Клюни аббатство

КЛЮНИ — бе­не­дик­тин­ское аб­бат­ст­во свя­тых Пет­ра и Пав­ла в Бур­гун­дии (Фран­ция), важ­ней­ший центр дви­же­ния за ду­хов­ное об­нов­ление западной Церк­ви в X — начале XII веков.

Основано 11.09.909 года (или 910 год) герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым (умер в 918 году). По учредительной хартии монастырь ставился в прямое подчинени па­пе Рим­ско­му, получал независимость от местных светских и духовных властей и право самостоятельного избрания аббата. Возвышение Клюни связано с именем его второго аббата Одона Клюнийского, одного из инициаторов Клю­ний­ской ре­фор­мы.

В уставе и обычаях Клюни особое внимание уделялось совершению полного круга богослужений, молитве, аскезе, созерцательной жизни, чтению духовной литературы. При Одоне началось создание монашеской конгрегации Клюни — обширной сети подчинённых обителей (приоратов) по всей Европе; аббатство превратилось в крупного землевладельца. Расцвет Клюни пришёлся на время настоятельства Одилона Клюнийского, второго главного идеолога Клюнийской реформы. Особую роль приобрело литургическое поминовение усопших, что обеспечило обители приток поминальных вкладов, поддержку светской знати. Клюнийская конгрегация превратилась во влиятельную силу Римско-католической церкви. В 998 году папа Григорий V (996-999 годы) дал Клюни полный иммунитет, который в 1024 году был распространён на все клюнийские общины. При аббатах Гуго де Семюре (1049-1109 годы) и Петре Достопочтенном (1122-1156 годы) Клюнийская реформа распространилась почти по всей Западной Европе, росло влияние и богатство аббатства, в нём велось масштабное строительство. Однако в это же время начали проявляться первые симптомы кризиса: разногласия и обмирщение внутри монашеской общины.

В XII веке Клюни, несмотря на появление новых влиятельных духовных центров — монастырей Сито и Клерво (смотрите в статье Цистерцианцы), продолжал играть важную роль в Римско-католической церкви, поддерживая Гри­го­ри­ан­скую ре­фор­му и крестовые походы. Однако духовный упадок привёл к постепенной потере былого могущества, привилегий и влияния. По конкордату 1516 года с Францией французский король получил право назначения аббатов. К концу XVI века все клюнийские монастыри за пределами Франции были закрыты или отделились от конгрегации. Аббатство Клюни было ликвидировано в 1790 году в ходе Французской революции XVIII века.

Архитектурный комплекс Клюни складывался в 3 основных этапа. 1-я церковь (так называемый Клюни-1) была построена в 910-927 годы. Базилика Клюни-II (948-981 годы) имела атриум перед западным фасадом, три 7-пролётных нефа в основной части и деамбулаторий с венцом капелл вокруг хора. Базилика Клюни-III (около 1088-1130 годов) была возведена при поддержке короля Кастилии и Леона Альфонсо VI: этот величественный храм длиной 187 м оставался самым большим в мире до времени перестройки Святого Петра собора в Риме (XVI век). Базилику предварял 3-нефный нар­текс, фланкированный двумя башнями западного фасада. Из него в 5-нефный храм вёл входной портал, в тимпане которого располагался рельеф с изображением Страшного суда. Высота центрального 11-пролётного нефа с полуциркульным сводом достигала 30 м.

Наружные стены храма были укреплены контрфорсами, что необычно для церкви романского стиля. Базилику пересекали 2 трансепта (единственный случай во французской архитектуре); над средокрестием большого трансепта, над его северными и южными рукавами и над средокрестием малого трансепта располагались башни. К трансептам и алтарной части с главной апсидой примыкало не менее 16 апсидных приделов-часовен с деамбулаторием, украшенным изысканными колоннами со скульптурными капителями (Музей Ошье, Клюни). Кроме того, на месте Клюни-II был отстроен богато декорированный клуатр (1115-1122 годs).

Ком­плекс аб­бат­ст­ва Клюни был почти полностью разобран в начале XIX века. На начало XXI века сохранились лишь южные рукава обоих трансептов Клюни-III с одной 8-угольной башней и капеллой аббата К. Жана III де Бурбона (XV век). Облик Клюни-III воспроизводят в общих чертах многие романские церкви во Франции (например, базилика в Паре-ле-Моньяль).

Иллюстрация:

Ба­зи­ли­ка Клю­ни-III (ок. 1088–1130). Ре­кон­ст­рук­ция. Архив БРЭ.

Посреди замкнутых лугов рощи бурбонна один из великих монастырей аббатства Клюни переживает настоящий ренессанс. Этот превосходный комплекс аббатства с его знаменитой зодиакальной колонной был объектом операции «Великий национальный сайт».

Приоратский ансамбль Сувиньи (11-15 и 18 вв.) Является одним из наиболее хорошо сохранившихся изображений духовного сияния и художественного великолепия бывшей общины Клуни, насчитывавшей более 1000 заведений в 12 веке. Сувиньи, среди них, вошел в число «пяти девушек» Клуни.

В 916 году Аймард, лейтенант герцога Аквитанского, передает свою землю Сувиньи монахам Клюни. Этим жестом он уверяет старую каролингскую виллу в необычной судьбе. Монахи поселились там в десятом веке под защитой первых лордов Бурбонов. Вокруг монастыря потомки Аймара создают государство, которое станет герцогством Бурбонне, на границах Оверни, Берри и Бургундии.

Святилища Майеул и Одилон, вскоре объединенные в одной гробнице, привлекают в Сувиньи множество паломников, а старейший монастырь Клюни, наполненный выгодами, затем значительно расширяется.

В 1173 году клюнийский монастырь Сувиньи находится на грани разорения. Плохое управление, несправедливые и ненадлежащие налоги, аннуитеты и просроченные кредиты растратили его средства. Под аббатством Aimeric (1183 — 1206) ситуация была восстановлена, и возвращение к процветанию позволило покупку земли, мельницы и строительство дома главы.

Похоже, что именно в этот момент сакристан Бернард сделал «очень ценную книгу, содержащую Ветхий и Новый Завет» (Preciosissinam historyiam continentem novum и vets Testamentum). Историей, которую сделал Бернард, является, скорее всего, Библия Сувиньи, большая однотомная Библия, иногда называемая «пандектами» в раннем средневековье, от греческого «кто все понимает». Монументальный размер пандектов придает объему присутствие, почтенный и торжественный характер.

Бурбоны, предки французских королей, выбрали Сувиньи в качестве места захоронения. В четырнадцатом и пятнадцатом веках монастырь подвергается новым преобразованиям, когда Людовик II и Карл I решили сделать это святилище своим некрополем.

Церковь Сен-Пьер — Сен-Поль, романская и перестроенная в готический период, свидетельствует об этой престижной истории: «могила Сен-Маяля», овощные столицы, переплетенные или исторические, погребальные и прилегающие часовни герцогов Бурбонов…

Фасад романского здания, от которого осталась только левая дверь, с 15-го века предшествовал передней части тела, прорезанного порталом и большой пылающей бухтой. В центре фасада три романских пролива принадлежали первоначальному зданию, освященному в 1604 году. Северный фланг позволяет следить за различными этапами строительства церкви: башнями, вторым проходом и амбулаторией в двенадцатом веке., верхняя часть нефа и трансепты в 15 веке.

Интерьер удивляет своими большими размерами: 87 метров на 28. Двойные проходы, окружающие неф, двойной трансепт подчеркивают влияние Клуни. Первые проходы, построенные в одиннадцатом веке, представляют собой очень узкую и сводчатую колыбель, а вторые, задние, представляют собой сводчатые края и выступы.

Внутри можно обнаружить гробницу Сен-Меюля, столицу монахов-монстров, напоминающую прежнюю привилегию монастыря бить монету, фрагмент гробницы епископа тринадцатого века, барельеф Непорочное зачатие, каменные реликварийные шкафы 15-го века, окруженные четырьмя деревянными ставнями, украшенными картинами, посвященными жизни Сен-Меюля и Одилона.

Здания аббатства неоднократно подвергались перестройкам, поэтому важнейшими источниками сведений о монастырском ансамбле являются клюнийские «consuetudines», средневек. лит. произведения, графические изображения и планы XVII-XVIII вв., а также данные археологических раскопок. Сложившиеся в исследовательской лит-ре представления о развитии ансамбля К. во многом основаны на выводах К. Дж. Конанта, к-рый между 1928 и 1950 гг. руководил раскопками на территории мон-ря. Археологические исследования, возобновленные в 2006 г., позволили исправить и дополнить мн. предположения Конанта.

К моменту основания монастыря в К. существовала усадебная капелла Девы Марии и св. Петра (Конант назвал ее Клюни А). По мнению Конанта, вскоре рядом с капеллой была возведена 1-я монастырская церковь (Клюни I), имевшая сходство с церковью клюнийского приората Пайерн (Швейцария) и с ц. Сен-Лоран в Тюрню (обе — Х в.): это однонефные сооружения с нишами в вост. (алтарной) стене и невысокой башней над предалтарным пространством. Однако данные, полученные во время раскопок 2013-2014 гг., позволяют считать, что до сер. X в. в мон-ре не велись крупные строительные работы. Под монастырские нужды были использованы здания подаренной монахам каролингской виллы (обнаружены остатки построек VIII-IX вв.), в т. ч. усадебная капелла.

Не ранее 948 г. на месте виллы началось строительство монастырской ц. св. апостолов Петра и Павла (Клюни II). Постройка была окончена только при аббате Майоле (храм освящен в 981). Конант считал, что столь длительный срок возведения храма объясняется инженерными трудностями, но, по данным раскопок нач. XXI в., храм неоднократно перестраивался (возможно, изменения в проект здания вносились в ходе работ). Клюни II — 3-нефный храм (длина 47,6 м) с выступающим трансептом и 3-апсидной алтарной частью; под центральной апсидой была устроена 3-апсидная крипта, своды к-рой опирались на 2 столба. По сторонам алтарной части храма находились помещения, вероятно предназначенные для погребения, а на краях рукавов трансепта — еще 2 небольшие апсиды. Формы 3-нефного хора со сводчатым перекрытием имеют аналоги в памятниках кон. X — нач. XI в. (монастырские церкви в Деоле, Верне, Перреси-ле-Форж). По мнению Конанта, план алтарной части Клюни II был задуман и реализован при аббате Майоле, однако храм мог перестраиваться при его преемнике Одилоне. Центральный неф Клюни II был существенно выше боковых и скорее всего имел цилиндрический свод с небольшими окнами у основания (самый ранний пример сводчатой церкви с верхним освещением). Над средокрестием возвышалась прямоугольная в плане башня, похожая на башню (высота 35 м) ц. Сен-Мартен в Шапезе близ К. (1-я пол. XI в.). К зап. части храма примыкал просторный, вероятно, 2-этажный нартекс («Галилея»), предположительно фланкированный 2 башнями (в наст. время считается, что нартекс был возведен при аббате Одилоне). Архитектура Клюни II, продемонстрировавшая новые конструктивные решения, оказала существенное влияние на зодчество монастырских и коллегиальных церквей в Европе (церкви св. Бенигна (Сен-Бенинь) в Дижоне, Сен-Ворль в Шатийон-сюр-Сен, св. Гертруды в Нивеле, св. Ремигия (Сен-Реми) в Реймсе, Сен-Мартен-дю-Канигу). К монастырской церкви примыкал клуатр, вокруг которого располагались зал капитула, рефекторий (трапезная), больница и др. здания; в описаниях К. упоминаются также купальня, дом новициев, мастерские, гостиницы. Сооружение большинства этих зданий приписывается аббату Одилону: согласно Житию Одилона, составленному мон. Йотсальдом (BHL, N 6281), по указанию аббата из Прованса были доставлены рим. колонны. Вероятно, к этому времени относится нижний ярус т. н. Сырной башни, позднее включенной в систему монастырских укреплений. Зал капитула был соединен переходом с 1-нефной ц. Девы Марии, построенной на месте более ранней капеллы и освященной скорее всего в 1085 г. По данным раскопок, церковь имела 3-апсидный хор и башню над предалтарным пространством (аналог — церковь клюнийского приората Сент-Ипполит-де-Бонне). На монастырском кладбище к востоку от главного храма (Клюни II) находилась центрическая капелла-триконх (в «Consuetudines» мон. Бернарда (2-я пол. XI в.) она именуется «ecclesia de Sancto Sepulchro», впосл. Нотр-Дам-дю-Симетьер); кладбищенские капеллы Девы Марии, связанные переходами с больницей и залом капитула, существовали также в клюнийских мон-рях Ла-Шарите-сюр-Луар, Сувиньи, Шарльё и др.

В связи с увеличением числа насельников и ростом благосостояния К. аббат Гуго I приступил к реализации самого грандиозного строительного проекта в истории аббатства — возведению новой монастырской ц. апостолов Петра и Павла (Клюни III); ц. Клюни II была в основном разобрана, алтарная часть превращена в капеллу Сен-Пьер-ле-Вьё. Клюни III была ярким образцом романской архитектуры. Ее сооружение стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям европ. монархов (в частности, Альфонсо VI, кор. Кастилии и Леона) и крупных сеньоров (в т. ч. герц. Аквитании Гийома VIII). По преданию, строительство храма началось по указанию ап. Петра, к-рый явился парализованному мон. Гунзону и описал устройство церкви; Гунзон рассказал о видении аббату Гуго I. Иллюстрация к этой легенде представлена в рукописи нач. XIII в. из клюнийского приората Сен-Мартен-де-Шан (Paris. lat. 17716. Fol. 43r): на миниатюре изображены апостолы Петр и Павел и св. Стефан, объясняющие больному монаху планировку здания с помощью веревок.

Большой юж. трансепт ц. Клюни III. 1-я четв. XIII в. (совр. вид)
Большой юж. трансепт ц. Клюни III. 1-я четв. XIII в. (совр. вид)

Ц. Клюни III была заложена в 1088 г., к 1095 г. удалось возвести алтарную часть (апсиду с широким деамбулаторием и капеллами), которая была освящена папой Урбаном II. Малый (алтарный) трансепт, укрепленный контрфорсами, и основная часть хора были завершены к осени 1115 г. (к этому времени длина здания достигла 52,5 м). В то же время велись работы по возведению большого трансепта, равного по ширине центральному нефу, затем — 5 нефов храма, распор наружных стен которого передавался на контрфорсы через примыкавшие под углом арки (впосл. использованная в Клюни III система контрфорсов и аркбутанов получила широкое применение в готической архитектуре). Общая длина здания составляла 150 м (после пристройки нартекса — 187,31 м), высота — 38,5 м; свод центрального нефа поднимался до 29,5 м при ширине нефа в 11 м и высоте аркады в 10,85 м; толщина внешних стен достигала 1,93 м. Богато декорированный портал возвышался на 18,5 м. Торжественное освящение храма 25 окт. 1130 г. возглавил папа Римский Иннокентий II. Церковь достраивалась и в дальнейшем: был возведен обширный 2-этажный нартекс (завершен при аббате Ролане де Эно (1220-1228)), во 2-й пол. XIII в. получивший новый фасад с окном-розой и порталом, в XIV-XV вв.- башни нартекса (они уравновесили развитую вост. часть храма, увенчанную башнями), тогда же были пристроены новые и реконструированы старые капеллы.

Архитекторы Клюни III ориентировались на церкви XI в. клюнийских мон-рей в Пайерне и в Ла-Шарите-сюр-Луар (впосл. перестраивалась), храмы аббатств Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар) и Сент-Этьен в Невере, а также ц. Сен-Филибер в Турню и ц. Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране (на 2 последние — с т. зр. опыта возведения цилиндрического свода). Центральный неф Клюни III был значительно шире, чем в более ранних храмах. Облегчение верхнего яруса стен за счет оконных проемов не только позволило улучшить освещение интерьера, но и дало возможность перенести нагрузку на нижнюю часть стен, укрепленную контрфорсами и аркбутанами. В отличие от герм. архитектуры (собор в Шпайере, 1030-1061) акцент был сделан не на простоте плана, а на развитии конструкции и вверх и вширь. Сравнительно простое решение зап. и центральной частей Клюни III контрастировало со сложной организацией вост. части (хора), предназначенной гл. обр. для монахов. Деамбулаторий с венцом капелл (5 капелл по периметру центральной апсиды, по 3 в рукавах малого трансепта и по 2 в рукавах большого), позволявший участвовать в богослужениях и процессиях многочисленным паломникам, находит соответствия в храмах, возведенных на т. н. паломнических путях в Сантьяго-де-Компостела. Согласно Конанту, отклонение от точных пропорций не превышало 10 см как в плане, так и по параметрам постройки (судя по сохр. части). Хор и неф церкви расходились под небольшим углом (неизвестно, было ли это результатом ошибки, изменений в плане или сознательным замыслом), поэтому сев. и юж. стены отличались по длине. Отклонение от точных размеров сохранившихся стен по вертикали также не превышает 10 см (вероятно, допустимая погрешность кладки). Стены выложены из камня и отделаны плинфой; в интерьере нефа нижний ярус стен был прорезан узкими и высокими, слегка заостренными арками, разделенными столбами сложного профиля. Над слепым трифорием (3 полукруглые арки на 1 пролет нижнего яруса) располагался аналогичным образом структурированный клеристорий с окнами; свод поддерживался подпружными арками прямоугольного профиля, перекинутыми между полуколоннами верхнего яруса. Характерной чертой было применение в декоре архитектурного ордера (это свидетельствует о понимании античного наследия и желании воспринять аккумулированные в нем знания и идеи; в 1-й пол. XII в. эта тенденция получила яркое воплощение в соборе Сен-Лазар в Отёне). Так, вост. часть была украшена колоннами со скульптурными капителями, выше находился слепой пояс с полуколоннами, над ним — пояс окон, разделенных небольшими полуколонками. Квадратное основание главной башни над средокрестием венчалось слепой галереей и островерхим куполом. Аналогичным образом были решены башни нартекса; башни над рукавами большого трансепта и над хором имели 8-гранную форму.

Фрагмент капители деамбулатория ц. Клюни III. 1-я четв. XII в. (музейное собрание в здании хранилища для зерна в Клюни)
Фрагмент капители деамбулатория ц. Клюни III. 1-я четв. XII в. (музейное собрание в здании хранилища для зерна в Клюни)

Архитектура Клюни III стала образцом для романского зодчества и оказала влияние на формирование стиля и принципов строительства в эпоху готики. Под прямым влиянием Клюни III были возведены несколько романских церквей, среди которых выделялся кафедральный собор в Кентербери, где алтарная часть, перестроенная между 1096 и 1126 гг., получила особый трансепт и деамбулаторий с капеллами. В 90-х гг. XI в. радиальные капеллы были пристроены к церкви клюнийского приората в Льюисе; более скромными образцами влияния Клюни III в Англии являются храмы клюнийских приоратов Лентон и Бермондси. В Бургундии были возведены клюнийские церкви в Ла-Шарите-сюр-Луар, Сувиньи и Паре-ле-Моньяль (уменьшенная копия Клюни III, но с 1 трансептом и без нартекса).

Монументальный перспективный портал Клюни III (1106-1120), известный по зарисовкам XVIII в. и фрагментам, относится к ранним порталам со скульптурным тимпаном. Вероятно, одним из его образцов был более скромный по замыслу и исполнению портал ц. св. Фортуната в клюнийском мон-ре Шарльё (ок. 1100; сохр.). В полуциркульном тимпане портала — «небесных врат», отделяющих сакральное пространство от внешнего мира,- находились рельефные изображения Христа во славе, 2 стоящих на облаках ангелов, 2 парящих серафимов и тетраморфа. Тимпан был выполнен из цельного каменного блока (5,6 м в основании, высота 3,25 м), покоился на монолитном резном архитраве с изображениями атлантов; его обрамляли неск. перспективно нарастающих архивольтов с изображениями ангелов, растительными мотивами и небольшими фигурками (возможно, старцы Апокалипсиса). Над полукружием тимпана, по сторонам портала, располагались 4 фигуры апостолов, выше был размещен аркатурный пояс с 23 фигурами святых в нишах. Скульптурный декор имел раскраску, схожую с насыщенными и яркими орнаментальными деталями капеллы небольшого приората Берзе-ла-Виль близ К. Фон тимпана был кобальтово-синим, гиматий Спасителя — красным, золотое сияние мандорлы было передано близким к оранжевому охристым цветом, др. образы выделены алым, охрой и зеленым, с желтовато-охристыми и синими деталями.

Считается, что роспись капеллы в Берзе-ла-Виль (XII в.) дает представление об утраченном живописном убранстве Клюни III. В апсиде капеллы находится фресковое изображение восседающего на престоле Христа во славе (правой рукой он благословляет, в левой — развернутый свиток), фланкированного фигурами 12 апостолов (в рост) и святых. Утонченный стиль росписей Берзе-ла-Виль имеет параллели в миниатюрах клюнийских рукописей XII в. Клюнийские мастера скорее всего ориентировались на византинирующий стиль Центр. Италии (напр., росписи церквей Рима и аббатства Монте-Кассино).

Иисус Христос во славе. Роспись капеллы приората Берзе-ла-Виль. 1-я четв. XII в.
Иисус Христос во славе. Роспись капеллы приората Берзе-ла-Виль. 1-я четв. XII в.

Католич. св. Бернард Клервоский критиковал богатый скульптурный декор зданий К., т. к., по его мнению, необычные изображения («красота поразительных чудовищ или чудовища поразительной красоты», «непристойные обезьяны», «свирепые львы», кентавры — «наполовину человеческие существа», «пятнистые тигры», сражающиеся воины, охотники, которые дуют в рога, «единая голова со множеством туловищ или единое туловище со многими головами») отвлекали от размышлений о Боге. Среди сохранившихся элементов скульптурного убранства выделяются известняковые фигуративные капители (кон. XI в.), вероятно находившиеся на колоннах хора и восточной части деамбулатория: 8 аллегорических изображений музыкантов и григорианских невм, а также капители с символикой 4 райских рек и образами 4 ветров. Благодаря включению растительных элементов сложной структуры они сохраняют сходство с коринфскими капителями. На «григорианских» капителях представлены фигуры музыкантов (жонглеров) с инструментами в руках, обрамленные рамкой-мандорлой с текстом по периметру. Их причудливые позы, условность жестов составляют стилистическую особенность романской скульптуры, далекой от букв. восприятия образов. На другой капители представлены аллегорические изображения 7 «свободных искусств» (Риторика, Грамматика, Диалектика, Астрономия, Геометрия, Арифметика, Музыка; 8-я фигура — скорее всего Премудрость, или Философия).

Хранилище для зерна и мельничная башня в аббатстве Клюни. 2-я пол. XIII в.
Хранилище для зерна и мельничная башня в аббатстве Клюни. 2-я пол. XIII в. Одновременно с возведением Клюни III в монастыре велись работы по строительству рефектория, дормитория (келейного корпуса), больницы, богадельни и др., был сооружен новый клуатр. В перестроенном виде сохранилось здание гостиницы — т. н. конюшни св. Гуго (кон. XI — нач. XII в.). Строительные работы продолжались при аббате Петре Достопочтенном (зал капитула и др.). Ко 2-й пол. XIII в. относятся мельничная башня и 2-этажное хранилище для зерна; на рубеже XIII и XIV вв. был возведен т. н. дворец папы Геласия (искажен неоготической реконструкцией XIX в.). Во 2-й пол. XV в. по указанию аббата Жака II д’Амбуаза (1481-1510) построена небольшая резиденция настоятеля (в наст. время мэрия). Значительная часть средневек. зданий была утрачена в результате реконструкции монастырского ансамбля, предпринятой по указанию аббата Фредерика Жерома де Ларошфуко (1747-1757). В новые корпуса были включены дворец папы Геласия и фрагменты зала капитула. После закрытия К. (1790) главная монастырская церковь Клюни III перестала использоваться по назначению и была продана на слом. От нее сохранилась часть юж. рукава большого трансепта с башней и небольшой башенкой-пристройкой (ок. 8% здания). Возрождение интереса к монастырским зданиям было связано с празднованием 1000-летия К. (сент. 1910); церковные торжества, на к-рых присутствовали франц. епископы-бенедиктинцы и настоятели крупнейших бенедиктинских мон-рей, были совмещены с научным конгрессом, посвященным истории и культурному наследию К. После этого были приняты меры для сохранения монастырского ансамбля; по инициативе Американской средневековой академии (Medieval Academy of America) были проведены археологические изыскания, позволившие восстановить архитектурную историю К. Лит.: Oursel Ch. L’art de Bourgogne: Études d’histoire et d’archéologie. Dijon, 1928; Conant K. J. Mediaeval Academy Excavations at Cluny // Speculum. Camb. (Mass.), 1929. Vol. 4. N 1. P. 3-26; N 2. P. 168-176; N 3. P. 291-302; idem. The Iconography and the Sequence of the Ambulatory Capitals of Cluny // Ibid. 1930. Vol. 5. N 3. P. 278-287; idem. The Apse at Cluny // Ibid. 1932. Vol. 7. N 1. P. 23-35; idem. The Third Church of Cluny // Medieval Studies in Memory of A. K. Porter. Camb., 1939. Vol. 2. P. 327-357; idem. Cluny: Les églises et la maison du chef d’ordre. Camb. (Mass.); Mâcon, 1968; Deschamps P. L’âge des chapiteaux du chœur de Cluny // Rev. de l’art ancienne et moderne. P., 1930. T. 58. P. 157-176, 205-218; Mercier F. Les Primitifs français: La peinture clunisienne de Bourgogne à l’époque romane, son histoire et sa technique. ; Virey J. Les églises romanes de l’ancien diocèse de Mâcon: Cluny et sa région. Mâcon, 1934; Weisbach W. Religiöse Reform und mittelalterliche Kunst. Zürich, 1945; Evans J. Cluniac Art of the Romanesque Period. Camb., 1950; eadem. Monastic Life at Cluny, 910-1157. Oxf., 1968r; Aubert M., Gantner J., Pobé M. L’art monumental roman en France. P., ; L’art roman en France / Éd. M. Aubert. P., 1961; Нессельштраус Ц. Г. Искусство Зап. Европы в ср. века. Л.; М., 1964. С. 103-113, 144-147; Kerber B. Burgund und die Entwicklung der französischen Kathedralskulptur im 12. Jh. Recklinghausen, 1966; Erlande-Brandenburg A. Iconographie de Cluny III // Bull. monumental. P., 1968. Vol. 126. N 3. P. 293-322; Salet F. Cluny III // Ibid. P. 235-292; Heitz C. Reflexions sur l’architecture clunisiennr // Rev. de l’art. P., 1972. Vol. 15. P. 89-94; Jacoby Z. La sculpture à Cluny, Vézelay et Anzy-le-Duc: Un aspect de l’évolution stylistique en Bourgogne // Storia dell’arte. R., 1978. Vol. 34. P. 197-208; Armi C. E., Smith E. B. The Choir Screen of Cluny III // The Art Bull. N. Y., 1984. Vol. 66. N 4. P. 556-573; Paul J. L’Église et la culture en Occident: IXe-XIIe siècles. P., 1986. Vol. 2; Carty C. M. The Role of Gunzo’s Dream in the Building of Cluny III // Gesta. N. Y., 1988. Vol. 27. P. 113-124; Cluny III — la maior ecclesia: Cat. de l’exposition. Cluny, 1988; Diemer P. What Does Prudentia Advise?: On the Subject of the Cluny Choir Capitals // Gesta. 1988. Vol. 27. P. 149-173; idem. Femmes savantes dans le chœur des moines: Le programme sculptural du déambulatoire de Cluny // Le gouvernement d’Hugues de Semur à Cluny: Actes du colloque scientifique intern. Cluny, 1990. P. 385-403; Praché A. L’art roman en France. P., 1989; Stratford N. Les bâtiments de l’abbaye de Cluny à l’époque médiévale: État des questions // Bull. monumental. 1992. Vol. 150. N 4. P. 383-411; Garrigou-Grandchamp P. Les claires-voies des maisons romanes de Cluny: Formes et significations // Monuments et mémoires. P., 1993. T. 73. P. 53-100; Beckwith J. Early Medieval Art: Carolingian — Ottonian — Romanesque. L., 1994r; Vergnolle É. L’art roman en France: Architecture, sculpture, peinture. P., 1994, 2009; Laule B., Laule U. Romanesque architecture in France // Romanesque: Architecture — Sculpture — Painting / Ed. R. Toman. Konigswinter, 2007. P. 120-177; Geese U. Romanesque Sculpture // Ibid. P. 272-277; Marquardt J. T. From Martyr to Monument: The Abbey of Cluny as Cultural Patrimony. Newcastle, 2007; Castieau Th. L’art roman. P., 2013.

О. В. Чумичева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *