Ключевский русская история

КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ — великий русский историк.

Окончил Московский университет (1865). Магистерская диссертация: «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1872). Докторская: «Боярская дума древней Руси» (1882). Преподаватель московского Александровского военного училища (1867-82). Приват-доцент (1871), профессор (1882) Московской духовной академии (1871-1911). Профессор Высших женских курсов (1872-1897). Доцент (1879), профессор (1882), декан (1887-89) историко-филологического факультета Московского университета. Член ряда научных обществ: Московского археологического, Любителей российской словесности, истории и древностей Российских (председатель – 1893-1905).

Прославился как выдающийся лектор. Разработал оригинальную концепцию русской истории, нашедшую наиболее полное воплощение в «Курсе лекций по русской истории». Придерживался позитивистской методологии. Считал, что историки должны сместить акцент с изучения политики и роли личностей на социально-политическую историю и изучение общественных явлений. Признавал значение классовых (под классом понималась социальная группа) интересов в развитии общества. Боярскую думу рассматривал как выразительницу классовых интересов боярства, а не государства в целом. Такой подход называл исторической социологией.

Подчеркивал роль географического фактора в русской истории, указывая на его большое влияние на формирование менталитета русских. Особое внимание уделял колонизации, считая ее основным содержанием развития российской государственности. Исходя из этого, предложил периодизацию, связанную с освоением территории российского государства: 1) Русь Днепровская (основой экономики и социальной жизни являлась торговля и связанные с ней городские центры); 2) Русь Верхневолжская (население мигрирует на северо-восток, где господствует княжеская власть, а основой экономики становится земледелие); 3) великорусский период (расселение по Русской равнине); 4) всероссийский период (колонизация и освоение территории Московского государства XVII в. и Российской империи, объединение всех ветвей русского народа).

Разработал безуказную теорию закрепощения крестьян, считая, что крепостное право возникло из-за задолженности крестьян помещикам, а указ только закрепил существующее положение. Специальные курсы историка были посвящены истории сословий, специальным историческим дисциплинам. Исторические исследования Ключевского отличались высокохудожественным стилем. Считается основателем школы историков.

Сочинения:

Сочинения в 8 томах. М., 1956-59;

Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968;

Неопубликованные произведения. М., 1983;

Сочинения в 9 томах. М., 1987-90;

В.О. Ключевский. Избранное. М., 2010.

  • Издательство: СПб.: Наука
  • ISBN: 5-02-027401-1
  • Год: 1994
  • Колич. страниц: 430
  • Тираж: 5000
  • Платонов С.Ф.

СТОИМОСТЬ: 50 руб.

КУПИТЬ КНИГУ

Описание книги:

Учебник русской истории проф. С. Ф. Платонова как итог долголетней педагогической деятельности автора впервые был издан двумя частями в 1909—1910 гг. и сразу стал самым популярным пособием по русской истории в средней школе. Для своего времени он безусловно являлся наиболее удачным изложением последних’ достижений исторической науки для системы школьного образования. Отдельные главы, написанные автором по материалам собственных исследований, такие как история Смутного времени, эпоха Ивана Грозного, не потеряли своего значения и сегодня. Богатый опыт преподавания в средней школе, руководство женским педагогическим институтом позволили автору при подготовке пособия учесть реальные запросы преподавателей и учащихся средней школы. Книгу Платонова отличает лаконичность, общедоступность, красота и четкость изложения сложнейших исторических проблем, удобство в пользовании учебным материалом. Написанный в начале XX века учебник, естественно, не вполне отвечает современным требованиям, предъявляемым к учебным пособиям для средней школы и не может использоваться в качестве основного учебника для обучения учащихся, но как итог размышлений и деятельности крупного ученого даст и преподавателям, и школьникам богатейший материал для сравнений и обобщений. В последние годы вышли переиздания гимназических учебников В. О. Ключевского и Д. И. Иловайского, и «Учебник русской истории для средних школ» С. Ф. Платонова будет к ним прекрасным дополнением, еще одной точкой зрения на отечественную историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *