Казначей обязанности

Общее описание

Казначей — сотрудник, ответственный за планирование и осуществление различных видов финансовой и инвестиционной деятельности компании (см.

Если проследить карьеру успешных представителей этой профессии, то можно отметить, что многие из них начинали со стартовых позиций не только в казначействе. Самые востребованные кандидаты в этой области, как правило, приобретали опыт в ключевых отделах банка: в бухгалтерии, в аналитическом, финансовом, кредитном департаментах. Такие специалисты очень хорошо знакомы с работой банковской системы, что позволяет им добиваться высоких результатов на позиции казначея и успешно строить свою дальнейшую карьеру.

Образование

Большинство кандидатов, претендующих на позицию казначея, имеют экономическое или финансово-экономическое образование. Но работа казначея требует системного мышления, поэтому специалисты, обладающие двумя высшими образованиями, одно из которых техническое, а второе экономическое, наиболее востребованы работодателями. Традиционно высоко котируются обладатели дипломов старейших московских вузов (Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Финансовая академия при Правительстве РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО), и в то же время ценятся выпускники МГТУ им. Н. Э. Баумана, МАИ, МФТИ, МИФИ, то есть молодые специалисты с хорошей технической подготовкой.

Помимо высшей школы существуют также курсы повышения квалификации, которые можно пройти, к примеру, в ГУ-ВШЭ — Институт профессиональной переподготовки специалистов «Финансовый менеджмент».

Смежные карьеры

Как правило, в казначеи приходят соискатели с начальных позиций в трейдинге, а также специалисты, имеющие опыт работы в финансово-бухгалтерской или банковской сферах, и кандидаты, занимающиеся аналитической деятельностью.

Функциональные обязанности

Основными функциональными обязанностями казначея являются:

  • управление и контроль денежных потоков компании;
  • организация работы отдела казначейства;
  • планирование движения денежных средств (ДДС), контроль ликвидности проектов компании;
  • ведение всей документации по финансированию проектов компании;
  • составление платежного календаря, контроль исполнения БДДС (бюджета движения денежных средств);
  • долгосрочное/краткосрочное прогнозирование ДДС (Cash Flow);
  • ежедневный/еженедельный отчет о ДДС (Cash Flow);
  • регулирование финансовых потоков, управление банковскими счетами компании;
  • контроль и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • контроль осуществления платежей;
  • определение потребности в заемных средствах и их структуры;
  • мониторинг рынков финансовых и кредитных услуг, установление и поддержание отношений с кредитными учреждениями, управление кредитным портфелем компании.

Навыки

Среди основных умений, которыми должен обладать казначей, можно выделить следующие:

  • владение компьютером на уровне уверенного пользователя: MS Office, программы инвестиционного планирования и анализа (Project Expert, «Альт-Инвест» и другие), Excel, а также «1С» (7.7 и 8.0) и система «Банк — клиент»;
  • знакомство с методиками создания бизнес-планов, составления и контроля БДДС и платежного календаря, управления финансовыми рисками;
  • навыки сбора данных, подготовки презентаций, составления документов для предоставления в банк с целью финансирования;
  • знание РСБУ (российских стандартов бухгалтерского учета), управленческого учета, порядка оформления и сопровождения документарных аккредитивов, принципов работы казначейства.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к специалистам в сфере казначейства. А для работы в западных компаниях и банках необходимо свободное владение английским языком. Помимо этого казначеи должны уметь обрабатывать большой объем информации и обладать навыками тайм-менеджмента.

Из личностных качеств приветствуются: самостоятельность, коммуникабельность, аналитический склад ума, творческий подход к выполнению рабочих обязанностей, стрессоустойчивость, исполнительность, ответственность, пунктуальность, аккуратность.

Плюсы и минусы

К плюсам профессии можно отнести большую популярность ее представителей на рынке труда. Финансовый сектор традиционно испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, и казначей является одной из наиболее востребованных специальностей, так как все больше компаний сталкиваются с проблемой поиска опытных сотрудников на эту должность. И хотя людей, причисляющих себя к данной профессии, немало, но настоящих профессионалов на рынке — единицы. По статистике рекрутинговой компании Antal International, на одного профессионального казначея приходится от 5 до 10 вакансий. Кроме того, привлекательным фактором для кандидатов на позицию казначея является достаточно высокий уровень заработной платы.

Основной минус профессии — финансовая ответственность. Среди минусов можно также выделить большое количество рабочих ситуаций, связанных с высокими рисками, особенно в тех случаях, когда на казначее лежит ответственность пусть и не за принятие прямых инвестиционных решений, но за выработку определенных мер, способствующих выгодным инвестициям.

Еще одним негативным моментом служит очень большая загруженность таких специалистов. В большинстве случаев им приходится трудиться в напряженном рабочем ритме и постоянных стрессовых ситуациях, мгновенно реагировать на происходящие изменения и принимать взвешенные решения, которые могут очень серьезно повлиять на движение денежных потоков компании. Успешные казначеи, как правило, обладают быстротой реакции, основанной отчасти на их профессиональном опыте, а отчасти на врожденной интуиции.

Оплата труда

Размер материальной компенсации казначея зависит от опыта работы, функциональных обязанностей и масштаба компании. При наличии опыта работы от 1 года уровень дохода колеблется в районе $1500-2000. Специалист, проработавший в течение 1-2 лет, уже может претендовать на оклад от $2000. А в том случае, когда стаж кандидата превышает 3-летнюю отметку, вполне можно рассчитывать на зарплату от $4500.

Перспективы

Планомерно выстраивая свою вертикальную карьеру, успешные казначеи при наличии определенного опыта работы могут претендовать на позиции руководителя казначейства крупных компаний или банков. А горизонтальная карьера таких специалистов может успешно сложиться и в смежных сферах, например на позиции главы департамента управления рисками или финансового директора компании.

Редакция выражает благодарность Наталье Куркчи, руководителю банковско-финансового департамента и партнеру рекрутинговой компании Antal International, за помощь в подготовке материала.

Источник: Планета HR

Вы можете скачать должностную инструкцию главного казначея бесплатно. Должностные обязанности главного казначея

Утверждаю

_____________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее ________________________________

организационно — правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)

00.00.201_г.

м.п.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ГЛАВНОГО КАЗНАЧЕЯ

——————————————————————-

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

1. Общие положения

1.2.Главный казначей принимается на должность и освобождается от нее по приказу генерального директора.

1.3.На должность главного казначея принимается лицо с высшим финансовым или экономическим образованием со специализацией по направлению деятельности казначейства банка с опытом работы в должности ведущего специалиста, ведущего экономиста от трех лет.

1.4.Главный казначей подчиняется руководителю Банка или его заместителю.

1.5.На время отсутствия главного казначея (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

1.6.Главный казначей в своей деятельности руководствуется:

-действующим законодательством о деятельности кредитных организаций (Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, инструкциями Банка России;

-Уставом банка, локальными нормативными правовыми актами, нормативными и распорядительными документами, издаваемыми руководителем организации;

— настоящей должностной инструкцией.

1.7.Главный казначей должен знать:

-локальные нормативные и инструктивные документы, относящиеся к деятельности казначейства банка;

-перспективы развития банка;

-состояние и перспективы развития финансовых рынков;

-систему финансовых методов и рычагов, обеспечивающих управление финансовыми потоками;

-порядок распределения финансовых ресурсов, определения эффективности финансовых вложений; – порядок и формы финансовых расчетов;

-налоговое законодательство;

-стандарты финансового учета и отчетности;

-основы бухгалтерского учета;

-правила пользования вычислительной техникой;

-правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

-передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования финансовой деятельности предприятия;

-иностранный язык.

2. Должностные обязанности

Главный казначей обязан:

2.1.Решать следующие задачи:

-осуществлять связь с банками-контрагентами;

-наблюдать за совершением кредитных операций;

-оптимизировать структуру движения денежных средств с целью улучшения качества управления деятельностью банка;

-способствовать совершенствованию процессов управления и контроля над финансовыми рисками;

-контролировать кассовые операции.

2.2.Выполнять следующие функции:

-осуществлять сбор и анализ информационного и статистического материала по вопросам, входящим в компетенцию казначейства банка.

-планировать, распределять и управлять движением финансовых потоков и рабочим капиталом.

2.3.Осуществлять открытие и ведение юридических дел кредитных организаций по заключенным договорам, соглашениям в разделе счетов ЛОРО, счетов НОСТРО и операций на межбанковских рынках.

2.4.Контролировать соблюдения лимитов и ОВП.

2.5.Оформлять и вести бухгалтерский учет операций с ценными бумагами (акции, корпоративные и государственные облигации, сделки РЕПО, брокерские операции); работу с векселями сторонних эмитентов.

2.6.Осуществлять открытие, ведение на балансе банка и закрытие корреспондентских счетов ЛОРО банков, небанковских кредитных и расчетных организаций в рублях РФ, иностранной валюте. Ведение учета драгоценных металлов.

2.7.Осуществлять Организацию и проведение расчетов в рублях и иностранной валюте по корреспондентским счетам ЛОРО с использованием электронных средств связи.

2.8.Производить обработку исходящих и входящих межбанковских платежных документов в иностранной валюте и рублях с использованием стандартов SWIFT.

2.9.Вести платежную позицию банка в рублях и основных валютах.

2.10.Вести учет операций с векселями (купля-продажа, залог, хранение, погашение и т.п.).

2.11.Вести переписку с банками, рассылку балансов банка контрагентам, запросы документов на открытие счетов ЛОРО / НОСТРО, получение балансов банков-контрагентов, заключение генеральных соглашений с Банками, формирование досье банков-корреспондентов.

2.12.Осуществлять подготовку информационного и статистического материала для отчетности в Банк России по формам 0409634 «Отчет об открытых валютных позициях» и 0409904 «Отчет об остатках на счетах органов государственной власти, местных органов власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, открытых в кредитной организации (ее филиале)» в части операций, совершаемых с ценными бумагами.

2.13.Подготавливать данные для составления отчетности по форме 1100 «Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг».

2.14.Производить расчет данных для подготовки налоговых регистров по операциям с эмиссионными и не эмиссионными ценными бумагами сторонних эмитентов.

2.15. Предоставление данных для расшифровки отдельных кодов при расчете обязательных нормативов в соответствии с Инструкцией ЦБ России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков».

2.16.Проводить анализ и оценку финансового состояния контрагентов банка – российских и зарубежных банков и / или корпоративных эмитентов долговых обязательств и / или финансовых, страховых, инвестиционных и брокерских компаний.

2.17.Разрабатывать и совершенствовать методики анализа и управления финансовыми рисками.

2.18.Изучать динамику изменения финансовых рисков.

2.19.Организовать взаимодействие структурных подразделений Банка для достижения существенного роста остатков денежных средств на счетах клиентов.

3.Права

Главный казначей вправе:

3.1.Привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет, то только с разрешения непосредственного руководителя).

3.2.Знакомиться с проектами решений руководства Банка, касающимися его деятельности.

3.3.Запрашивать у специалистов Банка (лично или по поручению непосредственного руководителя) информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.4.Обратиться к своему руководителю за помощью в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

4.Ответственность

Главный казначей ответственен за:

4.1.Правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в определенных уголовным, административным и гражданским законодательством РФ рамках.

4.2.Нанесение материального вреда предприятию в определенных трудовым и гражданским законодательством РФ рамках.

4.3.Недолжное выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в определенных трудовым законодательством РФ рамках.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Кто такой казначей? Какие обязанности выполняет казначей в организации? Какими компетенциями должен обладать казначей?

Кто такой казначей, и какую работу он делает?

Профессия казначея актуальна в современной рыночной экономике, так как каждая организация стремится к обеспечению ликвидности и рентабельности своей деятельности. Сферой обслуживания специалиста является финансовый рынок так как в его функции входит контроль движения денежных средств, анализ их целевого расходования и поиск источников инвестирования.

Казначей в организации – это еще и риск-менеджер, который удерживает позиции фирмы и делает ее конкурентоспособной, поэтому в обязанности казначея входит организация системы хеджирования финансовых рисков.

Коммерческим организациям важно также анализировать экономическую ситуацию на рынке и привлекать дополнительные денежные средства путем оптимизации источников финансирования (см. оптимизация кредитного портфеля компании).

Корпоративные казначейства актуальны для крупного бизнеса, в первую очередь для международных корпораций (ТНК).

Онлайн курс: Макроэкономика, банковская система и финансовый рынок

Функции казначея в организации

Обязанности казначея в коммерческой организации заключаются в следующем:

  • анализ финансового состояния компании и общей ситуации в экономике;
  • контроль движения и распределения денежных средств;
  • безопасное размещение и привлечение финансов путем взаимодействия с банковскими учреждениями;
  • управление рисками;
  • операции с валютой и ценными бумагами;
  • контроль экспортных и импортных сделок организации;
  • ведение отчетов по кругу своих обязанностей;
  • прогнозирование;
  • составление платежного календаря;
  • контроль уровня кредиторской и дебиторской задолженности фирмы;
  • взаимодействие с инвесторами.

Концентрация информации, которая касается финансовых ресурсов, в одном центре управления позволяет руководителю анализировать и прогнозировать возможный финансовый результат и принимать правильные управленческие решения.

При взаимодействии с банковскими организациями казначей стремится сократить операционные расходы на обслуживание и снизить проценты по предоставляемым фирме кредитам. Для минимизации рисков при хранении денежных средств на счетах их распределяют между несколькими банками. Это позволит избежать потери платежеспособности организации в случае блокировки одного из счетов. Привлечение заемных средств также осуществляется в разных учреждениях для снижения финансовых рисков.

В части оперативного планирования казначей регулярно создает плановые задания для поддержания платежеспособности фирмы. Для этой цели служит платежный календарь, который позволяет резервировать определенные суммы денежных средств их общего бюджета предприятия. Платежный календарь составляется на месяц и отражает сбалансированность притоков и оттоков денег.

Контрольные функции в организации распределяют между экономическим отделом и казначеем. При этом на последнего ложится исполнение бюджета и контроль вхождения в установленные лимиты. Для выполнения своей работы казначей изучает банковские выписки со счетов организации и проверяет поступления от поставщиков и покупателей.

Потенциальный претендент на должность казначея должен иметь финансовое образование и опыт работы в этой сфере. Преимуществом будут обладать банковские сотрудники, аналитики и бухгалтеры. Это связано с необходимостью применять различные финансовые инструменты и подходы к оценке деятельности организации. Также казначей несет материальную ответственность, так как в его ведении находятся значительные денежные потоки.

Иван Иванов

Профессия, именуемая «казначей» возникла давно и с момента своего появления успела заметно измениться. Своего престижа и сути она не потеряла, однако у многих на сегодняшний день достаточно смутные представления о том, что делает человек, находящийся на такой должности.

Кто такой казначей и где он работает

Сферой ответственности современного казначея (риск-менеджера) является контроль ликвидности организации, отслеживание ленты её платежей. При этом он не касается «живых» денег и не сидит «на сундуках с золотом». Работа ведётся, прежде всего, с бумагами.

Должность казначея имеется и на государственном уровне.

Отслеживание расходов бюджета и выдача платежей на основании законодательно закреплённых постановлений – это основной перечень обязанностей главного риск-менеджера страны.

Сотрудник коммерческого предприятия, работающий по данному профилю, занимается не только проведением расчётов, но также отслеживает все рыночные изменения, анализирует сложившуюся эконмическую обстановку. При выявлении дефицита средств занимается их привлечением путём взаимодействия с клиентами и инвесторами.

В среднем бизнесе казначеев обычно нет. Там их функции выполняются финансовым директором, который так же отвечает за обеспечение ликвидности предприятия. В незначительных по размеру организациях обязанности казначея возложены на союз первого лица компании, занимающегося принятием решений, и бухгалтерией, которая реализует задуманное.

Обязанности

Две основные функции, которые должен выполнять казначей в отношении имеющихся денежных средств:

  • сохранять;
  • приумножать.

Исходя из этого, в число его функциональных обязанностей включены следующие пункты:

  • тщательный анализ (общей экономической обстановки, финансового состояния самой компании и т.д.);
  • регуляция и контроль направления и силы потоков денежных средств;
  • размещение финансов максимально надёжным образом и их привлечение (в обоих случаях приходится налаживать взаимовыгодное сотрудничество с банком);
  • управление процентными, валютными и иными рисками;
  • финансовое обслуживание сделок по импорту или экспорту (в том случае, если они осуществляются);
  • проведение операций с ценными бумагами;
  • организация отдела казначейства (при наличии такового);
  • ведение всей необходимой документации (например, подготовка отчётов по ведущейся деятельности);
  • управление счетами организации;
  • долгосрочное и краткосрочное прогнозирование;
  • составление ежеквартального или ежемесячного платёжного календаря;
  • сохранение уровня задолженности в неизменном виде, либо его понижение при наличии соответствующих возможностей;
  • налаживание новых деловых контактов с инвесторами и поддержание старых;
  • регуляция работы кредитного аппарата организации.

Работа казначеев различных банков, организаций и предприятий мало отличается. Однако в каждом отдельном случае в зависимости от специфики дела, которым занимается фирма, акценты в перечне обязанностей могут немного смещаться.

Кроме того, выполняемые казначеем функции имеют прямую связь с размерами той структуры, в которой он работает. В крупных фирмах, которые занимаются «публичным» бизнесом, и банках – специализация становится очень узкой. Одного ответственного за данную сферу сотрудника в таких случаях недостаточно, приходится образовывать целые казначейства.

Документы для скачивания (бесплатно)

Требования к профессиональным навыкам и личностным качествам

В преобладающем большинстве случаев (90%) на должность казначея принимаются мужчины и женщины в возрасте 30-40 лет. Предпочтение отдаётся выпускникам физико-математических или механико-математических факультетов, имеющим второе высшее образование в области финансового менеджмента.

В целом у потенциального кандидата на должность хранителя казны должен присутствовать интерес к экономике и математике, знание структуры органов власти, их полномочий и функций. Помимо этого, существует ряд навыков, без которых на должности хранителя казны удержаться невозможно:

  • стрессоустойчивость;
  • умение проводить сравнительный анализ данных полученных из разных источников;
  • способность не поддаваться паническим настроениям окружающих;
  • умение быстро реагировать в сложных ситуациях;
  • выраженные коммуникативные способности.

В дополнение к этому, хорошему казначею обычно свойственны следующие личностные характеристики:

  • ответственность;
  • серьёзность;
  • несговорчивость;
  • терпеливость;
  • привычка перепроверять все поступающие данные и сделанные расчёты;
  • аналитический склад ума;
  • ответственность и самоорганизованность;
  • наличие значительной психологической гибкости (например, если в череду тщательно распланированных дел врывается крайне важная сделка, проведение которой невозможно отложить).

Даже в самых отчаянных ситуациях казначей не может поддаваться панике. Вместо этого он должен потратить имеющееся время на разработку новых схем, активизацию имеющихся деловых связей или поиск необходимых для решения проблемы денежных средств. Без запасных планов «на все случаи жизни» чувствовать себя комфортно в данной профессии невозможно.

Хранитель казны не сможет полноценно выполнять свои функции, если у него не будет иметь хотя бы минимальных познаний сразу в нескольких правовых сферах:

  • гражданской;
  • предпринимательской;
  • налоговой;
  • банковской;
  • акционерной.

Способность своевременно процитировать некоторые из положений валютного законодательства также не будет лишней. Казначей должен относиться к финансам организации, в которой он работает так же трепетно и бережно, как к собственным. Это часто позволяет быстро разрешить сложные вопросы, поскольку каждый знает, что он сделал бы, а что не стал бы делать, чтобы сохранить деньги в своём кошельке.

Как стать казначеем

Чтобы стать казначеем, необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • наличие опыта работы в банковской сфере;
  • знание технологических особенностей:
    • проведения финансовых операция;
    • работы нормативной и финансовой документацией;
    • оказания банковских услуг.
  • умение заниматься разработкой методик, положений и регламентов, а также иной методологической документации;
  • способность к письменному изложению необходимой информации, описанию процессов и систем;
  • приемлемый уровень владения техническим английским языком (в случае работы в западных компаниях требуется свободное владение);
  • свободное применение корпоративных информационных систем (SAP, 1С, Oracle,) и любого другого необходимого в работе компьютерного обеспечения;
  • умение осуществлять системное управление работой людей и течение различных процессов.

Продолжительность профессионального опыта при соответствии всем вышеуказанным требованиям должен составлять не менее трёх лет. Многие успешные казначеи занимались приобретением необходимого опыта, находясь на должности аналитика бухгалтера или финансиста. Поэтому нельзя точно сказать, какой вариант следует выбрать, чтобы гарантировать получение желаемой должности.

Недостатки профессии

Прежде чем становиться риск-менеджером, рекомендуется узнать о некоторых недостатках этой профессии:

  1. Наличие материальной ответственности. Взаимодействие с огромными денежными суммами – это всегда большой риск. Неверные решения в определённых ситуациях могут привести к тому, что у организации возникнут крупные денежные обязательства, а ответственность за это будет нести казначей.
  2. Напряжённый график работы. Риск-менеджеру приходится заниматься своими функциональными обязанностями почти круглые сутки. Много дополнительных сложностей возникает в случае появления проверяющих сотрудников из налоговой. В ходе таких периодов не удаётся даже выспаться.
  3. Огромное количество стрессов. Данный пункт тесно связан с предыдущим. Любая инспекция – это обязательные замечания в адрес результатов работы специалиста. При выявлении грубых нарушений казначей может получить дисциплинарное взыскание.

Выполнение казначейских обязанностей требует обработки больших объёмов информации и постоянного отслеживания изменений:

  • в законодательных актах;
  • в программных комплексах;
  • в порядке финансирования.

Всё это происходит в условиях постоянного недостатка времени, что также способствует появлению стресса и развитию хронической усталости.

Кроме того, каждые три года специалисту требуется проходить переатестацию, результаты которой показывают, соответствует ли сотрудник занимаемой должности.

Преимущества

В настоящее время казначей, являющийся профессионалом своего дела, не ищет работу – она сама его находит. Каждый квалифицированный специалист имеет возможность выбирать сразу из 5-10 предлагаемых вакансий.

Наиболее высокие доходы у тех риск-менеджеров, которые имеют отношение к инвестиционному, телекоммуникационному или нефтяному бизнесу. Однако в среднем заработная плата колеблется о 23 до 72тысяч рублей в месяц (при этом у специалистов казначейства показатели примерно в 1,5 раза выше, чем у обычных казначеев).

Ещё одним неочевидным поначалу преимуществом данной профессии является ощутимое удовольствие от возможности принимать важные решения, а после – видеть положительный результат, к которому они привели.

Быть казначеем трудно. Эта профессия требует огромного количества знаний и энергии. Поэтому подойдёт она немногим, но и тому, кто уверен в своём выборе, придётся много работать, чтобы стать настоящим специалистом в своём деле.

Видео содержит полезную информацию для тех, кто хочет узнать о работе казначея глубже.

Фонд № 358

Крайние даты документов: 1780 — 1917 гг.

Раздел рубрикатора: 8.1. Фонды органов управления финансовой системой

Описи фонда

Заголовок Даты документов Единиц хранения
1 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1917
2 Опись дел постоянного хранения 1780 — 1917

Циркуляры Министерства финансов. Книги записи подушных сборов с помещичьих крестьян. Ведомости о взыскании податей , окладных и земских сборов, поземельного налога с частных владельцев. Окладные листы денежных сборов с временнообязанных помещичьих крестьян. Реестры крестьянских недоимок по губернии и уездам. Книга о перечислении из одного сословия в другое. Ведомости прихода и расхода денежных сумм — 1780-1917 г.г.

Историческая справка

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА к фонду 358 – Вологодское губернское казначейство. Город Вологда Вологодской губернии-(1780-1918)

I. История фондообразователя

На основании «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 года (ПСЗ РИ-1. СПб., 1830. Т. 20. № 14392. С. 229-304) в России была проведена реформа местного управления. По мере проведения в жизнь реформы провинциальные и воеводские канцелярии упразднялись, финансово-хозяйственные функции сосредоточивались в казенной палате. В ведении казенной палаты находились уездные казначейства. По указу Сената от 25 января 1780 года было образовано Вологодское наместничество (ПСЗ РИ-1. СПб., 1830. Т. 20. № 14973. С. 911-912). В соответствии со «Штатами Вологодского наместничества» от 29 января 1780 года (ПСЗ РИ-1. СПб., 1830. Т. 44. № 17494. С. 260-261) в Вологодской провинции были открыты Вологодская казенная палата и Вологодское уездное казначейство. Уездное казначейство являлось органом уездного финансового управления с функцией заведования местными казенными сборами. Оно имело в своем ведении все казенные сборы уезда (сбор государственных денежных средств от налогоплательщиков и их хранение; учет недоимок; контроль за расходами денежных сумм) и уведомляло казенную палату о расходе и приходе дел. В 1780 году обязанности вологодского уездного казначея исполнял лейб гвардии прапорщик Иван Левашев (Ф 13. Оп. 1. Д. 10. Л. 2), который в марте 1781 года передал дела казначейства поручику Федору Олешеву (Ф. 358. Оп. 1. Д. 127. Л. 9-9 об.). С 1802 года, при императоре Александре I, Россия начала переход от коллегиального управления к министерскому. Среди остальных министерств создается Министерство финансов. В 1810 г. Александр I начинает реформу государственного финансового контроля. Функции по контролю за всеми денежными поступлениями и доходами были распределены между тремя независимыми друг от друга ведомствами: Министерством финансов, Главным управлением ревизий государственных счетов, Государственным казначейством. Министерство финансов ведало источниками доходов, Казначейство – движением сумм, Государственный контролер проводил ревизию счетов. Указом императора Александра I от 2 февраля 1821 г. был образован Департамент Государственного казначейства Министерства финансов. Департаменту были подчинены губернские, областные, окружные казначейства с состоящими в их ведомстве уездными казначействами; главным предметом его деятельности было движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств. В 1863 году началось преобразование финансовых учреждений по принципу «единства касс». Ранее каждое министерство имело свое Казначейство, которое собирало доходы, хранило их и производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы Министерства финансов лишь свободные остатки. В 1863 году все казначейства министерств упразднялись, а их обязанности возлагались на кассы Министерства финансов, куда поступали все государственные доходы. В ведомстве Департамента Государственного казначейства были учреждены губернские казначейства (кассы Министерства финансов). Введение в период 1863-1866 гг. в России принципа «единства кассы» повысило значение местных казначейств. На основании принятого 30 ноября 1865 года мнения Государственного Совета «Об учреждении губернских казначейств и расходных отделений и преобразовании уездных казначейств» (ПЗС РИ-2. СПб., 1830-1884. Т. 40. Отд. II. № 42728. С. 291-293) и циркулярного предписания Департамента Государственного казначейства от 8 декабря 1865 года за № 34349 (Ф. 388. Оп. 8. Д. 516. Л. 34; Д. 529. Л. 4) в 40 губернских городах, в т. ч. в Вологде, уездные казначейства переводились в разряд губернских. Вологодское губернское казначейство, преобразованное из уездного казначейства, стало функционировать с 1 января 1866 года. Оно являлось местным исполнительным органом Департамента Государственного казначейства Министерства финансов и непосредственно подчинялось Вологодской казенной палате. Казначейство было подотчетено губернатору, но не подчинялось ему. В состав губернского казначейства входили: губернский казначей, его помощник, старший бухгалтер, его помощники (бухгалтера I и II разряда), кассиры, письмоводитель, писцы, присяжные, канцелярские чиновники и служители. Казначейство возглавлялось губернским казначеем, чиновником Министерства финансов, который назначался министром финансов по представлению губернского правления. Первым вологодским губернским казначеем приказом по Министерству финансов от 21 декабря 1865 года (Ф. 388. Оп. 6. Д. 392. Л. 23-24) был назначен Алексей Петрович Матафин. В этой должности он находился до 1871 г. (Ф. 388. Оп. 6. Д. 1178. Л. 274, 289) Губернский казначей осуществлял надзор за деятельностью чинов казначейства, нес ответственность за сохранность денежных средств и имущества, за исполнением казначейством своих функций и своевременностью представления отчетности. Он также хранил печать и ключи от казначейства. Казначей был обязан представлять в установленные сроки отчетность казенной палате и местным учреждениям государственного контроля обо всех произведенных по губернии расходах из сумм государственных доходов, о приходе и расходе специальных средств. На период работы казначея в обеспечение исправности службы с него брался залог и, кроме того, подписка в том, что без разрешения казенной палаты ни он сам, ни жена, или его дети не будут передавать другим людям принадлежащее ему имущество или давать деньги в рост. Государственным служащим такого ранга не мог стать бедный человек, т.к. залоги были достаточно велики. Помощник казначея наравне с казначеем отвечал за правильностью хранения, целостностью казны и казенного имущества. Старший бухгалтер руководил бухгалтерией и канцелярией казначейства. Кассиры исполняли обязанности по кассовой части, отвечали за сохранность денежной казны и казенного имущества. Присяжные обеспечивали охрану денежной кладовой, несли дежурство по казначейству в дневной и ночное время. Основными функциями губернского казначейства являлись: 1. Сбор государственных доходов и их хранение; производство платежей и передвижение денежных сумм между казначействами или в Государственный банк; 2. Прием, хранение и расходование специальных средств и депозитов правительственных учреждений (кроме ведомства Синода), некоторых сумм приказов общественного призрения, а также общественных и сословных сумм; 3. Продажа гербовой бумаги, марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по акцизным сборам; 4. Обмен государственных кредитных билетов; 5. Выдача свидетельств на право торговли и промыслов, билетов на торговые и промышленные заведения и паспортов мещанам; 6. Прием на временное хранение сумм присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц, а также перевод частных денежных сумм из одного города в другой через местные казначейства; 7. Счетоводство по всем доходам и расходам губернского казначейства и представление в установленные сроки отчетности Казенной палате и учреждениям Государственного контроля (контрольной палате). Все эти операции губернское казначейство, как орган исполнительный, осуществляло только по требованию распорядительных управлений. Самостоятельно оно не могло производить какие-либо расходы, взыскивать налоги, слагать недоимки, останавливать взыскание их или делать отсрочки платежей. Для обеспечения правильности движения денежных сумм и для предупреждения злоупотреблений проводились ревизии казначейства, как в определенные сроки, так и без указания дат. Первые проводились по окончании каждого месяца, по истечении трехлетнего служения казначея и в случае его увольнения со службы для ревизии целостности казны. Ревизию осуществляло особое, образуемое с этой целью, присутствие из заседателей местных Дворянских Опек и Полицеймейстера или Исправника. Внезапные ревизии проводились для проверки документов и правильности их ведения. Контроль при этом мог осуществляться присутствием, составляемым для срочных ревизий казначейства; губернатором или назначаемыми от него чиновниками; командируемыми от Министерства финансов чиновниками; управляющим казенной палатой или назначенным от него чиновником или чиновниками, командируемыми от Государственного контроля. В случае обнаружения растраты в казначействе, казенные убытки покрывались, прежде всего, из имущества казначея, затем из имущества других участников растраты. Если же этим не покрывались казенные убытки, то взыскание обращалось на залоги казначеев, затем на имущество лиц, производивших срочное свидетельство, и, наконец, на казенную палату (ПЗС РИ-2. Т. 12. Отд. II. № 10793. С. 1002-1006) . С 21 февраля 1884 года Государственному банку было предоставлено право учреждать сберегательные кассы, независимо от инициативы органов общественного управления, при всех губернских и уездных казначействах. При Вологодском губернском казначействе была открыта сберегательная касса № 822, с образованием которой объемы проводимых работ значительно возросли. На работников казначейства был возложен ряд операций Государственного банка: открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег. Обязанности заведующего кассой и кассира исполнял казначей, обязанности контролера и бухгалтера кассы – служащие казначейства. Высочайше утвержденным «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» от 12 июня 1890 года (ПСЗ РИ-3. СПб., 1893. Т. 10. Отд. I. № 6927. С. 493-511) на казначейства была возложена обязанность принимать и хранить все земские суммы (за исключением лишь специальных капиталов, которые могли по усмотрению земств храниться в учреждениях Государственного банка) и расходовать все состоящие в распоряжении земских управ суммы и капиталы. В начале XX века в связи с ростом доходов и расходов государства значение казначейства усилилось. Казначейство начинало активно участвовать в государственном кредитовании. Вологодское губернское казначейство было ликвидировано на основании декрета СНК РСФСР «О слиянии Казначейств с учреждениями Народного банка» от 31 октября 1918 года (СУ и Р Р и КП.; М., 1919. № 81. Ст.848). В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, бюджетно-сметную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. Вологодское казначейство стало непосредственно подчиняться финансовому отделу при Вологодском губернском исполнительном комитете. Кассовые функции казначейства отошли к местным отделениям Народного банка. Таким образом, фондообразователь прекратил свое существование.

II. История фонда

III. Характеристика документов

Материалы фонда содержат: Циркуляры и распоряжения Министерства финансов, Государственного банка; указы Вологодского губернского правления; Вологодской казенной палаты. Книга записи и настольные реестры входящих и исходящих документов. Отчетные ведомости поступления сборов, недоимок и специальных средствах казначейства, приходо-расходные книги. Ведомости о доходах и расходах казначейства, о наличии денежной казны и казенного имущества, о поступлении окладных и земских сборах, о взыскании податей с мещан и цеховых (1847), о выданных свидетельствах купцам и крестьянам на право торговли (1860). Окладные листы денежных сборов, списки плательщиков окладных сборов по Вологодской губернии с указанием недоимок. Книги для записи подушных сборов с помещичьих крестьян (1802), о перечислении и исключении из разных сословий крестьян и мещан (1848). Расходные расписания по сметам министерств и ведомств; на содержание церквей, школ, монастырей, в т.ч. Спасо-Каменного монастыря (1896-1897) (Оп. 1. Д. 44). Отчеты Государственной сберегательной кассы № 822, книга лицевых счетов по процентным бумагам (1913-1919). Ведомости о ценах на провиант, фураж и промышленные товары по г. Вологде (1870, 1876-1877, 1883-1884). Алфавит Вологодского казначейства о количестве душ по 8 ревизии сказок (1834) (Оп. 1. Д. 114). Сведения об охране казначейства (1906), о сигнализации по Вологодскому казначейству (1914). Ведомости о назначении пенсии, списки пенсионеров по различным ведомствам. Документы по личному составу, в том числе формулярные списки служащих казначейства и Велико-Устюгской почтово-телеграфной конторы (1902). Требовательные ведомости на выдачу жалования служащим казначейства; сотрудникам Вологодской городской полиции и полицейского управления; Вельского, Вологодского, Грязовецкого, Кадниковского, Никольского, Сольвычегодского, Тотемского уездных полицейских управлений (август 1907).

Переименования

Название Период
Вологодское губернское казначество. Город Вологда Вологодской губернии — (1780-1918) 1 янв. 1780 г. — 31 окт. 1918 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *