Колокольня богоявленского собора Казань

Богоявленский собор Казани (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Богоявленский собор Казани

Богоявленский собор — одна из важнейших достопримечательностей Казани. Это прекрасная историческая постройка небесно-голубого цвета в стиле русского барокко с аккуратными золочёными куполами-луковками, небольшая, но очаровательная. Однако наибольшей популярностью пользуется не сам храм, а его отдельно стоящая колокольня. Долгое время остававшаяся самой высокой постройкой в Казани, эта неоштукатуренная, но обильно декорированная башня выглядит совершенно иначе — стройной, монументальной и величественной. И колокольня, и собор по отдельности внесены в список предметов культурного наследия РФ.

Колокольня изумительно богато украшена геометрическими орнаментами и старинными русскими мотивами, выложенными в «голой» краснокирпичной кладке.

Первый Богоявленский храм появился в Казани ещё в 17 в. В 18 в. он был перестроен в камне и постепенно «оброс» другими церковными постройками, включая шатровую колокольню. А в конце 19 в. по завещанию купца Кривоносова церкви отошла немалая сумма с условием потратить её на строительство новой колокольни. Для этого был объявлен специальный конкурс, но до сих пор нет абсолютной уверенности в том, кто был автором победившего проекта.

Близ собора можно увидеть памятник Ф. Шаляпину, установленный в 1998 г. Будущий великий исполнитель, крещённый в Богоявленской церкви, в юности пел в её хоре.

Колокольня строилась с 1893 по 1897 гг. Её высота высчитывалась по-разному; максимальное из «озвученных» значений — 74 м. Башня изумительно богато украшена геометрическими орнаментами и старинными русскими мотивами, выложенными в «голой» краснокирпичной кладке. Любуясь колокольней, можно разглядеть пояски и замысловатые карнизы, гранёные башенки, шестиконечные звёзды и кокошники над вытянутыми окнами.

В 1960 г. колокольня была причислена к архитектурным памятникам и в 1973 г. пережила капитальный ремонт. И до сих пор колокольня отдельно от храма находится в ведении не РПЦ, а Министерства культуры. В ней помещена древнерусская экспозиция Республиканского художественного музея. А в 2001 г. в ней же был открыт небольшой концертный зал им. Шаляпина.

На втором ярусе колокольни в память о Кривоносове был открыт отдельный храм.

В советские времена Богоявленский собор был превращён в спортзал, и его здание было существенно видоизменено. Храм лишился всей внешней отделки, росписей и глав. Последние сегодня восстановлены и увенчаны куполами, но до полного завершения реставрационных работ в соборе ещё далеко. Весь интерьер церкви — полностью современный.

Практическая информация

Адрес: ул. Баумана, 78.

Казанский Богоявленский собор, 8 августа 2011 г. Фото А.В. Анастасина, с сайта Соборы.ру

Собор в честь Богоявления Господня в городе Казани Казанской епархии

В середине XVI века за улицей, начинавшейся у подножия Казанского кремля, закрепилось название Проломной. Именно здесь в результате подкопа и взрыва был сделан пролом в посадской стене, через который в октябре 1552 года воины Ивана Грозного ворвались в город.

Первый деревянный храм во имя Богоявления Господня был построен на месте прежних Проломных ворот посада уже в XVII веке. По нему застраиваемая по Проломной улице Новая слобода стала именоваться Богоявленской слободой. В 1694 году строения слободы дотла уничтожил пожар. В 1741 году началось строительство каменной Богоявленской церкви. Закончено оно было в 1756 году. Средства на постройку выделили известный казанский фабрикант И.А. Михляев и купец С.А. Чернов.

В XVIII веке сложился своеобразный архитектурный комплекс, включавший, кроме главного храма, зимний храм во имя Андрея Первозванного построенный в 1701 году, находившуюся с северной стороны от храма невысокую двухъярусную колокольню с шатровым завершением (разобрана в 1909 году), дом притча, построенный в конце XVIII века, расположенный с западной стороны, и еще один дом, принадлежавший церкви, фасадом на улицу Проломную (Баумана) (стоял на месте нынешнего памятника Федору Шаляпину).

В дореволюционный период приход храма был одним из самых больших в Казани. Прихожанами были как аристократы и крупные предприниматели, так и простые горожане. 2 февраля 1873 года здесь крестили Федора Ивановича Шаляпина.

Казань, вид на колокольню Богоявленской церкви. Фотография Рустема Адагамова

В 1895 — 1897 годах к юго-востоку от храма на средства, завещанные купцом 2-й гильдии, потомственным почетным гражданином Иваном Семеновичем Кривоносовым, была построена огромная колокольня. Первоначальный проект, отклоненный губернской строительной комиссией, выполнил архитектор Г.Б. Руш (это обстоятельство и обусловило то, что авторство в исторической литературе ошибочно приписывалось ему). Осуществлен же был проект архитектора М.Д. Михайлова, который руководил и строительными работами. На возведение колокольни высотой 74 м и двенадцатью колоколами ушло 50 тысяч рублей и около 2 млн. кирпичей. В 1904 году на втором ярусе был освящен храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи. Башнеобразная колокольня, смело выставленная на красную линию главной улицы города, представляет собой акцентированную многоярусную вертикаль, являющуюся высотной доминантой окружающей застройки. Нижний мощный двухэтажный четверик получил развитие вдоль улицы на север и на юг в виде прямоугольных, также двухэтажных объемов-крыльев, завершаемых сквозными гранеными башенками над шатровыми покрытиями и с лепестковыми главками. Над восточным и западным ризалитами четверика возвышались башенки с пятью крестами (частично утрачены). Оригинальное объемно-пространственное решение предполагало сквозной арочный проход с улицы к Богоявленской церкви через первый ярус, над которым размещался храмовый объем, куда вела широкая парадная лестница в северном крыле. Над четвериком вознесен восьмигранный богато пластически обработанный столб колокольни с двумя ярусами звонов, прорезанных крупными арочными проемами. Завершение выполнено в виде главки из луженой стали на граненом барабане. Пышные детали, украшающие сооружение, изготовлены из лекального кирпича и белого камня. Стилистика декора строится на изобразительном сочетании модернизированных древнерусских мотивов с геометрическими формами рубежа XIX-XX веков.

К 1917 году храмовой комплекс включал: холодный Богоявленский храм с приделом святого первомученика и архидиакона Стефана; теплый храм во имя святого апостола Андрея Первозванного с приделом святых мчч. благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора; Иоанно-Предтеченский храм на втором ярусе новой колокольни. На первом этаже колокольни находилось небольшое помещение, где проводились собеседования со старообрядцами, а также церковная лавка.

В советское время, вплоть до закрытия в 1939 году, церковь являлась кафедральным собором. В 1950-х годах храм Андрея Первозванного был снесен, а Богоявленская церковь, в которой находился спортивный зал Казанского университета, сильно обезображена: снесены главы и заштукатурен декор. В 1974 году здание колокольни реставрировалось с восстановлением утраченной малой главки.

Собор возвращен православной общине в 1997 году. Восстановлен и в январе 2014 года вновь освящен храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи на втором этаже колокольни.

Настоятели

  • Василий Кошурников (1903 — ?)
  • Дмитрий Фомин (упом. 2015)

Использованные материалы

  • Страница собора на официальном сайте Татарстанской митрополии:
  • «Богоявленский собор», страница на сайте ФотоКазань. Гид по Казани:
  • «Казань. Церковь Обретения главы Иоанна Предтечи в колокольне Богоявленского собора», страница сайта Соборы.ру:

По другим данным, в 1902 году.

Справочная книга Казанской епархии. — Казань, 1904, с.33.

Богоявленская колокольня — самая высокая колокольня Казани. Её высота — 74 метра. Долгое время она была самым высоким сооружением города. Сегодня колокольня стала своеобразным маяком для заблудившихся туристов: где красная башня, значит там центр Казани, пешеходная Баумана. Богоявленскую колокольню видно практически с любой точки центральной части города. Видно ее и с Булака, и с университетского холма, и с улицы Петербургской.

Интересные экскурсии для вас:

Казань. Приглашаю Вас познакомиться с древним и удивительным городом, где Восток встречается с… 2 4 по договорённостиВсего за 3 часа вы сможете узнать тайну возникновения древней Казанской крепости, разгадать секрет… 0 3 по договорённостиКогда уходит суета дня, а на красавицу Казань спускаются сумерки, город становится особенно красив… 2 8 по договорённости

Посмотреть на исторический памятник, путешествуя по Казани — обязательно, так как мимо пешеходной улицы Баумана, ведущей напрямую к площади тысячелетия и Кремлю, пройти никак нельзя.

История купца Ивана Кривоносова

Богоявленскую колокольню построили в 1897 году.

Деньги на строительство колокольни завещал казанский купец Иван Семенович Кривоносов, жизнь которого была связана с примыкающим собором: здесь он венчался, здесь крестили его сына, тут же прихожане Богоявленского собора единогласно избрали Кривоносова старостой православной общины.

Много лет купец был церковным старостой и привык заботиться об общине — Иван Кривоносов жертвовал на благотворительность, помогал детским приютам, несколько раз вызывался быть попечителем Александровской больницы (ныне клиника Вишневского), содержал на свои средства богадельню на 20 человек для одиноких бедных стариков.

В завещании он позаботился обо всех своих подопечных: учредил стипендии для обучения бедных детей в мужской и женской гимназиях, стипендии для Александровского детского приюта. Купец оставил деньги на постройку нового приемного покоя для Александровской больницы, поэтому стало возможным постоянное содержание одной койки для стариков из Кривоносовской богадельни. А своей церковной общине он завещал 35 тысяч рублей, из них 25 тысяч — на строительство новой колокольни.


Строительство колокольни

В знак уважения своего богобоязненного старосты приходской священник подошел к строительству со всей серьезностью: объявили архитектурный конкурс на проект колокольни в старорусском стиле. Доподлинно неизвестно, кому принадлежит победивший проект, однако большинство специалистов склоняются к тому, что победителем стал архитектор Михаил Михайлов, хотя некоторые называют имя Генриха Руша. Казанские газеты от 12 мая 1895 года сообщали: «…третьего дня началось строительство колокольни под личным управлением архитектора Михайлова».

17 августа 1897 года строительство завершили. В этот же день подняли позолоченный крест весом 17 пудов. На звонницу сначала повесили старые колокола, позднее их заменили на новые, более тяжелые.

Архитектурный ансамбль

На строительство колокольни ушло 2 миллиона кирпича.

Колокольня имеет большой вес – более 12 тысяч тонн, поэтому у нее мощные, глубокие фундаменты. В нижнем ярусе Богоявленской колокольни – сквозной проход, ведущий к Богоявленскому собору.

По бокам от прохода располагались церковная лавка, помещение для собеседования со старообрядцами и парадная лестница, ведущая на следующий ярус, где располагался маленький храм Иоанна Предтечи. На колокольне было 2 яруса звонов.

Завершается колокольня главкой из луженой стали, на граненом барабане, с позолоченным крестом. Кирпичная кладка богато декорирована, в ней сочетаются и обычный и лекальный кирпич, много арочных проемов, кокошников, сандриков, полуколонок и аркатурных поясов.

Колокольню делят между государственными и религиозными нуждами — это и музей, и место для культов одновременно. В религиозные праздники её звонарь играет на колоколах, делясь с благодатью с верующими казанцами и гостями города. В обычные дни любой желающий может поднять на Башню.

Стоимость билета — 50 рублей.

Колокольней Богоявленской церкви, или просто «башней Богоявления», любуется вся Казань: верующие и неверующие, православные и мусульмане. Именно ее едва ли не в первую очередь – наравне с башней Сююмбеки, — запоминают все приезжающие в наш город гости. Она стала одним из символов Казани и самым главным украшением улицы Баумана (бывшей Большой Проломной). Она – высочайшая из всех старинных построек города: 63 м. Для сравнения: башня Сююмбеки – 59, Петропавловский собор – 52, а Спасская башня – 47 м. В городе и на Волге нет больше ни одной колокольни такой высоты. И уж тем более, нет равных ей по богатству кирпичного «узорочья». Это тот редкий случай, когда колокольня стала гораздо более знаменитой, чем сама церковь. Так же, например, Пизанскую башню знают на Земле все, а собор, при котором ее построили, — лишь специалисты по итальянской архитектуре. Бывают такие курьезы…

Богоявленский собор Казани, который почти втрое старше, чем знаменитая колокольня при нем, в советское время – без куполов, — был вообще малозаметен. Он спрятался во дворе, приземистый, с заплесневелыми и даже обомшелыми белокаменными стенами. Все последние годы перед возрождением на нем красовалась чья-то самодельная надпись: «Верните храм верующим!!!» – но даже и на это мало кто обращал внимания. Люди просто проходили мимо, скользнув лишь мимолетным взглядом. Собственно, смотреть-то было и не на что: одна глухая стена, полукруглые выступы на которой еще отмечали место бывшего алтаря – Святая Святых… Между тем, храм этот действительно очень значим для Казани. 200 лет он числился обычном приходским храмом города и только в XX веке получил статус собора. Но по размерам он всегда был — соборного типа. Мало того, сейчас, после возрождения, он – самый большой по площади, самый вместительный храм Казани. О его размерах лучше всего свидетельствует разметка на дощатом полу, сохранившаяся с советского времени – разметка баскетбольного зала.

Замечательный памятник архитектуры – в стиле пятикупольных соборов XV – XVI веков, был возведен, однако, не в XVI веке, как запросто может показаться, а в 1741 году: на средства уже упоминавшегося купца И.А. Михляева и второго благотворителя купца С.А. Чернова. Трапезная, что увеличивала объем храма сразу вдвое, пристроена в 1756 году. Тогда же был сооружен большой теплый придел (с севера), снесенный до основания в советское время, и шатровая колокольня, снесенная в 1909 г из-за ветхости. Эта колокольня была чудом зодчества, лучшим произведением шатрового стиля в Казани. Тончайший заостренный колышек из 8 граней – с тремя ярусам окошечек на каждой из восьми плоскостей… и еще венчавший его, как искорка, крошечный купол – все это поразительно напоминает лучшую колокольню Ярославля: «Ярославскую свечу» конца XVII века. Казань, в отличие от этого города на Верхней Волге, своей «свечи» лишилась…

Также на аналогии со знаменитыми памятниками «Золотого кольца» наводит сохранившийся западный портал храма, весь изукрашенный узорами из фигурного кирпича. Из него составлены гигантские «косички» и «канаты» — арочной и треугольной формы. Вспоминаются Святые врата Горицкого монастыря Переславля-Залесского (его еще иногда называют по ошибке переславским кремлем, а его «кружевные врата» с неизменным восхищением описываются в любых путеводителях) – и некоторые другие образцы «русского узорочья».

Вообще, до революции Богоявленский храм был очень нарядным. Кирпичные аркатурные пояса охватывали все шесть барабанов, все три апсиды алтаря, тянулись на десятки метров под всей кровлей огромного здания. Часть наружных стен была расписана изображениями святых. Жарко горели золотом пять куполов на востоке и один – на западе, над трапезной. Кресты сверкали в небе украшениями из «снежинок» и «звездочек». Белокаменный храм весь утопал в зелени и был окружен массивной оградой в стиле классицизма, а у ворот ограды стояла нарядная часовенка.
Постройка к юго-востоку от храма огромной колокольни, которую мы сейчас в первую очередь видим – это одно из важнейших событий в жизни православной Казани конца XIX века. В 1895 – 1897 гг. ее всего за два года возвел архитектор Михаил Михайлов на средства купца Ивана Кривоносова, чуть-чуть не дожившего до этого (он умер в 1892 г). По богатству кирпичного декора она намного превзошла не только сам собор, но и все, что до и после возводилось в Казани. В советских путеводителях эта манера оформления называлась «псеводорусским стилем»; в настоящее время все в большем количестве искусствоведческих работ пренебрежительная приставка «псевдо-» исчезает и подобный стиль XIX — начала XX века называется уже просто «русским». В нашей епархии в этот период особо отличились зодчие Ф. Малиновский и М. Михайлов, но если у Малиновского кирпичный декор его сооружений, действительно, несколько упрощен и бедноват, то Михайлов сотворил настоящую чудо-колокольню, где глаз наблюдателя способен просто заблудиться на несколько минут в чаще объемных узоров. Кажется, будто вся краснокирпичная колокольня только из них и состоит – снизу доверху! Сейчас, в искусной подсветке прожекторов, вспыхивающих, как только стемнеет, она выглядит поистине сказочно.

На первом этаже колокольни всегда располагались торговые лавки. Так часто бывало и с древнерусскими храмами и звонницами, построенными на купеческие деньги. Отсюда – огромные подклеты у многих городских церквей Москвы, Ярославля, Ростова, Костромы… Чем ближе к храму, тем вернее, что воры побоятся святотатства.

В 1901 году, во время сильнейшей грозы, в колокольню ударила молния. Вот как писали про это газеты того времени: «На мгновение колокольня озарилась массой разноцветных искр, и в тот же момент загорелся потолок в 3-м ярусе, и под большим колоколом вспыхнули балки. Молнией сделало дыру в стене внушительную – на полторы четверти в глубину и на аршин в ширину. Обломками камней и целыми кирпичами засыпало лестницы и пол 2-го яруса, изломало две колонны; обломки кирпичей были даже выброшены на улицу Проломную».
А ровно через год после этого происшествия в упомянутом втором ярусе освятили небольшую церковь во имя апостола Андрея Первозванного. Сейчас там разместили камерную хоровую капеллу им. Ф.И. Шаляпина, что власти используют в качестве одного из формальных поводов, чтобы не возвращать верующим колокольню. Сам Федор Иванович Шаляпин был крещен как раз в Богоявленском храме в 1873 году.

И еще одно знаменитое имя – правда, знаменитое уже лишь на местном уровне, — связано с этой церковью. Четверть века (1862 – 1886 гг.) протоиереем в ней был Евфимий Александрович Малов, одни из крупнейших церковных историков-краеведов…

Поистине расцвет храма, его «золотой век», пришелся на рубеж XIX – XX веков, на предреволюционные десятилетия… Грянула революция. Благовещенский собор кремля и многие приходские храмы были закрыты. Тогда почти на 20 лет (1920 – 1939 гг.) кафедральным стал Богоявленский храм. Именно с тех лет он и носит статус собора, что не забыли и при его возрождении в наши дни. Действительно, размещение в самом центре города и огромные размеры рано или поздно должны были превратить эту приходскую церковь в собор.

С 1939 года закрытый, обезглавленный и опустошенный храм использовался разными организациями то как склад, то как спортзал. Некоторое время возле него ютился в страшной тесноте казанский зоопарк – пока его не перевели из центра города на нынешнее место из-за крайней негигиеничности. Старожилы Казани еще помнят это.

Борьба за возвращение храма началась еще в позднюю перестройку и продолжалась особенно долго – всю первую половину 1990-х годов. Были крестные ходы, акции протеста, требования, надписи на стенах… Наконец, в 1996 году приняли половинчатое решение: храм был возвращен, а колокольня до сих пор – нет. Реставрация идет долго и, можно сказать, не закончена и поныне, хотя над собором уже давно сверкают восстановленные купола, а сам он выкрашен в небесно-голубой цвет. То и дело, как грозные отметины-знамения из прошлого, как тучи на этом голубом «небе», выступают пятна из отсыревших до предела, обветшалых стен. Вновь и вновь их приходится перекрашивать. В интерьере не сохранилось никаких древностей. Иконостас и все иконы – современные. Восстановление такого огромного храма требует и соответственных огромных средств – поэтому дальнейшая судьба собора во многом зависит от благо.
Раздел из книги А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *