Когда у нас пасха?

В немецких и швейцарских кондитерских можно увидеть шоколадных пасхальных агнцев и кроликов, «украшенных» одним из главных атрибутов пандемии – защитными масками. Бельгийские кондитеры тоже не обошли вниманием специфику нынешней Пасхи – в их шоколадных наборах, например, появились цветы, напоминающие коронавирус.

Возможно, попытка привнести немного юмора в совсем несмешную ситуацию имеет терапевтическое значение, но факт остается фактов – миллионы христиан по всему свету готовятся отмечать Пасху в условиях карантина и самоизоляции.

В Ватикане глава Римско-католической церкви провел мессу в четверг в практически пустой базилике Святого Петра. Папа Франциск выступал перед небольшой аудиторией из пары десятков человек – нескольких помощников, монахинь и певчих из хора.

Опустевший без многочисленных паломников Ватикан будет на замке и в воскресенье, когда Папа Римский обратится к 1,3 млрд католиков по всему свету с пасхальной проповедью. Смотреть ее придется либо по ТВ, либо в интернете.

«Мы должны отреагировать на наше заключение всем своим творческим потенциалом, — сказал Франциск в интервью, опубликованном несколькими католическими газетами на днях. – Мы можем впасть в депрессию и отчуждение … или мы можем проявить творческий подход».

Пасха на Западе – время небольших весенних каникул. И невзирая на введенные строгие ограничения, многие не могут устоять перед искушением использовать свободное время, для того, чтобы вырваться из своих четырех стен.

Власти, в свою очередь, намерены не выпускать ситуацию из-под контроля. Для этого подготовлен целый арсенал запретительных мер – от комендантского часа и блокпостов на дорогах до запретов… сидеть на скамейках (как распорядился мэр одного из французских городов).

В преддверии прихода весеннего тепла и праздничных дней британские власти напомнили жителям Соединенного Королевства, что им надо следовать правительственным распоряжениям и оставаться дома в течение пасхальных выходных.

Министр культуры Оливер Дауден говорит, что Великобритания «только начинает видеть, что эта стратегия начинает работать», и людям нужно «придерживаться ее». Выступая в программе BBC Breakfast, Дауден призвал людей оставаться дома в течение пасхальных выходных: «Не так я планировал проводить свои пасхальные каникулы, я уверен, что ни один из ваших зрителей не планировал проводить свои пасхальные выходные… Нам придется остаться дома». По словам министра, вряд ли ограничения будут сняты каким-либо образом на следующей неделе.

Около 160 000 полицейских и жандармов были развернуты по всей Франции – все для того, чтобы обеспечить, чтобы люди оставались дома в течение пасхальных выходных. Парижан предупредили, что они не могут заниматься «физическими упражнениями» на улицах с 10 до 19 часов (прежде всего это касается любителей бега трусцой).

Жителям Биаррица власти запретили гулять и сидеть на скамейках или сиденьях, если только они не ждут общественного транспорта или если у них не возникли чрезвычайные медицинские причины. Впрочем, после протестов это объявление было отозвано.

В Германии власти многих земель заявили, что полиция будет патрулировать автобаны и проверять, соответствуют ли номерные знаки транспортных средств местным регионам. Исключения будут сделаны для родителей, которые не живут со своими детьми, или супружеских пар, которые живут раздельно.

Церкви закрыты для богослужений, которые транслируются в прямом эфире, но в другое время их можно посещать для молитв и зажигания свечей. Теоретически старая добрая немецкая традиция «охоты за пасхальными яйцами» не запрещена в общественных местах, но при условии соблюдения правил физического дистанцирования.

Немецким любителям водных видов спорта повезло – каякинг, каноэ и гребля на байдарках разрешены. Однодневные поездки на природу не запрещены, но большинство туристических мест и близлежащих парковок будут закрыты.

В Австралии, например, предполагается использовать вертолеты и развернуть полицейские контрольно-пропускные пункты, чтобы удержать людей от нарушения запрета на поездки во время пасхальных праздников. Нарушителям грозят крупные штрафы.

Австралийская полиция заявила, что будет блокировать дороги и использовать технологию распознавания номерных знаков, чтобы отлавливать тех, кто нарушает запреты. Штрафы за нарушение правил социального дистанцирования начинаются с 1000 австралийских долларов (620 долларов США), но варьируются в зависимости от штата.

В Бразилии любителям развлечься по случаю пасхальных праздников на океанском берегу тоже подготовили ограничения. Чтобы предотвратить приток туристов, пляжные городки вдоль юго-восточного побережья Бразилии изолируются. По крайней мере в семи городах вдоль береговой линии Сан-Паулу в преддверии Пасхального воскресенья запретили въезд посторонним. Любой, кто не подчиняется приказу, столкнется с эвакуацией своего автомобиля или изгнанию – в зависимости от обстоятельств.

Полиция в бразильском штате Рио-де-Жанейро усилила КПП, чтобы туристы не попадали на пляжи к востоку от Рио. В одном из курортных городов власти создали «горячую линию» для бдительных местных жителей, чтобы те сообщали об отелях или пансионах, предлагающих размещение на Пасху для туристов, несмотря на запрет. Да что там приезжие – доступ к пляжам запрещен даже для местных жителей!

Читайте также: Вербное Воскресенье: где взять символ праздника православным на самоизоляции

Андрей Яшлавский

Подпишитесь на наши новости в Google News

Самое сложное в день накануне Пасхи – сохранить душу в трепете и спокойствии. Суета на освящении куличей и крашеных яиц, уборка квартиры и приготовление праздничной трапезы. К вечеру так и тянет сесть за стол и уже отпраздновать. Поэтому, Устав предлагает провести этот день в храме и послушать чтение книги Деяния святых апостолов. В большинстве храмов действительно Деяния читают. День переходит в совсем уже поздний вечер, и верующих, собирающихся на праздничное богослужения, встречает ярко-красного цвета праздничное убранство церкви.

Пасха. Художник Ю. Кузенкова.
В полночь совершается пасхальный крестный ход. Но прежде читают канон, который уже слышали, тот самый, в народе называющийся «Волною морскою…». Затем священник (или священники и дьяконы) уходят в алтарь. Происходит некоторая радостная суета (кто на пасхальной службе не впервые, знает, она связана с тем, что народ распределяет роли на время крестного хода: кто пойдет с фонарем, кто с хоругвями. Но вот храм затихает. Из алтаря слышно пение: «Воскресение Твое Христе Спасе Ангели поют на небесех», священник и те, кто с ним появляются в белом облачении и выходят на улицу. Перед священником несут фонарь, хоругви иконы и крест из алтаря, следом идет хор, и весь молящийся народ со свечами (по традиции свечи на Пасху – красного цвета). Из храма должны выйти все и его двери затворяются. Процессия обходит храм и останавливается перед его закрытыми дверями, словно перед погребальной пещерой Христа.
И тогда происходит момент, которого ждут весь год (да и постятся, пожалуй, ради этого мгновения духовного счастья). Священник трижды поет пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». Следом его же трижды поет хор, пение подхватывают все кто пришел этой ночью помолиться. Затем священник же поет стихи (первый из них начинается со слов «Да воскреснет Бог…) к которым все подпевают пасхальный тропарь. Затем трижды народ в одно дыхание отвечает на возглас священника: «Христос воскресе»! — «Воистину воскресе»! Двери растворяются, и в радостной толчее под трезвон колоколов народ заходит в храм, продолжая петь тропарь Пасхи.
Когда все уже внутри, хор поет пасхальный канон – самое радостное поэтическое произведение церковной гимнографии. Есть в нем слова о том, как царь и пророк Давид «пред сенным ковчегом скакаше играя», это о том, что он плясал перед Ковчегом Завета, предвидя наше сегодняшнее веселье. Вообще в эту ночь все богослужебные тексты поются и как-раз так – «скакаше играя».
После каждой песни канона выходит из алтаря священник, возглашает молитвенные прошения и трижды обращается к храму «Христос воскресе!» и молящиеся не устают отвечать ему «Воистину воскресе!». Есть традиция, которую соблюдают во многих храмах. После каждой песни священник надевает облачение другого цвета.
Канон закончен и пропеты стихиры Пасхи, нард христосуется, то есть все, кто находится в храме, приветствуют друг друга : «Христос Воскресе» — «Воистину Воскресе» и троекратно целуются.
В эту ночь молящегося ожидает много непривычного и радостного. Царские врата как открываются, так и остаются открытыми до следующего воскресенья. Можно увидеть все, что священник делает во время Литургии. Служба часов, обычно вполне продолжительная, заменяется пением часов пасхальных, быстрых и радостных. На Литургии можно услышать как звучит Евангелие на разных языках (положено так на этой службе, читать его на древнегреческом, латинском, церковно-славянском и вообще на всех возможных наречиях).
Пасхальная служба завершается Литургией. В конце освящается особый пасхальный хлеб – артос, кусочки которого станут раздавать в следующую за Пасхой субботу.
Служба заканчивается и народ идет по домам (бывает, что на приходах устраиваются общие трапезы) разговляться. И разговины длятся все семь дней, следующих за Пасхой…

Дмитрий Дайбов

Версия для печати

Тэги: Пасха

Пасху в 2019 году празднуем 28 апреля Фото:

Пасха 2019 в Украине, как и в других странах, будет поздней. Узнайте подробную информацию, когда отмечается самый главный церковный праздник и как правильно исчисляется дата Пасхи.

Пасха 2019 в календаре церковных праздников

Пасха является самым важным и значимым христианским событием, которое знаменует праздник светлого Христова Воскресения, торжество победы над смертью и очищение от грехов. Это событие – основа всего христианского учения, центр библейской истории, а также «праздник праздников и торжество из торжеств».

Именно от даты Пасхи рассчитывается весь церковный календарь на год у православных и католиков. Многие праздники, включенные в Пасхальный цикл, являются переходящими. Это значит, что каждый год дата их празднования меняется в зависимости от того, какого числа отмечается Пасха. К таким переходящим праздникам и событиям относятся Вознесение Господне, Троица, Лазарева суббота, а также Великий пост, Масленичная и Светлая Седмица и др. А потому верующим важно знать, когда Пасха в 2019 году в Украине и мире.

Пасха 2019: выходные дни в Украине

Когда Пасха в 2019 году: дата праздника у православных и католиков

Согласно православному календарю, Пасха 2019 будет праздноваться 28 апреля. Накануне завершается Великий пост 2019, который является серьезной подготовкой для всех верующих к светлому празднику Воскресенья Христова. Великий пост 2019 длится 7 недель – с 11 марта по 27 апреля.

Пасха 2019 католическая и православная не совпадает по времени и отмечается в разные дни, потому что эти церкви производят летоисчисление по разным календарям: православные христиане – по юлианскому, а католики – по григорианскому. Католическая Пасха 2019 отмечается на неделю раньше православной – 21 апреля.

Реклама

Католическая Пасха в 2019 году: дата и история

Как исчисляется дата Пасхи

Почему Пасха празднуется в разные дни? Дата Пасхи каждый год рассчитывается по лунному календарю, что делает этот праздник переходящим.

Празднование Воскресения Христова приходится на первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. Из этих расчетов видно, что диапазон празднования Пасхи в разные годы может варьироваться от 4 апреля до 8 мая.

Напомним, что нельзя святить на Пасху, а что положить в корзину обязательно. Кроме этого, мы рассказывали о крашенках: история и современность главного символа Пасхи.

Смотрите видео, как покрасить яйца на Пасху:

Новости на эту же тему:

Пасха 2019: ТОП-5 рецептов мясных блюд к празднику Церковные праздники и посты в апреле 2019 года Пасха-2020: как покрасить яйца куркумой

В современных условиях всё больше возрастает интерес к культуре и традициям казачества. Возрождение этнокультуры казачьего народа идет параллельно с повышением роли казачества в жизни общества и влияния казачества на становление мировоззрения молодого поколения. В процессе этого возрастает роль казачества в развитии национального самосознания общества, особенно в регионах России, где присутствует историческое расселение казаков.

Важную роль в жизни казачьего народа всегда играла христианская православная вера, в особенности соблюдение православных праздников, совершение таинств и обрядов. Одним из важных праздников для казаков всегда была Пасха. Празднование Пасхи продолжается сорок дней, и в течение этого времени казаки и казачки обращаются с пасхальным приветствием «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», желая друг другу Божьего благословения и благоденствия.

Празднование Пасхи проходило по-разному в различных регионах нашего отечества. Казачий народ имел различные традиции и обряды празднования Пасхи, в зависимости от местности, а что-то заимствовал из других культур при дальних походах. На порядок празднования Пасхи также большое влияние оказывала и оказывает местная «коренная», станичная или хуторская, семейная передача родовых традиций, связанных с жизнью предков. Такие традиции считаются святыми и нерушимыми, а новые, «пришлые», обряды пасхальных торжеств ассимилировались с традициями предков.

Пасха — традиции празднования

Традиции празднования Пасхи у казаков многообразны, их все нет возможности описать, так как, к примеру, донские казаки праздновали пасхальные дни согласно традициям Верхнего и Нижнего Дона, кубанские казаки имели свои особенные черты, не говоря уже о запорожских казаках, близких к культуре украинского народа. В данной статье рассматриваются общие принципы и традиции казацкой среды.

Период подготовки к Пасхе символизировал время духовного и физического очищения. К концу Страстной седмицы хозяйки-казачки пекли куличи, красили яйца, готовили творожные «паски» (пасхи), пекли поросенка, наводили в «курене» порядок и чистоту. Яйца красили в цвета, имеющие особое символическое значение. Красный цвет символизировал кровь, огонь и солнце; голубой был символом воды и неба; зеленый обозначал весь растительный мир. Согласно представлениям предков, яйца были символом новой жизни, «паска» – деревом жизни, а поросенок – символом плодородия. В пасхальную ночь все отправлялись на всенощное бдение, а рано утром, после освящения куличей и яиц, обменивались ими и «христосовались». В пасхальные дни замечали природное ликование, когда солнце играло новыми красками. Поэтому после прохождения пути Великого поста и встречи радостных дней Светлой седмицы старались надеть всё новое и светлое.

С наступлением Пасхи дарили друг другу «писанки» – сделанные из сахара или натуральные расписанные яйца. Красивые куличи и сырные пасхи были на каждом праздничном столе. Следуя старым традициям, переданным предками, казаки везли готовые блюда к храму для освящения их батюшкой. Кто приходил с корзинами, а кто и привозил целыми возами. Обратим внимание, как об этом писал современник: «А вот пасхальный стол зажиточного казака, где хозяйки тщательно придерживаются родной старины, отличался изысканным разнообразием блюд: два, три, даже четыре огромных сладких кулича с отборной крупчатой муки на коровьем масле, яйцах, сахаре и меде; одна или две кислых пасхи; творожная пасха, ягненок с сливочного масла; пара запеченных поросят – один без начинки, другой – начиненный гречкой с печенью, в зубах у них хрен; двое запеченных ягнят – одно без начинки, второй начиненный миндалем, изюмом с рисом; бедро вудженины (буженина) и бедро вудженины под сеточкой из бумаги; брюхо (зельц); жареный кабан в натуральную его величину с глазами из маслин; лук зеленый; ростки салата зеленого; миска пшена, на нем в солонке соль-крымка; немалые куски душистого сала с прорезью; несколько видов колбас: кровянка, колбаса простая домашняя, колбаса по-барски, печеночная и другие; коровье масло; сыр; сметана; венки лука; всё это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную и больше в красную краску яйцами; эти яйца были как гусиные, так и куриные. Наряду с этими яствами, в штофах и кувшинах стояли несколько сор­тов водки и наливок; здесь были и хреновуха, перчакивка, и калгановка, и кардамонивка, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, терновка и медовуха».

После возвращения из церкви и освящения пасхальной пищи для «разговения» умывались водой, освященной красной «крашенкой». Умывание такой водой давало красоту и здоровье.

Для казаков Светлое Христово Воскресение почиталось самым радостным и главным праздником в году. В первый день Пасхи был семейный праздничный обед с пирогами и мясом. Праздновали Светлую Пасху согласно общерусской традиции, но вносили и черты своей казацкой жизни. Станицы и хутора гуляли всю Светлую седмицу, в течение которой было запрещено работать, т.к. в эти дни надо было не только гулять и веселиться, но и проводить время в кругу семьи. Молодежь частенько собиралась на свои посиделки. Такая традиция семейного торжества была особенной в казачьей среде.

На Пасху казаки устраивали различные увеселения и празднования. Пасха является в казачьей культуре самым ярким праздником весеннего цикла. Празднование Пасхи начиналось с Вербного воскресенья, которое посвящалось детям и считалось важным для молодого поколения, связывая весенний цикл природы с жизненным ростом и укреплением молодого поколения. На «Вербную» устраивались праздничные ярмарки и представления, совершались долгожданные покупки и обновки для детей. В некоторых станицах и хуторах одним из традиционных действий в Вербное воскресенье было благословение вербой. Такой ритуал заключался в том, что детей легко шлепали по лицу пучком цветущей вербы, приговаривая при этом: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья!» Считалось, что это имело для детей целительную силу.

Общественные гуляния не были стихийными. Праздничные увеселения организовывались с соблюдением половозрастного принципа, согласно которому каждая группа имела свои места для увеселения. К примеру, семейные мужчины собирались своими компаниями и праздновали по-своему, молодежь собиралась подальше от старших, чаще на краю хутора или станицы, и устраивала свои карагоды. Каждая станица и хутор имели свои традиции и обряды празднования Пасхи, что можно увидеть и в наше время пасхальных торжеств на Дону и Кубани, Тереке и Дальнем Востоке, в Сибири и центральной России.

Особенно важным в праздник Пасхи считалось общение с предками. Казаки относятся к предкам с особым уважением и глубоким почтением. В разных регионах казаки в пасхальные дни почитали «родителей» по-разному, но одно является общим для всех – это слова «Христос воскресе!» на могиле предков. Во многих регионах среди казаков считалось, что в субботу перед Пасхой предки приходят к своим потомкам в гости и присутствуют до «проводов», которые совершались через неделю: во вторник, на «Радоницу», или в понедельник перед ней. В этот день в разных казачьих поселениях совершали поминальные тризны, шли на кладбище, раздавали «на помин» еду и сладости, провожая души усопших родичей со словами «Христос воскресе!».

Пасхальные традиции и обряды были, есть и будут всегда наследием наших предков и ярким примером богатства культуры казачьего народа, проявляющейся не только в различных праздничных мероприятиях и «культурно-познавательных» событиях, а в первую очередь в духе казачьего рода, преданиях и хранимых традициях, передаваемых из поколения в поколение.

Христос воскресе!
Воистину воскресе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *