Когда крещение Руси?

ТАЛЛИНН, 24 ноя — Sputnik. В результате Прибалтийской стратегической наступательной операции Красной армии были практически полностью освобождены территории Литвы, Латвии и Эстонии.

РИА Новости представляет хронику событий 71-дневного наступления Красной армии на прибалтийском стратегическом направлении.

Германская оборона в Прибалтике

Военное командование гитлеровской Германии придавало большое значение удержанию Прибалтики, прикрывавшей с северо-востока Восточную Пруссию. Потеря стратегически важного прибалтийского района еще более осложнила бы военно-политическое и экономическое положение Германии.

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Facebook Twitter Whatsapp Viber Telegram © RIA Novosti Территория стран Балтии была освобождена от немецкой оккупации 75 лет назад

Лишившись в августе 1944 года нефтяных месторождений в Румынии, немцы попали в зависимость от эстонских заводов по переработке горючих сланцев, выпускавших в год около 500 тысяч тонн нефтепродуктов. В попытках стабилизировать фронт немцы спешно создавали на оккупированных территориях Эстонской, Латвийской и Литовской ССР (ныне — Эстония, Латвия, Литва) глубоко эшелонированную многополосную оборону.

© Sputnik / Давид Трахтенберг

В результате завершения Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» в конце августа 1944 года германская группа армий «Север» (командующий — генерал-полковник Фердинанд Шёрнер) была прижата к Балтийскому морю на относительно небольшой территории. Германская оперативная группа «Нарва», 18-я и 16-я полевые армии оборонялись на рубеже от Нарвского залива до города Добеле (Латвийская ССР), от Добеле до реки Неман держала оборону 3-я танковая армия группы армий «Центр» (20 сентября ее передали в группу армий «Север»). Их поддерживали авиация 1-го и часть сил 6-го воздушного флотов люфтваффе.

Суммарно эта группировка насчитывала около 730 тысяч человек личного состава, 7 тысяч орудий и минометов, более 1,2 тысячи танков и штурмовых орудий, до 400 боевых самолетов. Наиболее сильная группировка германских войск из пяти танковых дивизий находилась в районе столицы Латвийской ССР Риги, где были оборудованы четыре оборонительных рубежа.

План советского наступления

План Прибалтийской стратегической наступательной операции предусматривал ввод в действие войск левого крыла Ленинградского фронта (командующий — Маршал Советского Союза Леонид Говоров), 3-го Прибалтийского фронта (генерал армии Иван Масленников), 2-го Прибалтийского фронта (генерал армии Андрей Еременко), 1-го Прибалтийского фронта (генерал армии Иван Баграмян), части 3-го Белорусского фронта (генерал армии Иван Черняховский), а также сил Балтийского флота (адмирал Владимир Трибуц) и авиации дальнего действия.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Германским силам противостояли в общей сложности порядка 900 тысяч советских военнослужащих, около 17,5 тысяч орудий и минометов, около 3,1 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), более 2,6 тысяч боевых самолетов. Важное политическое значение имело участие в операции частей Красной армии, укомплектованных уроженцами Прибалтики: 8-го Эстонского и 130-го Латвийского стрелковых корпусов, 16-й Литовской стрелковой дивизии.

Прибалтийская операция состояла из четырех операций: Рижской, Таллиннской, Моонзундской десантной и Мемельской. Согласно замыслу советского командования, оборонявшуюся в странах Балтии группировку противника предполагалось отсечь от Восточной Пруссии ударами войск Прибалтийских фронтов по сходящимся направлениям на Ригу, а также войск Ленинградского фронта и Балтфлота на таллиннском направлении, после чего расчленить и уничтожить по частям.

© Sputnik / Стрингер

Ход операции 14 сентября 1944 года после артиллерийской и авиационной подготовки началось наступление 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов на рижском направлении. Противник был вынужден отойти на оборонительный рубеж «Сигулда» в 20-60 км от Риги, севернее реки Даугавы. Одновременно началась переброска германских войск с эстонской территории для усиления обороны подступов к латвийской столице.

Параллельно в период с 17 по 26 сентября войска Ленинградского фронта и силы Балтфлота провели Таллинскую операцию, результатом которой стал разгром оперативной группы войск «Нарва», освобождение Таллинна (22 сентября) и всей материковой части Эстонской ССР.

© Sputnik / Всеволод Тарасевич Жители Таллинна с радостью встречают своих героических освободителей — солдат Красной Армии

24 сентября Ставка Верховного главнокомандования (ВГК) дала приказ перенести усилия 1-го Прибалтийского фронта с рижского на мемельское направление (город Мемель ныне — Клайпеда, Литва), где оборонялась более слабая группировка немцев.

Войска 43-й армии в составе 1-го фронта передвинулись в район Шауляя, нанесли мощный фронтальный удар и, выйдя на побережье Балтийского моря, вклинились на территорию Восточной Пруссии, чтобы отсечь от нее группу армий «Север». Немцы не смогли отразить это наступление, так как переброске сил с рубежа «Сигулда» помешали начало Моонзундской десантной операции 27 сентября и активные действия войск 3-го и 2-го Прибалтийских фронтов в районе Риги. 6 октября эти войска приступили к преследованию противника, отходившего на Курляндский полуостров, где они были заблокированы до конца войны. 13 октября советские войска освободили Ригу.

© Sputnik / РИА Новости Жители Риги разбирают развалины после освобождения города от немецко-фашисткой оккупации. Осень 1944 года.

16 декабря Ставка ВГК своей директивой упразднила 3-й Прибалтийский фронт. Управление, фронтовые части, учреждения и 54-я общевойсковая армия были переданы в резерв Ставки, а остальные войска — распределены между Ленинградским (67-я общевойсковая армия), 1-м (61-я общевойсковая армия) и 2-м (1-я ударная, 14-я воздушная армии) Прибалтийскими фронтами. 2-й и 1-й фронты имели своей задачей уничтожение курляндской группировки германских войск.

© Sputnik / Аллан Хантсом

24 ноября от противника были освобождены острова Моонзундского архипелага. Советские войска получили выход к Балтийскому морю южнее Лиепаи (Латвийская ССР). Также были улучшены условия действий кораблей Балтийского флота на линиях коммуникаций, связывавших курляндскую группировку с Германией.

Наступлению Красной армии в странах Балтии способствовали успехи 3-го Белорусского фронта, который 16-30 октября продвинулся на гумбинненском направлении (Гумбиннен — ныне город Гусев в Калининградской области РФ) на 60 км в глубину, перенеся боевые действия на территорию Германии. В попытках остановить 3-й Белорусский фронт немцам пришлось повернуть дивизии танкового корпуса «Герман Геринг», которые первоначально планировалось задействовать для контрудара в районе Тильзита (ныне — город Советск Калининградской области) по левому крылу 1-го Прибалтийского фронта.

Итоги операции

Результатом 71-дневного наступления Красной армии на прибалтийском стратегическом направлении стало освобождение к 24 ноября 1944 года почти всей территории Эстонской, Латвийской и Литовской советских республик, потеря сухопутной связи германской группы армий «Север» с Восточной Пруссией. Небольшая часть немецких сил осталась в Курляндии и в районе Мемеля.

© Sputnik / Всеволод Тарасевич Переправа войск левого фланга Ленинградского фронта, первыми вступившими в Нарву

Германия лишилась выгодного стратегического района — важной промышленной, сырьевой и продовольственной базы, которая также обеспечивала немецкому флоту свободу действий в восточной части Балтийского моря. Ширина линии фронта на прибалтийском участке сократилась до 250 километров. Значительные силы советских войск высвободились для зимнего наступления 1944-1945 годов.

По итогам операции 112 советских военнослужащих удостоились звания Героя Советского Союза, трое — второй медали «Золотая Звезда». Более 332 тысяч человек были награждены орденами и медалями. 131 часть и соединение получили почетные наименования Рижских, Таллинских, Валгинских и других.

Потери сторон

Точных данных о немецких потерях нет. Согласно информации российских историков, в ходе Прибалтийской операции 23 из 59 немецких дивизий были разгромлены, три — полностью уничтожены. По данным исследовательского коллектива под руководством консультанта Военно-мемориального центра ВС РФ генерал-полковника Григория Кривошеева, безвозвратные потери Красной армии в Прибалтийской операции с 14 сентября по 24 ноября 1944 года составили — 61 тысяча 468 человек, санитарные потери — 218 тысяч 622 человека.

Выражение «крещение Руси» относится к числу не просто неудачных или неточных, а глубоко ошибочных, вводящих в заблуждение. Это словосочетание как бы предполагает наличие одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Между тем такого события история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской, а затем и Московской державы.

Христианство стало проникать на Русь задолго до её «крещения». Первая попытка обратить в христианство киевлян была предпринята в 867 году князем Аскольдом. Многие приближенные князя Игоря (умер в 945 году) были христианами. В Киеве существовал даже храм святого Илии («Соборная церковь»). Киевская княгиня Ольга (945-957) сама была христианкой.

Как религия классового общества христианство не могло утвердиться на Руси раньше, чем окрепли феодальные отношения. Пока островки феодализма тонули на Руси в океане родоплеменных отношений, христианизация не принимала массового характера, распространяясь только на отдельных лиц и небольшие социальные группы.

Лишь после того, как феодальные отношения достаточно укрепились, возникли реальные предпосылки для перехода от язычества к христианству. А такие предпосылки возникли лишь к концу X века.

Таким образом, основные причины принятия христианства обуславливались не «Божественным актом», как пытаются показать церковники, а ходом исторического развития Руси, её политических и экономических отношений с европейскими государствами, в которых христианство было общепринятой религией. Кроме того, необходима была религия, способная повысить авторитет киевских князей, содействовать их объединительной деятельности.

В 988 году князь Владимир принял христианство (в истории его ещё называют князем Владимиром — Красное Солнышко, что является грубейшей ошибкой. Киевский князь Владимир, является историческим персонажем, а Владимир — Красное Солнышко — фольклорным. Вот как описывает Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона данный персонаж: «Владимир Красное солнышко одно из самых главных лиц былин киевского цикла, объединяющее всех русских богатырей. Он их глава, но вместе с тем сам он не имеет никаких прав называться богатырем. На него можно смотреть как на народное отражение нескольких исторических личностей или же как на мифическое лицо, олицетворение известного рода явлений природы. С одним, кажется, все согласны — именно, что Владимир былин не служит отражением исторической личности св. Владимира Равноапостольного. Возможно, что народ в лице этого былинного князя создал несимпатичный ему тип варяга, князя-дружинника, у которого собственный интерес лежит на первом плане и личные выгоды предпочитаются народной пользе; он любит во всех опасностях пользоваться услугами русских народных богатырей, угощая их за это, но вместе с тем не желая рисковать собственною жизнью, а подчас и поступая с богатырями совсем несправедливо. Нельзя отрицать и примесь мифологического элемента в типе Владимира — олицетворение солнца, Дажьбога, внуком которого автор Слова о Полку Игореве называет своего героя. По взгляду Ор. Миллера, хорошие и дурные качества былинного В. могли создаться под различными влияниями. Известно, напр., что тяжелым трудом народ считает только труд физический, которого не несут государи. И солнце медленно движется по небу, оно покоится в бездействии и без всяких усилий с своей стороны ниспосылает на землю свои лучи; оно бывает иногда жгучим, злобным. Отсюда, быть может, некоторые черты в лице былинного Владимира, дополненные отражением древнего исторического деспотизма времен патриархальных, или влиянием византийских взглядов на неограниченную верховную власть, или воспоминаниями эпохи Иоанна Грозного.
Владимир, кроме былин, является еще главным действующим лицом в стихе о Голубиной книге (см. это сл.); он носит там имена: Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор; заменяет он также Волота или Волотомана «Иерусалимской беседы» или «Повести града Иерусалима», где имя В., более популярное и любимое народом, вытеснило собою более древнее «Волот» или «Волотоман», которое, в свою очередь, служит изменением первоначального «Птоломей» (см. Волот). Здесь В., по всей вероятности, заменяет собою вообще византийского императора и поэтому наделяется такими же чертами, которыми отличались византийские самодержцы. Быть может, что это обстоятельство не осталось без влияния и на былинного Владимира, который таким путем мог получить некоторые черты, чуждые чисто русскому князю».). Есть три версии его крещения: в Корсуни, в Васильеве и в Киеве. Это событие не было столь грандиозным, как пыталась прежде, да и сейчас, представить Русская православная церковь. Достаточно сказать, что массовая христианизация киевлян проходила до 990 года. Вслед за Владимиром приняли христианство бояре и старшие дружинники, затем горожане, а жителей деревень — уже после нашествия орд Батыя на Русь в XII — XIV веках.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру в Киеве

Крещение было встречено народами Киевской Руси без особого энтузиазма. Старая вера не сразу уступила место новой. Киевлян крестили привезённые Владимиром из Херсонеса (близь нынешнего Севастополя)греческие священники. По описанию летописцев, «жителей загоняли в реку как стада», «иные и не по любви, а из страха перед повелителем крестились». Таким же было крещение и в Новгороде. О нём сообщает Иоакимовская летопись. До наших дошла поговорка: «Путятя крестил мечём, а Добрыня огнём».

И после принятья христианства многие держали у себя богов-идолов, приносили жертвы источникам, молились в священных пещерах. Славянское племя вятичей (на Оке и на Москва-реке) ещё в начале XII века придерживалось язычества и даже убило христианского миссионера монаха Кукшу. В Новгороде около 1070 года языческий волхв поднял население против христианского епископа.

Восстания и волнения, сопровождающие распространение христианства, были стихийными, неосознанными протестами против усиления эксплуатации и социального гнёта, освещаемых новой религией. Эта религия использовалась киевскими князьями в качестве духовной узды для народа, в качестве одного из главных орудий укрепления своей власти.

В лице православия правящий класс молодого феодального государства получил в свои руки довольно эффективный аппарат для идеологической обработки угнетённых, для примирения народа с эксплуататорами, устоями феодального общества. С первых шагов православная церковь начала пропагандировать и насаждать идеи богоизбранности государственной власти. Так, митрополит Никифор, автор послания к Владимиру Мономаху, писал: «Как Бог царствует на небесах, так и князи избраны быте от Богов».

Не выдерживает сопоставления с фактами отечественной истории и утверждения современных церковных авторов, будто дохристианская Русь не знала письменности. Учёные располагают достаточным фактическим материалом, доказывающим, что у восточных славян письменность была до «крещения Руси». И это закономерно. Письменность, как и другие проявления культуры, возникла из потребностей социального развития, прежде всего из необходимости расширения общения между людьми. О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры сообщают арабские и немецкие источники X века.

Церковь могла бы похвастаться тем, что дьяк Иван Фёдоров впервые выпустил печатным способом книгу «Апостол». Но та же церковь объявила позже его чернокнижником, колдуном, вынудила бежать из Москвы…

Итак, отечественная история не начинается с «крещения Руси». Безосновательны и заявления современных православных богословов, будто церковь имела перед собой «непросвещенную душу русского человека» и «стояла у истоков русского национального самосознания, государственности и культуры».

Обращаясь к временам дохристианской Руси, правильное освещение их — не просто дань интересу старине или удовлетворение естественной любознательности. Оно необходимо для опровержения богословских измышлений в области отечественной истории, разоблачения попыток поставить нашу с вами историю, как говориться, с ног на голову….

В этом году в воскресенье, 28 июля, в Украине отмечают 1031-ю годовщину Крещения Киевской Руси. Этот праздник имеет богатую историю и свои традиции. Обычно ко Дню Крещения Руси устраивают крестный ход и проводятся торжественные богослужения. Но обо всем по порядку.

По сути

В Украине праздник официально называется День Крещения Киевской Руси – Украины. Это государственный праздник, который был учрежден 25 июля 2008 года указом третьего президента Украины Виктора Ющенко. Отмечается ежегодно 28 июля.

Дата выбрана не случайно. По преданиям, именно в этот день в 988 году князь Владимир принял новую веру и вернулся в Киев, чтобы окрестить народ Руси. К слову, точную дату крещения так и не установили, ее отметили лишь предположительно. Это 14 августа (по старому стилю или 27 июля по новому) 988 года.

Экскурс в историю

Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. Позже та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев. Некоторые источники утверждают, в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа. Другие же заверяют, что первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).

Также отмечается, что первым правителем Киевской Руси, который официально принял христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. Она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Также сообщается, что симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь Ярополк Святославич, который был убит варягами по приказу своего брата Владимира Великого, который в будущем и крестил Русь.

Из открытых источников

Известно, что князь Владимир решил крестить Русь из политических соображений, в первую очередь надеясь этим шагом объединить враждующие земли и укрепить собственную власть.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «Испытание вер». Тогда киевскому князю поступали предложения принять мусульманство, иудейскую веру, католичество, однако он остановил свой выбор на христианстве.

Впоследствии Владимир крестился в Херсонесе, приняв новое имя – Василий. Также он окрестил детей и подданных и женился на царевне Анне из Византии.

Массовое крещение народа произошло в Днепре. При этом не все были согласны отказываться от язычества, но их «убеждали». Иногда с помощью оружия.

Как отмечают День Крещения Руси в Украине

В Украинской православной церкви (Московского патриархата) заявили, что планируют проведение торжеств по случаю Дня Крещения Киевской Руси.

Так, 27 июля на Владимирской горке в Киеве провели молебен, после чего прошел крестный ход с чудотворными иконами и мощами святых.

На 28 июля в 09:00 состоится торжественная Божественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры.

День Крещения Руси: молебен на Владимирской горке orthodox

В Поместной православной церкви Украины также анонсировали ряд мероприятий к празднику.

«Провести 27-28 июля 2019 общецерковные празднования 1031-й годовщины Крещения Руси-Украины: 27 июля днем — Всенощное бдение в Михайловском Златоверхом соборе Киева; 28 июля утром — Божественная литургия в Малой (Теплой) Софии, крестный ход к памятнику св. равноапостольному кн. Владимиру и молебен», – говорится в сообщении ПЦУ.

К слову, это будет первый крестный ход для ПЦУ, а проведет его, как ожидается предстоятель Поместной православной церкви Украины митрополит Епифаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *