Капитанская дочка тулуп

Кто не помнит заячьего тулупа из «Капитанской дочки»? На всякий случай давайте освежим в памяти два эпизода романа Пушкина, связанные с этим предметом одежды.

Гринев, ехавший со своим дядькой Савельичем к месту службы, в оренбургской степи попадает в буран. Их выводит к жилью случайно встретившийся им мужик, ставший их вожатым, то есть проводником. В знак благодарности Гринев отдает мужику свой заячий тулуп.

Очень уж не хотелось Савельичу расставаться с заячьим тулупом. Но Гринев не послушал старого слугу. И оказался прав.

Пугачев захватил Белогорскую крепость. Расправа с защитниками крепости была скорой – офицеров, отказавшихся присягать самозванцу «царю», вздергивали на виселицу. Такая же судьба была уготовлена и Гриневу – ему уже накинули петлю на шею. Но Пугачев его неожиданно милует, несмотря на то, что Гринев отказался целовать у него руку. Почему?

Пугачев узнал сначала Савельича, когда тот бросился ему в ноги, умоляя не губить «барского дитяти», а потом и самого Гринева. «Я помиловал тебя за твою добродетель,- говорит Пугачев приведенному к нему Гриневу,- за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».

Мотив заячьего тулупа играет очень важную роль в движении сюжета повести – можно сказать ключевую. Не будь его, автору нужно было бы придумывать что-нибудь другое для «чудесного спасения» героя и приближения его к Пугачеву – с тем, чтобы он смог увидеть крестьянскую войну «изнутри», из ставки ее вождя, и потом описать увиденное.

Этот заячий тулуп, как мне кажется, недаром попадается. Александр Пушкин взял его из исторической книги «Ложный Петр III». В ней во втором томе, среди документов о пропавших вещах, один дворянин жалуется, что у него пропал заячий тулуп.

Такие детали сами по себе не выполняют сюжетообразующую функцию – они заменимы. Тулуп мог быть волчьим или даже не тулупом вовсе, а шапкой, рукавицами. Важен сюжетный ход: Гринев оказывает услугу вожатому, а тот, уже в качестве «царя», платит ему ответной услугой – дарует жизнь. Этот сюжетный мотив – «услуга за услугу» — рожден коллективной мудростью народа и стар как мир.

Пугачев — народный государь — мудр, по-детски наивен, строг и отходчив в гневе, комичен в своей роли «амператора» и великодушен в своем решении. Сцена начинается с того, что Пугачев, выйдя на крыльцо, приветствует собравшийся народ, мечет пригоршнями деньги в толпу, напутствует отпущенного Гринева: «Ступай сей же час в Оренбург и объяви от меня губернатору и всем генералам, чтоб ожидали меня к себе через неделю. Присоветуй им встретить меня с детской любовию и послушанием; не то не избежать им лютой казни».

В этот момент Савельич и вышел из толпы, чтобы передать Пугачеву свой реестр. Холоп Савельич знает грамоту. Мятежник и вождь восстания неграмотен. «»Это что?» — спросил важно Пугачев.- Прочитай, так изволишь увидеть,- отвечал Савельич. Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрено пишешь? — сказал он наконец.- Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?»»

Комизм поведения Пугачева и детскость его игры не унижают мятежника, но по-доброму высвечивают его личность, весело и светло раскрывают его духовный мир.

Но и Савельич благодаря созданной Пушкиным ситуации не унижает себя холопской просьбой вернуть украденные барские халаты, полотняные голландские рубашки с манжетами, погребец с чайной посудой.

Масштабы интересов Пугачева и Савельича несоизмеримы. Но, защищая разграбленное добро, Савельич по-своему прав. И, главное, читателя не могут оставить равнодушным смелость и самоотверженность старика. Дерзко и бесстрашно обращается он к самозванцу, не думая, чем грозит ему требование вернуть вещи. Еще и еще раз мы становимся свидетелями самоотверженности Савельича: то бежал, чтобы подставить грудь под удар шпаги Швабрина, то предлагал Пугачеву повесить себя вместо Гринева, а теперь вот отстаивает добро своего воспитанника. В этом проявляется уже не холопство, по высокие достоинства личности Савельича, его преданность любимому человеку.

Из другого мира обращается к нему Пугачев: «Что за вранье?.. Какое мне дело до погребцов и до штанов с манжетами?» (Прекрасно это презрительное — штаны с манжетами). «Как ты смел лезть ко мне с такими пустяками?» «…Заячий тулуп! Я-те дам заячий тулуп! Да знаешь ли ты, что я с тебя живого кожу велю содрать на тулупы?» Пригрозив, Пугачев «отворотился и отъехал, не сказав более ни слова». «Народ пошел провожать Пугачева. Я остался на площади один с Савельичем. Дядька мой держал в руках свой реестр и рассматривал его с видом глубокого сожаления».

Народ за Пугачевым — пошел его провожать. Одинокий Савельич остался со своим господином. Он, только что совершивший героический поступок, искренне сожалеет, что не добился возвращения Гриневских вещей. Сцена эта исполнена символического смысла: характеры, подобные Савельичу, не исключение — их миллионы, от них во многом зависит будущее России…

Писатель сочувствует Савельичу; показывая его драму, он заставляет нас полюбить старика. Но восхищается и любуется он Пугачевым.

Чувство собственного достоинства выявляется Пушкиным как самое значительное, общее свойство народа. В этом отношении показателен образ Савельича. Он «верный слуга» своего барина, действия Пугачева считает «злодейскими», беззаконными. Но в том, как смело ринулся Савельич на защиту своего питомца Петра Гринева, побуждаемый чувством долга, не страшась самого Пугачева, проявляется человек большой души. В Савельиче раскрываются самобытность, сила личности. Эти же качества проявляются и у «солдатского сына» капитана Миронова.
Ревностно и бескорыстно служит он «государыне императрице», связывая с этим высший смысл своей жизни. И когда «дело служивое» проиграно, он отказывается присягать Пугачеву, рассматривая это как измену самому себе. Храбрый и честный капитан принимает смерть, хотя по природным и социальным своим качествам мог быть рядом с Пугачевым. Как видим, достоинства простых людей Пушкин оценивает не только по степени их участия в восстании. Нравственный критерий был главным в обрисовке положительных свойств персонажей из народа. В народе официальные круги видели «зверя», а «зверь», вторгаясь в историю, естественно, ведет себя алогично. Пугачев и его восстание по этой «теории»- ошибка времени и природы. Пушкин убеждает в обратном. Народ не разъяренная животными инстинктами стихия, а здоровая в нравственном и богатая в человеческом смысле среда. Значит, его вмешательство в историю, его «бунт» не случайность, а закономерность, с которой надо считаться. Пугачев — вождь крестьянской революции «реабилитируется» Пушкиным именно на этом основании.
Создавая образ Пугачева, Пушкин использовал мате-рисГлы для «Истории Пугачева» . Многие эпизоды исторического сочинения получили прямое отражение в «пугачевских» главах «Капитанской дочки»: взятие Белогорской крепости и расправа над ее защитниками, осада Оренбурга, описание «мятежной» (Бердской) слободы и др. Верность фактам закрепляла и усиливала принцип реалистической типизации, столь необходимой в изображении исторических лиц. Но в историческом сочинении по цензурным условиям Пушкин не был свободен в истолковании фактов. К тому же не каждый факт может раскрыть истинную логику событий, а значит, и подлинный характер их участников.
Поэтому Пушкин не механически переносил документальные материалы на страницы «Капитанской дочки», а перерабатывал, «просеивал» их, сливая с творческим вымыслом. Отделяя существенное от менее существенного, применяя средства художественной характеристики, т. е. выявляя психологию героя, Пушкин тем самым приближал Пугачева к читателю как человека. Он раскрыл историческое лицо «домашним образом», иначе говоря-изнутри. В результате удалось решить то, что не могло получиться в «Истории Пугачева»: Пугачев предстал на страницах «Капитанской дочки» не как предводитель бунтовщиков, а как вождь крестьянской войны. Пушкин-художник не спорит с Пушкиным-историком, но существенно дополняет его.
В «Капитанской дочке» Пугачев представлен человеком привлекательных, притом незаурядных качеств. У него «замечательная наружность», «живые» глаза, речь ясная, часто подкрепляемая пословицами. Народ поддерживает Пугачева. Оказавшись во главе восставших, он обнаруживает талант полководца. Ему удается сплотить вокруг себя людей разных национальностей и повести их на борьбу с крепостничеством. Не корысть и не ощущение власти, хотя Пугачев объявляет себя «императором Петром III», воодушевляют крестьянского вождя, им руководит желание устранить неравенство, дать свободу закабаленному народу. В этом проявляются государственный ум Пугачева, масштабность его деятельности. Истинное свойство его натуры — великодушие. В людях он ценит доброту и при случае старается отплатить им тем же. Узнав в Гриневе своего попутчика, он избавляет его от виселицы; позже, убедившись в честности и прямоте Гринева, защищает его невесту Машу от Швабрина, делает все для того, чтобы Гринев и Маша соединились.
Таким образом, Пушкин последовательно, с разных сторон раскрывает положительные качества Пугачева как вождя народной революции. При этом он не стремится приукрасить его характер. Пугачев дан как конкретно-историческое лицо. Он бывает жесток, крут на расправу, непрочь иногда похвастаться своими победами. Но это все окупается богатством натуры, «диким вдохновением», целеустремленностью, с какой он ведет борьбу. Незаурядность личности Пугачева заметна при сравнении его с Екатериной II, которая выписана в романе нарочито стандартными, «холодными» красками. Рисуя образ Пугачева, Пушкин опирался не только на документальные, но и на фольклорные источники.
Это придало Образу эпическую широту, величавость. Пушкин первым в русской литературе создал тип народного героя в соответствии с исторической правдой и идеалами трудящихся масс. Вместе с тем не следует абсолютно отождествлять оценку Пугачева как человека с.оценкой руководимой им крестьянской войны. Отношение Пушкина к крестьянской войне было противоречивым. Он осознавал историческую неизбежность и правоту народного протеста. Сочувствовал стремлению крестьян к свободе, считая, что она нужна народу так же, как и дворянству. Но энтузиазм Пушкина охлаждался при мысли о том, что крестьянское восстание направлено не только против правительства, но и в целом против дворянства как класса. При всей прогрессивности своих политических убеждений Пушкин отрицательно относился к уничтожению своего класса, к ниспровержению его социальной гегемонии. Отсюда слова Гринева, которые близки и автору: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». «Бессмысленный», с точки зрения Пушкина,- значит преждевременный, отъединенный от борьбы за свободу лучших из дворян. Категоричность такого суждения вызвана, по-видимому, еще и тем, что Пушкин хорошо понимал неподготовленность крестьянства, неизбежность его поражения в условиях военного и экономического превосходства самодержавно-помещичьих сил.

Эту строчку из произведения можно взять эпиграфом, поскольку весь смысл в ней и заложен.

Я бы начала сочинение с того, что ничего лишнего в произведениях Александра Сергеевича Пушкина не бывает. О чем бы он ни писал, всё имеет свое предназначение, играет свою роль. Вот так и в повести «Капитанская дочка» свое достойное место занял заячий тулуп.

Вспомним метель, в которую попал Петр Гринев, Савельич и ямщик, который их вез. Жуткая была метель, боялись, что не выберутся. А тут встретился им одинокий прохожий, который вызвался показать дорогу к жилью. И под его руководством прибыли путешественники на заметенный снегом постоялый двор. чай попили, согрелись, заснули. А на утро Петр Андреевич решил отблагодарить своего провожатого, велел дать полтину, да Савельич воспротивился деньги раздавать. И тогда молодой барин сказал:

Плохо одетому незнакомцу этот барский подарок был очень нужен, чтобы не замерзнуть суровой зимой. А незнакомец этот оказался Емельяном Пугачевым.

И потом, когда пришел самозванец и безжалостно расправился с дорогими Гриневу людьми, а его самого пощадил, вспомнив этот заячий тулуп и доброту барина, мы понимаем, как тесно в жизни переплетаются события, как может вывернуться судьба, как жизнь может зависеть от какой-нибудь мелочи, вроде полудетского тулупчика.

Можно написать, что сам заячий тулуп служит характеристикой доброты Петра Гринева, пожалевшего путника, его человечности, гуманности. Молодой барин не возвысил себя над бродягой, а отнесся к нему по-братски.

И позже Емельян Пугачев отплатил ему тем же добром, сохранив жизнь и отпустив, хотя знал, что Петр будет против него бороться.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В «Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. При этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.
Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.
Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную «вожатому” во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…” И действительно, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и от- пускает Гринева вместе с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать”.
При знакомстве с Пугачевым Гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. Еще при первой их встрече, когда Пугачев выступает в роли «вожатого”, Гринева поражает хладнокровие этого человека. Тогда Гринев видит «вожатого” как простого человека, внешность которого тем не менее кажется ему «замечательной”: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское” — так описывает он внешность героя.
Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в «доброго царя”. В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего «государя”. «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою”, — с горечью осознает Пугачев, которого уже не радует власть. Герой понимает, что он всего лишь самозванец. Он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее.
И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет «всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет «живую кровь”.
Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализации Пугачева — предводителя крестьянского восстания. Автор «Капитанской дочки” отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития. Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел Пушкин мастерски реализовал.

Беру!

195941 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *