Клобу́к: (возм. от тюрк. kаlраk — шапка; греч. κίδαρις (кидарис) (Исх.28:39)).
1. Принадлежность облачения монаха малой схимы – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы.
2. Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея – архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы – черного с нашитым крестом, епископы – черного.
3. Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха – патриарший клобук – полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь.
ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ́, др.-рус. название конгломерата степных кочевников, сложившегося к сер. 12 в. на юж. лесостепных окраинах рус. княжеств, в осн. в Поросье. Вероятно, происходит от тюрк. *karakalpak («чёрная шапка»), не исключено, что др.-рус. название возникло параллельно. Летописное назв. «Ч. к.» обозначало часть печенегов, торков и др. группировок, связанных с рус. князьями договорными отношениями разного характера; или, менее вероятно, их часть (напр., группы отборных воинов или знатный род). Впервые Ч. к. упомянуты в Ипатьевской летописи при описании событий авг. 1146, когда Ч. к. поддержали кн. Изяслава Мстиславича в борьбе за Киев; в последний раз – в Лаврентьевской летописи под 1201, когда выступили на стороне галицко-волынского кн. Романа Мстиславича против киевского кн. Рюрика Ростиславича. Под 1150 в Ипатьевской летописи упомянута область «Ч. к.». Ч. к. использовались для охраны границ Руси, гл. обр. от половцев, имевших сходную тактику боя и вооружение, а также в качестве вспомогат. отрядов во внешних и междоусобных войнах. Ч. к. имели широкую автономию и самоуправление. Их вожди входили в элиту др.-рус. княжеств и ближайшее окружение князей Рюриковичей (прежде всего киевского князя). Группировки, составлявшие Ч. к., судя по всему, были в осн. уничтожены и рассеяны в ходе монголо-татарского нашествия, затем ассимилированы. Приписка в Моск. летописном своде кон. 15 в. под 1152 «… черные клобуки еже зовутся черкасы …» – анахронизм, замена книжником непонятного названия на совр. экзоэтноним, обозначавший степных инородцев. Идентифицировать связанные именно с Ч. к. археологич. комплексы в материальной культуре кочевников юж.-рус. степей 12–13 вв. невозможно.