Казанский собор Курск

В одном из дореволюционных путеводителей по Курску так рассказывается о Сергиево-Казанском соборе: «Местность от собора к Московской улице в старину была покрыта озёрами, около них были капустные огроды, и поэтому потомки этих огородников и до сего времени сохранили уличное название капустников. Любопытно отметить, что и теперь по всей Сергиевской улице грунтовая вода находится на глубине одного аршина. Собор устроен в 1762 году старанием купца Первышева, по имени которого и называется улица от Сергиевской к Московской. На этой улице находится принадлежавший Первышеву дом, занимаемый в настоящее время конторою Курского водопровода».

Сам Сергиево-Казанский собор в Курске построен, как и вообще большинство каменных храмов, на месте деревянной приходской церквушки. О ней известно, что она имела посвящение преподобному Сергию Радонежскому и сгорела в первой половине ХVIII века. И опять же, как это часто бывало, расчищая пепелище, прихожане нашли чудом уцелевшую икону. В нашем случае — Казанский образ Божией Матери. Что удивительно, побывав в огне, он остался совершенно невредимым. Поэтому и решили куряне возродить церковь на старом месте — на сей раз в камне. Нижний, будничный, храм предполагалось посвятить — в память о старой церкви — преподобному Сергию Радонежскому, а верхний — праздничный — обретённой Казанской иконе Божией Матери. Благословение на строительство собора испрашивали у епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Архипастырю идея пришлась по душе, и он лично приехал освящать место и закладывать первый камень. Строительство храма началось в 1752 году. Нижнюю церковь освятили через десять лет, а ещё через пятнадцать — верхнюю. Такой солидный разрыв объясняется, видимо, тем, что именно столько времени потребовалось на создание иконостаса. Имена мастеров-резчиков остаются загадкой, но их почти 20-метровое трёхъярусное творение поражает великолепием. Про этот иконостас писали, что он «представляет собой великолепное сочетание вычурности, изящества и богатства» и что «изгибающиеся архитектурные формы, пышный фантастический растительный орнамент, статуи ангелов, колонны и гирлянды, — всё это сверкающее позолотой и темнеющими живописными иконами сооружение в насыщенном светом и воздухом пространстве производит потрясающее, торжественно-величественное и ликующе-праздничное впечатление».

Подряд на строительство взял на себя купец Исидор Мошнин. Из «Курских губернских ведомостей» за 1907 год можно узнать об истории этого человека — в частности, что в ХVIII веке Мошнин владел несколькими кирпичными заводами и подряды на строительство храмов брал часто. Однако Сергиево-Казанский храм Исидор достроить не успел — преставился, и тогда «обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафья». Нередко во время своих инспекций она брала с собой сына Прохора. Придя вместе с семилетним мальчиком в очередной раз, Агафья поднялась с ним на колокольню. А дальше произошло следующее: отрок Прохор «по детской неосторожности» упал с колокольни прямо на кирпичи и строительный мусор. Мать в ужасе побежала вниз не рассчитывая увидеть сына в живых, но случилось чудо: мальчик остался цел и невредим… Спустя время, на месте его падения у стен курского храма земляки установят памятник, а в самом соборе ему поставят придел. Артель приглашённых строителей была хорошо знакома с творчеством Бартоломео Растрелли и архитектурными, как теперь бы сказали, трендами своего времени. Однако это ничуть не умаляет великой ценности курского собора, и современники, при взгляде на Сергиево-Казанский храм, нередко восклицали, подобно курскому прокурору С. Ларионову в его «Описании Курского наместничества», вышедшем в свет в 1786 году: «Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех!». До 1833 года Сергиево-Казанский храм оставался обычным, приходским. В кафедральный собор он превратился только после того, как архиерейскую кафедру решили перенести из Белгорода в Курск. Примерно в то же время несколько изменился внешний вид церкви — с западной стороны к колокольне пристроили лестничную клетку. Изначально же, для того чтобы попасть в верхний храм, требовалось преодолеть две наружные лестницы — весьма неудобные! Путеводитель начала прошлого века так описывал этот подъём: «Ход в верхнюю церковь прежде был открытым из чугунных плит и решёток, как в киевской церкви святого Андрея Первозванного; впоследствии он был переделан на закрытый». Сделать подъём более комфортным для прихожан предложили архитектору Курской казённой палаты Павлу Грознову. В начале ХХ века встал вопрос о поновлении храма. Для этого из Московского археологического общества специально вызвали известного архитектора и реставратора Фёдора Фёдоровича Горностаева. До него последнее поновление храма проводили в 1866 году. Тогда заново настелили полы, отделали под мрамор арки в нижнем храме. В основном же собор до наших дней сохранил свой первоначальный вид. Все реставрационные работы касались покраски крыши и стен, а также восстановления скульптурного орнамента на фасадах.

После революции 1917 года службы в Сергиево-Казанском соборе прекратились. Но судьба храма в богоборческую эпоху сложилась довольно благополучно. Сначала в верхнем храме действовала картинная галерея, а внизу — художественная мастерская. Затем в бывшей церкви открыли музей религии и атеизма. Под их защитой сохранялось не только само храмовое здание, но и его интерьеры. Кроме того, превратив храм в музей, большевики начинали свозить в него реликвии из других окрестных церквей, превращая их в экспонаты и тем самым спасая от гибели. В разных источниках содержится различная информация о дате переосвящения храмов Сергиево-Казанского собора. По одной из версий, это произошло после реставрации Горностаева, по другой — событие было приурочено к открытию храма уже ближе к середине ХIХ века. Как бы то ни было, в какой-то момент верхняя и нижняя церкви поменяли свои посвящения. Нижнюю освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, а верхнюю — во имя преподобного Сергия Радонежского. Ныне в соборе буквально всё дышит памятью о святом Серафиме Саровском. Мемориальная доска сообщает, что «в этом храме молился Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский». Её установили к столетию канонизации святого в 2003 году. А на другой год, отмечая двухсотпятидесятилетие рождения великого подвижника, в ограде собора поставили посвящённую ему часовню. Три года назад, специально ко дню памяти преподобного Серафима Саровского, в приделе, освящённом в его честь, полностью обновили иконостас. Сергиево-Казанский собор долгое время был незаслуженно забыт.

В советском культурно-историческом контексте Курск связывался совсем с другими памятниками и событиями, связанными с Великой Отечественной войной. Между тем, это необыкновенно интересный памятник. В плане собор имеет традиционную композицию, это «корабль» с запада на восток: колокольня — трапезная — основной храм — алтарь. Длина его (около 33 метров) по проекту почти ровно вдвое превышала ширину, что придавало геометрическую «правильность» сооружению. Появление в ХIХ веке большой пристройки разрушило эту строгую пропорцию. Двухэтажное тело храма кажется слишком массивным в тесной оградке; формы напоминают скорее светский дворец, чем собор: несколько почти равновеликих четвериков, поставленных друг на друга. Чтобы не утяжелять их и без того «сундуковатые» формы, зодчий ограничился минимально допустимым для барокко набором декора: трёхчастное деление стен пилястрами сложного ордера, изящный лепной орнамент, обрамляющий оконные проёмы. Для каждого светового яруса — свой. Скромное оформление фасадов позволило «отыграться» на завершении храма. Мощный верхний четверик переходит в восьмигранный свод, каждая грань украшена массивной люкарной с колонками, перекликающимися с колоннами, которые украшают верхние ярусы колокольни. Купол венчают опять же четырёхгранный, со «стёсанными» углами световой фонарь и затейливая «растреллиевская» главка. Завершение колокольни чуть строже, но гармония соблюдена идеально. Западная пристройка у колокольни, этакий гипертрофированный портик, — помесь классицизма и «как бы барокко» — появилась в 1830-е годы. Она, по замечанию автора книги «На земле великой битвы» из серии «дороги к прекрасному» — М.М. Дунаева, нарушила целостный облик здания. Пристройка диссонирует с завершением храма, при этом неожиданным образом «пришлась ко двору» его нижней части, образовав своего рода последовательное ступенчатое нисхождение равновеликих объёмов: тело храма — трапезная… и вот эта самая пристройка. Диагональное тяготение к низу в значительной мере «остановило» вертикальный «взлёт» колокольни. Немудрено, что колокольню упрекали в излишней грузности. Мысленно отчеркнём пристройку, представим храм в первоначальных формах… Надо полагать, и грузности поубавится, и пропорции станут живее, динамичнее, раскованнее.

Украшением пристройки является классицистический портик. Перекрытие лежит на колоннаде из шести колонн, хоть как-то оживляющих кубоватую двухэтажную пристройку, которая «вобрала» в себя парадные лестницы в главный храм. Вроде бы и ордер колонн соблюдён, и лепнина стилизованная, но это чистой воды классицизм! По сравнению с другими шедеврами елизаветинского барокко орнаментовка Сергиево-Казанского храма кажется чересчур сухой, рисунок — несколько уплощённым. Это, однако, всё те же барочные растительные орнаменты; а сухость можно объяснить, с одной стороны, провинциальными особенностями, с другой — тем, что, возможность, зодчий не хотел излишне утяжелять и без того массивный объём храма. Завершение довольно массивного сооружения получилось неожиданно лёгким. Это отработанный в барокко стилистический приём: криволинейный купольный свод с оригинальными люкарнами, ажурный барабан, фигурная главка. Оформление верха колокольни вышло строже и одновременно легче. Восемнадцать окон, расположенных в три света, плюс окошки в люкарнах вдоволь пропускают внутрь солнечных лучей, позволяя великлепному резному барочному иконостасу и всему убранству интерьера по-настоящему «играть»: похоже, что проектируя собор, архитектор гораздо больше внимания уделял внутренней освещённости, нежели пресловутой «красивости» снаружи, чем и объясняются эти ряды окон. В контрасте с верхним храмом, нижний невысок, приземист, затенён; его декоративное оформление более сдержанно, своды и стены — ощутимо массивны. Они пропускают существенно меньше света; вообще, традиционно в русском зодчестве нижний храм — место не для празднеств, а для сосредоточенной молитвы и размышлений. Высота Сергиево-Казанского храма по колокольне — 46 метров. Ширина собора в плане — около 16 метров, длина (без западной пристройки) — около 33 метров. Алтарь и трапезная равны по высоте. Высота роскошного иконостаса верхнего храма — свыше 18 метров, и при том, что в нём всего три яруса. В необычайно светлом верхнем храме — 28 окон, считая люкарны и световой фонарь.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №69, 2013 г.

2020 Газета «Городские Известия» № 3402 от 22 июня 2013

«Не могли бы вы опубликовать список курских православных храмов и адреса, по которым они находятся?» — с таким вопросом обратилась в редакцию Инна Павловна Медведева, поблагодарив газету за внимание к просьбам и пожеланиям курян.

Отвечая нашей постоянной читательнице, напоминаем всем подписчикам: если у вас возникли вопросы и вы не знаете, где найти ответы, обращайтесь в редакцию «ГИ», постараемся помочь.

Курск всегда славился количеством и архитектурным разнообразием церквей, даже в годы советской власти в городе было достаточно действующих храмов. Сейчас их насчитывается более 30, в основном, конечно, это приходы православной церкви (есть также Римско-католический приход Успения Божией Матери, один старообрядческий храм и несколько баптистских церквей). Самое старинное здание — церковь Троицы Живоначальной (Верхне-Троицкая). Почти при всех храмах действуют воскресные школы.

(Использованы материалы сайта Курской епархии)

Кстати
Крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери из Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря Суджанского района в с. Мирополье Сумской области состоится 29 июня после Божественной литургии, которая начнется в 9.00. Ее совершит митрополит Курский и Рыльский Герман.

Последние новости Курск

28/10/2020 Куряне могут поучаствовать в фотоконкурсе «Семейный альбом»
Городское управление молодежной политики, физической культуры и спорта объявляет муниципальный этап ежегодного фотоконкурса «Семейный альбом».

28/10/2020 Курян приглашают на встречу с актерами Курского драматического театра
Гостей просят использовать средства индивидуальной защиты.

28/10/2020 В Курске продолжают контролировать соблюдение масочного режима
В Курске сотрудники городского комитета экономического развития, окружных администраций и управления по делам ГО и ЧС продолжают контролировать соблюдение масочного режима работниками предприятий потребительской сферы.

28/10/2020 В Курской области вводят новые временные ограничения
Сегодня губернатор Курской области Роман Старовойт сообщил, что по рекомендациям Роспотребнадзора в регионе временно вводятся дополнительные ограничительные меры.

28/10/2020 Курский «Авангард» сыграет с московской командой «Строгино»
Начало матча в 15.00

28/10/2020 В Курске пожилая женщина выбросила в окно 50 тысяч рублей
Пожилой женщине вечером позвонил незнакомец и представился офицером силового ведомства. Он сообщил курянке, что её внук сбил беременную женщину.

28/10/2020 В Курске на ПЛК мужчина пытался вырвать сумку у пенсионерки
Днем на ПЛК неизвестный мужчина пытался вырвать сумку у 70-летней пенсионерки.

28/10/2020 Курянин украл мотоциклетный шлем и продал
У жителя Курска пропал мотоциклетный шлем. Мужчина на своем мотоцикле отправился по делам, припарковал транспортное средство, а шлем остался висеть на руле. Не было курянина полчаса.

28/10/2020 Курянам напоминают основы пожарной безопасности
В Курске продолжается контроль за соблюдением норм безопасности в жилых домах.

28/10/2020 В Курске подвели первые итоги отправки призывников в ряды Вооруженных сил РФ
Сегодня в областном военном комиссариате состоялся брифинг военного комиссара Курской области Владимира Родионова, посвященный первым итогам отправки призывников в ряды Вооруженных сил России.

Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины XVIII века.

Подъезжая к Курску с юга по железной дороге или с востока по автодороге, мы видим на высоком холме, господствующем над долиной реки Тускарь, силуэт центральной части города и блистающие звёздами синие фигурные главки Сергиевского собора.

Расположен собор на улице М. Горького, 27, ранее называвшейся Сергиевской, в честь прп. Сергия Радонежского.

Начало строительства – 1752 г., окончание — 1778 г. Нижний (будничный) храм был освящён в 1762 г. во имя преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) — в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. В летописи собора об этом повествуется так: «В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем — сведений не имеется при соборе; а также нет на построение оного храма ни плана, ни фасада».

В этой же «Летописи» отмечается: «Неизвестно за давностью, с какого именно времени и сколько лет, но, несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя прп. Сергия игумена Радонежского. Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольный столп со крестом на верху, аршина в два, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная и во время пожара сгорела до основания».

Когда после пожара стали расчищать место, то в углях и в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не поврежденную огнем. Это было признано горожанами сгоревшей церкви за особенное чудесное действие промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя прп. Сергия Радонежского, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Верующие обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу (Горленко), в епархию которого входили храмы г. Курска, за благословением построить новый храм вместо сгоревшего. Епископ Иоасаф не только дал благословение на это, но сам лично освятил место построения храма и совершил его закладку. Подтверждением этого служит святой антиминс, снятый с престола нижнего храма. Протоиерей Лащенков пишет: «При снятии престола во имя преподобного Сергия найдены следующие особенности: ещё до снятия престола на верхней части под срачицей ощущалась какая-то шероховатость. При снятии же срачицы оказалось, что среди престола лежал святой развернутый антиминс, крепкий, ясный и красиво подписанный, освященный от сотворения мира 7260 г., а от P. X. 1752 г. Преосвященным Иоасафом епископом Белгородским и Обоянским, который правил Курскою паствою со 2 июля 1748 г. по 10 декабря 1754 г.».

Первоначальный вид собора с западной стороны значительно изменён из-за пристроенной к колокольне в 1830г. лестничной клетки. Строительство храма было начато по решению прихожан Курска. Средства на постройку были собраны среди прихожан, большой вклад внёс купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор). Однако Исидор вскоре умер, продолжила и завершила строительство его супруга Агафия.

В «Летописи», составленной И. Лащенковым, мы находим сведения о подрядчике: «Помощником строителя храма купца Первышева был также курский купец Исидор Мошнин. Когда последний, не окончив работу, скончался (в 1762 г.), то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина». В газете «Курские губернские ведомости» за 1907 г. в №154 указывается, что Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и был подрядчиком по постройкам каменных зданий и церквей. Однажды Агафья, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима, и вместе с ним взошла на самый верх строившейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех Прохор стоял на ногах живым и невредимым.

В память этого события в нижнем храме собора устроен придел во имя прп. Серафима Саровского, а на месте его падения установлен памятник с изображением прп. Серафима Саровского.

Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины XVIII века В. Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторство. Однако нет сомнения, что авторство собора принадлежит школе В. Растрелли. Собор, разделяющейся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров спятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола — четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляются золотые купола с крестом.

Сергиево-Казанский собор Курска (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Сергиево-Казанский собор Курска

Сергиево-Казанский собор Курска был возведен во второй половине 18 века неизвестным мастером, предположительно учеником Б. Растрелли. Нежно-голубое здание, выстроенное в кокетливом елизаветинском барокко, стоит на высоком холме и доминирует над окружающим пейзажем. Двухэтажный собор отличают ребристые купола, увенчанные золотыми крестами, и необычные разорванные фронтоны на фасаде. В западной части строения расположена 46-метровая колокольня, сообщающаяся внутри с трапезной храма.

В советский период в стенах Сергиево-Казанский собора размещались художественная галерея, студии по рисованию и антирелигиозный музей.

Внутренне убранство поражает воображение — взгляду предстают богатые украшения, позолота, масштабные иконы и росписи. В верхнем храме расположен 18-метровый иконостас, выполненный в 18 веке несколькими местными резчиками по дереву. Он вмещает 56 икон разного размера, искусно размещенных на трех ярусах. Нижний храм отделан скромнее, но все-равно заставляет поражаться мастерству художников и архитекторов. На его стенах можно полюбоваться изображениями русских святых, многие из которые списаны со знаменитых росписей Нестерова во Владимирском соборе Киева. В Сергиево-Казанском соборе хранится икона Сергия Радонежского и его мощи, а также частица мощей Серафима Саровского.

Практическая информация

Адрес: Курск, ул. М. Горького, 27.

Как добраться: рядом с собором останавливаются автобусы №№ 202 и 208. Часы работы: ежедневно, утренние богослужения в 7:30 по будням и в 8:00 по выходным, вечерние – в 17:00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *