Киево печерский патерик

Киево-Печерский патерик

Одно из самых ранних духовных сочинений, хранящихся в фонде Тульской областной научной библиотеки, – «Патерик или Отечник Печерский, содержаще жития святых преподобных и богоносных отец наших, просиявших в пещерах» (Киев, 1661). Киево-Печерский патерик – самый известный из оригинальных русских патериков и представляет собой сборник рассказов οб основанном в середине XI века Киево-Печерском монастыре и его подвижниках.

Патерик составлен тремя Печерскими святыми: Нестором, летописцем Российским, Симоном, епископом Владимирским и Суздальским, и Поликарпом, архимандритом Печерским. На протяжении нескольких веков текст не раз перерабатывался. Работа над ним завершилась только к середине XVII века, когда в 1661 году в типографии Киево-Печерской лавры вышло первое печатное издание на церковнославянском языке. После Синодальной правки в XVIII веке Патерик переиздавался в Киеве, в Москве.

Помимо изящного наборного текста, книгу украсили множеством иллюстраций и подробных планов киевских пещер, которые у восточных славян стали едва ли не первыми печатными точно ориентированными картографическими работами! Любопытны и другие иллюстрации – гравюры, рассказывающие о монастырском быте, о том, как монахи пекли хлеба, о труде иконописцев, о копании пещер. Некоторые изображения, как например изображение Соборной Успенской церкви Печерского монастыря, видимо, сделаны с натуры и потому важны для истории.

И еще интересная деталь: в начале книги имеется изображение государственного русского герба, осеняемого благословением Спасителя и Богоматери и покрывающего соборную церковь Киево-Печерского монастыря с предстоящими по сторонам Печерскими святыми. Можно предположить, что книга предназначалась в подарок русскому государю. Каждая из трех частей Патерика имеет шмуцтитул в рамке из наборных украшений.

Патерик Печерский – одно из наиболее выдающихся изданий типографии Киево-Печерской лавры второй половины XVII века. Гравюры для этого издания готовил в 1655-1660 годы некий мастер Илия. В экземпляре библиотеки имеется вкладная запись «Сия книга Петерик Печерской достался от племянника Лазаря Красноглазова дяди родному Степану Владимерову Пальцову 1827 году февраля 10 дня. Дан для прочитания Ивану Собинину. Сему Петерик от написания 1661 годов. Степан Владимирович Пальцов». Несколько веков подобные вкладные записи были единственным, что говорило о принадлежности книги владельцу. При изучении вкладной записи выяснилось, что упоминаемые в ней персоны относились к купеческому роду.

В качестве переплета данного экземпляра использована доска, обтянутая кожей с тиснением, обрез с тиснением. Сохранилась металлическая фигурная застежка.

О. Моторина

Жития и подвиги святых Киево-Печерской Лавры — сборник рассказов о жизни монахов древнейшего на Руси монастыря, основанного в 1051 году. Книга складывалась постепенно и вошла в историю как Киево-Печерский патерик (патериками назывались сборники рассказов о жизни и деяниях святых и отцов церкви). Основой патерика послужили написанные в 20-х годах XIII века послание бывшего Киево-Печерского инока, а впоследствии Владимирского епископа Симона (+ 1226) к его ученику и другу, насельнику этого монастыря иноку Поликарпу, его же повесть о создании, украшении и освящении Печерской Успенской церкви и послание Поликарпа к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину. Источниками рассказов и Симона, и Поликарпа послужили устное предание, монастырские записи XI века и жития основателей монастыря Антония и Феодосия.
В XIII веке эти две части были объединены со сказанием преподобного Нестора о первых черноризцах Печерских, пространным житием преподобного Феодосия Печерского и другими литературными материалами. Так создавалось сводное произведение.
С момента появления Киево-Печерский патерик многократно переиздавался и на протяжении столетий с неизменным успехом находил своего читателя. Причины тому — интерес к жизни первых подвижников и святых, чьи мощи и ныне нетленно пребывают в пещерах Киево-Печерской Лавры.
В настоящее издание Свято-Елизаветинского монастыря включены жития, тропари и кондаки святым Киево-Печерской Лавры, а также акафисты некоторым из них.
Содержание:
Предисловие к читателю
Житие преподобного Антония, основателя святой Киево-Печерской Лавры и первоначальника иноков российских, начавших подвизаться в Пещерах
Похвала преподобному Антонию Печерскому
Житие преподобного Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков российских, начавших подвизаться по уставу в монастырях
Сказание о перенесении честных мощей преподобного Феодосия Печерского
Похвала преподобному Феодосию, игумену Печерскому, начальнику иноческого устава в России
Сказание о святой чудотворной церкви Печерской, каменной, как была она создана, украсилась и освящена, написанное блаженным Симоном, епископом Владимирским и Суздальским
Житие преподобного Стефана, игумена Печерского, впоследствии епископа Владимирского
Житие преподобного Никона, игумена Печерского
Житие преподобного игумена Варлаама, бывшего прежде в пещере, еще до создания монастыря Печерского, потом же игумена монастыря святого великомученика Димитрия
Житие преподобного Ефрема, епископа Переяславского, принесшего устав Студийский по желанию святого Феодосия
Житие преподобного Исаии, чудотворца
Житие преподобного Дамиана, пресвитера и целебника Печерского
Житие преподобного Иеремии Прозорливого, предсказывавшего будущее и провидевшего помышления людские
Житие преподобного Матфея Прозорливого, который ясно видел бесовские замыслы и козни и намерения человеческие
Житие преподобного Исаакия, затворника пещерного
Сказание преподобного Нестора, инока Печерского монастыря, о святых первых черноризцах Печерских
Житие преподобного Никиты Затворника
Житие преподобного Лаврентия Затворника
Житие преподобного Алипия иконописца
Житие преподобного Агапита, врача безмездного
Житие преподобного Григория Чудотворца
Житие преподобного Моисея Угрина
Житие преподобного Иоанна Многострадального
Житие преподобного Прохора Чудотворца, творившего из лебеды хлеб сладкий, из пепла же соль молитвой своей
Житие преподобного Марка Печерника
Житие преподобных Феодора и Василия
Житие преподобного Пимена Многоболезненного
Житие преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, которые ежедневно наизусть прочитывали всю Псалтирь, а когда от пламени из печи загорелось здание, Спиридон закрыл печь мантией и, принеся воды во власянице, потушил огонь
Послание преподобного Поликарпа ко блаженному Акиндину, Архимандриту Печерскому о святых черноризцах Печерских
Житие преподобного Евстратия, постника и мученика
Житие преподобного Никона Сухого
Житие преподобных Кукши священномучника и Пимена Постника
Житие преподобного Афанасия Печерского, затворника
Житие преподобного Николы Святоши, князя Черниговского
Житие преподобного Эразма
Житие преподобного Арефы
Житие преподобного Онисифора
Житие преподобного Тита пресвитера
Житие преподобного Нифонта
Послание святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского к блаженному Поликарпу, черноризцу Печерскому
Житие преподобного Нестора, летописца Российского
Житие преподобного Симона, епископа Владимирского и Суздальского
Житие преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского, который написал жития святых и преподобных отцов Печерских
Сказание об обретении честных мощей святой Иулиании девственницы
Сказание о чуде, бывшем в пещере во время Пасхи
Сказание о мироточивых главах
Избранные акафисты Киево-Печерским святым, в Ближних пещерах почивающим
Акафист всем преподобным Печерским
Акафист преподобным Антонию и Феодосию Печерским
Акафист преподобному Антонию, Печерскому чудотворцу
Акафист преподобному Феодосию, игумену Печерскому, чудотворцу
Акафист святителю Симону, Печерскому чудотворцу
Акафист преподобному Агапиту, врачу Печерскому
Акафист преподобному Моисею Угрину
Хронологическая таблица правления русских кl

Содержание

Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том, почему монастырь был прозван Печерским

Во время княжения Владимира Святославича в Любече жил благочестивый муж, который захотел стать иноком. Он пришёл на Святую Гору Афон и в одном из тамошних монастырей принял монашество. Его постригли под именем Антония. Однажды игумен повелел ему возвратиться на Русь, чтобы там служить примером для других.

Антоний, придя в Киев, не захотел поселиться ни в одном из монастырей. Он нашёл в Берестове пещеру, которую некогда вырыли варяги, и поселился там. Когда князем стал Святополк Окаянный, убивший Бориса и Глеба, Антоний вновь удалился на Святую Гору.

Продолжение после рекламы:

Вскоре княжеский престол занял благочестивый Ярослав. В то время жил священник Иларион, он служил в Берестовской церкви да ещё выкопал себе маленькую пещерку на одном из днепровских холмов и там молился. Князь поставил Илариона митрополитом, а пещерка его сохранилась.

Однажды игумен афонского монастыря, где находился Антоний, повинуясь Божьему гласу, велел Анггонию снова идти на Русь. Когда монах вернулся в Киев, он стал жить в пещерке, выкопанной Иларионом, и молиться там Богу. Многие люди приходили к нему за благословением. Приходили и желавшие стать иноками.

Во время княжения Изяслава у Антония уже собралась братия в двенадцать человек, в том числе святой Феодосий. Монахи выкопали большую пещеру. Антоний поставил игуменом Варлаама; сам он привык к уединению и потому сделал себе особую пещеру. А братия уже в пещере не помещалась. Иноки поставили маленькую наземную церковь и решили построить монастырь. Антоний благословил это намерение, а князь Изяслав отдал им для постройки гору над пещерой. С тех пор монастырь называется Печерским, потому что раньше монахи жили в пещере.

Князь Изяслав вскоре перевёл Варлаама на игуменство в монастырь святого Дмитрия. Тогда братия избрала игуменом Феодосия. Святой Феодосий собрал в обители сто иноков. Он ввёл в монастыре устав греческого Студийского монастыря. Феодосий в числе прочих постриг и семнадцатилетнего Нестора, который написал это сказание.

Брифли существует благодаря рекламе:

О смиренном и многотерпеливом Никоне-черноризце

Инок по имени Никон был взят в плен половцами. Его держали в оковах. Родственники пришли выкупить Никона, но он отказался, решив, что есть воля Божия на то, чтобы он был в плену.

Родственники ушли, а половцы, желая получить выкуп, стали жучить инока. Его морили голодом, жаждой, зимой держали на морозе. Никон же надеялся, что Господь избавит его. Он поведал мучителям, что видел сон, в котором ему было сказано: «Через три дня ты будешь в монастыре». Половцы решили, что Никон хочет бежать, подрезали ему голени и крепко стерегли. Но на третий день он вдруг сделался невидим.

В этот миг он очутился в церкви Печерского монастыря. Изумлённая братия обступила инока. На Никоне были оковы, и он был весь изранен. Монах хотел скрыть чудо, но это было невозможно. Когда он обо всём рассказал братии, с него сняли оковы и перековали на вещи, нужные для алтаря.

Спустя время половчанин, у которого Никон был в плену, приехал в Киев. В монастыре он увидел своего бывшего пленника. Тогда половчанин вместе со своим родом принял крещение и сделался иноком.

Никон мог творить чудеса. Когда он был в плену, его товарищи заболели от голода, но он исцелил их молитвой, и они бежали, став невидимыми. А однажды, когда половчанин умирал, он приказал распять Никона над его могилой. Никон же молитвой исцелил его, а себя избавил от смерти.

Продолжение после рекламы:

О святом Афанасии затворнике, который умер, а на другой день снова ожил и прожил потом двенадцать лет

Один брат по имени Афанасий, проводивший святую жизнь, после долгой болезни умер. Целый день он оставался без погребения, потому что был беден и никто не хотел хоронить его.

Ночью игумен услышал голос, который сказал, что Афанасий второй день лежит без погребения. Игумен с братией пошли к умершему, но нашли его живым, сидящим в слезах. На все вопросы он повторял лишь: «Спасайтесь!» — и советовал пребывать в послушании и покаянии. Он прожил затворником в своей пещере ещё двенадцать лет и никогда ни с кем не говорил. Перед смертью он повторил братии наставление о послушании и покаянии.

Один из братии, Вавила, страдавший болью в ногах, прикоснувшись к телу Афанасия, исцелился. Он рассказывал, что Афанасий явился ему в видении и сказал: «Приди, я исцелю тебя».

Об Арефе-черноризце, как украденное у него ворами богатство в милостыню ему вменилось, благодаря чему он получил спасенье

В монастыре жил инок по имени Арефа, родом половчанин. Он был богат, но ничего не подавал нищим. Однажды у него украли всё богатство. Арефа начал розыск и обвинил неповинных. Братия пыталась утешить его и уговаривала не искать пропавшего, но он и слушать не хотел.

Через некоторое время Арефа тяжело заболел. Будучи при смерти, он увидел ангелов и бесов, которые вели спор о его душе. Ангелы сказали, что если за потерю богатства человек благодарит Бога, то это более милостыни. Тогда Арефа воскликнул: «Господи, согрешил я, всё твоё, а я не жалуюсь». Тогда ангелы записали украденное у него добро как милостыню.

Арефа выздоровел и рассказал обо всём. С тех пор нрав его совершенно изменился, и он за всё хвалил Бога.

Брифли существует благодаря рекламе:

О двух враждовавших между собою братьях, Тите-попе и Евагрии-дьяконе

Жили два брата по духу, дьякон Евагрий и поп Тит. Они очень любили друг друга, но дьявол посеял между ними вражду и ненависть. Так, во вражде, прожили они долгое время.

Однажды Тит сильно разболелся и послал к Евагрию с мольбой о прощении. Но Евагрий не простил и не хотел идти к больному. Старцы привели его насильно, желая помирить братьев. Больной со слезами просил прощения, но дьякон немилосердно отказал. При этих жестоких словах Евагрий внезапно упал и умер. А Тит так же неожиданно выздоровел.

Потом Тит рассказал, что в эту минуту он увидел ангела с огненным копьём. Ангел поразил Евагрия копьём, а Титу подал руку и поднял его.

О Никите-затворнике, который потом был епископом Новгорода

В монастыре жил инок по имени Никита. Он хотел, чтобы его прославляли люди, и стал проситься у игумена Никона в затвор. Игумен не разрешал ему. Но Никита не послушался и затворился в келье.

Через несколько дней его прельстил дьявол. Бес предстал перед монахом в образе ангела. Он повелел Никите не молиться, а только читать книги. Никита послушался. Вскоре он начал пророчествовать, и пошла о нём слава как о святом.

Никита наизусть знал Ветхий завет, а о Новом даже слышать не хотел. И все поняли из этого, что он прельщён дьяволом. Тогда преподобные отцы, жившие в монастыре, отогнали от Никиты беса. Инок сразу же забыл Ветхий завет и вообще все книги, так что его с трудом научили грамоте.

После этого Никита стал иноком послушным, смиренным, добродетельным и даже чудеса мог творить. Он был поставлен епископом Новгорода.

Реклама:

О святом и блаженном Агапите, бескорыстном враче

При блаженном Антонии принял монашество киевлянин по имени Агапит. Он всегда помогал больным братьям и служил им. Господь дал ему дар исцеления. Многие больные выздоравливали по его молитвам.

В это время был один искусный врач, армянин родом и верою. Когда он видел безнадёжно больных, то сразу предсказывал им день кончины, и всегда его слова сбывались. Одному человеку он предсказал смерть через восемь дней. Но святой Агапит дал этому больному монастырской еды, и он выздоровел. Тогда армянин прислал в монастырь осуждённого на смерть. На глазах у Агапита ему дали смертельного зелья. Агапит же накормил умирающего своей едой, и он получил исцеление. Тогда армянин, мучимый завистью, подговорил своих единоверцев отравить Агапита. Но яд не причинил святому вреда.

Тяжело заболел князь Владимир Мономах. Лечение армянина не помогло ему. Князь стал просить, чтобы к нему пришёл Агапит. Но монах отказался, потому что он дал обет никогда не выходить из монастыря, а если он пойдёт к князю, то должен будет ходить и к другим больным. Посланец князя просил, чтобы Агапит хотя бы дал лекарство. Агапит снова послал своей еды, и Владимир выздоровел.

Реклама:

Мономах пошёл в Печерский монастырь, чтобы поблагодарить Агапита, но тот скрылся. Потом князь прислал боярина с дарами Агапиту, но монах отказался что-либо брать. Боярин уговорил инока принять дары ради князя, тот согласился и сказал, что князь должен всё своё богатство раздать нищим. Потом Агапит потихоньку выбросил подарки из кельи. Князь же послушался Агапита и раздал имущество нищим.

Потом заболел сам Агапит. Армянин пришёл навестить его. Он стал беседовать с монахом о врачебном искусстве и понял, что Агапит ничего в этом не смыслит. Армянин сказал больному иноку, что он умрёт через три дня. «Если не будет так, то я сам стану монахом», — прибавил он. А сам Агапит сказал, что умрёт через три месяца — так ему возвестил Бог.

В это время к Агапиту принесли больного. Инок встал, как будто и не был болен, дал страждущему своей еды, и тот стал здоров. Узнав, что врач-армянин — иноверец, Агапит выгнал его из кельи. Святой умер, как и предсказывал, через три месяца

А лекарь-армянин отрёкся от армянской веры и принял монашество в Печерском монастыре. Он рассказывал, что блаженный Агапит уже после своей кончины явился ему и напомнил об обещании принять иноческий образ.

Реклама:

О святом Григории чудотворце

Григорий пришёл в монастырь и научился у святого Феодосия монашеской жизни. Он мог изгонять бесов.

Однажды враг рода человеческого научил злых людей украсть у Григория его единственное богатство — книги. Григорий, находясь в церкви, почувствовал, что в его келью пришли воры. По его молитве Бог наслал на злодеев сон. Они проснулись только через пять дней. Григорий покормил их и отпустил. Властелин города, узнав об этом, схватил воров. А Григорий отдал властелину свои книги, чтобы он выпустил этих людей. Остальные книги он продал, чтобы никому не было искушения украсть их, а деньги раздал нищим. Прощённые воры покаялись и стали работать в Печерском монастыре.

В другой раз воры хотели украсть плоды с огорода, принадлежавшего Григорию. Но, взяв ношу, они не могли двинуться с места, так и простояли два дня. Григорий сказал, что будут они, как любители праздности, стоять здесь праздно до конца дней. Воры же поклялись, что теперь будут работать, а не воровать. Тогда святой отпустил их, и они, исполнив своё обещание, тоже стали работать в монастыре на огороде.

К чудотворцу Григорию пришли трое людей. Они говорили, что один из них осуждён на виселицу, но может избавиться от смерти с помощью выкупа. Григорий дал обманщикам свои книги, горюя о скорой смерти одного из них. Лжецы обрадовались, решили продать книги, да ещё и обобрать плодовые деревья в монастыре. Они заперли святого Григория в пещере, чтобы он не помешал им. Один из них (тот самый лже-осуждённый) залез на дерево, но ветка обломилась. Его товарищи бросились бежать, а он зацепился за ветку ожерельем и удавился. Наутро, когда братия выпустила запертого Григория из пещеры, он велел снять мёртвого, а его товарищам сказал: «Вот и сбылась ваша мысль». Раскаявшиеся обманщики кончили дни в Печерском монастыре.

Когда блаженный Григорий пошёл к Днепру за водой, ему встретился князь Ростислав Всеволодич с братом Владимиром. Они собирались в поход на половцев, а по дороге хотели зайти в Печерский монастырь. Княжеские слуги начали насмехаться над святым. А старец уговаривал их покаяться, предсказывая, что скоро они вместе со своим князем погибнут в воде. Князь Ростислав, разгневавшись, велел утопить Григория. Так умер святой чудотворец. Братия искала его два дня, а на третий день тело Григория чудесным образом появилось в пещере.

Ростислав от ярости не стал заходить в монастырь, а его брат Владимир пошёл. И когда, спасаясь после битвы от половцев, князья переправлялись через реку, Ростислав утонул со своей дружиной, а Владимир — спасся.

Реклама:

О преподобном Моисее Угрине

Блаженный Моисей был родом венгр. Он служил князю Борису. Во время убиения Бориса Моисею удалось избежать смерти. Он стал жить у сестры князя Ярослава, Предславы. Польский король Болеслав, который ходил на Русь вместе с изгнанным князем Святополком Окаянным, взял в плен сестёр Ярослава и многих бояр, а с ними и Моисея. Его заковали в железа и стерегли.

Моисея увидела одна молодая знатная вдова. Она захотела склонить юношу к прелюбодеянию и даже была готова выйти за него замуж. Но Моисей отказался — он хотел сохранить душевную и телесную чистоту.

Тогда женщина выкупила Моисея, и он стал её невольником. Она пыталась обольстить юношу, одевала в драгоценные одежды, кормила сладкими кушаньями, однако это ни к чему не привело. Вдова решила морить его голодом, но один из её слуг тайком кормил Моисея. А прочие удивлялись его упорству и советовали жениться на знатной госпоже. Но Моисей стремился к монашеству.

Вдова задумала прельстить Моисея честолюбием. Его возили по принадлежащим ей городам и сёлам, и все кланялись юноше. Но ему это было совершенно безразлично.

В то время со Святой Горы пришёл один инок. Он постриг Моисея в монашество.

Женщина начала угрожать юноше смертью и повелела бить его палками. Она обратилась к королю Болеславу, желая отомстить невольнику за свой позор. Болеслав приказал женщине приехать и привезти Моисея. Видя непреклонность юноши, Болеслав разрешил знатной вдове делать с невольником всё, что угодно. Моисей же предсказал ему и своей госпоже близкую смерть.

Вдова, отчаявшись в исполнении своего желания, приказала оскопить Моисея. А Болеслав изгнал из своей страны всех монахов. Но вскоре он внезапно умер, и в стране поднялся бунт, во время которого была убита и госпожа Моисея.

Моисей же пришёл в Киев, в Печерский монастырь. Он мог исцелять других людей от плотской страсти.

Реклама:

О черноризце Прохоре, который молитвою из травы, называемой лебеда, делал хлебы, а из пепла — соль

Во время княжения в Киеве неправедного и злого Святополка было много усобиц, половцы совершали набеги и был в Русской земле голод.

В те дни к печерскому игумену Иоанну пришёл человек из Смоленска. Он принял постриг и имя Прохора. Новый инок отличался удивительным воздержанием: даже не ел хлеба, а собирал лебеду и пёк из неё хлебы. Когда настал великий голод, люди, подражая Прохору, тоже стали печь хлеб из лебеды. А Прохор в это время особенно много трудился: он оделял своими хлебами всех желающих. Если он сам давал этот хлеб, то он бывал очень вкусен. А если кто-то крал у Прохора хлеб, то он становился со вершенно горьким, так что его нельзя было есть.

Один из братии украл у Прохора хлеб и не мог есть его. Так повторялось несколько раз. Провинившийся брат рассказал игумену Иоанну о своём грехе. Хлеб был горек. Тогда игумен послал попросить хлеб у Прохора: чтобы один хлеб взяли из его рук, а другой — тайно. Когда принесли к игумену эти два хлеба, украденный изменился у него на глазах: стал на вид как земля, а на вкус горьким. После этого чуда слава о Прохоре прошла по всей земле.

Реклама:

Когда началась усобица из-за ослепления князя Василька, во всей Русской земле не стало соли, потому что не пускали купцов. А Прохор собрал множество пепла, раздавал приходящим к нему, и этот пепел по молитве святого превращался в соль. Всем он раздавал эту соль бесплатно, так что на торжище цена соли сильно упала. Продававшие соль пришли к князю Святополку и стали жаловаться на Прохора. Князь решил отнять соль у инока и сам продавать её по высокой цене. Но когда у Прохора забрали соль, то увидели, что это просто пепел.

Князь держал этот пепел у себя три дня, а потом велел выбросить его. Он тотчас же превратился в соль, и горожане собрали её. Князь же, узнав об этом чуде, пошёл в Печерский монастырь и принёс покаяние игумену Иоанну (хотя раньше он враждовал с Иоанном и даже пытался заточить его в Турове).

С тех пор Святополк стал любить и почитать святую обитель, особенно же Прохора. Он дал слово не творить больше зла и просил, чтобы Прохор своими руками положил его в гроб, если князь умрёт раньше. А если раньше скончается Прохор, то князь сам положит его в гроб.

Когда Прохор разболелся, князь был на войне. Святой послал к нему с просьбой прийти и исполнить своё обещание. Святополк распустил войско, пришёл к Прохору. Тот перед смертью наставлял князя. Когда Прохор умер, Святополк положил его тело в гроб. После этого он продолжил войну и одержал победу над врагами.

С этого времени, когда Святополк шёл на войну, он всегда сперва приходил в монастырь поклониться погребённым там святым.

Реклама:

О преподобном Спиридоне просфорнике и об Алимпии иконописце

Спиридон пришёл в монастырь из села; он быстро выучился книгам. По повелению игумена Спиридон пёк просфоры и при этом беспрестанно пел Псалтирь.

Однажды Спиридон затопил печь, и от пламени загорелась кровля пекарни. Тогда святой Спиридон завязал рукава у своей рубахи, побежал к колодцу и налил в рубаху воды. Чудесным образом вода не вылилась из рубахи, и Спиридону удалось погасить пламя.

Преподобного Алимпия родители отдали учиться иконописи. Это было, когда греческие иконописцы расписывали церкви Печерского монастыря.

Мастера украшали мозаикой алтарь церкви, и вдруг сам собой возник сияющий образ Богородицы. Из уст Богородицы вылетел белый голубь и влетел в уста Спасовы. Художники попытались найти голубя в церкви, но тщетно. Потом они видели, как чудо повторилось. И Алимпий, помогавший мастерам, видел это.

При игумене Никоне Алимпий принял пострижение. Он хорошо выучился иконописному мастерству, писал множество икон и ничего не брал за это. Алимпий также обновлял обветшавшие иконы и ставил их на свои места. Игумен сделал его священником.

Один богатый киевлянин был прокажённым. Врачи не могли вылечить его. Друг уговорил прокажённого пойти в Печерский монастырь. Там его омыли и напоили водой из колодца святого Феодосия. Но из-за своего неверия прокажённый разболелся ещё сильнее.

Реклама:

Поразмыслив о своих грехах, больной пришёл к преподобному Алимпию и покаялся. Алимпий отпустил ему грехи и красками разрисовал лицо, замазав струпья и придав ему прежнюю красоту. Потом прокажённый причастился, омылся святой водой и тотчас получил исцеление.

Другой муж из Киева поставил церковь и хотел сделать для неё иконы. Он дал двум монахам деньги и иконные доски, чтобы они передали все это Алимпию, а тот написал бы иконы. Монахи серебро взяли, а Алимпию ничего не сказали. Заказчику же они солгали, что Алимпий требует ещё денег. Человек дал ещё денег, а иноки снова присвоили их и растратили. В третий раз повторилось то же самое, а потом монахи заявили, что Алимпий деньги взял, но икон писать не хочет.

Тогда обиженный заказчик с дружиной пошёл в монастырь и стал жаловаться на Алимпия. Алимпий только удивлялся, потому что ничего не знал. Игумен велел привести монахов, взявших деньги, и принести иконные доски. Обманщики продолжали клеветать на Алимпия, что он не хочет писать иконы. Но иконы, ко всеобщему изумлению, оказались уже написанными — созданными самим Богом.

Иноков-обманщиков изгнали из монастыря, однако они не прекратили клеветать: теперь они утверждали, что сами написали иконы. Но чудеса показали, что эти иконы были не простыми. Та церковь, где они находились, сгорела, но иконы остались неповреждёнными. Князь Владимир, узнав об этом, взял одну из икон и отослал её в Ростов, в тамошнюю церковь. Эта церковь рухнула, а икона сохранилась. Её поместили в деревянную церковь, которая сгорела, но иконы огонь не коснулся.

Один человек заказал Алимпию икону к празднику. Иконописец разболелся, икона осталась ненаписанной, заказчик же скорбел и докучал преподобному. Тот советовал уповать на Бога: икона будет готова вовремя. Заказчик пришёл к Алимпию накануне праздника, а преподобному было совсем плохо. Человек стал укорять Алимпия: зачем, дескать, не предупредил его, он бы передал заказ другому иконописцу. Заказчик в печали ушёл, а в келье преподобного появился ангел и начал писать икону. Сначала Алимпий подумал, что это простой человек, но быстрота его работы показала, что это был ангел. Икона была закончена за три часа.

А человек, заказавший икону, наутро пошёл в свою церковь и, увидя сияющую новую икону, упал от страха Он пришёл к игумену монастыря и рассказал о чуде. Все вместе поспешили к Алимпию и увидели, что он умирает. Его стали спрашивать о создании иконы, и преподобный сказал, что она была написана ангелом. Этого ангела, готового принять душу, видел Алимпий у своего ложа. Когда святой иконописец умер, тело его положили в пещере с преподобными отцами.

«Киевопечерский патерик по древним рукописям. В переложении на современный русский язык Марии Викторовой» Киев : тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1911 г.

Книга в оригинальном цельнокожаном переплете с тиснением. Натуральная кожа, стилизованная под переплеты 18-го века. Издание великолепно проиллюстрировано многочисленными изображениями Святых II, VIII, 159 стр., формат: 22×16 см. Состояние очень хорошее.
В конце патерика приплетена вторая книга: «Киево-Печерская Лавра. Лавра-училище Христианской жизни». Киев, тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1911 г.
Киево-Печерский патерик — памятник древнерусской книжности, сборник рассказов о жизни и подвигах монахов древнейшего на Руси монастыря (основан в 1051 г.). Сборник складывался постепенно и прошел длительную литературную историю. Основой Киево-Печерского патерика (патериками назывались сборники рассказов о жизни и деяниях святых и отцов церкви) послужили написанные в 20-х гг. XIII в. послание владимирского епископа Симона, бывшего монаха Киево-Печерской лавры, к иноку этого монастыря Поликарпу, его же повесть о истории построения Печерской Успенской церкви и послание Поликарпа к игумену монастыря Акиндину. Поликарп, неудовлетворенный участью рядового монаха, добивался епископского места. Симон, осуждая честолюбивые стремления Поликарпа, написал ему укоризненное послание, говоря о необходимости монашеского смирения. Свое послание он сопроводил девятью рассказами о подвигах иноков и рассказом о чудесах, связанных с историей построения церкви в монастыре. Позже к этому посланию Симона было присоединено послание Поликарпа (возможно, самим автором), в котором также приводилось 11 историй из монастырской жизни. Источниками, рассказов и Симона и Поликарпа послужили устные легенды, монастырские записи XI в., жития основателей монастыря Антония и Феодосия. В XIII же веке к посланиям Симона и Поликарпа было присоединено «Слово о первых черноризцах печерских» (Демьяне, Иеремии, Матвее и Исакии) из «Повести временных лет». В 1406 г. в Твери была создана так называемая Арсеньевская редакция патерика, а в 1462 г. в самом монастыре составлена редакция, получившая название Кассиановской. Данного издания нет в наличии
PS: Чтобы продать подобное антикварное издание разместите объявление на сайте AntiqueBooks.ru, или обратитесь к нашим экспертам. Мы помогаем продавать редкие антикварные книги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *