Каждение в храме

Сегодня середина апреля. Идет Страстная седмица. Христиане вспоминают страдания Иисуса Христа перед распятием и само распятие за грехи всех людей. Но всего через несколько дней, в ночь с субботы на воскресенье наступит… Светлое Христово Воскресение — Пасха! День воскресения Спасителя и День Его победы над смертью. Храмы наполнятся торжественными песнопениями и молитвами, которые будут возноситься под купол храма и дальше к Богу, подобно дыму от ладана, восходящего из кадила — Туда, Ввысь, от нашего мира в мир горний и возвращаться же в наш мир в виде Духа и благодати
Священник будет выходить на амвон, держа в одной руке подсвечник с тремя пасхальными разно-
цветными свечами, а в другой кадило, благоухание от которого будет наполнять храм. И восклицаниями «Христос воскресе!»
И, действительно, каждый, кто хоть раз бывал в православном храме — чувствовал этот необыкновенный аромат. Аромат, который у нас прочно ассоциируется с церковью, богослужением. А вообще, что такое ладан, когда он начал использоваться верующими, для чего он нужен и что символизирует? Об этом и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.
Святое благовоние
Ладан — это благовонное вещество, душистая древесная смола, используемая в богослужении для каждения (в подражание райского благоухания). При сгорании ладана образуется благовонный дым — фимиам.
Использование благовоний в богослужебных целях было предписано Богом еще во времена Ветхого Завета. Способ приготовления порошка для богослужебного фимиама и запрещение его для домашнего употребления указаны в кн. «Исход»: «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им (душа та), истребится из народа своего».
…Сразу поясним, в этой статье не раз будет использовано слово «курение» и «курить». Эти слова не имеют никакого отношения к вредному курению сигарет. Курить в данном случае — воскурять, процесс возношения благовонного дыма, каждение…
В православном богослужении ладан используется при богослужении таким образом: возжигается на горящих углях кадила, металлического чашеобразного сосуда.
Фимиам — это благовонный дым, образующийся при сгорании ладана. «С кадил недвижных фимиама еще струился синий дым». А. Н. Апухтин.
Фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, иконам, другим святыням и людям (священнослужителям и мирянам). Почему еще и людям? А потому, что человек — это образ Божий, божье создание.

Кацея — домашнее кадило

Воскурение Богу благовоний было известно в глубокой древности, задолго до появления христианства. Еще в Библии указан состав благовонного вещества, которое употребляли для воскурения Богу. В состав этого вещества входил ливан — ароматическая смола, которая собиралась с деревьев и кустарников в странах Востока, в том числе и в Ливане. Видимо, поэтому вещество стали называть ливаном, а затем в России это слово переиначили в ладан.
Благовонный дым ладана, курящийся из кадила, возносит наши молитвы к Богу, а к нам возвращается как знак благодати Святого Духа.
В торжественный день Освящения, когда ветхозаветный первосвященник входил во Святая Святых, он должен был полные горсти фимиама возложить на огонь, чтобы облако фимиамного курения покрыло очистилище. «И возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения» (Левит  16: 12—13). Оно было составлено из ароматических веществ.
От горения фимиама, соответствовавшего нашему росному или обыкновенному ладану, распространялся очень ароматический запах, и потому при жертвенниках всегда находились кадильницы для возжжения оного. Курение фимиама было символом усердной молитвы, возносимой к Богу, и особенно ходатайства Церкви пред Господом за людей.
Св. евангелист Иоанн Богослов в Откровении видел на небеси ангела: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откровение 8:3—4). Он тайно видел также двадцать старцев, которые пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откровение  5:8).
Кадило как вещь и как образ
Ну и, конечно же, вспомним о кадиле. Кадило по-гречески так и звучит: «фимиатос», «фимиатирион», «ливанотос». Это металлический сосуд, используемый в литургической практике Православной Церкви для совершения каждения (курения ладана — важнейшего символического действия, совершаемого во время богослужения).
Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля.
Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. «И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него должны выходить роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из чистого золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом.
И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе.
На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него» (Исход 30:1—9).
Напомним, что и волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу и ладан. Принесенные ими дары имеют символическое значение:
золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царем;
ладан — дар священнику, так как Иисус пришел стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей») и дар Богу;
смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.
Христиане повсеместно стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
Какова же символика каждения? По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу.

Ладан

Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.
Когда священник кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает честь и хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа.
Как наиболее простая и естественная форма жертвы, каждение органично вошло и в новозаветное богослужение. Помимо известных целебных свойств ладана, а также использования его на Востоке для приветствия гостей, воскурение ладана имеет и глубокое символическое значение. Причем это не только символ сладости Рая и символ ответа Бога на наши немощные молитвы.
«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа» — так в переводе на русский язык звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.
По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас, и сила Вышняго осенит вас», а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т. е. нашей жизни)».
Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению — как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.
Из этих молитв ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам — иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с возглашением молитвенных прошений — ектений. Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
Как уже было сказано, в ответ на каждение принято кланяться. Во время каждения всего храма достаточно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться, нет необходимости крутиться вокруг своей оси.
И, естественно, возникает интересный вопрос: могут ли миряне самостоятельно совершать каждение дома? Не существует чина освящения кадила, но существует традиция, согласно которой священнослужители кадят в храме кадилом с цепочками, а миряне в своих жилищах используют кацею. Кацея — это разновидность переносных кадил, по форме напоминающих ковшик или чашу с рукоятью.
В качестве топлива для каждения применяют уголь, он продается в виде таблеток, которые легко разжигаются при помощи спичек (быстроразжигающиеся таблетки) или на плите (обычные таблетки). Ладан используйте только хорошего качества, чтобы получить действительно благовонный фимиам.
Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, можно произносить 90-й и 100-й псалмы, а также молитву Честному Кресту.
Кстати, кадило и паникадило — это разные предметы! Паникадило — большая свечная люстра или канделябр в храме.
Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик: «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле» (И. С. Тургенев).
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают первосвященника Аарона и святых архидиаконов Стефана и Лаврентия (их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат).
Как пишет Михаил Скабалланович в «Толковом типиконе», «Каждение приготовляет нас к службе «запахом благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама.
Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».
Кстати, действительно, в православном богослужении весь человек участвует. Голосом и/или умом, душой — молится Богу, поет псалмы, говорит «Аминь». Осязанием — прикасается, прикладывается к иконам. Глазами — созерцает великолепное богослужение. Слухом — слушает богослужение. Причастием — делает Тело и Кровь Христовы частью себя. И, конечно же — обонянием, вдыхая запах ладана, фимиама.
ЛэвонА
Русский термин «ладан» означает в Библии один из компонентов храмового «благовонного курения» (Исх. 30:34) и др., (Мф. 2:11), (Откр. 18:13), иногда также и многокомпонентное храмовое благовоние, а так же отличную от ладана в обычном понимании благовонную смолу (Быт. 37:25); (Быт. 43:11).
В первом смысле базовым словом, значение которого здесь и будет рассмотрено, является еврейское слово «лэвонА», производное от слова со значением «белый».
В ветхозаветный части Синодального перевода Библии этот термин (лэвонА) переводится достаточно разнообразно:
— ливан (Исх. 30:34), (Лев. 2:1-2, 15—16); (Лев. 5:11); (Лев. 6:15); (Чис. 5:15); (Иер. 17:26); (Иер. 41:5)
— ладан (1Пар. 9:29); (Неем. 13:5, 9); (Ис. 60:6); (Иер. 6:20)
— фимиам (Песн. 3:6); (Песн. 4:6), (Ис. 43:23); (Ис. 66:3)
— благовонные (дерева), (Песн. 4:14).

Кустарник ладанника

Разнообразие вариантов перевода одного древнееврейского слова обычно вызвано тем, что в некоторых стихах речь идет о храмовом курении в полном смысле — то есть из четырех благовонных компонентов (Неем. 13:5,9), перевод «ладан»), — тогда как основное значение слова — одним из компонентов курения (Исх. 30:34, перевод «ливан»).
Этим самым важным компонентом храмового благовонного курения считается загустевший сок южноаравийского и восточноафриканского дерева Boswellia sacra (Босвеллия священная) и, возможно, близких к нему индийских видов. Обычное название этого сырья «аравийский ладан». Понимание ладана как сока Босвеллии обосновано его древнейшей известностью как компонента благовонных курений и лекарственного сырья в Египте, Месопотамии и впоследствии в Древней Греции. Развернутые описания сбора ладана дал, в частности, Теофраст (IV век до РХ).
Босвеллия священная (Ладанное дерево). Несмотря на свою широкую известность в древнем мире, Босвеллия, в отличие от очень многих других ценных растений, решительно не пожелала поддаваться интродукции. Интродукция растений — это работа людей, направленная на введение новейших видов либо сортов дикорастущих растений в культуру путем выращивания их за чертой естественного произрастания, либо продвижения имеющихся сортов в другие районы.
Сохранились сведения о попытках культивирования Босвеллии в Древнем Египте, однако это были только неудачные попытки. Босвеллия там не прижилась. Видимо, дело в том, что дикая Босвеллия произрастает в условиях климата с двумя сезонами дождей, а в Египте он только один. Тем более невозможно было культивирование Босвеллии в более северных странах, в частности в Греции.
Однако часть авторов рассматривает и другой вариант понимания термина лэвонА, дополняющий «аравийский», как у большинства авторов, или даже альтернативный (напр., Березкин Д. М. «Библейская флора», 1914). В этой превосходной книге Босвеллия даже не упоминается). Эта точка зрения предполагает, что главным компонентом храмового благовония вполне могло быть местное растение рода Ладанник (Cistus creticus, Ладанник критский), небольшой полукустарник, стебель и листья которого покрыты капельками выделяемого сока.
Ладанник критский. Ладанники — обычные растения Средиземноморья. В отличие от дальней Босвеллии, Ладанник вполне мог быть первым основным, дешевым и доступным, поставщиком главного компонента благовонного курения на начальном этапе еврейской истории (до эпохи Соломона, когда дальние торговые связи и экономическое благосостояние Израиля резко возросли, или даже позднее, в эпоху Плена и персидского владычества).
Позднее вхождение аравийского ладана из сока Босвеллии в практику ветхозаветного богослужения косвенно подтверждает пророк Иеремия: «Для чего Мне ладан, который идет из Савы» (Иер. 6:20), где уточнение «из Савы» (то есть с южноаравийских территорий) подчеркивает и новизну, и дороговизну благовония.
Иначе говоря, лэвонА в глубокой древности понимался как сок Ладанника, а впоследствии (в неопределенный период от Соломона до Неемии) как застывшие капли выделений Босвеллии.
Новозаветных упоминаний о ладане всего два (Мф. 2:11), (Откр. 18:13). Вероятнее всего их можно отнести к ладану в узком смысле — то есть к ладану аравийскому. На это указывает упоминание в одном стихе (Откр. 18:13) и «фимиама» (смеси благовоний), и «ладана» (самого ценного компонента).
Ладан частично растворим в воде и органических растворителях. При растирании с водой образует эмульсию, при нагревании размягчается, не плавясь и распространяя при этом сильный, приятный, сладкий бальзамический запах, при дальнейшем нагревании возгорается и горит сильно коптящим пламенем. В состав ладана входят камедь (около 30%), смолы (56% — смесь свободной босвеллиевой кислоты С32Н52О4 и связанной с олибанорезеном, эфирные масла (около 8% — смесь нескольких терпенов, дитерпенов и сесквитерпенов, кипящая при 160—170 градусах), горькие вещества, минеральные и прочие (количество непостоянно).
Используется также в парфюмерии и ароматерапии (в основном в виде эфирного масла). Ранее ладан применялся при изготовлении некоторых пластырей, зубных паст, эликсиров, курительных свечей — монашенок и так далее. В настоящее время в медицинских целях ладан не используется, хотя и ведутся некоторые исследования в данной области. Ладан входит в состав некоторых рецептов мазей от различного рода нагноений, используемых в народной медицине при мастите, фурункулах и даже некоторых опухолях.
Не-ладные суеверия
С ладаном связаны и некоторые суеверия, не имеющие отношения к сути христианской веры. Многие из нас слышали слово «ладанка». Это ковчежец со священными реликвиями в виде иконы, носимый на шее. Ладанкой также называют амулет, оккультный оберег, который языческое сознание считает защитником от злых духов.
Ладанка не заменяет нательный крест! Ее принято носить вместе с ним, но не вместо него. Их можно надеть на одну цепочку или гайтан (веревочку). Носить в ладанке ладан — дремучее суеверие.
Иногда ладанки содержат в себе текст молитвы, псалма. Чаще всего это «Отче наш», 90-й псалом, молитва Иисусова. Ношение ладанки с текстом не имеет никакого сакрального смысла без знания этой молитвы, без личного молитвенного обращения к Богу. Человека защищает и освящает не текст молитвословия, а благодать Божия, Сам Бог.
Важно знать, что никаких оберегов и амулетов православный христианин носить на себе не должен. Христианам нелепо разделять языческие суеверия, поклоняться идолам. Точно так же, если к предмету, имеющему христианскую символику, относиться как к амулету, это не принесет пользы нашей душе.
Существуют так же суеверия, связанные с так называемым «херувимским ладаном». Это недогоревшие кусочки (огарины) ладана, которые остаются в кадиле после каждения во время исполнения Херувимской песни. В старину им приписывали целебные свойства. В России XVIII—XIX веков «херувимский ладан» считался лечебным средством. В среде духовенства считалось, что священнику не стоит давать такой ладан прихожанам, так как использование его в лечебных и магических целях является «полуязыческим суеверием». Особенно эта традиция была укоренена в Киево-Печерской лавре для лечения кликуш. «Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от котораго усиливаются все твои душевныя брани, и ты лишаешься мира» (Собрание писем преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим). Высокоумие — это 1) неоправданно высокопарное умствование на глубокие темы; 2) склонность к изощренному умствованию; 3) чрезмерное восхищение, надмение своими интеллектуальными способностями (умом).
В русской народной магии херувимский ладан использовался в кладоискательстве. При поиске клада человек должен был иметь при себе крест, херувимский ладан, страстную свечу.
Сама идея «херувимского ладана», как и связанные с ним поверья, высмеивались русскими авторами в XIX веке. Так, например, Николай Лесков в «Мелочах архиерейской жизни» писал: «Иноческое фанатизирование довело этого человека до того, что он совсем очудачел. Он не только «целоденно молился», но даже спал в какой-то освященной «срачице», опоясанный пояском с мощей св. Митрофана, в рукавичках св. Варвары и в шапочке Иоанна Многострадального, а проснувшись, занимался химией: дробил «херувимский ладан» из пещеры гроба и гомеопатически рассиропливал св. елей и воду для раздачи несчастным».

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

наст. прош. повелит.
Я *кажу́ кади́л
кади́ла
Ты кади́шь кади́л
кади́ла
кади́
Он
Она
Оно
кади́т кади́л
кади́ла
кади́ло
Мы кади́м кади́ли
Вы кади́те кади́ли кади́те
Они кадя́т кади́ли
Пр. действ. наст. кадя́щий
Пр. действ. прош. кади́вший
Деепр. наст. кадя́
Деепр. прош. кади́в, кади́вши
Пр. страд. наст. *кади́мый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… кади́ть

ка-ди́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b☒. Образование страдального причастия прош. вр. невозможно. Образование формы настоящего времени 1-го лица единственного числа затруднено. Соответствующий глагол совершенного вида — покадить.

Корень: -кад-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. раскачивая в руке кадило, распространять дым и запах курящихся в нём ароматических веществ — обычно ладана — при исполнении религиозных обрядов ◆ Вот в Лечебнике указ, как от двора своего отогнать беса: сожечь совиные кости и тем дымом храмину свою кадить и двор курить, и исчезнет бес. Ф. И. Буслаев, «О народной поэзии в древнерусской литературе», 1859 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Священник зажёг несколько восковых свечей и начал кадить ладаном. А. Ф. Писемский, «Боярщина», 1858 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Он надевал для этого простыню, что составляло вроде как бы ризы, и пел и махал чем-нибудь над мёртвою кошкой, как будто кадил. Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1880 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Молился он богу всегда с земными поклонами и любил кадить у себя в комнате ладаном. А. П. Чехов, «Бабье царство», 1894 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен., разг. чрезмерно восхвалять, превозносить кого-либо или что-либо; льстить, низкопоклонствовать ◆ Поэтому-то если явится у нас какой-нибудь выдающийся человек, его захвалят и столько будут кадить, что поневоле закружится голова. Е. А. Драшусова, «Воспоминания», 1848 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: каждение, кадило
  • глаголы: покадить
  • причастия: кадивший

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    АнаграммыПравить

    • кидать

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Один из символов православного богослужения — кадило. Это металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленный древесный уголь кладут ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам. Во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, чтобы распространилось благовоние.

      Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Господу подобающую честь и хвалу. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов, славу Божию. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

      / Фото: Сегодня

      Христиане начали использовать кадильницы во второй половине V века. Выглядели они скромно. Первые кадильницы на цепочках появились с VI века, а на Русь попали из Византии лишь в XI веке. С XV века приобретает форму храма и ассоциируется с образом небесного Иерусалима.

      Кацея. Ручное кадило в форме ковша именуется кацеей. Такими они были в древности на Востоке и на Руси до появления кадил на цепочках.

      История и факты

      Каждение было установлено еще в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению. Об этом мы читаем в книге Исход, глава 30. Он и стал прообразом современного кадила. Каждение настолько приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиль за непослушание.

      Реклама

      После рождения Иисуса Христа волхвы, пришедшие поклониться, принесли в дар золото, ладан и смирну. Ладан был преподнесен Спасителю, символизируя Его как Первосвященника и Бога.

      Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.
      Как объясняет толковый словарь Ожегова: «раздуть кадило» в переносном значении обозначает — развернуть какую-либо деятельность, развернуться.

      В самые торжественные моменты богослужения совершается каждение. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм. И малым — совершается в алтаре и перед иконостасом. Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Из этой молитвы понятно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

      Если священник служит вместе с дьяконом, то дьякон совершает почти все каждения — это одна из главных его обязанностей вместе с чтением специальных молитв (ектений). Поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

      Христианское поведение в православной церкви: все, что нужно знать о таинстве венчания

      Иконография: с кадилом в руках

      • Святой архидиакон первомученик Стефан, побитый камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года;
      • Святой диакон Лаврентий, пострадавший при императоре Валериане в 258 году;
      • Первый библейский первосвященник Аарон;
      • Святой мученик Закхей, диакон Гадаринский, пострадавший при императоре Диоклетиане (284—305).

      Не перепутать!

      Кадило и паникадило часто путают, тогда как это разные предметы! Даже великий классик Иван Тургенев оставил ляп в своей повести «Степной король Лир»: «Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Молебен начался». Казус фразы в том, что паникадило — это церковная большая люстра или канделябр в храме.

      Напомним, ранее новости «Сегодня» писали о том, как правильно ставить свечи и совершать крестное знамение. Пламя свечи символизирует молитвенное обращение к Богу и всем святым. Как бы мы ни наклоняли свечу, ее огонь всегда горит вверх. Так и верующий человек в любой ситуации свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

      В Типиконах Иерусалимского устава о времени К. сообщается в отдельной рубрике (см. гл. 22 совр. Типикона). Согласно ранним редакциям (напр.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 148), а также первопечатному греческому Типикону 1545 г., К. предписывается совершать на вечерне на «Господи, воззвах», в начале утрени, на 9-й песни канона, на непорочнах (Пс 118) в субботу и воскресенье. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. добавлено указание на К. в начале великой вечерни на Господские праздники (т. е. в начале всенощного бдения), перед и после чтения Евангелия на воскресной утрене и в дни памяти полиелейных святых. К. после чтения Евангелия на утрене упомянуто и в Типиконе 1633 г., хотя о К. перед чтением Евангелия не сказано. В Типиконе 1641 г., напротив, оставлено только указание на К. после чтения Евангелия. В исправленном издании Типикона 1682 г. указания о К. до и после чтения Евангелия были изъяты из аналогичной рубрики.

      В печатных московских Типиконах к рубрике о К. примыкают сведения о порядке совершения К. (см. гл. 22 совр. Типикона).

      На вечерне К. происходит при пении стихир на «Господи, воззвах». Вероятно, оно связано с наличием в Пс 140 фразы «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Порядок этого К. подробно описан в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 612-613). Оно совершается священником или диаконом и включает в себя К. внутреннего пространства алтаря, иконостаса, затем всего храма и братии, начиная с игумена. Подробно описано К. хоров и канонарха крестовидно (σταυροειδῶς). Такая же манера К., предписываемая в т. ч. совр. Типиконом, предполагает использование кадила с рукояткой (кации); при использовании кадила на цепях крестовидное К. может заменяться троекратным К. (Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 493).

      К. в начале утрени подробно описано уже в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 398-399). Его порядок зависит от времени года. От Пасхи до Крестовоздвижения священник кадит престол, затем иконы и стены храма по сев. стороне. Храм в это время еще пуст, т. к. братия ожидает священника на паперти. Дойдя до церковных дверей, священник кадит на запад, после чего произносит возглас «Благословен Бог наш…», всеми поются надлежащие псалмы и Трисвятое, во время которого он кадит братию, начиная со священников, стоящих с северной стороны, и возвращается к церковным дверям, где крестовидно кадит, смотря на алтарь и произнося возглас «Яко свят еси…». Затем он входит в церковь и кадит южную сторону, братия следует за ним. Он заходит в алтарь, трижды крестовидно кадит, стоя перед престолом, и произносит возглас утрени «Слава Святей…». В период от Крестовоздвижения до Пасхи братия сразу собирается в храме (это может быть обусловлено наступлением холодного времени года), в связи с чем порядок К. несколько изменяется.

      В традиции Иерусалимского устава К. в начале утрени совершается по указаниям, содержащимся в 9-й гл. совр. Типикона. Священник кадит престол, алтарь, иконостас, предстоятеля, хор, молящихся и храм (см. также: Розанов. Устав. С. 95-96). На возгласе «Слава Святей…» перед престолом делает кадилом крестовидные движения.

      К. на 9-й песни канона, согласно 9-й гл. совр. Типикона, совершается священником. В Типиконе говорится о К. престола, алтаря, храма и братии. На практике это К. может совершаться как священником, так и диаконом, причем возглас «Богородицу и Матерь Света…» произносится не у престола, как предписывает Типикон, а у иконы Богородицы, находящейся в местном ряду иконостаса.

      Порядок К. в начале всенощного бдения, согласно ранним редакциям Иерусалимского устава (напр.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 140), таков: священник, стоя у престола, кладет ладан в кадило, читает про себя молитву кадила, кадит престол и алтарь, затем выходит из алтаря и становится перед св. вратами. После возгласа «Повелите…», к-рый произносит кандиловжигатель, священник трижды крестовидно кадит св. врата, затем кадит игумена и братию, затем кадит притвор, возвращается и, стоя у царских врат, кадит крестовидно и возглашает: «Господи, благослови». Далее он поднимается на амвон и произносит возглас «Слава Святей…». В последующих редакциях эти указания были отчасти изменены и дополнены (ср. гл. 2 совр. Типикона). В соборно-приходском богослужении они, как правило, не выполняются.

      На великой вечерне в составе всенощного бдения К. также совершается на «Господи, воззвах», в процессии вечернего входа, и при благословении хлебов на литии.

      На утрене в составе всенощного бдения полное К. храма совершается при пении непорочнов (Пс 118) или полиелея (Пс 134, 135) (в дни Господских двунадесятых праздников, а также Богородичных двунадесятых праздников и святых, к-рым в Типиконе назначаются всенощное бдение или полиелей, не совпадающих с воскресеньем).

      В московских Типиконах 1610 и 1633 гг. есть указание на К. по чтении Евангелия на утрене. Возможно, оно относится к К. в начале канона, о чем упоминается в ряде источников, напр. в «Диатаксисе священнослужения» патриарха Филофея (Скабалланович. Типикон. Ч. 2. C. 686-687). Такая практика сохраняется в афонских монастырях и в настоящее время.

      К. на 9-й песни канона на всенощном бдении отличается от будничного тем, что, согласно Типикону, его совершает диакон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *