Когда нужен логопед?

Тема: «Наше тело»

Цель:

Систематизировать знания детей по теме: «Наше тело»

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

— учить называть части тела человека;

— закрепить представление о строении тела человека и назначения отдельных частей тела;

— учить в употреблении в речи сложных предложений с предлогами для грамматической категории дательного падежа;

— учить составлению существительных с числительными;

— учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие:

— развивать моторику: артикуляционную, мелкую и общую;

— развивать координацию речи с движением;

— развивать связную речь, учить вести диалог (отвечать на вопросы).

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
самостоятельности. Инициативности. Ответственности;

— воспитывать любовь и бережное отношение к друг другу.

Оборудование: Кукла Незнайка, надувные шары, картинки-схемы, мяч, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, музыка со звучанием русских народных инструментов.

Вводный этап:

1.Организационный момент:

Дети заходят в группу и видят Незнайку.

Логопед предлагает поиграть в пальчиковую игру «Семья» вместе с Незнайкой.

Логоритмика «Семья»

Это пальчик дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик мамочка.

Этот пальчик только Я.

Вот и вся моя семья.

Незнайка спрашивает у детей: «Почему у вас сегодня такие интересные шары висят, с глазами, волосами, носом? О чём мы будем говорить?»

2. Основная часть:

Логопед: Ребята, пройдём на свои места. Незнайка, тоже присаживайся, и послушайте рассказ, который называется «Голова»

«Голова»

Жила-была голова. Вверху у неё было темя, сзади – затылок, а по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги, у рук были лопатки, а у ног – пятки. У рук были локти, а у пальцев – ногти. Все части тела важны, все человеку нужны.

  • Игра «Для чего?»

У меня на доске картинки. Внимательно посмотрите и ответьте на вопросы.

Для чего нужна голова?

(Голова нужна, что бы думать).

Для чего нужны глаза?

(Глаза нужны, что бы смотреть).

Для чего нужны уши?

(Уши нужны, что бы слышать).

Для чего нужен нос?

(Нос нужен для того, чтобы дышать).

Для чего нужен рот?

(Рот нужен для того, что бы говорить).

Для чего нужны зубы?

(Зубы нужны, что бы жевать).

Для чего нужна шея?

(Шея нужна, что бы держать голову).

Для чего нужны руки?

(руки нужны для того, что бы ими работать).

Для чего нужны ноги?

(Ноги нужны для того, что бы ходить, бегать).

  • Игра: «Найди ошибку»

Однажды Незнайка всё перепутал.

Надо ему помочь.

«Найдём ошибку»

Незнайка говорит, что ноздри нужны глазам. Так ли это?

(Ноздри нужны носу).

Ресницы нужны носу. Так ли это?

(Ресницы нужны глазам).

Локти нужны ногам. Так ли это?

(Локти нужны рукам).

Колени нужны шее. Так ли это?

(Колени нужны ногам).

Ногти нужны голове. Так ли это?

(Ногти нужны пальцам).

Затылок нужен ногам. Так ли это?

(Затылок нужен голове).

Молодцы ребята, помогли Незнайке.

  • Игра с мячом: «Скажи ласково»

Подойдите все ко мне. Встаньте в круг.

Поиграем в игру с мячом:

«Скажи ласково»

Я называю мяч и называю слово, а вы возвращаете его и называете слово ласково.

Тело-тельце

Голова-головка

Рука-ручка

Палец-пальчик

Глаз-глазик

Уши-ушки

Шея-шейка

Нос-носик

Рот-ротик

Зуб-зубик

Губа-губка

Язык-язычок

Локоть-локоток

Плечо-плечико

Спина-спинка

Щека-щёчка

Лицо-личико

Ладонь-ладошка.

  • Оветь на вопросы:

А теперь подойдём к доске и посмотрим на схему тела человека.

Скажите: Чего бывает по два на теле человека?

У человека бывает две брови? Покажите.

У человека бывает два виска. Покажите.

У человека бывает два глаза. Покажите.

У человека бывает две ноздри. Покажите.

У человека бывает две щеки. Покажите.

У человека бывает две губы. Покажите.

У человека бывает два уха. Покажите.

У человека бывает два плеча. Покажите.

У человека бывает две руки. Покажите

У человека бывает два локтя. Покажите.

У человека бывает две ноги. Покажите.

У человека бывает два колена. Покажите.

У человека бывает две пятки. Покажите.

У человека бывает две стопы. Покажите.

Динамическая пауза:

Встаньте в круг. Руки поставьте на пояс.

Левой ножкой – прыг, прыг.

Правой ножкой — прыг, прыг.

Мы попрыгаем на двух:

Ух, ух, ух, ух.

Влево мы попрыгаем.

Вправо мы попрыгаем.

Мы вперёд пойдём ,

И назад отойдём.

Понравилось Незнайке с вами играть.

  • Игра: «Сколько?»

Мы поиграли, а теперь пройдём на свои места.

Сколько глаз у двоих детей?

( У двоих детей четыре глаза).

Сколько ушей у двоих малышей?

(У двоих малышей четыре уха).

Сколько пальцев на двух руках?

(На двух руках десять пальцев).

Сколько пальцев на правой ноге?

(На правой ноге пять пальцев).

Сколько пальцев на левой руке?

(На левой руке пять пальцев).

Сколько ртов у четырёх мальчиков?

(У четырёх мальчиков четыре рта).

  • «Нарисуй подарок» (за столом)

Ребята, что-то Незнайка Загрустил.

Надо его развеселить.

Сейчас мы выполним интересное задание.

Подойдём к рабочим местам.

У каждого лежит лист бумаги. Плотно прижмите свою ладонь к листу и обведите её при помощи простого карандаша. А затем превратим наши ладошки в весёлые лица, подарим Незнайке.

3. Заключительный этап:

Ребята, о чем мы говорили?

Какие занятия было интересно выполнять?

Занятие окончено.

Незнайка прощается с вами.

Рождается долгожданный малыш, он растет, познает мир, приходит время, когда наш малыш пытается говорить и часто мы слышим: «миська касаяпый по лесу идет, сиськи собирает, песенку поет».

Сначала родители умиляются, потом все чаще убеждают себя, что многие дети не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Пройдет время и постепенно, шаг за шагом, он научится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Но, к сожалению, время идет, а речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. К сожалению, родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Именно в таких случаях мы говорим о необходимости квалифицированной помощи логопеда, который помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает, в чем состоит логопедическая работа.

Чем занимается логопед?

Логопед — это специалист, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Но работа логопеда комплексная и подразумевает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики детей, т.е. всех составных частей, необходимых для образовательного процесса.

В соответствии с возрастом ребенка логопед оценивает правильность произнесения звуков, количество слов в словаре ребёнка, правильность построения фраз, коммуникативные умения.

На занятиях логопеда дети развивают подвижность артикуляционного аппарата, работают со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, лексико-грамматического строя.

Родители часто спрашивают: «А зачем это надо?»

Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него:

  • возникнут проблемы в общении,
  • комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности;
  • не научится красиво и правильно рассказывать – трудно будет грамотно излагать свои мысли;
  • не сумеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме,
  • сложно будет научиться читать.

Без своевременной помощи логопеда ребёнок может оказаться неподготовленным к школьному обучению, а это повлечёт за собой ряд новых проблем.

Когда можно и нужно обращаться к логопеду?

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. В связи с этим родители часто задают себе вопрос: когда нужно обращаться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, давно уже не актуально. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма.

  • К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
  • К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов, правильно произносит звуки: П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г.
  • В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).
  • В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (С, З, Ц), а также Ы, Э, несколько позднее шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).
  • Звуки Р, Л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Насколько можно опоздать к логопеду?

Чем старше становится ребёнок, тем сложнее исправить недостатки речи. Поэтому не нужно лишний раз бояться обратиться к специалисту. Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом и развеет все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша. А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, тогда объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, по исправлению всех недостатков речи.

Помните!

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры.

Нормы развития речи по возрастам.

В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены в дошкольном возрасте.

К сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдёт.

О том, что надежда само пройдёт далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.

А главное, эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко.

Может быть имеет смысл помнить о нормах развития речи и своевременно устранять проблемы с ней.

0-1 год

1 месяц — ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяца — ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия и неудовольствия. Появляется улыбка при общении.

3 месяца — «комплекс оживления», появляется гукание, преобладают гласные звуки А, Э, У, И и согласные Г, К, Х.

4 месяца — появляется первый смех, к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев — ребенок реагирует на направление звука, меняет интонацию голоса.

6 месяцев — появляется первый слог (ба, ма). Начинает понимать обращенную речь (прислушивается к голосу, правильно реагирует на интонацию, выделяет знакомые голоса).

7 месяцев — ребенок готов к игре. Он использует разные голосовые реакции для привлечения внимания взрослых. находит взглядом предметы по просьбе взрослого.

9 месяцев — ребенок активно общается с помощью жестов, интонации, играет в «ладушки».

11 месяцев — ребенок использует 3-5 лепетных слов с соотнесением (слово употребляется в конкретной ситуации). Отзывается на имя, понимает название отдельных предметов, выполняет простые словесные инструкции. Показывает предметы по просьбе взрослого («где часы?», «где кукла?» и т.д.)

1-2 года

Дает несколько предметов по просьбе. Указывает на знакомое лицо, животных, игрушки по словесной инструкции. Знает запрет «нельзя», «не трогай». Требует предметы, используя указательный жест или слово. Произношение нечеткое, слова понятны только родителям.

1 год 6 месяцев — словарный запас ребенка составляет 20-50 слов. Активный рост словаря. Любит подражать голосам животных. Показывает части тела и некоторые части лица (глаза, рот, нос). Внимательно слушает чтение сказок, стихов. Может по просьбе найти предмет вне комнаты. Различает интонацию вопроса.

1 год 9 месяцев — начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования («папа туту» — папа едет). Общее звучание речи смягченное. Говорит о себе в 3 лице (по имени). Отвечает на вопросы словами «да», «нет». Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними. Слушает и понимает небольшие рассказы.

К 2 годам называет предмет по просьбе. Использует уменьшительно — ласкательные суффиксы (нос-носик). Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока). Знает слова большой-маленький, хороший-плохой. Различает понятие один-много. Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет.

Обратите внимание, и обратитесь к специалисту, если к 2 годам ребенок не понимает обращенную к нему речь, знает менее 50 слов, не пробует построить короткую фразу из 2 слов, не играет с игрушками, играет в одиночестве, отдельно от других детей, не может выслушать до конца даже очень короткую сказку, не рассматривает картинки в книге.

2-3 года.

Обратите внимание и обратитесь к специалисту, если к 3 годам ребенок грамматически неправильно употребляет основные части речи, не использует распрострененное предложение, не употребляет предлоги «в», «на»

3-4 года.

4-5 лет.

Словарный запас 2000 слов. В речи появляются наречия. Развивается «словотворчество». Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой. Использует в речи обобщающие слова. Называет животных и их детенышей. Читает наизусть небольшие стихотворения. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых. Использует слова много-один. Называет времена года. Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.). Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

5-6 лет.

Звукопроизношение в норме. Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению в правильной логической последовательности. В речи использует синонимы и антонимы. Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные. Формируются навыки звукового анализа слов (ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове). Формируется внутренняя речь.

6-7 лет.

Звукопроизношение в норме, речь грамматически правильная, иногда возможны ошибки при произношении сложных предложений. Умеет менять громкость голоса и воспроизводить различные интонации. Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова. Пересказывает текст в логической последовательности. Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Сам может придумать сказку или рассказ. Свободно употребляет простые и сложные предложения. Владеет навыками звукового анализа слов. Умеет определять наличие звука в слове, придумывает слова с определенным звуком. Делит слова на слоги, предложения на слова. Понимает и употребляет многозначные слова.

Важно помнить, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится на грамотности письменной речи. Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А их достаточно сложно исправить!

Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых. Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо «сюсюкание» взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.

Логопед – специалист, который исправляет недостатки речи у детей и взрослых, учит говорить правильно.

Практически ни один человек не может жить без окружающего его социума, каждый день нам приходится общаться с десятками людей, и чтобы нас понимали и слушали, нужно обладать грамотной и четкой речью, однако есть люди, у которых речь нарушена, и ее исправлением и занимается логопед. Кроме искажения отдельных звуков (неправильного их произнесения или их отсутствия) существует большое количество более тяжелых патологий: общая смазанность звуков, заикание, нарушения голоса, темпа или понимания речи (или вообще ее отсутствие), общее недоразвитие всех сторон речи (не только звуковой, но и грамматической, и смысловой, что выливается впоследствии в нарушение письма). Исправление всех этих недостатков – сфера деятельности и задача логопеда.

Данная работа требует от специалиста серьезной подготовки, ведь речь – это системное многофункциональное образование, влияющее на психологическое развитие. Поэтому логопед должен обладать знаниями не только в области физиологии, но и высшей нервной деятельности, изучить психологию и педагогику, языкознание и русский язык, методики исправления звуков и всех остальных речевых нарушений, а также получить основы знаний сурдопедагогики (работа со слабослышащими), олигофренопедагогики (работа с умственно неполноценными) и медицины. В арсенале логопеда должно быть много нестандартных приемов и развивающих игр для детей, так как очень важно увлечь ребенка, чтобы он сам захотел заниматься и исправить свои недостатки.

Часто нарушения речи сопровождаются психическими проблемами, поэтому логопед работает в тесной связи с психологом. В тяжелых случаях требуется взаимодействие с неврологом или невропатологом, а также дефектологом.

Кандидат на должность логопеда должен быть внимателен, чуток и терпелив, ведь люди с дефектной речью зачастую стесняются своих недостатков, поэтому в общении с ними нужно быть максимально деликатным, уметь их поддержать и ободрить. Работа с людьми, имеющими дефекты речи, требует большой отдачи, эмоциональных и физических сил, поэтому логопед должен любить детей.

Во всем этом поможет разобраться учитель – логопед.

Наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и словарный запас, фонематическое восприятие ( умение на слух воспринимать и различать звуки), грамматический строй ( умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.), связная речь ( умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Именно в это время дети быстро научаются правильно говорить, легче привыкают к новому произношению звуков. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду в детском саду!

Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Поэтому работа учителя-логопеда в детском саду заключается в развитии речи детей в целом, профилактике нарушений речи, подготовке детей к обучению грамоте, а также развитии внимания, слуха, памяти и мышления.

А главное помните, само собой ничего не проходит! Надо выяснить причину и как можно скорее преодолеть речевую проблему, чтобы наслаждаться общением со своим чадом и во время обучения в школе вместе радоваться успехам!

Практически у всех детей в раннем возрасте существуют погрешности в произношении звуков. У большинства малышей они проходят сами по себе, но если к пяти-шести годам дефекты речи не исчезают, родители обычно обращаются к логопеду.

Малышам некорректное произношение звуков или заикание может мешать учиться, общаться со сверстниками, а у взрослых – вызывать серьезные комплексы. Так что логопед занимается поистине благородным делом – помогает выработать не только правильную, красивую дикцию, но и уверенность в себе. Интересно, что впервые задумываться об исправлении произношения в Европе начали только в 17 веке, а популярность профессия обрела и вовсе не более чем 50 лет назад. Конечно, чем раньше обратиться за консультацией и помощью – тем проще будет устранить несовершенство речи. Поэтому основная аудитория данных специалистов – это все же дети.

Логопед. Профессия

Профессия логопеда объединяет медицину и педагогику: врачи-логопеды работают практически в каждой детской поликлинике, а также в детских садах, дошкольных учреждениях, центрах реабилитации для пациентов с нарушением слуха и речи. Эта специальность, кроме узких профильных знаний, таких как строение органов речевого аппарата, физиологические особенности произношения, механизмы возникновения звуков, требует также более общих навыков. Терпение, отзывчивость, доброжелательность, знание базовых основ педагогики и психологии являются необходимыми для подобной работы, ведь очень важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Процесс коррекции произношения начинается с анализа проблемы, выяснения ее причин, симптомов, особенностей протекания. При планировании методов устранения проблемы, логопед может подключать специалистов в сфере невропатологии, отоларингологии, ортодонтологии и проч. Сеанс у логопеда обычно состоит из артикуляционной гимнастики, после которой начинается работа над постановкой звука. В игровой форме вырабатываются навыки правильной артикуляции, развивается слуховая внимательность. Для улучшения результата часто применяется логопедический массаж. В среднем для устранения дефекта речи требуется от трех до пяти месяцев, в сложных случаях – год или более. Логопед ведет карту пациента, составляет график динамики, оформляет сопутствующие медицинские документы.

Знания, умения и навыки

Все же – логопед кто это? Врач, психолог, педагог? Профессия включает в себя навыки всех этих специальностей, взяв необходимое из каждой. При более детальном рассмотрении, данный специалист должен обладать следующими багажом проф. навыков и личных качеств:

  • профессиональные знания в сфере анатомии и медицины;
  • понимание аспектов артикуляции и звукообразования, фонетических процессов;
  • знание основ детской психологии;
  • владение педагогическими методами;
  • эмпатия, терпеливость, доброжелательность;
  • внимательность к деталям, наблюдательность;
  • готовность к работе с документацией: медицинскими картами, графиками динамики и т.д.;
  • хладнокровность и самообладание в нестандартных ситуациях.

Логопед: образование

Специальность логопеда можно получить практически в каждом педагогическом вузе. В высших учебных заведениях с гуманитарным уклоном кафедры логопедии часто работают при факультетах психологии. Образование логопеда желающий может получить также, пройдя курсы переквалификации на базе высшего или среднего образования – например, педагогического, психологического. При выборе этой профессии следует учесть, что она требует солидной практики. Студенты вузов обычно начинают посещать детские сады и специальные дошкольные учреждения с первых курсов учебы. Важно найти квалифицированного наставника, практикующего профессионала, который, кроме теоретической базы, поможет будущим специалистам с практической частью, наработкой правильных навыков.

Работа с детьми требует огромной ответственности, ведь ошибка в подходе к процессу коррекции речи может не только замедлить развитие положительного результата, но даже навредить. Если вам нравится работать с детьми, вы не боитесь трудностей, обладаете терпением, стремитесь быть полезным обществу, то специальность логопеда вполне может стать вашим призванием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *