Клобук – что это?

Клобу́к: (возм. от тюрк. kаlраk — шапка; греч. κίδαρις (кидарис) (Исх.28:39)).

1. Принадлежность облачения монаха малой схимы – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы.

2. Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея – архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы – черного с нашитым крестом, епископы – черного.

3. Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха – патриарший клобук – полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь.

ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ́, др.-рус. на­зва­ние конг­ло­ме­ра­та степ­ных ко­чев­ни­ков, сло­жив­ше­го­ся к сер. 12 в. на юж. ле­со­степ­ных ок­раи­нах рус. кня­жеств, в осн. в По­ро­сье. Ве­ро­ят­но, про­ис­хо­дит от тюрк. *karakalpak («чёр­ная шап­ка»), не ис­клю­че­но, что др.-рус. на­зва­ние воз­ник­ло па­рал­лель­но. Ле­то­пис­ное назв. «Ч. к.» обо­зна­ча­ло часть пе­че­не­гов, тор­ков и др. груп­пи­ро­вок, свя­зан­ных с рус. князь­я­ми до­го­вор­ны­ми от­но­ше­ния­ми раз­но­го ха­рак­те­ра; или, ме­нее ве­ро­ят­но, их часть (напр., груп­пы от­бор­ных вои­нов или знат­ный род). Впер­вые Ч. к. упо­мя­ну­ты в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си при опи­са­нии со­бы­тий авг. 1146, ко­гда Ч. к. под­дер­жа­ли кн. Изя­сла­ва Мсти­сла­ви­ча в борь­бе за Ки­ев; в по­след­ний раз – в Лав­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си под 1201, ко­гда вы­сту­пи­ли на сто­ро­не га­лицко-волынского кн. Ро­ма­на Мсти­сла­ви­ча про­тив ки­ев­ско­го кн. Рю­ри­ка Рос­ти­сла­ви­ча. Под 1150 в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си упо­мя­ну­та об­ласть «Ч. к.». Ч. к. ис­поль­зо­ва­лись для ох­ра­ны гра­ниц Ру­си, гл. обр. от по­лов­цев, имев­ших сход­ную так­ти­ку боя и воо­ру­же­ние, а так­же в ка­че­ст­ве вспо­мо­гат. от­ря­дов во внеш­них и меж­до­усоб­ных вой­нах. Ч. к. име­ли ши­ро­кую ав­тоно­мию и са­мо­управ­ле­ние. Их во­ж­ди вхо­ди­ли в эли­ту др.-рус. кня­жеств и бли­жай­шее ок­ру­же­ние кня­зей Рю­ри­ко­ви­чей (пре­ж­де все­го ки­ев­ско­го кня­зя). Груп­пи­ров­ки, со­став­ляв­шие Ч. к., су­дя по все­му, бы­ли в осн. унич­то­же­ны и рас­сея­ны в хо­де мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия, за­тем ас­си­ми­ли­ро­ва­ны. При­пис­ка в Моск. ле­то­пис­ном сво­де кон. 15 в. под 1152 «… чер­ные кло­бу­ки еже зо­вут­ся чер­ка­сы …» – ана­хро­низм, за­ме­на книж­ни­ком не­по­нят­но­го на­зва­ния на совр. эк­зо­эт­но­ним, обо­зна­чав­ший степ­ных ино­род­цев. Иден­ти­фи­ци­ро­вать свя­зан­ные имен­но с Ч. к. ар­хео­ло­гич. ком­плек­сы в ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ре ко­чев­ни­ков юж.-рус. сте­пей 12–13 вв. не­воз­мож­но.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *