Кимры радуга

Храм Вознесения Господня построен был в 1813 г. на мес­те стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Строился он на средства прихожан и братьев Башиловых, «бывших в те вре­мена — как замечает купец Малюгин в своей рукописи об ис­тории Кимр — в зените сланы и денежного имущества». Ко­локольня и трапезная выстроены были в 1829 г. преимущест­венно на средства еще одного из самых зажиточных кимряков того времени — А. С. Мошкина. Устройство иконостаса, золо­чение крестов, стенная роспись были завершены также на его средства.

Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали де­кора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, тра­пезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехярус­ная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был наз­ван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей матери, левый — Великомученика Дмитрия Солунского,

Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Возне­сенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а и 1930-х годах она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина).

В ризнице храма долгое время хранился ценный историчес­кий документ—грамота соправителей русского государства, ца­рей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеев­ны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова—Праско­вья Федоровна — была в замужестве за царем Иваном, бра­том Петра Первого). Текст грамоты был написан на перга­менте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице.

Нижний ярус иконостаса состоял из больших икон в сереб­ряных ризах. В храме находилось немало ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы Великомученика Дмитрия с житием редкого изображения, Знамения Божьей Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма поч­ти на пересечении нынешних улиц С. Щедрина и Орджони­кидзе стояла каменная часовня.

В связи с небольшими размерами кладбища, располагав­шегося в одной ограде с храмом, в конце 19 века встал вопрос о необходимости отвода земли для нового кладбища и пост­ройки на нем кладбищенской церкви. Место для этого клад­бища было выбрано на южной окраине села (ныне законсер­вированное кладбище у станкозавода). Первоначально кимряне намеривались построить деревянную церковь, но через некоторое время остановились на каменной. Был объявлен сбор денежных средств на возведение кладбищенского храма. По плану строительство церкви должно было закончиться в 1919 г. Но реализации этого плана, увы, не суждено было осу­ществиться. Едва начавшемуся строительству сначала поме­шала первая мировая война, а после Октября 1917 г. об этом не приходилось даже и мечтать.

Причт Вознесенской церкви состоял из священника, дьяко­на и псаломщика. Десятки лет прослужили в храме протоиереи Ершовы (Леонид и Петр), псаломщики Носовы (Николай, Константин и Иван). Дом Ершовых сохранился доныне и на­ходится по ул. С.-Щедрина под № 1. Интересно отметить, чти в 1856 г. село Кимры посетил драматург А. Н. Островский, совершавший поездку по верхней Волге по заданию морского министерства. Александр Николаевич особенно интересовал­ся Волгой, рыбной ловлей, садоводством по реке. Эту инфор­мацию ему предоставили священники А. Никольский и псаломщик Н. Носов. Последнего, кстати, драматург назвал в своих записях дошедших до наших дней «единственным рыбо­ловом в Кимрах»). Среди других служителей церкви укажем на дьякона И. Н. Никольского. Церковным старостой долгое время являлся Н. П. Леонов.

Прихожанами храма были не только жители села Кимры, но и ряда близлежащих деревень. По статистическим данным 1901 г. число кимрян приписанных к храму, составляло 710 душ обоего пола, кроме того из д. Богунино — 465 прихожан, д. Конюхино — 7, д. Слабодище — 103, д. Емельяновки — 7, а также небольшое число крестьян из заволжских селений Галанино, Савелово, Титове.

После Октябрьской революции 1917 г. местная власть в лице Кимрского совета рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов изъяла храм у церковных властей ив 1910г. согласно договору передала его в пользование вновь образо­ванной религиозной общине. 1920-1930-е годы проходили под знаком интенсивной борьбы с религией. Церкви закрывались, служители церкви подвергались нападкам и необоснованным репрессиям. Все это не могло не коснуться Кимр. В середине 1930-х годов в городе остался только один действующий храм — Вознесенский, но и он через некоторое время был закрыт.

В начале 1941 г. Кимрский горсовет учитывая «единодуш­но» пожелания рабочих и служащих ряда промпредприятий принял решение о закрытии Вознесенской церкви. В областной центр горсоветом было послано ходатайство об утверждении этого решения. Ответ, естественно, был положительным. Ле­том 1941 г. Вознесенский храм был закрыт. В середине 1942г. его помещения были переданы облпищепрому для размещения здесь маслобойного завода. Так в городе появилось еще одно новое промышленное предприятие, к зданию которого с восточной стороны была сделана кирпичная пристройка для котельной. В 1950-х годах завод закрыли и на его площадях разместились склады Кимрторга. Со временем здание ветша­ло все больше и больше, капитальных ремонтов здесь не про­водилось за исключением редких косметических, территория все более и более захламлялась. И тем не менее на бывшей церкви красовалась плита с надписью, говорящая о том, что это памятник архитектуры республиканского значения начала 19 века и что он находится под охраной государства. Как осуществлялась эта охрана, говорить лишний раз не прихо­дится.

Помимо складов в церкви была оборудована трансформа­торная подстанция городских теплоэнергосетей. Демократи­ческие преобразования последнего времени создали предпо­сылки и для возрождения православной церкви. Как это про­исходит можно увидеть в частности на примере Кимрского храма.

В середине 1990 г. сессия горсовета, учитывая просьбу группы верующих вновь образовавшейся религиозной общи­ны приняла решение о передаче им храма и установила сро­ки освобождения его помещений. Общественности пришлось немало потрудиться с тем, чтобы заставить Кимрторг освободить здание oт хранящихся в нем товаров. Так или иначе, с проволочками и долгими бесплодными обещаниями, но поме­щения эти были освобождены и переданы их законному вла­дельцу.

Первый молебен при участии священнослужителей и сотен верующих города состоялся здесь 16 февраля 1991 г. еще у замкнутых торгом на замок дверей храма. И надо было видеть лица людей в этот зимний день. У одних они выражали удив­ление и немой вопрос: неужели все это не во сне, а наяву; у других были полны откровенного любопытства, у третьих от избытка чувств по щекам текли слезы; у большинства же на лицах была написана радость. 16 мая того же года отмечался храмовый праздник Вознесения Господня. По давней тради­ции этот день считался праздником всей Вознесенской сторо­ны города. Крестный ход во главе со священнослужителями с иконами и хоругвями прошествовал от Преображенского собора до Вознесенской церкви. Неожиданно ожила колоколь­ня, с нее зазвонил колокол. Его голос как-бы символизировал собой начало возрождения Вознесенского храма. У церкви со­стоялось богослужение. В завершение торжества крестный ход прошествовал вокруг храма. Сотни людей расходились по своим домам с просветленными лицами.

С того времени начался процесс восстановления церкви Вознесения Господня. Первым делом верующие и все те, ко­му дорог храм хотя бы как памятник архитектуры, безвоз­мездно очистили внутренние помещения церкви и территорию вокруг нее от мусора и хлама, которые напоминали собой филиал городской свалки (и это вовсе не преувеличение). В скором времени, летом 1991 г., в одном из приделов в более чем скромной обстановке начались регулярные богослужения.

С тех пор прошло около двух лет. В храме не прекращают­ся восстановительные работы. Недавно здесь был открыт для богослужения еще один придел. Ряд предприятий и организа­ций города, многие частные лица посчитали своим долгом помочь церкви в ее возрождении. Настоятеля Вознесенской церкви отца Александра впереди ожидает немало забот, но забот скорее приятных. И хотя еще немало времени и средств потребуется, прежде чем храм вновь восстанет в своей перво­зданной красе, эти усилия не пропадут даром. И очень хочется верить в то, что как и в былые времена берущая свое нача­ло от храма улица станет вновь носить, свое исконное название — Вознесенской.

Кимры — Вознесения Господня церковь

Если посмотреть на г. Кимры издали, то одним из первых, что мы увидим, будет колокольня Вознесенской церкви. Храм этот является не только самым высоким архитектурным сооружением в городе, но и самым старым. Сооружен он в 1813 г. на месте двух ветхих деревянных церквей. Храм возведен на средства прихожан и усердием братьев Якова и Николая Башиловых, бывших в те времена — как замечает купец Малютин в своей рукописи об истории Кимр — «в зените славы и денежного могущества». Освящен храм был протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Синициным.
За свою долгую жизнь он не раз подвергался некоторым переделкам. В 1820-x годах трапезная была разобрана и выстроена более просторной. Работы велись на средства купца Александра Мошкина. На деньги этого же купца в 1830-x годах была осуществлена перестройка колокольни, устройство иконостаса, ряд других работ по украшению храма. Кстати А. Мошкин завещал значительную часть своих сбережений после своей смерти храму и его притчу.
Внешний вид храма был традиционен для своего времени: двухсветный четверик, увенчанный декоративным пятиглавием с полуциркулярной апсидой. Здесь находился главный престол во имя Вознесения Господня. Трапезная — двусветная, прямоугольная, с округленными углами. Северный и южный фасады трапезной украшены портиками из четырех полуколонн тосканского ордера. Фронтоны — с полуциркулярными окнами. Западный фасад украшен шестиколонным портиком. В трапезной имеется два придела: правый, во имя Успения Божией Матери и левый — во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Колокольня стройная, четырёхярусная, увенчанная барабанчиком с главкой. Нижний ярус её включён в объём трапезной и используется в качестве притвора.
Из архивных документов мы узнаем, что храм имел семь глав. Пять на главном храме (которые видны и сейчас) и две — на трапезной (где находились приделы), вызолоченные червонным золотом, как и кресты. Крыша была окрашена зеленой краской, стены внутри и снаружи окрашены в желтый цвет. Первоначально с колокольни звонили шесть колоколов, впоследствии — десять. Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены кирпичной оградой с двумя воротами. Непосредственно от церкви брала свое начало Вознесенская улица, названная в честь храма. При советской власти Вознесенская улица была переименована сначала в Рязанскую, позднее в улицу Салтыкова­Щедрина. Добавим к слову, что и вся зареченская часть Кимр также называлась по имени храма Вознесенской стороной.
В ризнице храма долгие годы бережно хранился ценный исторический документ 17 века — грамота соправителей русского государства, царей Ивана, Петра и их сестры царевны Софьи Алексеевны, выданная в 1688 году на имя боярина Ф.П. Салтыкова на владение Кимрской вотчиной (дочь Салтыкова — Прасковья Федоровна — была в замужестве за царем Иваном, братом Петра Первого). Текст грамоты был написан на пергаменте длиной 93, шириной 63 см. Письмо было исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице. В начале нынешнего века этим документом заинтересовались губернские власти. В результате грамота пополнила собой фонды Тверского музея. Во время Великой Oтечественной войны областной центр был подвергнут кратковременной оккупации и в результате к неисчислимым утратам того времени добавилась и вышеупомянутая грамота.
В Вознесенском храме находилось немало исторических ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы великомученика Димитрия Солунского с житием редкого изображения, Знамения Божией Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма почти на пересечении нынешних улиц с.-Щедрина и Орджоникидзе стояла каменная часовня.
В связи с небольшими размерами кладбища, располагавшегося в одной ограде с храмом, в конце 19 века встал вопрос о необходимости отвода земли для нового кладбища и постройки там кладбищенской церкви. Место для этого кладбища было выбрано на южной окраине села (ныне законсервированное кладбище у станкозавода). Первоначально кимряне намеревались построить там деревянную церковь, но через некоторое время остановились на каменной. Был объявлен сбор денежных средств на возведение кладбищенского храма. По плану строительство церкви должно было закончиться в 1919 году. Но реализации этого плана, увы, не суждено было осуществиться. Едва начавшемуся строительству сначала помешала первая мировая война, а после октября 1917 года об этом не приходилось даже и мечтать.
Притч Вознесенской церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Десятки лет здесь прослужили, сменяя один другого, протоиереи Ершовы и псаломщики Носовы. Дом Ершовых находившийся напротив храма по улице C-Щедрина. № 1, сгорел в 1996 г. Интересно отметить, что в 1856 году село Кимры посетил драматург А. Н. Островский, совершавший поездку по верхней Волге по заданию морского министерства. Александр Николаевич особенно интересовался Волгой, рыбной ловлей, судоходством по реке. Эту информацию ему предоставили священник А. Никольский и псаломщик Н. Носов. Последнего, кстати, драматург назвал в своих записях, дошедших до наших дней, «единственным рыболовом в Кимре». Среди других служителей церкви укажем на диакона И.Н. Никольского, псаломщика И.К. Носова (внука Н. Носова). Церковным старостой многие годы являлся здесь Н.П. Леонов.

Прихожанами храма были не только жители села Кимры, но и ряда близлежащих деревень. По статистическим данным 1901 года число непосредственно кимрян (преимущественно жителей Вознесенской стороны села), приписанных к храму, составляло 710 душ обоего пола, кроме того из деревень: Богунино — 465 прихожан, Конюхино — 73, Слободище — 103, Емельяновки — 72, Мыльцевки — 105, Ушаковки — 35, а также небольшое число крестьян из заволжских селений Галанино, Савелово, Титово. Всего прихожан, приписанных к храму, насчитывалось 1913 человек.
После 1917 года власть в лице Кимрского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов изъяла храм у церковного ведомства и в 1919 году согласно договору передала его в пользование вновь образованной религиозной общины.
Как известно, 1920-1930 годы проходили под знаком интенсивной борьбы советской власти с религией. Храмы закрывались, служители церкви подвергались нападкам и необоснованным репрессиям. Плоды этого не заставили себя долго ждать. В середине 1930-х годов в городе остался всего один действующий храм — Вознесенский, но и он через некоторое время был закрыт. В начале 1941 года Кимрский горсовет, учитывая «единодушное» пожелание рабочих и служащих ряда предприятий, принял решение о закрытии Вознесенской церкви. В областной центр горсоветом было послано прошение об утверждении это горешения. Ответ, как водилось, был положительным. Летом 1941 года Вознесенский храм был закрыт. В середине 1942 года храм был передан облпищепрому для размещения в нем маслобойного завода. Так вгороде появилось еще одно промышленное предприятие.
В 1950-х годах завод был закрыт и на его площадях разместились склады Кимрторга. Со временем здание ветшало все больше и больше, капитальных ремонтов, за исключением косметических, в нем не проводилось, территория все больше и больше захламлялась. Внимание властей к бывшей церкви ограничивалось лишь тем, что на стене храма была прикреплена плита с надписью, гласящей о том, что это памятник архитектуры республиканского значения начала 19 века и который находится под охраной государства. Помимо складов в церкви была оборудована трансформаторная подстанция городских теплоэнергосетей. Известные преобразования последнего времени создали предпосылки для возрождения Русской Православной Церкви в стране. Как это происходит, можно проследить, в частности, на примере кимрского храма.
В 1990 году группа кимрян, сторонников возвращения храма в лоно церкви, одним из лидеров которой был известный в городе художник В.Ф. Морозов, добилась желаемых результатов. Сессия горсовета приняла решение о передаче храма вновь образовавшейся религиозной общине и установила сроки освобождения его помещений. Общественности города пришлось изрядно потрудиться над тем, чтобы заставить Кимрторг освободить здание от хранящихся в нем товаров. Так или иначе, с про волочками, но помещения были освобождены и переданы их законному владельцу.
Первый молебен при участии священнослужителей и сотен верующих состоялся здесь 16 февраля 1991 года еще у замкнутых торгом на замок дверей храма. И надо было видеть лица людей в этот зимний день! У одних они выражали удивление и немой вопрос: неужели это не во сне, а наяву? У других — полны любопытства происходящим, у третьих от избытка чувств по щекам текли слезы; у большинства же из них на лицах была написана радость. 6 мая того же года отмечался храмовый праздник Вознесения Господня. По давней традиции этот день считался праздником всей Вознесенской стороны города. Крестный ход во главе со священнослужителями с иконами и хоругвями прошествовал от Преображенскогo собора до Вознесенской церкви. Впервые после многих десятилетий вдруг ожила колокольня: с нее зазвонил колокол. У церкви состоялось богослужение. В завершение торжества крестный ход прошествовал вокруг храма. Сотни людей расходились по своим домам с просветленными лицами.
С того времени начался процесс восстановления церкви Вознесения Господня. Первым делом верующие (и не только они) трудились по очистке внутренних помещений церкви и территории вокруг неё от мусора и хлама, которые напоминали собой (не побоимся этого сравнения) филиал городской свалки. В скором времени в приделе во имя Успения Божией Матери в более скромной обстановке начались регулярные богослужения.
С тех пор прошло около десяти лет. Все это время в храме не прекращаются восстановительные работы. Не так давно начались богослужения и во втором приделе во имя великомученика Димитрия Солунского. Начата стенная роспись приделов, частично отремонтирована колокольня. Ряд предприятий и организаций города, многие частные лица посчитали своим долгом помочь церкви в ее возрождении. Но еще немало времени и средств потребуется, прежде чем храм вновь восстанет в своей первозданной красоте.
И очень хочется верить, что как и в былые времена, берущая свое начало от храма улица станет вновь носить своё исконное имя — Вознесенская.

Посмотреть всю карту

Рецидивист

Москвич Иннокентий Т. из Кимр пытался уйти дважды. Беглец со стажем, он сбегал от саентологов, из центров реабилитации в Крыму и Петербурге. Из Кимр не смог. Первый раз его остановил случай. Он собрал вещи, вышел на порог приюта, но увидел отца Элизбара, диакона храма Вознесения Господня, при котором открыт центр «Радуга». Кольнуло: «Он, цыган из того самого цыганского поселка Савелово, который завалил Кимры наркотой, смог, а я не смогу?» Иннокентий сделал вид, что как староста дома-общежития чинит проводку.

Врачи не панацея. Они дают наркоману ремиссию. А вера — волю жить. Но нет такой «таблетки»

Второй раз парню позвонили из дома жена и родители: «У тебя родился сын». Иннокентий вещи собрал за пять минут. Перед ним стояли все двадцать обитателей «Радуги». Он отвернулся к окну. Не хотел, чтобы кто-то заметил его слезы. На утреннем «разборе полетов» его попросили аргументировать хотя бы одну причину отъезда. Он выдал три: «Сыну нужен отец, боюсь потерять жену, семье нужны деньги».

— Справишься? — спросил протоиерей Андрей Лазарев, настоятель храма Вознесения Господня и директор центра «Радуга».

— Сам? — зачем-то переспросил Иннокентий. — Нет.

Сына отец не видел до сих пор.

Случайность — почерк Бога

За год в «Радугу», способную принять до 30 зависимых, их приходит до 95. К концу курса, он составляет год, остаются до 25 человек. Сегодня их всего 14.

— Низкая мотивация к жизни, — объясняет протоиерей Андрей Лазарев. — Как только больной поймет, что болезнь неизлечима, но лечима всю жизнь, не может принять такой мотивации. Бежит, чтобы вернуться.

— Да я только потому сюда пришел, — спорит с ним Максим Камзолов из Ярославля, он единственный, кто захотел назвать свою фамилию, — что, как Кеша, могу уйти в любую минуту.

16-летний Максим объясняет выгоды «Радуги»: нет тюремных решеток, не наказывают за мат голодом или карцером, нет замков на дверях, насильно никого не держат и разрешают курить. «Но только в курилке», — предупреждает Камзолов.

Сравнения не в пользу других центров реабилитации, где силой принуждают к лечению и труду. «Радуга» после стажировки протоиерея Андрея Лазарева в центре «Фамилия» в Польше взяла за основу принцип терапии. Он построен на проговаривании проблем каждого «методом группового воздействия» — всех при всех, трудотерапии и приобщении к вере.

«Богадельня» — обозвали в Кимрах инициаторы «Антинаркотической войны», знаменем которой был протоиерей Лазарев, его новый подход к противостоянию наркомании. Город, где в год возбуждалось до 75 уголовных дел, но лишь 10 — 12 доводились до суда и один-два наркоторговца получали срок, и тот условный, был во гневе. Федерация рукопашного боя «Покров», центр «Возрождение Отечества» и казаки ждали, что отец Андрей получит госфинансирование и создаст православный реабилитационный центр военно-тюремного типа. А он нанял психологов и психиатров и говорит с наркоманами «за жизнь». Еще добился согласия цыганского барона служить молебны в савеловском таборе. И взял в храм того самого теперь диакона Элизбара, которого сам крестил, учил писать-читать, привел к вере. И только отец Андрей знает по исповеди, какие у диакона были — не были отношения с наркотиками.

К нам подходит Юра В. из Егорьевска Московской области.

— Не, братан, — он смеется, — ты не понял. Божье дело благодать, а не нам поблажки делать.

Он замолчал. Подумал.

— А если честно, — Юра огляделся по сторонам, — без баб плохо. В в их сторону даже не смотри…

В общине и юноши, и девушки, но отношения между ними — табу. В «Радуге» давно живет легенда о том, как красавица из Молдовы влюбила в себя сразу нескольких парней. Все, включая девушку, сорвались. С тех пор психологи на занятиях говорят о том, что любовь травма для человека, не умеющего быть трезвым. А батюшки: «Бог наказал любовью всех, чтоб верить в муках научились». Но бьют под дых: «Наказал трезвых». Вот и решает община, если случилась любовь, кому остаться, а кому ехать в другой центр. Это такое же жесткое правило, как не принимать в «Радугу» местных. Окружение, как любовь, затягивает. Вытягивают терапия, община по принципу семьи, про которую большинство из зависимых забыли, и вера.

А средства из бюджета «Радуга» так и не получила. Дважды обещали, но… «денег на богадельню нет». Центр живет за счет взносов на питание от реабилитантов — 15 — 18 тысяч рублей в месяц. И на пожертвования церкви еще 30 — 35 тысяч в месяц на человека.

— Это не просто по-божески, — считают Иннокентий и Юра.

Перебивая друг друга, они объясняют: другие центры берут до 150 тысяч в месяц и заставляют 1500 раз за десять минут написать «Я слабак!» Не успеешь — карцер. Или рой яму два метра глубиной и два шириной.

Мотиваторы и богадельня

Курса лечения хватает на полтора-три года для 40 процентов зависимых. «Долгожители» — 15 — 16 процентов из тех самых сорока, кто четыре-пять лет живет в трезвости. Дальше часто срыв, требующий следующей стадии лечения.

— Цикл помощи зависимым — детоксикация, реабилитация и возвращение в общество в группах самопомощи — в рамках одного центра или города предложить невозможно, — говорит Алексей Лазарев, руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по благотворительности РПЦ. — Полный цикл услуг есть, но он разбросан по стране. Идет его слияние в единую сеть. Для этого при Синодальном отделе создана база данных, куда внесены центры сети помощи. Консультант портала поможет подобрать нужный этап и место лечения или мотивации.

«Радугу» Лазарев называет одним из пилотных проектов церкви, соединившей лечение зависимых с возвращением к вере. Его однофамилец протоиерей Андрей Лазарев на намеки оппонентов в том, что «богадельню развел», молчит. Отвечает поступками — набирает в штат еще психологов.

Центр помощи наркозависимым «Радуга» начал свою работу при церкви Вознесения Господня в Кимрах в феврале 2013 года. Сегодня реабилитацию здесь проходят 10 человек из разных регионов страны. Центр сотрудничает с Тверским областным наркодиспансером, а также с УФСКН России по Тверской области. Учредители центра говорят: чтобы попасть в «Радугу», каждый пациент должен выполнить важное условие – иметь твердое желание начать новую жизнь.

Подготовка к открытию центра длилась более 10 лет, с того самого момента, когда настоятель храма Вознесения, при котором работает «Радуга», отец Андрей Лазарев встал на путь борьбы с распространителями наркотиков и помощи попавшим в беду наркозависимости. Более 10 лет он сотрудничал с директором-основателем польского центра психического здоровья и лечения зависимостей «Фамилия» доктором Анджеем Май-Маевским и специалистами-терапевтами, которые занимаются лечением зависимостей. В центре «Фамилия» обучение и стажировку проходили и будущие сотрудники «Радуги», в частности, в Польше в течение двух лет штатным сотрудником работал руководитель кимрского центра Андрей Вишняков.

Сегодня это единственный подобный центр в Тверской области. Здесь курс реабилитации могут пройти те, кто желает встать на путь исправления и жить без наркотиков.

– Ключевой момент – это желание самого человека. Мы никого не принуждаем проходить реабилитацию, к нам не отправляют тех, кто нуждается в помощи, насильно. Да и сможет ли человек исправиться, если сам этого не желает? – говорит Андрей Вишняков.

Никакого медикаментозного лечения в центре нет. Плата за шанс начать новую жизнь символическая – родственников просят оплатить лишь питание пациентов.

– Мы работаем по программе Терапевтического сообщества. Главные принципы, на которых строится все пребывание в нашем центре, – это честность, умение созидать и ответственность, – рассказывает соучредитель центра «Радуга» психолог Александр Самбуров.

Для наркозависимых проводятся психологические тренинги, особое внимание уделяется трудотерапии. Пациенты учатся взаимодействовать между собой в труде, культуре, общении, умении отстаивать свои права и интересы.

Кроме того, мы проводим индивидуальные занятия с пациентами. Естественно, для каждого разрабатывается свой план реабилитации, – говорит Андрей Вишняков.

Основная программа реабилитации в ЦПН «Радуга» рассчитана на 12-15 месяцев и поделена на 4 этапа.

Первый этап – мотивационный. Он направлен на формирование стойкой мотивации к изменению образа жизни, ответственности за свое выздоровление, принятие правил и ценностей терапевтического сообщества. На мотивационном этапе определяются основные задачи и перспективы реабилитации. Продолжительность – до 1 месяца.

Второй этап – информационно-познавательный, который выполняет задачи социального тренинга. Главные задачи – изменение негативных способов мышления, поведения и выражения чувств, которые предрасполагают человека к употреблению наркотиков. На этом же этапе укрепляется мотивация на продолжение лечения. Продолжительность – 3 месяца.

Третий этап – созидающий, когда происходит выработка взглядов и ценностей, ориентированных на свободный от наркотиков стиль жизни. На данном этапе проводится глубокая работа с эмоциональной сферой человека. По окончании данного этапа пациент вместе с терапевтом пишет индивидуальный реалистичный план на первые годы жизни после окончания реабилитации. Продолжительность – от 7 до 9 месяцев.

Завершающий, четвертый этап – социально-адаптационный. Адаптационная программа проводится для выпускников, успешно прошедших все предыдущие этапы реабилитации. Пациенты посещают группы поддержки, а затем возвращаются в социум. Продолжительность – от 3 до 6 месяцев.

– Важный момент в программе реабилитации – тренинг предотвращения срыва. И здесь должен быть четко определен уровень личной ответственности, – говорит сотрудник центра психолог Александр Самбуров.

Особое внимание уделяется прекрасному. Для пациентов центра «Радуга» проводятся занятия по живописи, истории. Здесь функционируют театральные и спортивные группы, киноклубы, проходят занятия с так называемыми «дневничками чувств».

Сейчас в центре «Радуга» пройти курс реабилитации наркозависимым помогают 4 специалиста, педагоги и волонтеры, которые проводят различные семинары.

Раз в месяц в центре организовывают родительские дни. Для тех, кто уже достиг определенных успехов и доказал, что ему можно доверять, действуют некоторые привилегии: один раз в неделю им разрешается переписываться с близкими по Интернету, два раза в неделю – по телефону. Кроме того, дважды в неделю они могут ходить в магазин за покупками.

– Сейчас в нашем центре реабилитацию проходят 10 человек в возрасте от 29 до 37 лет. Все они приехали из разных регионов страны. То есть это не только жители Тверской области. Всем им предстоит трудная и довольно долгая работа над собой – в среднем срок реабилитации составляет 1 год. Конечно, здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности человека. Некоторые пациенты не задерживаются у нас более месяца, но это, конечно, не срок. Одни срываются, а другие, осознав, что так жить все равно не смогут, возвращаются, – говорит Андрей Вишняков.

Сегодня с центром реабилитации «Радуга» сотрудничают Тверской областной клинический наркологический диспансер и Управление ФСКН России по Тверской области. По словам экспертов, программа «Радуга» действительно способна помочь тем, кто в этом нуждается.

– Мы ознакомились с уставом реабилитационного центра «Радуга», с их программой, нам очень понравилось, – говорит заместитель главного врача Тверского областного клинического наркологического диспансера по организационно-методической и консультативной работе Михаил Комиссаров. – К нам приходят пациенты, и мы рассказываем им о том, что есть такая возможность – пройти реабилитацию в «Радуге». Точное число людей, отправленных туда, назвать трудно – здесь нужно понимать, что многие приходят анонимно, поэтому статистика не ведется.

Многие пациенты проходят реабилитацию и в самом наркодиспансере. Но, по словам Михаила Комиссарова, «Радуга» – все же лучший вариант.

– Чтобы избавиться от этой страшной зависимости, нужно, что называется, «вариться в своем котле». Необходимо поменять место жительства, порвать все связи со старыми «друзьями», – поясняет Михаил Комиссаров.

В таком важном и, безусловно, трудном деле, как помощь наркозависимым, и самим учредителям центра нужна помощь – прежде всего материальная. Уже сейчас учредители оказались в тупике – более 10 человек разместить попросту негде. Правда, пока власти не торопятся помогать. По слова соучредителя центра Андрея Вишнякова, сейчас они ищут спонсоров.

Между тем цифры статистики далеко не утешительны: в 2012 году в Тверской области было зарегистрировано 1816 наркозависимых. А уже по состоянию на 1 июля 2013-го – 1757. К слову, больше всего наркозависимых зарегистрировано в Твери и Кимрах.

Более подробная информация для тех, кто нуждается в помощи, а также для тех, кто сам желает оказать помощь «Радуге», размещена на сайте Центра.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *