Касперовская икона божией

Православие объединяет разные народы, общая у нас не только вера, но и святыни. Например, Касперовская икона находится в Одессе, но помогает всем верующим, независимо от того, где они проживают.


История иконы

По одной из версий, образ был привезен из Европы, затем начал передаваться по наследству в семье Касперовых. Небольшого размера, написана на холсте, который наклеен на доску. Одно из первых известных чудес — обновление иконы. Это случилось, когда ее владелица стояла на молитве. Касперовская икона внезапно посветлела.

Хозяева решили сохранить происшествие в секрете, чтобы не вызвать сплетен. Однако, многие во сне стали слышать призыв Богородицы — она сама отправляла больных в дом Касперовых. В середине 19 в. начались исцеления:

  • мальчик, страдавший параличом, стал ходить;
  • одна местная женщина излечилась от слабоумия.

Происходили и другие случаи, вести дошли до правящего архиерея. Он отправил своего представителя для расследования, а Касперовскую икону Божией Матери велел забрать. Однако хозяйка наотрез отказалась расставаться со святыней.

Вести о том, что Касперовская икона помогает избавиться от недугов, разлетелись по всему краю. Его стали носить по праздничным дням в соседние города, со временем появились крестные ходы, а икона была официально признана чудотворной. Молятся перед ней о том, чтобы получить выздоровление от телесных болезней, защиту в тяжелых жизненных обстоятельствах, заступничество от нападений врагов.

Значение святого образа

Касперовская икона Божией Матери относится к типу «умиление», только в данном случае изображение сделано не в рост, а лишь по плечи. Это очень древний вид, пришедший к нам из Византии. Основное значение — показать теплые отношения между Богочеловеком и его земной Матерью.

  • Младенец развернут к Марии, тянется к ней обеими руками.
  • Лица Царицы Небесной и Христа соприкасаются. Это проявление нежности но также обозначение единения небесной и земной природы Иисуса.
  • Богородица обнимает Иисуса обеими руками, прижимая Его к себе. В лице ее заметна грусть — она словно предвидит то, что должно случиться, когда Младенец вырастет. На оригинальном образе взгляд ее направлен вверх, будто она мысленно обращается к Богу.
  • В правой руке Сына — свернутый свиток. Он как бы показывает его Марии. Свиток означает предназначение Спасителя, но оно до времени скрыто от людей.

Намек на будущие страдания скрывается и в цвете одежды Младенца — они красные. Икона Касперовская хорошо показывает чувства Матери, которая растит Сына для грядущих мук. А также на ней Спаситель предстает во всей своей любви и смирении. В глазах маленького ребенка читается недетская серьезность. Образ затрагивает самые глубокие струны души, поэтому перед ним просто настроиться на молитву, забыть все свои временные горести.

В чем помогает и о чем молиться Касперовской иконе

Образ упоминается в документах начиная с начала 19 в., но является намного более древним, поскольку уже в то время был почерневшим от времени. Сегодня его украшает богатый оклад, он стоит на почетном месте в главном храме г. Одесса. Касперовская икона весьма почитается на Украине.

Однажды она была украдена, но вскоре святыню удалось обнаружить и вернуть. Для нее построен отдельный киот, больше напоминающий небольшую часовню внутри храма. Молитвы Касперовской иконе звучат в Успенском соборе непрестанно. Чтимый список можно увидеть в Ленинградкой области в Покровском монастыре (с. Тервеничи).

  • Ахтырская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Всех скорбящих радость —
  • Икона Божией Матери Знамение — https://bogolub.info/ikona-bozhiej-materi-znamenie-znachenie-v-chem-pomogaet/

Чтобы обратиться к Богородице, необязательно совершать паломничество, достаточно иметь дома небольшую копию образа, если нравится именно этот вариант. Всегда следует помнить, что Христос и Приснодева слышат обращения независимо от того, возле какой иконы они звучат. Для Касперовской иконы Божией Матери написаны как молитва, так и акафист.

Молитва перед Касперовской иконой Божией Матери

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Тво​их, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибе​гаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Касперовская икона Божией Матери считается самой большой святыней для двух городов Украины: Одессы и Херсона. Именно здесь она находится около полугода. В остальное время образ путешествует по южной территории Украины, таким образом, давая верующим людям возможность прикоснуться к святому изображению.Почитают эту святыню трижды за год: 12 июля, 14 октября и среду светлой Седмицы. В этой статье вы узнаете историю этого образа и о чем молятся ему.

Появление чудотворного образа

На территорию Херсонской области эта икона попала в конце 16 века, привез ее неизвестный человек сербского происхождения. Ее передавали из поколения в поколение, как семейную реликвию. В 18 веке этот святой образ стал собственностью помещицы Касперовой.

До этого времени изображение изрядно потемнело и облики Богоматери и Младенца почти не различались. Когда женщина переживала жизненные трудности, оно подолгу молилась перед иконой. И через время заметила, что образ обновился. После этого от святого Лика стали исходить чудесные исцеления. Когда к иконе начали приезжать паломники, Касперовская отнесла ее в храм.

Во время военных действий в конце 19 века этот чудотворный образ защитил Одессу от захватчиков. В этот трудный период святое изображение принесли в город крестным ходом, и его никто не тронул.

Большое значение икона Божией Матери «Касперовская» имеет для всех жителей деревни Касперовка. Они ее по праву считают своей заступницей и святыней. Касперовская икона Богородицы очень почитается во всем православном христианском мире. Многие патриархи наведывались к святыне и молились ей о помощи.

В чем помогает Касперовская икона Божией Матери

Для всех верующих важно знать, в чем помогает икона Касперовская . Так же как и перед многими другими образами Богородицы, перед этой иконой просят избавления от:

  • бед и недуг;
  • внезапной кончины;
  • влияния плохих людей;
  • различного зла.

Помимо этого следует просить о милости, защите и благодати. Часто к Пресвятой Деве обращаются с пожеланием заступиться, направить на путь истинный и избавиться от грехопадения. После молитвы перед этим образом получают исцеление не только от различных тяжелых и иногда неизлечимых заболеваний, но и в случае сложных жизненных моментов.

В независимости от места нахождения святыни каждую пятницу перед ней читают акафист. Молитвенный текст иконе Пресвятой Богородицы «Касперская» имеет следующее содержание:

О Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление! Тебе припадаем и покланяемся пред святою и прелестною иконою Твоею «Касперовскою», еюже дивные и преславные чудеса совершашася. Ты едина еси радости нашея Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи.

Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умйлостивити Сына Твоего Христа Бога нашего о спасении нас грешных. Темже смиренно молим Тя, Всемйлостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушейся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблуждшим, в сокрушении сердец наших прибегающих.

Избеви нас Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышняго, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напистей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси враги наши посрамляются. Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православной Церкви нашей в мире и тишине.

Вышним Своим благословением, да укрепит Господь архиереи наша православный и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианами. Всех же нас огради от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющия нам.

Еще же, о Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянные собери, заблуждшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы, сирыя защити, болящия исцели и скорбящия утеши. Прежде отшедшие отцы, чада и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и виде о чудотворном Касперовском образе Богородицы:

Чудотворная икона Богородицы Касперовская была перенесена в одно из сел Ольвиопольского уезда Херсонской губернии из Трансильвании неким сербом в конце XVI века. Переходя в качестве семейной реликвии от родителей к детям, зга икона в 1809 году оказалась у помещицы Касперовой. В феврале 1840 года помещица, которую одно за другим постигали несчастья, долго ночью молилась у иконы и вдруг заметила, что старый и ветхий образ стал как новый, а лики Богоматери и Спасителя просветлели. Вскоре от иконы стали одно за другим происходить исцеления и много других благодатных чудотворений. К ней со всех волостей стали стекаться страждущие и нуждающиеся.

Празднуется 29 июня/12 июля.

На фото — Чудотворная икона Богородицы Касперовская, написанная иконописцем Сергеем Колько. Прочитать или на его личном сайте — www.chudoikona.ru .

Касперовская икона Пресвятой Богородицы во время войны 1853 — 1855 годов защитила город Одессу от вторжения неприятельских войск. В память об этом в Свято-Успенском кафедральном соборе каждую пятницу в 7.00 утра совершается акафистное пение перед Чудотворным образом. Его возглавляет правящий архиерей Одесской митрополии в сослужении городского духовенства при огромом стечении богомольцев.
При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным» и праздновать 1(14) октября. Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году. До этого образ хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, которая получила его по наследству как родовую святыню в 1809 году.
Ежегодно в Светлую Среду в Свято-Успенском кафедральном соборе Одессы совершается праздничное Богослужение и Крестный ход с чудотворным образом Царицы Небесной «Касперовским». Его в сослужении городского духовенства совершает Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская»

Тропарь, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Касперовская»

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Молитва иная

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Об иконе Касперовской

В конце XVI века Касперовская икона Богоматери перенесена из Трансильвании сербом, поселившимся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям в благословение, эта икона в 1809 году досталась госпоже Касперовой, деревня которой Ново-Ивановка находится на правом берегу Днепра.
В 1840 году, в феврале, Касперова, имея много горестей, долго ночью молилась и в это время увидела, что икона, старая, ветхая, от времени потемневшая, так что трудно было разобрать черты, вдруг обновилась и лики Богородицы и Спасителя стали просветлевшими, какими и до сего времени остались.
Вскоре многие случаи исцелений и других благодатных, от иконы бывших, чудотворений обнаружили дивную силу иконы и прославили ее. По исследовании многочисленных разных чудес икона была признана чудотворною. Со всех сторон начали приходить страждущие и недугующие, нуждающиеся в небесной помощи.
В 1852 году жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворною иконою. Во время войны 1853-1855 годов с чудотворною иконою был крестный ход в Одессе, в виду неприятелей, обложивших город, и город остался невредим. Это было принято за знамение особенного покровительства Божией Матери, и тогда же решили «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священнейшим».
Чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносится из с. Касперовки в г. Одессу и остается там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывает до 29 июня в г. Херсоне; с 1-го же июля по 1 августа — в г. Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице.
Касперовская икона — Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток.

14 октября Православная Церковь совершилат празднование КАсперовскому образу Пресвятой Богородицы.

История этой иконы уходит корнями в 19-й век. Касперовская икона Божией Матери стала особо почитаемой после одного случая, связанного с военными конфликтами тех времен. Касперовская икона Божией Матери была принесена из Трансильвании в Россию еще в 16-м веке. В 1809 ее получила в благословение от родителей Иулиания Касперова, владелица села Новая Ивановка, недалеко от Херсонеса. В феврале 1840 года во время молитвы Иулиания увидела, что сильно потемневшая икона стала светлой, то есть обновилась сверхъестественным образом. От новоявленного чудотворного лика Богородицы последовал ряд исцелений, и она была помещена в Никольский храм села Касперовка.

26 сентября 1855 года во время Крымской военной кампании у берегов Одессы появились вражеские суда, которые намеревались обстрелять город. На первый взгляд Одесса была обречена, однако, по просьбе жителей перед иконой в течение недели неустанно совершались молебны, и в день праздника Покрова Божией Матери вражеский флот без единого выстрела покинул Одессу.

При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным».

В Екатеринбурге в честь этого чудотворного образа освящен приход в поселке Кольцово. Его община сформировалась не так давно — несколько лет назад. А помогали и помогают ей аэропорт «Кольцово» и объединение «Уральские авиалинии».

Касперовская икона Божией Матери ─ наиболее известная чудотворная икона на Юге Украины.

Касперовская икона Божией матери (оригинал)

Церковный историк протоиерей Сергей Петровский так описывает обстоятельства обретения этого образа: «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, — Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».

Первое чудо «обновления» иконы произошло в 1840 г. С тех пор у иконы начинают происходить многочисленные исцеления. Начало им положило выздоровление мелкопоместной дворянки из соседнего села Веры Бурлеевой, рука которой долгое время была как бы омертвевшей. После молитвы у иконы женщину обнаружили здоровой. «От сего случая, — говорила госпожа Касперова, — в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление». Летом 1843 г. перед образом Божьей Матери исцелился крестьянский мальчик из Херсона Иван Шумков. До выздоровления он страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой и очаковская мещанка Мария Смешная: в дом госпожи Касперовой её, разбитую параличом, привезли, она не владела половиной своего тела. После молитвы перед образом и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием.

После этого в январе 1844 г. с согласия И. Касперовой и по решению местного священника была помещена в Никольский храм с. Касперово. В 1846 г. Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от иконы. Для этого создана специальная комиссия. после окончания работы она приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы. Вскоре Синод русской православной церкви официально признал икону чудотворной. До начала ХХ в. Касперовская икона Божией Матери была единственной официально признанной чудотворной иконой на Юге Украины.

К этому времени о чудотворном лике знали уже по всей Новороссии. Поклониться ей приезжали из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.

Жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворной иконой в г. Херсоне. Вскоре последовало благословение Священного Синода и разрешение императора совершать с иконой крестные ходы в главные города Херсонской епархии — Херсон, Николаев, Одессу. «В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 Июня».

С этого времени чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносилась из с. Касперовки в г. Одессу и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывала до 29 июня в г. Херсоне.

Ежегодно 1 июля чудотворную икону торжественно крестным ходом, при большом стечении городских жителей встречали в Николаеве. Этот день считался одним из главных городских праздников, а Касперовская икона Божией Матери почиталась как одна из заступниц и покровительниц города и его жителей. Икона на пароходе прибывала на Спасскую пристань, оттуда ее доставляли в Адмиралтейский собор, где она находилась на протяжении 2-х дней, после чего икону переносили в Рождественский собор, затем ─ в Свято-Алексеевскую церковь, потом ─ в кладбищенскую Всехсвятскую, в церковь 58-го Прагского полка, в храм Марии Магдалины, в госпитальную церковь, далее ─ в Александро-Невскую, Симеоновскую, Богородичную, Единоверческую и снова в Адмиралтейский собор, откуда ее вновь провожали на Спасскую пристань. В каждом храме икона пребывала по 1-2 дня.

Икона находилась в Николаеве на протяжении месяца. 1 августа всем городом икону провожали в с. Касперово.

Одним из чудес совершенных Касперовской иконой Пресвятой Богородицы считается спасение Одессы от блокады и захвата англо-французским флотом во время Крымской войны 1853 — 1855 г. После молитвы горожан перед иконой и крестного хода, совершенного 1 октября 1855 г., неприятельский флот внезапно покинул Одесскую бухту. В связи с этим архиепископом Иннокентием (Борисовым) было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным» и праздновать 1 октября день Касперовской иконы Божией Матери. Жители Николаева также считали, что именно чудотворная икона спасла город от нападения врагов в ту войну. Летом 1855 г., по разрешению Николаевского военного губернатора в городе начат сбор средств на постройку храма Касперовской иконы Божией Матери, но строительство началось лишь в 1904 г., а в конце 1908 г. храм был освящен. Ныне храм является действующим и принадлежит общине Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Существует предание, что когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город, для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А. С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать «се Царица Небесная грядет спасти Севастополь». На это высокомерный вельможа дал такой ответ: «Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную — мы и без Нее обойдемся!…». Вскоре Севастополь пал…

Последний ежегодный крестный ход Касперовской иконы Божией Матери состоялся в 1918 г., с тех пор она постоянно находится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы.

Самым известным чудом, связанным с этой иконой в ХХ в. Считается избавление с. Гниляково (ныне Дачное) Одесской области от эпидемии холеры в 1922 г.

В селе Кизомыс (Касперово) не сохранились ни дом помещицы Касперовой, ни храм, в котором находился образ. Храм был взорван немцами при отступлении в период Великой Отечественной войны. Местные жители вспоминали, что вернувшись из эвакуации, застали на месте церкви лишь груду камней. Из них выстроили небольшую сторожку, в которой и происходила вся церковная жизнь села. Сейчас на месте храма расположены спортивная площадка и новые постройки, материалом для которых послужил камень со взорванного храма и разобранного дома помещицы.

Описание иконы: «Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой — мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину. Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами». Судя по данному описанию (использование масляных красок и холста), время написания иконы можно отнести к середине XVIII в.

Касперовская икона относится к известному византийскому каноническому типу икон получивших название «Умиление» (по-гречески Елеуса ─ милующая) или Корсунская. Этот иконографический тип восходит, по церковному преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке.

Из икон такого типа наиболее известны: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери; иконы «Взыграние младенца», «Взыскание погибших», «Достойно есть»; Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери.

Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причём не только морского, но и воздушного.

Эту святыню особо почитают православные жители Одессы, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма, и многих других регионов.

В Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона находится чудотворный список Касперовской иконы Божией Матери, перед которым каждую пятницу архиепископом Херсонским и Таврическим служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы и молебен.

В 1997 г. в с. Грузко-Ломовка Донецкой области основан женский монастырь Касперовской иконы Божией Матери.

Официальные даты празднования (и служения акафиста) Касперовской иконы Божией Матери установлены православной церковью 12 июля (29 июня ст. ст.), 14 октября (1 октября ст. ст.) и в среду Светлой седмицы.

Касперовская икона Божией матери (оригинал)

Касперовская икона Божией матери

Касперовская икона Божией матери

Крест с Касперовской иконой Божией Матери

Место, где находился храм Касперовской иконы

Могила И. Касперовой

Свято-Касперовкий женский монастырь

Свято-Успенский кафедральный собор в Одессе

Собор Касперовской иконы Божией Матери в Николаеве

Список с иконы Касперовской Божией Матери ХХ в.

Храм Касперовской иконы Божией матери в Николаеве

Источники и литература:

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы, читаемый пред иконой Ея «Касперовской» ─ Херсон, 2009.

Заковоротний Д.И. Храмы Николаева / Д.И. Заковоротний ─ Николаев, 2001. ─ С. 25-33.

Касперовская икона Пресвятой Богородицы во время войны 1853 — 1855 годов защитила город Одессу от вторжения неприятельских войск. При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным» и праздновать 1 октября.

Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году. До этого образ хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, которая получила его по наследству как родовую святыню в 1809 году.

Кас­пе­ров­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся ве­ли­кой свя­ты­ней го­ро­дов Хер­со­на и Одес­сы, где она пре­бы­ва­ет око­ло ше­сти ме­ся­цев в го­ду. Дни при­не­се­ния ее в Одес­су (1 ок­тяб­ря), и от­ше­ствия ее – в чет­вер­тый день Пас­хи – ста­ли ве­ли­ки­ми цер­ков­ны­ми тор­же­ства­ми.

Вид этой неболь­шой ико­ны, на­пи­сан­ной мас­ля­ны­ми крас­ка­ми на хол­сте, на­кле­ен­ном на дос­ку, про­из­во­дит силь­ное впе­чат­ле­ние. Вла­ды­чи­ца и Бо­гом­ла­де­нец изо­бра­же­ны толь­ко по верх­нюю часть гру­ди. Бо­го­ма­терь со скорб­ны­ми оча­ми на ли­це при­жи­ма­ет к ла­ни­те Сво­ей Мла­ден­ца Хри­ста, при­дер­жи­вая го­ло­ву Его обе­и­ми ру­ка­ми. При­льнув к Пре­чи­стой, Мла­де­нец ле­вой ру­кой схва­тил­ся за плат, по­кры­ва­ю­щий гла­ву Прис­но­де­вы, в пра­вой Он дер­жит сви­ток.

Со­глас­но пре­да­нию, ико­на эта бы­ла в кон­це XVI ве­ка при­ве­зе­на в Рос­сию из Тран­силь­ва­нии сер­бом, ко­то­рый по­се­лил­ся в Оль­ви­о­поль­ском уез­де Хер­сон­ской гу­бер­нии. Пе­ре­хо­дя от ро­ди­те­лей к де­тям, в 1809 го­ду свя­той об­раз стал соб­ствен­но­стью по­ме­щи­цы Кас­пе­ро­вой, про­жи­вав­шей в Оль­ви­о­поль­ском уез­де, в име­нии Но­во-Ива­нов­ке. Ико­на бы­ла вет­хая, и жи­во­пись до то­го по­тем­не­ла, что труд­но бы­ло разо­брать чер­ты Бо­жи­ей Ма­те­ри и Спа­си­те­ля.

В фев­ра­ле 1840 го­да, пе­ре­жи­вая ве­ли­кие го­ре­сти, Кас­пе­ро­ва как-то но­чью дол­го мо­ли­лась пе­ред ико­ной. Во вре­мя мо­лит­вы она за­ме­ти­ла, что ли­ки Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца про­свет­ле­ли, и ико­на чу­дес­ным об­ра­зом об­но­ви­лась.

От свя­то­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­див­шей­ся в до­ме по­ме­щи­цы, впо­след­ствии про­изо­шло мно­же­ство чу­дес и ис­це­ле­ний, по ис­сле­до­ва­нии ко­то­рых ико­на бы­ла при­зна­на Свя­тей­шим Си­но­дом чу­до­твор­ной. К ней ста­ло по­сто­ян­но сте­кать­ся мно­го па­лом­ни­ков, и в 1844 го­ду Кас­пе­ро­ва, счи­тая невоз­мож­ным удер­жи­вать чу­до­твор­ный об­раз в сво­ем до­ме, от­нес­ла ико­ну в мест­ный Ни­коль­ский храм.

В 1852 го­ду жи­те­ли Хер­со­на ис­хо­да­тай­ство­ва­ли раз­ре­ше­ние еже­год­но в празд­ник Воз­не­се­ния Гос­под­ня крест­ным хо­дом при­но­сить к ним чу­до­твор­ную ико­ну. А с 1853 го­да и жи­те­ли Ни­ко­ла­е­ва по­лу­чи­ли воз­мож­ность с 1 июля по 1 ав­гу­ста по­кло­нять­ся Кас­пе­ров­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри в сво­их хра­мах.

В Се­ва­сто­поль­скую вой­ну 1853–1855 гг. Одес­са, оса­жден­ная непри­я­тель­ским фло­том, пе­ре­жи­ва­ла тя­же­лые вре­ме­на. В ав­гу­сте 1854 го­да свя­той чу­до­твор­ный об­раз крест­ным хо­дом был тор­же­ствен­но пе­ре­не­сен в го­род­ской ка­фед­раль­ный со­бор, где пре­бы­вал до 20 мая 1856 го­да.

В 1855 го­ду, в празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­сле то­го, как одес­ский ар­хи­епи­скоп Ин­но­кен­тий при боль­шом сте­че­нии ве­ру­ю­щих от­слу­жил мо­ле­бен пе­ред Кас­пе­ров­ской ико­ной, враг от­сту­пил, го­род остал­ся невре­дим. По об­ще­му ве­ро­ва­нию Одес­са бы­ла спа­се­на бла­го­да­тью чу­до­твор­но­го об­ра­за. Бы­ло ре­ше­но «в по­уче­ние потом­ству сде­лать это со­бы­тие неза­бвен­ным, и день 1 ок­тяб­ря – празд­ни­ком свя­щен­ней­шим».

Глав­ным ме­сто­пре­бы­ва­ни­ем чу­до­твор­ной ико­ны про­дол­жа­ет счи­тать­ся се­ло Кас­пе­ров­ка, но об­раз на­хо­дит­ся там недол­го. Еже­год­но к 1 ок­тяб­ря он при­но­сит­ся из Кас­пе­ров­ки в Одес­су и оста­ет­ся там до сре­ды Пас­халь­ной неде­ли, по­ме­ща­ясь у юж­ной сте­ны пе­ред­ней ча­сти ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. Осталь­ную часть Пас­халь­ной неде­ли и бли­жай­шие неде­ли ико­на на­хо­дит­ся в Кас­пе­ров­ке, в празд­ник Воз­не­се­ния пе­ре­но­сит­ся в Хер­сон, где пре­бы­ва­ет до 29 июня, а за­тем до 1 ав­гу­ста ей по­кло­ня­ют­ся жи­те­ли Ни­ко­ла­е­ва. По всем ме­стам пре­бы­ва­ния ико­ны по пят­ни­цам пе­ред нею чи­та­ет­ся ака­фист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *