Стр 1 из 10
Философия Древнего Востока
Древнеиндийская философия
3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:
а) мокша;
5. Буддизм возник как учение:
в) натурфилософское.
6. Имя основателя буддизма – Будды означает:
б) «просветленный»;
7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:
в) к последующему рождению в более высокой варне;
8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:
а) четыре благородные истины;
9. Слово «нирвана» ( в буддизме — состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает:
в) угасание, затухание;
10. В философских разделах упанишад сущее получает название:
а) брахман;
11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:
в) сансарой.
12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:
в) чарвака — локаята;
13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:
г) Атман равен Брахману.
14. К нирване в буддизме ведет:
б) восьмеричный путь;
Какая идея была заложена в учение о сансаре?
а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;
Что означала теория кармы?
б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека.
17. Какой принцип лежал в основе деления древнеиндийских философских школ на ортодоксальные и неортодоксальные?
б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам);
Какие из нижеперечисленных древнеиндийских философских школ входят в состав ортодоксального направления?
а) санкхья;
б) чарвака (локаята);
в) йога;
г) ньяя;
д) вайшешика;
ж) миманса.
Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философской школы санкхья?
б) движение;
в) действие;
г) равновесие.
Какого высшего состояния сознания стремятся достичь в йоге?
а) относительно спокойного состояния;
Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философской школы вайшешика?
а) да;
Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин.
а) мир наполнен страданиями;
в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;
г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни;
д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).
Что есть логос, по Гераклиту?
а) природный, мировой закон;
б) взаимосвязь и взаимозависимость противоположных сторон;
в) изменчивость мира;
Какими качествами обладало число у пифагорейцев?
а) было вещественной, материальной сущностью всех вещей;
б ) принимало форму геометрических, пространственных образов;
в) обладало таинственной, мистической силой.
Какое из нижеперечисленных чисел было началом, первокирпичиком мира у пифагорейцев?
а) 1;
87. Гераклиту принадлежит изречение:
г) нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
88. Первая аксиома Парменида гласит:
в) бытие есть, небытия же вовсе нет;
89. Элеаты полагали, что:
а) мыслить бытие и быть — одно и то же;
90. О множестве вещественных начал мироздания в античной философии учили:
б) Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит;
Почему Парменида называют первым европейским метафизиком?
а) его мир состоял из неизменной сплошной массы вещества;
в) выступал против дискретных, множественных, изменяющихся, противоположных начал мира.
Что пытался доказать в своих знаменитых апориях (трудноразрешимых противоречиях) Зенон?
б) невозможность движения.
93 . Разнообразие явлений, по Демокриту, обусловлено:
г) формой атомов.
94. По Гераклиту первоначалом всего сущего является:
г) огонь.
Какое еще название имел раннегреческий этап развития античной философии?
в) досократовский.
96.Деятельность каких греческих философов принадлежит к так называемому классическому периоду(V—IVвв.до н. э.) развития философии?
в) Платона;
г) Аристотеля
е) софистов;
ж) Сократа.
Что является источником философского знания, согласно Сократу?
г) постоянная духовная неудовлетворенность.
98. Учение об идеальном государстве создал:
г) Платон.
Каковы, на Ваш взгляд, негативные стороны философии софистов?
а) пытались научить людей спорить, аргументированно доказывать свою правоту;
б) дистанцировались от морали; +++
в) шлифовали язык диалога;
г) отрицали существование объективной истины.
100. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» — это:
а) высказывание софиста Протагора;
Философия средних веков
Что такое патристика?
б) учение отцов церкви (теософов) периода перехода от античной к средневековой философии (II—IV вв. н. э.).
126. Изречение «Верую, потому что абсурдно» приписывают:
в) Тертуллиану;
127. В гносеологическом плане средневековые мыслители в основном придерживались следующих убеждений:
б) мир, сотворенный Богом, рационален и постижим;
в) Бог рационально не постижим;
128. Важнейшей особенностью, регулятивным принципом философии средневековья является:
в) теоцентризм;
129. Аврелий Августин написал следующие произведения:
б) «О блаженной жизни»;
в) «Исповедь»;
г) «О Граде Божием»;
130. Основные цели схоластики:
в) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;
131. Среди черт средневековой философии наиболее важны следующие:
а) зависимость от религиозной идеологии;
б) авторитаризм;
в) обращенность в прошлое – традиционализм;
г) склонность к назидательности и дидактизму;
д) увлеченность формально-логической стороной познавательной деятельности;
е) свобода в вопросах осмысления устройства мира;
Философия Возрождения
146. Гуманизм эпохи Возрождения — это:
б) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление
к созданию благоприятных для личности условий социального существования;
Философия эпохи Просвещения
Постклассическая философия
(второй половины ХIХ – начала ХХ века)
293. Для философских учений антисциентистской направленности, формировавшихся со второй половины ХIХ века, характерны следующие установки:
г) выдвижение вместо ratio на первый план иных, иррациональных форм познания;
294. В противовес классическому рационализму развивались следующие направления в постклассической философии, в качестве первичной реальности рассматривавшие жизнь или существование человека:
б) экзистенциализм;
295. Учение Маркса характеризуется как:
в) диалектический материализм;
296. В ранний период философской деятельности К.Маркс разделял взгляды:
а) младогегельянцев;
В.Соловьев писал, что русский радикализм развивался по принципу «смены катехизисов». Какими были эти три упомянутые «катехизиса», последовательно выступавшие в качестве философской опоры русского радикализма?
б) православный, евангельский;
в) материалистический, фейербахианский;
г) позитивистский;
Западная философия ХХ века
Философия: смысл и значение
Что такое философия?
в) наука о здоровом образе жизни.
Л. Фейербах говорил об этом как о «познании конечного в качестве бесконечного», Г. В. Ф. Гегель — как о «познании абстрактно постигающего себя духа», Э. Блох — как о «теоретическом мессианизме, описывающем движение мира к совершенству». Что имели в виду мыслители?
а) религию;
б) мораль;
в) философию;
д) и религию, и мораль, и философию в равной степени.
15. Основными сферами философского знания являются:
а) философская антропология;
б) онтология;
г) аксиология;
д) гносеология (теория познания);
Философская онтология
Слово ( речь)
?а) очищает бытие персональной идентичности человека от чувственного материала;
б) является выражением совместного переживания бытия мира;
в) является наиболее адекватной формой обнаружения бытия мира;
?г) все ответы правильные.
34. Культура внутренне различена на следующие группы культурных средств в порядке возрастания универсальности:
в) орудия, символы, знаки, предельно универсальные знаки.
35. Человек в его отношении к предметностям мира:
б) захвачен ими, «вожделеет» их, поскольку они составляют основу его бытия.
36. Предельное предметное отношение человека к миру выражают:
в) универсалии «бытие» и «небытие»;
37. Чем выше персональная идентичность человека поднимается по уровням своего предметного бытия, тем:
а) меньше его зависимость от бытия объекта, от полюса единичности;
в) больше зависимость от культурной формы, от полюса общего;
д) интенсивней энергия бытия человека;
38. Онтология это:
в) учение о бытии;
Философия природы
39. Выберите две верные трактовки сущности понятия «природа»:
а) природа как все, что существует вообще, т.е. весь мир в многообразии его форм;
б) природа как совокупность естественных ( физических, химических, биологических, геологических, космологических ) явлений;
40. Понятия «природа» и «материя» близки по значению, но:
а) понятие «природа» шире понятия «материя», так как содержит психические явления мира высших животных;
41. В античных космогонических мифах, отражающих первые представления о природе:
б) мир как упорядоченный Космос возникает из неорганизованного Хаоса;
42. Природу древние греки воспринимали как:
б) эстетически прекрасное;
43. Древнегреческие философы часто рассматривали природу с позиций:
в) органицизма;
д) гилозоизма;
44. Природа являлась главным объектом философского анализа:
г) в любую эпоху природа всегда главный объект философского исследования.
45. Умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, это:
б) натурфилософия;
46. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития, это:
в) ноосфера.
47. Концепцию перехода от биосферы к ноосфере ( сфере разума ) разрабатывали:
в) Тейяр де Шарден;
д) В.И. Вернадский.
48. В современной космологии под Вселенной понимается:
б) весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам;
Социальная философия
73. Какие вопросы не относятся к сфере рассмотрения социальной философией?
а) что такое общество?
б) каковы структурные аспекты общественной жизни?
в) какова динамика общественной жизни?
г) возможно ли взаимодействие природы и общества, при котором разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития?
д) в какой мере человек природное существо, а в какой — существо социальное?
е) является ли история общества одной для всех времен и народов или у каждого народа своя собственная историческая дорога?
Онтология сознания
85. В соответствии с субъектно-атрибутивной концепцией сознания, субъект это:
а) человек как носитель творческой деятельности или сообщество людей, действующее как единое целое;
б) носитель деятельностной способности;
в) то, на что направлена познавательная и преобразующая деятельность.
86. Согласно К. Марксу, опредмечивание есть:
а) переход свойств объекта в свойства субъекта;
б) превращение живого труда человека в материальный продукт труда;
в) оба определения верны.
87. Высказывание философов XIX в. о том, что мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь, принадлежит:
а) идеалистам;
б) вульгарным материалистам ( по определению Ф.Энгельса);
в) К. Попперу и его последователям.
88. По определению Тейяра де Шардена, «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь», это:
в) рефлексия;
89. Что не относится к формам общественного сознания:
з) все вышеперечисленное есть формы общественного сознания.
90. Что, по К. Марксу, является «непосредственной действительностью мысли», по М. Хайдеггеру – » домом бытия»:
в) язык.
91. Направленность сознания на какой-либо предмет, задающая предмет человеку в форме смысла, это:
а) интенция;
б) внимание;
в) медитация.
Научное познание
123. Наука как самостоятельная сфера культуры возникла:
а) в Древнем Египте;
б) в Древнем Китае;
в) в Древней Греции;
г) примерно одновременно во всех названных цивилизациях.
124. К принципам построения научного знания, обоснованным древнегреческими мыслителями, относятся:
а) поиски единого основания в виде первоначал и первопричин с последующим выведением из них знания о реальности как таковой;
б) отделение объективно-достоверного знания «по истине» от субъективного, повседневно-обыденного знания «по мнению»;
в) постулирование алгоритма научного исследования»дано – требуется доказать – доказательство»;
г) накопление и формулирование знания в виде непререкаемых нормативов.
125. Современная наука ( с соответствующим теоретическим аппаратом и способом организации процесса познания) начала формироваться:
б) в Новое время;
126. Формирование экспериментального метода познания происходит:
а) в конце эпохи античности;
б) в начале эпохи Нового времени;
в) в ХХ веке – «веке науки».
127. Современная организация науки в виде системы основных дисциплин включает:
а) математику, физику, химию, биологию, технические и социальные науки;
128. Научный закон это:
а) знание о наиболее общих, глубинных, сущностных связях объективной действительности, выраженное в виде теорий той или иной предметной области;
б) знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии);
129. Для классической науки характерно следующее:
а) акцент на предмете природы как объекте исследования;
б) сведение к минимуму влияние субъекта, т.е. исследователя;
в) четкое определение причин и следствий, установление однозначной зависимости между ними и ее математическая формализация;
130. Научная проблема проявляется как:
а) противоречие в теории между новизной явлений, включаемых в сферу познаваемого, и ограниченностью имеющихся знаний;
б) противоречие в теории между новизной выдвигаемых гипотез и существующим знанием.
131. Гипотеза это:
б) некоторое предположение о закономерном порядке вещей, которое нуждается в подтверждении своей достоверности – в доказательстве;
в) форма развития научного знания.
132. Совокупность принципов, приемов и правил процесса познания это:
а) теория;
б) механизм;
в) метод.
133. Как известно, существуют общенаучные, частнонаучные и междисциплинарные методы. К какой группе относится метод наблюдения?
а) к общенаучным методам;
б) к частнонаучным методам;
в) к междисциплинарным методам.
134. Научное познание имеет уровни:
б) эмпирический и теоретический;
Философия Древнего Востока
Древнеиндийская философия
3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:
а) мокша;
5. Буддизм возник как учение:
в) натурфилософское.
6. Имя основателя буддизма – Будды означает:
б) «просветленный»;
7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:
в) к последующему рождению в более высокой варне;
8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:
а) четыре благородные истины;
9. Слово «нирвана» ( в буддизме — состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает:
в) угасание, затухание;
10. В философских разделах упанишад сущее получает название:
а) брахман;
11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:
в) сансарой.
12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:
в) чарвака — локаята;
13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:
г) Атман равен Брахману.
14. К нирване в буддизме ведет:
б) восьмеричный путь;
Какая идея была заложена в учение о сансаре?
а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;
Назад к списку
«Карма, как и все в мире, пребывает в постоянном движении. Мы создаем наше настоящее и будущее, делая свой выбор в каждый момент времени. Понимаемое в таком ключе учение о карме не поощряет смирения, а вдохновляет нас на то, чтобы мы становились главными действующими лицами в разворачивающейся драме нашей жизни».
Даже внутри самой Азии, где понятие кармы имеет долгую историю существования и присутствует во многих культурах, оно не всегда истолковывается правильно. Негативный, обращенный в прошлое взгляд на карму используется для того, чтобы побудить обездоленных членов общества воспринимать свое положение как результат их собственных действий. Нынешние страдания объясняются негативными условиями, созданными в прошлом.
Считая себя виноватыми в собственном положении, некоторые люди стали жертвами чувства бессилия. Тем не менее это — искажение первоначального смысла кармы в буддийской традиции. Принять идею кармы не означает жить под гнетом вины и смутного беспокойства от того, что мы не знаем, какие негативные причины мы, возможно, создали в прошлом. Напротив, скорее, это значит быть уверенными в том, что наша судьба — в наших собственных руках, и что у нас есть силы, чтобы сделать ее лучше в любой момент.
Проще говоря, карма, означающая действия, указывает на универсальное функционирование принципа причинности, аналогично тому, как это делает современная наука. Наука уверяет нас, что все во Вселенной существует в условиях действия причин и следствий. Известный нам принцип гласит: «Для каждого действия есть адекватное противодействие».
Различие между материалистическим пониманием причинности в науке и буддийским принципом кармы в том, что последний не ограничивается теми вещами, которые можно увидеть или измерить. Напротив, он включает в себя невидимые или духовные аспекты жизни, такие, как ощущения или опыт счастья или несчастья, доброты или жестокости.
В своем обращении в 1993 году президент SGI Дайсаку Икеда описал эти разные подходы. Буддийская концепция причинно-следственных связей, по его словам, «…принципиально отличается от механистической причинности, которая, в соответствии с современной наукой, властвует над объективным миром природы, оторванным от субъективных человеческих озабоченностей». Далее, он разъясняет: «Причинно-следственная связь, согласно буддийскому взгляду, охватывает природу в более широком смысле, который включает также человеческое существование. Чтобы проиллюстрировать это, давайте предположим, что произошел несчастный случай или катастрофа. Механистическая теория причинности может быть использована для проведения расследования и определения, каким образом произошел несчастный случай, но она не затрагивает вопроса о том, почему конкретные люди оказываются втянутыми в данное трагическое событие. Действительно, механистический взгляд на природу осознанно избегает постановки подобных экзистенциальных вопросов».
В отличие от этого, буддийское понимание причинно-следственной связи стремится уделять непосредственное внимание этим мучительным «почему?». Изначально санскритское слово «карма» имело смысл работы или службы, и было связано с глаголами, которые означали просто «делать» или «создавать». Согласно буддизму, мы создаем карму на трех уровнях: через мысли, слова и действия. Действия, конечно, обладают большим влиянием, чем просто слова. Аналогичным образом, когда мы выражаем словесно наши идеи, это оказывает более сильное влияние на карму, чем в случае, когда мы просто держим их в голове. Однако, поскольку и слова и поступки берут свое начало в мыслях, содержимое нашего сознания — наши мысли — также имеют принципиальное значение.
Карма может рассматриваться как основа нашего индивидуального бытия, как подспудные тенденции, которые наложили отпечаток на глубинные уровни нашей жизни. Самые отдаленные циклы причины и следствия выходят за рамки нынешнего существования; они формируют то, каким образом мы начинаем эту жизнь – наши особые обстоятельства с момента рождения — и будут продолжать оказывать влияние и после нашей смерти. Цель буддийской практики заключается в преобразовании нашей основной жизненной тенденции таким образом, чтобы полностью реализовать наш человеческий потенциал в этой жизни и за ее пределами.
В одном из древних буддийских текстов сказано: «Если вы хотите понять причины, которые существовали в прошлом, посмотрите на результаты, проявившиеся в настоящем. Если вы хотите понять, какие результаты будут проявляться и в будущем, надо посмотреть на причины, которые существуют в настоящем».
Таким образом, карма, как и все в мире, пребывает в постоянном движении. Мы создаем наше настоящее и будущее, делая свой выбор в каждый момент времени. Понимаемое в таком ключе учение о карме не поощряет смирения, но вдохновляет нас на то, чтобы мы становились главными действующими лицами в разворачивающейся драме нашей жизни.
Статья об общей концепции теории закона кармы, в которой будет рассказано, откуда произошло само понятие кармы, и каким образом его интерпретируют в различных духовных школах и религиозных учениях.
Содержание
Закон кармы. 12 законов кармы
Для начала давайте рассмотрим, откуда произошло само понятие «закон кармы». Некоторые люди думают, что происхождение этого закона связано с ведизмом, другие приписывают его буддизму, третьи вообще к новым течениям, сформировавшимся в современных духовных практиках. И те и другие отчасти правы, но для того чтобы узнать, откуда в действительности пришёл закон кармы, мы должны обратиться вглубь веков.
Само слово «карма» ведёт своё происхождение от слова kamma, что в переводе с языка пали означает ‘причина-следствие’, ‘воздаяние’, ‘деяние’.
Понятие кармы не может рассматриваться отдельно от таких краеугольных концепций, как реинкарнация и сансара. Обо всём этом мы сейчас и поговорим. Впервые слово «карма» встречается в Упанишадах. Это, как мы знаем, один из текстов, относящихся к веданте, или учению вед. Поэтому если говорить правильно, то все последующие применения понятия кармы в других учениях и религиях происходят непосредственно из веданты. Буддизм также позаимствовал его оттуда, т. к. сам Будда был рожден в Индии, где господствовали правила древних учений Вед и веданты.
Что же такое закон кармы? Это вселенский причинно-следственный закон, согласно которому все наши действия — праведные и греховные — будут иметь последствия. Причём эти последствия могут проявиться не только в текущем воплощении, если мы принимаем на веру концепцию о реинкарнации сущности и переселении душ, а также в последующих. Однако, по мнению автора статьи, этот подход слишком линеен и применим только в том случае, если мы рассматриваем время как линейное, двигающееся строго вперёд. Существуют другие концепции движения времени, когда все три его составляющие, условно называемые «прошлое», «настоящее» и «будущее», развиваются одновременно. Но это уже тема другого разговора, однако, желательно, чтобы читатель понимал, что не всё так однозначно, как этого хотелось бы.
Таким образом получается, что от наших поступков и мыслей, совершаемых сейчас или совершенных в прошлом, будет напрямую зависеть и наше будущее. Этот вывод интересен тем, что, в отличие от идей христианства или ислама, в ведантизме гораздо больше подчёркивается индивидуальная ответственность человека за то, что им совершается. Одновременно с этим ему предоставляется большая степень свободы выбора: он вправе выбирать свою судьбу, т. к. от чистоты его мыслей и поступков будет зависеть и его будущее. С другой стороны, прошлая, накопленная человеком карма на протяжении его предыдущих воплощений оказывает влияние на то, как он живет сейчас, в особенности на такой фактор, как условия, в которых человек родился.
Что такое реинкарнация и закон кармы
Как мы уже сказали, без концепции реинкарнации практически невозможно было бы объяснить и сам закон кармы. Реинкарнация — это идея о перерождении сущности. Сущность можно назвать душой или духом, но суть состоит в том, что душа постоянно перерождается в разных телах и не всегда человеческих.
Идея о реинкарнации пришла к нам не из Индии или, вернее, не только оттуда. До нашей эры, в античную эпоху, эллины дали этому понятию другое название — метемпсихоз. Но суть реинкарнации и метемпсихоза одна. Известно, что Сократ, Платон и неоплатоники разделяли идеи метемпсихоза, что видно из «Диалогов» Платона.
Таким образом, зная, что реинкарнация — это неотъемлемая часть нашей жизни, мы понимаем, что закон кармы работает в полную силу. То, как вы (ваша сущность) вели себя в прошлых воплощениях, непременно скажется на том, что происходит в настоящем, а, быть может, и в других перерождениях. Также в течение этой жизни у человека существует возможность улучшить свою карму за счёт благих действий и мыслей так, что уже в текущем воплощении можно развернуть направление своей жизни в благоприятное русло.
Почему у христиан нет концепции реинкарнации?
В древних направлениях христианства, таких, как секты катаров или альбигойцев, вера в реинкарнацию существовала, но в традиционном христианстве эта идея полностью отсутствует, т. к. считается, что душа пришла сюда единожды и после физической смерти тела она предстанет перед Богом, где будет решено, что произойдёт дальше, в жизни после смерти, — рай или ад. Таким образом, у человека нет других попыток, что в какой-то мере обделяет и уменьшает количество возможностей для совершения добрых дел. С другой стороны, он избавлен от пребывания в сансаре, на которую обречены живые существа согласно концепциям веданты и буддизма.
Прочитайте статью «Реинкарнация в Православии».
Важно отметить следующий аспект понятия кармы: она не является наказанием или воздаянием, хотя может так переводиться. Карма — это последствия, которые человек получает, исходя из того, как он жил. Здесь нет влияния провидения, поэтому человек решает, что будет лучше для него, и он сам может решить, каким образом вести себя, чтобы максимально повлиять на судьбу в этом и последующих воплощениях.
12 законов кармы, которые изменят вашу жизнь. Закон кармы кратко
- Первый закон — великий. Закон причины и следствия. Что посеешь, то и пожнёшь.
- Второй закон — закон создания. Жизнь возникла давно, но она требует от нас участия. Мы — её часть. Отсюда можно сделать вывод, что накапливаемая карма членов общества также влияет и на развитие всего общества.
- Третий — закон смирения. Принятие ситуации. Это один из наиболее популярных законов, который в настоящее время попросту эксплуатируется по поводу и без повода различными духовными учителями. Суть его состоит в том, что, только приняв ситуацию, человек сможет её изменить. В целом здесь говорится даже больше, чем о самом принятии: скорее, речь идёт об осознании. Как скоро вы осознаете ситуацию или состояние, в котором вы находитесь, вы сможете на это повлиять.
- Четвёртый — это закон роста. Человек должен что-то менять в первую очередь в самом себе. Изменяя себя изнутри, он меняет свою жизнь и снаружи, таким образом воздействуя и на окружающее.
- Пятый — закон ответственности. То, что происходит с человеком в его жизни, зависит от его поступков в прошлых и настоящей жизнях.
- Шестой закон — о связи. Всё, что бы мы ни делали в настоящем или прошлом, оказывает влияние на окружающее и будущее. Здесь будет уместным вспомнить эффект бабочки. Любое, казалось бы несущественное, действие или мысль оказывает влияние на нас и на других.
- Седьмой — закон фокуса. Нельзя думать о двух вещах одновременно.
- Восьмой — закон благодарения. Здесь речь идёт не о благодарности кому-то конкретному и даже не о благодарности божеству, а в целом — миру. То, что вы выучили, вы должны будете однажды применить. Это и будет вашей благодарностью по отношению ко Вселенной.
- Девятый закон — здесь и сейчас. Опять же, один из наиболее популярных законов, позаимствованных многими духовными школами. Концентрация мысли на настоящем моменте, потому что, находясь в настоящем, но думая о прошлом или будущем, мы пропускаем настоящий момент, лишая его первозданности. Он пролетает перед нами, но мы его не замечаем.
- Десятый — закон об изменении. Ситуация не изменится и будет повторяться в разных видах до тех пор, пока вы не извлечёте из неё нужный урок.
- Одиннадцатый — закон о терпении и вознаграждении. Для того чтобы получить желаемое, нужно прилагать усердие, и тогда желаемая награда станет доступной. Но самая большая награда — это та радость, которую человек получает от выполнения правильных действий.
- Двенадцатый — закон значения и вдохновения. То, во что вы вложили много энергии, играет в вашей жизни большое значение, и наоборот.
Существуют и так называемые 9 законов кармы, но они по большей части дублируют уже имеющиеся 12 и относятся к дальнейшему углублению теории закона кармы. Вкратце закон кармы можно свести к следующему: всё то, что с человеком происходит в жизни, — это результат его действий в прошлом или настоящем и направлено на то, чтобы восстановить баланс между совершённым и совершаемым в настоящем и будущем.
Закон воздаяния — карма: закон кармы гласит, что человек ответственен за происходящее с ним
Как мы уже отметили выше, закон кармы — это не закон воздаяния. Вернее, он не должен пониматься как воздаяние извне, невидимой рукой господа или чего-то другого. Этот закон можно понимать с позиции воздаяния только таким образом, что человек своими поступками формирует свою реальность, поэтому и воздаяние будет происходить в зависимости от того, сколько благих или неправильных поступков и мыслей было сгенерировано на протяжении прошлых жизней. Отсюда ведут начало такие понятия, как «тяжёлая» или «лёгкая» карма. Если у человека «тяжёлая» карма, то её, быть может, придётся изживать на протяжении нескольких воплощений и она будет продолжать оказывать воздействие на человека в виде жизненных обстоятельств, его окружения и т. д.
Интересно посмотреть на трактовки понятия закона кармы в философских школах санкхьи и мимансы. Это древние философии, возникшие на основе учения Вед. Здесь закон кармы понимают исключительно как автономный. Он не связан никоим образом с воздействием свыше, т. е. ответственность за происходящее всецело лежит на человеке. В других школах, признающих наличие Бога или верховного существа, которое управляет нашей жизнью, закон кармы объясняется уже по-другому. Человек не ответственен за всё, что с ним происходит, потому что есть невидимые силы, от которых также зависит течение жизни во Вселенной, но закон кармы при этом действует.
Путь Будды и законы кармы
Одна из наиболее значимых для нас интерпретаций закона кармы пришла к нам из учения буддизма. Будда, как мы знаем, признавал действие закона кармы, но его прочтение этого закона не было жёстким. В буддизме наличие кармы не означает, что человек проживёт свою жизнь только так, как ему это предначертано в связи с накопленной им кармой из предыдущих воплощений. Таким образом, Будда говорит, что человек властен над судьбой, у него есть свобода воли.
Согласно Будде карма делится на 2 части: накопленная в прошлом — пурана-камма, — и та, что формируется в настоящий момент — нава-камма. Прошлая карма определяет обстоятельства нашей жизни сейчас, а то, что мы делаем в настоящий момент, — нава-камма — будет формировать наше будущее. По-другому это ещё называется «дайва», или судьба, детерминированность, а вторая часть — это пуруша-кара, или человеческое действие, т. е. человеческая инициатива, воля. Благодаря этой второй части кармы — нава-камме или пуруша-каре — человек способен изменить своё будущее и даже настоящее.
Самым важным моментом пуруша-кары (человеческого действия) можно считать её высшее проявление — действие без желания получить результат. Это одна из основ учения Будды — исключить желание, т. к. желание есть основа страдания. Учение о страдании — это своего рода аксиома учения буддизма, известная как «4 Благородные Истины».
Только после освобождения от желания, любые совершённые действия перестанут быть привязанными к результату, т. к. именно желание результата, каков бы он ни был — хороший или плохой, хорошим или плохим намерением он формировался, — продолжает работать на создание кармы. Неудивительно, что Будда также говорит о том, что только действия, произведенные в результате намерения, а не просто любые действия, приводят к созданию кармы. Так мы видим опять же уклон в сферу осознанности.
Тем, кто стремится перейти в нирвану, нужно постепенно избавиться от желаний. Тогда вы обретёте мокшу, и закон кармы перестанет работать. Из изложенного выше понятно, что закон кармы будет работать там, где есть привязанность к результату, а она генерируется силой желания. Нужно понизить стремление получить что-то, и тогда вы это получите. Это один из выводов, которые можно сделать, изучив закон кармы и его толкование Буддой. В теории его легко понять, но применять на практике бывает довольно сложно. Для того чтобы стать Буддой, не нужно стремиться им стать. Это изложенная в одном предложении суть учения буддизма.