Когда Юрьев день?

Сейчас мало кто вспомнит истинный смысл поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Высказывание родилось в момент, когда возможность крестьян переходить от одного землевладельца к другому, то есть наниматься на работу, была заменена крепостным правом. На протяжении почти полутора столетий до этого события крестьянский люд, рассчитавшись с барином по оброкам и другим платежам, мог свободно уйти.

Значение даты

Стояние на Угре монгольской и русской рати в 1480 году положило конец ордынскому игу. Спустя 17 лет после этого знаменательного события Судебник (свод законов от 1497) ввёл Юрьев день — дату, то есть промежуток времени, равный двум неделям, разрешающий крестьянину раз в год «поменять» барина. Введение это означало, что в одном месте можно было оставить землю и на будущий год взять в другом. Недостатка в угодьях не было, а людей везде не хватало.

Было это так: возьмёт крестьянин кусок земли у помещика в пользование, а поздней осенью, по завершении всех работ, он должен рассчитаться с землевладельцем и государством, после чего, если есть желание, может уходить. Установление конкретного числа как даты «крестьянского выхода» связано с религиозным праздником — днём Георгия (Юрия, Егория) Победоносца, поскольку этот святой считался покровителем земледелия и скотоводства. Праздник имел две даты:

  • 6 мая — весенний Егорий;
  • 9 декабря — зимний, когда заканчивались полевые работы и велись подсчёты урожая.

Юрьев день — это день, когда зависимый крестьянин должен был сделать осознанный выбор — оставаться или уйти. Ушлые работники могли «объегорить» барина, то есть обмануть его при уплате оброка. Это выражение осталось в обиходе и у современных людей.

Историческая справка

Архивы хранят законы, которые относятся к временам, когда правили Иван Грозный, Годунов и первые представители династии Романовых. Однако до сих пор не найдено ни одного документа, отменяющего свободу выбора рабочего люда. На протяжении веков сложилась традиция рассчитываться работнику с барином в течение недели до и после 26 ноября. После этого крестьянин мог уходить.

Долгое время историки пытаются понять истоки закрепощения. В итоге поисков сформировались две основные теории:

  • первая строится на том, что указ всё-таки был;
  • вторая отрицает наличие такого документа.

Российский учёный В. Н. Татищев считал, что Борис Годунов в 1592 г. обрёк крестьян быть чьей-то собственностью. Однако после смерти правителя этот документ исчез. Проверить теорию оказалось сложно, поскольку вместо точных фактов есть только предположения и догадки.

Другие исследователи утверждали, что не принятие царских распоряжений, а жизненные ситуации, такие как долги и тягло, стали концом крестьянских переходов. В советское время, опираясь на марксистские учения, в которых крепостничество связывалось с зарождением отработочной ренты, Б. Д. Греков выстроил концепцию, базирующуюся на системе барщины. Основой этой теории стал Указ о заповедных летах, запрещающий Юрьев день на Руси. Он был издан Иваном Грозным в 1581 г.

Однако и эта версия, по мнению современных историков, не выдерживает никакой критики, поскольку тщательное изучение архивов доказало, что Иван IV никогда не издавал подобных документов. Более того, название указа никак не могло применяться к крестьянам, поскольку он повелевал городским властям вернуть тех, кто покинул город, для увеличения налоговых поступлений в казну.

Запрет выхода

Получается, что Грозный неповинен в крепостничестве, а грамота его от 1590 г., адресованная властям города Торопца, отношения к крестьянству не имеет. В то же время Уложение о крестьянах от 1607 г., которое выходит из-под пера Василия Шуйского, проливает свет на этот вопрос. В преамбуле документа говорится, что царь Фёдор Иоаннович, никого не слушая, запретил крестьянам выход из поместий, где они трудились, заставил помещиков переписать их в специальные книги, а если кого недосчитались, то его требовалось вернуть в имение.

Эта теория подтверждается грамотой монастырских старцев от 1595 г., где сказано, что по велению царя Фёдора свободно выйти крестьянин из поместья не может. Документ не сохранился, но цитаты из него содержатся в подлинных бумагах XVI века. Получается, что упомянутым Уложением Юрьев день был фактически отменён, а за землевладельцем закреплялись крестьяне, работавшие у него в тот момент.

Поголовная перепись работников велась в писцовых книгах, которые были у каждого помещика. В 1861 году, во времена правления Александра II, крепостное право было отменено, но это не спасло императора-освободителя от смертельной раны, нанесённой ему народовольцами.

Алиса Горбатюк

6 мая все православные верующие чтят память Святого Георгия Победоносца. Славянское название праздника — Юрьев день.

Название происходит от имени святого Георгия Победоносца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием.

Юрьев день: история Георгия Победоносца

Великомученик Георгий был сыном богатых родителей, воспитавших его в христианской вере.

Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своей храбростью и физической силой. Услышав однажды на суде приговор об истреблении христиан, святой Георгий почувствовал сострадание к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к правителю Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости.

Георгий Победоносец / Фото: ruskpp / .com

Из-за этого Святой Георгий был заключен в темницу, где его подвергли пыткам. Но он мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Георгий скончался в 303 году и позже был причислен к лику святых.

Юрьев день: традиции празднования

Традиционно в Юрьев день православные христиане обращаются к Георгию с молитвами и просят святого об урожае, о защите от бед и ненастья, об удаче и успехах. С праздником в старину связывали некоторые приметы. В этот день было принято слушать воду. Люди отправлялись к колодцам и слушали. Если никто ничего не слышал, то зима обещала быть теплой и непродолжительной. Если же кто-то слышал плеск воды, то зима обещала быть морозной.

Колодец с водой / Фото: Voyagerix / .com

Юрьев день: поговорки и приметы

В Юрьев день разрешался переход крестьян от одного помещика к другому. В конце XVI века такой переход был запрещен, окончательно сформировалось крепостничество. Настроившиеся искать «доброго помещика» были вынуждены пожизненно оставаться на старом месте. Отсюда возникла поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», как выражение сожаления и обиды по поводу обманутых ожиданий и крушения надежд.

  • В этот день сходит весна на землю;
  • Юрьева роса от семи недугов;
  • С Юрия — хороводы, с Дмитрия — вечерницы.

По новому стилю 9 декабря в России отмечается Юрьев день. Дата, когда, в течение полутора столетий в XV – XVII веках, крестьяне могли переходить от одного барина к другому. Отмена Юрьева дня закрепила крепостное право, а заодно породила невеселую поговорку, означающую неудачу и попадание впросак.

В 1497 году был принят Судебник, дозволявший крестьянский выход всего раз в году

Сказать, что Юрьев день кем-то особенно «отмечается», значило бы сильно погрешить против истины. Про него мало кто вспоминает. Даже и поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» — знак несбывшихся надежд – в наши дни редко можно услышать, хотя разного рода неудач и разочарований и в нашу эпоху бывает вполне достаточно. Те лапотные крестьянские дела, что называется «быльем поросли». А когда-то это значило еще как много.

Неделя до и неделя после

Начало неблагому делу закрепощения крестьян было положено при Иване III – первом государе всея Руси, окончательно сбросившем ордынское иго. Само по себе это, вообще-то, довольно грустно. 1480 год – знаменитое стояние русской и монгольской ратей на реке Угре, столь славно и бескровно завершившееся в нашу пользу. А 17 лет спустя принимается Судебник 1497 года, дозволявший «крестьянский выход» всего раз в году. Укрепление державы шло по линии ужесточения.

На принятие ответственного решения о переходе крестьянину давалось две недели — неделя до Юрьева дня и неделя после

Однако даже и один раз в году – это много. Это значит, что настоящей «крепости» еще не было. Крестьянин, недовольный тем, как барин обращается с ним, мог, заплатив все положенные подати этому барину и казне, отбыть к другому феодалу. А землю можно было оставить и взять в другом месте: земли было много, людей на ней – куда меньше, чем в ХХ веке, и земельный вопрос такой решающей роли еще долго не играл.

А по многу раз в год такие переходы устраивать – тоже, в общем-то, не дело. И в наши дни менять работу по нескольку раз в год хорошим тоном не считается: такого летуна нигде особенно не ждут (еще отдельный вопрос — все ли могли с налогами рассчитаться в срок; тоже, небось, далеко не все).

Естественно, что такой переход разрешен был поздней осенью, по завершении всех полевых работ. На самом деле, на это давался не один день, что было бы крайне неудобно – а две недели. Но центральной датой взят был день рождения святого Георгия Победоносца, покровителя воинов и земледельцев, по старому стилю — 26 ноября, а по новому — 9 декабря (до нового стиля в 1497-м было еще как до звезды небесной).


Фото: М. Блинов/РИА Новости

Собственно, день мог с равным успехом именоваться и Юрьевым, и Георгиевым, и Егоровым. Потому что Георгий, Юрий и Егор считались вариациями одного и того же имени. Даже в XIX веке еще было так, и в русской классике встречаются причудливые вариации – причем, не обязательно Егор был из «простых», а Георгий – из знатных. У Чехова в «Цветах запоздалых» есть даже «князь Егорушка», что немного странно звучит для современного уха.
Но когда уже в брежневские времена герой фильма «Москва слезам не верит» говорит, что его называют «и Гоша, и Жора, и Юра» — этому верится хуже. В ХХ веке это уже имена четко разные. Остается допустить, что Гоша, как человек общительный и игривый, представлялся по-разному в разных компаниях.

Но как бы там ни было: на принятие ответственного решения о переходе крестьянину давалось две недели — неделя до Юрьева дня и неделя после. Довольно, чтобы сделать выбор.

Вина Грозного и вина тишайших

Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.

А вот с отменой Юрьева дня у историков полной ясности нет. Создается такое впечатление, будто несколько государей задним числом пытаются это злое дело друг на друга свалить.

Новым судебником 1550 года двадцатилетний Иван Грозный подтвердил Юрьев день, только вдвое увеличил т.н. «пожилое» — налог за пользование землей и помещичьим инвентарем. Тогда еще сам Иван был «не пожилой», да и не Грозный еще.

Известный советский и российский историк Руслан Скрынников, занимавшийся Иваном Грозным плотно и отнюдь не бывший его поклонником, тем не менее, считал необходимой историческую справедливость и отвергал стройную версию, возлагавшую на тирана ответственность за окончательное закабаление крестьянства. Вот что он писал:

«Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой».

«В ходе дискуссии были выдвинуты две основные концепции, — отмечал далее Скрынников. — Одна воплотилась в теории «указного» закрепощения крестьян, другая — в теории «безуказного» закрепощения. Известный русский историк В.Н. Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 г. После смерти злосчастного Бориса текст его закона был утерян, да так основательно, что никто не смог его разыскать».

Однако в противовес мнению Татищева, «В.О. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым. Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни (задолженность крестьян, «старожильство», тягло) положили конец крестьянским переходам».

Один из корифеев уже советской исторической науки Б.Д. Греков «создал стройную концепцию, согласно которой, в XVI веке в России появилась материальная база крепостного права — барщинная система, после чего Иван IV в 1581 г. издал указ о «заповедных летах». Понятие «заповедь» означало «запрет», а именно — запрет на крестьянский выход в Юрьев день».


Фото: РИА Новости

Напоминая об этом, Скрынников, со своей стороны, заметил: «Новейшие исследования выявили ошибочность представления о широком развитии барщины в России в XVI в. Детальный анализ источников привел автора этих строк к заключению, что при жизни царь Иван Грозный не издавал никакого указа об отмене Юрьева дня».

Закабалил же крестьян, по-видимому, все же его сын Федор Иванович, мягкий и слабовольный, находившийся под влиянием Бориса Годунова. Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.

Первым источником, четко сформулировавшим нормы «заповедных лет», как отмечал Руслан Скрынников, была царская жалованная грамота городу Торопцу в 1590 году. Царь разрешил властям Торопца вернуть в город тяглых людей, которые «с посаду разошлись в заповедные леты». Речь идет не о крестьянах, а о посадских, т.е. горожанах.

Также известно, что «в 1588 г. новгородский помещик Иван Непейцын затеял тяжбу с соседним монастырем. Он потребовал возвратить ему двух крестьян, Ваську и Трешку Гавриловых, на том основании, что они «збежали в заповедныя годы из-за Ивана из-за Непейцына из деревни с Крутца, а Иван был на государеве службе в Лямицах».

Эта информация поступила к историкам из первых переписей, точнее, описаний местности и населения обжитой на тот момент русской земли.

«К 1593-1597 гг. было завершено составление писцовых книг в главнейших уездах страны и в 1597 г. издали первый развернутый крепостнический закон, — писал профессор Скрынников. — Он не содержал пункта, формально упразднявшего Юрьев день. Но закон подтвердил право землевладельцев на розыск беглых крестьян в течение пяти «урочных лет».

То есть, поменять судьбу все-таки было можно, проведя где-нибудь в бегах пять лет. Датой же окончательного закрепощения крестьян считается 1649 год. Изданное тогда Соборное Уложение царя Алексея Михайловича предписывало бессрочно разыскивать беглых крестьян «с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил».

Иван IV Грозный

Цари-крепостники, в отличие от Ивана Грозного, прославившегося карами в адрес собственной знати, имеют хорошую репутацию. Алексея Михайловича звали Тишайшим, хотя при нем и случилось восстание Степана Разина, а Федор Иванович пользовался народной любовью. Царь-освободитель Александр II, отменивший крепостное право в 1861 году, никакой особой любовью не пользовался и через 20 лет был убит народовольцами. Впрочем, дарованная им свобода оказалась далеко не полной. Разделаться с крепостничеством красиво и однозначно российскому правящему классу не удалось.

Всех когда-нибудь да объегорили

Остается добавить, что своего рода «отмена Юрьева дня», уже для городского населения, имела место в 1940 году, когда 26 июня президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

Понятно, что надвигалась война (как раз тогда Гитлер только что разгромил Францию). Но отменен указ сей был уже после смерти Сталина и крови людям попортил немало.

Ныне все это – дела давно минувших дней. Степень свободы в современном обществе несравнимо большая. Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» имеет крайне малое хождение. Чаще встречается глагол «объегорить», тоже имеющий отношение к Юрьеву дню – но не в том смысле, что царь и знать обездолили крестьян, отняв свободу. «Объегорить» значило обмануть барина при уплате податей.

Леонид Смирнов

Когда и кем введён

Этот термин, известный также, как «крестьянский выход», был придуман и законно установлен ориентировочно в XI веке. Крестьяне имели право перейти от помещика к помещику на новую землю в новое хозяйство. Но даже такой «выбор» часто блокировался за счёт законов о закрепощении крестьян на земле помещика без способа уйти от него. Точно неизвестно при ком было установлено законодательно это право, но, предположительно, это произошло во времена правления Ярослава Мудрого.

Почему получил такое название и почему был выбран именно этот день

Такое название день получил от праздника в честь святого Георгия Победоносца (Егория осеннего). По старому стилю он праздновался 26 ноября (9 декабря по нашему календарю), а крестьянский выход происходил как раз за неделю до этого праздника и неделю после этого дня. Такой временной интервал был установлен в 1497 году Судебником, который был принят в эпоху правления Ивана III. Судебник 1550 года подтвердил это положение.

Его суть

Суть этого праздника заключается в том, что этот день ознаменовывал середину перехода крестьян от одного феодала к другому. То есть в праздник крестьянин не имел права уходить от помещика. Этот промежуток времени был единственным, когда простой русский человек мог, пусть даже относительно нынешних свобод практически никак, повлиять на свою судьбу. Но, вскоре даже это право у него отнимут.

Когда и кем был отменён

Это право в ходе истории несколько раз переиначивалось. Например, ранее можно было переходить от земли к земле в любое время, а в XV веке переход стал регламентироваться Судебником, разрешающий смену помещика в строго определённый период. Полностью был отменён Соборным уложением в 1649 г. при Романове Алексее Михайловиче.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»

Значение этой пословицы заключается в каком-либо неожиданном огорчении, плохом событии, которое пришло из неоткуда. Утвердилось оно после реформ, проведённых царём Алексеем Михайловичем, который отменил единственную, глобальную для крестьян, свободу выбора.

Использованная литература:

  1. Греков Б.Д. – «Главнейшие этапы в истории крепостного права в России» – Издательство: ГСЭИ Москва, Лениград – 118 с.
  2. Стивен Л. Хок – «Крепостное право и социальный контроль в России» — Издательство: Чикагский университет – Чикаго, Лондон – 193 с.

Юрьев день — отмечается 26 ноября по старому стилю, по новому стилю приходится на 9 декабря. В XVI-XVII веках приходился на 6 декабря.

День Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев (γεωργός, «георгос» по-гречески «земледелец»).

В этот день происходили расчеты помещиков с нанятыми крестьянами по результатам сбора урожая, то есть на селе заканчивался финансовый год. Слово «объегорить» пошло от Егорьева дня, как иначе называли Юрьев день, и означало обмануть при расчетах.

Разрешенный в Юрьев день уход от помещика

В ХV веке крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом — пожилое. Крестьяне — старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть — в зависимости от количества прожитых лет.

С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня и недели после него.

В Судебнике 1550, изданном при царе Иване IV Грозном, право «выхода» сохранилось.

Режим заповедных лет

«Заповедь » означает «запрет». По инициативе Бориса Годунова царь Фёдор Иоаннович запретил переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день в определенные годы на время составления писцовых книг (описи населения и земельного фонда). Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

Но у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году, в правление того же самого царя Фёдора Ивановича, вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян — 5 лет. Если же в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только тяглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.

Далее Борис Годунов то отменял, то вновь вводил этот срок.

Закрепощение крестьян

В 1649 году было принято Соборное Уложение, юридически закрепившее бессрочный сыск беглых крестьян и возвращение их «с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил».

Соборное Уложение укрепляло централизованное управление и самодержавную власть. Это новое законодательство упраздняло некоторые традиционные для феодальной знати права — все города, а также монастырские и боярские слободы передавались под управление царской администрации; учреждался монастрыский приказ, ставивший владения церкви под контроль государства; монастырям запрещалось приобретать земли. Изъятие привилегий царское правительство компенсировало за счет крестьян. Крепостное состояние теперь становилось наследственным, а сыск беглых крестьян — бессрочным. Частновладельческие крестьяне прикреплялись не к земле, а к личности её владельца.

В наибольшем выигрыше оказались дворяне, получившие право передавать поместья с крестьянами по наследству женам и детям.

С Соборным Уложением 1649 принято связывать окончательное оформление крепостничества. В свою очередь, помещики были обязаны взыскивать подати со своих крепостных и своевременно вносить их в казну, а также (со времен Петра I) — сдавать определенное количество своих крепостных в солдаты. За укрывательство беглого рекрута любого помещика ждало суровое наказание.

Государственные «черносотные» крестьяне прикреплялись к земле, подати платили непосредственно царю и в своей повседневной жизни, как и в организации своего труда, были более свободными.

В итоге большинство крестьян было лишено земли и права смены места жительства. Поскольку крепостные были только частично заинтересованы в результатах своего труда, сформировавшийся аграрный строй сильно уступал европейскому.

Крепостничество и горожане

Рядовые горожане, или «посадские люди», получили монопольное право торговли в городах, но их также непосредственно затронуло крепостное право. Теперь их переезд из города в город и даже из одной посадской слободы в другую в одном городе делался невозможным. Посадские люди, как и крестьяне, несли тягло (платили подати) общинно, на основе круговой поруки и долю ушедшего из слободы должны были выплачивать те, кто в ней оставался. Беглые посадские люди также подлежали бессрочному сыску.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *