Содержание
КАМПАНОЛОГИЯ
Термин кампанология происходит от латинского («campana» — колокол) и греческого («λογια» — наука, учение), следовательно — «учение о колоколах», обозначает совокупность дисциплин по систематическому и научному изучению колоколов по различным аспектам (музыка, звучание, искусство, традиции, религия).
Колокол
Колокол ( ст.- слав. кла’колъ) или Кампан ( ст.-слав. ка’мпанъ) — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола ( источника звука ) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол.
Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх, в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола ( точнее основания, на котором он закреплен ), либо языка.
В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола ( «Царь-Колокол» ). Известны также колокола без языка, по которым бъют снаружи металлической либо деревянной калатушкой. Обычно колокола делают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.
История колокола
История колоколка насчитывает более 4000 лет. Самые ранние ( XXIII-XXVII век до н.э. ) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.
Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается итальянцу Св.Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV-V веков, хотя не существует оригинальной документации, свидетельствующей об этом. В любом случае, только в VIII-IX веках в церквях начали появляться первые колокольни. Со временем, искусство литья колоколов оттачивалось и увеличивались различия между странами-производителями, которые сохранились по сей день.
«Церковные колокола напоминают о воскресном дне, как о дне Господа; представляют собой » глас Божий » для верующих и послание для неверующих. Слушать звонящие колокола — это великолепие, они воспевают славу Господа от имени всех существ. Звук ударов тысячи колоколен всего мира — это как небесная литургия, которая не может быть определена лишь отсчетом времени, но преодолением времени в святости и посвящением его Богу. Каждый из нас несет в себе колокол, сверх чувчтвительный. Данным колоколом является сердце. Это сердце звучит, и я желаю, чтобы ваше сердце звучало только добрыми мелодиями.»
(Святой Иоанн Павел II)
Размер, звук и нота
Звучание колокола тесно связано с равномерностью толщины, которая определяет профиль колокола. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем больше колокол, тем ниже его строй. Колокольный звук состоит из нескольких главных и множества второстепенных тонов. Чтобы услышать их, необходимо иметь развитый музыкальный слух. Как правило, можно услышать 2,3 основных тона, остальные услышать невозможно, определить их можно с помощью определенных приборов и программ, которые с помощью анализа спектра звука вычленяют обертоны. Колокольные мастера, начиная с 13 века, искали наиболее подходящий профиль колокола, при котором звук был бы более благозвучным и гармоничным. И была найдена такая линия изгиба колокола, при которой 1 и 3 основной тон звучат в октаву, а 1 и 2 — в терцию. Таким образом создается ощущение аккорда, то есть гармоничного звучания.
Нижний тон создается за счет колебания нижнего звукового кольца колокола. Второй основной обертон — за счет колебания верхнего кольца. Звук распространяется в двух перпендикулярных направлениях: по линии качания языка и по линии перпендикулярной. Таким образом, получаемый звуковой поток распространяется в форме креста, и при развесе и регулировке колокольного набора это условие надо учесть. Указанные линии не должны встречать препятствий.
КЛАССИФИКАЦИЯ КОЛОКОЛОВ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.
Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:
Праздничные колокола
Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым больши́м по весу в наборе колоколов.
Воскресные колокола
Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.
Постные колокола
Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.
Полиелейные колокола
Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).
Будничные (простодневные) колокола
Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).
Помимо благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на божественной литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента богослужения.
Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые «часовые» колокола, в которые «отбиваются» часы.
Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются при так называемом звоне «в двои», который осуществляется на литургию Преждеосвященных даров в Великий пост. При отсутствии средних колоколов звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.
Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.
Малые колокола К малым колоколам относятся зазвонные колокола и подзвонные колокола.
Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.
Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.
Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к божественной литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.
Сигнальные колокола
Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы, до развития телефонной связи, с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов делалась отличной от церковных. Сигнальные колокола также называли набатными. На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам.
Урок музыки в 4 классе «Колокольность» в русской музыке
Ваструхина О.С.
Методическая копилка — Музыка
Урок музыки в 4 классе «Колокольность» в русской музыке.
Ваструхина Ольга Сергеевна,учитель музыки.
Цель урока: осознание обучающимися понятия «колокольности» как художественного явления в русском искусстве.
Задачи:
Обучающая: сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской культуры, показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона.
Развивающая: развивать восприятие классической музыки и умение ее анализировать; музыкальный слух, воображение, образно-художественное мышление; вокально-хоровые способности обучающихся, чувство ритма.
Воспитывающая: воспитывать и прививать уважение к культуре родной страны; эмоциональную отзывчивость, художественно-эстетический вкус, любовь к русской классической музыке; уважение к традициям русского народа; воспитывать культуры исполнения музыки.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника, из дополнительных источников, характеризовать и исследовать полученную информацию.
Регулятивные: достигать поставленной цели с помощью различных видов учебной деятельности.
Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; при работе в группе у каждого обучающегося есть своя функция. Взаимодействовать, находить общие решения при выполнении учебных заданий в группах. Излагать свою точку зрения.
Личностные: осознавать значимость изучаемого материала. Принимать самостоятельные решения в реализации полученных знаний.
Образовательные ресурсы: фортепиано, синтезатор, металлофоны, треугольники, колокольчики, компьютер, видеопроектор.
Дидактический материал: учебник «Музыка» 2, 4 класс под ред. Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной,презентация: «Колокольность» в русской музыке, шаблоны-колокола, карточки ключевых понятий для создания синквейна, словарики музыкальных терминов.
Репродукция картины: И.И.Левитан «Вечерний звон».
Музыкальный материал: фрагмент из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» «Великий колокольный звон», фрагмент заключительной части первой сюиты для двух фортепиано С.Рахманинова, русская народная песня «Вечерний звон», колокольные звоны: набат, благовест, перезвон, трезвон.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Самоопределение к деятельности. Музыкальное приветствие.
Звоню в колокольчик.
Учитель (У): Прозвенел для нас звонок-
Начинаем наш урок.
Прикоснитесь друг к другу ладошками и тем самым подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, опустите ладошки. А теперь улыбнитесь, чтобы наш сегодняшний день, наш класс наполнились светом, счастьем. В таком хорошем настроении продолжим наш урок.
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Обучающиеся (О): О колоколах, колокольном звоне.
Слайд 1.Тема урока: «Колокольность» в русской музыке.
У: Молодцы. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в мир колокольных звонов. Вспомним то, что уже знаем и приумножим свои знания.
Музыка над городом плывет
Радостно, торжественно, красиво
Колокольный звон… Какая сила!
Чистый звук, что за душу берет.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
На прошлом уроке мы объединились в 4 творческие группы, каждая из которых получила задание.
Первая группа расскажет нам о появлении колоколов.
Слайд 2. Луг.
Ученик 1: По преданию, в ІV веке один монах (Павлин Милостивый) заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег отдохнуть и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. (Звучит колокольчик).
Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этих замечательных серебристых звуков болезнь куда-то уходит и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик.
Слайд 3 Колокольчик.
Ученик 1: И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Вернувшись в монастырь, святой Павлин приказал отлить большую копию полевого цветка. И верно, форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи.
Слайд 4. Рядом с колокольчиком появляется колокол.
У: Предлагаю посмотреть видеоролик о появлении колоколов на Руси.
Ученик 2: С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем слух какой-нибудь нелепый распускать, чтоб люди в него поверили. Тогда колокол получался на славу!
Ученик 3: Была даже поговорка такая — «колокола льют», что означало — привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «заливаешь»! — мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов…
Ученик 4: Колокол произошел от русского слова «коло», т.е. круг, а другие исследователи думают, что он произошел от выражения «кол о кол», т.е. от удара одного кола о другой.
У: вторая группа расскажет: где и когда в жизни можно услышать звучание колоколов?
Ученик 5: На Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы.
Ученик 6: Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой. В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни.
Ученик 7: Колокола устанавливали на верхнем ярусе церквей в специальной открытой нише, которую называли колокольня или звонница. Они находились обязательно выше остальных домов,чтобы звон разносился далеко по округе.
Ученик 8: Существует множестволегенд, связанных с колоколами и колокольным звоном. Вот одна из них. Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого.
Слайд 5. Колокольня Ивана Великого.
По его приказу под нее положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела, а затем… опустилась на прежнее место, целая и невредимая.
У: В колокольном звоне на Руси словно отразилась русская душа, русская жизнь.
Представить колокольные звоны без России невозможно. О ее красоте слагают стихи, сочиняют песни. Давайте исполним одну из таких замечательных песен – «Родную песенку». Как вы думаете, почему песня называется «родная»?
О: Потому что все здесь родное с детства: и ласточки, и тополиный пух, и грибные дождики.
Упражнения на дыхание.
У: перед исполнением песни проведем небольшую дыхательную гимнастику.
Упражнение «Одуванчик»:
Упражнение «Гармонь».
Руки согнуты перед грудью в локтях. Глубокий вдох через нос – руки медленно растягивают меха. Выдох через рот со звуком а-а-а, руки возвращаются в исходное положение.
Упражнение «Кошка».
Пошипим, как разъярённая кошка. Глубокий вдох через нос. Выдох на звук ш-ш-ш с показом «когтей»).
Упражнение «Мотор».
Покажите, как работает мотор у большой грузовой машины. Глубокий вдох через нос. Выдох — вибрация губ и низкий звук. А как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком).
Исполнение «Родной песенки». (Обратить внимание учащихся на особенности исполнения: четкую дикцию, одновременное вступление, точный ритм).
У: Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.
Третья и четвертая творческая группа расскажут нам о видах колокольного звона.
Ученик 9: Набат – сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги.
У: Послушайте набат. Обратите внимание на темп, ритм, характер звучания.
(звучит набат).
О: Громко, торопливо, сбивчиво, как будто кричит о помощи.
Ученик 10: Благовест – особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол. Название этого звона происходит от двух слов «Благая весть» (добрая, радостная новость).
(звучит благовест)
У: Как прозвучал благовест?
О: Медленно, четко, неторопливо, торжественно.
Ученик 11: Перезвон – удары в разные колокола поочередно от самого большого до самого малого.
Ученик 12: Трезвон – один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами.
(звучит трезвон).
У: Как вы можете охарактеризовать трезвон?
О: Очень громкая, праздничная музыка, создается ощущение праздника.
У: А можем ли мы назвать колокольный звон музыкой? Какие средства музыкальной выразительности мы в нем слышим?
О: Интонации. Набат – тревожные, благовест – радостные, трезвон – праздничные. Темп – быстрый, медленный, средний. Тембр – высокий, средний, низкий. Лад – набат – минор, трезвон – мажор. Ритм – это основа колокольного звона. Трезвон завораживает выразительной мелодией.
О: Да, так как в колокольном звоне мы можем услышать мелодию, в нем есть такие средства выразительности как лад, ритм, темп, тембр.
У: Все верно.
Учитель:
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно,
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о вечном.
ІІІ. Работа над новой темой, открытие нового знания.
Учитель: Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Многие русские композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. Назовите уже известные вам произведения.
О: М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские». С.В.Рахманинов «Второй концерт для фортепиано с оркестром».
Слайд 6. Эскиз декорации к опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Художник Александр Головин (1908 г.)
У: А сейчас я предлагаю вам послушать колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Какие музыкальные инструменты изображают колокольный звон? Каков характер этого звона?
(звучит фрагмент из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Великий колокольный звон.)
О: Звучит симфонический оркестр и колокола.
Слайд 7. Симфонический колокол.
У: Инструменты симфонического оркестра подражают колокольному звону. На иллюстрации изображен колокол, который заменяет в оркестре звучание настоящих православных колоколов. Оркестровый колокол состоит из набора стальных труб, подвешенных к раме. Каждая из труб настроена на определенный тон; бьют по ним металлическим молоточком. Какие интонации вы услышали в музыке? Пользуйтесь «словариком терминов», который лежит у вас на столе.
О: Величественные, сильные, но тревожные, угрожающие.
У: Что придает музыке колокольный звон?
О: Могущество, монументальность, величественность.
У: Молодцы. А как вы думаете, о чем может сообщить звон такого характера?
О: Предупреждает об опасности, о чем-то плохом… Это набат.
У: Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.
У: Звучание каких по размеру колоколов воссоздала музыка?
О: Низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола.
У: Но бывают такие ситуации, когда композитор очень хочет передать звучание колокольного звона своей музыкой так, как он это чувствует и умеет.
Слайд 8. Портрет С. В.Рахманинова.
У: Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству великого русского композитора, пианиста, дирижера С.В.Рахманинова, так как колокол как символ России пронизывает все его творчество, являясь отзвуком ярких воспоминаний детства. Перед тем, как перейти к слушанию музыки, давайте затронем тему русских православных традиций. Какой великий праздник будут отмечать все православные христиане после Великого поста?
Слайд 9. Колокольня.
О: Пасху. Первая неделя после Пасхи называется Светлой. Все семь дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в колокола. В эти дни не только в церквах звучат особые песнопения. В концертных залах можно услышать произведения, сочиненные композиторами специально для этого торжественного праздника.
У: Сейчас мы услышим фрагмент финала «Светлый праздник» С.Рахманинова, посвященного «празднику праздников», «торжеству из торжеств» — светлой Пасхе. Вслушайтесь в это произведение. Я думаю, что вы сможете легко определить и инструменты, которые звучат, и настроение этой музыки.
И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал,
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества…
(звучит фрагмент заключительной части первой сюиты для двух фортепиано С.Рахманинова)
У: Какие звучали инструменты?
О: Два фортепиано.
У: Что они изображали?
О: Колокольный звон.
У: Действительно, звучание регистров, которые использует композитор, подражают колокольному звону.
У: Сколько колоколов вы услышали?
О: Два.
У: Какой у них был тембр голоса?
О: Один высокий, один низкий.
У: Как эти голоса звучали по характеру, настроению?
О: Один голос звучал легко, быстро, звонко и весело; другой – медленно, тяжело, торжественно.
У: Они как бы разговаривали друг с другом.
У: Совершенно верно.
Попробуем и мы на металлофонах, которые находятся у вас на столах изобразить колокольный звон.
1 группа — большой металлофон — ровные удары в один большой колокол (бом-бом-бом).
2 группа – средний металлофон – удары в два раза короче (бим-бом).
3 и 4 группы – маленькие металлофоны – три коротких удара (ти-ли-бом).
У: Ребята, колокольный звон пытались изображать не только инструментами, но и голосами. Русские люди очень талантливые, и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола.
Я надеюсь, что вы тоже сможете нам подсказать, как это сделать.
О: Бим-бом, бом-бом.
У: Есть одна очень известная русская народная песня «Вечерний звон», в которой хор без единого инструмента смог показать звучание колоколов.
Но прежде чем мы послушаем хор, я хочу обратить ваше внимание на картину известного русского художника Исаака Ильича Левитана. Что на ней изображено?
Слайд 10.(репродукция И.И.Левитана «Вечерний звон»).
У: Картина зрительно разделена на две части – безмятежные розовые облака неба (обители Бога) и краски земли грешной, находящейся в вечерних сумерках. Ничто не нарушает хрупкой тишины, разлитой вокруг. И только приглушенные расстоянием звуки монастырского колокола нежно и печально оглашают окрестности, навевая состояние светлой грусти.
У: Художник красками, а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление, каждый своими средствами. Давайте послушаем эту песню и окунемся в ее прекрасную атмосферу.
У: Обратите внимание на состав исполнителей, какие голоса исполняют эту песню?
(звучит русская народная песня «Вечерний звон»).
О: Мужской хор и солист-баритон.
У: как называется пение без музыкального сопровождения?
О: а капелла.
У: Молодцы. А теперь давайте у нас в классе устроим звонницу!
Вокально-ритмическая игра «Дружные колокола».
1 группа: большие колокола поют: бом-бом-бом.
2 группа: средние колокола поют: бим-бом,
3 и 4 группа: маленькие – «зазвонные» — колокола поют: тили-бом, тили-бом, тили-бом.
По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т. д.
У: Ну вот мы и распелись. А сейчас исполним песню, которая продолжает тему нашего урока – «Колокол дремавший». Ее еще называют «Пасхальный благовест».
(исполнение песни «Колокол дремавший» в сопровождении музыкальных треугольников).
ІV. Первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму.
Синквейн.
У: Каждой группе предстоит выбрать понятия (тема синквейна, 2 прилагательных, 3 глагола, ключевую фразу, вывод), имеющие отношение к теме группы и наклеить их на бланк-колокол.
Тема 1 группы: Виды колокольного звона.
Тема 2 группы: С.В.Рахманинов Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
Тема 3 группы: М.П.Мусоргский Опера «Борис Годунов».
Тема 4 группы: русская народная песня «Вечерний звон».
Творческие группы выполняют задания.
Приложение.
1 группа: Колокольный звон; великий, разный; звенит, оповещает, радует; Колокольный звон – голос Родины; благоговение.
2 группа: Сюита «Светлый праздник»; праздничная, звонкая; разговаривают, радуют, восхищают; «Праздник праздников», «Торжество из торжеств»; трезвон.
3 группа: Опера «Борис Годунов»; величественная, тревожная; устрашает, нагнетает, волнует; Великое историческое событие; набат.
4 группы: «Вечерний звон»; народная, хоровая; петь, удивлять, успокаивать; Приглушенные звуки монастырского колокола; благовест.
V. Рефлексия. Итог урока.
У: Ребята, а с каким звоном вы сталкиваетесь каждый день?
О: Школьным звонком.
У: Верно. Он говорит нам о том, что пришла пора сказать друг другу огромное спасибо за урок и пожелать всем интересных, познавательных встреч с миром искусства, культуры, с миром, частичкой которого мы с вами являемся. Закончим урок светлой улыбкой и звоном в маленькие колокольчики.
Пусть в вашей душе всегда звучит самый светлый колокольчик и дарит вам добро, свет, радость, надежду и любовь.
Выход из класса.
Традиция подниматься в Светлую седмицу на колокольню сложилась еще в XVIII веке, когда в пасхальные дни звонари во многих храмах стали просто устраивать себе «каникулы»: они открывали колокольни и уходили отдыхать. В это время любой желающий мог подняться на звонницу, посмотреть, как она устроена, и даже позвонить в колокола.
До сих пор на «звонильной неделе» на колокольню пускают мирян почти в любом православном храме. Это единственное время в году, когда звон можно услышать в неурочное, не богослужебное время: согласно церковному уставу, на Пасху и во все дни Светлой седмицы дозволяется (не обязателен, а именно дозволяется) «звон целодневный».
Источник: Мурманск. Народная группа
Целительная сила колокольного звона Во время звучания колокола излучается очень сильная энергия. Слышимый звук по фазе вибрации совпадает с вибрациями материи тонкого мира, хорошо воспринимается человеком и оказывает целительное действие. Колокольный звон создает радостное и светлое настроение. Он способен изменить душу человека в лучшую сторону, заставляя задуматься над смыслом жизни. Согласно исследованиям, звуковая волна колокольного звона распространяется в виде креста. Колокола представляют собой генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, его используют для стерилизации пространства. Колокольный звон способен лечить душу и тело, восстанавливает энергетику, укрепляет физическое здоровье и гармонизирует психику. При звучании колокольного звона пространство насыщается позитивной энергией, наполняя воздух энергией любви и добра. Известно, что звонари простудными заболеваниями не болеют.
Храмы Мурманска:
Церковь Благовещения города Колы: г.Кола Мурманской обл. пр. Защитников Заполярья, 22.
Подворье Трифонов Печенгского мужского монастыря: Храм Святого Преподобного Феодорита Кольского, Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Церковь Преподобного Сергия Радонежского. ежедневно с 7.00 до 20.00. Мурманск, ул. Кооперативная, дом 17
25-44-04.