Колокольный звон

Православный колокольный звон

Колокольный звон — это голос церкви и хвала Господу Богу. Кстати, в советское время, первым делом у храма взрывали или разбирали колокольню, прежде сняв колокола. Считается, что православный колокольный звон отгоняет бесов, придает человеку моральные и физические силы, то есть дает человеку Благодать.
Величественный звон колоколов, который невозможно не услышать, побуждал человека вырваться из круговерти земных забот, чтобы обратиться к вечному, к Небу.

Как ни крути, колокольный звон это напоминание погрязшим в суете людям о Боге.

Ясновидящие (прости Господи) утверждают, что, когда колокол звонит, происходит излучение очень сильной энергии.
Некоторые ученые уверены, что в результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. По своей направленности они создают объемный КРЕСТ. Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы. Получается, что звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.
В колокольном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца (для каждого это проявляется по своему). Существует поверье, что колокольный звон является символом очищения, источником некой чистой энергии.

Когда звенят в церкви в колокола?

В древнее время у людей не было часов. Колокольный звон как раз и оповещал людей о начале службы или о каком-либо другом событии.
В настоящее время колокольный звон в церкви обычно употребляется для:
1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники — помимо богослужения.
Стоит сказать, что звон колокола сопровождает всю жизнь православного человека — с колокольным звоном совершается таинство крещения, венчание, отпевание. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей.

Какой бывает колокольный звон?

Благовест — это когда сначала производится три редких, медленных протяжных удара по одному колоколу, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь,
делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные
дни Великого Поста. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и часам перед литургией (перед ранней литургией).

Двузнон это звон во все колокола дважды (в два приема).

Трезвон это звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва. Трезнон обычно «зовёт» к Литургии и на всенощное бдение.

Перезвон это — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз.
Совершается на литургии и в особых торжественных случаях.

Перебор это медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют
много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как
символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Набат это очень частый, который бывает во время тревоги.

Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. После окончания праздничной и воскресной литургии положен трезвон.

Кстати, по традиции, на Пасху и на светлой седмице, (неделе после Пасхи), любой православный христианин может подняться на колокольню и прославить воскресшего Спасителя звоном в колокола. В народе это время называют звонильной неделей или временем рождения звонарей.

Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане созываются на службу) и собственно звон.

Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого Поста.

Собственно звоном называется такой звон, когда звонят сразу во все колокола. Он разделяется на следующие виды:

Трезвон – звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приема). Он звучит на всенощном бдении, литургии;

Двузвон – звон во все колокола дважды (в два приема). Совершается на всенощном бдении;

Перезвон – звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на литургии и в особых случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великий Субботы и в день Воздвижения Креста. Перезвон бывает и во время таинства Рукоположения;

Перебор – медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого; после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Также существует всполошный (набатный) звон очень частый, который бывает во время тревоги.

О колокольном звоне

Колокольный звон – это совершенно уникальная музыка. Навряд ли существуют люди, абсолютно равнодушные к ней. В России колокольная музыка существует не одно столетие, и она неразрывно связана с церковью. Поэтому неудивительно, что очень многими верующими людьми колокольный звон воспринимается как своего рода «глас Божий».

На Руси колокольный звон, кроме церковных праздников и будней, звучал в целях приветствия высокопоставленных гостей, предупреждения о пожаре или приближении врага, а также для сообщения о свадьбе или, например, для собрания населения на вече. Практически для каждого повода была предусмотрена своя система звона. То, что звонить в колокола – непростая наука понятно каждому человеку, однако, истинной сложности этого процесса непосвященному человеку никогда не постигнуть. Дело в том, что традиции колокольного звона, его нюансы и техники передавались, как правило, от звонаря к ученику, сформировывая, таким образом, определенную школу колокольного звона. Именно поэтому манера колокольного звона в различных областях России несколько отличалась друг от друга, но при этом не выходила за рамки традиционной русской школы.

Для русской школы была характерна система управления звоном, позволяющая звонарю управлять всеми колоколами на колокольне одновременно. Классически все колокола делятся на три группы: зазвонные колокола (эти колокола являются самыми маленькими, управление ими осуществляется правой рукой звонаря); подзвонные колокола (количество таких колоколов может быть различным, по размеру они причисляются к средним, они управляются правой рукой звонаря); благовестники (это самые большие колокола во всем ансамбле, они управляются посредством педалей). Что касается самих колокольных звонов, то они делятся на несколько видов:

  • благовест – является самым старым из всех видов колокольных звонов. Представляет собой размеренные, одиночные удары, возвещающие, как правило, о начале богослужения;
  • перезвон – представляет собой одиночные удары в каждый колокол, от самого большого до самого малого;
  • перебор – это поочередные удары в каждый из колоколов, начиная с самого малого и заканчивая самым большим;
  • трезвон – является самым сложным видом колокольного звона. Он представляет собой звон во все колокола, совершающийся по особой технологии, и продолжающийся в течение трех подходов.

Колокольный звон и его значение

Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.

Звук колокола, разносящийся на многие километры — сложное явление. Индивидуальный голос каждого колокола состоит из комбинации обертонов и совершено уникален. Звук зависит от огромного количества факторов: веса, формы, толщины стенок, качества металла и даже мелких особенностей технологии изготовления. Мастер-литейщик никогда не может досконально точно определить все особенности голоса своего творения.

Для традиционного канонического звона в принципе достаточно трех колоколов. Для насыщенности, красоты и индивидуальности звучания колоколов может быть значительно больше, но обычно они делятся на три группы.

Самые маленькие колокола — зазвонные или трельные. Каждый из них весит до пуда, в ансамбле их бывает две-четыре штуки. Крупнее подзвонные колокола средней величины. Их также может быть до четырех. Самые большие — благовесты или басовые колокола. Они могут весить около центнера и даже больше. Колокольный ансамбль — это хор инструментов, которые в умелых руках звонаря способны «петь» самые разные песни. Колокольных звонов, как и причин для них — великое множество.

Существует четыре канонических звона. Самый древний из них — это звон в большой колокол, в благовест, его можно услышать перед каждой церковной службой. Мерные, величественные удары раздаются окрест и словно зовут: «К нам… К нам… К нам…» Перезвон можно услышать в Страстную седмицу, он звучит в Великую субботу в Чине погребения Плащаницы (как медленный погребальный звон) и в Чине некоторых водосвятных молебнов (тогда перезвон становится довольно быстрым). При перезвоне колокола звонят с большого до маленького, что символизирует истощение Господа. Перебор — это погребальный, печальный звон, он звучит после отпевания. В переборе другая очередность звона в колокола — с маленького до большого, что как бы символизирует человеческую жизнь от младенчества до старости, и под конец — удар во все колокола — обрыв, смерть. В трезвоне участвуют все группы колоколов, вплетающих свои голоса в общий хор. Это самый сложный и радостный звон. Современная типология звонов следующая. Звоны разделяются на сигнальные и художественные. К первым относятся набат и благовест, ко вторым — перебор, перезвон и трезвон.

Колокольный звон — неотъемлемая часть православного богослужения. Он призывает каждого обратиться от каждодневной суеты к высшему, вечному. «Отложи присно тщеты недосуги. Колокол слушай — твори в небе други», — писал поэт и переводчик конца XVII века Карион Истомин.

Отсутствие мелодии в русском звоне не ограничивает его выразительности и богатства, не делает его монотонным и скучным. Один и тот же звон искусный звонарь нередко исполняет по-разному от случая к случаю, а на протяжении звона меняет его структуру, заставляя слушателей воспринимать его с неослабевающим вниманием. Недаром русский колокольный звон неоднократно сравнивали с симфонией.

К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П. Чайковский и А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, А. Глазунов и И. Стравинский. В русских операх можно отыскать все виды звона — от стандартных сигналов до замечательных образцов колокольного искусства.

Церковный звон во все колокола.

Выбегайте на площадь, влюбленные, Расцелуйтесь у всех на виду, Пусть трамваи летят, удивленные, Рассыпая трезвон на ходу.

Будь я служащий, беспрестанный трезвон телефона в конторе довел бы меня до психического расстройства.

И пожилой банкомет, уже не способный с прежней скоростью орудовать за карточным столиком и потому отправленный благодарной администрацией пастись у входа в казино, под Колесом Фортуны, — даже он прервал свое обращенное в пустоту механическое бормотание («Ищщо аддин щасливччик нна Каллесе Фарррттуны!») и глянул на Костнера — туда, откуда несся отчаянный трезвон гонга.

В голове у Искры просто трезвон: вот-вот, сейчас покажутся милые предметы из своих пряталок — немного подшутили, и ладно.

Разбуженный утром звоном будильника, он хотел прекратить трезвон, но спросонья нажал не на кнопку будильника, а на курок револьвера.

Он унес с собой яростную, бьющую по нервам музыку, молодую неистовую прожорливость (вечно я таскалась нагруженной как ломовая лошадь, а Митька честно носил картошку, но все исчезало со страшной скоростью, и, сердито роясь в пустом холодильнике, Митька ворчал, что еда — это мясо, остальное для травоядных), он увел за собой толпы приятелей и бесконечный телефонный трезвон, и дома стало пусто и тихо.

Незаметно, не сразу, не привлекая внимания, незначащими вопросами мать прервала радостный трезвон, прославлявший три шага сына через колдобину с грязью.

Но кто был среди настоящих революционеров, тот знает, как монашеское пение может восприниматься с отвращением и злобой и какие аффекты ненависти вызывает простой трезвон к будничной вечерне.

Токмо он за порог ступил, как включился спутник побудочный и такой трезвон в холодильнике устроил, что вскочили Саня с Тимом как ошпаренные и насилу вспомнили, кто они и зачем тут.

На этом злобные Колокольные Жители вернулись на колокольню, и привели в относительный порядок уютную мебель из паутины и совиных гнезд, что понесла немалый урон и едва не развалилась на части, когда затеяли этот нелепый трезвон в честь рождения никому не нужной принцессы.

Колокольный звон звучит в определенные моменты церковного богослужения для выражения радости, грусти и торжества православной веры. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм.

«Издревле для того, чтобы собрать людей на молитву, использовались какие-то инструменты, которые могли извлекать сильный звук. Церковь по замыслу была призвана собирать народ целого города. Вначале возникновения христианства на верующих были гонения, они собирались тайно и никаких сигналов о том, что они собираются на молитву они подавать не могли. А потом, когда христианство стало религией государственной, то тогда, чтобы призвать народ к молитве, появился колокол, который со временем усовершенствовался, появилось мастерство отлива колоколов. Говорят, в Звенигороде был колокол, который слышался за много-много верст вокруг. Подбор колоколов там характеризовался как малиновый звон с сильным и мелодичным звуком. Так что колокол призван созывать большое количество людей на церковную молитву, поскольку церковное богослужение должно быть соборным, то есть всеобщим. Колокол призывает всех людей прийти и воздать хвалу Богу всем вместе в храме Божием», — говорит священник Александр Ильяшенко.

КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ — сиг­наль­ные ли­бо му­зы­каль­но ос­мыс­лен­ные зву­ки цер­ков­но­го ко­ло­ко­ла или ко­ло­ко­лов.

В Рос­сии искусство колокольных звонов дос­тиг­ло вы­со­ко­го уров­ня и раз­ви­лось в са­мо­сто­ятельную ветвь пра­во­слав­ной куль­ту­ры, вре­мя её рас­цве­та — 2-я половина XVII — начало XX века. Аку­стические осо­бен­но­сти русских ко­ло­ко­лов (слож­ный спектр с гар­мо­ни­че­ски­ми и не­гар­мо­ни­че­ски­ми обер­то­на­ми, не­рав­но­мер­ное за­ту­ха­ние обер­то­нов и др.) и спо­соб зво­нить (рас­ка­чи­вая язык) по­зво­ля­ют зво­на­рям дос­ти­гать не­обы­чай­но­го раз­но­об­ра­зия в вы­пол­не­нии колокольного звона. Ви­ды зво­на рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны цер­ков­ным ус­та­вом и ме­ст­ны­ми тра­ди­ция­ми. Празд­нич­ные колокольные звоны не­ред­ко пред­став­ля­ют со­бой вы­соко­ху­до­же­ст­вен­ные музыкальные ком­по­зи­ции.

Пра­ви­ла колокольных звонов со­дер­жат­ся в Ти­пи­ко­не. Тра­ди­ци­он­но ко­ло­коль­ня или звон­ни­ца ос­на­ще­на тре­мя груп­па­ми ко­ло­ко­лов раз­ной ве­ли­чи­ны: бла­го­ве­ст­ни­ки (са­мые тя­жё­лые), под­звон­ные (сред­ние), за­звон­ные (ма­лые). Раз­ли­ча­ют несколько ви­дов ка­но­ничных колокольных звонов, ко­то­рые мо­гут при­ме­нять­ся от­дель­но или в ком­би­на­ци­ях. Бла­го­вест (мер­ные уда­ры в боль­шой ко­ло­кол-бла­го­ве­ст­ник) со­об­ща­ет ве­рую­щим о на­ча­ле бо­го­слу­же­ния; в за­ви­си­мо­сти от дня цер­ков­но­го го­да ис­поль­зу­ют­ся раз­ные ко­ло­ко­ла — празд­нич­ный, вос­крес­ный, по­ли­елей­ный, все­днев­ный. Пе­ре­бор (мед­лен­ные уда­ры в ка­ж­дый ко­ло­кол на­чи­ная с са­мо­го ма­ло­го и удар «во вся») со­вер­ша­ет­ся пе­ред от­пе­ва­ни­ем и во вре­мя вы­но­са гро­ба из хра­ма. Трез­вон (звон во все ко­ло­ко­ла; по фор­ме не рег­ла­мен­ти­ро­ван) со­вер­ша­ет­ся в празд­нич­ные дни, в тор­жественных мес­тах бо­го­слу­же­ния, во вре­мя кре­ст­ных хо­дов и т.д. Пе­ре­звон (по­оче­рёд­но во все ко­ло­ко­ла на­чи­ная с са­мо­го боль­шо­го) со­вер­ша­ет­ся на ве­чер­не Ве­ли­кой пят­ни­цы (на Стра­ст­ной сед­ми­це), во вре­мя вы­но­са пла­ща­ни­цы на ут­ре­не Ве­ли­кой суб­бо­ты, во вре­мя кре­ст­но­го хо­да с кре­стом в день Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня, во вре­мя вы­но­са кре­ста в третье вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста (на Кре­сто­по­клон­ной не­де­ле); час­тый пе­ре­звон (по несколько уда­ров в ка­ж­дый ко­ло­кол) со­вер­ша­ет­ся пе­ред ма­лым ос­вя­ще­ни­ем во­ды, ар­хие­рей­ским ру­ко­по­ло­же­ни­ем и в других тор­жест­вен­ных слу­ча­ях. На ос­но­ве ка­но­нических зво­нов фор­ми­ро­ва­лись тра­ди­ции ка­ж­до­го хра­ма или мо­на­сты­ря; свои­ми колокольными звонами сла­ви­лись звон­ни­цы Рос­тов­ско­го крем­ля, Свя­то-Ус­пен­ско­го Пско­во-Пе­чер­ско­го монастыря, Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го монастырь в Зве­ни­го­ро­де.

Не­офи­ци­аль­ный за­прет на колокольный звон в СССР, со­про­во­ж­дав­ший­ся мас­со­вым раз­ру­ше­ни­ем ко­ло­ко­лов, по­сле­до­вал в конце 1920-х годов, тра­ди­ция зво­на со­хра­ня­лась лишь в не­ко­то­рых хра­мах и мо­на­сты­рях. В 1970-1980-х годах про­бу­дил­ся об­щественный ин­те­рес к искусству русского колокольного звона. В 1989 году под эги­дой Фон­да куль­ту­ры об­ра­зо­ва­лась Ас­со­циа­ция ко­ло­коль­но­го искусства Рос­сии. В 1995 году ос­но­ван Московский ко­ло­коль­ный центр для обу­че­ния цер­ков­ных зво­на­рей, от­кры­ты шко­лы в раз­ных го­ро­дах Рос­сии (од­на из пер­вых — в Ар­хан­гель­ске, 1975 год). Про­во­дят­ся фес­ти­ва­ли и кон­цер­ты ко­ло­коль­ной му­зы­ки. Смотри так­же статью Ко­ло­коль­ные зво­ны в раз­де­ле Му­зы­ка в то­ме «Рос­сия».

В ка­то­ли­че­ской тра­ди­ции колокольные звоны со­про­во­ж­да­ют ев­ха­ри­стической про­цес­сии, мо­лит­ву Ан­гел Гос­по­день, об­ряд по­гре­бе­ния, под­чёр­ки­ва­ют наи­бо­лее зна­чи­мые мо­мен­ты Ев­ха­ри­стии и т.д. По­сле мес­сы Ве­ли­ко­го чет­вер­га колокольные звоны пре­кра­ща­ют­ся до на­ве­че­рия Пас­хи. Ха­рак­тер­ны на­строй­ка ко­ло­ко­лов на оп­ре­де­лён­ную вы­со­ту и иной, чем в пра­во­слав­ной тра­ди­ции, спо­соб зво­на: рас­ка­чи­ва­ет­ся ко­ло­кол (а не язык). На­бо­ры «за­пад­ных» ко­ло­ко­лов ис­поль­зу­ют­ся в ка­рий­о­не, ку­ран­тах.

Кро­ме бо­го­слу­жеб­но­го упот­реб­ле­ния, звон с цер­ков­ных ко­ло­ко­лен в Рос­сии и стра­нах Ев­ро­пы слу­жил как сто­ро­же­вой, на­бат­ный, пу­те­вой и др. Колокольный звон про­из­во­дил­ся и по слу­чаю раз­ных тор­жеств свет­ско­го ха­рак­те­ра. По народным пред­став­ле­ни­ям, колокольный звон об­ла­да­ет си­лой «от­во­дить» зло (не­по­го­ду, эпи­де­мию).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *