Клопский монастырь

Дата основания Свято-Троицкого Михайло-Клопского действующего мужского монастыря неизвестна, как неизвестны основатели и ранние годы его истории. От старой обители до наших дней сохранился только Троицкий собор, построенный во времена Ивана Грозного. В этом соборе находится главная святыня монастыря — мощи святого Михаила Клопского, почивающие под спудом на южной стороне собора.

Троицкий собор Михайло-Клопского монастыря.

Больше фотографий в фотоальбоме

Первое упоминание о монастыре относится к 1412 г. В летописях говорится о строительстве деревянной Троицкой церкви на Клопске. К этому моменту, скорее всего, монастырь уже существовал. Деревянный храм простоял около 7 лет, в 1419 г. его заменил каменный храм, возведенный при игумене Феодосии. Летопись отмечает важную функциональную черту храма 1419 г. — наличие подцерковья.

В начале XV века в Клопскую обитель пришел блаженный Михаил. Юродивый, по убедительному предположению академика В. Л. Янина, был сыном Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка (героя Куликовской битвы) и Анны Ивановны, дочери великого князя Ивана Красного, сестры Дмитрия Донского. Отказавшись от богатства и власти, Михаил принял на себя подвиг юродства Христа ради и покинул Москву.

Проведя около 44 лет в Клопском монастыре, святой был примером аскетического монашеского образа жизни. Согласно житию, Михаил Клопский обладал даром пророчества и предвидения. Так, в числе прочего, им было предсказано падение Новгорода и победа Ивана III. К чудесам святого приписывают открытие нового источника в монастыре во время засухи. Точная дата смерти Михаила Клопского неизвестна, однако по косвенным источникам можно утверждать, что он умер до 1458 года.

Михайло-Клопский монастырь, река Веряжка и озеро Ильмень.

В XV веке Клопский монастырь был небольшим. Вплоть до 1569 года Троицкая церковь была единственной каменной постройкой, а кельи и все остальные хозяйственные постройки были деревянными. В то время монастырю покровительствовали Московские князья, так как он способствовал распространению московского влияния на новгородской земле.

В 1569 году по велению Ивана IV Грозного каменная Троицкая церковь была разобрана, а на ее месте был построен большой собор, который в несколько перестроенном виде сохранился до наших дней. К XVI же веку относится строительство каменной трапезной и Никольской церкви.

Фрески Троицкого собора.

В начале XIX века в Михайло-Клопском монастыре прошли крупномасштабные строительные и ремонтные работы. Стены собора были надложены, устроено новое покрытие, а западная часть основного объема дополнена двумя декоративными главами. Были разобраны главы и своды приделов, исчезла колокольня, обновлению подверглась настенная живопись конца XVII — нач. XVIII вв. Была построена новая конюшня, каменная ограда с башнями, трехъярусная колокольня, новые кельи, ветряная мельница, разбит сад.

Трехъярусная колокольня и стены Михайло-Клопского монастыря. 2007 года.

Весь комплекс Михайло-Клопского монастыря, как и многие другие храмы и обители новгородчины, очень сильно пострадал во время Великой Отечественной Войны, но разрушение продолжилось и после войны.

Как добраться

Михайло-Клопского монастырь находится в 20 км к югу от Великого Новгорода. Из города необходимо выехать по автодороге Р56 и примерно через 11 км свернуть налево по указателю на монастырь.

Судьба монастырского архива нам неизвестна — лишь около двух сохранившихся десятков дел XVIII-XX вв. являются жалкими свидетельствами истории этой интереснейшей обители новгородской. По ним трудно проследить даже основные вехи истории Клопского монастыря в XVIII -XIX вв.

До начала XX в. монастырь был мужским и сохранил ведомость о монашествующих за 1798 г. дает сведения о монастырской братии в количестве 13 человек (7 монахов и 6 послушников). Описи церковного и ризничего имущества 1800 г. и 1811 г. содержат подробное описание предметов церковного обихода, главного иконостаса, раки под мощами прп. Михаила Клопского: «Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ прп. Михаила и на нем подпись (…) Вокруг раки медная решетка. Балдахин столярной и резной работы (…) С западной стороны большой посеребренный подсвечник местами золочен» .

Среди документов середины XIX в. почти детективное дело о рассмотрении жалобы на настоятеля монастыря игумена Дмитрия, который якобы, притеснял» монаха Аркадия за отказ дать показания на виновника, якобы желавшего поджечь монастырь. Из рапорта благочинного архимандрита Мануила митрополиту Новгородскому, С-Петербургскому и Эстляндскому Никанору, следует, что монах Аркадий притеснениям не подвергался, хотя вел себя в монастыре не должным образом: собирал в своей келье по ночам братию, однажды явился в трапезу пьяным и другой раз приехал из города в таком же виде. Благочинный сообщал, что монах Аркадий был переведен в Клопский монастырь из Тихвинского Дымского монастыря за провинность под строгий надзор. Он предполагал Аркадия «определить в черные труды», а в случае дальнейшего ропота — перевести в другой какой-либо монастырь. На этом дело монаха Аркадия прерывается, но следующий рапорт архимандрита Мануила митрополиту Никанору 1852 г. уже показывает далеко не благовидную деятельность игумена Дмитрия, особенно по части хозяйственной деятельности и отношений с братией. К сожалению, не сохранилось заключительных документов о решении судьбы игумена Дмитрия. Столь же обрывочны, но все таки очень любопытны данные приходно-расходной книги монастыря за 1862 г. Очевидно, что в монастыре регулярно проводились мелкие ремонтные работы, закупались строительные материалы и ряд продуктов.

На основании послужных списков монашествующих за 1916 г. можно свидетельствовать, что с 1913 г. монастырь стал женским. Вероятно, это обусловливалось более значительными возможностями ведения хозяйства и поддержания порядка. В списке указаны сведения о трех монахинях, четырех послушницах и 28 проживающих по паспортам. Во главе монастыря была поставлена игуменья Маргарита — дочь новгородского мещанина. Она прошла монашеский постриг в Десятинном монастыре. Основной возраст монашествующих и послушниц — 50 лет.

Сведения о постройках монастыря и его угодьях содержатся в ведомости 1919 г. В нем указаны следующие монастырские строения:

1) Соборная каменная церковь во имя св. Троицы с приделом в дьяконнике во имя прп. Михаила Клопского, «где и святые мощи его почивают» с притвором и папертью каменной. С южной стороны — церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы каменная, с северной — соборная ризница каменная.

2) К востоку от собора под входными воротами — колокольня каменная 3-х ярусная.

3) К югу от собора церковь каменная, двухэтажная, в одной связи с двухэтажными корпусами настоятельских келий. Церковь во имя св. Николая с приделами во имя Тихвинской Божией Матери и вмч. Иоанна Воина. В нижнем этаже корпуса — трапезная, кухня, 7 келий.

4) Часовен при монастыре 2: одна из них на станции Шилка новгородской железной дороги, деревянная, другая — при монастыре, каменная, на берегу р.Веряжи.

5) К югу от колокольни — сестринский корпус каменный, одноэтажный.

7) Ограда вокруг монастыря каменная, с 6 небольшими башенками на углах.

8) С северной стороны к монастырю примыкает скотный двор, обнесенный каменной оградой.

Последняя постройка, появившаяся в 1914 г., при игуменье Маргарите, — деревянный двухэтажный дом на каменном фундаменте, к которому пристроены хозяйственные постройки (Прим. — «Коммунистами по распоряжению властей разобран до основания причтовый дом и перенесен в деревню»).

Ведомость завершается следующими словами: «Особенно торжественно отмечается богослужение в дни памяти прп. Михаила 11 января и 23 июня, 6-го декабря, 1-го октября и в первое воскресенье Великого поста, когда церковь бывает переполнена молящимися. Несмотря на особенно тяжелое время сестры в числе 40 человек с особой самоотверженностью переживают ниспосылаемые им скорби и лишь твердо надеясь на помощь прп. Михаила. Земли у нас нет, значит нет и насущного хлеба, а потому сестрам приходится заниматься домашним рукоделием, чтобы сыскать себе пропитание. Были у нас особенно тяжелые дни, когда приходила Советская власть и осматривая помещение, находила его удобным для своих целей и решила устроить здесь богодельню, приют и ферму. Слыша такие речи, сестры пришли в полное уныние, но милосердием Божиим и за молитвы прп. Михаила до сих пор ничего подобного не исполнилось и жизнь у нас потекла по прежнему тихому руслу».

Сохранилась среди архивных материалов и очень подробная опись церковного имущества, находящегося в двух церквях, колокольне и двух часовнях. По всей вероятности, она составлена уже после революционных событий, незадолго до закрытия монастыря. В описи упоминаются все иконостасы и иконы в них, в т.ч.: в главном иконостасе Троицкого собора — «храмовый образ Святой Живоначальной Троицы древнего писания в бронзовой ризе чеканной работы» и «образ прп. Михаила Клопского в молении пред св. Троицей с планом монастыря, вокруг его чудеса прп., риза же медная, позлащенная. Тако святых мощей прп. Михаила бронзовая, с вызолоченными 8-ми клеймами, с сиянием «Всевидящее око», кругом ее внизу и вверху карнизы с пилястрами, а по верхнему борту 8 литых херувимов, по верху раки чеканной работы вызолоченный образ прп. Михаила. Кругом раки медная решетка с шариками. Над ракою на 4-х колонках установлен балдахин (…)». В описи упоминаются 9 колоколов, находившихся на колокольне, разного веса, из которых самый большой — 102 пуда.

Книги монастырские хранились в ризничной палатке. Библиотека насчитывала около 100 названий. Также в ведомости указаны копии с жалованных грамот и планов на землю и сенокосы, рыбные ловли.

В 1919 г. был подписан договор жителей деревни Завал, Хотята, Любоежа, Донцы, с.Васильевского с Новгородским советом рабочих и крестьянских депутатов о передаче в «бессрочное бесплатное пользование находящиеся в Клопском монастыре храмы, здания и богослужебные предметы. Документ скреплен 110 подписями и сопровождается актом о принятии имущества.

В 1923 г. монастырь был передан в ведение Новгородского музея, у которого не было возможности обеспечить его сохранность и реставрацию. Постепенно постройки начали разбирать на кирпич. В 1934 г. монастырь был закрыт. Монастырский комплекс пострадал в годы Великой Отечественной войны. Разрушение построек продолжалось и после войны.

Неоднократно велось противоаварийное укрепление настенной живописи собора. В 1964 г. обрушились остатки сводов в трапезной палате, у колокольни разрушен третий ярус, отсутствует кровельное покрытие первого яруса. Из-за удаленности и труднодоступности памятника реставрационные работы сводились к периодической вычинке временной кровли Троицкого собора — главного сооружения Клопского монастыря. В 1985-1992 г.г. генеральная дирекция «Новгородрекоенструкция» выступила заказчиком на проведение комплексных научных исследований, архитектурно-археологических обмеров. Работы велись коллективом архитекторов новгородского филиала института «Спецпроектреставрация» под руководством Л.Е. Красноречьева. Были разобраны ложные барабаны XIX в., изуродовавшие архитектурный облик Троицкого собора, главы покрыты медью, устроены временные кровли, проведены противоаварийные работы на живописи XV-XIX вв.

В 2004 г. в целях подготовки памятника к реставрации отремонтированы леса, установленные вокруг собора в конце 1980 — начале 1990 г.г.в, внутри собора устроены тепляки, установлены обогревательные приборы. Проведены следующие реставрационные работы: внутри восстановлен верхний ярус связевой системы, отреставрированы своды внутри собора, снаружи отреставрированы главы, оштукатурены 3 барабана, восстановлен декор юго-восточного барабана. В 2003-2004 г.г. выделено и освоено 800 тыс. руб. средств федерального бюджета на противоаварийные работы, на разработку нучно-проектной документацииЛишен кровли братский корпус и кладка стен его находится в аварийном состоянии. Почти полностью утрачена каменная ограда. Единственная постройка, в которой процесс разрушения был приостановлен, это Троицкий собор. Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении памятников культуры в РСФСР» Троицкий Михаило-Клопский монастырь является объектом культурного наследия федерального значения.

В соответствии с распоряжением территориального управления Росимущества по Новгородской области от 30.05.2005 № 122-р, Троицкий Михаило-Клопский монастырь передан в безвозмездное пользование Новгородской Епархии Русской Православной Церкви для восстановления и использования по первоначальному назначению — в качестве православного действующего монастыря. Восстановление обители ведётся под руководством наместника игумена Иакова (Ефимова).

Стоит этот монастырь на реке Веряже. Первое упоминание его относится к 1408 году — именно тогда приходит в монастырь святой Михаил Клопский. В 1412 году, как говорит новгородская летопись, построили на территории монастыря Троицкую церковь на Клопске, а уже в 1419 году на месте её возник каменный храм, сооруженный всего за 60 дней — очень короткий срок для того времени.

Троицкая церковь почти до самого конца XVI века была единственной каменной постройкой на территории монастыря. В XVI же веке монастырь стал обрастать другими каменными строениями в духе московских храмов более раннего периода — например, в 1562 году по летописи на мощах Михаила Клопского построили Троицкий собор, деньги на который выдал великий князь Иван Васильевич.

Собор обрел со временем новые приделы, к нему пристроили колокольню, но в XIX веке храм сильно перестроили — стал он пятиглавым, и в нем появились новые кельи и новая колокольня, подновились фрески на стенах.

Великая Отечественная война не пощадила храм и другие постройки монастыря, и в 1964-65 годах его законсервировали. Сейчас он продолжает восстанавливаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *