Когда совершается литургия преждеосвященных даров?

Литургия Преждеосвященных даров представляет собой чин, заменяющий собой полную евхаристическую литургию в будние дни Великого поста (а в древности — и в некоторые другие дни).

В отличие от полной литургии в чине Литургия Преждеосвященных даров отсутствует анафора или возношение святых даров, являющаяся главной молитвой таинства Евхаристии. Тем не менее Литургия Преждеосвященных даров сохраняет ряд важных аспектов евхаристического богослужения: собрание общины вместе (что является главным отличием от причащения больных на дому), преломление евхаристического Хлеба — освященного не за Литургией Преждеосвященных даров, а на предшествующей ей полной литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста, и совместное причащение верующих.

В древности подобные богослужения были известна не только в ареале распространения константинопольской традиции, но и в Палестине, Сирии, Египте и Нубии, а также на Западе. К настоящему времени за пределами православной и униатской богослужебной традиции собственный чин Литургия Преждеосвященных даров на Востоке сохраняется только в Маланкарской Церкви в Индии (древне-восточная церковь, дохалкидонская церковь)

В католической богослужебной традиции, а также у англикан (не повсеместно) аналогию Литургия Преждеосвященных даров составляет традиция причащения Преждеосвященными Дарами в Великую пятницу — соответствующее богослужение может обозначаться как «месса Преждеосвященных » (Missa Praesanctificatorum). Можно также отметить, что в католической среде очень распространена практика, когда за всякой мессой освященную гостию полностью потребляет священник, а мирян причащают заготовленными заранее облатками, освящаемыми сразу в большом количестве в удобный для священника день и затем расходуемыми по мере необходимости на протяжении несколько дней или недель, что типологически напоминает Литургия Преждеосвященных даров.

Происхождение

Наиболее ранние свидетельства о совершении Литургия Преждеосвященных даров на Востоке относятся к VII в. В константинопольской «Пасхальной хронике» под 615 или 616 г. говорится, что «в этот год при Сергии, патриархе Константинопольском, начиная с первой седмицы Великого поста стали после «Да исправится молитва моя…», во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона в алтарь, петь : после священнического возгласа «По дару Христа Твоего…» народ сразу начинает: «Ныне силы небесные…» И это поется не только Великим постом во время входа Преждеосвященных , но и в другие дни, когда бы ни случилась Преждеосвященных».

А в происходящих из Палестины «Чудесах Святой Девы Марии в Хозиве» — сборнике различных историй, составленном Антонием Хозевитом († между 632 и 640),- описывается, как послушник или молодой монах прочел над просфорами, которые он нес в свой монастырь, какую-то часть евхаристической молитвы, услышанной им в церкви (вероятно, эпиклезу или молитву призывания Святого Духа), после чего на него и на просфоры сошел Святой Дух, а настоятелю монастыря, ожидавшему прибытия своего послушника, явился ангел, повелев совершить над просфорой вместо полного чина «Преждеосвященный… ибо она освящена».

Наконец, 52-е правило Трулльского Собора 691-692 гг. канонически закрепляет совершение Литургия Преждеосвященных даров «во все дни поста Святой четыредесятницы , кроме суббот и воскресений и святого дня Благовещения», тем самым корректируя предписания 49-го и 51-го правил Лаодикийского Собора (до 343 или ок. 360 г.), запрещавшие совершение литургии в дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений.

Собственно текст Литургия Преждеосвященных даров согласно константинопольской традиции сохранился в рукописях с кон. VIII в. С другой стороны, в достаточно подробных описаниях иерусалимского богослужения IV-V вв.- «Паломничестве» Эгерии и армянской версии содержащего богослужебные последования древнего иерусалимского Лекционария — никаких упоминаний о Литургия Преждеосвященных даров в разделах о Великом посте и Страстной седмице не содержится. Так что в Палестине она появилась не ранее сер. V в. (скорее, в VI в.). В грузинскую версию древнего иерусалимского Лекционария, отражающую практику VI-VII вв., Литургия Преждеосвященных даров уже включена.

На Западе причащение Преждеосвященными Дарами в отличие от Литургии Преждеосвященных даров долгое время не имело никакого текстуального оформления в виде молитв или песнопений, предназначенных для подобной ситуации. Поэтому идею о происхождении этого богослужебного чина с Запада, вопреки распространившемуся с XVI в. в православной среде мнению о её составлении Римским папой Григорием I Великим, следует полностью отвергнуть.

Несомненно, ключевой богословской предпосылкой для самого существования Литургии Преждеосвященных даров является вера в то, что евхаристические Дары реально, а не символически и навсегда становятся Телом и Кровью Христовыми — иначе практика сохранять Св. Дары после окончания литургии не имела бы. Следовательно, Литургия Преждеосвященных даров неразрывно связана с традицией хранения Святых Даров для причащения ими вне евхаристической литургии, хорошо известной с раннехристианского времени. Однако причины установления именно богослужения, включающего совместное причащение, но исключающего евхаристическую молитву общины, не вполне ясны. Исследователи выдвигали различные предположения относительно этих причин. Одной из них, возможно, было прекращение с IV в. практики домашнего причащения мирян вследствие распространившихся злоупотреблений.

Можно быть полностью уверенным в том, что самое существенное влияние на возникновение Литургии Преждеосвященных даров оказало повсеместное распространение в IV в. практики соблюдения Великого поста. Пост стал и временем более частого посещения мирянами церковных собраний. Их желание принять участие в Трапезе Господней при каноническом запрете на совершение Евхаристии в будние дни поста (правила Лаодикийского собора 49 и 51), вероятно, и имело следствием появление Литургии Преждеосвященных даров.

Константинопольский чин Литургии Преждеосвященных даров — единственный непрерывно совершавшийся в православной Церкви с доиконоборческого времени вплоть до наших дней. Он является безусловным украшением великопостного богослужения. Несколько входящих в него уникальных песнопений составляют интересный пласт церковного пения, а сам он занимает особое место в православном богослужебном предании.

Дни совершения

В настоящее время Литургия Преждеосвященных даров бывает только в будние дни Великого поста. В древности, однако, она могла совершаться и в некоторые другие дни. Так, в древнейшем свидетельстве о константинопольской Литургии Преждеосвященных даров, содержащемся в «Пасхальной хронике», прямо сказано, что исполняемое на ней вместо Херувимской песни песнопение «Ныне силы небесные…» исполняется «не только Великим постом во время входа Преждеосвященных , но и в другие дни, когда бы ни случилась Преждеосвященных».

В Типиконе Великой церкви (храма Святой Софии в Константинополе), описывающем кафедральное богослужение столицы Византии в IX-XI вв., Литургия Преждеосвященных даров установлена не только на все будние дни Великого поста, но и на среду и пятницу Сырной седмицы и Великую пятницу. Устав Великой церкви умалчивает о литургии в Великий понедельник, Великий вторник, Великую среду, но в эти дни тоже, несомненно, совершалась Литургия Преждеосвященных даров; кроме того, допускается совершение Литургия Преждеосвященных даров вообще по средам и пятницам всего года.

Атрибуция

В древнейших рукописях, равно как и в современных стандартных изданиях, заглавие Литургия Преждеосвященных даров не содержит указания на конкретного автора ее текста. Однако с XII в. имя автора начинает спорадически появляться. Достаточно часто греч. Евхологии XII-XVI вв. называют автором Литургия Преждеосвященных даров свт. Германа I Константинопольского; реже — и позже, с XIV в.,- возникает имя свт. Епифания Кипрского; еще позднее, с XV в., в качестве составителя Литургии Преждеосвященных даров указывается свт. Григорий I Великий; как минимум в 2 рукописях XVI в. вместо свт. Григория Великого (Двоеслова) стоит имя свт. Григория Богослова.

Исследователями выдвинуты различные предположения относительно причин приписывания Литургии Преждеосвященных даров папе Римскому Григорию — латиноязычному автору, не связанному с константинопольской богослужебной традицией. В современной греческой традиции эта атрибуция в целом отвергнута — в частности, имя свт. Григория не упоминается на отпусте Литургии Преждеосвященных даров. В современной русской традиции имя свт. Григория не используется в заглавии чина (по крайней мере в стандартных изданиях), но звучит на отпусте этой литургии, а в русской старообрядной традиции отпуст этого богослужения произносится без имени свт. Григория.

Время совершения

Согласно Типикону (главы 32, 49), Литургия Преждеосвященных даров должна оканчиваться прямо перед вечерней монастырской трапезой, или около 16.00 часов по современному счету времен. Таким образом, уставное начало Литургии Преждеосвященных даров соответствует 14-15 час. по современному счету. Собственно говоря, на это указывает уже сам чин Литургии Преждеосвященных даров, 1-ю половину которого составляет служба вечерни. Позднее, начало литургии и причащение Святых Тайн не с утра, а перед вечерней трапезой в соответствии с 41-м (50-м) правилами Карфагенского и 29-м правилом Трулльского предполагают особо длительное воздержание от пищи в дни совершения Литургии Преждеосвященных даров. Это полностью согласуется со статусом этой литургии как сугубо великопостной службы.

Однако ритм жизни в наше время в большинстве случаев не позволяет устанавливать совершение Литургия Преждеосвященных даров на 14-15 час. дня, поэтому она обычно служится позже, чем это предписано по уставу: в 17 или даже в 18 ч.

Порядок совершения

Согласно совр. практике, совершению Литургии Преждеосвященных даров непосредственно предшествуют великопостные часы и т.н. Чин изобразительных. Перед Литургией Преждеосвященных даров. (обычно во время изобразительных) духовенство облачается в священные одежды, но без произнесения тех стихов, которые используются на полной литургии.

Сам чин открывается литургийным возгласом за которым следуют обычные элементы вечерни: предначинательный псалом (Пс 103), мирная ектения, кафизма, псалмы «Господи, воззвах» (Пс 140, 141, 129, 116) со стихами и стихиры.

Во время предначинательного псалма священник читает светильничные молитвы.

Кафизма на Литургии Преждеосвященных даров практически всегда — 18-я (Пс 119-133), или, по ее первым словам — «Ко Господу…». Согласно совренному Типикону (гл. 17), лишь на 5-й седмице Великого поста на Литургии Преждеосвященных даров должна исполняться иная кафизма.

Во время кафизмы священник поставляет Преждеосвященный Хлеб на дискос, наливает в чашу вино и воду и покрывает приготовленные Дары покровцами и воздýхом — без тех стихов, что произносятся в конце проскомидии на полной литургии.

Этому предшествует торжественная церемония перенесения Преждеосвященного Хлеба со св. престола на жертвенник (согласно Служебнику, Преждеосвященные Дары должны храниться в т.н. «хлебоносце» (греч. «артофории») на жертвеннике, но на практике они хранятся на святом престоле на отдельном покрытом дискосе).

Во время 1-го антифона кафизмы священник, совершив земной поклон, распростирает антиминс, поставляет на него пустой дискос, снимает колпак с дискоса с Преждеосвященным Хлебом и переносит его на пустой дискос (обычно не своими пальцами, а при помощи копия и лжицы), поставляя его печатью кверху. После земного поклона произносится малая ектения, священник читает молитву и начинается 2-й антифон (часть) кафизмы.

Во время 2-го антифона совершается троекратное каждение вокруг св. престола (если священник служит с диаконом, тот предходит со свечой; до и после каждения, как правило, делается земной поклон). Затем следуют малая ектения, 3-я светильничная молитва и 3-й антифон кафизмы.

Совершив земной поклон, священник поднимает со св. престола дискос с Преждеосвященным Хлебом и, обходя святой престол против часовой стрелки, переносит его на жертвенник. Диакон, если он есть, предшествует ему со свечой и кадилом. Поставив дискос на жертвенник, священник совершает вышеописанное приготовление Даров, в конце которого вместо молитвы проскомидии произносит лишь и делает земной поклон. Кафизма заканчивается, и произносится последняя малая ектения.

Каждение при пении стихир на «Господи, воззвах» одновременно является каждением в конце приготовления Даров — аналогично каждению в конце проскомидии на полной литургии.

Вечерню в составе Литургии Преждеосвященных даров увенчивают вход с кадилом (если на литургии будет читаться Евангелие, т. е. на Страстной седмице и при совершении Литургии Преждеосвященных даров в полиелейные праздники, вход совершается с Евангелием), после которого поется гимн «Свете тихий», и чтение ветхозаветных паремий. Изначально идея систематического чтения Ветхого Завета за службами Великого поста была связана с традицией оглашения. 1-я паремия начинается и заканчивается прокимнами, каждый раз новыми (в течение Великого поста прокимны до и после паремии на 6-м часе и 1-й паремии на вечерне поочередно выбраны из последовательно идущих псалмов).

После прокимна в конце 1-й паремии произносятся возгласы: «Повелите», «Премудрость, прости», «Свет Христов просвещает всех»): 1-й возглас произносит диакон, если он есть (если нет, священник), 2-й — священник, взяв в руки свечу и кадило и крестообразно осеняя ими престол, 3-й — он же, выйдя из алтаря, поворачиваясь к народу. При этом народ встает на колени. Возглас «Свет Христов просвещает всех» подчеркивает связь паремий Литургии Преждеосвященных даров с традицией оглашения, т. е. подготовки к таинству Крещения, иначе называемому Просвещением.

Сразу после возгласа «Свет Христов…» начинается чтение 2-й паремии. По окончании паремий поется «Да исправится молитва моя» — особое песнопение, повторяемый неск. раз стих Пс. 140:2, перемежаемый стихами Пс 140:1,3 и 4. В совр. практике «Да исправится молитва моя» исполняется даже торжественнее, чем предписывает устав: народ стоит на коленях во все время его пения, священник кадит святой престол и Преждеосвященные Дары на жертвеннике. По завершении песнопения совершаются 3 земных поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина.

Затем, если положено, читаются Апостол и Евангелие. Завершением библейских чтений Литургии Преждеосвященных даров служит Сугубая ектения, после которой начинается собственно литургийная часть.

Ее открывают ектения и молитва об оглашенных с отпустом оглашенных. Следуют ектения и молитва о готовящихся ко Святому Просвещению, т. е. к таинству Крещения, которое в Константинополе торжественно совершалось в Лазареву и в Великую субботы. Эта ектения читается только со среды Крестопоклонной седмицы и до Страстной среды — в тот период, когда в Константинополе и происходила окончательная подготовка оглашаемых, причем лишь тех, кто будет принимать Крещение именно в этом году (на что и указывает наличие не одной, а 2 ектений и 2 молитв: об оглашаемых и о готовящихся ко Просвещению). Происходит отпуст готовящихся ко Святому Просвещению.

После этого возглашаются две ектении верных — как на полной литургии,- во время которых священник читает 2 молитвы.

Далее совершается великий вход с Преждеосвященными Дарами. В современной практике и дискос и чашу несет священник, поскольку дискос в отличие от чаши содержит уже освященные Дары — Тело и Кровь Христовы; диакон предшествует ему со свечой и кадилом. Во время великого входа хор поет песнь «Ныне силы небесныя…», а молящиеся встают на колени. После великого входа совершаются 3 земных поклона с молитвой преп. Ефрема Сирина, царские врата затворяются, а завеса закрывается до середины врат.

Следует составная просительная ектения, объединяющая прошения две ектений полной литургии: после великого входа и после анафоры. Священник в это время читает молитву перед «Отче наш». Поется молитва Господня «Отче наш», после к-рой, как и на полной литургии, следует главопреклонная молитва.

Наступает момент главных священнодействий Литургии Преждеосвященных даров: преломления Преждеосвященного Хлеба, вложения его части в чашу и причащения. Священник произносит молитву на возношение Св. Даров, но само возношение не совершается, вместо этого богослужебные книги предписывают священнику, не снимая покровца с дискоса, лишь коснуться пальцами Преждеосвященного Хлеба со словами: «Преждеосвященныя святая святым». Затем священник снимает покровец с дискоса, преломляет Преждеосвященный Хлеб и крестообразно вкладывает одну из его частей в чашу, куда затем вливается теплота.

Происходит причащение священнослужителей, затем народа. В конце причащения, когда священник переносит чашу со Св. Дарами с престола на жертвенник, после обычного возгласа поется тропарь «Да исполнятся уста наша» — как на полной литургии.

Наконец, провозглашается благодарственная ектения после причащения Св. Тайн, священник читает благодарственную молитву, и Литургия Преждеосвященных даров заканчивается заамвонной молитвой, пением «Буди имя Господне…» (трижды; в это время священник читает заключительную молитву, иначе называемую молитвой на потребление Даров), Пс 33 и отпустом. При архиерейском богослужении чин Л. П. Д. имеет нек-рые особенности.

Приготовление Преждеосвященных Даров

Для совершения Литургии Преждеосвященных даров помимо обычных условий: собрания церковной общины во главе с епископом или священником в храме и наличия евхаристических приношений (в данном случае вина), требуется, чтобы в этом храме имелся освященный Агнец — Преждеосвященный Хлеб, приготовленный заранее на полной литургии. Агнцы для Литургии Преждеосвященных даров изымаются — каждый из своей просфоры — на проскомидии полной литургии (как правило, в предшествующее воскресенье) после изъятия агнца для самой этой литургии с произнесением всех принятых для этого священнодействия слов. Все агнцы поставляются на дискос и находятся на нем до момента возношения св. Хлеба на возгласе: «Святая святым», когда предстоятель возносит все их вместе. Затем в святую чашу вливается немного теплоты, и предстоятель, беря поочередно каждый из приготовляемых для Литургии Преждеосвященных даров агнцев, при помощи лжицы напитывает («напояет») его Св. Кровью Христовой из чаши. Эта практика установилась к XIV в., тогда как в более раннюю эпоху, согласно целому ряду источников, Преждеосвященный Хлеб для Литургии Преждеосвященных даров — в отличие от запасных Св. Даров для причащения отшельников и больных — мог приготавливаться и храниться без напоения его Св. Кровью. Современные издания Служебника предписывают священнику лишь крестообразно прикоснуться омоченной в Святой Крови лжицей к Св.Агнцу, но на практике встречается более обильное напоение, вплоть до погружения его прямо в чашу.

Затем приготовленные Преждеосвященные агнцы выкладывают на особый дискос для последующего хранения, в св. чашу доливается необходимое количество теплоты, и литургия продолжается.

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить… И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…

К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев

Время — богатство, но им нужно уметь воспользоваться.
В. Зубков

Время — великий мастер разрубать все гордиевы узлы человеческих отношений.
А. Писемский

Время — великий учитель.
Э. Берк

Время всегда будет уважать и поддерживать то, что крепко, но обратит в прах то, что окажется непрочным.
А. Франс

Время — движущийся образ неподвижной вечности.
Ж.Ж. Руссо

Время — деньги.
Б. Франклин

Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.
Т. Манн

Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе.
Л. Толстой

Время есть величайшая иллюзия. Оно есть только внутренняя призма, через которую мы разлагаем бытие и жизнь, образ, под которым мы постепенно видим то, что вневременно, в идее.
А.Ф. Амиель

Время есть величайший из новаторов.
Ф. Бэкон

Время, затраченное впустую, есть существование; время, употреблённое с пользой, есть жизнь.
Э. Юнг

Время идёт для разных лиц различно.
У. Шекспир

Время — конь, а ты объездчик; мчись отважно на ветру. Время — меч ; стань крепкой клюшкой, чтобы выиграть игру.
А. Рудаки

Время — мать и кормилица всего хорошего.
У. Шекспир

Время — мудрейший советчик.
Перикл

Время — на свете нет ничего более длинного, ибо оно мера вечности, и нет ничего более короткого, ибо его не хватает на исполнение наших желаний; нет ничего медленнее для ожидающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждение; оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом; люди пренебрегают им, а потеряв, — жалеют; всё совершается во времени; оно уничтожает недостойное в памяти потомства…
Вольтер

Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших.
Козьма Прутков

Время проходит, но сказанное слово остаётся.
Л. Толстой

Время — самый честный критик.
А. Моруа

Время — такая неопределённая штука. Одному кажется очень долгим. Другому — наоборот.
А. Кристи

Время течёт то бесшумно, то в грохоте войн и революций, то в потоке речей и социальных конвульсий. Самые великие памятники в честь выдающихся людей, героев, пионеров цивилизации, омываясь потоком реки времени, размываются и рушатся.
Д. Волкогонов

Время укрепляет дружбу, но ослабляет любовь.
Ж. Лабрюйер

Время — это капитал работника умственного труда.
О. де Бальзак

Время — это лицезреющая свои осуществления вечность.
Платон

Время — это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий.
Р. Олдингтон

Время — это последовательность форм и идей.
К. Гельвеций

Время — это простор для развития способностей…
К. Маркс

Время — это расстояние движения.
Зенон из Кития

Время — это самое дешёвое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему — времени — мы получаем всё. Ян Райнис.
Время и прилив никогда не ждут.
В. Скотт

Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого.
Д. Каннинг

Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя.
Гомер

Знай всему пору.
Питтак

Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает все.
Фалес

Время открывает все сокрытое и скрывает все ясное.
Софокл

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
Парменид из Элей

Время есть мысль или мера, а не сущность.
Антифонт из Афин

Все уносящее время в теченье своем изменяет имя и форму вещей, их естество и судьбу.
Платон

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.
Платон

Время — самое драгоценное из всех средств.
Теофраст (Феофраст)

Самая большая трата, какую только можно сделать, — это трата времени.
Теофраст (Феофраст)

Время залечивает все раны.
Менандр

Время уносит все.
Вергилий Марон Публий

Но между тем бежит, бежит невозвратное время, пока мы, плененные любовью к предмету, задерживаемся на всех подробностях.
Вергилий Марон Публий

Протекли месяцы, и годичный круг завершается.
Вергилий Марон Публий

Бег времен.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

И то, что скрыто под землей, время покажет при свете дня!
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Мы говорим, время ж завистное мчится.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Неудержимо летит время.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Стремительно уходят годы.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Увы! Уходят безвозвратно быстротечные годы.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Час увлекает за собой день.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Чего не умаляет губительное время?
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Чему не угрожает губительное время?
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Власть времени — это закон, достойный уважения.
Публилий Сир

Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось.
Овидий

Время уходит, и мы молчаливо с годами стареем,
Дни убегают, и нам их невозможно сдержать.
Овидий

Все может ослабить время, но не мою печаль.
Овидий

Всепожирающее время.
Овидий

И кольцо стирается со временем.
Овидий

Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут.
Овидий

Береги время.
Сенека Луций Анней (Младший)

Кого ты мне назовешь, кто хоть сколько-нибудь умел бы ценить время?
Сенека Луций Анней (Младший)

Только время принадлежит нам.
Сенека Луций Анней (Младший)

Час убегает, в нем и то, что я говорю.
Персий Флакк Авл

Следует подчиняться времени.
Лукан Марк Анней

Все в свое время.
Курций Квинт Руф

Любить свои времена.
Марциал Марк Валерий

Время — дочь истины.
Неизвестный автор

Время — наилучший учитель жизни.
Неизвестный автор

Времена переменились, другие времена.
Неизвестный автор

Жизнь – это вопрос времени.
В. Резников

Время – выдумка смертных.
Влодзимеж Завадский

Время работает на нас.
Уильям Гладстон

Время – плохой союзник.
Уинстон Черчилль

Время – лучший учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.
Гектор Берлиоз

Время останется людоедом.
Станислав Ежи Лец

Время приближается медленно, а уходит быстро.
Владислав Гжещик

Время вечно, а мы проходим.
Моисей Сафир

Труднее всего провести время.
Леонид Леонидов

Никогда – это очень долго!
Александр Дюма сын

Когда Бог создавал время, он создал его достаточно.
Ирландская пословица

Год – как ломоть времени, его отрезают, а время остается, каким было.
Жюль Ренар

Время и до нас, и после нас не наше. Ты заброшен в одну точку; растягивай ее, – но до каких пор?
Сенека

Бегут годы, а от одышки страдаем мы.
Лешек Кумор

Если бы мы стали быстрее времени, мы могли бы стать медленнее жизни.
Станислав Ежи Лец

Сколько бы мы ни старались, жизнь бежит быстрее нас, а если мы еще медлим, она проносится, словно и не была нашей, и, хотя кончается в последний день, уходит от нас ежедневно.
Сенека

Фотография мумифицирует время.
Анри Базен

Только время не тратит времени.
Жюль Ренар

Сколько времени ни теряешь, а лет все прибавляется.
Эмиль Кроткий

Жизнь человеческая умножается на сумму сбереженного времени.
Франк Коллиер

Время – это богатство, которое нельзя сохранить: его нужно тратить.
Стефан Киселевский

Пространство – символ моей власти. Время – символ моего бессилия.
Жюль Ланьо

Время – ткань, из которой состоит жизнь.
Бенджамин Франклин

Праздный человек есть животное, поедающее время.
Адриан Декурсель

Время делает свое. А ты, человек?
Станислав Ежи Лец

Люди часто не знают, что делать с временем, но оно то знает, что делать с людьми.
Магдалена Самозванец

Пока мы думаем, как убить время, нас убивает время.
Альфонс Алле

Между нами и временем идет война, в которой мы убиваем друг друга.
Ги Делафорест

Известно много способов убивать время, и ни одного способа его воскрешать.
«Пшекруй»

У нас было бы вдоволь времени, если бы его не существовало.
Станислав Ежи Лец

Что мне делать с огромным запасом времени, которое я сумел отложить?
Поль Валери

Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает.
Сенека

Люди, у которых много свободного времени, обычно проводят его у тех, у кого совсем его нет.
Рене Клер

Время обладает просто исключительным даром убеждения.
Юзеф Булатович

Годы учат нас многому, о чем знать не желают дни.
Ралф Эмерсон

Слишком многие из нас расходуют свое время так же, как политики расходуют наши деньги.

Для плодов времени на ветвях вечная осень.
Станислав Ежи Лец

В этом мире ничем нельзя обладать по настоящему: вещи недостаточно долговечны, и мы недостаточно долговечны.
Симон Тагуэлл

Время останавливается только в книгах.
Ялю Курек

Только женщина может временно остановить время.
Юзеф Булатович

Время делится со смертью по справедливости: себе – всю жизнь, ей – всю вечность.
Владислав Гжегорчик

Время отнимает больше всего, но дает все.
Владислав Гжегорчик

В том, что касается времени, я наркоман: чем больше его использую, тем больше мне его нужно.
Тадеуш Котарбиньский

Идеальные часы идут регулярно. Идеальное время – то быстрее, то медленнее.
Станислав Ежи Лец

Когда бьет последний час, не время подводить стрелки.
Веслав Брудзиньский

Все ранят, последняя убивает.
Надпись на старинных башенных часах

В настоящей бомбе с часовым механизмом взрывчатым веществом является время.
Станислав Ежи Лец

Близкие темы

  • Вся рубрика «Время»
      • Афоризмы о будущем
      • Афоризмы про время
      • Цитаты про будущее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *