Католические иконы

Санктуарий Матери Божьей в Большовцах

Санктуарий Матери Божьей в Большовцах
Храм Посещения Пресвятой Девы Марии, деканат Галич.
Декрет от 1624г.

Расписание богослужений:
Ежедневно в 19.00 летнее время, зимнее время 18.00
В воскресенье в 13.00

Наши контакты:
Улица Ивана Франка
Пгт. Большевцы 77146
Галицкий район, Ивано-Франковская обл.
e-mail — rkcbilsziwci@gmail.com

www: bilsziwci.org

тел. моб. +380962239298
Тел. (+38) 0343161144

Санктуарий Матери Божьей в Болшовцах был основан в 1624 году. Он имеет долгую и интересную историю. Много лет здесь хранился чудотворный образ Матери Божьей. Во время войн храм был разрушен и закрыт во времена советской власти. После провозглашения Украиной независимости началась новейшая история Санктуария. В 2001 году храм возобновил свою деятельность.

Первое письменное упоминание о Большовцах датируется 8 марта 1408 годом как село Малый Бовшев. Наибольшее развитие местности приходится на время управления семьи Казановского и Яблонских (1566-1636рр.) 1590 благодаря Казановского Большевцы получили статус города.

В историческом пригороде Болшовцы на высоком холме над рекой Гнилая Липа превозносится римско-католическая церковь Матери Божьей и монастырь. Основан он 20 мая 1624, когда в него были внесена Чудотворная икона Матери Божьей Большовецкои. Об обнаружении иконы существует несколько версий. По одной из них, ее нашел гетман коронного польского войска Мартин Казановский, когда воевал с турецко-татарскими захватчиками. В момент, когда казалось, что на спасение и победу уже не было никакой надежды, гетман начал ревностно молиться. В это же время его собака вскочила в воду и принес господину сверток, в котором был чудотворный образ Богоматери с младенцем. Это было настоящим чудом для войска, ведь после изумительной находки, войско с успехом победило оккупантов. Приехав домой, Мартин Казановский поместил икону в часовне своего дворца, но потом решил выставить ее для почитания всем людям. Для этого свел деревянную церковь и передал икону в собственность ордена кармелитов.

Строительство каменного храма, который сохранился до сих пор, начал в 1718 году Ян Ґалецький, полковник Войска Польского, который был благодарен за чудотворное оздоровления. Согласно предоставленным привилегией папы Климента XIII 18 августа 1777 состоялась торжественная коронация иконы Матери Божьей. Признание Главы Католической Церкви чудотворства иконы Матери Божьей Большовецкой, а затем и ее коронация ознаменовалось важным событием в истории этого святого места.

Однако на протяжении своей истории храм не раз был разрушен. Наибольшей разрушения храм получил во время Первой и Второй мировой войны. Во время войны, в 1945 году, Чудотворный образ кармелиты вывезли в Гданьск в костел св. Екатерины, где он до сих пор сохраняется. Во времена СССР храм не действовал, а в его помещении советская власть не раз совершала надругательство: здесь держали свиней, принимали металлолом и стеклотару, хотели сделать музей атеизма. Однако, уже после провозглашения независимости Украины, усилиями ордена францисканцев началось восстановление храма и монастыря, которое продолжается до сих пор. С 2001 года храм полностью возобновил свою деятельность. Почтить Матерь Божию Большовецкую снова приходят паломники, здесь часто происходят реколекции и встречи молодежи, а Санктуарий знаменит не только в Украине, но и за ее пределами.

За материалами: bilsziwci.org

Не смотря на существенную разницу православных и католических икон, научиться различать их сможет каждый, ввиду того, что различия между ними столь же значительны, сколько значительна разница между классической живописью и абстракционизмом. Подобная разница возникла ввиду того, что традиции и подходы в двух иконописных школах шли различными путями и формировались на протяжении многих веков. Возникает вопрос, как и куда должен смотреть человек, чтобы понять эту разницу?

Ответ на это будет чуть позже, так как рассматривать различие между этими типами иконографии необходимо на нескольких уровнях. Более того, существуют иконы, почитаемые как католиками, так и православными. При этом часто нет разницы, к какой иконописной школе изначально относился образ, а важной становится история, стоящая за иконой Святого. В качестве примера приведем икону Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевскую. Это икона написана в католическом стиле, а значит не должна иметь отношения к православию. И в такой момент становится важна история.

В 1833 году иеромонах Серафим Саровский был найден скончавшимся в коленнопреклонной позе в своей келье в Саровском монастыре, стоя прямо перед иконой Богородицы «Умиление», которую он, перед своей кончиной, поручил старицам Дивеевской обители на сохранение. После этого события икона стала почитаться всеми как в католицизме, так и православии.

Смысловое отличие православных и католических икон

На православных иконописцев сильно повлияла византийская иконографическая школа, взявшая многое из эллинской и персидской школ искусств. Православная иконопись строгая, монументальная, скупая на линии, аскетичная и насыщенная большим количеством плавных движений. Все объекты максимально стилизуются, упрощаются до уровня символов. Православные образа Святых торжественны и наполнены светом небес. Православная икона создана лишь для одной цели – молитвы. Православная икона сподвигает человека на молитву Господу, заставляет его отрешиться от мирской суеты.

Первое время святыни в католицизме практически не выделялись на фоне других святынь в православии. Но со временем они стали более насыщенными, живыми и обросли деталями. Они стали скорее творческим переосмыслением истории из Библии, чем предметами поклонения или культа. У католиков икона — это не образ Святого, несущий сакральный смысл и вызывающий трепет, а скорее объект изобразительно искусства демонстрирующий конкретный эпизод из Святого Письма или церковных преданий. Основа католического образа — это история, повествование направление на то, чтобы передать что-то смотрящему, передать какую-то идею, изображенную на картине.

В противовес этому православная икона ничему не учит и не рассказывает историю. Из-за сложности и многогранной структуры, каждый молящийся будет находить лично для себя в ней собственный смысл. Эти иконы требуют дополнительных знаний от смотрящего для правильной интерпретации и даже при этом изображение может быть интерпретировано на нескольких уровнях, от эпизода, изображаемой ею, до сакрального смысла, открывшегося во время молитвы. Главным становится процесс молитвы и побуждающие к этому действия.

Различие католических и православных традиций иконописи (иконографии)

Что отличает православную икону от католической, так канон.

  • Канон в иконописи –это неизменная или, даже скорее (консервативная) традиционная совокупность не подлежащих пересмотру законов, форм и правил. Эти законы формировались на протяжении веков, часто были негласными и не передавались в письменной форме, но должны были быть обязательно одобрены Церковью.

Канон в православии не допускает отклонений. Допустимый максимум — это изменения в цветовом спектре, зависящее от школы иконописи, от конкретного Святого, и от идеи, закладываемой в икону. Например, Дева Мария всегда изображается в алом либо пурпурном платке-мафории, с нанесенными на него тремя звёздами и в синем одеянии. Это правило верно и для Николая Угодника, и для Луки Крымского, и для Пантелеймона Целителя, имеющих свои собственные каноны.

Православный иконописец не может позволить себе быть субъективным, слишком много фантазировать при написании святыни, в отличии от католических иконописцев, в случае которых проявление художественных талантов не только не запрещено, но и поощряется.

  • Надписание. В надписании икон Пресвятой Девы используются четыре буквы греческого алфавита: МР – МФ, что означает «Мария Матерь Божия». Надписание должно быть в каждой иконе Богоматери, ибо без него икону нельзя считать иконой. Тоже самое верно и для других икон Святых. В православной традиции контрактуры (сокращенные имена или фразы на образах) пишутся либо на церковнославянском, либо на греческом, а ритуальным языком католиков является латынь.
  • Нимб. Еще один обязательный элемент, свет от которого олицетворяет внутренний духовный свет Святого и как бы исходит от его головы. В тоже время в католической иконографии нимб изображается над головой Святых сверху в виде обруча иногда совмещаемый с терновым венцом. В отдельных случаях нимб может заменяться католическим элементом — короной, пришедшей с Запада и территории современной Украины.
  • Лик Святого. Православная икона никогда не стремится изобразить Святого так, как это делают в живописи, не пытается передать точное изображение Святого при жизни. Отрисовываются только основные черты: бороды, книги, используемые при жизни инструменты и т.д. Самой важной частью является не столько внешний вид Святого при жизни, сколько его облик присущий ему в Небесном Царствие.
  • Объём и время. Православные иконы двухмерны, в них нет объёма. Даже если действо происходит внутри помещения оно изображается схематично и без элементов, придающих картине глубину, например окон, за которыми мог бы виднеться некий пейзаж.
  • Тени. Образы из православия не имеют теней, так как икона передает то, как Святой должен выглядеть на Небесах. Каждая подобная деталь является не плодом фантазии иконописца, а стремлениям, подчиненным идее воплощения образа из Вечности (Иного мира), недоступного простым смертным.
  • Перспектива. В православной иконе используется обратная перспектива, в то время как в католической – прямая. При прямой перспективе объекты изображаются так, как мы привыкли их видеть в реальность, т.е. уменьшаются по мере отдаления, тогда как при обратной — наоборот.
  • Жест рук. Среди православных иконописцев принято изображать правую руку поверх левой, тем самым этот жест олицетворяет победу над плотью, которая греховна.

Иконы в католицизме прямо противоположны православным. Католическая святыня, является в первую очередь предметом искусства, конечное воплощение которого полностью зависит от таланта и полета мысли художника. При этом практически всегда есть возможность узнать точное имя автора, тогда как создатели православных икон чаще всего анонимны и на разных этапах создания икон работают разные люди.

В случае иконописцев древности, самые важные части, такие как лик и глаза (личное письмо), выписывал один иконописец, тогда как до прописи «личной” работой занимался ученик или подмастерье. В нашей иконописной мастерской над образом работают одни люди, обработкой камня занимаются другие, а росписью – третьи. Если говорить об объёмных работах, то количество вовлечённых людей возрастает пропорционально объёму работы.

В православной иконописи возможно узнать школу или традицию, например, иконы Дионисия или Симона Ушакова, но это по смыслу ближе к своеобразному обороту речи. Более правильным было бы говорить о конкретных школах иконописцев, например, школе Феофана Грека или школе Дионисия, а не утверждать, что автором является конкретный родоначальник школы.

В работах католических иконописцев всегда можно увидеть игру светотени. Разного рода мелкие детали, движения и позировки выглядят обыденно, не смотря на их эстетическую привлекательность. Они выглядят как зарисовки из повседневной жизни людей древности, как сюжет, который можно увидеть в земном мире, но никак не в духовном. Это стало одной из причин того, почему в протестантизме иконопочитание в том виде, в каком свойственно остальному христианскому миру, отсутствует.

Отличие православного образа от католического на примере

В истории христианской иконописи известны случаи, когда православные и католические иконы становились почитаемыми обеими сторонами. Бывало так, что икона написанная православными иконописцем обогащалась католическими элементами, а католическая икона становилась похожа на работы иконописцев восточной школы.

В качестве наиболее заметного примера подобного преображения можно привести икону Остробрамской Богородицы (Островоротная), оригинал которой располагается в католическом храме в Вильнюсе. Основная идея иконы это принятие Пресвятой Девой Благой вести о зачатии Спасителя от Святого Духа. Рассмотрим два списка этой иконы: католический и православный.

Православная икона Божией Матери «Умиление Серафимо-Дивеевская» глубоко почитается православным и ее связь с Серафимом Саровским мы упоминали ранее. Эта икона изначально являлась списком с иконы Остробрамской Богородицы и множество раз реставрировалась, из-за чего и приобрела множество католических элементов. Так на ней появились тени, а земные черты лика и одеяния Богородицы стали более отчетливыми.

Но несмотря на это, видно, что в основе обеих икон лежит православный образ. Это заметно по схематичной основе образа, также отсутствует окружения и четко виден православный нимб. Но столь же разительны и отличия икон Богородицы. В католической иконе Божией Матери бросается в глаза жест скрещенных рук, левая рука возлагается поверх правой, в то время как в православии руки скрещиваются с точностью да наоборот.

Существенно отличаются также лики и одеяния. В католической иконе Богородицы глаза приоткрыты, а брови приподняты вверх, тем самым выражая удивление произошедшему. В тоже время в «Умилении» глаза закрыты и на лице Богородицы застыло выражение смиренного вдохновения. В Остроградской иконке одеяния соответствуют традициям, принятым в монашестве, когда поверх белого плата накидывается черная мантия. В противовес этому в православном варианте одеяния Девы Марии имеют красный и синий цвет, являющиеся традиционными для православной иконописи.

Нимбы фактически не отличаются, разве что в православном списке он более ярко выражен, а в католическом имеет острые лучи, что делает его похожим на терновый венец Иисуса. Из других деталей, можно привести корону в Остробрамской иконе, являющейся элементом, пришедшим из католицизма.

Можно привести в пример другие иконы, почитаемые обеими конфессиями, но сейчас приемы письма среди католических и православных иконописцев настолько различны, что для Вас будет сложно спутать их работы, если Вы уже знаете их отличительные черты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *