Когда совершается литургия Василия Великого?

Литурги́я (греч. буквально «общее дело») — главное из храмовых богослужений, во время которого совершается таинство Евхаристии (причащения).

В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований:

  • Литургия Иоанна Златоуста
  • Литургия Василия Великого
  • Литургия Преждеосвященных Даров — особый чин причащения в будни Великого Поста ранее освященными на полной Литургии Дарами.

В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени практически вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия апостола Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином). Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом (в дальнейшем чины Василия Великого и Иоанна Златоуста дополнялись и развивались, так напр. в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры, а позднее — Херувимской). Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического канона (литургия Василия Великого более продолжительна).

Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Входа Господня в Иерусалим и Благовещения (если Благовещение не попадает на дни, когда совершается литургия Василия Великого).

Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления (если они приходятся на воскресенье или понедельник, то в самый праздник), в день памяти св. Василия Великого (1 января ст. ст.), в воскресенья Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу.

Чин литургии состоит из трех частей:

  • проскомидии (подготовительной),
  • литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным)
  • литургии верных (на которой оглашенным не разрешается присутствовать).

Литургия оглашенных состоит из следующих основных частей (за исключением малых ектений и т.п.): литургийного благословения, великой ектении, пения антифонов (или изобразительных псалмов), христологического гимна «Единородный сыне», «блаженны» (в воскресные дни), входа с Евангелием, пения тропарей и кондаков, Трисвятого, прокимна, чтения Апостола, аллилуария, чтения Евангелия, ектений сугубой и об оглашенных.

Литургия верных состоит из: ектений, Великого входа при пении херувимской песни (в дни Великого Четвертка и Великой Субботы вместо херувимской поются соответственно «Вечери Твоея» и «Да молчит всякая плоть»), просительной ектении, Символа веры, евхаристического канона, просительной ектении, молитвы «Отче наш», причащения священнослужителей в алтаре (во время пения причастна), причащения мирян, малой ектении, заамвонной молитвы, Псалма 33, отпуста.

Во дни Великого Четвертка и Великой Субботы, а также в сочельники Рождества и Крещения, литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней: вечерня служится до чтения паримий, затем читаются литургийные Апостол и Евангелие и далее совершается Литургия обычным чином.

Все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Суточным кругом богослужений называются те богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера — вечернею.

Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное — из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

Недельным, или седмичным, кругом богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы — Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.

В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Годовым кругом богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных — Ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники — не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Related posts Таинство Елеосвящения
23.06.2016 Таинство Священства
23.06.2016 Таинство Брака, или Венчания
23.06.2016 Таинство Покаяния, или Таинство святой Исповеди
23.06.2016 Таинство Причащения
23.06.2016 Таинство Миропомазания

См. раздел ЛИТУРГИЯ — ГЛАВНАЯ СЛУЖБА ЦЕРКВИ

  • Божественная Литургия: текст, пояснения и аудио
  • Литургия в вопросах и ответах
  • Литургия свт. Иоанна Златоуста с переводом
  • Литургия свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница? свящ. Феодор Людоговский
  • Литургия протопр. Александр Шмеман
  • Фоторассказ о Литургии
  • Видео о Литургии
  • Аудио о Литургии
  • Схема Литургии
  • Тест: Литургия

***

Боже́ственная Литурги́я (от греч. λειτουργία (литургиа) — общее дело) — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение, благодарность).

Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

***

Три вида Литургии

В наше время общеупотребительны три вида Божественной Литургии: Литургия свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров, или св. Григория Великого, Двоеслова, папы Римского.

1. Литургия свт. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.

2. Литургия свт. Василия Великого совершается десять раз в году: во все Воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (память свт. Василия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.

3. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в Великий Пост:

  • по средам и пятницам,
  • в четверг 5-ой седмицы Великого поста,
  • в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице,
  • в дни памяти св. Иоанна Предтечи (9 марта в невисокосн. г., 8 марта – в високосн. г.) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье,
  • в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.

Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено 52-м правилом Шестого Вселенского Собора, и имеет целью не лишать верующих таинственного общения с Господом и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

Три части Литургии

1. Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих».

Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы.

2. Литургия оглашенных, которая начинается словами священника:»Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите».

На этой части могли присутствовать оглашенные, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.

3. Литургия верных, которая начинается словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…» и кончается отпустом.

«В настоящее время требование о присутствии на Литургии верных только воцерковлённых людей (верных) на практике не выполняется; однако на более глубоком уровне оно всё-таки реализуется, потому что все, что будет дальше происходить на Литургии, совершенно закрыто от непосвящённого, нецерковного сознания. Литургия воспринимается только верою и понимается только после вхождения в традицию церковной жизни и знакомства с учением Церкви».

На Литургии верных совершается наиболее важный момент в Литургии – Анафора (Евхаристический канон). Он начинается словами священника «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа будет со всеми вами» и оканчивается словами «И да будут милости Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Анафора – сердцевина Литургии

Центральной частью христианской Литургии, во время которой происходит преложение Святых Даров, является Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон). Древнейшая по своему происхождению она является наиболее важным моментом всего православного богослужения в целом.

Во всех Анафорах можно выделить несколько основных частей:

  1. Praefatio (лат. введение) – начальная молитва, содержащая славословие и благодарение Богу.
  2. Sanctus (лат. святой) – гимн «Свят, Свят, Свят…».
  3. Anamnesis (лат. воспоминание) – воспоминание Тайной Вечери с произнесением таиноустановительных слов Иисуса Христа.
  4. Epiclesis (лат. призывание) – призывание Святого Духа на «предлежащие» Дары.
  5. Intercessio (лат. заступничество, ходатайство) – молитвы за живых и усопших, составляющих Церковь, с воспоминанием Богородицы и всех святых.

Время и дни совершения Литургии

Совершается Литургия в крупных храмах ежедневно (за исключением дней, когда она не может совершаться), в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 9-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия (в 6-7 часов утра). Продолжительность службы (в зависимости от того, совершается она священником или епископом): 1,5–2 часа.

Что касается Типикона (глава 8-я: О литургиях), то там дается время начала Литургии и время поставления трапезы на различные дни (сб, вс, праздники). Разница между тем и другим равняется 1 часу.

Литургии не положено в следующие дни.

  • В среду и пятницу Сырной седмицы (седмица перед Великим постом).
  • В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста.
  • В Великую Пятницу, если этот день не совпадает с Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда положена Литургия святителя Иоанна Златоуста.
  • В пятницу, предваряющую праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, если сами дни праздников выпадают на воскресенье или понедельник.

Литургия и Таинство Святого Причащения

Причастие это не обязанность, а привилегия христиан. Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек регулярно причащающийся св. Христовых Тайн постепенно освящается. Сам Господь говорил: «Кто не ест Тело Мое и не пиет Крови моей, не имеет жизни вечной». Древняя практика предусматривала еженедельное и даже ежедневное Причастие. См. раздел: Как часто причащаться.

Желающий причаститься за Литургией Святых Христовых Тайн, должен сначала очистить свою совесть в Таинстве Покаяния (Исповеди). Также перед Причастием положен литургический пост. Смысл Таинства раскрывается в молитвах ко св. Причащению, которые можно найти в молитвослове. К Причастию нужно готовиться, но полностью к нему готовым не может быть никто.

Примечание. В современной приходской практике на праздники Пасхи и Рождества Христова литургия служится после полуночи (в этом случае евхаристический пост составляет 6 часов).

1) Литургия святого Василия Великого

2) Отличия Литургии святого Василия Великого

3) Дни, когда Литургия не совершается

4) Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров

5) Общий очерк Литургии Преждеосвященных Даров

6) Схема Литургии Преждеосвященных Даров

7) Отличие вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров от Литургии

1) Литургия святого Василия Великого

Литургия, которая чаще всего служится в настоящее время в православном храме, носит название Литургии святого Иоанна Златоуста, который был Архиепископом Константинопольским, отличался святой жизнью, пламенным красноречием и умер в 407 году. Кроме этой Литургии, совершается еще другая Литургия – святого Василия Великого, который жил ранее святого Иоанна Златоуста и был архиепископом Кесарии малоазийской и умер в 379 году. Литургия святого Василия Великого в греческих и русских церквах совершается 10 раз в году, а именно: в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного Воскресенья, в Четверг и Субботу Страстной седмицы, 14 января по новому стилю (день памяти святителя Василия Великого), накануне праздников Рождества и Крещения, или в самые праздники, если они случаются в понедельник или в воскресенье.

2) Отличия Литургии святого Василия Великого

Порядок, содержание и действия Литургии Василия Великого такие же, как и Литургии святого Иоанна Златоуста; но есть некоторые отличия. Молитва Евхаристическая, за живых и умерших длиннее, чем на Литургии Златоуста, а потому и песнопения, которые поются в это время, имеют более протяжный напев. Эти молитвы святого Василия Великого отличаются не только большим объемом по сравнению с молитвами святого Иоанна Златоуста, но и большим лиризмом (чувством), образностью и бытовыми чертами. Таково, например, следующее место из молитвы за живых и умерших: «Помяни, Господи, предстоящия люди, и ради благословных вин (т.е. уважительных причин) оставльшихся и помилуй их и нас, по множеству милости Твоея: Сокровища их исполни всякаго блага; Супружество их в мире и единомыслии соблюди: младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи, малодушныя утеши, расточенныя собери, прельшенныя обрати, и совокупи Святый Твоей Соборней и Апостольской Церкви; Стужаемыя от духов нечистых свободи, плавающим сплавай, путешествующим сшествуй, вдовицам предстани, сирых защити, плененыя избави, недугующия исцели. На судищи, и в рудах (в рудниках), и в заточениях, и в горьких работах и во всякой скорби, и нужде, и обстоянии сущих помяни, Боже… И на вся излий богатую Твою милость, всем подая яже ко спасению прошения».

Перед возгласами во второй части молитвы Евхаристической «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» священник произносит вслух еще слова: «даде святым Своим учеником и апостолом, рек».

Вместо «Достойно есть, яко воистину»… поется молитва: «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь: Ангельский собор и Человеческий род, освященны храме и раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися, и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш: Ложесна бо Твоя престол сотвори, и чрево твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе». Вот ее русский перевод: «Благодатная, о Тебе радуется всякая тварь, собор ангелов и человеческий род, Ты – освященный храм, разумный рай, девственная слава, от Которой Бог принял плоть и стал Младенцем, Тот, Который прежде веков Бог наш. Ибо Он Тебя сделал Своим Престолом и Твое чрево – обширнее небес. О Тебе радуется, Благодатная, вся тварь, слава Тебе».

На отпусте вместо имени святого Иоанна Златоуста поминается имя святого Василия Великого.

3) Дни, когда Литургия не совершается

Литургия есть особо торжественная служба; между тем есть дни, в которые чувства скорби и печали должны быть особенно свойственны верующим. Поэтому существует несколько дней, в которые положено не совершать Литургии, а именно: в среду и пятницу Сырной недели, т.е. на масленице; по понедельникам, вторникам и четвергам на неделях Великого Поста (Святой Четыредесятницы); в Страстную Пятницу. Если же в перечисленные дни приходится храмовый или двунадесятый праздник (по срокам приходится иногда или Сретение, или Благовещение), то Литургия должна быть совершена.

4) Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров

В среду и пятницу в течение Великого поста после часов и «изобразительных» совершается Литургия Преждеосвященных Даров, составляющая третий вид ныне совершающихся Литургий. Литургией Преждеосвященных Даров называется такое богослужение, на котором возносятся и предлагаются для причащения Святые Дары, освященные на предшествующей полной Литургии и сохраняемые на Святом Престоле в ковчеге. Происхождение Литургии Преждеосвященных Даров относится к первым векам христианства и к тем, может быть, областям, где сохранялся еще обычай совершать после Литургии братские трапезы. Верующие пламенно желали как можно чаще приобщаться Тела и Крови Христовой; однако, уверенные, что совершение полной Литургии с трапезами, как торжественной службы, не соответствует посту и скорби о грехах, пожелали взамен полной Литургии приобщаться Преждеосвященных Даров. Тому же вполне благоприятствовал и другой обычай древности – сохранять Святые Дары (даже на дому) для причащения больных и других лиц, не имевших возможности посетить храм. Но сохранение Святых Даров на дому не всегда было благопристойным; поэтому сохранение Их с течением времени было приурочено только к церкви; и этими Святыми Дарами причащали за вечерней службой христиан, выдержавших строгий пост до вечера. Именно поэтому в состав Литургии Преждеосвященных Даров входит Вечерня. Приведение в порядок и письменное изложение этой Литургии связывается с именами великих церковных писателей: Афанасия Великого, архиепископа Александрийского († 373 г.), который составил некоторые молитвы и заботился о распространении этой Литургии в египетско-александрийской области, и Григория – епископа Римского, называемого Двоесловом († 604 г.), которому обыкновенно приписывается письменное изложение Литургии Преждеосвященных Даров, но который был составителем этой Литургии не для греческой Церкви, а для Римской – на основе Литургии греческой. Шестой Вселенский собор постановил совершать Литургию Преждеосвященных Даров во дни Святой Четыредесятницы. Итак, эта Литургия была установлена для поддержания строгости поста и для сохранения в то же время обычая ежедневного причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

5) Общий очерк Литургии Преждеосвященных Даров

В состав Литургии Преждеосвященных Даров (как первая часть) входит Вечерня, которая, начинаясь литургийным возгласом: «Благословенно Царство…», продолжается до вечернего (малого) входа и молитвы: «Свете тихий…» обычным порядком, т.е. бывает предначинательный псалом, великая ектения, кафизмы, малая ектения, «Господи воззвах», стихиры на «Господи воззвах», вечерний вход. Во время чтения кафизм священник вынимает из стоящего на Престоле ковчега Преждеосвященные Дары, полагает их на Дискосе (на развернутом Антиминсе) и, окадив Престол троекратно, переносит дискос с Преждеосвященными Дарами на жертвенник. Здесь священник вливает в Потир вино (без чтения проскомидийных молитв) и покрывает Святые Дары покровами.

Вход совершается или с кадилом, или с Евангелием, если на Литургии полагается читать Евангелие. После входа произносится прокимен. Затем читаются две паремии. Первая паремия заимствуется из книги Бытия или Исхода, а вторая – из Притчей Соломоновых или книги Иова. Перед второй паремией Царские врата открываются, и диакон возглашает: «Повелите». Священник, держа в руках горящую свечу и кадило, произносит перед Престолом: «Премудрость, прости». Затем, обратясь лицом к народу, произносит: «Свет Христов просвещает всех». Некоторые ученые указывают на этот возглас, как на доказательство того, что Литургия Преждеосвященных Даров и причащение ими молящихся в древности совершалось вечером, за вечерним богослужением. Слова этого возгласа соответствовали моменту освещения храма светильниками по случаю наступавшей темноты. Возгласом указывается, что Божественный свет светил уже в ветхозаветных пророчествах и прообразованиях и приготовлял их к Иисусу Христу. Предстоящие при этом падают ниц, т.е. преклоняются до земли, выражая свое смирение перед Вечным Светом, Господом Иисусом Христом. После второй паремии для большего возбуждения чувства покаяния поются (тремя певцами) с особенным умилением стихи 140 псалма: «Да исправится молитва моя…», «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» и, сверх того, другие стихи: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». (По-русски: «Не уклони, Господи, сердце мое в лукавые помыслы, чтобы мне измышлять себе извинения (оправдания) в своих грехах»). По окончании каждого из этих стихов хор поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Молящиеся слушают пение, стоя на коленях.

Во время пения этих стихов священник, стоя в алтаре перед Престолом, кадит, а по окончании последнего стиха отдает кадило диакону, и сам становится на колени; диакон же, стоя перед жертвенником, кадит до конца пения: «Да исправится…». После этих стихов следует молитва святого Ефрема Сирина, а затем начинается собственно Литургия. Перед молящимися проходят те же моменты, что и на Литургии святого Иоанна Златоуста после чтения Евангелия, а именно: сугубая ектения, ектения об оглашенных, повеление оглашенным удалиться из храма и две кратких ектении, которыми начинается Литургия верных. Затем совершается Великий вход, т.е. перенесение Освященных Даров с жертвенника на Престол, но вместо обычной «Херувимской песни» поется другая песнь, как более приличествующая Святым Дарам: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершенна дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». Слова этой песни «Жертва тайная, совершенна дориносится» ясно указывают на то, что на Литургии Преосвященных Даров хлеб и вино бывают освящены раньше. В знак глубокого благоговения перед Святыми Дарами – Великой Тайны Тела и Крови Христовых – верующие среди глубокой тишины падают ниц, т.е. преклоняются до земли. По перенесении Святых Даров Царские врата закрываются, а церковная завеса задергивается до половины. Затем Литургия продолжается обычным порядком, но Символ Веры, «Милость мира…» и Евхаристическая молитва пропускаются. Таким образом, после Великого входа начинается приготовление верующих к Причащению. Затем следует Причащение верующих и благодарение за Причащение, как на Литургии святого Иоанна Златоуста. Отличия состоят в следующем: Вместо «Святая Святым» священник говорит: «Преждеосвященная Святая Святым»; вместо «Благословен грядый во имя Господне» (после явления Святых Даров) поется песнь: «Благословлю Господа на всякое время…». Вместо обыкновенной заамвонной молитвы («Благословляяй благословящия») читается другая молитва («Владыко Вседержителю»), в которой священник от лица верующих просит Бога, введшего их в пречестные дни поста для очищения души и тела, помочь им течение поста совершить в подвиге добром, сокрушить невидимых змиев и неосужденно достигнуть поклонения Воскресению.

6) Схема Литургии Преждеосвященных Даров

  • Возглас диакона и священника: «Благословенно царство…»
  • Чтение 103 псалма: «Благослови, душе моя, Господа».
  • Великая ектения.
  • Кафизмы.
  • Малая ектения, или три малых ектении (после каждой из трех кафизм), во время которых совершается перенесение Святого Агнца с Престола на жертвенник.
  • «Господи воззвах».
  • Стихиры на «Господи воззвах».
  • Вечерний вход с кадилом или с Евангелием (в том случае, если на Литургии бывает чтение Евангелия).
  • «Свете тихий…»
  • Чтение первой паремии.
  • Возглас священника: «Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех».
  • Чтение второй паремии.
  • Пение: «Да исправится молитва моя» (тремя певцами).
  • Молитва святого Ефрема Сирина.
  • Чтение Евангелия (если положено по Уставу).
  • Сугубая ектения.
  • Ектения об оглашенных.
  • Ектения о просвещенных. Возглас: «Яко Ты еси просвещение наше» (С 4-й недели Великого поста).
  • Малая ектения о верных. Возглас «Яко подобает…»
  • Вторая малая ектения о верных.
  • «Ныне силы небесныя».
  • Великий вход с Преждеосвященными Дарами.
  • Вторая часть молитвы: «Верою и любовию приступим».
  • Молитва святого Ефрема Сирина.
  • Просительная ектения, «о предложенных и Преждеосвященных Честных Дарех…»
  • Молитва Господня.
  • Возглас: «Преждеосвященная Святая Святым».
  • Предпоследнее явление Святых Даров («Благословлю Господа»).
  • Последнее явление Святых Даров.
  • Благодарение за Причащение.
  • Заамвонная молитва («Владыко Вседержителю»).
  • «Буди имя Господне благословенно» (трижды) и 33 псалом.
  • Последнее благословение священника.
  • Отпуст.

7) Отличие вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров от Литургии

Вечерня, соединяясь с Литургией Преждеосвященных Даров, имеет следующие отличия. Она начинается литургийным возгласом, потому что непосредственно соединяется с Литургией. Начинательный псалом не поется, а читается (и не в сокращенном виде, а целиком). После входа с кадилом читаются две паремии. После первой паремии возглас священника: «Свет Христов просвещает всех» и после второй паремии пение перед Царскими вратами одним или тремя певцами четырех стихов «Да исправится молитва моя…».

Отличия собственно Литургии состоят в следующем. Вместо Херувимской песни поется песнь «Ныне силы небесныя…». На Литургии святого Иоанна Златоуста во время Великого входа переносятся еще неосвященные Дары, а на Преждеосвященной Литургии переносятся уже освященные Дары. При перенесении Святых Даров не бывает обычного поминовения всех членов Церкви, так как оно было уже на той Литургии, во время которой освящались Святые Дары. После входа опускаются все молитвы и песнопения, относящиеся к освящению Святых Даров и воспоминанию членов Церкви, так как на этой Литургии Святые Дары не освящаются. Возношения Святых Даров не бывает, бывает только благоговейное касание Их, и вместо возгласа «Святая Святым» священник произносит «Преждеосвященная Святая Святым». По отверстии Царских врат, после возгласа диакона «Со страхом Божиим и верою приступите» поется не «Видехом свет истинный…», а «Благословлю Господа на всякое время…». Затем следует возглас священника: «Спаси, Боже, люди Твоя», а певчие продолжают: «Хвала Его во устех моих, хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа». Перед окончанием Литургии вместо обычной заамвонной молитвы священник читает другую молитву: «Владыко Вседержителю…». На отпусте поминается святой Григорий Двоеслов, папа Римский.

Проверочные вопросы:

  1. В чем основные отличия литургии святого Василия Великого от Литургии святого Иоанна Златоуста?
  2. В какие дни года служится Литургия святого Василия Великого?
  3. В какие дни года Литургию служить не положено?
  4. Для чего в будние дни Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров?
  5. В чем главное отличие Литургии Преждеосвященных Даров от полной Литургии?
  6. В какое время суток по Уставу должна служиться Литургия Преждеосвященных Даров?
  7. Чем отличается Великий вход на Литургии Преждеосвященных Даров?
  8. Почему во время Великого входа Литургии Преждеосвященных Даров полагается коленопреклонение?
  9. Кто поминается на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров?

В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова. Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно.
Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий.
Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5-е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу.
Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5-й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1-й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит.
Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье).
Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста. Да, общеизвестно, что двух литургий в одни день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.
Итак, у нас есть две «полные» литургии, т. е. такие литургии, на которых совершается освящение Даров. Прежде всего надо сказать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древней Церкви было много чинов литургии – и отличались они друг от друга весьма существенно. На фоне этих различий последования Златоуста и каппадокийского святителя – почти близнецы. С точки зрения нынешних мирян, стоящих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслушивающихся и вдумывающихся в службу, главное отличие редкой литургии свт. Василия Великого от более «обыденной» Златоустовой в том, что на последней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе радуется…». Ну и прочие песнопения исполняются в разной манере: на литургии святителя Василия они звучат более протяжно.
Но неужто к этому сводятся все отличия, неужели из-за этого в церковном календаре всякий раз отмечается, что в такой-то день совершается именно литургия Василия Великого? Конечно, нет. Литургия – это не только общая молитва, и уж совершенно точно – не одни лишь красивые песнопения. Литургия – это служба, на которой Христос вновь и вновь приносит Себя в жертву; это служба-благодарение (евхаристия) – наше благодарение за спасение, дарованное нам Христом. И средоточие литургии – евхаристические молитвы, которые священник читает после пения Символа веры. К величайшему сожалению и, без преувеличения, к нашей беде, эти молитвы последние полторы тысячи лет читаются священником «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, вполголоса). Между тем именно в этих молитвах и содержится всё богословие литургии. На деле же миряне вынуждены довольствоваться обрывками этих молитв – причастными оборотами и придаточными предложениями.
Если вернуться к вопросу, который мы задали вначале – чем одна литургия отличается от другой? – то ответ должен быть таким: они отличаются своими евхаристическими молитвами. В литургии святителя Василия Великого эти молитвы гораздо более пространны (именно поэтому и песнопения этой литургии более протяжны – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвного чтения молитв). Собственно говоря, Златоустова литургия, как принято считать, представляет собой сокращение литургии Василиевой.
Приведем в качестве примера хотя бы первую из евхаристических молитв (в учебниках она называется prefatio – вступление) и непосредственно связанное с ней песнопение «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота).

Литургия свт. Иоанна Златоуста

Литургия свт. Василия Великого

Священник (тайно):

Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные…

Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях…

Вслух:

…победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие:

Хор:

«Свят, свят, свят Господь Саваоф!

Полны небо и земля славою Твоей!

Осанна в вышних!

Благословен Грядущий во имя Господне!

Осанна в вышних!»

Повторю: этих и прочих евхаристических молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из самого текста молитв, они произносятся не от лица одного лишь священника, но от имени всех христиан, всей общины – поэтому наше участие в литургии остается неполноценным, если мы не слышим самого главного. Дождемся ли мы в обозримом будущем гласного чтения евхаристических молитв – вопрос открытый. Но ничто не мешает мирянину уже сейчас найти в интернете полный текст обеих литургий, прочесть все молитвы, вдуматься в них, прочитать комментарии.
Думается, если бы все наши прихожане были бы знакомы с молитвами литургии – и св. Иоанна Златоуста, и св. Василия Великого – то в головах бы было гораздо меньше всяких суеверий, предрассудков и прочих далеких от Евангелия представлений о вере и спасении.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Версия для печати

Тэги: Богослужение Литургия Язык богослужения Великий пост

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *