Колокольня Тамбов

Колокольня Казанского мужского монастыря является «визитной карточкой» Тамбова. Это одна из самых высоких колоколен в России. Ее высота составляет 107 метров. К примеру, высота знаменитой колокольни Петропавловского собора в Питере — 122,5 метров.
Колокольня расположена в центре Тамбова, на улице Советской, где памятник Зое Космодемьянской. Строительство ее велось с 2009 по 2014 годы.

Каменная пятиярусная колокольня увенчана шпилем и главкой. Между четвертым и пятым ярусами разместились большие и красивые часы. Циферблаты на часах, разработанные по идее митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, разные со всех сторон: на западе — римская версия, на юге — арабская, на севере — славянская, на востоке — греческая. Фасад выполнен в легкой бирюзовой гамме с белым декором.
Что еще примечательно, так это то, что на колокольне установлен колокол весом 100 тонн, диаметром около 6 метров и высотой — около 7 метров. Этот колокол стал вторым крупнейшим действующим колоколом мира. Здесь же расположены еще 13 маленьких колоколов, звон которых раздается несколько раз в сутки. Колокола бронзовые с изображением ликов тамбовских святых — Спасителя, Матери Божией, угодников Божиих.
Ночью колокольня вся подсвечивается, что придает ей праздничный вид.

Казанский мужской монастырь г. Тамбова основан во второй половине XVII столетия. В настоящее время в комплекс зданий Казанского мужского монастыря входят: 3 храма, 2 часовни, Тамбовская духовная семинария, административное здание, хозяйственные постройки.

Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом храме богослужения совершаются в течение всего года, т. к. он отапливаемый.

Летний каменный храм, построенный в 1796 г., освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Семинарский домовый храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Освящен в 2005 году епископом Феодосием.

Одна часовня построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первый приезд на Тамбовщину в 1993 году и находится на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории.
Вторая часовня построена по благословению епископа Феодосия в 2003 году над могилой архиепископа Евгения (Ждана).

В монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучается более 150 человек.

Казанский мужской монастырь был основан на окраине Тамбова иеромонахом Иосифом. «Царю и Государю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу, бьет челом нищий твой богомолец Танбова города новой пустыни старец Иосиф» – так начиналась просительная челобитная, оставившая скудные свидетельства о начале Казанской обители. Первые упоминания о нем относятся к 1677 году. С 1758 года монастырь становится резиденцией Тамбовских епископов. Обитель неоднократно перестраивалась. Каменный однопрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построен в 1796 году епископом Феофилом (Раевым).

Закрытие монастыря произошло в октябре 1918 года. Всего к 1917 г в Казанском монастыре проживало 11 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 10 монахов и 20 послушников. Как и другие монастыри епархии официальное решение о закрытии монастыря было принято в 1918 г. в соответствии с общим декретом. В 1920 г весь монастырский комплекс был передан губЧК. Свидетельством недолгого владения монастырем ЧК стало разрушение в 1923 г. монастырского кладбища, на котором были погребены многие известные люди Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины известный врач Э. Икавитц и многие другие).

Тяжело сложилась судьба монахов Казанского монастыря тех лет. Об одном из них иеромонахе Серафиме (Гагарине) сохранились сведения в Тамбовском облархиве. До 1917 г. он нес послушание на Хуторе трех лощин. Когда в 1917 г. хутор отобрали власти, о. Серафим вернулся в монастырь. Но и здесь прожил недолго, монастырь закрыли в 1918 г. Отец Серафим стал служить в Кафедральном соборе. Покидая монастырь взял с собой самое дорогое для верующего человека: крест и Евангелие, которые принадлежали ему лично. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. иеромонах Серафим не стал отдавать крест и евангелие врагам церкви, и за это был обвинен в краже, в 1923 г. привлечен к суду. Как истинный монах он не стал оправдываться и признал возводимую на него вину.
После 1945 в них размещались часть государственного архива и учебно-производственный комбинат. В результате произошли значительные утраты росписи стен, полностью утрачен иконостас, возведено межэтажное железобетонное перекрытие, устроена бетонная лестница, отопление отсутствовало, помещения подогревались «буржуйками».

16 августа 1991 года Казанский храм был возвращен верующим, а в 2007 году храм был полностью отреставрирован.

Разработан проект реставрации Казанского храма, в соответствии с которым проводились работы по реставрации внешнего архитектурно-художественного облика и внутреннего убранства храма. Несмотря на высокую сложность и краткие сроки, совместными усилиями профессиональных реставраторов запланированные восстановительные работы были выполнены качественно и в полном объеме. Демонтировано железобетонное перекрытие с лестничными маршами, удалены перегородки, стены очищены от сажи и копоти, открыты оконные проемы. Произведены обширные реставрационные работы.

Так как церковь не отапливалась, возникла угроза утраты уникальной внутренней росписи. Подключение храма к городским тепловым сетям и выполнение работ по прокладке внешней теплотрассы к храму обеспечило соблюдение определенного температурно-влажностного режима, необходимого для сохранения росписи.Роспись Казанского храма уникальна, выполнена в технике фрески по известково-песчаной штукатурке. По своему стилю и применяемым живописным приемам она характерна для конца XVIII века. Данная монохромная техника называется «гризайль» от фр. gris – «серый». Это – живопись различными оттенками одного цвета, обычно серого ил коричневого.

При раскрытии первоначального красочного слоя росписи Казанского храма установлено, изначально фрески имели терракотово-голубой цвет. В дальнейшем фрески подверглись более позднему обновлению, изменив цвет на серо-охристый. Со временем из-за химических изменений пигмента и загрязнений живопись приобрела легкий фиолетовый отлив.

Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года при архиепископе Евгении (Ждане). В 1993 году в Казанском монастыре города Тамбова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память погибших в годы гражданской войны.

Возобновление монашеской жизни началось с 2002 года при священно-архимандрите монастыря епископе Тамбовском и Мичуринском Феодосии (Васневе). 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря. К сожалению, братия монастыря по-прежнему немногочисленна.

К 2014 году восстановлен основной архитектурный облик Казанского мужского монастыря.

30 августа 2014 года в рамках Первосвятительского визита в Тамбовскую митрополию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Его Святейшеством была освящена воссозданная колокольня Казанской обители.

Святыни: в Казанском мужском монастыре находятся ковчег с частицей мощей праведного воина Феодора Ушакова, икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского.

Расписание богослужений: богослужения в Казанском мужском монастыре проводятся ежедневно.

Начало Божественной литургии в будние дни 7:10, в воскресные и праздничные дни в 7:30.

Начало вечернего богослужения в 17:00.

Ежедневно совершается панихида по усопшим в 16:15.

Каждую среду проводятся огласительные беседы перед совершением Церковных Таинств в 17:00.

С 1795 г. епископ Феофил воздвигал среди монастыря два храма Казанский и Предтеченский и колокольню с главными вратами. Преимущественно озабочивал его храм Казанский, построенный на месте обветшалого деревянного, по любимому Феофилом образцу собора Саровского. Материалы на этот храм преосвященный приготовлял с особой заботливостью и назначил его для соборного служения в торжественные дни. За городом издавна стояла бесприходная Успенская каменная церковь. Феофил в 1791 г. испросил у святейшего Синода дозволения разобрать ее и годный материал употребить вместе с новым на постройку Казанской церкви. Старого материала было слишком мало для возведения различных каменных зданий при архиерейском доме. Феофилу нужно было собирать пожертвования, и он занимался этим делом с неутомимой ревностью, а при недостатке благотворительных пособий, отдавал иногда на постройки последние монастырские деньги.

Заботливостью епископа Ионы в начале XIX века в Казанской церкви устроена в Москве высокого достоинства серебряно-позлащенная риза на местную икону Спасителя; для Казанской колокольни вылиты были два больших колокола, один в 1000, другой в 500 пудов.

В 1847 г. попечением епископа Николая перелит главный колокол Казанской колокольни, с прибавкою нового материала. Колокол этот весом более 1000 пудов, переливка его и подъем обязаны благотворительным пожертвованиям тамбовских прихожан., на церкви Казанской позолочены главы.

В настоящее время в Казанском монастыре два храма: летний, Казанский, с приделом во имя св. Николая и Предтеченский, зимний, с отоплением, с приделом св. Тихона Задонского и при архиерейских покоях «Крестовая» церковь во имя Всех святых.

«Царю и Государю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу, бьет челом нищий твой богомолец Танбова города новой пустыни старец Иосиф» – так начиналась просительная челобитная, оставившая скудные свидетельства о начале Казанской обители. (далее из Патерика) Основанный на окраине города, в лесу, Казанский монастырь стал первой монашеской общиной в городе. Городские власти, как могли старались заботиться о благосостоянии новообразованного монастыря. В 1667 г. даны земля, покосы и выгон в Покровской слободе и в с. Татаново, в 1679 г. пожалована мельница на р. Студенец, а в 1692 г. тамбовский воевода А. А. Нестеров ниже плотины выделил усадебное место. Однако нормальная монашеская жизнь в монастыре так и не наладилась, а с закрытием епархии обитель пришла в совершенное запустение. Опасались, что даже некому будет служить в монастырских церквах, которых к 1734 г. было две и ещё 9 келий в которых жило 15 монахов. Все здания в крайне ветхом состоянии. В 1758 г. даже ограда монастыря упала во многих местах на землю.

С возрождением Тамбовской епархии в 1758 г. епископ Пахомий (Симанский) избрал Казанский монастырь местом своего пребывания. Для архиерея построили деревянные покои с двумя флигелями, здание духовной консистории, были отлиты новые колокола, на колокольне поставлены часы, церкви вновь выкрашены, посадили два фруктовых сада. С утверждением в 1764 г монастырских штатов монастырь фактически был упразднен. В документах с этого времени он стал обозначаться чаще как архиерейский дом и управлялся непосредственно епископом, хотя монашеская община по-прежнему существовала и обитель официально носила прежнее свое название. Подлинное возрождение обители произошло при епископах Феодосии (Голосницком) и Феофиле (Раеве). И в большей степени монастырь своим благоустройством обязан епископу Феофилу. При нем заново отстроен архиерейский дом с домовой церковью, корпус для келий, здание консистории, и два храма (Казанский и Предтеченский). Сам монастырь обнесен каменной стеной с 8 каменными башнями. Все постройки теперь были каменные, что придало обители совершенно иной вид, преобразив её и сделав украшением города. Последующие архиерей также весьма много сделали для внешнего устройства монастыря. При епископе Ионе был украшен живописью Предтеченский храм. Епископ Арсений в 1836 г изыскал средства для надстройки ещё на один ярус колокольни и замене часов на ней. При епископе Палладии надстроен третьим этажом архиерейский дом, а в 1876 г. Предтеченский храм также надстроен на целый этаж.

В Казанском монастыре была сосредоточено вся административная жизнь епархии. Здесь вершился духовный суд, здесь рукополагали в священный сан и отбывали наказание провинившиеся клирики. Именно здесь был рукоположен во иеродиаконы прп. Серафим Саровский. В XIX в. монастырь стал своеобразной «кузницей кадров»: отсюда в другие монастыри епархии посылались монашествующие в качестве казначеев и настоятелей. В 1875 г. при монастыре было открыто Казанское – Богородичное миссионерское братство (с 1903 г. Серафимовское). Взявшееся организовывать и координировать всю миссионерскую работу в епархии. Со временем братство очень широко развернуло свою деятельность, открыв отделения почти во всех городах епархии. Плодом этой деятельности стало явное сокращение количества сектантов и раскольников в епархии. Казанскому монастырю принадлежало две дачи или как их неофициально называли скита. Один в 2-ух верстах от Тамбова с церковью в честь Сошествия Св. Духа, другой в 25 – ти верстах с церковью во имя св вмц. Пантелеимона. Едва ли Святодуховская дача была скитом в подлинном смысле этого слова. Она скорее являлась тем для чего создавалась – загородной резиденцией правящего архиерея. А вот Пантелеимовская дача или иначе называемая «Хутором трёх лощин» с конца XIX века действительно была своеобразным скитом. Само место это пользовалось большим уважением и привлекало массу паломников. Причиной тому стала хранящаяся в скиту чудотворная икона св. вмц. Пантелеимона.

Ранее хутор принадлежал отставному майору Александру Николаевичу Колтынянскому. В 1819 г. он был разжалован «за употребление партикулярных чинов в партикулярные работы». Разжалован совершенно несправедливо и хотя правда, в конце концов, восторжествовала, и в чине Александр Николаевич был восстановлен, но он всё же в 1826 г. вышел в отставку и поселился на хуторе, где и проживал до самой своей смерти. Чувствуя особую нужду в храме, и желая чаще бывать на богослужениях Колтынянский решил на свои средства на собственном хуторе построить церковь. В 1867 г. он за разрешением на это обратился к епископу Феодосию, но тот почему-то отказал. Однако Александр Николаевич был настойчив и в следующем, 1868 г., просил снова разрешения открыть хотя бы молитвенный дом и при нем кладбище для странников. На это архиерей дал согласие. Вскоре деревянный молитвенный дом был построен, а при нем колокольня.

Примерно к этому времени относится и происшествие приведшее к появлению на хуторе иконы. С этим связано следующее чудо. Колтынянский два года страдал лихорадкой. Не видя никакой помощи от врачей, он отчаялся и впал в уныние. И вот однажды размышляя о том, как бы ему исцелиться он задремал и видит сон: как будто в выстроенном им молитвенном доме на аналое лежит икона св. Пантелеимона, и кто-то говорит: «Вот твой исцелитель». Александр Николаевич желает отслужить молебен целителю, но ту он просыпается. После этого сна он пишет письмо настоятелю Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря с просьбой прислать икону чудотворца. Просьбы его была исполнена. И вот когда он вынимал из ящика присланную ему икону произошло чудо – Александр Николаевич получил исцеление от своей болезни и больше уже лихорадка никогда не повторялась. К концу 1869 г. молитвенный дом был перестроен в храм во имя св. вмц. Пантелеимона. 27 января 1870 г. храм освящен и в него торжественно внесен чудотворный образ. Часть хутора (16 дес.), вместе с храмом Колтынянский завещал своей помощнице жительнице г. Тамбова Акилине Владимировне Чернявской. Она владела им в течении 10 лет. При Колтынянском и Чернявской богослужение в храме совершалось каждый воскресный и праздничный день. Для этого специально приглашалось духовенство. Другие 16 дес. были завещаны сыну Колтынянского, который продал его местным крестьянам и вскоре умер. В 1882 г. умерла и Чернявская (она и Колтынянский похоронены у алтаря церкви), завещав свою долю архиерейскому дому (т. е. Казанскому монастырю), а в 1885 г. и остальные 16 дес. (доля сына, проданная крестьянам) была приобретена архиереем и хутор становится собственностью церковной. В 1882 г. в скит назначен иеромонах Казанского монастыря Макарий, который и проживал здесь с двумя послушниками. Службы стали совершаться почти каждый день (кроме среды, четверга и пятницы), привлекая массу жителей из окрестных сел, которые с благоговением чтили чудотворный образ и часто брали его себе в дома, где скитским духовенством служились молебны. По молитвам к целителю происходило много исцелений больных. Иеромонах Макарий активно взялся за благоустройство скита. В 1886 г. был устроен странноприимный дом. Посетивший в 1889 г. скит священник Ф. Светозаров свидетельствовал, что в это время храм перестраивался. При хуторе существовало 4 сада и родник св. Пантелеимона. Единственное, что сохранилось от скита в наше время, вот этот родник св. мч. Пантелеимона, который чтится и сегодня.

Всего к 1917 г. в Казанском монастыре проживало 11 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 10 монахов и 20 послушников. Как и другие монастыри епархии официальное решение о закрытии монастыря было принято в 1918 г. в соответствии с общим декретом. В 1920 г весь монастырский комплекс был передан губЧК. Одна из городских легенд утверждает, что в бывшем архиерейском доме происходили допросы. Людей пытали и мучили. Пока никаких документов подтверждающих или опровергающих эту информацию найти не удалось, но свидетельством недолгого владения монастырем ЧК стало разрушение в 1923 г. монастырского кладбища, на котором были погребены многие известные люди Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины известный врач Э. Икавитц и многие другие). Судьба монахов Казанского монастыря была незавидна. Об одном из них иеромонахе Серафиме (Гагарине) сохранились сведения в Тамбовском облархиве. До 1917 г. он нес послушание на Хуторе трех лощин. Когда в 1917 г. хутор отобрали власти, о. Серафим вернулся в монастырь. Но и здесь прожил недолго, монастырь закрыли в 1918 г. Отец Серафим стал служить в Кафедральном соборе. Покидая монастырь, взял с собой самое дорогое для верующего человека: крест и Евангелие, которые принадлежали ему лично. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. иеромонах Серафим не стал отдавать крест и евангелие врагам церкви, и за это был обвинен в краже, в 1923 г. привлечен к суду. Как истинный монах, он не стал оправдываться и признал возводимую на него вину.

В годы господства советской власти Казанский монастырь претерпел значительные внешние изменения. Исчезла каменная ограда, угловые башни. В 1927 г. президиум Тамбовского горисполкома на заседании 28 июня принял решение «изъять колокола из бывшего Казанского монастыря»ю. А вскоре была разрушена и сама колокольня, на протяжении двух веков являвшаяся украшением города. В 30-х годах на ее месте была построена железнодорожная школа (теперь №32). После войны 1941-45 гг. в Казанском храме было размещено одно из подразделений облархива. Внутренний интерьер храма был сильно испорчен бетонным потолком и двумя вертикальными кирпичными стенами. В бывшем архиерейском доме, вплоть до его передачи Православной Церкви, размещалось УПК, здание духовной консистории и келейный корпус были переданы под квартиры. Предтеченский храм, лишенный кровли постепенно разрушался. Сама территория монастыря, через которые были проложены бетонные дорожки, стало одним из мест отдыха. Горожане отдыхали на костях своих предков. В 1990 г. Тамбовской епархии был возращен Предтеченский храм. Достаточно быстро были проведены ремонтные работы, хотя их объем был велик (от храма фактически остались одни стены). В архиерейском доме были размещены духовно-пастырские курсы (в 1999 г. преобразованные в духовное училище, с 2005 г. семинария). Здесь же с 1994 по 1997 гг. размещался Центр Православной культуры г. Тамбова, а до 2001 г. отдел катехизации и образования. Реставрация Казанского храма затянулась. В 1998-99 гг. были разобраны вертикальные стены внутри церкви, началось возобновление уникальных фресок, однако и по сей день храм не приобрел своего прежнего великолепия. В 1993 г в центре монастыря был поставлен крест и камень в память новомучеников. В 1998 г. на этом месте построили часовню. В этом же году за Предтеченской церковью началось строительство двухэтажного административного корпуса с колокольней. Строительство завершилось к 2001 г.

Ныне в монастыре постоянно действует Предтеченский храм, здесь ежедневно совершаются Богослужения. В Казанской церкви служат только в теплое время года.

Информация с сайта Тамбовской епархии: http://www.eparhia-tmb.ru/monastery/history_kazanskij.php

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *