Киргизы

  • English
  • Кыргызча

Периодически возникающая полемика вокруг темы религии в очередной раз демонстрирует важность диалога власти и граждан в поиске оптимальной модели взаимосвязи между государством и конфессиями. В стране споры вокруг государственно-конфессиональных отношений обусловлены шестью социально-политическими факторами.

Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

Кыргызская Республика готовится к разработке новой концепции государственной политики в сфере религии. Государственная комиссия по делам религии (ГКДР) 24 декабря 2019 года провела круглый стол по обсуждению предварительных итогов реализации Концепции 2014-20 гг., а также обозначила ряд вопросов, которые планируется включить в новый документ. До этого в Бишкеке прошли конференции под названием «Православие и ислам – религии мира» и «Межконфессиональный диалог в Кыргызстане». Данные мероприятия вызвали оживленную дискуссию в социальных сетях и в очередной раз подчеркнули важность религиозного вопроса для современного общества Кыргызстана.

Исходя из комментариев, мнения интернет-пользователей относительно государственной политики в области религии разделились на три основные позиции:

  • Сторонники первой полагают, что государство не должно создавать особые привилегированные условия для каких-либо отдельных конфессий, но должно обеспечивать право на свободу вероисповедания для всех.
  • Вторая группа интернет-пользователей, напротив, склонялась к тому, что Кыргызстан, будучи молодым государством, пока не готов к принятию религиозного плюрализма общества. И активная миссионерская деятельность так называемых «нетрадиционных конфессий» приведет к расколу общества по признаку религии и потери культурной идентичности.
  • Сторонники третьего подхода высказывали мнение о том, что государству следует усилить контроль над всеми конфессиями для предотвращения радикализации и распространения различных деструктивных идеологий.

Периодически возникающая полемика вокруг темы религии в очередной раз демонстрирует важность диалога власти и граждан в поиске оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений. Однако прежде чем говорить о важности общественного договора в принятии политических решений в отношении религии, необходимо проанализировать текущую религиозную ситуацию вместе с основными позициями по данному вопросу.

Текущая ситуация в сфере религии в Кыргызстане

Споры вокруг государственно-конфессиональных отношений в Кыргызстане, по меньшей мере, обусловлены шестью социально-политическими факторами: внутриполитической и внешнеполитической борьбой интересов, отсутствием аутентичной традиции отношений государства и религии и четко обозначенной парадигмы государственно-конфессиональных отношений, нехваткой актуальных статистических данных и табуированностью темы религии в обществе. Более подробное рассмотрение данных факторов поможет составить общую картину религиозной ситуации в Кыргызстане.

Внутриполитическая борьба интересов в сфере религии обуславливается существующим религиозным многообразием. Вопреки распространённому мнению о том, что данный феномен является сравнительно недавним явлением для общества Кыргызстана, многочисленные археологические находки, как и архивные данные советского периода свидетельствуют об обратном.

Будучи расположенном на перекрестке торговых путей между локальными цивилизациями, население, проживавшее на территории современного Кыргызстана, издавна исповедовало различные религиозные традиции такие, как зороастризм, буддизм, христианство, манихейство, ислам, языческие культы и др.

Хотя с течением времени конфессиональная композиция претерпевала изменения, в целом религиозное многообразие существовало в том или ином виде всегда. Сохранялось оно и в советский период, несмотря на атеистическую пропаганду и давление государства на сообщества верующих. Так, согласно докладу Секретаря Центрального комитета КП Киргизской СССР об успехах анти-религиозной пропаганды, в 1985 году в республике действовали 96, зарегистрированных и 68 незарегистрированных религиозных общин, исламского, православного, баптистского, пятидесятнического, адвентистскго, лютеранского, иудейского вероисповеданий, включая католический костел, основанный польскими офицерами 5-ой дивизии генерала Андерсена, дислоцированной в Джалал-Абаде в 1942 г. После приобретения независимости Кыргызстаном большинство общин получило возможность выхода в публичное пространство и стало более видимо.

Вместе с тем, возможность распространения своих убеждений получили и новые для Кыргызстана религиозные течения. Среди последних можно особо выделить бахаи, мормонов и представителей неоиндуистских религиозных традиций. Начиная с 1996 года, прослеживается рост напряженности среди религиозных групп, связанный с «конкуренцией за паству», приведший к пересмотру законодательства в области религии в 2008-2009 годов.

Несмотря на ограничение миссионерской деятельности и ряд других мер, предпринятых властью для урегулирования межконфессиональных отношений, напряжение между некоторыми религиозными группами по-прежнему сохраняется. Это периодически приводит к различного рода конфликтам, связанным с захоронениями, прозелитизмом, а также спорами вокруг законотворческой деятельности и ее практического применения в вопросах права на свободу вероисповедания.

Внешнеполитическая борьба интересов сопряжена с геополитикой и использованием религии как «мягкой власти» (soft power) для воздействия на внутриполитическую жизнь страны. Борьба интересов внешних акторов приводит к принятию Кыргызстаном достаточно противоречивых международных обязательств в рамках своего членства в ООН, ОБСЕ, ОИC и т.д. Так, например, в 2019 г. в обществе происходила полемика вокруг ратификации (2012 г.) Кыргызстаном Каирской Декларации о правах человека в исламе, которая вызвала опасения у части гражданского общества и ПАСЕ относительно ее совместимости с рядом международных договоров по правам человека. Участие Кыргызстана в ряде договоров ОИС демонстрирует весьма неоднозначное отношение к «израильскому вопросу». Многовекторность внешней политики Кыргызстана также отчасти добавляет определенный градус напряжения в межконфессиональные отношения на уровне местных сообществ, провоцируя конфликты, возникающие уже внутри религиозных конфессий, в частности, суннитского ислама.

Отсутствие аутентичной традиции отношений государства и религии напрямую связано с советским периодом становления государственности. Система государственного управления Советского Союза представляла высокую степень централизации власти. Государственная политика в области религии не была исключением и также формировалась центром, Советом Министров СССР, который направлял указания через Совет по делам религиозных культов в его республиканские подразделения. На местном уровне данные указания непосредственно осуществлялись уполномоченными (должность) Совета по делам религиозных культов.

После развала СССР данная система прекратила свое существование. В Кыргызстане профильный орган по делам религии был учрежден лишь в 1996 году. Но только спустя 10 лет государство начало последовательно выстраивать отношения с религиозными сообществами, пересматривая законодательство в области религии. Данный процесс продолжается и сегодня, о чем свидетельствует продолжающаяся разработка программных документов и внесение поправок в соответствующие нормативно-правовые акты.

Отсутствие обозначенной парадигмы государственной политики в сфере религии является продолжением вышеупомянутой проблемы. Непрекращающийся пересмотр законодательства и поиск оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений связан с недостаточной теоретической поддержкой в данной области. С одной стороны, среди некоторой части экспертного сообщества по-прежнему доминирует марксистско-ленинский подход к религии, либо наблюдается отсутствие какого-либо подхода. С другой стороны, кризис современного образования не позволяет новому поколению экспертов овладеть в достаточной мере современными подходами. Таким образом, перед государством возникает дилемма: вернуться к привычной советской парадигме государственной политики в сфере религии или же оставить ее необозначенной.

Отсутствие актуальных статистических данных о конфессиональном составе населения также осложняет выстраивание государственно-конфессиональных отношений. Официальная статистика, как правило, связывает конфессиональную принадлежность с этнической идентификацией. В результате такого подхода по состоянию на 2014 год около 80% населения ассоциировалось с исламом (без деления на суннитов и шиитов) и 17% с православным христианством. Отдельные социологические исследования выявляли схожие результаты с представленностью мусульман до 86% от всего населения Кыргызстана.

Однако встречающиеся несовпадения этнической и «традиционной» религиозной идентичностей ставит под сомнение приводимые цифры. Наиболее точные сведения могут быть получены лишь посредством переписи населения с включением дополнительного вопроса о религиозной принадлежности. Подобного рода исследование последний раз в республике проводилось в 1937 г. Однако результаты всесоюзной переписи были изъяты из национальных архивов и на данный момент хранятся в Москве. Нехватка подобного рода научных исследований чрезвычайно затрудняет разработку эффективных мер для эффективного регулирования столь деликатной сферы.

Табуированность темы религии является еще одним препятствием для выработки оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений. В результате атеистической пропаганды советского периода в обществе все еще сохраняются негативные стереотипы в отношении верующих. Любопытно отметить, что большинство стереотипов оказались весьма устойчивыми и сохранились практически с Октябрьской революции. Так, к примеру, еще на съездах РКП(б) большевики определяли мусульман как сторонников панисламизма, протестантов и католиков как агентов европейской и американской буржуазии (агентов Запада), а иудеев как пособников сионизма. Из-за стигматизации и дискриминации, верующие предпочитали скрывать свои религиозные убеждения.

Некоторая степень недоверия между частью верующих , властью и обществом все еще сохраняется, что способствует выходу некоторых религиозных сообществ из публичного пространства.

Несмотря на то, что после распада СССР в стране наступили значительные послабления в отношении религиозных прав и свобод, стереотипы в обществе сохранились. Порой они находят свое отражение в риторике некоторых политиков и общественных деятелей, оперирующими такими терминами как «секта», «деструктивные течения» и т.д. Таким образом, некоторая степень недоверия между частью верующих , властью и обществом все еще сохраняется, что способствует выходу некоторых религиозных сообществ из публичного пространства. Данное положение дел усложняет государству мониторинг динамики религиозной ситуации и, соответственно, разработку актуальной политики в области религии.

Выбор вектора политики в сфере религии

Как уже говорилось ранее, в обществе и среди представителей власти существует три основные позиции относительно выбора вектора развития государственной политики в области религии.

Сторонники права на свободу вероисповедания для всех считают, что создание равных условий и возможностей как для различных религиозных сообществ, так и для неверующих, агностиков и атеистов содействует интеграции общества на базе общегражданских ценностей. По их мнению, такой подход будет способствовать не только гармонизации межконфессиональных отношений, но и обеспечит больший экономический рост и безопасность. Кроме того, модель отвечает всем международным обязательствам по правам человека, закрепленным в Конституции Кыргызской Республики.

Однако данная позиция часто подвергается критике со стороны ряда политиков, некоторых экспертов, представителей религиозных сообществ на местах, а также силовых структур. Следует отметить, что популяризация данного подхода требует активной разъяснительной и просветительской деятельности среди населения особенно в регионах для повышения правовой грамотности и культуры толерантности. В противном случае существует риск, что модель будет отвергнута, воспринимаясь частью общества как некая попытка навязывания чужих либеральных ценностей.

Сторонники преференциональной модели государственно-конфессиональных отношений полагают, что государство должно основывать свою политику на культурно-историческом наследии и поддерживать только «традиционные религии». Данный подход, как правило, пользуется популярностью среди широких слоев населения и некоторых политиков. Однако он сталкивается с критикой представителей правозащитного сообщества, религиозных меньшинств и части светского населения, которое предпочитает видеть позицию государства нейтральной по отношению ко всем конфессиям.

Международная конференция «Православие и Ислам — религии мира», которая прошла 21 ноября 2019 в Бишкеке. Фото: kabar.kg

Следует отметить, что последние события в сфере государственно-конфессиональных отношений демонстрируют курс государственной политики, взятый на реализации именно данной модели (Национальная стратегия развития КР на 2018-2040 гг.). Тем не менее, не стоит забывать о том, что за период независимости Кыргызстана политика в данной сфере уже менялась несколько раз, что свидетельствует об ее изменчивости и непредсказуемости.

Сторонники секьюритизации политики в области религии утверждают, что неконтролируемая религиозная сфера несет вызовы и угрозы национальной безопасности Кыргызстана. Для их предотвращения необходимо установить как можно большую степень контроля над религиозными сообществами для недопущения распространения экстремистских и деструктивных идеологий, направленных на подрыв территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя государства.

Данная риторика пользуется популярностью у представителей силовых структур и поддерживается рядом региональных обязательств, взятых Кыргызстаном в рамках членства в ОДКБ и ШОС. В то же самое время именно эта позиция вызывает острое неприятие у представителей так называемых «традиционных и нетрадиционных конфессий», а также гражданского общества и негативно отражается на репутации Кыргызстана на международной арене.

Несмотря на общность взглядов по этому вопросу среди сторонников двух предыдущих моделей, существующие между ними противоречия не дают им консолидировано выступить против секьюритизации законодательства в области религии. Следует отметить, что тенденция, направленная на ужесточение законодательства, может вызвать противоположный эффект. Экстремистские группы могут воспользоваться возрастающим давлением со стороны государства на религиозные сообщества как инструментом рекрутирования новых адептов, что ставит под сомнение политическую целесообразность данной модели.

Подводя итоги

Как уже упоминалось ранее, выбор оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений следует основывать на общественном договоре между властью и гражданами. Перечисленные выше возможные векторы политики в этой сфере подлежат серьезному анализу и обсуждению. Безусловно, каждая модель имеет свои сильные стороны и недостатки, которые необходимо тщательно изучить и взвесить перед принятием решения. Среди наиболее важных нюансов, также следует упомянуть следующее.

Модель права на свободу вероисповедания для всех, несмотря на свою непопулярность среди широких слоев населения, требует наименьших временных и финансовых затрат на ее реализацию. Главным инструментом ее внедрения является ведение разъяснительной и просветительской работы среди населения в регионах для повышения уровня правовой грамотности и культуры толерантности.

Преференциальная модель государственно-конфессиональных отношений, на первый взгляд кажущаяся наиболее легко осуществимой, несет в себе ряд рисков в долгосрочной перспективе. Главным образом, эти риски связаны с экономической регрессией, вызванной миграцией религиозных меньшинств, считающих, что их права и возможности в стране ограничены. Учитывая тот факт, что многие представители религиозных меньшинств являются высококвалифицированными рабочими, их миграция из Кыргызстана может негативно отразиться на экономическом развитии страны.

Политика секьюритизации религиозной сферы представляется наиболее опасной в виду малоизученности динамики религиозной ситуации. Кроме того, установление контроля за деятельностью религиозных общин является трудно выполнимой задачей так, как некоторые группы уже ушли в подполье после первой волны (2006-9 гг.) ужесточения законодательства, регулирующего сферу религии.

Следует отметить, что также допустимо существование гибридных моделей, сочетающих в себе элементы сразу двух (или даже трех) подходов. Внедрение подобных моделей может нести в себе дополнительные риски, обусловленные совмещением противоречивых парадигм. Гибридные модели, с одной стороны, ослабляют результативность мер, предпринимаемых на достижение взаимоисключающих целей.

С другой стороны, гибридные модели усугубляют существующие противоречия и вызывают наиболее нежелательные последствия в сфере государственно-конфессиональных отношений, подрывая уровень доверия всех стейкхолдеров к власти. Таким образом, реализация гибридных моделей представляется крайне нежелательной при разработке государственной политики в области религии в Кыргызстане.

Данная статья была подготовлена в рамках проекта IWPR «Стабильность в Центральной Азии через открытый диалог».

Список литературы:

ГКДР. «О Госкомиссии: История создания”. http://religion.gov.kg/ru/comission/history . Дата просмотра 23 ноября 2019 г.

Горячева, В.Д. Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии 1982. Фрунзе: Илим, 1983.

Fe. «ПАСЕ призвала Киргизию отказаться от шариата в пользу европейского права”. Опубликовано 24 января 2019 г., http://fergana.agency/news/104586/ . Дата просмотра 23 ноября 2019 г.

Ибрагимов К.С. Пятая польская девизия в Кыргызстане: 1942. Жалал-Абад, 2009.

Кадыров, М. План мероприятия по борьбе с развертыванием религиозного движения в пределах Аламединского района Киргизской ССР от 1960 г.

Мамонтова, Д. «Турсунбай Бакир уулу от лица своей партии требует закрытия всех сект в Кыргызстане”. KNEWS, 13 февраля 2012 г. http://shorturl.at/hlvI0 . Дата просмотра 23 ноября 2019 г.

Maurizio, G. Ethnic Minorities in Democratizing Muslim Countries: Turkey and Indonesia. Norfolk: Pulgrave, 2018.

Постановление Совета Министров СССР «О структуре и штатах Центрального аппарата Совета по делам религий при Совете Министров СССР” от 17 марта 1966г.

Резолюция XII съезда РКП(б). «По вопросам пропаганды, печати и агитации” от 17-25 апреля 1923 г.

Усубалиев, Т. Постановление ЦК КП Киргизии от 24 февраля 1985 г.

В.Д. Горячева. Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии 1982. Фрунзе: Илим, 1983 – С. 34.

Т. Усубалиев. Постановление ЦК КП Киргизии от 24 февраля 1985 г.

М. Кадыров. План мероприятия по борьбе с развертыванием религиозного движения в пределах Аламединского района Киргизской ССР от 1960 г.

К.С. Ибрагимов. Пятая польская девизия в Кыргызстане: 1942. Жалал-Абад, 2009.

Постановление Совета Министров СССР «О структуре и штатах Центрального аппарата Совета по делам религий при Совете Министров СССР” от 17 марта 1966 г.

ГКДР. «О Госкомиссии: История создания”. http://religion.gov.kg/ru/comission/history . Дата просмотра 23 ноября 2019 г.

G. Maurizio. Ethnic Minorities in Democratizing Muslim Countries: Turkey and Indonesia. Norfolk: Pulgrave, 2018 – P. 68.

Резолюция XII съезда РКП(б). «По вопросам пропаганды, печати и агитации” от 17-25 апреля 1923 г.

Д. Мамонтова. «Турсунбай Бакир уулу от лица своей партии требует закрытия всех сект в Кыргызстане”. KNEWS, 13 февраля 2012 г. http://shorturl.at/hlvI0 . Дата просмотра 23 ноября 2019 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Содержание

Какая вера и религия в Казахстане?

Прочитав статью, вы узнаете весь религиозный спектр Казахстана, за 15-19 минут.

Благодаря своеобразному пути развития и формирования государства Казахстан сегодня имеет многонациональный состав населения, который формировался путем переселения людей из других регионов. Какая вера и официальная религия у казахов в Казахстане сегодня? Есть ли в стране православные церкви? Распространён ли шаманизм в стране? Предлагаем узнать ответы на эти и другие вопросы, окунувшись в тысячелетнюю историю казахского народа.

1. Религиозная принадлежность населения Казахстана

Казахстан сегодня представляет собой унитарную республику с президентской формой правления. Конституция определяет республику светским государством, но гарантирует полную свободу вероисповедания для населения.

Религия Казахстана кратко: согласно статистическим данным, в Казахстане функционирует 46 конфессий и доминаций, представляющие интересы многоэтничного народа. В настоящее время в республике насчитывается порядка 4200 религиозных общин и объединений, действуют около 3200 различных молитвенных домов, церквей и мечетей.

1.1. Какая основная религия преобладает в Казахстане?

В ходе переписи населения в 2009 году жителям Казахстана задавался вопрос об отношении к религии. Процентное соотношение представителей преобладающих религий оказалось следующим: около 97% респондентов отнесли себя к той или иной вере, а 3% опрашиваемых отказались от ответа, либо заявили о своём атеизме.

1.2. Казахстан религия в процентах:

  • мусульмане — 70,19%;
  • христиане — 26,17%;
  • буддисты — 0,09%;
  • иудеи — 0,03%;
  • другие религии — 0,19%;
  • атеисты — 2,81%;
  • не дали ответа — 0,51%.

Исторически и культурно сложилось, что общество в республике ориентировано на две традиционные распространенные религии — суннитский ислам и православное христианство. Более 11 миллионов жителей Казахстана, среди которых казахи, узбеки, киргизы и другие, исповедуют суннитский ислам, азербайджанцы же придерживаются шиитского направления ислама. Последователи христианства в республике — это в основном русские, украинцы, белорусы.

2. История казахского народа

История народа Казахстана насчитывает порядка 1000 лет.

2.1 История культуры и происхождение казахского народа

В формировании народности казахов ключевую роль сыграли, прежде всего, арийцы, которые обитали в древности на территориях от Дуная до Байкала. Их курганы встречаются на территории современной России, Украины и по всему Казахстану.

2.1.1 Происхождение – история этногенеза казахского народа

Первым народом, населяющим территорию нынешнего Казахстана, были кочевые скотоводы эпохи бронзы. К первому веку до нашей эры в Средней Азии поселилось племя гуннов, которые создали первую империю кочевников в этом регионе. Это были типичные европеоиды андроновского типа, светловолосые и зеленоглазые, ставшие предками для сарматов, скифов, авар. После андроновцев у казахов осталось множество культурных обычаев — кочевой образ жизни, письменность, узоры на коврах, тамги. Во втором веке до нашей эры было создано государство Кангюй, ключевую роль в котором играли племенные союзы.

Это интересно! Сам термин «казах» произошёл от тюркского слова «казак», что означало — свободолюбивый, вольный, скиталец.

2.1.2 Средневековая история кратко

Тюркские народы стали доминировать в Средней Азии во времена монгольского нашествия. Это племя, вышедшее из евразийских степей, образовало крупнейшее государство протяжённостью от Жёлтого до Чёрного моря. Монгольские правители, купцы, воины смешивались с местным населением, привнося в генофонд местных народностей монгольские компоненты.

2.1.3 Казахское ханство

Зарождение казахского ханства у казахов приходится на середину 15 века, в это время Золотая Орда была почти разгромлена. Хан Касым окончательно консолидировал племена в нацию казахов, при нём численность народа достигла миллиона человек. Примерно в этот же период началась активная арабская экспансия Средней Азии и, как следствие, распространение исламской религии. В пользу учений Пророка регион сменил и культурные традиции — на смену тюркской письменности приходит арабская, используется арабский календарь, народ отмечает мусульманские праздники.

До 1715 года ханство росло и развивалось, пока после смерти хана Тауке оно не распалось на три территориально-хозяйственных объединения, получивших название жуза. Вскоре после этого разделения, над казахами нависла грозная опасность — появился жестокий и страшный народ джунгары из Джунгарского ханства.

СПРАВКА! Они не просто грабили население, но и стремились полностью истребить его.

Единственным спасением для казахов было — найти могущественного покровителя, в качестве которого выступила Россия.

2.1.4 Казахи в составе Российской империи

В 1726 году казахи отправляют представителей в Россию для того, чтобы просить покровительства. И только в 1731 году императрицей Анной Иоанновной была подписала жалованная грамота о присоединении Младшего жуза к России, что считается официальным вхождением Казахстана в состав Российской империи.

То время было для казахского народа эпохой слабой государственной власти и затянувшимися внутренними конфликтами. В конце 18 века на российско-казахской границе начинают воздвигать крепости, которые кладут начало расширению Российской империи вглубь казахских степей. Со временем ханы решают присягнуть на верность России, тем самым признавая несомненную мощь империи.

2.1.5 Казахи при Советском Союзе

В 1936 году начинает своё существование Казахская АССР со столицей в Алма-Ате. При советской власти казахская экономика стала развиваться небывалыми темпами. Активно развивалась промышленность, осваивалась целина, был построен космодром Байконур. Но были и печальные периоды принудительной коллективизации, репрессий национальной интеллигенции, массового голода, которые пришлось пережить народу Казахстана в 20-х – 30-х годах 20 века. Около 450 тысяч казахов принимают участие в Великой Отечественной войне, около половины из них гибнут на полях сражений.

2.1.6 Современная история Казахстана

В декабре 1991 года была провозглашена полная независимость Республики Казахстан. На сегодняшний день государство Казахстан занимает 9 место в мире по территории. Государство граничит с Россией, Узбекистаном, Китаем, Туркменией, поэтому правительство придерживается взвешенной и выдержанной внешней политики. Сейчас в стране проживает более 18 миллионов человек, и эта цифра неуклонно растёт.

2.2 Традиции и обычаи Казахстана

Многие особенности традиций и обычаев казахского народа связаны с взаимоотношениями в семье и основываются на уважении к старшим. Глава рода семьи считается самым уважаемым человеком, и каждая семья приучает подрастающее поколение знать свой род до седьмого колена и дальше. Многие обычаи связаны с гостеприимством (дастархан, саркыт), а также с важными событиями в жизни народа — рождением ребёнка, свадьбой, похоронами.

2.2.1 Кара шанырак – особенная традиция

Это интересно: Кара шанырак – это древняя казахская традиция, когда младший сын в семье остаётся в родительском доме жить вместе с родителями до их смерти. Это должно происходить независимо от его желания.

2.2.2 Национальная одежда

Важная часть национальной одежды казахов — халат из замши или шёлка, хлопка, шерсти, который носят и женщины, и мужчины. А популярный головной убор —тюбетейка. Казахские культура и традиции пестрят самобытными элементами: богато украшено все — от костюмов и юрты до орудий труда.

2.2.3 Главный праздник — Наурыз

Наурыз считается одним из главных праздников Казахстана, его празднование приходится на день весеннего равноденствия. В этот день люди наряжаются, ходят друг к другу в гости и угощаются праздничным блюдом наурыз-коже, которое традиционно готовится из семи ингредиентов — мяса, жира, воды, соли, муки, молока и злаков.

2.3 Национальный состав населения государства — статистика

В современном Казахстане проживает около 140 этносов, коренным из которых, несомненно, является казахский народ. Русскоязычное население представляет примерно треть населения и проживает в основном на северо-востоке страны. Крупные этносы статистически распределены в республике (от общего количества населения) следующим образом:

  • казахи — 65%;
  • русские — 21,8%;
  • узбеки — 3%;
  • украинцы — 1,8%;
  • уйгуры — 1,4%;
  • татары — 1,2%;
  • другие (молдаване, чуваши, болгары, греки, мордва и другие) — 5,8%.

2.4 Верования казахов – история религии

2.4.1 Какую религию исповедуют в Казахстане казахи?

Основная религия казахов — ислам, причём большинство людей приходятся последователями суннитов. На втором по популярности месте находится православие, а затем следует атеизм.

2.4.2 История проникновения ислама

Развитие мусульманской религии стало происходить в конце 6 века, благодаря арабам-миссионерам, следовавшим по Шёлковому пути. Распространение учения пророка Мухаммеда на территории Средней Азии проходило мирным просветительским путём, с помощью внедрения в законодательство духовных ценностей.

2.4.3 Когда казахи стали мусульманами?

В конце 10 столетия ислам был официально утвержден как государственная религия. В период советской власти, во время преследования любой религиозной деятельности, популярность ислама сошла на нет. По этой причине и сегодня меньшинство этнических казахов соблюдает намаз и обряды.

2.5 Роль религии в жизни казахов

В жизни современных казахов религия демонстрирует свою востребованность даже в условиях современных реалий, в век рыночной экономики, компьютерных технологий и рационального мышления. И пусть намаз и обряды сегодня соблюдает лишь меньшинство коренных казахов, в стране считается важным воспитывать в подрастающем поколении следование исламскому вероисповедованию.

Исламская община страны включает в себя более двух тысяч религиозных объединений. Так как в стране укрепляется межконфессиональная толерантность.

ВАЖНО! Казахстан можно считать единственной страной в мире, где нет этнических и религиозных разногласий, где мирно проживают люди разных вероисповедований.

2.6 Известные представители народа

Руководитель исламской общины всей страны, которая включает более двух тысяч религиозных объединений — верховный муфтий, глава духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Ержан Маямеров. Деятельность организации основана на ханафитском мазхабе.

Абдулазиз Расулов — независимый религиозный наставник, феноменальный знаток и чтец Корана, в 80-е годы 20 века являлся целителем в Талдыкоргане. Позже он был официально утверждён имамом городской мечети.

3. Свобода вероисповедания

Поскольку сейчас в республике светское устройство, государство и религия в Казахстане отделены друг от друга и официальной национальной государственной религии не существует.

Закон о религии в Казахстане: каждый человек вправе исповедовать те религиозные убеждения, которые унаследовал от своих предков или к которым испытывает тяготение.

3.1 Государственная религия Казахстана

Основополагающим национальным вероисповедованием здесь является ислам суннитского толка. Второй по популярности среди населения религией является православное христианство. И хоть формально официальной религии в республике Казахстан нет, данный вопрос для каждого верующего является личным. Большинство граждан считают себя верующими, хоть и не вовлечены в деятельность религиозных организаций.

4. Основные религии и религиозные конфессии Казахстана

Сколько религия в Казахстане? В наши дни на территории Казахстана проповедуют свои учения 17 конфессий, входящих в состав шести основных мировых религий.

Мировые религии, наиболее распространенные на территории Казахстана – это ислам и христианство. Следующие за ними виды мировых религий по распространению это иудаизм и буддизм. Также встречаются последователи католицизма, протестантизма и группы иных конфессий, таких как общество буддистов, бахаистов, Сознания Кришны.

4.1 Ислам в Казахстане – основная религия

Традиционная религия на территории Казахстана — ислам суннитского толка школы ханафитского мазхаба, одной из четырех основных правовых школ мусульман.

4.1.1 Сунниты

К образованию суннизма привел в 7 веке раскол государства. Это направление ислама не признает особенной духовной власти над другими верующими любого человека. Укоренение религии началось с юга страны и к концу 9 века широко распространилось по средней Азии на побережьях Сырдарьи и Семиречья. Суннитский ислам сегодня включает в себя четыре школы — мазхаба.

4.1.2 Особенности ислама в Казахстане

Сегодня традиционный ислам распространяется посредством областных филиалов Духовного Управления мусульман Казахстана (ДУМК). Для современного следования мусульманской религии характерна толерантность, признание свободы мнений, терпимость к инакомыслию. Отмечается отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Элементы ислама в республике имеют скорее обрядовый или символический характер.

4.1.3 Мусульманские школы

Из религиозных учебных заведений в Казахстане были распространены:

  • мектеб — начальные школы;
  • медресе — высшие школы.

Многие мусульманские школы функционировали при мечетях, их посещали мальчики с 4-5-го летнего возраста. Учились там от 3-х до 12-ти лет. В мектебах обучали арифметике, арабскому языку, каллиграфии, чтению Корана. Для получения религиозного звания было необходимо отучиться в медресе.

СПРАВКА: В 2001 году в городе Алматы был открыт Университет исламской культуры «Нур-Мубарак», который подготавливает высококвалифицированных имамов, исламоведов и преподавателей арабского языка.

4.1.4 Публичное проявление веры

Иногда возможность поклонения организуется на государственном уровне, например, учреждаются конкурсы религиозной грамотности. Ежегодно сотни мусульман-казахов совершают хадж в Мекку. И хоть большинство населения Казахстана, исповедующего ислам, считают себя верующими людьми, они не совершают регулярно намаз и не вовлечены в деятельность религиозных общин.

4.1.5 Особая одежда для женщин

В некоторых исламских странах женщинам полагается носить хиджаб или паранджу, скрывающие все части тела, кроме глаз. Хотя прямого указания на это, например на скрытие волос, в Коране нет.

Верховный муфтий Казахстана призвал решать вопрос о ношении религиозной одежды на местах, проявляя уважение к порядкам организации. К примеру, он советовал лично договариваться родителям со школой или иным образовательным учреждением.

4.1.6 Ханафитский мазхаб в Казахстане

Крупнейшую ханафитскую школу основал выдающийся мусульманский богослов Абу Ханифа и предложил методологию богословия, которая стала основой школы. Религиозная школа Абу Ханифы считается золотым ядром казахского мусульманства, её учения переплетены с повседневной жизнью казахов, так как глубоко лежат в их национальной сущности.

4.1.7 Появление и распространение ислама на территории Казахстана

Ислам стал появляться на территории Казахстана ещё во времена арабской экспансии Средней Азии. Арабы-миссионеры на протяжении 7 и 8 века убеждали население принять учение Пророка и подавали собственный пример благочестивой жизни.

4.2 Христианство в Казахстане

4.2.1 История появления

Появление христианства на территории Средней Азии историки связывают с племенами согдийцев, которые двигались по Великому шёлковому пути из Ирана. Во времена эпидемий они убеждали тюрок принять их веру и научили рисовать на лбу крест, как символ религии.

4.2.2 Православие

Христианство православного направления в Казахстане распространено среди славянских народов — русских, белорусов, украинцев и других. Сегодня православие является мощным религиозным течением в стране и подчиняется Московскому патриархату. На территории Казахстана расположено 9 монастырей и 230 приходов.

4.2.3 Католики в Казахстане

4.2.3.1 Появление католицизма

Католицизм, как одно из направлений христианства, попал в страну в советское время через репрессированных людей, среди которых было много немцев, поляков, аварцев и других. Эти люди, которые потеряли свой дом и гражданские права, усердно исповедовали религию своих предков и старались сохранить свою национальную культуру. Оплотом католической религии в Казахстане, стали поляки, насильственно переселённые в страну в 1939 году и немцы, попавшие туда в 1941 году.

4.2.3.2 Католическая церковь Казахстана

На сегодняшний день в стране действует три епархии Католической Церкви: в Астане, Алма-Ате и Атырау, а также несколько приходов греко-католиков.

4.2.4 Протестантизм — история протестантской религии в Казахстане

Данное вероисповедование стало распространяться по стране через солдат-лютеран и военнопленных во времена присоединения Казахстана к Российской империи. Сейчас в Казахстане присутствуют следующие протестантские конфессии:

  • лютеранство;
  • баптизм;
  • меннонитство.

4.2.5 Буддизм

Его исповедуют в основном калмыки и немногочисленная часть корейской диаспоры, это примерно 15 тысяч человек. В Казахстане буддизм представлен достаточно слабо, но имеет четыре официальных организации: одна линия тибетского буддизма, остальные представляют корейский сон-буддизм.

СПРАВКА! Стоит отметить, что в Казахстане множество представителей корейской общности принадлежат к различным католическим религиозным ответвлениям.

4.2.6 Иудаизм

В Казахстане представлена только ортодоксальная ветвь иудаизма, которая получила распространение с указом Николая первого о воинской повинности для евреев. Сейчас в стране имеется 5 действующих синагог.

5. Древние религии Казахстана

В древние времена среди казахского народа были распространены две основные религии: тенгрианство и шаманство.

5.1 Тенгрианство – древнейшая религия у казахов

Главное божество Тенгри ассоциировалось с небом, ему приписывалось управление силами природы, людьми и духами. Согласно этой религии, всё мироздание состояло из трёх частей. Мир неба принадлежал божествам, мир срединный — людям и мир подземный — тёмным силам. Культ Тенгри воспринимался как принятие себя как части природы, единения с ней.

5.2 Шаманизм

При помощи шаманских способностей древние казахи стремились предотвратить явления, опасные для общества. Шаманам приписывали способность пророчить, врачевать, контактировать с потусторонними силами, вызывать погодные изменения.

Справка: С распространением ислама к шаманам стали относиться настороженно, считая их связанными с дьяволом. В целом же представители ислама и шаманства существуют мирно.

6. Другие вероисповедания

6.1 Атеизм

На сегодняшний день около 5% населения Казахстана открыто заявляет о своём атеизме. Иногда случаются социальные конфликты на этой почве, а также встречаются случаи дискриминации атеизма в СМИ.

6.2 Секты и нетрадиционные религии

В современном Казахстане имеются следующие отколовшиеся от традиционной религии оппозиционные общины:

  • Ваххабизм, Исмаилиты, Джадиды — от ислама;
  • Мормоны, Свидетели Иеговы, Молоканы — от христианства;
  • Брахна Кумарис, Сознание Кришны — от буддизма.

6.3 Экстремизм

Проявления религиозного экстремизма в стране были связаны с деятельностью членов радикальной организации «Хизб-ут-Тахрир», деятельность которой запрещена с 2005 года. Своё идейное начало казахстанские экстремисты берут с исламистского направления «такфиризм».

7. Религия в современном Казахстане сегодня

7.1 Современное состояние религии в Казахстане

В 2011 году Казахстан отметил двадцатилетие своей независимости. За эти годы произошёл настоящий ренессанс религии в культуре современного Казахстана, численность религиозных объединений возросла в 6 раз.

Сегодня страну наводнили различные религиозные миссии, ранее неизвестные никому. В борьбе за влияние на верующих они нередко теснят традиционные религии Казахстана, вызывая межконфессиональные противоречия. Однако сейчас, по-прежнему, доминирующую часть верующего населения страны составляют мусульмане и православные христиане.

7.2 Отношение к религии парламентских партий Казахстана

В парламенте страны состоят три политические партии и относятся к религии они таким образом:

  • правящая партия «Нур-Отан» не упоминает в своей доктрине ни одну религию;
  • оппозиционная Коммунистическая партия пропагандирует принципы атеизма;
  • демократическая партия «Ак жол» поддерживает традиционные религии — ислам и христианство.

8. Мечеть Хазрет Султан в Астане (Нур-Султане)

Соборная мечеть Хазрет Султан в Астане является второй по размерам мечетью в Центральной Азии и входит в число уникальных культурных объектов страны. Её название означает «Святейший Султан», воздвигнута она в честь суфийского шейха Ходжи Ахмеда Ясави, которого почитает весь мусульманский мир. Архитектура мечети поражает изящной восточной красотой и необыкновенным узором казахского орнамента.

9. Съезды мировых религий в Казахстане

По инициативе президента Нурсултана Назарбаева в сентябре 2003 года в Астане был проведён первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В его работе приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, синтоизма, иудаизма, индуизма и буддизма. Проведение подобных съездов и форумов стало регулярным, традиционно они проходят в Астане и затрагивают темы обеспечения диалога и межконфессионального сотрудничества.

МАГДЕБУРГ. 7 ноября. КАЗИНФОРМ /Юлия Чернова/ — Наш корреспондент в ФРГ предлагает вниманию читателей подборку по материалам электронной службы информации Австрийского католического агентства печати KATHPRESS.

«Президент Н. Назарбаев заботится о взаимном уважении и понимании представителей всех религий. В Казахстане проживает около 130 народностей, действует 46 различных религиозных сообществ, мирно сосуществующих друг с другом. Президент Назарбаев задаёт направление: соблюдение прав человека, а также свобода, равенство и братство всех этнических и религиозных групп — это основные ценности Казахстана, подчёркивает глава государства. Казахстанская конституция позиционирует страну как светское государство, гарантирующее свободу религии. Государство и религия чётко отделены друг от друга: так, например, запрещены политические партии, высказывающиеся за предпочтение какой-либо из религий.

В Казахстане существуют предписанные законом процедуры для государственной регистрации религиозных общин. Закон предусматривает также деятельность «Комитета по религиозным вопросам», который служит связующим звеном между религиозными общинами и государством. Он подчиняется Министерству юстиции и отвечает, среди прочего, за регистрацию религиозных общин. Регистрация предоставляет религиозным сообществам преимущества при налогообложении, а также бесплатные земельные участки под строительство мечетей, церквей или синагог. При строительстве также оказывается финансовая подержка общинам. С другой стороны, официальные ведомства обладают правом проверки религиозных общин. В «Законе о противодействии экстремизму» однозначно постановлено, что Комитету предписывается изучение и анализ деятельности религиозных общин.

Ввиду вышеназванных полномочий не удивительно, что вицедиректор Комитета, Аманбек Мукашев, постоянно сопровождает западных журналистов, посещающих религиозные организации в столице Казахстана Астане и берущих интервью у священнослужителей. Мукашев подчёркивает заслуги президента Назарбаева в достижении взаимопонимания и мирного сосуществования представителей разных религий. В 2003 году Назарбаев впервые созвал Съезд мировых и традиционно-национальных религий, который уже дважды заседал в Астане и снова состоится в будущем году. На Пасху в 2007 году президент выступил с телевизионным обращением на тему толерантности и межрелигиозного диалога в Республике Казахстан. Так, по словам президента, возможно совместное празднование религиозных праздников разных религий, поскольку «Бог есть основа всех людей».

С этим высказыванием соглашается имам мечети «Нур-Астана»: «То, что всем людям нужно жить в мире, подтверждается и кораном. Ислам — мирная религия и не имеет никакого отношения к экстремизму и терроризму», — подчёркивает имам.

Правительство Казахстана полностью контролирует ситуацию. Если бы экстремистские организации попробовали ступить на землю Казахстана, у них не было бы никакого шанса обрести успех среди населения».

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Если верить статистике, то все казахи, проживающие в Казахстане, исповедуют ислам, а все славяне — христианство. Более того, как утверждают официальные данные, в сумме количество православных и мусульман в стране уже достигло 95% от общей численности населения. То есть нам не просто навязали религию, так еще и оптом записали в верующие. Хотя на самом деле процент реально практикующих мусульман в стране все еще низок, и не нужно проводить специальных исследований, чтобы убедиться в этом. Возникает резонный вопрос: кому и зачем нужно искусственно создавать религиозную нацию в светском государстве? Ответить на него мы попробуем вместе с политическим аналитиком Султанбеком Султангалиевым.

— По официальным данным, в стране проживают около 12 миллионов казахов и примерно столько же граждан исповедуют ислам. Не кажется ли вам странным такое совпадение? Почему нас без нас пытаются записать в мусульмане? Ведь, как известно, далеко не все казахи посещают мечеть, соблюдают религиозные обряды, держат пост…

— По поводу официальной статистики хотелось бы привести наглядный пример — несколько курьезный, на мой взгляд. На заседании правительства в апреле текущего года министр культуры и спорта доложил о том, что доля населения, владеющая казахским языком, достигла 82 процента. Мне интересно, по каким критериям это оценивалось, особенно если учесть, что этнические казахи составляют около 67 процентов от общей численности жителей страны? По умению читать вывески на магазинах? Мы же все понимаем, что эта цифра не соответствует реальности. Утверждать такое — значит зарываться, подобно страусу, головой в песок, уходя от проблем развития государственного языка. Впрочем, это так, к слову.

Что же касается приведенной вами цифры, касающейся мусульман, то она автоматически дублирует невразумительные данные переписи 2009 года и количество казахского населения в стране на 2016 год. То есть дубинноголовая статистика не признает за 12 миллионами казахов права «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». Раз ты родился казахом, то должен быть мусульманином-суннитом ханафитского мазхаба, и точка!

Подобного рода заявления я отношу к прямолинейности и недалекости бюрократического мышления. Кстати, отсюда проистекают и попытки представить Казахстан как мусульманское государство в обход положениям действующей Конституции, которая позиционирует его как светское. В системе госуправления явственно наблюдается острый недостаток государственного мышления, которое практически полностью подменено мышлением местечковым и шкурным. А последнее является благодатным базисом коррупции и непрофессионализма.

— Выходит, это просто недальновидная, непродуманная политика? Но чем она чревата?

— Недальновидность наших властей в религиозном вопросе, пожалуй, можно объяснить, помимо прочих факторов, еще и интеллектуальным убожеством и примитивизмом отдельных сановников из числа так называемой региональной элиты. Не секрет, что в начале своего шествия по нашей стране салафизм пользовался покровительством с их стороны, в силу чего и получил такое распространение, особенно в западных областях Казахстана. Был ли это сознательный подкоп под устои Ак-Орды в надежде использовать религиозные секты как ресурс в борьбе за власть в будущем или за отделение нефтегазового Запада от остальной страны (к данной версии лично я склоняюсь), либо просто наивная глупость разжиревших от гиподинамии мозга безответственных чиновников — это уже не столь важно.

А важно то, что секты стали объективной реальностью и сегодня представляют собой взрывчатый материал, который кое-кто надеется использовать для общественной дестабилизации. Бомба религиозного экстремизма, управляемого вполне светскими людьми, уже заложена и может сработать в любой момент, как это случилось в Актобе.

— И все же, зачем населению пытаются навязать ислам?

— Я бы не сказал, что ислам в Казахстане навязывается населению сверху. Наша власть в принципе не может ничего навязать народу в идеологической сфере по причине своего крайне низкого авторитета и недоверия людей к любым ее инициативам. Пресловутые 70 процентов мусульман от общей численности населения — это просто усердное замыливание глаз самим себе, что весьма распространено у отечественной бюрократии. Цинично говоря, иногда можно врать народу, исходя из каких-то государственных соображений, но главное – чтобы сама власть не верила в собственную ложь. А у нас облагообразили отчетность, отрапортовали и сами же в нее поверили.

Сложность, так сказать, количественного учета в религиозной сфере объясняется еще и морально-этическими критериями, то есть тем, как вы верно подметили в первом вопросе, насколько искренне и глубоко человек верует. Сомнения вызывает не сама цифра в 70 процентов (в принципе не суть важно, какова доля мусульман у нас в стране — 65 или 69 процентов), а тот метод, которым эта цифра получена. В нашем случае не учитывается и религиозная направленность верующих, то есть к какому направлению в исламе они себя относят, и, следовательно, подобная статистика не должна использоваться при анализе и прогнозировании общественно-политической ситуации в стране, вероятных тенденций в религиозной сфере. То есть эта цифра ни о чем. Надеюсь, что при подготовке к проведению следующей переписи населения Казахстана данной проблеме будет уделено повышенное внимание.

— А может, нас готовят к тому, что рано или поздно Казахстан станет исламским государством? Каким бы утопическим этот сценарий ни казался… Ведь власти сами довольно часто нарушают принцип светскости – выделяя государственные гранты на обучение будущих имамов, вмешиваясь в дела конфессий, предоставляя преференции одним и осложняя жизнь другим, выделяя лакомые куски земли под строительство культовых сооружений…

— Если учесть темпы эмиграции русскоязычного (преимущественно христианского вероисповедания) населения и изменение других демографических показателей в национальном разрезе, то можно сделать вывод, что Казахстан постепенно движется к статусу моноконфессиональной страны. Станем ли мы исламским государством, живущим в 21-м веке по законам шариата? Надеюсь, что нет.

Во-первых, существуют национальные особенности казахского вероисповедания, уходящие в номадическую историю нашего народа. Ислам проник на нашу территорию позже, он имеет элементы языческой (тюркской) культуры. По сравнению с соседями-узбеками казахи не были столь ревностными мусульманами вследствие кочевого образа жизни. Кроме того, казахская ментальность предполагает отсутствие фанатизма и толерантное отношение к иному мировоззрению, в том числе и к религиозному.

Во-вторых, влияние европейской (русской) культуры на протяжении 20 века в Казахстане было намного ощутимее и глубже, нежели в других странах Центральной Азии, в силу чего прослойка национальной интеллигенции сформировалась на базе смешения казахской и русской культур и является носителем светскости.

В-третьих, нельзя не учитывать геополитический фактор влияния России и Китая, которым совершенно не улыбается появление у их границ исламского государства. И если безмятежно близорукие российские правящие круги традиционно способны проморгать опасность, то китайцы найдут способ мирным путем нейтрализовать религиозно озабоченных представителей казахского истеблишмента еще на дальних подступах к власти.

В-четвертых, распространение идей религиозного экстремизма угрожает самим основам существующего политического порядка в Казахстане. После событий в Актобе власти, похоже, наконец-то осознали, что настоящая опасность исходит не от законопослушных оппозиционеров, а от бредущего по казахстанским степям призрака ИГИЛ.

По официальным данным, мусульмане — 93 % (в основном сунниты ханафитского мазхаба, численность шиитов не превышает 1 %, они сконцентрированы в Бухарской и Самаркандской областях), православные — 4 % (доля православных неуклонно снижается, что вызвано эмиграцией русских, украинцев, белорусов и др.), остающиеся 3 % — это римские католики, корейские христиане, баптисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, евангелические христиане и пятидесятники, свидетели Иеговы, буддисты, бахаисты, кришнаиты и атеисты. В советский период религиозные организации подверглись, как и в целом по Союзу, гонениям — многие культовые здания были разрушены (например, в 1980 году в республике было лишь 89 мечетей). С конца 1980-х власть стала лучше относиться к конфессиям, сохраняя светский характер государства. Изменение государственной политики выразилось в передаче религиозным организациям (не только мусульманским) конфискованной собственности, а порой и в строительстве за государственный счет культовых зданий. Например, в конце 1980-х — начале 1990-х годов была на государственные деньги отреставрирована и передана верующим местной иранской общины мечеть Панджоб в Самарканде, бухарским евреям переданы из музея свитки Торы, немецкий культурный центр получил Ташкентскую евангелическую кирху, римско-католическому приходу вернули Польский костел и т.д.

По официальным данным на 1 июня 2010 года в Узбекистане были официально зарегистрированы 2225 религиозных организаций 16 различных религиозных конфессий:

  • ислам — 2050 (мечети, религиозные образовательные учреждения, исламские центры),
  • христианство — 175 в том числе:
  • корейские христиане — 52,
  • православные (РПЦ) — 37,
  • баптисты — 23,
  • пятидесятники (полного Евангелия) — 21,
  • адвентисты седьмого дня — 10,
  • католики — 5,
  • лютеране — 2,
  • новоапостольские христиане — 4,
  • Армянская Апостольская церковь — 2,
  • свидетели Иеговы — 1,
  • церковь голоса Божия — 1,
  • межконфессоинальное библейское общество — 1,
  • иудаизм — 8,
  • бахаи — 6,
  • кришнаиты — 1,
  • буддизм — 1.

Отмечается, что посещаемость мечетей высокая, особенно среди молодёжи, которая составляет большинство молящихся.

Из христианских конфессий на территории Узбекистана официально действуют:

  • Русская православная церковь (Ташкентская и Узбекистанская епархия),
  • Римско-католическая церковь,
  • Армянская апостольская церковь,
  • Евангелическо-лютеранская церковь,
  • Союз церквей Евангельских христиан-баптистов,
  • Центр церквей христиан полного Евангелия.

Существуют оценки, согласно которым в Узбекистане насчитывается до 10 тысяч бухарских евреев и евреев-ашкеназов. Евреи сконцентрированы в городах Ташкент, Бухара и Самарканд. Свыше 80 тысяч евреев за последние 20 лет эмигрировало в Израиль и США, что было обусловлено в первую очередь экономическими мотивами.

Конституция Республики Узбекистан декларирует свободу совести для всех. По Конституции каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Также недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *