус­та­нав­ли­ва­лось тор­же­ст­вен­ное бо­го­слу­же­ние в ме­ст­ном хра­ме, на­зна­чал­ся день празд­но­ва­ния свя­то­му, соз­да­ва­лась служ­ба, пи­са­лась ико­на, со­став­ля­лось жи­тие.

В пер­вый пе­ри­од канонизации ос­но­ва­ни­ем для про­слав­ле­ния под­виж­ни­ка яв­лял­ся пре­ж­де все­го дар чу­до­тво­ре­ний от его мо­щей. Бы­ли от­кры­ты и про­сла­ви­лись чудо­тво­ре­ния­ми мо­щи кня­зей стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба, ко­то­рые бы­ли пер­вы­ми ка­но­ни­зи­ро­ва­ны в русской Церк­ви, княгини Оль­ги, преподобного Фео­до­сия Пе­чер­ско­го и др. В це­лом за пе­ри­од от Кре­ще­ния Ру­си до середины XVI века бы­ло ус­та­нов­ле­но об­ще­цер­ков­ное или ме­ст­ное по­чи­та­ние 68 свя­тых. В ис­то­рии канонизации на Ру­си осо­бую эпо­ху со­ста­ви­ли со­зван­ные по ини­циа­ти­ве ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча и митрополита Мо­с­ков­ско­го святого Ма­ка­рия со­бо­ры 1547 и 1549 годов. Пло­дом их дея­тель­но­сти яви­лась канонизация 39 свя­тых. Во 2-й половине XVI века и в те­че­ние XVII века в русские ме­ся­це­сло­вы бы­ло вне­се­но около 150 имён но­во­про­слав­лен­ных свя­тых для об­ще­цер­ков­но­го и ме­ст­но­го по­чи­та­ния. Поч­ти по­ло­ви­ну всех ка­но­ни­зи­ро­ван­ных в этот пе­ри­од со­став­ля­ют пре­по­доб­ные от­цы — ос­но­ва­те­ли мо­на­сты­рей и их по­сле­до­ва­те­ли.

Си­но­даль­ный пе­ри­од в русской Церк­ви ха­рак­те­ри­зу­ет­ся зна­чи­тель­но мень­шим ко­ли­че­ст­вом ак­тов канонизации: от уч­ре­ж­де­ния Си­но­да до вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ст­ва в 1917 году ка­но­ни­зи­ро­ва­но 10 об­ще­чти­мых и 15 ме­ст­но­чти­мых свя­тых. При этом б. ч. канонизаций при­хо­дит­ся на цар­ст­во­ва­ние императора Ни­ко­лая II.

По­ме­ст­ный со­бор Пра­во­слав­ной российской церк­ви, со­сто­яв­ший­ся в 1917-1918 годах, при­нял по­ста­нов­ле­ние о канонизации святителя Соф­ро­ния Ир­кут­ско­го и священномученика Ио­си­фа Ас­т­ра­хан­ско­го (1597-1672 годы). В по­сле­дую­щий пе­ри­од канонизация на­дол­го пре­кра­ща­ет­ся и во­зоб­нов­ля­ет­ся толь­ко в 1970 году. По­ми­мо тех свя­тых, ко­то­рые про­слав­ле­ны са­мой русской Цер­ко­вью, в её ме­ся­це­сло­вы во 2-й половине XX века бы­ли вне­се­ны име­на рус­ских по про­ис­хо­ж­де­нию угод­ни­ков Бо­жи­их, ко­то­рые бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны др. по­ме­ст­ны­ми церк­ва­ми .

Но­вая эпо­ха в ис­то­рии канонизации в русской Церк­ви на­ча­лась с празд­но­ва­ния 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си в 1988 году, ко­гда на По­ме­ст­ном со­бо­ре бы­ло про­слав­ле­но 9 свя­тых, сре­ди них осо­бо по­чи­тав­шая­ся пра­во­слав­ным на­ро­дом блаженная Ксе­ния Пе­тер­бург­ская, со­вер­шав­шая под­виг юрод­ст­ва в XVIII веке. Ар­хие­рей­ский со­бор 1989 года про­сла­вил пред­стоя­те­лей русской Церк­ви пат­ри­ар­хов Ио­ва и Ти­хо­на. По­ме­ст­ный со­бор 1990 года ка­но­ни­зи­ро­вал святого пра­вед­но­го Ио­ан­на Крон­штадт­ско­го.

В 1990-х годах са­мым ак­ту­аль­ным в сфе­ре канонизации стал во­прос о про­слав­ле­нии по­стра­дав­ших в XX веке в го­ды го­не­ний епи­ско­пов, кли­ри­ков и ми­рян. Ар­хие­рей­ски­ми со­бо­ра­ми 1992 и 1994 годов бы­ли про­слав­ле­ны 9 му­че­ни­ков; Ар­хие­рей­ский со­бор 1997 года ка­но­ни­зо­вал 3 свя­щен­но­му­че­ни­ков, ещё несколько му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков бы­ли про­слав­ле­ны как ме­ст­ноч­ти­мые свя­тые в отдельных епар­хи­ях. Юби­лей­ный Ар­хие­рей­ский со­бор, со­сто­яв­ший­ся в августе 2000 года, при­нял ре­ше­ние про­сла­вить для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских бо­лее 1200 под­виж­ни­ков ве­ры, вклю­чая тех, кто ра­нее был про­слав­лен для ме­ст­но­го по­чи­та­ния. В ча­ст­но­сти, как стра­сто­терп­цы со­бо­ром про­слав­ле­ны император Ни­ко­лай II и чле­ны цар­ской се­мьи. От­ны­не канонизации со­вер­ша­ют­ся ре­гу­ляр­но. Русской пра­во­слав­ной цер­ко­вью за гра­ни­цей канонизации про­во­ди­лись не­за­ви­си­мо от Мо­сков­ско­го пат­ри­ар­ха­та.

В 1989 году Си­нод об­ра­зо­вал Ко­мис­сию по ка­но­ни­за­ции свя­тых; со­труд­ни­чая с епи­ско­па­том, кли­ром и ми­ря­на­ми, она осу­ще­ст­в­ля­ет ко­ор­ди­ни­рую­щую роль в под­го­тов­ке про­слав­ле­ния под­виж­ни­ков ве­ры. Ко­мис­сия пред­став­ля­ет свои за­клю­че­ния пат­ри­ар­ху и Си­но­ду, Ар­хие­рей­ско­му или По­ме­ст­но­му со­бо­ру. Со­глас­но Ус­та­ву РПЦ, про­слав­ле­ние под­виж­ни­ка как ме­ст­ноч­ти­мо­го свя­то­го осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с бла­го­сло­ве­ния пат­ри­ар­ха, как об­ще­чти­мо­го свя­то­го — ре­ше­ни­ем Ар­хие­рей­ско­го или По­ме­ст­но­го со­бо­ра.

В ка­то­ли­че­ской Церк­ви канонизация — юри­дический акт, по­сред­ст­вом ко­то­ро­го Цер­ковь в ли­це па­пы Рим­ско­го тор­же­ст­вен­но про­воз­гла­ша­ет свя­тым умер­ше­го чле­на Церк­ви, из­вест­но­го сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­нью или му­че­ни­че­ст­вом за Хри­ста. Канонизация яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния свя­то­го. Про­цесс канонизации вклю­ча­ет беа­ти­фи­ка­цию (при­чис­ле­ния под­виж­ни­ка к ли­ку бла­жен­ных) и соб­ст­вен­но канонизацию. Беа­ти­фи­ка­ция лишь доз­во­ля­ет по­чи­та­ние свя­то­го, при­чём в пре­де­лах кон­крет­но­го го­ро­да, дио­це­за, мо­на­ше­ской кон­гре­га­ции и т. д. По­сле канонизации в уз­ком смыс­ле по­чи­та­ние свя­то­го ста­но­вит­ся обя­за­тель­ным для всей Церк­ви. Ре­ше­ния па­пы о канонизации счи­та­ют­ся не­по­гре­ши­мы­ми.

В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье канонизация со­стоя­ла в том, что с раз­ре­ше­ния епи­ско­па мо­щи свя­то­го тор­же­ст­вен­но по­ме­ща­лись в но­вую гроб­ни­цу и вы­став­ля­лись для по­кло­не­ния (elevatio corporis). При этом ус­та­нав­ли­ва­лось цер­ков­ное празд­но­ва­ние в честь свя­то­го, и в со­от­вет­ст­вую­щие дни его жи­тие чи­та­лось за бо­го­слу­же­ни­ем. Уси­ле­ние кон­тро­ля епи­ско­пов и ми­тро­по­ли­тов за по­чи­та­ни­ем свя­тых про­ис­хо­дит в эпо­ху Ка­ро­лин­гов. 23.03.789 года Карл I Ве­ли­кий по­ста­но­вил, что не до­пус­ка­ет­ся празд­но­вать па­мять «не­из­вест­ных» (incertae) свя­тых и лже­му­че­ни­ков. Франк­фурт­ский со­бор 794 года оп­ре­де­лил, что цер­ков­ное по­чи­та­ние долж­но ока­зы­вать­ся лишь тем ли­цам, ко­то­рые бы­ли из­вест­ны свои­ми стра­да­ния­ми за Хри­ста или бла­го­чес­ти­вой жиз­нью. Со­бор в Майн­це 813 года ре­шил, что пе­ре­не­се­ния мо­щей свя­тых мо­гут со­вер­шать­ся толь­ко по со­ве­ту ко­ро­ля или епи­ско­пов и с раз­ре­ше­ния ме­ст­но­го со­бо­ра.

Пер­вая фор­маль­ная канонизация бы­ла со­вер­ше­на па­пой Ио­ан­ном XV 31.01.993 года, ко­гда по ре­ше­нию Рим­ско­го со­бо­ра был объ­яв­лен свя­тым Уль­рих Аугс­бург­ский (890-973 годы). Од­на­ко в X-XI и да­же в XII веках епи­ско­пы со­хра­ня­ли пра­во са­мо­стоя­тель­но со­вер­шать канонизации в пре­де­лах сво­их епар­хий. В то же вре­мя в ре­зуль­та­те уси­ле­ния пап­ской вла­сти канонизация к началу XIII века ста­но­вит­ся ис­клю­чи­тель­ным пра­вом пап. Пап­ские ре­ше­ния о канонизации из­да­ют­ся в фор­ме пап­ских булл и офи­ци­аль­но ад­ре­су­ют­ся всей Церк­ви. Пер­во­на­чаль­но па­пы при­ни­ма­ли ре­ше­ния о канонизации по­сле об­су­ж­де­ния кан­ди­да­тур свя­тых на со­бо­ре; Ев­гений III (1145-1153 годы) и Алек­сандр III на­ча­ли рас­смат­ри­вать по­доб­ные де­ла при уча­стии кол­ле­гии кар­ди­на­лов. Ис­сле­до­ва­ния жиз­ни и чу­дес кан­ди­да­тов ста­ли про­во­дить­ся на мес­тах ко­мис­сия­ми, чле­ны ко­то­рых на­зна­ча­лись епар­хи­аль­ны­ми епи­ско­па­ми и ут­вер­жда­лись па­пой или на­зна­ча­лись по­след­ним. В по­сла­нии к ко­ро­лю Шве­ции Кну­ту I от 06.07.1170 года Алек­сандр III про­воз­гла­сил, что па­пы об­ла­да­ют пре­ро­га­ти­вой на канонизацию. Со­от­вет­ст­вую­щий фраг­мент из это­го по­сла­ния (Audi­vi­mus) был вклю­чён в дек­ре­та­лии па­пы Гри­го­рия IX, об­на­ро­до­ван­ные 05.09.1234 года. Ещё рань­ше, в 1215 году, 4-й Ла­те­ран­ский со­бор 62-м пра­ви­лом под­твер­дил ис­клю­чи­тель­ное пра­во пап на канонизацию (Conciliorum oecu­menicorum decreta / Ed. J. Alberigo. Bologna, 1973. P. 263–264).

С XIII века про­цесс канонизации на­чи­нал­ся, ко­гда в Ри­ме ста­но­ви­лось из­вест­но о на­родном по­чи­та­нии умер­ше­го под­виж­ни­ка. Па­па на­зна­чал ко­мис­сию для изу­че­ния его жиз­ни и чу­дес. Ко­мис­сия со­об­ща­ла свои вы­во­ды кол­ле­гии из 3 кар­ди­на­лов, ко­то­рая за­тем пред­став­ля­ла док­лад па­пе для при­ня­тия окон­чательного ре­ше­ния. Па­па Сикст V пе­ре­дал де­ла о канонизации в Кон­гре­га­цию об­ря­дов, соз­дан­ную со­глас­но пап­ской кон­сти­ту­ции «Immensa aeterni Dei» (22.01.1588 года). Па­па Ур­бан VIII (1623-1644 годы) ко­ди­фи­ци­ро­вал 12.03.1642 года нор­мы о канонизации: ввёл чёт­кое раз­ли­чие ме­ж­ду беа­ти­фи­ка­ци­ей и канонизацией в уз­ком смыс­ле и по­ста­но­вил, что де­ло о канонизации сле­ду­ет на­чи­нать не ра­нее чем че­рез 50 лет по­сле смер­ти под­виж­ни­ка. В сочинении «De servorum Dei beatifi­ca­tione et Beatorum canonisatione» («О беа­ти­фи­ка­ции слуг Бо­жи­их и ка­но­ни­за­ции бла­жен­ных», т. 1-4, 1734-1738 годы) бу­ду­ще­го па­пы Бе­не­дик­та XIV (1740-1758 годы) де­таль­но опи­са­ны про­це­ду­ры беа­ти­фи­ка­ции и соб­ст­вен­но канонизации. В 1913 году на­ча­лось ре­фор­ми­ро­ва­ние по­ряд­ка канонизации, свя­зан­ное с по­сте­пен­ным вы­де­ле­ни­ем из со­ста­ва Кон­гре­га­ции об­ря­дов спе­ци­аль­но­го ор­га­на по канонизации. В со­от­вет­ст­вии с апо­столь­ской кон­сти­ту­ци­ей «Sacra Rituum Con­gre­ga­tio» па­пы Пав­ла VI 08.05.1969 года бы­ла соз­да­на Кон­гре­га­ция по де­лам свя­тых. Па­па Ио­анн Па­вел II в апо­столь­ском по­сла­нии «Di­vinus perfectionis magister» (25.01.1983 года) из­ло­жил но­вые нор­мы в ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти этой Кон­гре­га­ции и в про­це­ду­ре рас­смот­ре­ния дел. Кон­гре­га­ция из­да­ла 07.02.1983 года пра­ви­ла про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ний по де­лам о канонизации (Normae ser­vandae in inquisitionibus). К этим ак­там от­сы­ла­ет ка­нон 1403 года Ко­дек­са ка­но­нического пра­ва 1983 года, со­глас­но ко­то­ро­му де­ла по канонизации рас­смат­ри­ва­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с осо­бым за­ко­ном. Ра­нее нор­мы о канонизации вхо­ди­ли в Ко­декс 1917 года (can. 1199–2141).

Современный про­цесс канонизации име­ет 2 ста­дии: епар­хи­аль­ную и рим­скую (апо­столь­скую). Фак­тическим ос­но­ва­ни­ем для его на­ча­ла яв­ля­ет­ся сти­хий­но воз­ник­шая и ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шая­ся из­вест­ность умер­ше­го в ка­че­ст­ве под­виж­ни­ка. Лю­бой ка­то­лик впра­ве воз­бу­дить де­ло о канонизации. Де­ло рас­смат­ри­ва­ет­ся епи­ско­пом той епар­хии, где умер под­виж­ник. Де­ла де­лят­ся на «со­вре­мен­ные» (ко­гда име­ют­ся сви­де­те­ли-оче­вид­цы под­ви­гов кан­ди­да­та; мо­гут быть на­ча­ты не ра­нее чем че­рез 5 лет по­сле его смер­ти) и «древ­ние», или «ис­то­ри­че­ские» (име­ют­ся толь­ко письменные ис­точ­ни­ки о жиз­ни кан­ди­да­та; мо­гут быть на­ча­ты в лю­бое вре­мя). По­сле рас­смот­ре­ния де­ла в специальном три­бу­на­ле под пред­се­да­тель­ст­вом епи­ско­па ма­те­риа­лы пе­ре­да­ют­ся в Кон­гре­га­цию по де­лам свя­тых, ко­то­рая пред­став­ля­ет свои вы­во­ды па­пе. В слу­чае со­гла­сия па­па из­да­ёт дек­рет о му­че­ни­че­ст­ве или о доб­ро­де­тель­но­сти кан­ди­да­та. Для му­че­ни­ков этот дек­рет рав­но­си­лен беа­ти­фи­ка­ции. Ус­ло­ви­ем беа­ти­фи­ка­ции не­му­че­ни­ка яв­ля­ет­ся свер­шив­шее­ся чу­до. Для канонизации беа­ти­фи­ци­ро­ван­но­го под­виж­ни­ка не­об­хо­ди­мо, что­бы по­сле беа­ти­фи­ка­ции про­изош­ло ещё од­но чу­до.

Ис­точники:

Lambertini P. De servorum Dei bea­tificatione et beatorum canonisatione… Bo­l­o­g­niae, 1734–1738. Vol. 1–4;

Divinus per­fec­tionis magister // Acta Apostolicae Sedis. 1983. Vol. 75. P. 349–355;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *