Когда святят вербу?

Протоиерей Владимир Волосов

«Много людей празднуют праздники и
знают их названия, но не знают причин,
почему они установлены»
(свт. Иоанн Златоуст)

Один из самых популярных вопросов наступающих дней — что делать с освящённой вербой? Об этом, а главное — о том, что делать в Вербное воскресенье с самим собой, в нашей беседе с настоятелем Николаевского храма в Веровке протоиереем Владимиром Волосовым.

В это воскресенье Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, или Неделю ваий. В народе этот праздник известен как Вербное воскресенье. Суть праздника раскрывает первое его название. В этот день мы не только вспоминаем, но и таинственным образом участвуем в событиях, которые происходили две тысячи лет назад. Для нас с вами именно сегодня Господь входит в Иерусалим, восходя на путь добровольных страданий и смерти, которые Он принимает за род человеческий.

Исполняя пророчество, Христос въезжает в город на осле, и встречают Его как Царя Израилева. Он — Тот, о Ком проповедано было ещё Адаму во время изгнания из Рая. Бог сказал ему, что придёт время, когда «Cемя жены сотрёт главу змия» (Быт. 3:15). Иисус Христос — тот Царь, Который по праву занимает трон Давида.

Ветхозаветный Израиль жил ожиданием Мессии, и в этот день все мы присоединяемся к тем людям, что встречали Долгожданного, вопия: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» Как выражали свой восторг, почтение и любовь эти люди, встречающие Спасителя рода человеческого? — Из евангельских текстов мы знаем, что они постилали перед Ним свои одежды и вайи — ветви финиковых пальм.

Когда мы приходим в храм в Вербное воскресенье, я ещё раз подчеркну, мы соучаствуем тем давним событиям, потому что в храме происходит не просто воспоминание о событиях из жизни Христа, но таинственное прикосновение к происходящему в те дни.

Что же до вербы — то не только в память о тех, кто постилал пальмовые ветви пред Христом, но и как соучастники великого события люди на Руси приносили в храм веточки вербы, которые на тот момент только расцветали. И здесь очень важно отметить вот что: в тексте молитвы, произносимой священником, нет ни слова об освящении самой вербы. Говорится об освящении людей, которые в этот день принесли вербу!

К сожалению, годы гонений на Церковь не прошли даром: суть праздника для многих свелась только лишь к освящению вербы. С ней связано бесчисленное количество суеверий и нездоровых выдумок, не имеющих никакого отношения к Православию, а часто — и противных ему.

Так как же лучше провести этот день? — Вместо того, чтобы сосредотачиваться на вербе и том, что с ней делать (стегать ею, есть её или ещё какие глупости), лучше всей семьёй пойти в храм, помолиться, по возможности — подготовившись, причаститься Святых Христовых Таин.

Нужно центр нашего внимания перенести с вербы на храм и всё, что там в этот день происходит, на Христа, вокруг Которого сосредоточена жизнь Церкви. Главное — это Христос. А что касается куличей, вербы, освящаемых плодов — то они никакого сакрального, таинственного значения не имеют.

Как относиться к освящённым веточкам, что сними делать? — Они должны напоминать о празднике и о Боге. Можно сохранить вербу сухой, можно поставить в воду и посадить, когда она пустит корни, но важно знать: Церковь никак не оговаривает этот вопрос, и каких-то особых предписаний в этой связи нет.

Принципиальные вопросы — это прийти в храм, помолиться, попоститься, так как праздник этот приходится на дни Великого поста и предваряет особое время жизни Церкви — Страстную Седмицу. С понедельника каждый день этой недели будет именоваться Великим: Великий понедельник, Великий вторник и т.д. Это очень важное время, в которое мы вспоминаем и переживаем поистине великие дни, когда Христос претерпел страдания за всех нас.

Людям сложно молиться, бороться с собой — это требует усилий, этого не хочется. А вот постегать кого-то вербой — дело нескольких секунд. Конечно, удобнее верить, что можно изменить жизнь или исцелиться таким простым способом. Но в реальности он не работает… Хотелось бы, чтобы люди это помнили. А также — не верили различным суевериям, связанным с этим праздником.

Был у меня в практике такой случай. Летом подходит ко мне девушка и рассказывает, что весной приходила в наш храм, освятила там вербу, а после посадила пустившие корни ростки. Волновало же её услышанное поверье о том, что, когда ствол посаженной вербы вырастет величиной с черенок лопаты, ей (девушке) выкопают могилу. Что сказать?

Понятно, что в советские годы нас учили ничему не верить и отрицать всякие чудеса. А сейчас люди верят во всё!.. И ведь видно, что человек образованный, грамотный. Но — задаёт абсолютно абсурдные вопросы. Предложил ей просто подумать над тем, что она говорит. Нам ведь Бог дал голову не только для того, чтобы шляпы и платочки носить!

От редакции добавим…

Вообще, с вербой связано просто огромное количество суеверий.

Перечисляя их, хочется подчеркнуть: это именно суеверия, ничего общего с Православием не имеющие! И потому НЕ нужно:

  • есть почки освящённой вербы, дабы выйти замуж, забеременеть или иметь много детей;
  • хлестать кого бы то ни было вербой во обретение здоровья на целый год или с надеждой скорого выхода замуж;
  • верить, что сохранённая верба защитит дом от пожаров;
  • верить в то, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя — останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы;
  • класть кусочек освященной вербы покойнику в гроб;
  • в случае града выбрасывать ветки освящённой вербы за окно — дабы град прекратился;
  • верить бабушкиным сказкам о том, что старая верба — это прибежище чертей, водяных и прочей нечисти, и потому освящать можно только ветви вербы молодой;
  • считать старую вербу проклятым деревом, так как из неё якобы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос;
  • верить, что нечистые силы весной спасаются на вербе от поздних холодов, а после Вербного воскресенья они падают прямо в воду, поэтому с Вербного воскресенья и до самой Пасхи черпать воду под вербой нельзя;
  • использовать освящённую вербу как средство увеличения количества молока у кормящих — как четырёх-, так и двуногих — и как средство увеличения количества мозгов у представителей Homo Sapiens любого пола и возраста.

Подготовила Екатерина Щербакова

Освещать – зна­чит сде­лать свет­лым, напра­вить свет или же изло­жить, истол­ко­вать что-либо. Пишется через бук­ву «е” в сере­дине гла­го­ла (свя­за­но по смыс­лу со сло­вом «свет»).

Этот кор­ре­спон­дент будет осве­щать собы­тия.

Освящать озна­ча­ет «про­во­дить цер­ков­ный обряд по при­да­нию свя­то­сти». Пишется через бук­ву «я” в корне гла­го­ла (име­ет смыс­ло­вую связь со сло­вом «свя­тить»).

Прихожане при­шли в цер­ковь освя­щать кули­чи и яйца.

Подобрав про­ве­роч­ное сло­во, выбе­рем «осве­щать» или «освя­щать» с бук­вой «е» или «я» в корне, в зави­си­мо­сти от смыс­ла кон­тек­ста.

Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что эти сло­ва зву­чат абсо­лют­но оди­на­ко­во:

освеща́ть

освяща́ть

При про­из­но­ше­нии в обо­их сло­вах голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный суф­фик­са:

освеща́ть — приставка/корень/суффикс/окончание

освяща́ть — приставка/корень/суффикс/окончание

Проблема состо­ит в напи­са­нии без­удар­ной глас­ной в корне этих гла­го­лов. Чтобы пра­виль­но их напи­сать, поищем про­ве­роч­ное сло­во.

Проверочное слово к слову «освещать»

В рус­ском язы­ке обыч­но без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем. С этой целью мож­но как изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва, так и подо­брать про­ве­роч­ное сло­во сре­ди род­ствен­ных лек­сем, что­бы уда­ре­ние про­яс­ни­ло сомни­тель­ный глас­ный.

Понаблюдаем, как, исполь­зуя эти при­ё­мы, мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне слов:

  • окно́ — о́кна;
  • речно́й — ре́чка;
  • красота́ — укра́сить.

Написание бук­вы «е» или «я» в корне рас­смат­ри­ва­е­мых слов мож­но выбрать в зави­си­мо­сти от смыс­ла кон­тек­ста:

После этих доб­рых слов улыб­ка нача­ла освеща́ть его лицо.

Исследуемый гла­гол име­ет смыс­ло­вую связь с осве­ще­ни­ем:

  1. отбра­сы­вать лучи све­та, делая что-то види­мым;
  2. направ­лять лучи све­та, что­бы рас­смот­реть кого-то или что-то;
  3. перен. объ­яс­нять.

Проверочное сло­во к сло­ву «осве­щать» — это одно­ко­рен­ное суще­стви­тель­ное «свет».

Оно ука­жет напи­са­ние бук­вы «е» в корне это­го гла­го­ла. Отметим кор­не­вое чере­до­ва­ние соглас­ных т//щ.

Примеры

В тем­но­те здесь мож­но прой­ти, толь­ко если осве­щать доро­гу фона­рем.

Освещать ули­цы элек­три­че­ством ста­ли не так уж и дав­но.

Тебе пред­сто­ит осве­щать эти фак­ты по-новому.

Кто ста­нет осве­щать ново­сти с этой точ­ки зре­ния?

Отличаем это сло­во от созвуч­но­го ему гла­го­ла с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и напи­са­ни­ем.

Проверочное слово к слову «освящать»

Этот гла­гол исполь­зу­ем в выска­зы­ва­нии:

Накануне свет­ло­го празд­ни­ка Пасхи при­ня­то освя­щать вер­бу.

Исследуемое сло­во име­ет зна­че­ние «совер­шать цер­ков­ный обряд очи­ще­ния или при­да­ния бла­го­да­ти, свя­то­сти».

Проверочное сло­во «свя­тость» дока­жет напи­са­ние бук­вы «я» в корне сло­ва «освя­щать».

Вербное воскресение у христиан — великий светлый праздник, в который отмечается торжественный вход Господень в Иерусалим на крестные страдания.

Евангельское повествование

Эти события описаны в Евангелиях четырёх евангелистов. Именно в этот день Иисус вошёл в Иерусалим, как царь. По древнему еврейскому обычаю цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, народ с пальмовыми ветвями в руках приветствовал их радостными криками торжества. Иисус во исполнение пророчества Ветхого Завета тоже торжественно въехал в святой город на осле.
У ворот Иерусалима в селении Виффагия Христос попросил своих учеников найти ему молодого ослика, сказав: «Пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и, если кто спросит вас, зачем отвязываете, скажите ему так: он надобен Господу».


Когда Иисус ехал в Иерусалим, люди постилали под ноги ему свои одежды и бросали пальмовые ветви. Множество учеников радостно славило его, помня о чудесах сотворённых: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» Но в Иерусалим Иисус вошёл не как Царь земной, не как победитель в войне, а как Царь, Царство которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти.
Народ же, томясь под римским игом, ждал Мессию как освободителя от захватчиков, люди верили, что раз Иисус показал себя чудотворцем, воскресившим Лазаря и накормившим 5 тысяч народа, то он и есть тот земной вождь, что поможет им освободиться от ига и приведёт к независимости. Поэтому встречали его с радостными криками: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна вышних!» (Евангелие от Матвея)
Когда Иисус вошёл в город, всё вокруг пришло в движение, одни спрашивали, кто это.
Другие отвечали: «Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». (Евангелие от Матвея)
Однако иудейские первосвященники, в отличие от народа, были не рады приезду Христа. И сам Иисус знал об участи, которая готовилась ему, знал, что этот путь ведёт его к Кресту и Голгофе.
Среди тех, кто встречал Иисуса у Золотых ворот Иерусалима, были не только евреи, но и эллины, и другие чужеземцы. Так они говорили ученикам Христа: «Господин! Нам хочется видеть Иисуса». (Евангелие от Иоанна)
В воздухе витало предчувствие того, что вера эта не будет делать различий между народами и пойдёт по всему миру.
Христос в тот день так отвечал на вопросы жаждущих увидеть его: «Пришёл час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». (Евангелие от Иоанна)
Он один в ликующем Иерусалиме знал о том, что будет скоро… Те, кто только что приветствовали его, закричали: «Распни его!».
В этот день по традиции освящаются ветки пальм, потому как встречали Христа именно с пальмовыми ветвями в руках. Но на Руси пальм нет, поэтому их заменили ветками вербы, которая первой распускается весной. И воскресенье назвали Вербным.

«Вербные» традиции в древней Руси

В старой Москве на Вербное воскресенье совершался торжественный въезд патриарха на Красную площадь на коне, наряженном под осла. Коня под узды чаще всего вёл сам царь. Шествие завершалось в Успенском соборе. Народу раздавались освящённые ветви вербы.

На Вербное воскресенье жители средневековой Москвы становились свидетелями необыкновенного «шествия на осляти”.

В этот день, после ранней обедни, из Успенского собора начинался крестный ход. В нем участвовали царь и патриарх, бояре, дворяне, приказные дьяки и чуть ли не все духовенство столицы. Процессия выходила через Спасские ворота Кремля на Красную площадь и останавливалась около Покровского собора. Царь и патриарх проходили внутрь храма в придел Входа Господня в Иерусалим. Патриарх облачался в архиерейские одежды и служил молебен. Царь одевал парадные одежды, крест, венец.

Тем временем Лобное место на площади устилали дорогими тканями, устанавливали на нем аналой с Евангелием и иконами. Всю площадь заполняли стрелецкие полки и толпы народа. Рядом с Лобным местом стоял один из главных участников праздника — «осляти” — конь, покрытый белой попоной. Тут же, на «санях” — богато убранной телеге, запряженной шестеркой лошадей, стояло цветущее вербное дерево — символ праздника, украшенное цветами и плодами: яблоками, грушами, финиками, изюмом и орехами.

Спустя некоторое время царь и патриарх выходили из Покровского собора и поднимались на Лобное место. Патриарх подносил государю пальмовую ветвь и вербу. Раздавали вербу и духовенству, боярам, народу. Затем архидьякон читал текст из Евангелия, относящийся к происходящему событию. Дойдя до места, говорилось о том, что Христос посылал двух учеников за ослом, патриарх подавал знак, и двое священнослужителей подводили к нему коня. Патриарх садился на него, а царь брал «осляти” под уздцы. Начиналось шествие.

Впереди процессии шли бояре, дворяне, приказные чины. За ними везли вербное дерево. Под ним на «санях” ехали патриаршие певчие — мальчишки лет двенадцати в белых одеждах, похожие на ангелов. Звонкими голосами они исполняли религиозные песнопения. В середине процессии верхом на «осляти”, которого царь вел под узцы, ехал патриарх. Впереди государя стольники несли скипетр, царскую вербу, свечу и полотенце. Патриарх налево и направо осенял народ крестом. Шествие замыкало духовенство.

Пётр Первый упразднил патриаршество. Вместе с царским указом канула в Лету и эта традиция.
До революции на Руси перед Вербным воскресением был вербный базар, где можно было купить всё необходимое для праздника. Для детей на вербном базаре продавались игрушки, сладости, молодёжь ждала развлечения, продавались там так же цветы и ветки вербы.
На Вербное Воскресенье ветки вербы окропляются святой водой и символизируют начало жизни. В старину их считали оберегами от болезней и непогод и хранили в течение всего года до следующего Вербного воскресенья

«Воскресенье за неделю до Пасхи называется Вербным, да и вся неделя — Вербной, — сообщал Олекса Воропай. — Посеянное в Вербную неделю, по народным поверьям, будет лыковатым, как верба. Даже буряк вырастет не сладким, а горьким». Именно поэтому в этот день киевляне, как, впрочем, и все иные благочестивые христиане, посевными работами не занимались. В Вербное воскресенье святили за много веков до нас, да и поныне святят вербу. С утра на воскресное богослужение в храм сходятся все — и стар и млад: «Грех не пойти в церковь, когда святят вербу». Когда кончится служба и священник окропит ветки святой водой, дети стараются поскорее найти и проглотить по нескольку «котиков» — «чтобы горло не болело». Был когда-то в Украине обычай носить свяченую вербу от церкви к церкви. Хозяева, возвращаясь из церкви со свяченой вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на огороде по нескольку веточек, «чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на пользу», а оставшуюся несли в дом, ставили под святыми образами и бережно сохраняли…

Того, кто проспал заутреню, били в тот день свяченой вербой, приговаривая:
«Не я б’ю — верба б’є,
За тиждень Великдень,
Недалечко червоне яєчко!».
В Бельгии и поныне в Вербное воскресенье крестьяне втыкают ветки вербы по краям поля, надеясь при этом, что оно будет надежно защищено от всяческих напастей. Этот же обычай существует и в Австрии, в частности на околицах города Земмеринг. Вероятно, посадка вербы в Вербное воскресенье у нас в Украине также имела «очищающий» характер; во всяком случае, целью было защитить землю от потенциального вреда. Обычай этот, вероятно, пришел еще из языческих времен с их обширным пантеоном добрых и злых духов.
Парни и девушки стегали друг друга свяченой вербой по дороге из церкви домой, приговаривая:
«Будь великий, як верба,
А здоровий, як вода,
А багатий, як земля!».
Иногда приговаривали еще и так:
«Шутка б’є — не я б’ю,
Віднині за тиждень
Буде в нас Великдень!».
Интересно, что была в календаре предков Вербная или Лазарева суббота. Собственно, она и сейчас именуется так в церковных календарях. Посвящена суббота чуду воскрешения Христом Лазаря. Этот день в Киеве был большим праздником для всех детей. Во время церковного обхода на вечерней службе дети носили вербу; тот, у кого оказывался самый длинный прутик вербы, становился счастливчиком, которому по-доброму завидовали сверстники. У Александра Терещенко есть интересные сведения о том, как воспитанники духовных школ — бурсаки — принимали в походах с вербой живейшее участие. Воспользуемся примечательными сведениями, приведенными известным исследователем Анатолием Макаровым в его книге «Малая энциклопедия киевской старины». Материал, приведенный автором, весьма обширен, и я позволю себе несколько его сократить. Итак: «В старой Украине и в Киеве Вербная суббота была отмечена особыми обрядами, имевшими глубокий символический смысл. В вечер Лазаревой субботы в церквах освящались листья папоротника («вайи»), напоминавшие те пальмовые ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Христа, видя в нем воплощенного Мессию.

Вербное воскресение: киевская версия

Позже вайи были заменены нарядными веточками вербы. Их освящали в местной церкви, несли вместе с горящими свечами на богослужение в Софийский собор или в ближайший монастырь, хранили целый год за иконами и вкладывали в руки умерших, чтобы те встретили с ними Христа в день воскресения из мертвых.

Эти шествия берут свое начало в церемониях киевской учащейся молодежи XVII—XVIII веков, совершавшихся во время особых академических праздников, которые тщетно было бы искать в старых и новых церковных календарях». Однако Анатолий Макаров ссылается на мемуары Климента Фоменко «Киев второй половины XIX века» и на старые путеводители для богомольцев, такие, например, как «Указатель святыни и священных достопамятностей Киева, как в самом городе, так и в его окрестностях для поклонников, посещающих святые места киевские», изданный еще в 1850 году.


«В них сообщается, — пишет исследователь, — что в XVII—XVIII веках вечером накануне общего Вербного воскресенья студенты Киевской коллегии (потом академии) совершали свой крестный ход и отмечали свою особую Вербную субботу.

Церемония начиналась у Георгиевской церкви в Верхнем городе, где после богослужения студентам раздавали заранее заготовленные вербные веточки. С ними шли они в покои митрополита в Софийском монастыре, владыка слушал их речи на латинском языке, благословлял и отпускал в академию на Подол. По дороге студенты пели стих «Днесь благодать Святага Духа нас собра».

По прибытии процессии в академию открывались двери «холодной» церкви монастыря (Богоявленский собор), и участников торжества встречал проповедью с высокой кафедры у левого клироса студент-оратор, хор академии пел концерт «Воспойте людие, благолепно в Сионе» (Сионом в старину называли Киев), и на этом торжество заканчивалось».
«С этой поры, — пишет Фоменко, — начинались ранние богослужения в «холодной» Братской церкви. В Великий пяток в сию церковь торжественно переносилась плащаница из теплой церкви. С этого дня в Великой церкви Братства начинались поздние богослужения. Пасхальная заутреня и литургия всегда уже совершались в Великой церкви св. обители».

Посвятивший исследованию «вербной традиции» целое эссе, Анатолий Макаров делает абсолютно верный вывод, что «студенческая Вербная суббота как бы предваряла возобновление прерванных зимними холодами служб в академическом соборе». Увы, этого величественного храма, который был самой значительной доминантой Подола и украшением стольного града на протяжении нескольких веков, уже давно нет. Он разделил судьбу других киевских храмов, взорванных большевиками в безбожные 1930-е годы.

«Академические шествия через весь город, — пишет Анатолий Макаров, — отменил в конце XVIII века митрополит Самуил, тщательно следивший за соблюдением «единообразия» православной обрядности в Киеве, а попросту говоря, занимался по настоянию царицы Екатерины II обрусительством украинской церкви.

Однако искоренить старый городской обычай ему не удалось. В XIX веке студенты хоть и шли по укороченному маршруту (от семинарии до академии), но сам обряд не потерял еще своей прежней величавой пышности».

Вот как вспоминал о нем протоиерей и профессор Андрей Лебединцев. «При появлении из алтаря семинарской церкви архимандритов начиналось пение двухорного (семинаристов и академистов. — А. Д.) концерта, по окончании оного читалось Евангелие о торжественном Входе Господнем в Иерусалим, затем следовала просительная ектения. После оной отцы архимандриты брали в руки древесные ветви и в сопровождении массы народа, стоявшего в церкви и на дворе, торжественно направлялись в церковь Братского Богоявленского монастыря при пении семинарским хором тропаря «Днесь благодать Святага Духа нас собра». По дороге к монастырю торжественная церемония все время увеличивалась, к ней примыкали многие киевляне, так как отцы-архимандриты — оба высокие, статные, стройные, особенно ректор академии (архимандрит Димитрий. — А. Д.) — привлекали многих в процессию сами по себе…

При входе в Братскую церковь эту процессию встречал академический хор с пением другого концерта. По окончании концерта в Братской церкви произносилась проповедь каким-нибудь из лучших студентов или профессоров. После проповеди в соборе совершалась праздничная всенощная, и на ней уже были раздаваемы освященные древесные ветки всем присутствовавшим в храме.

Такие порядки сохраняются в памяти, и они живо сохранились в моей памяти по истечении 50 лет (мемуары были опубликованы в 1900 году. — А. Д.). Сообщаю об этих порядках потому, что они, как мне самому случайно пришлось наблюдать их в один из недавних годов, значительно изменились сравнительно с прежними… Проездом натолкнулся я на кучу народа, загородившего мне дорогу. Остановившись, я не мог сразу понять, что это за народ и чего он здесь. Но присмотревшись, я узрел среди толпы священника с несколькими юношами, вероятно певцами-семинаристами. Пение их было столь слабое, что я едва мог расслышать его. Несшие кресты и хоругви не видны были: должно быть, они как упредившие скрылись уже из глаз моих за памятник над источником Самсона. Вот и вся картина торжественной процессии по случаю празднования торжественного входа Господня в Иерусалим».

Хотел поделиться со всеми своим личным опытом, как можно просто и самостоятельно решить знакомую многим проблему, когда проходу пешеходов и велосипедистам на городских улицах мешают ветки деревьев и кустарников, низко нависающие над тротуарами. Люди вынуждены нагибаться, обходить стороной, велосипедистам приходится опсно маневрировать, уклоняясь от веток на пути…

Согласитесь, мало приятного в том, когда грязные уличные ветки и листва, задевают голову прохожим, мешают нормальному пешеходному движению. Сразу скажу, что пробовал обращаться в соответствующие городские службы, Администрацию, но там всё оказалось слишком сложно, как всегда затянули старую песню про нехватку ресурсов/средств, про межведомственные согласования и т.д. и т.п. Короче говоря — проще и быстрее, сделать самим.

В качестве инструмента для предстоящей миссии взял небольшой огородный секатор с храповым механизмом, с максимальным диаметром среза — 20 мм. Этого вполне достаточно. Вооружившись таким образом, направился на ближайшую точку, было это в самом конце июля. Возле супермаркета Макси, по адресу ул. Мира, 38, есть одиноко стоящее, красивое и большое дерево с богатой кроной, в тени которого можно постоять в солнечный день или спрятаться от дождя. Но его нижние ветви уже долгое время создавали проблему движения по тротуару в полный рост, по обе его стороны, не говоря о беспрепятственном проезде там велосипедистов. Времени на подрезание ветвей ушло совсем немного, зато теперь там ничего уже не мешает на пути, что видно на снимке.

Кстати, я совместил это полезное дело с походом за продуктами, так что время было проведено с двойной пользой, и меня порадовал тот факт, что для своего города, при этом было сделано что то полезное. Конечно это мелочи, но ведь ежедневно в том месте проходят сотни людей, и каждый раз всем приходилось уклоняться от веток, хотя делов то всего ничего — один раз подрезать мешающие людям ветви…

Следующая улица, уже в начале сентября, была выбрана ул. Чехова. Правая сторона, на участках от ул. Мира, ул. Предтеченская, ул. Галкинская, ул. Зосимовская — протяжённостью в три квартала. На отрезке по ул. Чехова, начиная от ул. Мира до ул. Предтеченская, проходит узкая пешеходная часть по краю берега р. Золотухи. Там ветви в некоторых участках пути, достаточно существенно мешали пешеходному движению, свисая сверху и сбоку. Постепенно путь был расчищен, и теперь там свободно можно проходить, ехать на велосипеде, стал также хороший обзор.

Далее по ул. Чехова, между ул. Предтеченской и ул. Галкинской, помех практически не было, кроме нескольких веток одного дерева у ограждения стройки. А вот участок ул. Чехова, между ул. Галкинской и ул. Зосимовской, заставил потрудиться более существенно. Территория тротуара, вдоль протяжённого строения по адресу ул. Чехова, 24, компании Мезон, была весьма запущена в этом плане и низко свисающие ветки постоянно мешали всем проходящим по тротуару. Постепенно и в том месте удалось навести порядок на данном этапе. Ходить и ездить на велосипедах, там теперь намного лучше, ведь ничего не мешает на пути движения по тротуару.

Хотелось бы предупредить, что ветки придорожных деревьев грязные, и если кто нибудь собирается слегка расчистить путь на привычном городском маршруте, где есть низко свисающие ветви, то можно испачкать не только руки, но и одежду, особенно рукава. И лучше делать всё это в головном уборе, с веток сыплется. Я не одевался как то специально, просто прошёл по произвольно выбранному пути, где всегда замечал препятствия подобного рода, от ул. Мира по ул. Чехова, ул.Зосимовская, до ЖД Вокзала.

Так и можно создавать комфортную среду своими руками. И что примечательно, делая как бы для себя, тем самым и реальная польза для всех окружающих, тех кто ежедневно ходит по таким тротуарам, или ездит на велосипеде. На это нужно совсем немного времени. Достаточно просто отставить на время диван или компьютер)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *