Коломна старо голутвин монастырь

Александр Кожохин

Датой основания монастыря большинство историков считает 1385 год. Писания Епифания Премудрого указывают на то, что обитель появилась благодаря князю Дмитрию Донскому, преподобному Сергию Радонежскому и его ученику Григорию Голутвинскому.

В XVII столетии Голутвин монастырь считался самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. В следующем веке на месте старого Богоявленского собора возвели новый, а вокруг обители построили первую ограду.

В 1799 году Коломенская епархия была упразднена. Образовался Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь, в подчинение которого позднее вошли опустевший Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.

Во время антирелигиозной борьбы в 1929 году советские власти закрыли монастырь. Богослужения возобновились в 1994 году.

Официальный сайт Богоявленского Старо-Голутвинского мужского монастыря в Коломне

Интересные факты

По преданию, преподобный Сергий Радонежский лично участвовал в закладке, строительстве и освящении Богоявленского собора. Сегодня в подклете этого храма можно увидеть остатки первого церковного фундамента, которые называют «камушки преподобного».

После визита в монастырь в 1775 году императрица Екатерина Великая прислала в Коломну известного архитектора Матвея Казакова, который спроектировал монастырские стены с башнями в псевдоготическом стиле.

Официальный сайт Богоявленского Старо-Голутвинского мужского монастыря в Коломне

Что посмотреть

Богоявленский собор, перестроенный в первой половине XVIII века. В подклете Богоявленского собора находится могила первого игумена монастыря святого Григория Голутвинского, ученика преподобного Сергия Радонежского.

Отреставрированный храм преподобного Сергия Радонежского XV века.

Введенский надвратный храм с колокольней XIX века.

Западный корпус (бывшую гостиницу) XIX века.

Ограду с готическими башнями постройки конца XVIII века.

Официальный сайт Богоявленского Старо-Голутвинского мужского монастыря в Коломне

Как проехать

На электричке с Казанского вокзала до станции Голутвин, далее на автобусах № 5, 11, 21 до остановки «Бочманово», затем пройти пешком 700 метров.

На автомобиле по Новорязанскому шоссе до Коломны, в городе ехать по улице Октябрьской революции до указателя на монастырь, затем повернуть налево и ехать прямо 400 метров.

Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря — 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию прп. Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. — наиболее вероятная дата его основания. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры говорится, что Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим, в присутствии самого преподобного Сергия, который вручил преподобному Григорию свой игуменский жезл из черного дуба, который благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 20-х годах нашего столетия. Опись монастырской ризницы первой половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель

Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма — Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения — фундамент и цокольная часть — сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: «камушки Преподобного».

Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, и церковные иерархи, боярство и купечество, посадские и простой люд. Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря — преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV—XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам.

Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря — в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.

В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.

В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский.

XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, т. е. все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря. Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В 1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко II-му классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита. В 1775 г. монастырь посетила императрица Екатерина Великая, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Ф. М. Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле.

В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-ТроицкийНово-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.

В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем с тем, чтобы его содержание осуществлялось за счет Бобреневских угодий, и в этот Бобренево-Голутвин монастырь назначается строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын) , с которым перешло еще шесть человек братии. При нем перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас, укреплены и расписаны его стены. Он достроил колокольню, устроив во втором ее ярусе надвратную церковь Введения во храм Богородицы. Начато строительство келейных корпусов и гостиницы, каменной оградой с башнями обнесен монастырский сад. Иеромонахом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела, достраивается придел в честь Тихвинской иконы Божией матери. Заканчивал строительство и отделку храма приемник Самуила игумен Назарий, который, как и Самуил, является подвижником благочестия XIX века. При нем в 1833 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) совершено освящение новопостроенного храма. При игумене Назарии в праздничные дни монастырь кормил до 1000 паломников, бедных и нуждающихся. При монастыре было открыто училище для детей окрестных крестьян на 90 учеников.

За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка. Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912–13 гг., когда его настоятелем был назначен Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна.

Когда в 1929 г. Голутвинских монахов гнали на озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить в ссылку, на муки и смерть, вместе с ними изгонялась и жизнь из древних стен. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель была переоборудована под общежития рабочих Коломзавода, вербованных в Татарии.

В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.

В 1986 г. комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив «Отечество», занимавшемся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая — кузница, в соборе — склад, в Сергиевской церкви — спортзал.

В 1993 г. Коломну посетил Святейший Патриарх, который побывал и в Старо-Голутвине монастыре. В этом году монастырь был передан Московской епархии.

18 декабря 1994 года состоялось официальное его открытие. Божественную литургию совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

С 1995 г. в монастыре разместилось Московское епархиальное духовное училище, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую духовную семинарию.

Возрождение обители продолжается. В настоящее время полностью отреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии (эти здания в 2010 году переданы монастырем по договору в безвозмездное пользование семинарии).

16 мая 2006 года были обретены и перенесены в обитель святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского (+3 мая 1937).

В 2007 году чаянием Губернатора Московской области Б. В. Громова Богоявленский собор полностью восстановлен и 15 мая освящен чином великого освящения правящим архиереем Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

В настоящее время на территории бывшего монастырского сада ведется широкомасштабное строительство нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь трех святителей (срок окончания строительства — 2012 год).

В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря включает в себя:

1. Богоявленский собор первой половины XVIII века. В подклете собора доныне сохранилось основание первого храма и ступени, по которым ступал преподобный Сергий Радонежский, названные в народе «камушками Преподобного».

2. Храм прп. Сергия Радонежского с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Григория Голутвинского, с примыкающим к нему настоятельским корпусом постройки XVI–XIX веков.

3. Введенский надвратный храм с колокольней и примыкающим к нему восточным корпусом (бывшим братским) — постройки XIX века.

4. Западный корпус (бывшая гостиница) постройки XIX века.

5. Уникальную ограду с готическими башнями архитектора Ф. М. Казакова, постройки конца XVIII века.

6. Хозяйственные постройки (бывшие: квасоварня, солодовенный омшенник, каретный сарай, конный двор, овин).

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь – это древние величественные храмы, расположившиеся на живописном холме, при слиянии Москвы-реки и Оки, окруженные полями и одноэтажными домиками, в тихом, провинциальном пригороде Коломны. Монастырь — как былинный богатырь, сияет своей оградой и венцами храмов и предания словно ветер веют над ним.

Сегодня Старо-Голутвин монастырь – один из духовных центров Подмосковья. Ежедневно сюда стекается множество верующих, туристов и паломников.

Существуют разные мнения относительно даты основания Богоявленского Старо-Голутвина монастыря. Первая версия относит нас к 1374 году, когда преп. Сергий Радонежский плыл по Москве-реке, основывая монастыри в Московском княжестве. И тогда возможно, что Богоявленский монастырь является старейшим из всех коломенских обителей, дошедших до нашего времени. 1374 год – это время соработничества святителя Алексия, митрополита Московского, преподобного Сергия и юного князя Димитрия Московского, будущего Донского. Тогда преподобный Сергий основывал монастыри – духовную ограду Московской земли. Интересен и сам топоним «Голутвин»; по одному предположению он связан с наименованием бедного, разбойного люда – «Голутвы», «голытьбы» или «Голядвы», собиравшегося в дремучих лесах на месте, удобном для разбоя, на пути к Рязани и при слиянии рек. Именно здесь совершал разбойные нападения знаменитый Фома Кацибей по прозвищу Бобреня, в дальнейшем раскаявшийся; о нем упоминает «Сказание о Мамаевом побоище».

Другая версия, более привычная, утверждает, что Богоявленский Старо-Голутвин монастырь был основан в 1385 году. Именно тогда происходили распри между Москвой и Рязанью, которые достигли своего апогея. Димитрий Донской сжег столицу Рязанского княжества, а князь Олег захватил Коломну, ограбил ее и спалил дотла. Тогда Димитрий начал мирные переговоры, которые закончились провалом. Пришлось просить помощи у преподобного Сергия, чтобы он стал посредником в этом важном деле. Радонежский игумен пошел в Рязанскую землю и уговорил князей пойти на мировую. Они подписали договорную грамоту и скрепили союз династическим браком. Их дети поженились, и вековая ссора прекратилась навсегда. Именно, тогда как памятник примирения была заложена деревянная церковь, в закладке которой, по преданию, участвовал сам преподобный Сергий. Возможно, что среди жертвователей на строительство ее был и Олег Рязанский. На месте церкви впоследствии был возведен белокаменный Богоявленский собор. Нижняя часть его сохранилась в подклете нынешнего Богоявленского собора. В народе этот памятник древности называют «камушками преподобного Сергия». Это само по себе говорит о периоде наиболее интенсивного каменного строительства в Коломне (конец 1370-х гг.); после Тохтамышева набега 1382 г. вряд ли было возможным возведение белокаменных построек.

В произведении «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» Иванчин-Писарев писал: «Вот и памятник примирения державных: Богоявленский – Голутвин монастырь. Он возвышается над слиянием Москвы-реки с Окою, основанный Св. Сергием. Едва ли нужно напоминать русским о продолжительной распре князей Рязанского с Московским, столь вредной для России, о помощи Олега врагам ее во дни кровавой истомы и о миротворном посредничестве преп. Сергия. Напомню им только, что здесь замерла эта вражда. На этом величественном холме при слиянии этих двух рек, свидетельнице стольких подвигов отчизнолюбия, мне видится Святый Троицкий Старец, изшедший из пустынной кельи, дабы успокоить отечество, терзаемое врагами, волнуемое распрями усобиц. Я вижу его здесь, то возлагающего десную на главы двух единокровных недругов, готовых дать клятву в неразрывном союзе, то водружающего в эти пески свой моленно-страннический посох для указания, где быть храму и обители. Поспешив в Богоявленский храм, я поклониться этому священному жезлу. Он стоит у иконы св. Сергия, древней, писанной, вероятно, при открытии его мощей, в 1422 году. С тем же чувством благоговения я поклонился храмовой иконе Богоявления с сеней Дмитрия Донского».

Предполагается, что основание собора имело для коломенцев даже большее значение, чем открытие самого монастыря, поскольку именно эта дата закрепилась в народном сознании, «омолодив» обитель на целое десятилетие. Голутвин монастырь по праву получил название пограничного «сторожа» Коломны и Москвы.

В «Житии преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца», написанного Епифанием Премудрым, так говорится об основании Голутвинского монастыря: «В другой раз великодержавный князь великий Димитрий, о котором идет речь, просил святого старца Сергия, чтобы он пошел и благословил место для построения монастыря в честь Святого Богоявления в Коломне, в отчине его, на месте, называемом Голутвино, и чтобы он сам место это благословил и церковь поставил. Преподобный же имел обыкновение всегда пешком ходить. И послушался он великого князя из-за веры его и любви, пошел в Коломну, благословил место, которое великий князь облюбовал, и церковь поставил в честь Святого Богоявления. Просил его князь, чтобы дал Сергий из учеников своих одного для устройства монастыря, и дал ему святой из учеников своих одного, Григория – священноинока, мужа благочестивого, многими добродетелями исполненного. И вскоре многочисленное братство собралось, и устроено было общежительство по Божьей благодати, монастырь, почитаемый весьма всеми и великим князем любимый, и до сих пор он наполнен всяких благ. И позднее церковь построена была каменная, которая стоит до сих пор. Так вот это все было».

Как видим, распря здесь не упомянута, речь идет о деревянной церкви, а каменная была воздвигнута позднее. Долгое время в Голутвине хранились святыни основателей: икона «с сеней Димитрия Донского», очевидно, пожертвованная великим князем из коломенского дворца, ризы преподобного Сергия и напрестольный крест. После Смуты эти памятники не упоминаются, но зато почитается посох преподобного Сергия и его икона в рост, написанная на гробовой доске преподобного. «В ризнице замечательны: Крест Сергия Чудотворца положения, да два креста сложены вместе, а в них мощи Игнатия Богоносца, ризы Сергия Чудотворца камка белая куфтер (шелковая ткань гладкая без узоров) ветха, отплечья шиты золотом и серебром на атласе да игуменский посох преподобного Сергия, оставленный Сергием при основании монастыря».

Первый игумен Голутвина, Григорий, прославлен в лике Радонежских святых. Он скончался в монастыре и погребен под алтарем древнего собора.

Голутвин наравне с Коломенским Спасским упоминается как первый общежитийный монастырь. Именно они были основаны при епископе Герасиме (ученике митрополита Алексия).

В XV веке рядом с Богоявленским собором возвели церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, в память об основателе обители. Позднее храм перестраивался, древние черты исчезли. Во время его последней реставрации открыли участки древней кладки с окнами, форма которых характерна для XVI века. Теперь стены выкрашены в два цвета: белым – древние части, желтым – более поздние. Такой «лоскутный» вид, как ни странно, нисколько не умаляет величавой строгости Сергиевской церкви, но смотрится, словно застывший слепок бурного потока времени. «Здесь было две церкви и обе каменные — главная «Богоявления господа нашего Иисуса Христа», а другая — Сергий Чудотворец, с трапезною. В храме Богоявления местная храмовая икона украшена Владыкою Савватием, а свеча перед нею Великого Князя. Между местными иконами была икона «Страшный Суд». Двери царския поставления Владыки Феодосия».

Кассиан – единственный известный нам настоятель Старо-Голутвинского монастыря XV века, после упоминаемого в «Житии Сергия Радонежского» первого игумена Григория. Второй игумен – Пахомий Пречистенский. В числе вкладчиков упоминаются старцы Исайя и Варгонафий, пономарь Иосиф да старица Евпраксия.

В начале XVII века авторитет Голутвина монастыря был очень высок: на судьбоносном Соборе 1613 года, венчавшем на царство боярина Михаила Романова, коломенское духовенство представлял голутвинский настоятель игумен Авраамий. «На грамоте подписи «выборных» коломенцев: смиренный Иосиф, Коломенский и Каширский, с Коломны Богоявления Господня Голутвина монастыря игумен Аврамей, Коломны города в посадьских и уездных людей место руку приложил; Коломенин Михаил Юренев, в выборном дворенина Коломны города Ивана Змеева и во всех коломничь выборных дворян, место руку приложил».

С 1707 года все настоятели монастыря получали высокий сан архимандрита. В начале XVIII столетия в центре обители был воздвигнут новый Богоявленский собор, чей высокий четверик окружен галереей-гульбищем.

6 апреля 1774 г. настоятелем Голутвина Богоявленского монастыря был назначен (с возведением в сан архимандрита) настоятель Коломенского Спасского монастыря игумен Арсений (до пострижения в монашество Дмитрий Тодорский, 1743-1802). Он родился в Коломне, получил образование, сначала в Коломенской, затем в Рязанской семинарии, и, наконец, в Московской Духовной академии. По окончании, в 1769 г., курса Академии, назначен учителем Коломенской семинарии. В 1771 г. принял монашество с именем Дорофея, но, при рукоположении во иеродиакона, переименован был в Арсения, и в том же году был назначен префектом Коломенской семинарии, в 1773 г. игуменом Спасского монастыря, в 1774 г. — Богоявленского Голутвина, в 1775 г. утвержден в должности ректора Коломенской семинарии.

Библиотека Голутвина монастыря была особенно велика; в ней кроме книг богослужебных и всех бывших в соборной библиотеке имелись еще книги: «Владыки Никона слова выборныя, Исаака Сирина, Книга Осаф, Зерцало, Криница, Паринис, Феодосий, Правило Никоновское, Книга собор, книжка в четвертку на бумаге, а в ней Иоаннова служба, да правило поповское.

На рубеже XVIII–XIX веков славная обитель одевается в камень. Возводится монументальная «русско-готическая» ограда, пожалуй, самая красивая среди подобных коломенских сооружений; строится колокольня, двухэтажные братские корпуса. Этот молитвенный памятник становится настоящей архитектурной жемчужиной, он неоднократно запечатлен живописцами, воспет в прозе. Его посещали особы царской крови. Особенно запомнился визит императрицы Екатерины II в 1775 году, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Матвея Фёдоровича Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с декоративными башенками в псевдоготическом стиле на углах и надкладезной часовней в северном прясле стены. Башни и ограда построены на монастырскую сумму и на иждивение купца Шерапова.

Башни ограды при игумене Назарии были перестроены. Часовня была обращена в башню, надстроена в 1830-х – 1840-х гг. (старая кладка сохранилась до первого белокаменного карниза). В основании башни — колодец. В советское время он был завален землёй, и источник иссяк. Южная и северная часть этой ограды сохранилась до нашего времени.

Указом Павла I упраздняется Коломенская епархия. Последний архиерей переводится вместе с духовной семинарией в Тулу. По перенесению Коломенской архиерейской кафедры в Тулу в 1799 г., остался в Коломне древний кафедральный собор, без причта и без способов существования, как бесприходный, и древний архиерейский дом, также пустой, и без способов поддержания. В сей крайности митрополит Платон испросил разрежение второклассный Голутвин (загородный) монастырь перенести в Коломну в архиерейский дом, под названием Новоголутвина, и к нему приписать бывший кафедральный собор, стоящий вне ограды нового монастыря.

С 1802 года Голутвин монастырь стал именоваться Старо-Голутвиным. К нему был приписан соседний Бобренев монастырь, который с тех пор и до 1865 года в документах часто именуется Бобреневым-Голутвиным монастырем. В опустевший Старо-Голутвин поместили часть братии из Пешношского монастыря и отделили к нему часть угодий Бобреневских.

2 сентября 1833 состоялось освящение теплой Сергиевской церкви на территории Старо-Голутвина, которое совершил митрополит Филарет. Сергиевская церковь построена в стиле классицизма. Некрополь обители стал местом упокоения знатнейших коломенских семейств, представителей княжеских и дворянских фамилий.

Здешние насельники оказывали большое влияние на духовную жизнь Коломны. Яркий пример этому – схимонах Иоанникий, который предложил коломенцам учредить крестный ход в память о жертвах холерной эпидемии 1848 года. Святитель Филарет (Дроздов) не только благословил это начинание, но даже лично составил правила крестного хода, который с тех пор неизменно совершался вплоть до середины 1920-х годов. «По примеру прошедших 1849, 1850 и 1851 годов в 47 день по Пасхе крестных ходов в память избавления г. Коломны от губительной болезни и в сим 1852 году 15-го и 19-го сего мая совершены по прежде данному чину, с поднятием из Старо-Голутвина монастыря иконы преподобного Сергия».

Иногда молитвенная жизнь обители несколько ослаблялась, но Господь всякий раз посылал благодатного начальника, который воздвигал духовную славу коломенской святыни на прежнюю высоту. На исходе 1860-х годов в монастыре сложилась непростая ситуация. В 1829 году почил настоятель Голутвинского монастыря строитель Самуил, который с частью братии переселился в Богоявленскую обитель из Пешношского монастыря после того, как прежняя Голутвинская братия перешла в Ново-Голутвин монастырь. После него настоятелем монастыря стал отец Назарий, мудро управлявший обителью и братией до 1853 года, но его разбил паралич, и управление было передано монастырскому духовнику иеромонаху Авраамию, который оказался не искусен в хозяйствовании. В 1864 году его сменил иеромонах Пешношского монастыря Назарий (к его имени в подобающих местах стали прибавлять обозначение «второй», чтобы не путать с прежним настоятелем, носившим то же имя), которому было уже за семьдесят лет. Этот старец управлял монастырем только три года; после его кончины в 1867 году, встал вопрос о назначении нового настоятеля, выбор пал на казначея Угрешского монастыря иеромонаха Сергия. На тот момент отцу Сергию было 37 лет. Он происходил из купеческой семьи, юношей ушел в Угрешский монастырь, где после пяти лет послушания 25 сентября 1851 года был пострижен в монашество. Проходя этапы иноческого послушания, к 1855 году он стал монастырским казначеем. Поставленный преосвященным Игнатием в настоятели Старо-Голутвина монастыря 14 июня 1867 года 24 июля он выехал из Угреши в Коломну. Прибыв на место, новый настоятель застал монастырь в незавидном положении. Архимандрит Пимен (Мясников) пишет об этом в своей книге «Воспоминания»: «При поступлении на должность строитель Сергий застал обитель далеко не в цветущем положении: были значительные упущения и по церкви, и по монастырю, и несогласие в братии. За три года настоятельства отец Сергий привел обитель в порядок, исправил храмы и монастырские строения, внутренность монастыря была облагоображена, настоятельские кельи приняли совершенно иной вид. В монастыре была построена небольшая, но весьма приличная гостиница, заведено училище для приходящих детей». Возведенный в сан игумена 23 мая 1869 года, отец Сергий нашел поддержку своим начинаниям в лице Гурия Ротина и его супруги Екатерины Афанасьевны. Эти боголюбивые люди радели о спасении своих душ, много жертвуя на монастырь, при условии вечного поминовения после того, как умрут. При их поддержке игумену Сергию удалось в короткий срок поправить дела старинной обители, еще раз доказав свою способность к ведению хозяйственных и духовных дел. Именно поэтому, когда в 1871 году взор Ротиных обратился на Ново-Голутвинскую обитель, которая пришла в такое состояние, что уже встал вопрос о ее упразднении, то они пожелали видеть настоятелем этого монастыря игумена Сергия, как человека надежного и дельного.

В праздничные дни Богоявленский Старо-Голутвин монастырь кормил до 1000 паломников, бедных и нуждающихся. Монастырь нес некоторые государственные повинности, заготавливая фураж для армии и хмель для государственных пивоваренных заводов.

XIX век стал благоприятным для возрождения монашества и восстановления монастырей. В собственности Старо-Голутвина монастыря в это время находилось 1234 крепостных. Братия Старо-Голутвина и Ново-Голутвина монастырей в 1876 году составляла 160 человек. На 1917 год в обороте у Старо-Голутвина монастыря находилось 283 десятины земли.

В начале XX века, когда духовное оскудение в России приняло катастрофические масштабы и на горизонте все отчетливее замаячил призрак грядущей смуты, монастырь, а вместе с ним и Коломна неожиданно получили драгоценный дар от Бога. В 1912 г. настоятелем Богоявленского Старо-Голутвина монастыря был назначен оптинский старец, схиархимандрит Варсонофий (Павел Иванович Плиханков, 1845-1913). В миру он прожил 46 лет, был военным, полковником, после знакомства с оптинским старцем Амвросием (Гренковым) подал в отставку, в 1892 г. зачислен в братство Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной.

Не по своей воле великий подвижник покинул любимую Оптину. «Как под терновый венец», по его же собственному выражению, преклонил главу старец под золотую митру, когда владыка Трифон (Туркестанов) в Москве поставлял его в архимандрита перед отправкой в Старо-Голутвин. Старец принял назначение смиренно: «Враг напал на меня и изгнал из Оптиной». Подъезжая к Коломне, схиархимандрит Варсонофий увидел из окна вагона монастырь и, перекрестившись, сказал: «Вот здесь моё место упокоения. Недолго мне осталось жить, так как приходится нести последние испытания». И в Коломенской обители он явил свои дарования. Новый настоятель установил обязательное для монахов посещение церкви и трапезной.

Через два месяца монастырь был неузнаваем. Многие рабочие Коломенского завода стали приходить в монастырь искать утешения. И, как прежде, старец уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимал всех без отказа, врачевал телесные и душевные недуги. Здесь, в Старо-Голутвине, совершилось по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. Отец Варсонофий не только исправил нестроения в духовной жизни обители, но и всего лишь за год успел привести в порядок монастырские постройки.

Сюда, в Коломну, к старцу Варсонофию стало стекаться множество людей со всей России. Вместе с народом поступали и богатые пожертвования, и обитель сразу начала отстраиваться и поновляться. В короткий срок от былого упадка не осталось и следа: все постройки капитально отремонтировали, приобрели дорогую утварь и убранство. 17 марта 1913 г. он продиктовал духовное завещание братии: «Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливою молитвою и прилежным чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей. Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы весь ад восстал на вас и весь мир кипел бы на вас злобою и прещением, и — веруйте: близ Господь всем призывающим Его, — всем призывающим Его во истине. Аминь».1 апреля 1913 года архимандрит Варсонофий скончался. Множество народа провожало его в родную Оптину.

В декабре 1916 г. настоятеля Старо-Голутвина монастыря архимандрита Алексия (Кузнецова) нарекли епископом Дмитровским.

В 1917 г. настоятелем Старо-Голутвина монастыря был архимандрит Амвросий. В марте 1918 г. его сменил архимандрит Леонид, до этого управлявший монастырём в Астраханской епархии. В 1917 г. в Старо-Голутвинском монастыре было 24 монаха, 2 послушника, земельные угодья составляли 383 десятины.

В 1918-1919 гг. на базе хозяйства Старо-Голутвина монастыря была образована трудовая артель.

16 июня 1921 г. в Коломне совершался ежегодный крестный ход в память избавления города от холеры. От Старо-Голутвин монастыря крестный ход двинулся в сторону кладбищенской церкви Петра и Павла, где их встретил епископ Феодосий (Ганицкий). Диакон, поминая всех погибших «от губительныя болезни», по напечатанному полвека тому назад последованию, помянул «о наследнике цесаревиче и великом князе Александровиче». Очевидно, что такое прошение относилось к годам царствования императора Александра III. 13 июля епископа Феодосия арестовали, но вскоре отпустили. С тех пор крестный ход, совершавшийся в Семик с иконой преподобного Сергия из Голутвина монастыря в Успенский собор, был запрещён.

В августе 1925 г. епископ Феодосий постриг священника Георгия Беляева в монашество с именем Никон, возвёл в сан архимандрита и поставил наместником Старо-Голутвина монастыря. Именно он стал последним настоятелем перед закрытием монастыря, а в дальнейшем новомучеником архимандритом Никоном (Беляевым). Он был арестован вместе с братией. Казнь его совершилась 10 декабря 1937 года. В советские годы обитель пришла в ужасное запустение. Были повреждены многие башни, у Богоявленского собора сломали гульбище, кельи опустели и превратились в руины.

В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР (30.08.60 г. № 1327) «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» в Старо-Голутвине монастыре открыта лечебно-оздоровительная база завода им. Куйбышева.

Расчистка территории монастыря от мусора началась лишь в 1988 году, а в 1994 году обитель была возвращена Церкви. Здесь дважды – в 1993 и 1999 годах – побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Главная святыня – Богоявленский собор – была восстановлена в прежнем виде. 15 мая 2007 года состоялось Великое освящение собора. В настоящее время в монастыре восстановлены все храмы, идет реставрация братского корпуса, колокольни, ограды. По соседству располагается Коломенская духовная семинария и храм во имя Святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, которые были возведены в 2007–2012 годах. Торжественное освящение храма и новых семинарских корпусов 12 августа 2012 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В древней обители хранятся частицы мощей многих святых, в том числе преподобных Сергия Радонежского и Варсонофия Оптинского. В соборе почивают мощи священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского. А перед храмом высится величественный бронзовый памятник Сергию Радонежскому, игумену земли Русской, чья молитва вот уже более шести веков хранит эту древнюю духовную крепость, стоящую на слиянии Москвы-реки и Оки.

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь расположился в одном из прекраснейших мест города Коломны, в том месте, где происходит слияние двух рек – Москвы-реки и Оки. Строительство его было заложено еще в XIV веке по указу князя Дмитрия Ивановича Донского.

Хотя споры между учеными относительно начала основания храма ведутся до сих пор, одно остается неизменным – Старо-Голутвин монастырь является одним из старейших обителей России, тем более действующих и по сей день.

Происхождение названия

Еще одним из открытых спорных вопросов остается толкование названия монастыря – Голутвин. В исторической науке имеется несколько версий появления данного наименования обители:

  1. Голутвин монастырь был возведен в местечке Голутвино, которое, название получило от слова «голутва» — лесная просека или речной берег без леса.
  2. Местность Голутвино происходит от древнерусского «голытьба» — так называли принадлежавших к племени Голяда разбойников, пришедших с территории реки Протвы.

После упразднения в 1799 году Коломенской епархии в названии монастыря на окраине города появляется приставка Старо- , а другой монастырь, находившийся в Коломенском кремле, получил название Ново-Голутвин монастырь.

Описание монастыря

Сейчас архитектурный ансамбль монастыря включает в себя следующие постройки:

  • Богоявленский собор, являющийся главным храмом;
  • Сергиевский храм, а также примыкающий к нему настоятельский корпус;
  • здание восточного корпуса с колокольней и Введенским храмом;
  • здание западного корпуса (бывшая гостиница для туристов и паломников);
  • хозяйственные постройки;
  • ограда с рядом башен;
  • Коломенская Духовная Семинария.

Исследователи предлагают образный список наиболее почитаемых святых, так или иначе относящихся к монастырю:

  • преподобный Сергий Радонежский, Григорий Голутвинский, Димитрий Донской (относятся к XIV веку);
  • Филарет (Дроздов), митрополит Московский (жили в XIX веке);
  • Варсонофий Оптинский и Староголутвинский, Никон Староголутвинский (XX век).

В храмах монастыря хранятся части мощей святых древних и новомученников России.

История

История Богоявленского монастыря сложна и многогранна. Об этом мы узнаем из различных документальных источников, одним из которых является вторая Софийская летопись. Она свидетельствует о том, что Голутвинский монастырь был возведен в 1374 году.

Но большинство современных историков предполагает, что основание это произошло немного позже – в 1385 году. Именно эту дату и считают официальным годом основания Староголутвинской обители.

Написанное Епифанием Премудрым так называемое Житие преподобного Сергия Радонежского повествует о том, что храм был построен Великим князем Дмитрием Ивановичем Донским с благословения Сергия Радонежского. Благоверный князь перед битвой на Куликовом поле дал обет о строительстве монастыря в честь победы над Мамаем.

При этом существует другая версия причины основания обители. Троицкая летопись, датируемая XV веком, гласит, что Богоявленский монастырь в Голутвино был возведен в качестве благодарности Господу за «вечный мир» между Москвой и Рязанским княжеством. Распри между русскими княжествами и без того угнетали государство, находившееся под давлением монголо-татар. Появилась острая необходимость примирения соседствующих княжеств. Но князь Рязанский Олег ни на каких условиях не хотел идти на сближение с Московской землей. Тогда преподобным Сергием было принято решение о визите Олега Рязанского. Он пешком отправился из своей Радонежской обители, и после диалога с князем Олег согласился на мир. С тех пор между княжествами Московским и Рязанским впредь не возникало войн.
Так и произошло основание монастыря, в честь Богоявления Господня названном Богоявленским, на месте, выбранном самим Дмитрием Донским и благословленном Сергием Радонежским. Первым настоятелем храма стал ученик преподобного Сергия Григорий (Голутвинский).

По преданию преподобный Сергий лично принимал участие в закладке и строительстве храма.

Сохранившиеся остатки фундамента этого строения размещены в подклете уже нового Богоявленского монастыря, построенном на их месте. Народ дал название им «Камушки Преподобного».

Старо-Голутвин монастырь вместе с другими храмами, являясь звеньями одной цепочки, создавали оборонительную линию против набегов татар. Называлась она «пояс Богородицы». Некоторые исследователи предполагают, что именно этот факт и стал решающим в дальнейшей судьбе обители – в ее развитии, благоустройстве и укреплении.

Процветание в XV-XVI веках

Со временем монастырь все более развивался, увеличивалось число насельников. Монастырская жизнь и история основания монастыря все больше стали привлекать благотворителей, при помощи которых к середине XV века была возведена зимняя церковь в честь зачинателя монастыря – преподобного Сергия Радонежского.

К концу XVI столетия Богоявленский монастырь имел в своем владении обширные земли – около 50 сел и деревень, и не только в Коломенском уезде.

Особой ценностью и достопримечательностью Богоявленского монастыря всегда была его библиотека, насчитывавшая в себе более 120 книг, большинство из которых были рукописными и писались на драгоценном пергаменте. Такой коллекцией нельзя было не гордиться.

В XVII век Староголутвинская обитель вступила как самая богатая и влиятельная в Коломенской округе. Недаром на созывавшемся после Смуты Земском соборе 1613 года Коломенских жителей представлял игумен храма Богоявления Господня Авраамий.

Найдите подходящую гостиницу или хостел

Переломный момент в XVIII веке

XVIII столетие стало переломным для обители: в начале века монастырь процветал еще более прежнего, был возведен второй Богоявленский собор на месте старого и обветшалого. Но в 1764 году в результате церковной реформы Екатерины II Великой происходит секуляризация церковных земель. Из 1072-х монастырей, существовавших в то время в России, осталось лишь 452, остальные подверглись ликвидации.

В связи с этим Богоявленская обитель теряет практически все свое имущество и погружается в нищету, но в любом случае, этот исход событий являлся куда более благоприятным, чем если бы ее совсем упразднили.

Помощь от Екатерины II

Спустя несколько лет Голутвин монастырь посещает Екатерина II. Радушный прием ей устроил архимандрит Арсений, настоятель храма. Императрица осталась довольна гостеприимством и трудолюбием жителей, но состояние старого города ее совсем не порадовало.

После этого визита императрица отправляет в Коломну мастера, архитектора Матвея Федоровича Казакова, который должен был построить в городе несколько зданий административного типа, а для Голутвина монастыря были возведены 6 башен и ограда. К тому же, царица подарила обители небольшой кусок земли за одной из его стен, где впоследствии был выращен фруктовый сад.

Упразднение Коломенской епархии

Настоящим ударом для всего церковного общества стало упразднение в 1799 году Коломенской епархии. Архиерея монастыря перевели в Тульскую губернию, а братию – в опустевшую архиерейскую резиденцию, располагавшуюся в Коломенском Кремле. Впоследствии монастырь стал называться Ново-Голутвин Свято-Троицкий, а покинутая обитель на окраине города несколько лет подряд оставалась опустевшей и начала приходить в запустение. Она стала носить название Старо-Голутвинской.

Видя, какая участь может постигнуть Староголутвинский монастырь, митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) приходит к решению о восстановлении обветшалого храма. Поэтому в 1800 году он объединяет Богоявленский монастырь с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем. Строителем объединенной обители становится иеромонах Пешношского монастыря Самуила (Колесницына).

Ввиду своих непревзойденных личностных качеств, в особенности умения хорошо вести хозяйство и активно и решительно действовать в различных ситуациях, духовная жизнь начинает постепенно возрождаться, и разворачиваются грандиозные хозяйственные работы.

Возрождение монастыря в XIX веке

Монастырская жизнь вновь закипела, и уже к середине XIX века роль Голутвина монастыря снова возросла. В 1861 году указом императора Александра II Бобренев монастырь был отделен от Голутвина, официально он стал именоваться Старо-Голутвин.

При настоятеле схиархимандрите Варсонофии (Плеханкове), назначенном в 1912—1913 гг., были отремонтированы и восстановлены многие постройки на территории монастыря за счет привлечения новых благотворителей и пожертвований.

Несмотря на то, что в сане настоятеля Варсонофий находился всего лишь чуть больше года, в 1913 году он скончался, ему удалось многого добиться для улучшения состояния обители.

Разорение в конце двадцатых годов XX века

До революции Богоявленский монастырь был тихой обителью, жившей спокойной размеренной жизнью. Но 1929 год все изменил. Монахи сгонялись и отправлялись в ссылку, а монастыри превращались в городские управленческие помещения, отделения милиции или конюшни. Обитель была разорена.

Послевоенная реставрация

В первые годы Великой Отечественной войны в зданиях монастыря располагался один из мотострелковых полков. Здесь же бойцы тренировались и упражнялись в стрельбе. Несложно понять, что после таких учений мало что осталось от обители, не уцелели ни купольные кресты, ни иконы, ни фрески.

Прибывший сюда в 1967 году архитектор М.Б.Чернышев лишь частично сумел восстановить бывшую обитель. 1968 год стал тем временем, когда Совет министров СССР распорядился в Коломне создать туристический центр и историко-архитектурный заповедник. Вплоть до 1993 года на территории храма велись работы по расчистке и восстановлению разрушенных строений.

90-е годы XX века

И лишь в 1993 году после того, как Коломну посетил Святейший Патриарх Алексий II, Ново-Голутвин храм передали Московской епархии. В декабре 1994 года прошло официальное открытие монастыря. Литургию проводил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Настоятель монастыря иеромонах Кирилл (Федотов) был возведен в сан игумена и получил игуменский жезл. Теперь здесь регулярно стали совершать богослужения, молебны.

С 1995 года на территории монастыря отведено специальное помещение, где стало размещаться Московское епархиальное духовное училище, позднее переформированное в Коломенскую духовную семинарию.

Хронологическая лента

  • 1385—1386. Возведение благоверным князем Дмитрием Донским и преподобным Сергием Радонежским монастыря Богоявления Господня в Коломне.
  • 1400-е. Начало строительства храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
  • 1480. Визит монастыря Ивана III, отправляющегося к реке Угре противостоять хану Ахмату.
  • 1520-е. Неоднократное разворачивание войск для отпора татарам.
  • 1552. Посещение обители Иваном Грозным, направляющимся на завоевание Казани.
  • 1613. Участие игумена Голутвинского Авраамия в Земском соборе на избрании царя Михаила Романова.
  • 1707. Учреждение в монастыре архимандрии (по указу Петра Великого).
  • 1764. Лишение Голутвина монастыря всех богатств и земель.
  • 1799. Перевод братии Голутвина монастыря в Коломенское архиерейское подворье. Образование Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.
  • 1800. Решение Московского митрополита Платона восстановления монастыря. Возведение игуменом монаха Самуила.
  • 1833. Освящение митрополитом Московским Филаретом отремонтированного храма преподобного Сергия.
  • 1861. Получение Богоявленским монастырем наименования Старо-Голутвина, на основании указа императора Александра II,
  • 1912. Прибытие в монастырь из Оптиной пустыни старца архимандрита Варсонофия. Возрождение пришедшей в упадок обители.
  • 1929. Закрытие монастыря.
  • 1994. Проведение первого богослужения в реконструированном монастыре. Передача обители Русской Православной Церкви.

Что представляет из себя монастырь в наши дни

Восстановление и реставрация Богоявленского Голутвинского мужского монастыря продолжается и по сей день. Практически завершились ремонтные работы в храме преподобного Сергия, а так же восстановлена колокольня с Введенской церковью.

2006 год ознаменовался перенесением в обитель святых мощей святителя Феодосия (Ганицкого). До сегодняшнего дня в монастыре сохранились части мощей множества святых — Иоанна Предтечи, апостола Андрея Первозванного, святителей Василия Великого и Григория Богослова,Иоанна Златоуста, преподобного Сергия Радонежского и многих других.

До 2012 года на территории, выделенной храму под фруктовый сад, ведутся работы по строительству нового комплекса Духовной семинарии. С октября 2012 года здания, находившиеся в ведении Духовной семинарии, были переданы монастырю. Что же касается самой семинарии, то она является ныне действующим высшим духовным учебным заведением, где обучаются на очном и заочном отделениях порядка 300 человек.

Обучающимся предоставляются все условия для благоприятной жизни и деятельности – четырехразовое питание, бесплатное проживание в общежитии. Преподаются более 40 учебных дисциплин. Учебные классы оснащены всем необходимым оборудованием.

Фотографии

Монастырь на карте

Как добраться

  • от остановки «Площадь Двух Революций» (у Коломенского кремля) едем на автобусах № 3 / №5 / №6 / №11 до остановки «Бочманово»;
  • от платформы «Голутвин» проехать на одном из трамваев — № 1, 2 или 6 до остановки «Бочманово»;
  • от остановки «Бочманово» пешком по ул. Бочманово в направлении железной дороги, перейдя через железнодорожные пути дойти пешком до монастыря по Голутвинской улице.
  • на электропоезде: с Казанского вокзала до станции «Голутвин», далее автобусом или маршрутным такси №№ 3, 5, 6, 11 или трамваем.
  • на автобусе: от станции метро Выхино до железнодорожного вокзала г. Коломны (станция Голутвин), далее маршрутным такси или трамваем.

До города на авто

Чтобы проехать к Старо-Голутвину монастырю на автомобиле, необходимо двигаться по Новорязанскому шоссе. После въезда в город со стороны Москвы движение следует по длинной центральной улице Октябрьской революции. После железнодорожного переезда через 500 м — поворот налево (на это укажет знак «Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и Коломенская духовная семинария»). Через 100 м — конечная остановка.

Адрес, телефон

Расписание богослужений

Ежедневные

  • 7:15 – Братский молебен
  • 7:30 – Утренние молитвы
  • 7:40 – Часы
  • 8:00 – Божественная литургия

По окончании литургии служатся панихиды.

Водосвятные молебны (по воскресным дням)

Совержаются по окончании Божественной литургии.

  • 16:50 – 9-й час
  • 17:00 – Вечерня. Утреня. 1-й час

Каждое воскресенье

  • 17:00 — водосвятный молебен с акафистом Божией Матери «Всецарица».

Поиск отеля в этом городе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *