Капитанская дочка совет пугачева

Настройки

Размер шрифта Цвет текста Цвет фона

О романе. Повесть рассказывает о реальных событиях времен Пугачевщины. Произведение представлено читателям в виде записок из дневника воспоминаний Гринева Петра, ставшего непосредственным участником крестьянской войны, под предводительством Емельяна Пугачева, в 1773-1775 годах. Бунтарь провозгласил себя лжецарем, и решил вершить суд над теми, кто отказывался признать его власть. Краткое содержание по главам романа «Капитанская дочка» поможет лучше познакомиться с исторической эпохой России конца XVIII века.

Глава 1. Сержант гвардии

Петр Гринев вспоминает детство и юность. Он родился в семье отставного офицера, служившего на графа Миниха. Мать происходила из бедного дворянского рода. Все девять детей супружеской пары умерли во младенчестве. А когда женщина еще ожидала Петю, отец уже записал ребенка на службу в Семеновский полк. Петр выдвинул предположение, что если бы родилась девочка, то родитель мог и отказаться от нее.

Сначала паренька учил старый слуга Савельич, а потом нанятый француз Бопре. Вскоре, отец выгнал его со двора, так как тот вместо обучения сына наукам, только пил да развлекался с барышнями.

Когда Пете исполнилось 16, отец отправляет его на службу в Оренбург. Сын мечтал о Петербурге, надеясь, что там его ждет свободная жизнь. Вместе с ним едет и старый слуга. В Симбирске мужчины делают остановку. Старик уходит за покупками, а парень попадает в трактир, где знакомится с ротмистром Зуриным. Тот учит его игре в бильярд. Петруша проигрывает новому знакомому сто рублей. Савельич возмущен поступком хозяина, но деньги отдает.

Глава 2. Вожатый

Молодой Гринев с верным слугою едут в крепость. Извозчик предупреждает, что может начаться сильная метель, но парень велит двигаться дальше. Поднялся сильный ветер и пошел снег. Путники встретят незнакомца, который поможет им найти дорогу к постоялому двору.

В пути Петя задремлет. Ему приснится странный сон. Он вернулся домой, получив новость о болезни отца. На ложе он увидит не его, а совершенно другого мужчину, с черной бородой. Незнакомец размахивает топором и крушит все вокруг, убивает людей. Парня же он не тронет. Проснувшись, тот будет очень удивлен. Ведь путник, который помог им выбраться, очень похож на мужчину со сновидений. В знак благодарности, Гринев подарит ему заячий тулуп.

Когда Петя и Савельич приедут в Оренбург, они отдадут сопроводительное письмо отца его знакомому. Тот, чтобы удовлетворить просьбу мужчины, отсылает его сына еще дальше, в Белгородскую крепость.

Глава 3. Крепость

Гринев прибыл в Белгородский гарнизон. Он по-другому представлял себе местность. Маленькие кривые избушки, старые пушки, добродушные люди — все это поразило его. Руководит всем Миронов Иван Кузьмич. Его жена Василиса Егоровна принимает не меньшее участие в управлении крепостью. Дочь Маша весьма скромная особа.

Не успели прибывшие заселиться, как к ним в гости пожаловал поручик Швабрин. Попал он сюда в наказание за убийство человека на дуэли. Он сразу же показался Пете неприятным. Особенно от того, что говорил множество нелестных речей о молодой Марии, дочери капитана.

Глава 4. Поединок

Петр часто заходит в гости к коменданту. Служба не тяготит его. Парень проникается нежными чувствами к Маше. Она оказалась весьма умной и воспитанной девушкой. Гринев посвятил ей песню, которую написал сам. Швабрин раскритиковал каждое слово. Он сказал, что вместо песенок, ей лучше подарить серьги, и она будет приходить к нему каждую ночь. Ведь отец не может дать ей огромного приданого.

Петя вызывает обидчика на дуэль. Им не удастся драться в назначенное время. Их схватят солдаты, которых пришлет Василиса Егоровна. Парни согласятся с речами окружающих, и пообещают больше не накалять обстановку.

Вскоре возле реки случится поединок. Швабрин начнет сдавать позиции. Петр услышит голос Савельича, обернется, и враг ранит его. Тот упадет без сознания.

Глава 5. Любовь

За Петей ухаживает Мария. Он делает ей предложение руки и сердца. Девушка любит его. Налаживаются и отношения со Швабриным.

Гринев отправляет родителям письмо с просьбой благословить его на брак с любимой. Отец присылает ответ. Он против выбора сына, и намерен отправить его на серьезную службу, чтобы он «понюхал пороху». Парень рассказывает об этом возлюбленной. Они отдаляются друг от друга. А сам Петр впадает в депрессию. Он боится, что может сойти с ума.

Глава 6. Пугачевщина

В один из вечеров, Миронов собрал у себя офицеров, проживающих в крепости, и сообщил о побеге из-под стражи бунтаря Емельяна Пугачева. Он назвался царем Петром III. Злодей со своими сторонниками уже захватил несколько небольших губерний.

Иван Кузьмич готовится к бою. Жена не хочет уезжать из крепости. А Машу решено отправить к крестной. Девушка со слезами на глазах прощается с родными и возлюбленным. Гринев снова объясняется ей в любви, и дает обещание помнить о ней до последнего вздоха.

Глава 7. Приступ.

Пугачев нападает на Белогородскую крепость. Швабрин оказался предателем. Враг жестоко расправляется с комендантом, его слугами, верной супругой. Многие солдаты присягают на верность бунтарю. Судьба Гринева пока не определена. Все его мысли заняты Машей. Он очень переживает о том, удалось ли ей спастись.

Глава 8. Незваный гость

Пугачевские сподвижники вместе со своим государем празднуют победу. Емельян зовет к себе Петра, и говорит ему, что сразу узнал Савельича, а потом его. Не забыл бандит как парень отдал ему в лютый мороз свой заячий тулуп.

Злодей просит, чтоб Петр служил ему верно, или хотя бы не шел в бой против него. Но парень отвечает, что он человек подневольный, и не может такого пообещать. Его искренность подкупила самозванца, и он отпустил собеседника.

Глава 9. Разлука

Савелий с хозяином покидают крепость. Пугачев советует им идти в Оренбург, и сообщить там о его скорейшем наступлении. Напоследок, он дарует парню и его слуге коня и теплые вещи. Козак, который привез дары, сказал, что деньги он растерял в пути.

Влюбленный не мог не попрощаться с Машей. Попадья рассказала о том, что всю ночь девушка провела в бреду. С глубокой тоскою в сердце Петруша покидает Марию Миронову.

Глава 10. Осада города

Гриневу удается добраться до Оренбурга. Власть принимает решение не идти в наступление, а держать оборону, несмотря на уверения Петра использовать тяжелую артиллерию.

Пугачев уже подошел к городу. Долгие дни осады превращаются в мучения. Повсюду голод и бедность. Петр встречает Максимыча, из Белогородской губернии. Он передает парню письмо от Маши. Девушка пишет любимому, что Швабрин насильно удерживает ее в плену, требуя стать его женой. Гринев просит у властей помощи, но ему отказано дать солдат.

Глава 11. Мятежная Слобода

Петр держит путь в Белогородскую крепость за Марией. По пути, его со старым слугою схватили пугачевские сподвижники. Они привели путников к своему правителю. Гринев не стал изворачиваться, и рассказал тому всю правду о том, что едет спасать возлюбленную сироту, которую силой в плену удерживает Швабрин.

Пугачев едет вместе с Петей, чтобы наказать того, кто обидел его невесту. По дороге он говорит, что собирается напасть на Москву, хотя понимает, что может быть схвачен.

Глава 12. Сирота

Пугачев видит в каком состоянии пребывает Маша, и требует Швабрина освободить ее. Тот, в отместку, рассказывает, что она является дочерью коменданта губернии. Однако и на этот раз Гриневу везет. Бунтарь прощает ему, что тот скрыл от него данную информацию. Он велит выписать им пропуск, и отпускает на волю.

Молодые решили ехать к родителям Петра. Юноша уверен, что они давно изменили свое мнение по поводу его женитьбы. Ведь отец Марьи пал смертью настоящего героя.

Глава 13. Арест

Влюбленные уже недалеко от дома родителей. Солдатам, остановившим карету, ямщик представил их кумовьями Пугачева, и их схватили. Выяснится, что начальствует над гусарами Зурин, обучавший Гринева игре в бильярд. Он отговорит друга жениться, и тот отправит Машу с Савельичем в родное поместье, а сам ринется воевать.

Пугачев доберется и до Сибири. Вскоре он будет пойман. Теперь Петр сможет вернуться к родным. Зурин получает письмо с приказом немедленно арестовать друга и предать суду.

Глава 14. Суд

На Гринева надевают стальные цепи, и он понимает, что произошедшее с ним грозит бедой. Его оправданиям не верят. Приговор пожизненная ссылка в Сибирь.

Мария едет в Петербург, чтобы встретиться с императрицей и оправдать Петра. В Царском саду она встречает женщину, рассказывает ей о своей судьбе. Оказывается, это и была государыня. Она жалует свободу возлюбленному Марии. Молодые супруги Гриневы живут в Симбирской губернии, воспитывают детей.

Пропущенная глава (присутствовала в рукописях, но редко издавалась с остальным текстом)

Петр, отослав Машу и старика Савельича в родительское гнездо, наконец успокоился, и стал со всей отвагою бороться с пугачевскими приверженцами. Когда его отряд находился слишком близко от родного дома, он переправился через Волгу, а потом, сумев раздобыть лошадь, добрался к близким. Там он узнал, что крестьяне поддержали бунт, и выступили против семейства Гриневых.

Пока бунтари ожидали подкрепления, близкие Пети находились в амбаре под замком. Туда же предатели и поместили прибывшего сына Андрея Петровича. В селение вошли солдаты Пугачева, под предводительством Швабрина. Он дает распоряжение повесить семейство его соперника.

Гусарский эскадрон Зурина не допустил беды, вовремя прорвав оборону, и добравшись к поместью. Петр ранит врага. Швабрина отправляют в Казань. Возлюбленный Марии Мироновой вновь отправляется в бой.

На этом и заканчивается краткий пересказ романа «Капитанская дочка», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Другие материалы по роману «Капитанская дочка»:

Образ и характеристика Пугачёва

Образ и характеристика Петра Гринева

Образ и характеристика Швабрина

Образ и характеристика Маши Мироновой

История создания романа

  • Упражнение 5
  • Обособление определений

    Упражнение 5

    Укажите номера предложений, где необходимо обособить определения.

    1. Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении тоски.

    2. По небосклону высокому и прозрачному поднимался золотой шар солнца.

    3. Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.

    4. По степи густо заросшей травой лошади шли медленно.

    5. У околицы горит распахнутое в небо окошко.

    6. Перед нами раскрывалась поражавшая своим видом панорама.

    7. Пугачев верный своему обещанию приближался к Оренбургу.

    8. Взволнованный и усталый я бросился в кресло.

    9. Он внимательно читал написанное мелким почерком письмо.

    10. Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти.

    11. На столе лежали собранные мальчиком камешки и ракушки.

    12. Покрытая желтым абажуром лампа освещала комнату.

    13. Молчаливый он не запрещал мне говорить обо всем.

    14. Науки чуждые музыке были чужды мне.

    15. Под ногами похрустывает пахнущий влагой мартовский снег.

    16. Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться старых деревьев.

    17. Не прекращающийся несколько дней снегопад ограничивал видимость.

    18. За синими морями забытый он угасал один.

    19. Третью неделю лил дождь упорный и беспощадный.

    20. Подвешенный на сучок сосны электрический фонарик освещал лица детей.

    21. Сосновыми иголками был усыпан отсыревший с рассветом песок.

    22. Сердитый на вид он был добряк в душе.

    23. Капли росы еще не успевшей высохнуть сверкают на листве.

    24. Тишина прерывалась долетавшими издалека звуками песни.

    25. Черные глаза серьезные и пронизывающие смотрели на меня.

    26. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

    27. Утомленный ходьбой по болоту забрел я в сарай и заснул глубоко.

    28. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная голубым светом расширилась.

    29. Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.

    30. Выросший в нищете и голоде Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым.

    Как меня приняли за инспектора

    В старом турецком отеле в Белеке, где мы на майские праздники собрались на конференцию бизнес-тренеров, меня приняли за скрытого международного инспектора, который приехал проверять соответствие отеля категории 5 звезд.
    Во-первых, я сразу оставил чемодан на рецепции и пошел смотреть: какие у них есть сауны и подробно расспросил о режиме работы бассейна. Во-вторых, уборщица обнаружила и рассказала старшему менеджеру, что у меня в номере все время включен ноутбук. И, в-третьих, я же все время хожу с тетрадью и ручкой и что-то записываю.
    На планерке старший менеджер попросила всех — внимательнее относится к этому гостю, который пытается сделать вид, что он русский и как бы приехал на конференцию тренеров. Инспектора они ждали, но не в самом начале сезона, а позже.
    Персонал старался. Как только я спускался в холл, меня с улыбкой окликал дежурный администратор:
    — Как дела? Все в порядке?
    Конечно, они быстро заметили, что я не хожу на пляж. Никто не видел меня там в плавках. Иногда я появлялся возле лежаков в брюках и куртке, хотел подышать морским воздухом, и проходил вдоль зонтиков, хмуро поглядывая на загорающих топлес немецких пенсионерок. Ну, бывает же, что человек мерзнет на пляже. Но им в отеле казалось, что это странно. Подозрения усиливались.
    На третий день, на вопрос «Как дела?», я без особой надежды сказал, что хочу поменять номер (гостиница была заполнена). Администратор обрадовался, стал расспрашивать – не хочу ли я в бунгало, без доплаты, и какой мне больше подойдет: с видом на море или в парке. Я выбрал в парке, но с видом на море.
    Но все же они продолжали беспокоиться. Ведь не было известно точно – инспектор я или нет. В массажном салоне, где я, исполняя давнюю мечту, заказал 10 разных массажей и 2 обертывания, массажист Нури старательно расспрашивал меня – как отдыхается, как учеба. Я рассказывал, что приехало много тренеров, мы делимся опытом, но подозрения не отступали. Меня стали пропускать на массаж без очереди. Очень извинялись перед другими отдыхающими, предлагали им пока попить чай. И клали меня на кушетку со словами: «Человек с конференции, у него мало времени».
    Последние их сомнения развеялись, когда охранники обнаружили меня на территории в 6 утра. Причем я был с фотоаппаратом. Зафиксировали, что я снимал инвентарь бассейна и пляжа, заднюю часть открытого бара и детскую площадку.
    Утро в тот день было особое. Я, проснулся от пения птиц, и обнаружил, что ночью прошел дождик, и все невероятно блестит, все в каплях. Не поленился, взял свой Кенон и пошел пощелкать. Особенно интересно было ловить первые солнечные лучи на пляжном инвентаре. Лежаки, как бы обсыпанные стразами капель, придавали пляжу волшебство. Я перебегал с места на место, чтобы поймать первые лучи и был взволнован.
    Охранники, скрытно следящие за мной, тоже волновались, беззвучно охали и хватались за голову. «Что этому человеку не понравилось в нашем инвентаре?» — спрашивали они друг друга с тревогой.
    То, что я одновременно фотографировал цветы и пальмы, не сбило охранников с толку. На общем совещании было решено, что я это делал для отвода глаз.
    Внимание ко мне еще больше усилили. Я мельком сказал бармену, что отлежал шею, он позвонил прямо из-за стойки и мне принесли в бунгало две другие подушки на выбор. Я благодарил, но отель действительно волновался за свои пять звезд, он был старый, в прошлом сезоне были жалобы от клиентов, директор ездил в Анкару и замял вопрос, но скрытого инспектора им пообещали. Начальство просило всех быть начеку, не расслабляться. А я, ничего не подозревая, подолгу сидел по вечерам в Интернет-кафе, описывал знакомым впечатления и слал фото. «Отчеты пишет», — нервничали в дирекции. Чтобы я не делал – все трактовалось теперь в пользу уже принятой версии.
    Массажный салон с удовольствием обсуждал меня после каждого посещения. «Теперь понятно, — говорили две маленькие улыбчивые казашки, которых представляли тайскими массажистками, — почему он так много сразу массажей заказал и даже не торговался. Не свои же деньги тратит. Ему там выдали в министерстве». Все вздыхали.
    В этот же день, ближе к вечеру, мне пришло в голову снять маленькую цинковую метку на сосне, на окраине территории гостиницы. Мне это показалось очень символично. «На каждого из нас окружающие тоже ставят метки,- рассуждал я, выбирая кадр, — и позже ты ходишь с этим ярлычком и почему-то соглашаешься с его наличием». Эта метафора так увлекла меня, что я сделал кадров 10 в разных ракурсах. Разумеется, об этом тут же сообщили директору. В кабинете у него царила паника. «Он еще и метки фотографирует! — восклицал директор. – Я же просил, еще в марте обновить их, проверить!».
    Вечером, рассказывая жене об этом случае, директор неожиданно для себя расплакался. Он много души вложил в этот отель, но новые требования международной ассоциации казались ему чрезмерными. Раньше все было иначе.
    Все следующие дни менеджеры в пиджаках ходили по территории и нервно делали замечания персоналу. Хотя все и так старались, но менеджерам казалось, что людей нужно держать в тонусе.
    Уже ближе к отъезду, один из коллег-тренеров, специалист по презентациям, посоветовал мне пойти на берег и покричать. Представить, что у меня во рту горячая картофелина и как бы, держа ее в открытом рту, хорошенько прокричаться, раскрыть связки.
    Когда я, отойдя немного в сторону от пляжа, так и сделал, то есть, стал изо всех сил кричать, обращаясь к мору, у служащих отеля натурально поехала крыша. Ну, как они могли пояснить такие действия инспектора? Какую гипотезу придумать? На планерке где обсуждался этот факт, все были в растерянности. Мнения в итоге разделились. Большинство приняло версию молодого менеджера, который сказал, что я просто придурок. Инспектор – придурок, это многое объясняет. Но нашлись и другие, которые высказывали догадку, что я передаю какое-то звуковое сообщение в ассоциацию отелей, что это новая форма связи.
    И еще вот это моя манера, вдруг достать диктофон и записать туда какую-то мысль. Я гулял по территории и что-то наговаривал на диктофон, мне приходили в голову замечательные идеи по тренингам. В перерывах конференции я в отличном расположении духа бежал в свое бунгало, брал фотоаппарат и шел щелкнуть смешную табличку возле теннисного корта, а после, сидя на корточках, долго выбирал ракурс для снимка желтого шланга, картинно свернувшегося на зеленом газоне…
    Старший менеджер, ветеран отеля, посматривал за мной издалека, качал головой и говорил коллегам с восхищением: «Вылитый инспектор! В 1998 году точно такой же приезжал».
    Провожали меня очень душевно. Я ехал один в микроавтобусе. Администратор сам убедился — удобно ли будет сидеть и надежно ли сложены мои вещи. Все присутствовавшие, включая меня, были вполне счастливы.
    Вспоминаю сейчас, и даже не знаю, советовать ли тем, кто собирается на отдых, прикидываться инспекторами. Это ведь как повезет: тебя или принимают за инспектора или нет. И от тебя не так уж много зависит.

    Опубликовано в «Газете по-киевски»в мае 2008 с сокращениями

    Исторический роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» — прекрасный пример того, как мастерски автор адаптирует произведение под читателей. Сохраняя исторический хронометраж действия, точно передавая речь и манеру повествования, Пушкин не наполняет текст сложными речевыми оборотами и архаическими словами. Произведение легко читать, действия и переживания персонажей легко чувствовать. Все герои понятны, главные герои не затмевают важных второстепенных персонажей. Герои романа – живые люди. Не абсолютно положительные и не абсолютно отрицательные. В антагонисте Пугачёве проявляются самые разные стороны человеческого характера, Пётр Гринёв показан не как «рыцарь на белом коне», а как обычный юноша со своими переживаниями и душевными метаниями.

    Глава I Сержант гвардии

    Отец главного героя, Андрей Петрович Гринёв, служивший в молодости при графе Минихе, вышел в отставку премьер-майором. С тех пор он жил в Симбирской деревне, женился на Авдотье Васильевне, дочери бедного дворянина. Единственный выживший ребёнок пары – Пётр Гринёв, главный герой.

    С пятилетнего возраста Пётр был отдан на воспитание стремянному Савельичу, который будет сопровождать его на протяжении всего действия романа. В шестнадцать лет Пётр был отправлен на службу в Оренбург под начальством старинного друга Андрея Петровича.

    Пётр с Савельичем прибыли в Симбирск, где остановились на сутки в трактире. Там Гринёв познакомился с ротмистром Зуриным, который учит его играть в бильярд, и Пётр проигрывает сто рублей, а потом напивается. Савельичу приходится отдавать долг вместо Петра, а тот с неспокойной совестью и глубоким раскаянием отправляется дальше из Симбирска.

    Глава II Вожатый

    Пётр с Савельичем едут дальше. Гринёв раскаивается, и они мирятся. По мере приближения к месту назначения погода портится. Несмотря на предупреждение ямщика о буране, Пётр настоял на продолжении пути. Непогода застала повозку, и они свернули с пути в ближайшую деревню. По дороге Пётр засыпает, ему снится пророческий сон, в котором увидел на месте отца мужика с чёрной бородою. Тем временем они приехали на постоялый двор, где Гринёв увидел чернобородого мужчину из своего сна, который оказался вожатым, указавшим им путь к постоялому двору. Следующим утром буря утихла, и Гринёв засобирался в путь. Он расплатился с хозяином, а вожатому отдал свой заячий тулуп.

    В Оренбурге Гринёв отправился прямиком к генералу. Тот направил его в Белогорскую крепость к капитану Миронову.

    Глава III Крепость

    Белогорская крепость находилась в сорока вёрстах от Оренбурга. В первый же день Гринёв познакомился сначала с капитаншей, а потом и с самим комендантом. На следующий день Пётр познакомился с Швабриным, они сдружились.

    В тот же день Гринёв впервые видит Машу Миронову, и она ему не очень нравится, так как Швабрин перед этим описал её недалёкой дурочкой.

    Глава IV Поединок

    После нескольких недель проживания в крепости Пётр свыкся с мирным течением дел здесь, жизнь стала приятной. Он познакомился ближе с Марьей Ивановной, и нашёл в ней благоразумную и чувствительную девушку. А отношения со Швабриным стали менее приятными. Гринёва задевали его шутки в сторону семьи коменданта, а особенно замечания о Маше.

    Пётр начинает упражняться в написании стихов и посвящает их Маше. Одно из своих произведений он отнёс Швабрину, но тот раскритиковал и высмеял его, а также назвал Машу меркантильной и жеманной. Гринёв в бешенстве называет Швабрина мерзавцем, а тот вызывает Петра на дуэль.

    Первый раз сойтись им не удалось. Иван Игнатьич, выбранный Гринёвым в секунданты, отказался в таком деле участвовать и отвёл дуэлянтов к коменданту. В тот же вечер Пётр узнаёт, что Швабрин сватался к Марье год назад, но получил отказ. Во второй раз дуэль состоялась. Отвлечённый Савельичем, сбегавшим к нему по нагорной тропинке, Пётр отвлёкся, и был ранен.

    Глава V Любовь

    Пока Гринёв поправлялся после ранения, Маша часто ходила к нему, что его очень радовало. Пётр делает Маше предложение, и она соглашается, но волнуется, как отреагируют его родители на их союз. Гринёв пишет родителям письмо, согласовывая текст с Машей.

    Со Швабриным Пётр помирился в первые дни своего выздоровления. Он оправдал клевету на Машу задетым самолюбием Алексея Ивановича.

    Через несколько дней приходит ответ от отца Гринёва. В письме он пишет, что не намерен давать ни согласия, ни благословения на брак сына с Марьей Мироновой. Маша, узнав об отказе, очень расстроилась, но без благословения родителей Петра не хотела за него выходить.

    Глава VI Пугачевщина

    В начале октября 1773 года коменданту Белогорской крепости приходит бумага от генерала. Из неё становится известно, что из-под караула сбежал раскольник Емельян Пугачёв, приняв на себя имя покойного императора Петра III.

    Позже коменданту пришло воззвание Пугачёва, где тот выявил намерение идти на Белогорскую крепость. Когда стало известно, что соседняя крепость взята злодеями, комендант с женою решают отправить Машу в Оренбург.

    Глава VII Приступ

    Гринёв всю ночь не спал. На заре он хотел отправиться к воротам и проводить Машу. Утром он узнаёт, что Пугачёв приступил к Белогорской крепости, а Маша не успела уехать.

    Начался приступ. Комендант был ранен в голову, а Петра взяли в плен. Кричали, что государь ждёт пленных на площади и принимает присягу. Там, на площади, повесили Ивана Кузьмича за неповиновение. В толпе мятежников Гринёв видит Швабрина, обстриженного в кружок. Швабрин что-то шепнул на ухо Пугачёву, и тот, даже не взглянув, велел Петра повесить. Гринёва спас Савельич, бросившийся в ноги Пугачёву, прося помиловать барское дитя.

    Жители начали присягать самозванцу. На улицу приволокли комендантшу. Она увидела повешенного мужа, закричала, и молодой казак убил её.

    Глава VIII Незваный гость

    Гринёв узнаёт, что Машу спрятали у попадьи. Савельич узнаёт в Пугачёве пьяницу с постоялого двора, которому Пётр даровал свой тулуп.

    Пугачёв зовёт Гринёва к себе. Там он просит Петра служить верой и правдою, присягнув «государю». Гринёв отказывает самозванцу, так как он присягнул уже императрице. Жизнь Петра теперь во власти самозванца, и ему решать — отпустить Гринёва или казнить. Искренность юноши поражает Пугачёва, и он отпускает его «на все четыре стороны».

    Глава IX Разлука

    Утром на соборном месте Савельич даёт Пугачёву бумагу, где перечислено все добро, что разбойники самозванца растащили из квартиры Гринёва. Пугачёв в припадке великодушия щадит старого дядьку, и уезжает из крепости.

    Гринёв спешит в дом священника, желая увидеться с Марьей Ивановной. Они прощаются, Пугачёв дарует Петру тулуп и лошадь. Швабрина назначают новым командиром крепости.

    Глава X Осада города

    Спустя несколько дней пришло известие, что Пугачёв приближается к Оренбургу. Во время осады Оренбургской крепости, жизнь там стала невыносимой. Из Белогорской крепости не приходило ни одного письма, разлука с Машей становилась Гринёву нестерпима.

    В один день Пётр получает письмо от Маши. Она пишет, что Швабрин принуждает её выйти за него замуж, а в случае отказа грозится сдать Машу в лагерь к Пугачёву. Разгневанный Пётр поспешил к генералу с просьбой поехать с солдатами очистить Белогорскую. Генерал понимает гнев Гринёва, но отказывает выделить солдат для осады крепости, тогда Пётр решает действовать по-другому.

    Глава XI Мятежная слобода

    Пётр с Савельичем едут в Белогорскую крепость. По дороге их хватают караульные и отводят в избу. Там Гринёв признаётся Пугачёву, что едет в Белогорскую избавить сироту, которую там обижают.

    Следующим утром Пугачёв с Гринёвым поехали в крепость.

    Глава XII Сирота

    В крепости Швабрин говорит, что девушка больна, что она жена его. На деле же Маша сидела под караулом, она была худа и бледна, а на столе стоял лишь кувшин с водой, накрытый куском хлеба.

    Раздосадованный Швабрин выдаёт секрет Маши, признаётся, что она дочь капитана. Несмотря на это Пугачёв отпускает её с Гринёвым.

    Глава XIII Арест

    Машу с Петром останавливают караульные. В майоре Гринёв узнает Зурина. Поговорив с ним, Пётр решает отправить Машу с Савельичем в деревню к родителям, а сам остаётся служить в отряде.

    В конце февраля Пугачёв был разбит, но не был пойман, а собрал новую шайку и опять начал злодействовать. Вскоре стало известно, что Пугачёв был окончательно разбит. Война была окончена, и Гринёв мог ехать домой. Зурин дал ему отпуск, но в день отъезда пришёл приказ об аресте Петра.

    Глава XIV Суд

    Гринёва привезли в Казань. На следующий день тюремный сторож объявил Петру, что его требуют в комиссию. Обвинителем Петра оказался Швабрин, утверждавший, что Гринёв был шпионом Пугачёва. Чтобы не впутывать Машу, Гринёв умолчал о причине своего отъезда из Оренбурга.

    Тем временем Марья Ивановна была принята родителями Гринёва очень тепло и радушно. Новость об аресте Петра поразила всех. Для спасения возлюбленного Маша отправилась в Петербург.

    Одним утром на прогулке Маша знакомится с дамой. Ей Маша честно рассказала о цели своего приезда в Петербург – она хочет просить Императрицу о помиловании своего возлюбленного. Женщины разошлись, а позже лакей объявил Маше, что государыня приглашает её к себе.

    В императрице Маша узнала свою новую знакомую. Императрица передала Маше письмо с помилованием Петра. В тот же вечер Марья Ивановна обратно поехала в деревню.

    В конце 1774 года Пётр был освобождён от заключения, присутствовал на казни Пугачёва, а потом вернулся в деревню. Вскоре они с Марьей Ивановной поженились, и их потомство благоденствует в Симбирской губернии.

    Ксения Романова

    Сочинение Часто, наоборот, сопоставление фактов, событий, о которых говорит или которые рисует рассказчик, подтверждает и углубляет его оценки и выводы. Так, перекликаются сцены военных советов в Белогорской крепости и в Оренбурге. Сопоставление этих сцен может быть поручено ученикам; Читатель направляет и углубляет их наблюдения. Пусть Читатели обратят внимание на следующие детали:
    Пирушка у Пугачева
    * «А, ваше благородие! — сказал Пугачев, увидя меня.— Добро пожаловать, честь и место, милости просим».
    * «Необыкновенная картина мне представилась. За столом, . накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами…»
    * «Сосед мой, молодой казак, стройный и красивый…»
    * «Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю… Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева».
    * «И на сем-то странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое»
    Военный совет в Оренбурге
    * «Я застал у него (генерала) … толстого и румяного старичка в глазетовом кафтане… Он часто прерывал мою речь дополнительными вопросами и нравоЧитательными замечаниями…»
    * «Собрались и прочие приглашенные… Все уселись, и всем разнесли по чашке чаю.
    * «— Итак, начнем собирать голоса по законному порядку, то есть начиная с младших по чину… Мнение мое было принято чиновниками с явного не благосклонностию… Поднялся ропот, и я услышал явственно слово «мйлокосос».
    * Старичок,в глазетовом кафтане: «Я думаю, ваше превосходительство, что не должно действовать ни наступательно, ни оборонительно… двигайтесь подкупательно».
    * «…Все потрясло меня. «Я не мог не сожалеть пиитическим ужасом», слабости почтенного воина, который, наперекор собственному убеждению, решился следовать мнениям людей несведущих и неопытных».
    В первой сцене все крупно, поэтично. Импонирует широта замыслов Пугачева, демократизм отношений его и сподвижников. Во второй сцене все мелко, тускло, ничтожно. Поведение чиновников отличается нерешительностью, трусостью, даже бесчестием (предложение действовать подкупательно), презрением высших по отношению к низшим, борьбой самолюбий. В сравнении с мощной фигурой вождя крестьянского восстания оренбургский генерал выглядит пигмеем.
    Точно так же сталкиваются и проверяются характеры героев повести в сфере любви, в отношении к любовному чувству: эгоизм и бесчестие Швабрина, пустота и легкомыслие Зурина («Женитьба блажь… Эй, плюнь. Послушайся меня: развяжись ты с капитанской дочкой»), равнодушие генерала, — чистота и непосредственность Гринева и Марьи Ивановны. Только Пугачев серьезно отнесся к чувству Гринева и принял близко к сердцу его горе. Характерны народные обороты речи, когда он говорит о любви: «Пожалуй, я буду посаженым отцом, Швабрин дружкою, закутим, запьем — и ворота запрем!», «Ин быть по-твоему!.. Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»
    Высокое, поэтическое отношение к любви объединяет лучших из дворян и людей из народа, хотя волею судеб они часто оказываются во враждебных лагерях.
    Так строгий анализ объективного хода событий в соотношении с выводами и оценками рассказчика позволяет понять и его точку зрения на действительность, и точку зрения на действительность автора произведения.
    В известной мере постичь отношение автора к изображаемым героям и событиям помогают и эпиграфы к повести (как известно, Пушкин прямо говорит, что он, как «издатель», «приискал» «приличный» каждой главе эпиграф). Большинство их взято из устной народной поэзии. Погруженные в общую фольклорную стихию повести, они по-своему указывают на близость нравственных и эстетических критериев писателя к народным представлениям о добре и красоте.

    Другие сочинения по этому произведению

    «Счастье и радость жизни в правде…» А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы — А.С.Пушкин «Капитанская дочка») Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «Береги честь смолоду» (по роману Пушкина «Капитанская дочка») Капитанская дочка «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — послание потомкам Автор — повествователь — герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка» Анализ эпизода «Военный совет у Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачевым» Белогорская крепость в жизни Гринева Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду (по творчеству А. С. Пушкина) Береги честь смолоду… (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») В чем секрет обаяния Емельяна Пугачева? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Взгляды и характер Гринева Герои «Капитанской дочки» ГЕРОИ «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ” В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ Герой повести, о котором я хотел бы рассказать. Гринёв и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв и Швабрин — соперники или враги (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка») Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка» А. С. Пушкина Жить не по лжи Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка» Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Изображение пугачевского движения Историческая повесть «Капитанская дочка» История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История Маши Мироновой История Маши Мироновой (по «Капитанской дочке” А. Пушкина) История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка») История создания повести «Капитанская дочка» Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Как решает Пушкин проблему «социальное и человеческое» в «Капитанской дочке» (на примере 2-3 эпизодов по выбору) Как я оцениваю решение Гринева покинуть Оренбург и ехать в Белогорскую крепость на выручку Маши, нарушив свой офицерский долг? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Композиционные особенности повести «Капитанская дочка» Композиция повести «Капитанская дочка» Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его? Мир Пушкина в моей душе (к 210-летию А.С. Пушкина) Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Мое любимое произведение А. С. Пушкина Мое любимое произведение А. С. Пушкина (по повести «Капитанская дочка») Мое любимое произведение А. С. Пушкина (повесть «Капитанская дочка») Мое любимое произведение Пушкина Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Неоднозначность решения образа Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Низость и двоедушие Алексея Швабрина. По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка” Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Гринева Образ Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Гринева-мемуариста в повести А. С. Пушкина»Капитанская дочка» Образ Е. Пугачёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева в романе Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева и образ народа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева как центральный образ повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ народа в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Пугачева Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Савельича и Швабрина в повести «Капитанская дочка» Образы-символы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Основные образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».) Пётр Гринёв (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Петр Гринев как представитель лучшей части дворянства Петр Гринёв — благородный дворянин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Письмо предводителю крестьянскоговосстания Емельяну Ивановичу Пугачеву Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка\’ как историческое сочинение Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»? Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»? Почему произведение названо «Капитанская дочка»? Почему роман А. С. Пушкина назвается «Капитанская дочка»? Почему скромной капитанской дочке отдано столь значительное место в сюжете повести Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачёв — злодей или народный герой? Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачев — разбойник или освободитель? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачёв в романе Пушкина «Капитанская дочка» Пугачёв и его сподвижники Пугачев как предводитель восстания и как человек (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачев Пушкина Реальность и художественный вымысел в образах Пугачева и Екатерины II в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роль песни «Не шуми, мати зеленая дубрава.» в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» С какой целью в произведении Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым дается описание Оренбургской губернии 1773 г. Самостоянье человека залог величия его по повести «Капитанская дочка» Самостоянье человека — залог величия его по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Семья Мироновых в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Система персонажей в повести «Капитанская дочка» Служба в Белогорской крепости Смысл и роль сказки про орла и ворона (по роману Пушкина «Капитанская дочка»). Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфов в «Капитанской дочке» Сравнение Гринева и Швабрина Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — главных героев повести «Капитанская дочка» Старый черт Савельич Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова Тема русского бунта в повести Пушкина «Капитанская дочка». Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина Формирование личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеристика Маши Мироновой и Гринева Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеры Гринева и Швабрина в повести А.С.Пушкина Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Швабрин — понравившийся персонаж в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Этапы духовного созревания Петра Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История создания и анализ романа «Капитанская дочка» Пушкина А.С. Гринев и Швабрин Характеристика членов семьи Мироновых в повести «Капитанская дочка» Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1) Характеристика образа Гринев Петр Андреевич (Петруша) Роман «Капитанская дочка» и проблема воспитания молодого поколения Маша Миронова — мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» Гринев и Пугачев. История их отношений (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (План) Жизнь Гринева в Белогорской крепости (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Исторический план написания «Капитанской дочки» Смысл эпиграфа «Капитанской дочки» Как выразились принципы Пушкина-историка в романе Краткая характеристика произведения «Капитанская дочка» Пушкина А.С. Жанровое своеобразие романа «Капитанская дочка» Пушкина А.С. Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Судьба и образ Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка» Образ стихии в произведениях Александра Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник» Тема бурана и ее значение в повести «Капитанская дочка» Пушкина А.С. Как Вы понимаете эпиграф к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка» Савельич в повести «Капитанская дочка» Второстепенные персонажи повести «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (2) Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка» Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1) Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роман «Капитанская дочка» как историческое полотно Общая характеристика главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Романтическая любовь в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исторические персонажи в повести Пушкина «Капитанская дочка» Почему исторический роман А. С. Пушкина называется «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1) Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина Автор рассказчик и герой в повести Пушкина «Капитанская дочка» Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы. История Маши Мироновой (Капитанская дочка) Образ Василисы Егоровны Мироновой и ее дочери А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Описание природы в произведениях Пушкина Образ Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подбор эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка» Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка» Белогорская крепость в повести «Капитанская дочка» Образ и характер Швабрина «Береги платье снову, а честь смолоду» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1) Работа Пушкина над повестью Капитанская дочка Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»? Размышления по произведениям «Капитанская дочка» и «Дубровский» Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка” Авторская позиция и средства ее выражения в романе Пушкина «Капитанская дочка» Значение темы «Капитанской дочки» для русской литературы Описание персонажей в повести «Капитанская дочка» Сравнение образов Пугачева и Савельича в «Капитанской дочке» Почему Гринев не перешел на сторону Пугачева (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2) Работа и история замысла произведения «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович — характеристика литературного героя Образ и характер Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Композиционные особенности повести » Капитанская дочка» 2 Семья Мироновых в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») (1) Гринев и Швабрин (3) Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1) Героический образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Контраст двух лагерей — власти и народа в повести «Капитанская дочка» Благородные чувства Гринева в контексте современности А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду» Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка» Две героини, две судьбы(Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка») Пугачев — разбойник или освободитель? (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Гринев и Швабрин (2) Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (2) Маша Миронова – воплощение русского национального характера Вопросы чести в повести Пушкина «Капитанская дочка» А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин Материал для выяснения авторской позиции в повести «Капитанская дочка» Почему, повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица Гринева Тема милосердия в повести «Капитанская дочка» Пушкина А.С. Петр Гринев лучший из представителей дворянства Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Общая характеристика главного героя одного из произведений А. С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Характеристика образа Пугачев (Пугач, Емелька) Пугачев — народный герой или кровожадный самозванец Роль эпиграфов в повести Пушкина «Капитанская дочка» Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка» Искусство емкой детали в произведениях «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» Изображение народа и Пугачева в повести «Капитанская дочка» Первая встреча Гринева с Пугачевым Прозаический замысел повести «Капитанская дочка» Роль писем героев в романе Пушкина «Капитанская дочка» Честь и долг главное для семьи капитана Миронова Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») (2) Герои «Капитанской дочки» в историчесикй метели Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2) Картины народного движения и образ его вождя в романе «Капитанская дочка» «Капитанская дочка» как начало русского исторического романа Эпиграфы в «Капитанской дочке» как квинтэссенция основного содержания глав Как раскрывается тема «русского бунта» в повести «Капитанская дочка» Можно ли Машу Миронову назвать «милым идеалом» А.С. Пушкина Емельян Пугачев ― исторический герой романа Пушкина «Капитанская дочка» Яркая картина стихийного крестьянского восстания в повести «Капитанская дочка» Образ Пугачева и его художественное воплощение Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1) Аналогии в «Капитанской дочке» и реальных событиях пугачевщины Приемы изображения героев в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» Образ могучего народного характера в повести «Капитанская дочка» Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка» Роль автора в повести «Капитанская дочка» Тема школьного сочинения образ слуги Петра Гринева Савельича Понятия чести и долга в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин как историк (по повести «Капитанская дочка») Два мира в «Капитанской дочке» Нравственная высота повести Пушкина «Капитанская дочка» Семья капитана Миронова Народ и личность в романе «Капитанская дочка» Как раскрывается тема «русского бунта» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? Гринев и Швабрин (1) Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2) Низость и двоедушие Алексея Швабрина Гринев и Швабрин (по повести А. П. Пушкина «Капитанская дочка») История России в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка” Бескорыстное служение Родине на примере образов Гринева и Пугачева Семья капитана Миронова (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка» Роман восхитительного юмора Народ в повести Пушкина «Капитанская дочка» и в романе Лермонтова «Вадим» Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Мужик с топором в пушкинском романе «Капитанская дочка» Низость и двоедушие Швабрина (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Жизнь Гринева в белогорской крепости Тема сострадания и милосердия Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом Историзм в «Капитанской дочке» Александра Пушкина Композиция повести Какой же сон видел Гринев в романе «Капитанская дочка» Характеристика образа Швабрин Алексей Иванович Народное восстание в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» Поэтический синтез истории и вымысла в романе «Капитанская дочка» Семья капитана Миронова в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги платье снову, а честь смолоду» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2) Какова художественная роль писем в структуре повести «Капитанская дочка» Тема чести и бесчестия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *