Канун рождества сочельник

Сочельник, или, как его еще называют, Навечерие Рождества Христова – это день накануне праздника, по-своему очень радостный.

Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – сочиво. Собственно, поэтому день и имеет такое название. Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день.

Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой — свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества. Сейчас Вечерня сочельник служится, как правило, утром 6-ого января вместе с литургией.

Правда, у этого обычая есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества.

Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать. Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогодне-рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия – и сразу же узнаешь что-то важное о своей жизни. Однако Церковь не раз высказывалась против гаданий. Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются «взять за шиворот» духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки зрения психологии, гадания тоже неприемлемы. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать. Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям. Однако это иллюзия: отвечать-то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему.

Потому Церковь и запрещает гадания. Ведь Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода. Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус – Тот Самый Божий Сын, Которого все ждут. Он предоставил человеческому сердцу свободу выбора: поверить в Рождество или нет.

Итак, до Рождества Христова остались считанные часы. Впереди самое строгое время поста. Но не стоит относиться к этому трагически. Есть в Евангелии замечательные слова – «всегда радуйтесь». Они относятся ко всему, что делает человек, даже к посту. В противном случае ни пост, ни Сочельник просто не имеют смысла.

В канун одного из самых главных церковных праздников — Рождества Христова — православные отмечают Сочельник.

Иллюстрация .com

Слово «сочельник» происходит от сочива — основного блюда этого дня, которое готовится из вареных или пропаренных зерен злаковых культур и приправляется медом, туда нередко добавляют изюм.

Однако не надо забывать, если планируется причащение во время ночного праздничного богослужения, то после шести вечера пищу не принимают и не пьют воды.

Женщины в сочельник встают как можно раньше, умываются и читают молитву. Пока не встали домашние, важно успеть приготовить кутью и узвар. Поверье гласит, что если успеть, то в семье весь год будет здоровье и достаток.

Целый день в сочельник не употребляют никакой пищи и приступают к вечере тогда, когда на небосводе появляется первая звезда, которая означает скорое рождение Христа.

Если вдруг перед Рождеством вы с кем-то поссорились, то просто необходимо помириться и простить обидчиков. Все взятые взаймы предметы нужно вернуть до Рождества.

В сочельник запрещено наводить порядок в доме, в противном случае обеспечены ссоры на весь год — 6 января посвятите только приготовлению еды.

Готовить вечерю надо с хорошим настроением, не держать зла ни на кого. Не забывайте, что все приготовления заканчивают до 15:00, именно после этого времени в храмах начинают готовиться к рождественским богослужениям.

По традиции на праздничном столе должны быть 12 блюд — по числу апостолов и месяцев в году. Они должны быть постными, ведь именно 6 января заканчивается Филиппов пост.

Рождественское меню:

Кутья — основное блюдо на рождественском столе. Именно с нее начинается праздничная вечеря.

Узвар — отвар из сухофруктов с добавлением плодов шиповника, черноплодной рябины и сушеных трав (мята, мелисса).

Пирожки — блюдо, которое обязательно ставят возле хозяина дома, поскольку символизирует мужскую энергию.

Рыба. ІХТІОС — символ Христа, греческая аббревиатура имени читается, как «рыба». Кроме того, рыба символизирует женскую энергию, а значит ставится возле хозяйки дома.

Вареники символизируют достаток в доме, ведь всем и каждому хочется «кататься, как вареник в сметане».

Фасоль и горох означают достаток, возрождение.

Борщ символизирует кровь убиенных вифлеемских детей.

Голубцы — от слова «голубь» — символа любви Божьей.

Грибы — символизируют две природы Иисуса Христа: божественную (шляпка) и земную (ножка).

Винегрет.

Хлеб.

Домашние соленья.

Ужин проводят молча, из-за стола не выходят до самого окончания. Ложку, взятую в руки, на стол назад уже не кладут. Запивают еду только узваром.

Из дома до окончания вечери не выходят, чтобы не впустить нечистую силу. Да и вообще лучше не оказываться в сочельник далеко от своего дома, чтобы весь последующий год не скитаться.

Накрывая на стол, выбирают праздничную скатерть и посуду, расставляют свечи. Живой огонь — защита дома от нечисти. Самим также следует нарядиться в новую и обязательно светлую одежду, чтобы не накликать траур в семью.

За столом собираются все без исключения члены семьи, при этом незамужние и неженатые молодые люди на углах столов не сидят. К столу нельзя также опаздывать — будешь весь год блуждать в далекой стороне.

Если же гости неизбежны, стараются, чтобы пришел счастливый и приятный человек. Эта примета связана с общеевропейской традицией первого гостя: кто первым переступит порог дома, тот и запрограммирует семью на весь год. И если придет человек злой, год будет неудачным.

Перед тем, как садиться за стол в Свят вечер, нужно дунуть на лавку или стул, чтобы сдуть души предков, заглянувших в гости, и ненароком на них не сесть.

В Рождественскую ночь нельзя ложиться спать — счастье свое проспишь.

Теплое Рождество — к холодной весне.

Наши предки верили, что в три часа ночи с 6 на 7 января открываются небеса, поэтому если в это время выйти на улицу и попросить высшие силы о своей мечте, она непременно исполнится. Главное, помнить: нельзя просить за других — желание должно быть только вашим, а еще оно ни в коем случае не должно нанести вред другим — это категорически воспрещается.

Празднику Рождества Христова, как и Крещению, предшествует навечерие, свидетельствующее об особой важности наступающего торжества. Издревле в Церкви Православной в навечерие совершаются часы, называемые Царскими. Царские часы начинаются и совершаются при скрытых Царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в значение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем языкам (народам). Пред чтением Евангелия на каждом часе бывает каждение. Этим воскурением фимиама воспоминаются ливан и смирна, принесенные с востока волхвами новорожденному Царю Иудейскому. На часах 1, 3, 6 и 9 Святая Церковь воспоминает пророчества и события, относящиеся до Рождества Спасителя по плоти, – новорожденного Царя Иудейского, потомка Давидова. С чтением пророчеств Святая Церковь соединяет на часах глаголы ап. Павла и евангелистов, свидетельствуя ими об исполнении пророчеств. Священные чтения сопровождаются торжественными песнопениями, изъясняющими чтения. Обычай совершать пред праздником Рож­дества Христова навечерие – несомненно древний. По намерению Святой Церкви, канун Рождества Христова есть день усиленного приготовления к достойному сретению праздника Рождества Христова. «Приидите, вернии, взывает в песнопениях этого дня Святая Церковь, возведемся божественна, и видим схождение божественное свыше, в Вифлееме к нам явление: и умом очистившеся житие принесем добродетели»; «потщимся спешно приити в Вифлеем на поклонение с волхвы, плоды изряднейших деяний носяще яко дары». Для более достойного приготовления к сретению (Великого Праздника, Святая Церковь в этот день, именуемый сочельником, усиливает предшествующий 40-дневный пост и в самый день навечерия предписывает наиболее строгое пощение.

Источник: Вечное/»L’Éternel». Православный журнал. № 10. — Аньер (Франция), 1949.

Оглавление

В России есть два дня, содержащих в своем названии красивое слово «сочельник»: 6 января — Рождественский сочельник и 18 января — сочельник Крещенский, пишет «Российская газета». И если с Крещенским сочельником все более или менее ясно, и даже атеисты помнят, что в этот день в «церквях раздают святую воду», то Рождественскому сочельнику повезло меньше: тут и у верующих возникает масса вопросов. Например, во сколько разрешается есть в Рождественский сочельник, если это последний день Рождественского поста, когда принято самое строгое воздержание? И что можно есть? Как правильно провести день накануне Рождества? Или, как безапелляционно формулируют некоторые СМИ, «что обязательно надо сделать в Рождественский сочельник, а что делать категорически нельзя?»

Начнем с сакраментального: «Когда разрешено есть в Рождественский сочельник?» К сожалению, вопрос о еде в пост — неважно, Рождественский ли это пост, или Великий — часто затмевает и тему молитвы, и тему смысла поста, но раз уж это так всех волнует, давайте раз и навсегда проясним вопрос с питанием в день накануне Рождества. Тем более, что само слово «сочельник» произошло от названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом — «сочива». Иван Сергеевич Шмелёв, называя «сочиво» кутьёй, добавляет к главному (и единственному!) блюду Рождественского сочельника и специальный напиток — «взвар» (крепкий отвар) — из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики). Здесь же, в романе классика «Лето Господне», читаем: «В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели…» Но до какой звезды? Почему до звезды? Будем разбираться.

Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только «после первой звезды», соблюдалась верующими не одно столетие — в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви «первая звезда» символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь — это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть — но только сочива: строгий пост.

Теперь давайте вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера 6 января мы уже ничего не едим. Вот временные границы постного питания в последний день Рождественского поста (кто знает, может, именно об этом рассказывается в статье с пугающим заголовком «Что категорически нельзя делать в Рождественский сочельник», другие варианты тут просто невозможны).

Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное застолье. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста — слово «разговение», не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией — Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?

Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома ставилась елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп — игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что «не оскудевает рука дающего». Все это и было даром человека Христу, вот это и есть главные подарки, которые следует дарить в сочельник.

Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые «царские часы», получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

В Рождественский сочельник принято исповедоваться — с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа (возможно, именно это имели ввиду авторы броской заметки о том, «что нужно обязательно сделать в Рождественский сочельник»).

Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество — время особенное: будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти январские ночи входит в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие, произошедшее две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным — Младенцем (это и называется тайной Боговоплощения)… Нет, Рождество — это не просто воспоминание о неком событии, имевшем место быть две тысячи лет назад. Феномен Рождественской ночи в том, что время будто останавливает свой бег, давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то непостижимым образом делая нас причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду любви Божьей к нам, людям. И сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь не только этому, такому зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему. Почему так происходит? Об этом лучше спросить у поэтов. Один из них, Константин Михайлович Фофанов (1862 — 1911гг.), объяснял это так:

«Еще те звезды не погасли,

Еще заря сияет та.

Что озарили миру ясли

Новорождённого Христа…»

А ведь и в правду, ещё те звезды не погасли, и в морозные ночи Рождественского сочельника и праздника Рождества это чувствуется особенно остро…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *