Коль славен

Первым из российских императоров под звуки
нового гимна был коронован Александр II.
Обложка книжного издания молитвы
«Боже, царя храни!». СПб., 1858

«Боже, храни нашего величественного короля// Да здравствует наш благородный король// Боже, храни короля// Дай ему ратных побед// Счастья и славы// И долгого царствования над нами// Боже, храни короля!» Строки и мелодия этой одной из старинных патриотических песней Европы – британского God Save the King – с середины XVIII века хорошо известны во всем мире. Сегодня это государственный гимн не только Великобритании, но и Канады, Австралии, Новой Зеландии, а также некоторых иных стран Британского Содружества. Это еще и государственный гимн Лихтенштейна, королевской семьи Норвегии, а до 1918 года – гимн Германской империи. Английская мелодия с 1816 по 1833 год служила и национальным символом Российской империи. Лишь 18 декабря 1833 года впервые прозвучал новый российский гимн – «Боже, царя храни» на музыку Львова.

О том, что России необходимо собственное уникальное музыкальное произведение, отражающее мощь и силу государства, наверное, впервые задумались в 1790 году, когда в ходе Русско-турецкой войны русскими войсками под командованием Александра Суворова была взята слывшая ранее неприступной османская крепость Измаил. До этого на торжествах исполнялись или церковные песнопения, или (со времен Петра I) военные марши. В 1791 году поэт Гавриил Державин написал торжественную оду «Гром победы, раздавайся!». Спустя три года появилась еще одна церемониальная песнь – «Коль славен наш Господь в Сионе», написанная композитором Дмитрием Бортнянским на стихи Михаила Хераскова. Однако ни первая, ни вторая композиции так и не стали государственными символами.

После победы в войне с Наполеоном страну охватил новый патриотический порыв, и в 1815 году знаменитый поэт и государственный деятель, а также наставник цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, Василий Жуковский написал «Молитву русского народа». Его первые строки были такими: «Боже, царя храни!// Славному долги дни// Дай на земли!// Гордых смирителю// Слабых хранителю/ /Всех утешителю// Всё ниспошли!..» В 1816 году, на пятилетний юбилей Царскосельского лицея, его воспитанник Александр Пушкин к первоначальным строфам Жуковского добавил два собственных куплета и положил на мелодию британского национального гимна поэта и композитора Генри Кэри «Боже, храни короля!». Присутствующему на торжествах в Царском Селе Александру I произведение понравилось, и он утвердил его в качестве официального гимна Российской империи, сохранив за ним оригинальное название – «Молитва русского народа». В последующие 17 лет английской мелодией встречали российских монархов.

Однако в 1833 году, совершая долгое турне по Европе, император Николай I решил привнести в «Молитву» национальный колорит. Он поручил талантливому композитору и скрипачу-виртуозу Алексею Львову, успешно совмещавшему занятия музыкой с государственной службой, написать для русского гимна новую мелодию. Львов с рвением принялся за работу и спустя несколько дней представил на суд императору новый проект торжественного песнопения, в котором помимо музыкального сопровождения был значительно изменен и текст. Этим, впрочем, занимался Жуковский. Свою «Молитву» он тщательно переработал, оставив в ней всего шесть строк, рассчитанных на 16 тактов мелодии. Нетронутыми остались только название и первая строка: «Боже, царя храни!// Сильный, державный// Царствуй на славу, на славу нам!// Царствуй на страх врагам// Царь православный!// Боже, царя храни!» При этом «сильный, державный!» – как раз парафраз пушкинских строк. Правда, в пушкинском варианте они звучали «Там – громкой славою// Сильной державою// Мир он покрыл».

Текст нового гимна, который впервые был публично исполнен в здании Придворной певческой капеллы в присутствии императора и императрицы, очень удачно сочетался с монархической доктриной «Православие, самодержавие, народность». Она была разработана в том же 1833 году тогдашним министром просвещения графом Сергеем Уваровым. 31 декабря указом императора произведение было утверждено как официальный гимн Российской империи под новым названием «Боже, царя храни!». В таком виде он просуществовал до Февральской революции 1917 года. А первым императором, который был коронован под звуки этого гимна, стал в 1856 году Александр II.

Любопытно, что за семь лет до революции российские протестанты, уважая государственную власть, на открытии Всероссийского съезда Союза русских баптистов все же несколько изменили отдельные строки гимна. Так, вместо слов «царствуй на страх врагам» они исполнили «царствуй на страх грехам», а вместо «царь православный» – «царь ты наш славный».

Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик он в небесах на троне,
В былинах на земле велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен.

Тебя Твой агнец златорунный
В себе изображает нам;
Псалтырью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.
Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.
О Боже, во твоё селенье

Да внидут наши голоса,
И взыдет наше умиленье,
К тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебе, Господь, поём и славим!
Долгое время гимн «Коль славен» служил гимном Российской империи, вплоть до замены его на «Боже, царя храни». С августа 1918 г. эти мелодии были заменены международным пролетарским гимном — «Интернационалом» и траурной песнью «Вы жертвою пали».
«Коль славен…» своей душевностью и хрустальной чистотой создавал возвышенное настроение. Предполагают, что мелодия была создана между 1790 и 1801 гг. «Коль славен…» входил в ритуал производства юнкеров в офицеры, звучал после артиллерийского залпа и сигнала горнистов «на молитву, шапки долой!» С 1856 г. по октябрь 1917 г. главная башня Московского Кремля — Спасская — тридцатью семью колоколами вызванивала гимн Бортнянского ежедневно в 15 и 21 час (в 12 и 18 часов оттуда разносились звуки «Преображенского марша»).
Русский духовный (нецерковный) гимн. Он был рожден талантом русского композитора Дмитрия Бортнянского (1751-1825) на основе народных и церковных напевов. Слова написаны М.М. Херасковым. На протяжении долгих лет «Коль славен» являлся неофициальным гимном российского масонства и исполнялся братьями на каждом собрании во время застольной ложи хором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *