Катехизатор

– Катехизация – Документы

«Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе» — учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов, подготовленное Ю.С. Белановским, А.В. Ракушиным, А.А. Шестаковым.

«Оглашение на современном этапе» — Работа клирика Ростовской-на-Дону епархии священника Александра Усатова.

«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» — документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152).

«Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» — Документ подготовлен Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 24 июня 2010 года.

«Об утверждении «Последования Святаго Елеа, совершаемого поскору»» — документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года (журнал № 130).

«Рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозному образованию и катехизации» — Рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозному образованию и катехизации рекомендованы Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

«Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов» — Документ подготовлен Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации основных образовательных программ по подготовке катехизаторов.

«Приложение №1 к Церковному образовательному стандарту по подготовке катехизаторов» — Документ содержит примерную основную образовательную программу по подготовке Катехизаторов (среднесрочные курсы), а так же требования к результатам освоения основной образовательной программы по подготовке Катехизаторов, примерный учебный план.

«Приложение №2 к Церковному образовательному стандарту по подготовке катехизаторов» — Документ содержит примерную основную образовательную программу по подготовке Катехизаторов (среднесрочные курсы), а так же общую характеристику программы, краткий план преподаваемых дисциплин.

«СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРОХОЖДЕНИИ ОГЛАСИТЕЛЬНЫХ БЕСЕД» — Образец документа, удостоверяющего успешное прохождение огласительной беседы, перед крещением.

«Положение об аттестации Катехизаторов» — Документ подготовлен Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и регламентирует проведение аттестации (переаттестации) катехизаторов в епархиях Русской Православной Церкви, находящихся на территории Российской Федерации.

«Практическое руководство по приходскому консультированию» — Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по организации консультативной службы на приходе, практические советы дежурным и материалы изучения различных вопросов, связанных с деятельностью приходской консультативной службы. (издается По благословению Высокопреосвященнейшего ВЛАДИМИРА, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского).

«Распоряжение Владыки Прокла о направление на курсы катехизаторов» — Распоряжение Митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла о направление на курсы катехизаторов.

«Положение об аттестационной комиссии» — Положение об аттестационной комиссии Отдела религиозного образования и катехизации Симбирской и Новоспасской Епархии.

См. раздел КАТЕХИЗАЦИЯ

  • АУДИО. Катехизация
  • ВИДЕО. Катехизация
  • Просветительские листки

***

Катехиза́ция (от греч. слова катехизис – κατήχησις — (катехизис (катихизис)) — катехизис (от греч κατηχέω (катехео (катихео)) — наставлять, оглашать) — 1) наставление в основах православной веры лиц, готовящихся принять Крещение; 2) наставление лиц, уже принявших Крещение и являющихся членами Церкви, в истинах православной веры (подразумевает более глубокое изучение основ веры). Катехизация – это обучение истинам православной веры и порядку церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни.

При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов.

а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);

в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе;

г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе.

Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).

Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви:

  • в древней Церкви оглашение было преимущественно устным назиданием, а сегодня для наставления новоначальных используют катехизическую литературу, в которой систематически раскрываются основы христианского вероучения;
  • в древней Церкви оглашение производилось только над христианином, желающим принять крещение, а сегодня катехизическая работа может вестись с любым человеком, желающим изучить основы христианства;
  • в древней Церкви оглашение («принятие в катехуменат») означало принятие христианства, было первой ступенью в духовном становлении христианина, ведущей ко второй ступени – крещению, а сегодня катехизическая работа ведется с крещенными и некрещеными людьми, которые могут относиться как верующим христианам, так и к ищущим познания Бога.

Такое различие вызвано тем, что жизнь древней Церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества.

В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.

***

Введение в основы катехизации

протоиерей Александр Зелененко,
председатель Епархиального Отдела религиозного
образования и духовного просвещения СПб Епархии

Понятие о катехизации

Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», происходящего от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (kate – «с горы», есhеo – «звучать, раздаваться, греметь»).

Более позднее значение – «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация». Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому катехизация осуществляется в виде диалога, собеседования.

В XIX веке святителем Филаретом, митрополитом Московским был составлен Катехизис – учебное пособие, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере в форме вопросов и ответов.

Поэтому, Катехизис – это вероучительное содержание того, что нужно говорить при наставлении в вере, а катехизация – это методика того, кому и как говорить; это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни для угождения Богу и спасения души.

Катехизация (в узком смысле) – это проведение огласительных бесед по основам веры с людьми, готовящимися принять святое Крещение.

Катехизация (в широком смысле) – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных слоях общества с целью приобщения людей к нормам христианской жизни, которые даны нам Творцом.

Катехизатор – это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своём уровне духовно-просветительской деятельности.

Катехумен (katechemenos – «наставляемый, поучаемый») – в нашем контексте, человек, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. В древности слово «катехумен», относилось, прежде всего, к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа.

Катехуменатом в древней Церкви называлась система огласительной подготовки кандидатов к принятию Крещения и поэтапного вхождения в общинноустроительную жизнь Церкви с соответствующей методикой передачи катехизического знания и церковного опыта.

Цель и задачи катехизации

Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям в лоне святой Церкви. Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.

Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.

Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это – живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.

Можно провести сравнительные параллели, открывающие нам смысл и высокое назначение Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Которой мы вошли от купели Крещения, в течение всей земной жизни под Её водительством должно идти формирование, а точнее «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.

Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви, благодаря которым она и принадлежит ей: единство, святость, соборность и апостольность.

Единство – целостность личности и непоколебимость в исповедании веры в Бога и Церковь;

Святость – хранение целомудренности (нравственной чистоты и непорочности) и благочестия (христианской чести, достоинства, честности и богобоязненности) в отношениях, поведении и жизни.

Соборность – единомыслие и единодушие церковной общности в исповедании, делах и служении.

Апостольность – соработничество Христу в распространении веры и свидетельствовании богоугодной христианской жизни в окружающем мире.

Таким образом, воцерковить – значит ввести в жизнь церковной общины, дабы усвоиться свойствам церковного организма, стать их носителем.

Это достижимо лишь при решении целого ряда задач, а именно:

  • помочь обрести Евангелие как книгу жизни и в свете его принять Предания Православной Церкви, идущее от апостольских времен и святых отцов;
  • помочь обрести христианское вероучение и мировоззрение, основанное на Священном Писании и догматических основах Православия, находящихся, прежде всего, в Символе Веры;
  • помочь обрести базовые знания о церковной жизни и признание того, что жизнь христианина призвана находиться в рамках канонических правил и церковной дисциплины;
  • способствовать воцерковлению, как поэтапному вхождению в практическое освоение чина церковной жизни;
  • способствовать приобщению к Евхаристической жизни общины с признанием того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;
  • помочь принять иерархическую структуру Церкви;
  • помочь обрести личную духовную жизнь под пастырским руководством и свое место в посильном служении Церкви;
  • помочь человеку взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь, как форму, в которой может развиться и вырасти личное благочестие.

При целостном взгляде, процесс воцерковления посредством катехизации, включает в себя:

а) приобщение человека к церковному вероучительному знанию, способствующему воцерковлению его сознания и жизни;

б) приобщение к опыту церковно-уставной дисциплины и молитвенно-евхаристической богослужебной жизни, более всего способствующему преображению человеческого духа в сродность Христову духу: «…Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его…» (Рим. 8:9);

в) духовное руководство, помогающее христианскому совершенствованию в добродетели и отсечению своей пристрастной воли, преодолению самоугодия, самолюбия, своенравия, самочиния, саморазумения и своекорыстия;

г) собственную духовно-нравственную, аскетическую жизнь (молитва, пост и милостыня) в своей семье, в церковном укладе;

д) деятельную общинноустроительную жизнь на Церковном приходе, способствующую обретению нравственных и духовных связей и братских отношений, образцом которых являются отношения первохристианской общины в евангельском духе (Деян. 2:42-47).

Таким образом, в наше время под катехизацией необходимо понимать работу по содействию в воцерковлении тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести благочестивый христианский образ жизни. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) (1Кор. 7:20).

Плодами катехизации являются познание церковного вероучения, обретение православного мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии.

Кроме того, важнейшей составляющей подлинной церковности является духовно-нравственная, богоугодная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19-20).

Для принесения плода более всего не хватает нам сегодня примеров праведной жизни. О превеликой важности этого в свое время говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие Таинств, ни священная Трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха».

Назначение и место катехизаторского служения.

Каждое из четырех основных видов церковного служения (миссионерское, катехизаторское, учительное и пастырское) имеет своё место в церковной жизни, свою направленность, назначение и содержание.

Миссионерская деятельность призвана пробудить в человеке веру, обратить ко Христу и Его Церкви.

Катехизаторская деятельность направлена на воцерковление, как введение через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни.

Дело церковного педагога, законоучителя заключается преимущественно в том, чтобы преподать предметное содержание церковного вероучения и основы христианского мировоззрения.

Дело же пастыря универсально и более ответственно – заложить основу духовно-церковной жизни и верно руководствовать пасомых в устроении, поддержании и совершенствовании духовной жизни во спасение, в лоне святой Церкви.

В каком состоянии оказывается человек, крестившийся без оглашения?

Человек, крещённый без оглашения (то есть без предкрещальной катехизации), не знает существа своей веры, церковного вероучения, православного мировоззрения!

Знать свою веру (хотя бы в объёме Символа веры и Закона Божьего) и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек, является его священным долгом и христианским призванием. Только знающий способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище. Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (Евр. 11:6), (Мк. 16:16).

Такой человек не знает:

  • сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения святая Церковь;
  • что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя, в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;
  • Божественной природы Церкви и Её богослужебного чина и предназначения;
  • какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви;
  • почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и сколько;
  • какую духовную литературу читать и в какой последовательности;
  • с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;
  • почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника;
  • как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;
  • как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, с родственниками, на работе);
  • в чём отличие Православия от других инославных конфессий, иноверных исповеданий и сект.

Важнейшим показателем готовности к Крещению является понимание основ духовной жизни, выраженное в конкретных знаниях. Канонические источники настаивают также на изучении веры как средстве профилактики уклонения в ереси.

Крестить без предварительной катехизации (за исключением особых случаев) запрещено 78 правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского Соборов.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь.

Согласно древнецерковной практике, опирающейся на Новозаветное Откровение и церковное Предание, к уверовавшим во Христа людям и желающим креститься предъявлялся ряд непреложных условий и требований. Пять главных из них можно особо выделить:

  1. Вера, согласно православному Символу веры.
  2. Добровольное и сознательное желание креститься.
  3. Понимание истин веры (догматов) в церковном духе.
  4. Покаяние за прошлую греховную жизнь.
  5. Усердие в практических делах веры.

От тех же, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота об оглашаемых, выраженная в молитве за них в чине Литургии, в тщательном научении истинам веры и предварительном испытании их веры перед Крещением.

Не следуя в этом вопросе Церковному авторитету и чину, крестя без должного оглашения, мы духовно порождаем заведомо нецерковных, «номинальных христиан», лишённых жизненно важных знаний и духовных ориентиров.

Крещение, поистине, должно стать «не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести» (1Петр. 3:21).

Главным делом Церкви на Земле всегда было открытие Благой вести о Христе и руководство христиан в обретение богоугодной жизни во спасение.

Итак, лишь верно следуя заповеданным Богом, Церковью и указанным их авторитетом условиям в деле катехизации, преодолевая имеющиеся трудности, мы будем на спасенном пути.

Санкт–Петербургская епархия, отдел религиозного образования и духовного просвещения. Епархиальная конференция Насущные вопросы катехизации: Традиции и современность.

***

См. ОГЛАШЕНИЕ, ОГЛАШЕННЫЕ, МИССИОНЕРСТВО

Дары, полученные в Таинстве Священства, семинарское образование, высокий кредит доверия со стороны мирян дают священнослужителям немало преимуществ перед мирянами, однако не исключают возможность и для мирян стать успешными катехизаторами.

Требования к катехизатору и наиболее часто встречающиеся ошибки катехизаторов

Дары, полученные в Таинстве Священства, семинарское образование, высокий кредит доверия со стороны мирян дают священнослужителям немало преимуществ перед мирянами, однако не исключают возможность и для мирян стать успешными катехизаторами. Священнослужителей некоторые катехумены воспринимают как некую касту, и таких катехизатор-мирянин может больше расположить к себе, упростить общение.
Мы имеем пример из Священного Писания, когда человек свидетельствовал о Христе, не имея первоначально никакого отношения ни к Апостолам, ни к рукоположенным от них пресвитерам. «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос (Деян.18:24-28)». Апостол Павел отметил роль святого апостола Аполлоса в распространении христианства в Коринфе: «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог (1 Кор. 3:6).

Часто приходится встречать аргумент: важнее всего для проповеди собственная жизнь по заповедям Христовым, а учительство – это лишнее. Этот тезис активно исповедуют некоторые воцерковлённые и зачастую даже достаточно начитанные миряне. В подтверждение своей позиции они обычно приводят слова прп. Серафима: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». На это можно ответить следующее:

1) Не умаляя истинности слов Саровского подвижника, можно добавить, что собственный пример – не отдельный метод, а необходимый элемент любого метода катехизации. Слова человека, просвещенного Божественной благодатью, намного быстрее найдут отклик в душах людей. Однако, в практическом плане, где найти столько святых катехизаторов, обладающих ещё и даром слова?

2) В дополнение имеет смысл привести ещё два высказывания по обсуждаемому вопросу, которые не противоречат словам преподобного Серафима, а дополняют их.
Преподобный Иоанн Лествичник: «не будь строгим судиею тех, которые словами учат о великих добродетелях, когда видишь, что сами они к благому деланию ленивы, ибо недостаток дела часто восполняется пользою оного учения. Мы не все стяжали всё в равной мере: некоторые имеют превосходство более в слове, чем в деле, а в других, напротив, дело сильнее слова» .
Праведный Иоанн Кронштадтский: «Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то дьявол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание» .

3) Внутренняя и внешняя миссия – это не хобби, а проявление деятельной любви, обязанность любого христианина по спасению ближнего. Не все становятся аскетами-подвижниками, но любой имеет возможность хотя бы посоветовать ближнему хорошую книгу или разоблачить псевдоцерковное суеверие.

Для катехизатора принципиально важны следующие качества:
– «горячая вера», так как нужно, пробудить, зажечь человека, а не просто дать знания; побудительным мотивом и движущей силой для катехизатора должна быть любовь к ученикам, а не желание власти или самоутверждение;
– высокие моральные качества и духовная зрелость;
– системное духовное образование;
– коммуникативные способности: умение ясно изложить мысль на понятном собеседнику языке, учитывая его культурный и образовательный уровень; мудрая снисходительность к духовному уровню человека;
– поддержание обратной связи с катехуменом, наличие диалога в обучении;
– христоцентричность изложения материала; он не должен быть абстрагирован от Бога, открывшегося нам во Христе.

Среди главных ошибок катехизаторов можно указать следующие:
– Рассказ о христианстве как о религии закона в ущерб религии Любви. Представление о христианстве как о системе запретов, превращение огласительных бесед в перечисление обязанностей христианина.
– Подмена целей (свободы, радости, новой жизни) средствами их достижения; отрицательный характер проповеди (установка «всё нельзя»), подмена христианской нравственности внешней аскетикой.
– Дисбаланс между догматикой и нравственным содержанием христианства в сторону догматического богословия.
– Акцент на обряде, чинопоследовании Таинств Крещения и Миропомазания. Таинство Крещения следует рассматривать в большей мере как повод, а не как содержание бесед.
– Однако и вопросы, как со стороны катехизатора, так и со стороны участников, должны быть в русле обсуждаемой темы, иначе встречи потеряют целостность и системность. Диалогичность позволит лучше понять уровень знаний катехуменов и укрепит их внимание.
– Стремление передать как можно больше информации там, где катехизация включает в себя 1-2 занятия.
– Передача знаний, теоретической информации в отрыве от опыта веры. Забвение того, что любой ответ должен быть не только информационным, но и экзистенциальным, т.е. прямо или косвенно назидательным для присутствующих.
– Неактуальность передаваемых знаний и опыта для слушающих. Знания должны быть практичны для оглашаемых, не абстрактны, не связаны лишь с глубокой древностью, а близки и необходимы им.
– Категоричность или чрезмерный либерализм (заискивание, чрезмерное упрощение Православия до уровня оглашенных).
– Сухой, непонятный новоначальным язык, избыток церковнославянизмов и богословских терминов (средостение, живот, синергия, эсхатология и т.п.).
– Отсутствие наглядных пособий и печатных материалов, которые раздаются оглашаемым для самостоятельного изучения. Как минимум это должен быть список литературы для самостоятельного изучения и несколько молитв с их объяснением.
– Занятия без учёта духовного, нравственного и интеллектуального уровня оглашаемых. Соответственно и задачи могут стоять разные: от полной и серьёзной подготовки до минимальных знаний или хотя бы избавления от «иллюзии знания» церковной жизни. В практическом плане в предварительной беседе или после первого занятия катехизатор может выделить отдельных лиц для индивидуальных бесед или разделения одной группы на две-три.
– Хаос в организации встреч (опоздания, перенос времени и т.д.), неряшливый, равно как и заспанный, усталый вид катехизатора.
– И, наконец, самая главная ошибка – отношение к оглашаемым как к объектам воздействия, а не братьям и сестрам, отсутствие любви к ближним и своему служению.

— Отец Иоанн, Вы вот уже 15 лет возглавляете Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Что Вы можете сказать об этом периоде?

— Святейший Патриарх Алексий II неоднократно подчеркивал, что важнейшей задачей Русской Православной Церкви на современном этапе ее существования является катехизация народа.

В древней Церкви катехизацией или оглашением называлось приведение язычников к христианской вере и подготовка к принятию в Церковь через крещение. В настоящее время и некрещеные и многие так или иначе крещенные люди, нуждаются в воцерковлении, а, следовательно, в просвещении и катехизации.

Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. Именно в это время Православная Церковь вступила в пору восстановления своего духовного влияния на жизнь Российского общества.

В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного, ревностного служения Богу и Церкви. Горячее исповедание Христа и эмоционально-окрашенные призывы к покаянию и спасению, совершаемые педагогами-катехизаторами воскресных школ «первого призыва», выполнили свою миссию и развернули общественное сознание в сторону приятия православной веры и православной церковности.

Множество людей стало посещать православные храмы. Постепенно начала расширяться и распространяться по епархиям практика создания воскресных школ. Это не могло не радовать, но и подводило к мысли о необходимости начала нового этапа работы. Как показывает опыт, теперь уже приводит людей к Богу не столько энтузиазм или душевный порыв, и не простое желание «побольше узнать о жизни Церкви» или «полюбоваться благолепием храма», сколько столкновение с труднейшими проблемами повседневной жизни, которые ждут своего разрешения. Накопленные страдания человеческой души приводят ее к переживанию острого кризиса, к потребности «излить свою душу» и получить в Церкви деятельную помощь и поддержку.

Можно утверждать, что православное образование получило сегодня в России гражданские права. Церковно-приходские воскресные школы, православные гимназии, Православный институт и Богословский университет, множество различных лекториев, семинаров, кружков — вот далеко не полный перечень подразделений сегодняшней православной школы. Структура создана и функционирует, хотя процесс ее формирования в ее теоретической и в методической части все еще находится в стадии становления.

В этом году при нашем Отделе создана рабочая группа, которая готовит общецерковный документ «Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности в Русской Православной Церкви». Этот документ должен помочь внести системность в усилия действующих центров православного просвещения.

В своем докладе на II съезде миссионеров Русской Православной Церкви Его Святейшество Патриарх Алексий определил воцерковление различных слоев общества и особенно молодежи главной миссионерской задачей в XXI веке: «Сегодня нам надо решить главный вопрос — как воцерковлять наш народ, как дать его естественным религиозным исканиям православное основание. Как правило, мы имеем дело с крещеными, но не просвещенными людьми, а это очень опасное и соблазнительное состояние души, когда человек всей жизнью и пристрастиями находится в объятиях мира, но при этом себя считает православным христианином». Призыв Святейшего Патриарха остается актуальным и в наши дни.

— Отец Иоанн, что Вы можете сказать о современной ситуации с катехизацией в России?

— Нельзя идеализировать прошлое, просто вздыхать о нем. Именно потому, что в нашем прошлом было так много чисто внешнего благочестия, часто неискреннего, лицемерного, ненастоящего. Мы не можем просто мечтать о возрождении древнерусского благочестивого строя жизни, о неиспорченной природе доиндустриального периода, о крепкой нерушимой семейной жизни (в которой бывали страшные пороки). С нас спросится и спрашивается, как мы живем сейчас, в условиях современной жизни, как мы, церковные люди, отвечаем на нужды, запросы и трудности молодого поколения, на его потребность в духовном воспитании теперь, в наше время, в наших условиях.

Сегодняшнее «миссионерское поле» характеризуется сложными процессами общечеловеческого развития и новыми соотношениями в религиозной палитре мира. Настала пора серьезных богословских, социологических исследований, которые могли бы нам помочь в миссионерской работе.

Общество сейчас находится в идеологическом плену. Сегодня это плен у секулярного западного мышления, у достижений научно-технического прогресса, у культа тотальных наслаждений. Понимание этого не означает опускать руки и унывать, — это означает действовать с учетом уже имеющейся ситуации.

Надо признать, что мы можем потерять для Церкви поколение современных детей. Во многом это будет наша вина. Некоторые наши современники уходят из Церкви, предпочитая христианству те самые ценности, над развенчанием которых так долго и так много трудились батюшки и педагоги. Именно наша неумелая помощь в воцерковлении часто становится для человека главным препятствием ко вхождению в Церковь, главным основанием для того, чтобы мнить христианство, эту великую жизнерадостную и жизнеутверждающую силу, жесткой догмой, лишенной жизни и радости.

Очень точно об этом говорил ныне покойный отец Борис Ничипоров: «В церковной среде стало неписанным правилом публично клеймить все антихристианские проявления. По этой ревности даже судят о «церковности» и «духовности» православного. Редкая книга, редкая газетная статья, редкая проповедь обходится без критики безбожного современного мира и сетования на трудности жизни в нем. Возникла своеобразная православная мода на разоблачение язв и пороков общества. Но что же предложили мы, православные, этому самому обществу, и детям в частности, за почти что 15 лет легальной церковной деятельности? Какую альтернативу нашли мы той потребительской философии, которая с шиком и блеском подается нам с Запада?»

К вопросу о традиции и наследии мы должны подходить творчески. Нужно, прежде всего, понять, что именно из наследия прошлого мы хотим продолжить, а от чего следует избавиться, что из опыта прошлого нам полезно, а что противно и чуждо? Ответить на эти вопросы мы сможем только тогда, когда сами почувствуем живое биение времени, ощутим реальные нужды сегодняшнего дня, начнем осмысливать их в контексте всей истории Церкви.

— Как бы Вы могли определить цели и задачи катехизации сейчас?

— Цель катехизации всегда одна и та же — содействовать воцерковлению людей, уверовавших во Христа Спасителя.

Если говорить более предметно, то мы должны помочь уверовавшим людям обрести Евангелие как книгу жизни, мы должны помочь им в формировании христианского мировоззрения, укорененного в Священном Писании и догматических основах Православия, явленных прежде всего в Символе Веры; мы должны помочь людям вступить в Церковь. Важно помнить, что именно христианская община, собранная вокруг Евхаристической чаши — это зримо явленная Церковь. Мы должны помочь человеку в обретении базовых знаний о церковной жизни и церковной дисциплине: важно формирование чувства каноничности и дисциплинированности, как внутренней духовной, так и внешней — культуры благочестия. Мы призваны помочь человеку в обретении своего места в Церкви, личной духовной жизни и помочь ему обрести ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму, в которой может развиться, вырасти личное богообщение.

— Кто такой катехизатор?

— Катехизатор — это прежде всего служитель Церкви, занимающийся катехизацией по благословению священноначалия или церковной власти. Служение катехизатора является неотъемлемой частью поместной Церкви, епархии и общины.

Одним словом, катехизатор должен иметь богословское образование, обще-гуманитарную подготовку и компетенцию осуществлять все виды катехизации.

— Как бы Вы определили основные принципы катехизации?

— За 15 лет возрождения церковной жизни мы слишком часто говорили, что быть православным — значит принять именно обрядовые ценности: посты, правила и т.д. При этом часто забывалось, что евангельские ценности иные. Они не противоречат обрядовым, они отражают суть благой вести, а обрядовые — отражают форму воплощения евангельских ценностей. Человек крестится, чтобы быть со Христом, а не чтобы поститься, человек крестится, чтобы причащаться, а не для того, чтобы быть недостойным причащения.
Человек часто принимает Церковь как «здание церковной жизни». Задача катехизации адекватно связать Евангелие с этим «зданием» индивидуально по отношению к конкретному человеку.

В задачи катехизации не входит воспитание «праведности книжников и фарисеев» (Мф. 5. 20) и обрядного благочестия, но помощь в самостоятельном выборе того, что будет приносить духовные плоды.

Центром жизни христианина является Христос. «Я — хлеб живый, сшедший с небес» (Ин. 6. 51). «Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6. 57). Этими словами Христос определил и содержание христианской жизни, и основное содержание православного образования.

О. Глеб Каледа в 1994 году определил один из принципов катехизации как христоцентричность. Это означает, что необходимо сначала приобщать к свидетельству о Христе, к евангельским заповедям и лишь потом говорить о церковных ценностях как о форме, призванной воплотить живое богообщение и обрести личные отношения с Богом.

Необходимо признание того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия.

Катехизация — дело всей церковной общины, а в наше время — это дело в большей степени мирян. Полноценное воцерковление невозможно без участия христианских общин. Воцерковление — это жизнь в общине, поэтому нам необходимо постоянно повышать значимость общинной жизни, защищать ее от проникновения духа индивидуализма, закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его проявлениях. Нужно сказать, что церковная община является наиболее приемлемой средой и для воспитания детей. Создание же общин в приходах требует самоотверженного терпеливого пастырского труда в первую очередь с каждым служащим и работающим при храме, а затем — с их помощью — и со всеми прихожанами.

— Отец Иоанн, в чем сущность христианского свидетельства?

— «Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3.9)». (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

Разница между религией и идеологией в том, что религия, вера — это всегда нечто очень личное, невозможное без внутреннего мистического опыта, тогда как идеология все личное отрицает и отвергает как ненужное.

Сущность религии в том, чтобы, найдя Бога, человек нашел бы себя, стал собой. Сущность идеологии в том, чтобы подчинить себе человека, дабы он стал исполнителем и слугой идеологии.

Христос человека поставил выше всего, сделал его предметом любви, предметом абсолютного внимания. Враги Христа хотели от религии земного благополучия, порядка, и ради всего этого требовали слепого подчинения безличным законам.

Христос не сказал ни слова о государстве, обществе, истории, культуре, то есть о том, что составляет предмет всех идеологий. Его внимание было обращено на живых людей, окружавших Его. Благодаря Христу преобразилась религия: из идеологии она стала живой силой — и над миром навсегда воцарилась идея личности.

Сам Спаситель сказал: «радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15. 11). Апостол Павел писал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4. 4).

Нужны и сокрушение, и плач, и слезы о своих грехах, на них возрастает совершенная радость. Покаяние — это средство, а не цель. Цель — стяжание Святого Духа, совершенная радость о Христе.

При катехизации следует учитывать и особенности восприятия людьми разного возраста христианских истин. Детям и молодежи необходимо раскрывать радость Православия. Праздником и радостью надо делать для них посещение храмов, участие в православных праздниках, учебу в воскресных школах и общение со сверстниками.

Мы часто забываем слова любимого ученика Христова Иоанна Богослова: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4. 20-21). Любовь возрастает в делах, а вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Сегодня государственные учреждения социальной защиты и образования готовы к сотрудничеству и диалогу с Церковью. Важным аспектом катехизической деятельности следует признать социальное служение. С сожалением можно констатировать индифферентность некоторых верующих в вопросах социального партнерства и совместного служения нуждающимся. Возникает парадоксальная ситуация, что проще привлечь к общественной активности неверующих людей доброй воли или неофитов, нежели укорененных в церковной традиции людей. Свое неучастие в жизни общества верующие православные могут объяснять необходимостью выполнения аскетических упражнений наедине, посещения богослужений или запретом духовного руководителя. Такие умонастроения отвращают людей от Церкви и вынуждают обратить свое внимание на более социально активных неопротестантов.

— О каких педагогических принципах катехизации мы можем говорить?

— Каждый человек уникален, равно как и обстоятельства его жизни. При воцерковлении необходим индивидуальный подход, необходимо связать личную веру человека, его стремления с церковной традицией.

Воцерковление может быть построено только на основании искренних, доверительных отношений с людьми. Мы должны учиться видеть человека, доверять ему и понимать, что происходит в нем.

«Свидетельство не может быть монологом — оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только «отверстые уши», но и «расширенное сердце» (2 Кор. 6.11)» (Деяния Юбилейного Архиерейского Собора, «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», п. 4.5).
Священнику и катехизатору необходимо четко понимать цели, задачи и смысл своего служения и область, глубину своей компетенции. Осознавать, что они не есть носители полноты истины и могут ошибаться, а так же признавать свободу тех, к кому обращена проповедь.
Катехизаторы должны обладать православным мировоззрением и иметь опыт духовной жизни. Им важно также понимать смысл церковной традиции, осознавать реальную историческую действительность и не отрицать острые моменты таковой. Человеку, отвечающему за воцерковление новообращенных, желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Непременной обязанностью каждого христианина и тем более тех, кто занимается катехизацией и проповедью от лица Церкви, должно быть стремление реализовывать проповедуемое своей жизнью. «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1 Пет. 3.15), «имейте добрую совесть» (1 Пет. 3.16), «подавайте пример» (1 Пет. 5. 3), «будьте образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4. 12), — увещают апостолы пастырей и проповедников-катехизаторов.

Необходимо адекватное соотнесение цели и задач воцерковления с возможностями, силами, средствами и временем как новообращенного христианина, так и всей церковной общины, священства и катехизаторов.

Катехизация должна проводиться на том языке, который свойственен конкретному человеку (или группе людей). В то же время при воцерковлении необходимо постепенно вводить человека в церковные понятия и приобщать к языку Церкви и христианского свидетельства.

Важно понимать, что христианство способно преобразовывать культуру, наполнять ее истинным духовным содержанием. «Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой» (Определение Архиерейского Собора 2004 года «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви»).
Мы должны честно ответить на вопрос, — каковы отношения между тем, что мы называем «духовным развитием», «религиозным ростом», «возрастанием в Боге» и реальной жизнью современных людей.

— Что необходимо делать, чтобы катехизация была успешна?

— Катехизация не может быть успешной при наличии у церковных педагогов тенденций абстрагироваться от современных проблем общества. Желание отрешиться от насущных вопросов, показать идеализированную картину жизни, неготовность вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства превращает Православие в утопию, вносит противоречие между исповеданием и жизнью, лишает трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни и парализует волю к христианской проповеди.

Воцерковление взрослых и религиозное воспитание детей — процесс поэтапный, требующий комплексного, системного подхода, то есть интеграции многих, зачастую несовместимых компонентов.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего — люди.

«Православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие — это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских. Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви. Образец духовной самокритики дают прежде всего великие отцы Церкви». (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

Система катехизации не должна строиться только на достоянии прошлого. Нельзя руководствоваться принципом, что все новое только хорошо или плохо. Нельзя отвергать возможность творчества, но следует на опыте убеждаться в эффективности избранного пути. «Все испытывайте, хорошего держитесь».

Необходимо заметить, что в современных условиях катехизация должна быть тесно связана с развитием новых средств массовой информации.

Церковь поощряет попытки создать новые формы передачи евангельских истин. Следует приветствовать каждую положительную инициативу и поддерживать тех, кто выступает первооткрывателями в сфере катехизации. Необходимо учитывать возрастные особенности слушателей, их религиозную мотивацию и уровень светского образования. Религиозное, морально-нравственное воспитание должно опережать информационно-рационалистическое наполнение ума.

Построение любого педагогического процесса вне этого принципа невозможно. Опыт показывает, что воцерковление — сложный поэтапный процесс. Вопрос своевременности, а значит и плодотворности тех или иных шагов воцерковления — не затронутая и ждущая своего рассмотрения область катехизации.

Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к воцерковлению.

Отваживаясь на необходимое участие в жизни того или иного человека, мы не можем забывать о нашей ответственности. Поэтому, сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобных, мы не должны поддаваться ему. Другой человек, даже ребенок, не призван во всем быть похожим на нас. Он — другой микрокосм, у него свой путь в жизни, мы же призваны всемерно помогать ему.

Любовное отношение участников сложного процесса воцерковления — священника, катехизатора, членов приходской общины — залог полноценного вхождения человека в Церковь. Любить — это значит видеть Божественный замысел о человеке.

Выбор форм катехизации должен определяться не столько традициями, сколько плодотворностью по отношению к конкретным людям, стремящимся воцерковиться в данное время. При этом, конечно, необходима адаптация традиционных форм к современной действительности.

Проповедь Христа дает нам понимание того, что катехизическое наставление может и должно принимать различные формы в зависимости от того, к кому оно обращено.

— Крещение младенцев сейчас приняло массовый характер. Что Вы можете сказать об этом?

— Необходимо признать, что в общественном сознании Крещение младенцев представляется как старинный бытовой обряд, обязательный для русского человека и нередко осуществляемый при участии даже неверующих в качестве «крестных».

Через это Таинство новый человек входит в церковное общество, а принимается он в приватной обстановке, без участия всех членов этого общества и более того — часто без участия матери младенца.

Исходя из экклесиологических основ Таинства Крещения, можно сделать вывод, что крестить можно только детей сознательных христиан. По слову ап. Павла — дети христиан святы (1 Кор. 7: 14), то есть они в силу рождения от церковных людей потенциально принадлежат к Церкви.

На крещеном ребенке в будущем и на общине лежит ответственность за его воцерковление, то есть за принесение плодов веры.
В наше время в силу утери общинности церковной жизни и замкнутости семейной жизни роль восприемников по отношению к детям не совсем ясна. Они никак не могут воздействовать на детей до крещения. Основные функции по воцерковлению детей в наше время лежат и могут лежать только на родителях. Таким образом, основная роль восприемников — быть дополнительным гарантом воцерковления детей. То есть быть именно поручителями за будущее воцерковление. Восприемники в идеале должны быть церковными людьми, имеющими опыт воспитания детей.

Вполне допустима практика двух крестных при том, что древняя практика знала одного восприемника того же пола, что и ребенок. В наше время восприемником следует считать того, кто более ответственно подходит к своим обязанностям вне зависимости от пола.

Патриарший центр духовного развития детей и молодежи/Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *