Карма в философии

Стр 1 из 10

Философия Древнего Востока

Древнеиндийская философия

3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:

а) мокша;

5. Буддизм возник как учение:

в) натурфилософское.

6. Имя основателя буддизма – Будды означает:

б) «просветленный»;

7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:

в) к последующему рождению в более высокой варне;

8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:

а) четыре благородные истины;

9. Слово «нирвана» ( в буддизме — состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает:

в) угасание, затухание;

10. В философских разделах упанишад сущее получает название:

а) брахман;

11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:

в) сансарой.

12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:

в) чарвака — локаята;

13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:

г) Атман равен Брахману.

14. К нирване в буддизме ведет:

б) восьмеричный путь;

Какая идея была заложена в учение о сансаре?

а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;

Что означала теория кармы?

б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека.

17. Какой принцип лежал в основе деления древнеиндийских философских школ на ортодоксальные и неортодоксальные?

б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам);

Какие из нижеперечисленных древнеиндийских философских школ входят в состав ортодоксального направления?

а) санкхья;

б) чарвака (локаята);

в) йога;

г) ньяя;

д) вайшешика;

ж) миманса.

Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философской школы санкхья?

б) движение;

в) действие;

г) равновесие.

Какого высшего состояния сознания стремятся достичь в йоге?

а) относительно спокойного состояния;

Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философской школы вайшешика?

а) да;

Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин.

а) мир наполнен страданиями;

в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;

г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни;

д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).

Что есть логос, по Гераклиту?

а) природный, мировой закон;

б) взаимосвязь и взаимозависимость противоположных сторон;

в) изменчивость мира;

Какими качествами обладало число у пифагорейцев?

а) было вещественной, материальной сущностью всех вещей;

б ) принимало форму геометрических, пространственных образов;

в) обладало таинственной, мистической силой.

Какое из нижеперечисленных чисел было началом, первокирпичиком мира у пифагорейцев?

а) 1;

87. Гераклиту принадлежит изречение:

г) нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

88. Первая аксиома Парменида гласит:

в) бытие есть, небытия же вовсе нет;

89. Элеаты полагали, что:

а) мыслить бытие и быть — одно и то же;

90. О множестве вещественных начал мироздания в античной философии учили:

б) Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит;

Почему Парменида называют первым европейским метафизиком?

а) его мир состоял из неизменной сплошной массы вещества;

в) выступал против дискретных, множественных, изменяющихся, противоположных начал мира.

Что пытался доказать в своих знаменитых апориях (трудноразрешимых противоречиях) Зенон?

б) невозможность движения.

93 . Разнообразие явлений, по Демокриту, обусловлено:

г) формой атомов.

94. По Гераклиту первоначалом всего сущего является:

г) огонь.

Какое еще название имел раннегреческий этап развития античной философии?

в) досократовский.

96.Деятельность каких греческих философов принадлежит к так называемому классическому периоду(V—IVвв.до н. э.) развития философии?

в) Платона;

г) Аристотеля

е) софистов;

ж) Сократа.

Что является источником философского знания, согласно Сократу?

г) постоянная духовная неудовлетворенность.

98. Учение об идеальном государстве создал:

г) Платон.

Каковы, на Ваш взгляд, негативные стороны философии софистов?

а) пытались научить людей спорить, аргументированно доказывать свою правоту;

б) дистанцировались от морали; +++

в) шлифовали язык диалога;

г) отрицали существование объективной истины.

100. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» — это:

а) высказывание софиста Протагора;

Философия средних веков

Что такое патристика?

б) учение отцов церкви (теософов) периода перехода от античной к средневековой философии (II—IV вв. н. э.).

126. Изречение «Верую, потому что абсурдно» приписывают:

в) Тертуллиану;

127. В гносеологическом плане средневековые мыслители в основном придерживались следующих убеждений:

б) мир, сотворенный Богом, рационален и постижим;

в) Бог рационально не постижим;

128. Важнейшей особенностью, регулятивным принципом философии средневековья является:

в) теоцентризм;

129. Аврелий Августин написал следующие произведения:

б) «О блаженной жизни»;

в) «Исповедь»;

г) «О Граде Божием»;

130. Основные цели схоластики:

в) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;

131. Среди черт средневековой философии наиболее важны следующие:

а) зависимость от религиозной идеологии;

б) авторитаризм;

в) обращенность в прошлое – традиционализм;

г) склонность к назидательности и дидактизму;

д) увлеченность формально-логической стороной познавательной деятельности;

е) свобода в вопросах осмысления устройства мира;

Философия Возрождения

146. Гуманизм эпохи Возрождения — это:

б) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление

к созданию благоприятных для личности условий социального существования;

Философия эпохи Просвещения

Постклассическая философия

(второй половины ХIХ – начала ХХ века)

293. Для философских учений антисциентистской направленности, формировавшихся со второй половины ХIХ века, характерны следующие установки:

г) выдвижение вместо ratio на первый план иных, иррациональных форм познания;

294. В противовес классическому рационализму развивались следующие направления в постклассической философии, в качестве первичной реальности рассматривавшие жизнь или существование человека:

б) экзистенциализм;

295. Учение Маркса характеризуется как:

в) диалектический материализм;

296. В ранний период философской деятельности К.Маркс разделял взгляды:

а) младогегельянцев;

В.Соловьев писал, что русский радикализм развивался по принципу «смены катехизисов». Какими были эти три упомянутые «катехизиса», последовательно выступавшие в качестве философской опоры русского радикализма?

б) православный, евангельский;

в) материалистический, фейербахианский;

г) позитивистский;

Западная философия ХХ века

Философия: смысл и значение

Что такое философия?

в) наука о здоровом образе жизни.

Л. Фейербах говорил об этом как о «познании конечного в качестве бесконечного», Г. В. Ф. Гегель — как о «познании абстрактно постигающего себя духа», Э. Блох — как о «теоретическом мессианизме, описывающем движение мира к совершенству». Что имели в виду мыслители?

а) религию;

б) мораль;

в) философию;

д) и религию, и мораль, и философию в равной степени.

15. Основными сферами философского знания являются:

а) философская антропология;

б) онтология;

г) аксиология;

д) гносеология (теория познания);

Философская онтология

Слово ( речь)

?а) очищает бытие персональной идентичности человека от чувственного материала;

б) является выражением совместного переживания бытия мира;

в) является наиболее адекватной формой обнаружения бытия мира;

?г) все ответы правильные.

34. Культура внутренне различена на следующие группы культурных средств в порядке возрастания универсальности:

в) орудия, символы, знаки, предельно универсальные знаки.

35. Человек в его отношении к предметностям мира:

б) захвачен ими, «вожделеет» их, поскольку они составляют основу его бытия.

36. Предельное предметное отношение человека к миру выражают:

в) универсалии «бытие» и «небытие»;

37. Чем выше персональная идентичность человека поднимается по уровням своего предметного бытия, тем:

а) меньше его зависимость от бытия объекта, от полюса единичности;

в) больше зависимость от культурной формы, от полюса общего;

д) интенсивней энергия бытия человека;

38. Онтология это:

в) учение о бытии;

Философия природы

39. Выберите две верные трактовки сущности понятия «природа»:

а) природа как все, что существует вообще, т.е. весь мир в многообразии его форм;

б) природа как совокупность естественных ( физических, химических, биологических, геологических, космологических ) явлений;

40. Понятия «природа» и «материя» близки по значению, но:

а) понятие «природа» шире понятия «материя», так как содержит психические явления мира высших животных;

41. В античных космогонических мифах, отражающих первые представления о природе:

б) мир как упорядоченный Космос возникает из неорганизованного Хаоса;

42. Природу древние греки воспринимали как:

б) эстетически прекрасное;

43. Древнегреческие философы часто рассматривали природу с позиций:

в) органицизма;

д) гилозоизма;

44. Природа являлась главным объектом философского анализа:

г) в любую эпоху природа всегда главный объект философского исследования.

45. Умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, это:

б) натурфилософия;

46. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития, это:

в) ноосфера.

47. Концепцию перехода от биосферы к ноосфере ( сфере разума ) разрабатывали:

в) Тейяр де Шарден;

д) В.И. Вернадский.

48. В современной космологии под Вселенной понимается:

б) весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам;

Социальная философия

73. Какие вопросы не относятся к сфере рассмотрения социальной философией?

а) что такое общество?

б) каковы структурные аспекты общественной жизни?

в) какова динамика общественной жизни?

г) возможно ли взаимодействие природы и общества, при котором разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития?

д) в какой мере человек природное существо, а в какой — существо социальное?

е) является ли история общества одной для всех времен и народов или у каждого народа своя собственная историческая дорога?

Онтология сознания

85. В соответствии с субъектно-атрибутивной концепцией сознания, субъект это:

а) человек как носитель творческой деятельности или сообщество людей, действующее как единое целое;

б) носитель деятельностной способности;

в) то, на что направлена познавательная и преобразующая деятельность.

86. Согласно К. Марксу, опредмечивание есть:

а) переход свойств объекта в свойства субъекта;

б) превращение живого труда человека в материальный продукт труда;

в) оба определения верны.

87. Высказывание философов XIX в. о том, что мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь, принадлежит:

а) идеалистам;

б) вульгарным материалистам ( по определению Ф.Энгельса);

в) К. Попперу и его последователям.

88. По определению Тейяра де Шардена, «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь», это:

в) рефлексия;

89. Что не относится к формам общественного сознания:

з) все вышеперечисленное есть формы общественного сознания.

90. Что, по К. Марксу, является «непосредственной действительностью мысли», по М. Хайдеггеру – » домом бытия»:

в) язык.

91. Направленность сознания на какой-либо предмет, задающая предмет человеку в форме смысла, это:

а) интенция;

б) внимание;

в) медитация.

Научное познание

123. Наука как самостоятельная сфера культуры возникла:

а) в Древнем Египте;

б) в Древнем Китае;

в) в Древней Греции;

г) примерно одновременно во всех названных цивилизациях.

124. К принципам построения научного знания, обоснованным древнегреческими мыслителями, относятся:

а) поиски единого основания в виде первоначал и первопричин с последующим выведением из них знания о реальности как таковой;

б) отделение объективно-достоверного знания «по истине» от субъективного, повседневно-обыденного знания «по мнению»;

в) постулирование алгоритма научного исследования»дано – требуется доказать – доказательство»;

г) накопление и формулирование знания в виде непререкаемых нормативов.

125. Современная наука ( с соответствующим теоретическим аппаратом и способом организации процесса познания) начала формироваться:

б) в Новое время;

126. Формирование экспериментального метода познания происходит:

а) в конце эпохи античности;

б) в начале эпохи Нового времени;

в) в ХХ веке – «веке науки».

127. Современная организация науки в виде системы основных дисциплин включает:

а) математику, физику, химию, биологию, технические и социальные науки;

128. Научный закон это:

а) знание о наиболее общих, глубинных, сущностных связях объективной действительности, выраженное в виде теорий той или иной предметной области;

б) знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии);

129. Для классической науки характерно следующее:

а) акцент на предмете природы как объекте исследования;

б) сведение к минимуму влияние субъекта, т.е. исследователя;

в) четкое определение причин и следствий, установление однозначной зависимости между ними и ее математическая формализация;

130. Научная проблема проявляется как:

а) противоречие в теории между новизной явлений, включаемых в сферу познаваемого, и ограниченностью имеющихся знаний;

б) противоречие в теории между новизной выдвигаемых гипотез и существующим знанием.

131. Гипотеза это:

б) некоторое предположение о закономерном порядке вещей, которое нуждается в подтверждении своей достоверности – в доказательстве;

в) форма развития научного знания.

132. Совокупность принципов, приемов и правил процесса познания это:

а) теория;

б) механизм;

в) метод.

133. Как известно, существуют общенаучные, частнонаучные и междисциплинарные методы. К какой группе относится метод наблюдения?

а) к общенаучным методам;

б) к частнонаучным методам;

в) к междисциплинарным методам.

134. Научное познание имеет уровни:

б) эмпирический и теоретический;

Философия Древнего Востока

Древнеиндийская философия

3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:

а) мокша;

5. Буддизм возник как учение:

в) натурфилософское.

6. Имя основателя буддизма – Будды означает:

б) «просветленный»;

7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:

в) к последующему рождению в более высокой варне;

8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:

а) четыре благородные истины;

9. Слово «нирвана» ( в буддизме — состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает:

в) угасание, затухание;

10. В философских разделах упанишад сущее получает название:

а) брахман;

11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:

в) сансарой.

12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:

в) чарвака — локаята;

13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:

г) Атман равен Брахману.

14. К нирване в буддизме ведет:

б) восьмеричный путь;

Какая идея была заложена в учение о сансаре?

а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;

Назад к списку

«Карма, как и все в мире, пребывает в постоянном движении. Мы создаем наше настоящее и будущее, делая свой выбор в каждый момент времени. Понимаемое в таком ключе учение о карме не поощряет смирения, а вдохновляет нас на то, чтобы мы становились главными действующими лицами в разворачивающейся драме нашей жизни».

Даже внутри самой Азии, где понятие кармы имеет долгую историю существования и присутствует во многих культурах, оно не всегда истолковывается правильно. Негативный, обращенный в прошлое взгляд на карму используется для того, чтобы побудить обездоленных членов общества воспринимать свое положение как результат их собственных действий. Нынешние страдания объясняются негативными условиями, созданными в прошлом.

Считая себя виноватыми в собственном положении, некоторые люди стали жертвами чувства бессилия. Тем не менее это — искажение первоначального смысла кармы в буддийской традиции. Принять идею кармы не означает жить под гнетом вины и смутного беспокойства от того, что мы не знаем, какие негативные причины мы, возможно, создали в прошлом. Напротив, скорее, это значит быть уверенными в том, что наша судьба — в наших собственных руках, и что у нас есть силы, чтобы сделать ее лучше в любой момент.

Проще говоря, карма, означающая действия, указывает на универсальное функционирование принципа причинности, аналогично тому, как это делает современная наука. Наука уверяет нас, что все во Вселенной существует в условиях действия причин и следствий. Известный нам принцип гласит: «Для каждого действия есть адекватное противодействие».

Различие между материалистическим пониманием причинности в науке и буддийским принципом кармы в том, что последний не ограничивается теми вещами, которые можно увидеть или измерить. Напротив, он включает в себя невидимые или духовные аспекты жизни, такие, как ощущения или опыт счастья или несчастья, доброты или жестокости.

В своем обращении в 1993 году президент SGI Дайсаку Икеда описал эти разные подходы. Буддийская концепция причинно-следственных связей, по его словам, «…принципиально отличается от механистической причинности, которая, в соответствии с современной наукой, властвует над объективным миром природы, оторванным от субъективных человеческих озабоченностей». Далее, он разъясняет: «Причинно-следственная связь, согласно буддийскому взгляду, охватывает природу в более широком смысле, который включает также человеческое существование. Чтобы проиллюстрировать это, давайте предположим, что произошел несчастный случай или катастрофа. Механистическая теория причинности может быть использована для проведения расследования и определения, каким образом произошел несчастный случай, но она не затрагивает вопроса о том, почему конкретные люди оказываются втянутыми в данное трагическое событие. Действительно, механистический взгляд на природу осознанно избегает постановки подобных экзистенциальных вопросов».

В отличие от этого, буддийское понимание причинно-следственной связи стремится уделять непосредственное внимание этим мучительным «почему?». Изначально санскритское слово «карма» имело смысл работы или службы, и было связано с глаголами, которые означали просто «делать» или «создавать». Согласно буддизму, мы создаем карму на трех уровнях: через мысли, слова и действия. Действия, конечно, обладают большим влиянием, чем просто слова. Аналогичным образом, когда мы выражаем словесно наши идеи, это оказывает более сильное влияние на карму, чем в случае, когда мы просто держим их в голове. Однако, поскольку и слова и поступки берут свое начало в мыслях, содержимое нашего сознания — наши мысли — также имеют принципиальное значение.

Карма может рассматриваться как основа нашего индивидуального бытия, как подспудные тенденции, которые наложили отпечаток на глубинные уровни нашей жизни. Самые отдаленные циклы причины и следствия выходят за рамки нынешнего существования; они формируют то, каким образом мы начинаем эту жизнь – наши особые обстоятельства с момента рождения — и будут продолжать оказывать влияние и после нашей смерти. Цель буддийской практики заключается в преобразовании нашей основной жизненной тенденции таким образом, чтобы полностью реализовать наш человеческий потенциал в этой жизни и за ее пределами.

В одном из древних буддийских текстов сказано: «Если вы хотите понять причины, которые существовали в прошлом, посмотрите на результаты, проявившиеся в настоящем. Если вы хотите понять, какие результаты будут проявляться и в будущем, надо посмотреть на причины, которые существуют в настоящем».

Таким образом, карма, как и все в мире, пребывает в постоянном движении. Мы создаем наше настоящее и будущее, делая свой выбор в каждый момент времени. Понимаемое в таком ключе учение о карме не поощряет смирения, но вдохновляет нас на то, чтобы мы становились главными действующими лицами в разворачивающейся драме нашей жизни.

Статья об общей концепции теории закона кармы, в которой будет рассказано, откуда произошло само понятие кармы, и каким образом его интерпретируют в различных духовных школах и религиозных учениях.

Закон кармы. 12 законов кармы

Для начала давайте рассмотрим, откуда произошло само понятие «закон кармы». Некоторые люди думают, что происхождение этого закона связано с ведизмом, другие приписывают его буддизму, третьи вообще к новым течениям, сформировавшимся в современных духовных практиках. И те и другие отчасти правы, но для того чтобы узнать, откуда в действительности пришёл закон кармы, мы должны обратиться вглубь веков.

Само слово «карма» ведёт своё происхождение от слова kamma, что в переводе с языка пали означает ‘причина-следствие’, ‘воздаяние’, ‘деяние’.

Понятие кармы не может рассматриваться отдельно от таких краеугольных концепций, как реинкарнация и сансара. Обо всём этом мы сейчас и поговорим. Впервые слово «карма» встречается в Упанишадах. Это, как мы знаем, один из текстов, относящихся к веданте, или учению вед. Поэтому если говорить правильно, то все последующие применения понятия кармы в других учениях и религиях происходят непосредственно из веданты. Буддизм также позаимствовал его оттуда, т. к. сам Будда был рожден в Индии, где господствовали правила древних учений Вед и веданты.

Что же такое закон кармы? Это вселенский причинно-следственный закон, согласно которому все наши действия — праведные и греховные — будут иметь последствия. Причём эти последствия могут проявиться не только в текущем воплощении, если мы принимаем на веру концепцию о реинкарнации сущности и переселении душ, а также в последующих. Однако, по мнению автора статьи, этот подход слишком линеен и применим только в том случае, если мы рассматриваем время как линейное, двигающееся строго вперёд. Существуют другие концепции движения времени, когда все три его составляющие, условно называемые «прошлое», «настоящее» и «будущее», развиваются одновременно. Но это уже тема другого разговора, однако, желательно, чтобы читатель понимал, что не всё так однозначно, как этого хотелось бы.

Таким образом получается, что от наших поступков и мыслей, совершаемых сейчас или совершенных в прошлом, будет напрямую зависеть и наше будущее. Этот вывод интересен тем, что, в отличие от идей христианства или ислама, в ведантизме гораздо больше подчёркивается индивидуальная ответственность человека за то, что им совершается. Одновременно с этим ему предоставляется большая степень свободы выбора: он вправе выбирать свою судьбу, т. к. от чистоты его мыслей и поступков будет зависеть и его будущее. С другой стороны, прошлая, накопленная человеком карма на протяжении его предыдущих воплощений оказывает влияние на то, как он живет сейчас, в особенности на такой фактор, как условия, в которых человек родился.

Что такое реинкарнация и закон кармы

Как мы уже сказали, без концепции реинкарнации практически невозможно было бы объяснить и сам закон кармы. Реинкарнация — это идея о перерождении сущности. Сущность можно назвать душой или духом, но суть состоит в том, что душа постоянно перерождается в разных телах и не всегда человеческих.

Идея о реинкарнации пришла к нам не из Индии или, вернее, не только оттуда. До нашей эры, в античную эпоху, эллины дали этому понятию другое название — метемпсихоз. Но суть реинкарнации и метемпсихоза одна. Известно, что Сократ, Платон и неоплатоники разделяли идеи метемпсихоза, что видно из «Диалогов» Платона.

Таким образом, зная, что реинкарнация — это неотъемлемая часть нашей жизни, мы понимаем, что закон кармы работает в полную силу. То, как вы (ваша сущность) вели себя в прошлых воплощениях, непременно скажется на том, что происходит в настоящем, а, быть может, и в других перерождениях. Также в течение этой жизни у человека существует возможность улучшить свою карму за счёт благих действий и мыслей так, что уже в текущем воплощении можно развернуть направление своей жизни в благоприятное русло.

Почему у христиан нет концепции реинкарнации?

В древних направлениях христианства, таких, как секты катаров или альбигойцев, вера в реинкарнацию существовала, но в традиционном христианстве эта идея полностью отсутствует, т. к. считается, что душа пришла сюда единожды и после физической смерти тела она предстанет перед Богом, где будет решено, что произойдёт дальше, в жизни после смерти, — рай или ад. Таким образом, у человека нет других попыток, что в какой-то мере обделяет и уменьшает количество возможностей для совершения добрых дел. С другой стороны, он избавлен от пребывания в сансаре, на которую обречены живые существа согласно концепциям веданты и буддизма.

Прочитайте статью «Реинкарнация в Православии».

Важно отметить следующий аспект понятия кармы: она не является наказанием или воздаянием, хотя может так переводиться. Карма — это последствия, которые человек получает, исходя из того, как он жил. Здесь нет влияния провидения, поэтому человек решает, что будет лучше для него, и он сам может решить, каким образом вести себя, чтобы максимально повлиять на судьбу в этом и последующих воплощениях.

12 законов кармы, которые изменят вашу жизнь. Закон кармы кратко

  1. Первый закон — великий. Закон причины и следствия. Что посеешь, то и пожнёшь.
  2. Второй закон — закон создания. Жизнь возникла давно, но она требует от нас участия. Мы — её часть. Отсюда можно сделать вывод, что накапливаемая карма членов общества также влияет и на развитие всего общества.
  3. Третий — закон смирения. Принятие ситуации. Это один из наиболее популярных законов, который в настоящее время попросту эксплуатируется по поводу и без повода различными духовными учителями. Суть его состоит в том, что, только приняв ситуацию, человек сможет её изменить. В целом здесь говорится даже больше, чем о самом принятии: скорее, речь идёт об осознании. Как скоро вы осознаете ситуацию или состояние, в котором вы находитесь, вы сможете на это повлиять.
  4. Четвёртый — это закон роста. Человек должен что-то менять в первую очередь в самом себе. Изменяя себя изнутри, он меняет свою жизнь и снаружи, таким образом воздействуя и на окружающее.
  5. Пятый — закон ответственности. То, что происходит с человеком в его жизни, зависит от его поступков в прошлых и настоящей жизнях.
  6. Шестой закон — о связи. Всё, что бы мы ни делали в настоящем или прошлом, оказывает влияние на окружающее и будущее. Здесь будет уместным вспомнить эффект бабочки. Любое, казалось бы несущественное, действие или мысль оказывает влияние на нас и на других.
  7. Седьмой — закон фокуса. Нельзя думать о двух вещах одновременно.
  8. Восьмой — закон благодарения. Здесь речь идёт не о благодарности кому-то конкретному и даже не о благодарности божеству, а в целом — миру. То, что вы выучили, вы должны будете однажды применить. Это и будет вашей благодарностью по отношению ко Вселенной.
  9. Девятый закон — здесь и сейчас. Опять же, один из наиболее популярных законов, позаимствованных многими духовными школами. Концентрация мысли на настоящем моменте, потому что, находясь в настоящем, но думая о прошлом или будущем, мы пропускаем настоящий момент, лишая его первозданности. Он пролетает перед нами, но мы его не замечаем.
  10. Десятый — закон об изменении. Ситуация не изменится и будет повторяться в разных видах до тех пор, пока вы не извлечёте из неё нужный урок.
  11. Одиннадцатый — закон о терпении и вознаграждении. Для того чтобы получить желаемое, нужно прилагать усердие, и тогда желаемая награда станет доступной. Но самая большая награда — это та радость, которую человек получает от выполнения правильных действий.
  12. Двенадцатый — закон значения и вдохновения. То, во что вы вложили много энергии, играет в вашей жизни большое значение, и наоборот.

Существуют и так называемые 9 законов кармы, но они по большей части дублируют уже имеющиеся 12 и относятся к дальнейшему углублению теории закона кармы. Вкратце закон кармы можно свести к следующему: всё то, что с человеком происходит в жизни, — это результат его действий в прошлом или настоящем и направлено на то, чтобы восстановить баланс между совершённым и совершаемым в настоящем и будущем.

Закон воздаяния — карма: закон кармы гласит, что человек ответственен за происходящее с ним

Как мы уже отметили выше, закон кармы — это не закон воздаяния. Вернее, он не должен пониматься как воздаяние извне, невидимой рукой господа или чего-то другого. Этот закон можно понимать с позиции воздаяния только таким образом, что человек своими поступками формирует свою реальность, поэтому и воздаяние будет происходить в зависимости от того, сколько благих или неправильных поступков и мыслей было сгенерировано на протяжении прошлых жизней. Отсюда ведут начало такие понятия, как «тяжёлая» или «лёгкая» карма. Если у человека «тяжёлая» карма, то её, быть может, придётся изживать на протяжении нескольких воплощений и она будет продолжать оказывать воздействие на человека в виде жизненных обстоятельств, его окружения и т. д.

Интересно посмотреть на трактовки понятия закона кармы в философских школах санкхьи и мимансы. Это древние философии, возникшие на основе учения Вед. Здесь закон кармы понимают исключительно как автономный. Он не связан никоим образом с воздействием свыше, т. е. ответственность за происходящее всецело лежит на человеке. В других школах, признающих наличие Бога или верховного существа, которое управляет нашей жизнью, закон кармы объясняется уже по-другому. Человек не ответственен за всё, что с ним происходит, потому что есть невидимые силы, от которых также зависит течение жизни во Вселенной, но закон кармы при этом действует.

Путь Будды и законы кармы

Одна из наиболее значимых для нас интерпретаций закона кармы пришла к нам из учения буддизма. Будда, как мы знаем, признавал действие закона кармы, но его прочтение этого закона не было жёстким. В буддизме наличие кармы не означает, что человек проживёт свою жизнь только так, как ему это предначертано в связи с накопленной им кармой из предыдущих воплощений. Таким образом, Будда говорит, что человек властен над судьбой, у него есть свобода воли.

Согласно Будде карма делится на 2 части: накопленная в прошлом — пурана-камма, — и та, что формируется в настоящий момент — нава-камма. Прошлая карма определяет обстоятельства нашей жизни сейчас, а то, что мы делаем в настоящий момент, — нава-камма — будет формировать наше будущее. По-другому это ещё называется «дайва», или судьба, детерминированность, а вторая часть — это пуруша-кара, или человеческое действие, т. е. человеческая инициатива, воля. Благодаря этой второй части кармы — нава-камме или пуруша-каре — человек способен изменить своё будущее и даже настоящее.

Самым важным моментом пуруша-кары (человеческого действия) можно считать её высшее проявление — действие без желания получить результат. Это одна из основ учения Будды — исключить желание, т. к. желание есть основа страдания. Учение о страдании — это своего рода аксиома учения буддизма, известная как «4 Благородные Истины».

Только после освобождения от желания, любые совершённые действия перестанут быть привязанными к результату, т. к. именно желание результата, каков бы он ни был — хороший или плохой, хорошим или плохим намерением он формировался, — продолжает работать на создание кармы. Неудивительно, что Будда также говорит о том, что только действия, произведенные в результате намерения, а не просто любые действия, приводят к созданию кармы. Так мы видим опять же уклон в сферу осознанности.

Тем, кто стремится перейти в нирвану, нужно постепенно избавиться от желаний. Тогда вы обретёте мокшу, и закон кармы перестанет работать. Из изложенного выше понятно, что закон кармы будет работать там, где есть привязанность к результату, а она генерируется силой желания. Нужно понизить стремление получить что-то, и тогда вы это получите. Это один из выводов, которые можно сделать, изучив закон кармы и его толкование Буддой. В теории его легко понять, но применять на практике бывает довольно сложно. Для того чтобы стать Буддой, не нужно стремиться им стать. Это изложенная в одном предложении суть учения буддизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *