Кийский крестный монастырь

Сохранились каменные собор Воздвижения Креста Господня (1657-1661), ц. в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (1661) с примыкающими каменными кельями (1753) на погребах (1693), ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с трапезной и келарской палатами, колокольней и усыпальницей (1689), деревянная ц. во имя Всех святых (1661), фрагмент деревянной ограды с башней (1871), деревянные настоятельский (1871) и братский корпуса (1903).

Собор в честь Воздвижения Креста Господня. Фотография. 2013 г.
Собор в честь Воздвижения Креста Господня. Фотография. 2013 г.

Строительством первых сооружений на Кий-острове руководили старцы Нифонт и Исаия, а также стольник Василий Поскочин, направленные патриархом Никоном. В 1656 г. из Сырьинского монастыря на р. Онеге был отпущен старец Пахомий, чтобы «учинить чертеж» Кий-острову (Лаврентий . 1805. С. 27-28). Однако чертежи зданий К.-О. м. сохранились только с кон. ХVIII в., когда были составлены Атласы Архангельской губ. (Панорама Кий-острова, рисованная с натуры и раскрашенная акварелью // РГВИА. ВУА. № 18558. Л. 16-20, 79 об.- 80). После пожара 1855 г. для осмотра обгоревших построек по распоряжению Архангельской губ. строительной комиссии был командирован архит. Г. К. Иванов, который составил акт «О состоянии этих зданий и проект на возобновление оных» (РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1722. Л. 5 об.).

Первая деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня была возведена на Кий-острове за полгода небольшим числом плотников, приглашенных из Каргополя,- Гришкой Георгиевым, Васькой Прокопьевым, Трушкой Яковлевым «со товарищи» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1. Л. 55 об.). Плотницкие работы велись круглогодично, а каменные — только в летний период. Нек-рые каменные сооружения строили не один год. Так, Воздвиженская ц. возводилась с 1658 по 1661 г. Крестьяне онежских волостей были основной рабочей силой на всех этапах строительства обители. В 1657-1659 гг. письменные источники зафиксировали имена «пришлых» каменщиков и кирпичников: из Кириллова, Каргополя, Белоозера и даже из Валдайского Иверского мон-ря (Там же. Д. 28. Л. 16 об.- 17), т. к. опыт каменного строительства в Поморье к этому времени был еще невелик. Ближайшим к Кий-острову местом, где каменное строительство велось с сер. XVI в., был Соловецкий мон-рь. Но в сер. XVII в. его братия находилась в оппозиции к патриарху Никону, что не позволило установить тесные связи между 2 обителями Белого м., близкими по географическому положению.

Интерьер собора в честь Воздвижения Креста Господня
Интерьер собора в честь Воздвижения Креста Господня

В XVII в. в устье р. Онеги на Белом дворе, принадлежавшем К.-О. м., были выстроены печи для обжига кирпича. В 1658 г. у этих печей работали кирпичники из Каргополя, Кириллова Белозерского и Ферапонтова Белозерского мон-рей, но самой значительной была бригада из 43 кирпичников «вотчин монастыря Ставроса… разных волостей во главе с Мишкой Григорьевым. Ими было сделано для монастыря в том же году 262 тысячи кирпичей» (Там же. Д. 1. Л. 111-111 об.), которые с «устья Онежского… барками возили» на Кий-остров.

Сложность доставки строительных материалов на остров и экономические соображения диктовали необходимость использования местного камня, дерева, глины. Из каменных пород в строительное дело шли темно-серый гранит и известняк. Выходы гранита образуют поверхность Кий-острова. Известняковые каменоломни находились далеко, в среднем течении р. Онеги, в районе Биричевских порогов. Известна грамота патриарха Никона с указанием «камень… тесать в Крестном монастыре» (Легатов. 1907. С. 533). В 1657-1658 гг. известняк добывали в основном для строительства Крестовоздвиженского храма. В 1659 г. запасы К.-О. м. составляли: «…белого камени 8830 каменей да прежнего привозу, что в 1658 году, 700 каменей и обоего в Крестном монастыре каменя белого 9530 каменей» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 3. Д. 78. Л. 1). Там же, в районе Биричевских порогов, жгли известь. Строитель старец Исаия в 1657 г. по пути из Москвы нанял крестьян Усть-Мошского стана Михаила Леонтьева и Стеньку Григорьева с 20 товарищами «камени ломать и извести жечь в Бирючевских порогах две печи». Позже к ним прибыли «извести жечь каменщик Сенка Васильев сын Кириловец» и др. (Там же. Оп. 1. Д. 1. Л. 32 об.- 33, 45 об.- 46).

Как основной строительный материал известняк использован только при возведении Крестовоздвиженского храма: из него сложена нижняя часть стен до середины. В верхней части стен известняк применен лишь выборочно, для декоративного оформления фасадов (известняковые пояски на главах собора). В других постройках Кий-острова известняк использовали преимущественно в архитектурных деталях: дверных и оконных перемычках, подоконниках, в фигурном оформлении порталов и дверных проемов. Иногда известняковым блокам придавался несложный профиль. Глину для строительных целей брали в устье р. Онеги, на монастырском Белом дворе. В XVII в. в К.-О. м. были изразцовые печи. Сохранилась челобитная «печного мастеришки» Степанки Мартынова патриарху Никону: «Труждался я, сиротка, в твоем государевом строении в Крестном монастыре восемнадцать недель и делал я, сиротка, в твоем государевом строении в Крестном монастыре семнадцать сот пятьдесят образцов мурамленных и белых тысяча полтораста образцов, да три печи клал, да твоих же государевых крестьян из Крестного монастыря трех выучил образцов делать и печей класть» (Там же. Оп. 9. Д. 194. Л. 29). Возможно, мастерами, которых обучил Мартынов, были вонгудские крестьяне Пронька Годовиков и Ларка Дудников. В 1672 г. они «делали и обжигали образцов в монастырь на три печи» (Там же. Оп. 1. Д. 192. Л. 37). Дер. Вонгуда, находящаяся в нижнем течении р. Онеги, издревле известна как центр гончарного производства. Изделия из грубой керамики вонгудских мастеров закупались мон-рем.

Строительный лес хвойных пород (сосна, ель) привозили на остров с материка: по р. Онеге располагались крупные лесные массивы. Древесину завозили преимущественно в готовых к строительству формах. Так, в XVII в. на остров поставляли слеги еловые, брус, тес, курицы, бревна сосновые. В XVIII в. крестьяне из разных волостей по подряду поставляли в К.-О. м. сосновый тес, не менее 3 саж. длиной, а также сосновые бревна той же длины. В 1764 г. К.-О. м. лишился лесных угодий на материке, поэтому в XIX в. нуждался «в строевом лесе для построек монастырских, а тем более в дровах». Обитель имела «небольшую лесную дачу, находящуюся на материке в 25 верстах от монастыря, но лесного материала для построек крайне недостаточно, а дров вовсе нет» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 6. Д. 7034. Л. 6). В XIX в. г. Онега стал крупным лесопромышленным центром и К.-О. м. приобретал лес через Онежскую лесную контору.

Из подсобных строительных материалов широко использовали металл, слюду, стекло, в деревянном строительстве — мох для прокладки. Последняя кузница построена на острове в 1870 г. Кузнецы работали по найму, по мере надобности. Так, в 1657 г. каргопольский кузнец Ондрюшка Васильев «работал в монастыре… всякое кузнешное дело все лето», а в 1658 г. вонгудский кузнец Сергушка Фёдоров ковал «тридцать недель на монастырское строение у каменной церкви связи и гвоздье и всякое кузнешное дело» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1. Л. 74 об., 120 об.). В XVII в. готовые изделия кузнечного ремесла приобретали для обители также в Каргополе и в монастырских вотчинах. Среди поставщиков металла в XVII в.- каргополец Стефан Никитин, у которого куплено «на заслоны железа полишного»; кузнец Никифорко Козьмин Порожской вол., продававший гвозди; кузнец Матюшка Евтихеев Устьянской вол., ковавший «три заслона печных», и др. (Там же. Д. 1. Л. 64, 78). Для заполнения оконных проемов в XVII-XVIII вв. использовали слюдяные оконницы, шитые оловом. На рубеже XVIII и XIX вв. древние слюдяные оконницы монастырских построек постепенно заменяли оконные переплеты со стеклянным заполнением. Упоминаются не только «белые» стекла, но и зеленые. Последние были приобретены в 1784 г. «в монастырские церковные окна и для починки в настоятельских и прочих кельях окончин» (Там же. Оп. 4. Д. 448. Л. 8 об.). О строительных инструментах известно мало. Для добычи камня использовали кирку и лом. В 1660 г. К.-О. м. заказал кирки и ломы кузнецу Трошке Устьмошанину, и он ковал их «на Биричеве» (Там же. Оп. 1. Д. 28. Л. 38).

Церковь Всех святых. 1661 г. Фотография. 1886 г.
Церковь Всех святых. 1661 г. Фотография. 1886 г.

Строительная практика К.-О. м. формировалась во взаимодействии с культурой сопредельных сев. территорий (Каргополь, Белоозеро) на основе богатейшего опыта плотницкого и столярного ремесла на Севере, в первую очередь — в монастырских вотчинах.

М. А. Ильин полагал, что 1-й храм К.-О. м. был деревянным, Алфёрова это исключала. Письменные источники подтверждают мнение Ильина. Уже в марте 1657 г. опись мон-ря упоминает «Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а в ней крест» (Там же. Д. 4. Л. 2 об.). В приходо-расходных книгах сказано, что к лету 1657 г. деревянная церковь с трапезной была построена: «Июля в 26 день каргопольским плотникам Гришке Георгиеву, Ваське Прокопьеву, Трушке Яковлеву с товарищи дано в додаче тридцать рублев денег за работу, что оне делали церковь и трапезу по записи… дано за потешенье и на дорогу пять рублев денег» (Там же. Д. 1. Л. 55 об.). После завершения в 1661 г. строительства каменного Крестовоздвиженского храма деревянную церковь переосвятили в честь Собора арх. Михаила. Обе церкви, каменная и деревянная, были освящены в один день, 4 сент. 1661 г.: «…в новую каменную церковь… Воздвижения… к освящению церкви на престол и на жертвенник выдано пятьдесят восем аршин полотен… тонких… И того ж числа на освящение церкви Воздвижения Честного Креста и Михаила Архангела про церковный обиход выдано 38 гривенок больших и малых» (Там же. Д. 29. Л. 2-3). Переписные книги обители 2-й пол. XVII в. неоднократно упоминают Михаило-Архангельскую ц. с келарской и трапезной. В 1689 г. вместо деревянного трапезного комплекса была построена теплая каменная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с келарской и трапезной. Это подтверждает переписная книга 1693 г.: «Церковь Собор Архистратига Михаила с трапезою ветхая… а чего налицо против прежних переписных книг… не объявилось, перенесено в каменную церковь и в трапезу Рождества Богородицы» (Там же. Д. 477. Л. 22-23). Обветшавшая деревянная ц. Собора арх. Михаила с трапезной и келарской упомянута в 1694 г. (Там же. Д. 507. Л. 26) и в последний раз — в 1699 г. (Там же. Д. 607. Л. 22). В 1708 г. на хорах Крестовоздвиженского собора был освящен придел арх. Михаила; к этому времени 1-й деревянной церкви на Кий-острове уже не существовало (Там же. Оп. 4. Д. 415. Л. 6). В 1659 г. над св. воротами монастырской ограды (не сохр.) была освящена деревянная ц. в честь Иверской иконы Божией Матери.

Ограда Кий-Островского мон-ря. Фотография. 2013 г.
Ограда Кий-Островского мон-ря. Фотография. 2013 г.

8 сент. 1661 г. патриарх Никон освятил деревянную ц. во имя Всех святых (впосл. многократно перестраивалась). Последний ремонт в 1900 г. контролировался Императорской Археологической комиссией, к-рая заботилась о сохранении древнего вида памятника. Церковь выстроена на монастырском кладбище «для погребения мертвых». Это небольшой одноглавый прямоугольный в плане храм. Глава была покрыта лемехом, а кровля — тесом. В 1900 г. кладбище было окружено деревянной оградой из соснового леса: поставлены столбы и деревянные решетки. Сохранились фотографии церкви и кладбища, выполненные в 1884 г. А. В. Вьюшиным и в 1886 г. А. Д. Постниковой (в монашестве Филарета) (см.: Постникова А. Мон-ри Архангельской епархии: Фотографии 1884, 1885 и 1886 гг. Архангельск, 2006. Б/п). На них можно видеть особый тип захоронения — «в срубе», бытовавший в Поморье, в Онежском, Корельском и Кольском уездах; слой земли на Кий-острове невелик. Срубы представляли собой прямоугольные или квадратные ящики из бревен или досок, установленные над землей; они покрывались 2-скатной крышей, на коньке к-рой ставился крест. Кресты иногда ставились за «срубцем», в головах могил (Медведев П. П. Некрокультовые сооружения Карельского Поморья и смежных прибеломорских районов: (Ареальные исследования народного зодчества на территории Респ. Карелия). Петрозаводск, 2001).

Настоятельский корпус мон-ря. 1871 г. Фотография. 2013 г.
Настоятельский корпус мон-ря. 1871 г. Фотография. 2013 г.

На острове находились деревянные часовни: одна была построена «на рогу острова» в 1869 г., «в память пристанища на Кий-острове Патриарха Никона» во время перенесения мощей митр. Филиппа из Соловецкой обители в Москву; другая («Никоновский крест с ковчегом») устроена над крестом, водруженным патриархом в честь своего спасения (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 9. Д. 153. Л. 79 об., 80). Обе не сохранились.

Первая ограда была построена в 1658 г. плотниками монастырских вотчин (Там же. Оп. 1. Д. 1. Л. 126 об.). Документы называют ее «город рубленый». В ней имелись элементы крепостного сооружения: «Да в том городе в стенах и по углам семь башен рубленые, а внутри по стене городовой от башни до башни переходы, в стенах и в башнях бойницы, а тот город и башни покрыты тесом с зубцами, да в тех башнях и под башнями оружие восемь пушек железных в станках» (Там же. Д. 150. Л. 57 об.). В 1782-1784 гг. ограда была перестроена мещанином г. Онеги Иваном Федоровым Вдовицыным и крестьянином с. Покровского Иваном Александровым Макаровым. В 1-й пол. XIX в. ограда имела 4-угольный план; по углам возвышались 4 башни, и одна была в центре восточной стены (Там же. Д. 1. Л. 92, 120; Оп. 5. Д. 2. Л. 9). В 1855 г. ограда сгорела, в 1871 г. полностью восстановлена на старом фундаменте и в старых формах: «Ограда деревянная крашеная… в ограде трои врата створные и три калитки… на башнях утверждены шпили с флюгерами…; длина всей ограды с башнями 250 сажен» (Там же. Оп. 9. Д. 154. Л. 7). К юго-западу от комплекса каменных сооружений сохранился небольшой участок ограды (1871) с 4-гранной башней.

Церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня. 1661 г. Фотография. 2013 г.
Церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня. 1661 г. Фотография. 2013 г.

До сер. XVIII в. все кельи в К.-О. м. были деревянными, в т. ч. «соборная», куда «архимандрит с соборной братиею приходят на собор для монастырских дел», «шваленная», где «портные и чоботные швали живут», келья для псаломщиков и др. Сохранился 2-этажный настоятельский корпус (1871) с мезонином на валунном фундаменте, а также 2-этажный братский корпус (1903), возведенный на месте деревянного корпуса с частичным использованием старого материала.

Начало каменного строительства в К.-О. м. относится ко времени настоятельства старца Исаии, к-рый в янв. 1657 г. был направлен патриархом Никоном на Кий-остров из Москвы.

В 1658 г. приступили к строительству каменной Крестовоздвиженской ц. Приходо-расходная книга за сент. 1658 г. упоминает «монастырское строение у каменной церкви». В 1659 г. «в церковь изошло 7034 камени да извести, да кирпичу, что на устье Онежском, всего 400 тысяч кирпичей… извести 400 бочек биричевской» (Там же. Оп. 1. Д. 1. Л. 120; Оп. 3. Д. 78. Л. 1). 1660-1661 годы — наиболее важный период каменного строительства в К.-О. м., когда на острове пребывал сам патриарх: «И тамо поживе мало не годишное время и сотвориша вновь соборную церковь велику каменную во имя Воздвижения Креста Господня» (. 1784. С. 60, 61). 16 сент. патриарх навсегда покинул Кий-остров. Монастырские известняковые каменоломни находились на материке, далеко от острова, но остров весь состоит из гранита. К 1660 г., к приезду патриарха Никона, значительная часть стен храма была уже построена из известняковых блоков, верхняя часть стен — из гранита. Патриарх, видимо, счел доставку белого камня издалека нерациональной, тем более что он был хорошо знаком со строительной практикой Соловецкого мон-ря, где валунный камень использовали еще в XVI в. Во время пребывания патриарха Никона на Кий-острове островной камень стал основным строительным материалом. Так, надкладезная церковь и усыпальница сложены преимущественно из островного камня. Известняк в качестве основного строительного материала ни в одном из каменных сооружений, кроме Воздвиженского храма, более не использован.

Каменный крест над колодцем ц. в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Фотография. 2013 г.
Каменный крест над колодцем ц. в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Фотография. 2013 г.

Вопрос о первоначальном завершении Крестовоздвиженского собора являлся спорным. Алфёрова и Ильин реконструировали храм с 3-главым асимметричным завершением. Однако создание 3-главого храма во 2-й пол. XVII в. противоречило бы установке патриарха Никона на традиц. 5-главое завершение храмов. К 2013 г. под кровлей собора помимо центрального кирпичного барабана видны остатки только 2 кирпичных барабанов с вост. стороны. На известных изображениях собор представлен 3-главым, за исключением чертежей на его ремонт, составленных после пожара 1855 г.: «вместо обгоревших деревянных двух глав с западной стороны, таковые же главы предполагается устроить вновь из стоек обрешетки и с обивкою листовым железом, наружным видом согласно существующим двум каменным главам с восточной стороны» (РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1722. Л. 11). Пятиглавие на соборе отмечено и в монастырских описях за 1823 и 1839 гг.: «Пять глав, у большой из них и у двух меньших с восточной стороны шеи каменные, а у других последних с западной стороны деревянныя, отбелены» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 9. Д. 150. Л. 1).

До пожара сер. XIX в. собор был 5-главым. Впервые о числе глав собора сообщает опись 1736 г.: «В монастыре церковь соборная Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня каменная, на ней пять глав крыты чешуей, кресты деревянные» (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 367. Л. 1 об.).

Два барабана были выполнены в дереве и окрашены, внешне имитировали камень. Во время пожаров эти 2 деревянных барабана с главами сгорели в первую очередь. 2 зап. глав собор лишился при пожаре 1741 г., долгое время они не восстанавливались. Об этом сообщает опись 1743 г.: «В монастыре церковь соборная Воздвижения Креста Господня каменная, на ней пять глав крыты чешуею, кресты деревянные, на церкви Воздвижения Креста Господня после пожару кровля в один тес тонкий крыта начата, а не совершена, глав не строено» (Там же. Оп. 4. Д. 55. Л. 1 об.).

Из документов XVIII в. следует, что главы на соборе были покрыты лемехом — «чешуею», а после пожара 1855 г. обиты листовым железом.

Каменный крест на апсиде ц. в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Фотография. 2013 г.
Каменный крест на апсиде ц. в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Фотография. 2013 г.

Первоначально в соборе, включая и алтарь, было «двадцать окончин больших и малых… шиты белым железом». К 1699 г. на окнах и дверях храма появились «железные затворы», при этом у соборных дверей и больших окон они были 2-створчатыми. Входы в собор расположены с 3 сторон: северной, южной и западной. Архивольты перспективных порталов сложены из тесаного известняка. Порталы имеют характерное килевидное завершение. Помимо внутренних железных дверей в XIX в. в соборе были наружные, деревянные. С зап. стороны — каменное крыльцо, над которым «на четырех столбах устроен купол с главой и крестом» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 112. Л. 1 об.; Оп. 9. Д. 150. Л. 1 об.). После пожара 1855 г. к 3 внешним дверям пристроены деревянные крыльца.

В интерьере собора отдельно стоящие опоры сложены из разного материала: зап. столбы — с использованием кирпича и гранита, восточные — из белого камня. Между зап. столбами размещены хоры. К 2013 г. эти столбы плохо видны в интерьере храма из-за поздних перестроек. На хорах были устроены приделы: во имя арх. Михаила, освященный в юго-зап. части 25 июля 1708 г., и во имя свт. Филиппа, митр. Московского, в сев.-зап. части, освященный 27 авг. 1710 г. После пожара 1855 г. на хорах оставлен только Архангельский придел, а в сев.-зап. углу устроена «палатка для хранения драгоценностей и суммы монастыря». Вторые хоры находятся наверху, на внутреннем выступе центрального барабана, и отгорожены деревянными перилами. В разных частях собора в стенах были сделаны ниши. В 2 вост. столбах размещены 2 кладовые палатки, закрывающиеся железными дверями (Молчанов. 1813. С. 266; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 5. Д. 232. Л. 22; Д. 264. Л. 1). В 1903-1904 гг. по указу Архангельской духовной консистории в куполе собора был устроен маяк. Аналогичные маяки были размещены в куполах храмов Соловецкого и Пертоминского в честь Преображения Господня монастырей — для безопасного мореходства на Белом м. (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1736).

Келейный корпус на хозяйственных погребах. 1691 г. Фотография. 2013 г.
Келейный корпус на хозяйственных погребах. 1691 г. Фотография. 2013 г.

Второй каменный храм К.-О. м.- ц. в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня («Церковь над кладезем», «Надкладезная церковь»). Биограф патриарха Никона И. К. Шушерин писал о церкви: «Ископаша кладезь великий из камени дикого, и на том кладези построиша церковь каменную… Построе же той кладезь молитвами и трудами самого Святейшего патриарха» (. 1784). Единственным источником пресной воды на Кий-острове и в 2013 г. является колодец, созданный трудами патриарха. Согласно приходо-расходной книге 1661 г., 16 сент. «в церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, что над кладезем, на престол и на жертвенник выдано» 12 аршин полотна «да на освященье про церковный обиход 23 гривенки» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 29. Л. 11 об.). Стены сложены из гранита и кирпича, свод кирпичный. Алтарь отделен поперечной стенкой с 3 арками на 2 столбах. На этой стенке первоначально размещался 5-ярусный тябловый иконостас.

Храм 1661 г. неск. раз ремонтировался. В 1823 г. был сделан снаружи контрфорс и покрыт тесом. Во 2-й пол. XIX в. церковь отделили от паперти поперечной стеной. В числе изменений, внесенных в здание после пожара 1855 г., было устройство белокаменных крестов. Один установлен ниже уровня земли, над колодцем, на нем вырезан семиконечный крест с орудиями страстей на Голгофе. Другой — с внешней стороны апсиды, с текстом об основании и освящении мон-ря: «Ставропигий освящен во имя Святаго Его происхождения во освящение и целебного дара приснотекущих вод сих в честней обители Святаго и Животворящаго Креста Господня во царство благочестивейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца по благословению Пресвятейшаго Великаго Господина Никона патриарха в лето 7168 года по воплощении Слова Божия 1660 года Августа в 1-й день». Оба креста имеют 4-конечную форму с расширенными концами. Белокаменный крест с текстом на алтаре неоднократно воспроизводился в лит-ре и был определен как «закладной», современный строительству храма. Письменные источники утверждают, что оба белокаменных креста установлены много позже, во время ремонта храма в 1870-1871 гг. (Там же. Оп. 5. Д. 232. Л. 22). Правильнее называть эти кресты памятными.

Церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, трапезная и келарские. Кон. XVII в. Фотография. 1886 г.
Церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, трапезная и келарские. Кон. XVII в. Фотография. 1886 г.

С зап. стороны к храму примыкает каменный келейный корпус на «хозяйственных погребах» (1693). Переписная книга 1694 г. сообщает, что «вновь построены каменные погреба о трех жирах… да квасоварня каменная». О каменных кельях описи кон. XVII — нач. XVIII в. не упоминают, а опись 1839 г. сообщает, что каменные кельи построены только в 1753 г. (Там же. Оп. 9. Д. 150. Л. 96). Этот факт требует дополнительного подтверждения. Каменные кельи построены над каменными погребами, существовавшими с 1693 г. В описи 1772 г. отмечены «настоятельские кельи каменные в одних сводах на погребах в пяти покоях с сеньми и чуланы» (Там же. Оп. 4. Д. 417. Л. 26). Каменные кельи «на погребах» первоначально стояли к западу от надкладезной церкви, но отдельно от нее. В 1774 г. указаны «близ Происхождения Честного Креста Господня церкви три кельи и поварня настоятельские, под оными кельями погреба и квасоварня» (Там же. Д. 429. Л. 1 об.). В 1785 г. настоятельские покои упоминаются уже при «сей церкви». Видимо, в этот период церковь была соединена с кельями, все поздние документы отмечают, что кельи находятся «при церкви» или «в одной связи» с ней.

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы и колокольня. Кон. XVII в. Фотография. 2013 г.
Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы и колокольня. Кон. XVII в. Фотография. 2013 г.

Создание каменного комплекса (1689) с ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, трапезной, келарской и примыкающими к ним колокольней и усыпальницей завершает формирование ансамбля мон-ря в кон. XVII в. Храм 2-ярусный, с полукруглой апсидой. Стены и своды сложены из кирпича и гранита. Богородице-Рождественская ц. размещалась на верхнем этаже, а на нижнем в 1769 г. был освящен престол во имя свт. Димитрия Ростовского. В 1796 г. нижнюю церковь переосвятили в честь Рождества Христова, а после пожара 1855 г. «для избежания значительных издержек» храм сначала освятили только на нижнем этаже. В 1870-1871 гг. в помещении верхней трапезы в одностолпной палате разместились 2 придельных храма. Верхние церкви были теплыми, отапливались 2 печами.

В XIX в. Богородице-Рождественская ц. подвергалась значительным перестройкам, особенно в 1822 г. Они коснулись 2-го яруса церкви: разобранный свод заменен деревянным «накатным потолком». Причиной тому послужил каменный свод, который «вмещал в себя много дикого камня и своим грузом раздавил все здание церковное, от чего явились трещины» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 4. Д. 673. Л. 18 об.). Юж. угол церкви разломали до нижнего свода и переложили заново, а юж. и сев. стены были скреплены металлическими связями. Церковь была одноглавой, глава покрыта лемехом. После устройства в 1870-1871 гг. придельных церквей на кровле появились еще 2 главы. В кон. XIX — нач. XX в. все главы были покрыты металлом.

К северо-западу от Богородице-Рождественской ц. расположена каменная колокольня, стены которой сложены из кирпича и гранита. Камень применен в основном в нижней части здания. Вверху размещалась площадка для колоколов, а под колоколами — деревянный помост. На уровне площадки в стенах — 8 арочных проемов. В XVIII в. колокольня завершалась 8-гранным шатром и главкой, крытой лемехом (Там же. Д. 417. Л. 24 об.). В сев. стене колокольни сделано прямоугольное углубление — колодец для часов. В монастырских описях начиная с 1693 г. упоминаются при колокольне «часы заводные, стан и одиннадцать колес больших и малых железныя, которыя и минуты являют» (Там же. Д. 55. Л. 35). Во 2-й пол. XIX в. с вост. стороны колокольни построен портик на 4 колоннах.

Согласно описи 1823 г., на колокольне было 9 колоколов. Два из них 1656 г.- иностранные. Еще 2 колокола — вклад патриарха Никона: один 160 пудов, другой 32 пуда. Два колокола, судя по надписям, были отлиты в 1764 и 1773 гг. в обители. На одном из них была вкладная надпись: «1764 года Июня дня, лит сей колокол в Крестном монастыре, при державе благочестивейшия и Самодержавнейшия Великия Государыни нашея императрицы Екатерины Алексиевны Всея России, наследнике ея Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче. При архимандрите Иоакиме с братиею. Лил сей колокол колоколенной мастер Иван Никитин Колокольников» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 218. Л. 577-603 об.).

С зап. стороны к церкви примыкает 2-этажная трапезная палата в комплексе с келарской палатой, ризницей, б-кой и архивом, а также с поварнями и кладовыми на 1-м этаже. Назначение помещений трапезного комплекса неоднократно менялось. Напр., ризница и архивная палатка длительное время находились в Крестовоздвиженском соборе. Для братской трапезной использовалось помещение верхней палаты. В 70-х гг. XIX в. братская трапезная разместилась на нижнем этаже. Обе трапезные одностолпные, находятся одна над другой, а столбы — на одной оси.

Не слишком известный факт, но на Русском Севере существуют не две (Валаам и Соловки), а как минимум четыре «монашеских республики» на островах. На Ладоге есть ещё Коневец, а на Белом море — Кий-остров, расположенные в 14 километрах от пассажирского порта Онеги. Точнее, монастыря тут давно уже нет — это курорт, едва ли не самый известный в Архангельской области дом отдыха.
Природой Кий-остров похож на Валаам — но еще живописнее. Архитектурой — на Соловки, но на порядок скромнее. Об архитектуре, истории и практических моментах я в первой части и расскажу, а во второй просто бесцельно погуляем по острову.
Так как Кий-остров с 1924 года принадлежит дому отдыха, добираются сюда по путёвке. Без ночёвки это стоит 900 рублей, если ехать на большом и медлительном катере «Буревестник», и 1500 — если на скоростном катере Алексея Петровича, директоре дома отдыха. Помимо доставки туда-обратно, в цену входит пребывание и трёхразовое питание на острове. Об этих катерах и о самом Алексее Петровиче я уже рассказывал в прошлой части, и если вкратце — директор тут сам достопримечательность. В Онеге каждый знает, что он лет 5 назад буквально поднял дом отдыха из руин.
О путёвке же лучше договариваться заранее — летом все места забронированы уже примерно за месяц.
Рабочий телефон Алексея Петровича — 8-921-297-82-01.
Кий-остров имеет и свой филиал на материке — гостевой дом «Алёнушка», о котором я писал в прошлой части: 8-921-480-52-66.
Если вы планируете активный маршрут по онежской глубинке — второй вариант явно удобнее, на Кий-остров же стоит съездить или одним днём, или просто на отдых, без вылазок на материк. «Буревестник» ходит только по высокой воде, его расписание меняется ежедневно в зависимости от графика приливов и отливов, но в среднем пребывание на острове без ночёвки — около 12 часов.
И моё мнение — регламентированное посещение тут уместно: «Граждане! Берегите родную природу, отдыхайте за границей!». Народу на острове не больше определённого количества (не более 200 отдыхающих + 40 человек с катера), за чистотой следят, бухающей молодёжи не замечено. Думаю, эти деньги стоит заплатить ради чистоты острова и возможности чувствовать там себя в полной безопасности.
Одна из луд (о которых я писал в прошлой части) напротив причала. В отлив на неё можно дойти вброд, по колено в воде. Обратите внимание на торчащие из воды ветки — они отмечают камни, о которые можно повредить катер.

Основная жизнь дома отдыха сконцентрирована между монастырём и причалом:
Причём к причалу примыкают и хозпостройки, где, видимо, живёт и персонал дома отдыха. Судя по всему, для них это и что-то вроде дач:
Попадаются всякие интересные вещи. Якоря явно музейные:
Двигатели — скорее всего, или брошены, или ждут ремонта, или используются по назначению. Электричество на остров не проведено, и в этой части острова идиллию нарушает грохот генератора.
Беседка с небольшим магазинчиком:
На островке — традиционный поморский крест с крышей-«домиком». На северных морях такие служили навигационными знаками и ориентирами:
Прекрасно видна Онега — ведь она вытянута вдоль реки на 8 километров, и до порта и лесозаводов всего километров 6-7:
Все эти виды сняты на низкой воде — в прилив же тут не видно никаких камней и водорослей. От пристани пойдём к дому отдыха, занимающему как новоделы:
Так и старые монастырские корпуса:
Вид его построек, да и условия в них очень отличаются — от бревенчатых коттеджей до чего-то вроде пионерлагеря. Центр этой системы — бывший Настоятельский корпус (1871) прямо напротив монастырских апсид. Здесь дирекция и касса, куда вновь прибывшие сразу и направляются.
Рядом — вот такой вот забавный девайс:
Карта. На самом деле Кий-остров состоит из двух островков, и на второй тоже можно попасть, но картой он не охвачен. Здесь же явно не хватает указания архитектурных памятников монастыря:
А тут я честно признаюсь, что нарушал п. 6:
Здесь же огромная столовая — снаружи довольно неприметная, но отличающаяся симпатичным интерьером:
Включая изображения важнейших монастырей Русского Севера и почему-то Петропавловской крепости. Кийский монастырь вот:
Кормят в столовой не очень удобно — фиксированное время завтрака, обеда и ужина, причём обязательно надо прийти к его началу, так как на стол накрывают сразу всем, и за полчаса еда просто остынет. Шведского стола, понятно, тоже нет, еда простая (гречка, картошка, котлеты, яблоки, булочки) — но очень вкусная. Здесь же, если есть бутылка, могут налить ключевой воды.
В целом же в доме отдыха жизнь кипит. Например, в столовой висело объявление о предстоящем конкурсе поделок из даров моря. Или вот креативчик на стене столовой:
А посреди всего этого угрюмо и незыблемо стоит Крестный монастырь:
В 1639 году тогда ещё не патриарх, а всего лишь иеромонах Никон сбежал из Анзерского скита на Соловках, повздорив там с настоятелем Елеазаром. Навыков мореплавания у него не было, а Белое море — это как бы немного Ледовитый океан. Никон потерпел крушение и спасся на островке недалеко от устья Онеги, в память о чём поставил крест. На Севере это известная традиция — поклонные кресты ставились в благодарность Богу или как просьба к Нему. Реплика этого креста, не поморской, а общеправославной формы, стоит недалеко от пристани:
Никон возвращался сюда дважды: в 1652 году в сане Новгородского Митрополита, при перенесении мощей святителя Филиппа (того самого, которого Малюта Скуратов задушил) в Москву, и в 1656 году — уже как Патриарх. Здесь он затеял строительство монастыря, и весьма вероятно, что история о кораблекрушении была им придумана именно тогда — Никону был нужен противовес Соловецкому монастырю, который был тогда настоящим хозяином Белого моря. Да и зная жизнь Соловков не по наслышке, Никон чувствовал, что древний монастырь будет сопротивляться его грандиозным планам.

Созданный в целом искуственно, Кийский Крестный монастырь процветал менее века, и всё же влияние Никона сказалось на его облике. Монастырский ансамбль очень маленький, где-то 100х100 метров, и не имеет своей стены. Его центр — массивный Крестовоздвиженский собор (1656-60), заложенный и освященный лично Патриархом, прожившим на острове более года:
Кирпичный низ, валунный верх. Архитектура та же, что в Соловках — очень поздний излёт новгородского зодчества, адаптированный к климату Приполярья. В прошлом собор был пятиглавым.
Некогда в соборе хранился Кийский крест — фактически, старейший элемент монастыря, освящённый ещё в 1656 году. Размером (310х192см) он полностью соответствовует Кресту Христову. В крест помещены 108 частиц мощей и 16 камней из библейских мест. Сам он — настоящее произведение искусства. И самое удивительное — крест не погиб в ХХ веке, а был перенесён в Москву, где теперь хранится в церкви Сергия Радонежского в Крапивниках (разные части строились с 1678 по 1749 годы), что стоит между Высоко-Петровским монастырём и Константинопольским подворием в 5 минутах ходьбы от Пушкинской площади.
(Москва, 2008).
В принципе (как следует из кадра выше), я и мимо этой церкви проходил с фотоаппаратом, но о Кийском кресте тогда ничего не знал. И как это обычно бывает в жизни, я не поленился съездить за тридевяться земель на сам Кий-остров, но так и не удосужился потратить три часа на поездку к Кийскому кресту. Так что даю фото из Википедии:

Кстати, одна из копий хранится и в Онеге, в Лазаревской церкви. В самом же монастыре сейчас никакой духовной жизни не ведётся.
Ансамбль по соседству с собором сложился уже гораздо позже, но облик абсолютно тот же, почти новгородский. Церковь Рождества Богородицы (1689), к которой пристроены трапезная, келарская палата, колокольня и усыпальница:
От колокольни, правда, остался лишь «пень» — раньше над ним поднимался шатёр. Маленькое здание рядом — монастырская усыпальница, а слева виден край Крестовоздвиженского собора:
Трапезная — самая крупная палата в монастыре, красиво вписана в склон холма:
Сейчас её готовятся к реставрации — компания молодых волонтёров внизу разбирала кирпичные завалы обвалившихся перекрытий:
Чуть ниже вытянутая параллельно Рождественской церкви церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня (1661) над бывшим колодцем, еще одна постройка времён Никона. Правда, палата к ней была пристроена уже в петровскую эпоху (1715):
В апсиду вделан крест, повествующий об основании обители:
В палату, несмотря на запрет, я решил зайти, увидев открытую дверь. Пока что она заброшена:
Последнее здание в монастырском ансамбле — фрагмент деревянной ограды (1871). Когда-то она охватывала весь монастырь, имела 8 башен и даже несколько пушек — монастырь ещё в 1854 году был обстрелян английской эскадрой (до этого так и не сумевшей взять Соловки).
Теоретически, где-то на острове есть ещё и церковь Всех Святых (1661), перестроенная до неузнаваемости и ныне не отличимая от обычного дома. Я её так и не нашёл, равно как и дореволюционных фотографий в интернете. И в общем, монастырь меня, прямо скажем. разочаровал — на его осмотр хватит получаса, и среди северных обителей он по своей зрелищности скорее «крепкий середняк».
Однако Кий-остров в целом даже превзошёл мои ожидания. Чем? Своей природой. В завершение первой части прогуляемся ещё немного вокруг монастыря, прежде чем отправиться вглубь. Вид от собора — на горизонте просматривается высоченный берег села Ворзогоры, куда я тоже добрался:
Недалеко от пристани есть небольшой рыбацкий хутор, ныне также принимающий постояльцев. На Терском берегу и севернее такие называют «тоня» (ударение на последний слог), и на Кий-остров я видел как минимум две тони. Берег перед ней — отменные «бараньи лбы», на которых очень приятно загорать.
Пляж у монастыря, отлив:
Местами на скалах есть петроглифы ХХ века, вплоть до 1930-40-х годов, причём зачастую весьма интересные:
Всё это — берега, скалы, приливы и отливы, флору и фауну, я покажу в следующей части.
ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры. Село над Белым морем.
Беломорск.
Терский берег.
Печенга.
Баренцево море.
Дополнение. Полярная ночь-2009.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *