Колоцкое можайский район

Успенский Колоцкий женский монастырь недалеко от Можайска входит в число старейших монастырей Подмосковья, в 2013 году он отметил свой 600-летний юбилей. Монастырь имеет богатейшую историю: здесь побывало много выдающихся людей и произошло немало исторических событий. Всего в 10 км от Колоцкого монастыря произошло легендарное Бородинское сражение. Колоцкий монастырь был основан в 1413 году и с возникновением обители связана древняя легенда. Недалеко от Можайска жил бедный земледелец Лука и однажды он отправился в лес и нашел на дереве икону с двумя затворами. В центральной части иконы была изображена Божья матерь с младенцем, а на боковых створках — пророк Илья и Николай Чудотворец. Лука поклонился иконе и забрал ее домой. В тот же день в его доме произошло чудо: лежачий больной, который вот-вот должен был умереть, неожиданно исцелился после того, как поклонился Божьей матери. Весть о чуде быстро разнеслась по окрестностям и со всех деревень стали стекаться люди, чтобы получить божью благодать.

О чудодейственной Колочской иконе узнал сын Дмитрия Донского — князь Андрей Дмитриевич, он захотел увидеть ее, и так Лука оказался в Можайске. Затем икона отправилась в Москву, где ее чествовал великий митрополит Фотий. Икона путешествовала из города в город и везде, где она появлялась, происходили чудеса исцеления.

За время своих странствий с Колочской иконой по разным городам Луке удалось собрать приличную сумму денег, и когда он возвратился в родные места, то на полученные средства построил церковь во имя Пречистой Богородицы, в которой и стал храниться чудотворный образ. А на оставшиеся деньги Лука построил себе каменные хоромы, завел слуг и прочую роскошь. С появлением богатства испортился характер бывшего земледельца: он стал высокомерен и с родственниками, и с соседями, и даже с самим великим князем, стал много пить. Однажды везли мимо дома Луки огромного медведя в деревянной клетке, и на свою беду хозяин приказал выпустить дикого зверя в своем дворе. Как только животное оказалось на свободе, оно ринулось на Луку и изломало его до полусмерти. Узнав об этом несчастье, к умирающему земледельцу приехал князь Андрей. Он застал он Луку на последнем издыхании и стал упрекать за пьянство и распутную богатую жизнь. Умирающий Лука раскаялся в содеянном, признал свой грех и велел князю распорядиться своими богатствами с пользой. Андрей решил основать около церкви с Колочской иконой монастырь, а первым насельником новой обители стал чудом выздоровевший и раскаявшийся Лука. Вскоре на территории Колоцкого монастыря появился соборный пятиглавый Успенский храм. Вся эта история подробно описана в древнерусской летописи «Повесть о Луке Колочском».

Колочская икона привлекала паломников со всей страны, и даже царь Иван Грозный, собираясь в поход на Полоцк, в числе других святынь взял с собой Колочскую икону Божией Матери. В 1609 году в Колоцком монастыре появилась вторая каменная церковь — Богоявленская.

Успенский Колоцкий монастырь находится на старой Смоленской дороге, по которой всегда приходили захватчики с запада. В 1609 году обитель была разорена поляками, но чудесным образом снова возродилась — к началу XVIII века монастырь обзавелся богатыми угодьями и даже получил свое подворье в Москве недалеко от Спасо-Новиского монастыря (Новоспасского монастыря).

В 1738 году в Колоцком монастыре строится многоярусная колокольня, также значительно перестраивается Успенский собор. В XVIII веке в Российской империи начинаются серьезные преобразования, причем как в жизни самого государства, так и в церковных делах. После приказа Екатерины II в 1764 году у монастырей забирают земли, согласно новым правилам численность монахов не должна превышать 12 человек. Но и это тяжелое время Колоцкий монастырь стойко выдерживает.

В 1784 году государство выделяет средства на ремонт Колоцкого монастыря: в это время благоустраивается его территория, появляется новый иконостас, а деревянные кельи заменяются каменными.

Как мы уже говорили, ни одна война, пришедшая с запада, не обошла стороной Колоцкий монастырь. Новой вехой в его истории стала Отечественная война 1812 года, ставшая одновременно и трагической и героической страницей в его жизни. Как известно, сражение на Бородинском поле произошло 27 августа 1812 года, но первые военные действия начали разворачиваться за неделю до этого. В игуменском двухэтажном корпусе Колоцкого монастыря 20 августа разместилась штаб-квартира главнокомандующего русских войск Кутузова, именно отсюда великий полководец отдавал самые важные приказы и рассылал письма. В ночь на 22 августа он покинул монастырь и разместился в районе Бородино, а уже через пару дней, 24 августа, у стен Колоцкого монастыря русские войска вступили в ожесточенную схватку с французами.

После отступления российских войск в Колоцком монастыре расположились французы, а Наполеон даже поднимался на колокольню обители, чтобы осмотреть окрестности и позиции Кутузова. Монастырь очень понравился оккупантам, и они устроили в его стенах госпиталь. После Бородинского сражения было более 20 тысяч раненных, и остается только догадываться, как они здесь размещались. Кстати, французы оставались на территории Колоцкой обители вплоть до отступления в октябре 1812 года.

При отступлении французских войск из Москвы Наполеон вновь оказался в стенах Колоцкого монастыря и даже ночевал здесь. Обитель серьезно пострадала за то время, что была оккупирована захватчиками: храм был разграблен, иконостас сожжен, а все деревянные постройки пошли на дрова. К счастью, чудотворную Колочскую икону Божьей матери удалось сохранить благодаря тому, что летом она была вывезена в Ярославль. В документах сохранились записи, что какое-то время она находилась в Спасо-Яковлесвком монастыре в Ростове Великом.

Это было второе, но далеко не последнее испытание, которое выпало на долю Колоцкого монастыря, как и после польского разорения обитель снова возродилась. Причем достаточно быстро — уже в ноябре 1812 года были выделены первые средства на восстановление монастыря. Приказом Александра I на восстановление обители было выделено около 10 000 рублей, на эти деньги был восстановлен храм, поставлен новый иконостас и расписаны стены. В 1818 году Колоцкий монастырь посетил император, чтобы поклониться чудодейственной иконе, в подарок от настоятеля монастыря он получил список с образа Божьей Матери Колочской.

Полностью восстановить монастырь удалось лишь к 1839 году, и до революции 1917 года он существовал относительно спокойно. Никаких новых строений построено не было, но все, что было уничтожено во время Отечественной войны 1812 года, восстановили. Храм привели в порядок и утеплили, отремонтировали настоятельский корпус и кельи братии, была восстановлена четырехъярусная колокольня с десятью колоколами. Восстановили и каменную ограду с шестью башнями. Кстати, до наших дней она почти не сохранилась, а из шести башен в глубине монастырского огорода можно увидеть лишь одну.

В 1913 году Колоцкий монастырь отметил свой полувековой юбилей, и по этому случаю в обитель съехались все церковные руководители и настоятели крупных российских монастырей. Тогда еще никто не знал, какие испытания ждут Успенский Колоцкий монастырь, да и всю церковь. После революции 1917 года обитель была закрыта и упразднена. Монастырь был превращен в трудовую коммуну «Большевик», какое-то время некоторые монахи продолжали жить в обители, скорее всего, как члены коммуны.

В 1932 году все строения монастыря были переданы интернату для глухонемых детей. На тот момент Успенский храм оставался действующим и считался приходским, но в 1934 году его закрыли. Если верить старожилам, то официально закрытый храм еще четыре года (вплоть до 1938 года) принимал прихожан. Чудодейственная икона Колочской Божьей матери в 1934 году была перенесена в Рождественскую церковь села Суконники, но в 1937 году большевики закрыли и ее. Икона отправилась в Гжатск, где долгое время хранилась на частной квартире, а затем в Вознесенском соборе города. Что стало с иконой потом — неизвестно.

Не обошла стороной Колоцкий монастырь и Великая Отечественная война: взрывами была уничтожена верхняя часть колокольни, разрушены стены, пострадало и здание храма. Во время оккупации немецкими войсками здания келий использовались ими под конюшни. Во время отступления, в январе 1942 года, немцы пытались заминировать монастырь, но им это не удалось.

Село Колоцкое было сожжено до тла, но монастырь устоял. В феврале 1942 года в Успенском соборе Колоцкого монастыря был устроен военный госпиталь, а на территории даже сохранилось кладбище, на котором хоронили умерших. Позднее в соборе был организован военный банно-прачечный отряд, но после пожара он пришел в аварийное состояние. Весь монастырский сад был пущен на дрова, а все более или менее сохранившиеся постройки использовались в качестве жилья для жителей сгоревшего села Колоцкое. Люди использовали в качестве дома даже полуразрушенные башни монастырской ограды.

После войны на территории Колоцкого монастыря была размещена сельская школа, до 1959 года здесь находился роддом и больница, а после 1962 года библиотека и сельсовет. Кирпичи, которые остались от ограды, местное население стало использовать для постройки печей, были попытки разобрать для этих целей и Успенский собор. В 1960е годы Колоцкий монастырь был взят под охрану государства — это и спасло его от дальнейшего разорения. Благодаря реставрационным работам удалось восстановить храм и колокольню, был очищен Трещенков пруд, располагавшийся в стенах бывшего монастыря, разбит новый сад. В 1980-х годах ансамбль монастыря перешел на баланс Бородинского музея, и восстановительные работы были продолжены. В 1993 году обитель возродилась в качестве подворья Спасо-Бородинского монастыря, которое в 1997 году преобразовалось в Успенский Колоцкий женский монастырь. Спустя полвека обитель снова возродилась, правда в качестве женского монастыря, а не мужского, как это было до революции.

В 1998 году в Колоцкий монастырь был привезен список с чудотворной Колочской иконы Божьей матери, так как сама икона была утрачена. Сейчас в Успенском храме хранится три списка, но чудодейственные свойства есть лишь у одной: сестры Колоцкого монастыря собирают список чудес, которые совершаются в монастыре и в наши дни. Благодаря молитвам у Колочской иконы Божьей матери исцеляются болезни ног, рук, глаз и головы.

Говорят, что она помогает будущим матерям и тем, кто хочет иметь детей, но в силу разных болезней не могут пока забеременеть. Идет и активное восстановление монастыря, ремонтируются корпуса, послушницы следят за монастырским садом.

В Успенском Колоцком монастыре мало туристов, в основном сюда приезжают паломники. Но место это очень необычное, в нем ощущается история. Когда смотришь на белоснежную колокольню и Успенский собор, то никогда не поверишь, что они пережили две войны, видели Наполеона и российских императоров, что в стенах обители принимались важнейшие для нашей страны решения.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Вообще Можайский район Подмосковья богат на достопримечательности. Здесь можно провести насыщенные и интересные выходные: посетить Бородинское поле, заехать в Колоцкий и Спасо-Бородинский монастыри, а затем, на обратном пути, заглянуть в Можайский кремль и Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь.

Не многие сегодня знают об этой удивительной Нерукотворной Колочской Иконе, явленной на Можайской земле в 1413 году и очень почитаемой в то время. Эта икона была одной из первых явленных икон на Московской земле. История ее обретения нашла отражение в 22 общерусских летописях 15 – 17 веков, а также стала сюжетом памятника древнерусской литературы, датирующегося 1 половиной 16 века «Повести о Луке Колочском».
В 1413 году «от Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Дмитриевича… явися знамение в Колочи». Простой и убогий земледелец, именем Лука, ходя в лесу близ жилища своего, нашел на дереве икону с двумя затворами, на средней доске был изображен лик Божией Матери с предвечным Младенцем, на затворах с одной стороны пророк Илия, с другой святитель Николай Чудотворец. Поклонившись иконе, Лука с благоговением взял ее и принес в дом свой.
В тот же день от иконы получил исцеление расслабленный больной, лежавший в доме Луки. Он помолился пред нею с живою верою, «приложи чело и очи и устне ко святей иконе Божия Матери и в той час воста весь здрав, яко ж никогда не болев». Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе отовсюду стали стекаться недужные и по молитвам к Божией Матери получали исцеление.
Узнав о таком событии, благочестивый князь Андрей Дмитриевич также пожелал видеть Чудотворную икону в своем стольном городе, и Лука отправился с иконой в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел с духовенством и боярами сам благоверный князь и «весь град от великих до малых». При этом совершились многие знамения и чудеса от иконы Божией Матери. Боголюбивый князь Андрей Дмитриевич долго молился чудотворному образу Пречистыя Богородицы: «Посетил мя Господь Бог Своею неизреченною милостею таковым чудотворным образом и град сей, и окрестныя веси, и пределы града моего — благословение прадед моих. … Державная моя помощница и великая Воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на Тя».
В начале XV века на Руси из великого множества чудотворных Богородичных икон были известны лишь немногие, и среди них Владимирская, Смоленская, Феодоровская, Донская, Тихвинская. Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, переживавшей тогда время своего возвышения, а потому событие это и было исполнено великого смысла для русского православного народа. После торжественной встречи Колочского образа Пречистой князем Андреем Можайским и всем населением его стольного города последовало не менее торжественное чествование иконы из Колочи в Москве, где икону встречал сам митрополит Фотий с епископами и со всем Священным собором, великий князь с боярами и весь народ московский. Подобным же образом за 18 лет до этого в Москве встречали Владимирскую икону Божией Матери.
Лука ходил с иконою из города в город, и везде совершалось множество чудес: слепые начинали видеть, глухие – слышать, хромые – ходить. На самого же Луку стали смотреть не как на простого человека, а как на пророка, давали ему пожертвования. Вернувшись в Колочу, Лука построил церковь в честь Пресвятой Богородицы, где и был поставлен чудотворный образ.
Хоть и был Лука человеком добродетельным и благочестивым, но трудно было устоять бедному простому крестьянину перед таким богатством и славой. Возгордился Лука и потерял страх Божий, построил для себя хоромы каменные, не хуже княжеских, сделался высокомерен не только пред боярами, но и пред самим князем своим Андреем Дмитриевичем, стал досаждать князю, избивая и грабя княжеских ловчих, охотившихся в лесах близ Колочи. Благочестивый князь Андрей кротко терпел оскорбление ради Пресвятой Богородицы, обращаясь к Луке с увещеваниями, но последний оставался суровым и непокорным. Но Человеколюбивый Бог, всем желая спасения, и сего Луку не отверг, в нечестии пребывающего, но прежде конца послал ему покаяние.
Однажды ловчие князя, поймав огромного медведя, везли его мимо дома Луки в деревянном ларе. Лука велел выпустить медведя на своем дворе. Ловчий князя выпустил медведя, который тут же ринулся на Луку и изломал его до полусмерти. Насилу отняли его у разъяренного животного.
Тогда понял Лука свой грех, раскаялся и со слезами умолял Можайского князя с пользой распорядиться всем его имением. Простив Луку, благоверный князь Андрей Можайский основал мужской монастырь. Первым пострижеником и насельником нового монастыря стал раскаявшийся Лука, проводивший жизнь в умилении и слезах.
В XV веке обитель постепенно расширялась. Настоятели его в сане игуменов неоднократно присутствовали на соборах в Москве.
При Митрополите Макарии в 1547 году было утверждено празднование в честь Колочской Иконы Божией Матери 9/22 июля.
Царь Иоанн Грозный, собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, в числе других святынь взял и Колочскую икону Божией Матери.
Во время Польско-Литовского нашествия в 1609 году монастырь был практически полностью разорен и долгое время не мог восстановиться, но монашеская жизнь в нем продолжалась. Здесь же находилась и Чудотворная икона.
В 1684 году во время путешествия в Можайск патриарх Иоаким посетил Колоцкий монастырь, где похоронен его дед – Иван Савелов.
В 1784 году монастырь был отремонтирован на средства, отпущенные Екатериной II, были отстроены новые настоятельские кельи (1785), ограда с башнями, обновлены братские кельи и трапезная. Кельи находились по обеим сторонам колокольни, но впоследствии разрушены.
1812 год также стал трагической и в то же время героической страничкой истории Колоцкого монастыря. Стены древней святыни стали еще и памятником русской доблести. Во время Отечественной войны 1812 года Колоцкий монастырь оказался серьезной преградой на пути французской армии к Москве накануне Бородинского сражения.
Совсем немного времени оставалось до решающей, величайшей в истории битвы, в которой за Веру, Царя и Отечество клали свои головы русские воины. И в эти дни Духовной поддержкой и укреплением явилась древняя святая обитель, молитвами благословлявшая русское воинство.
Ф.Н.Глинка в своих «Письмах русского офицера» вспоминал:
«Никогда, думаю, не молились русские с таким усердием, как сегодня! Поутру полки расположились около Колоцкого монастыря. Там еще оставались два или три поседелых монаха. Целый день церковь была отперта и полна. Я был у вечерни. Унылый стон колокола, тихое пение, синеватый сумрак, слегка просветляемый лампадою и несколькими свечами, которые чуть теплились перед древними иконами; все это вместе чудесным образом располагало душу к молитве. Глубокое молчание почивало в храме. Никто не смел нарушить его. В сии мгновения души и сердца русские были в тайной беседе с Богом. У некоторых только из молящихся избыток грусти вырывался в тихих рыданиях, мешаясь с дрожащим голосом убеленного сединами старца…».
Многие причащались в тот день и уходили на Бородинское поле, чтобы положить душу «за други своя», укрепленные не только физически, но и духовно.
Накануне Бородинской битвы в стенах монастыря располагалась штаб-квартира главнокомандующего, светлейшего князя М. И. Кутузова, были возведены укрепления; допускалась возможность принятия на этой позиции генерального сражения. Но при детальном осмотре ее признали неудачной. В Колоцком монастыре было принято важное решение об организации партизанских отрядов Д.В. Давыдовым.
24 августа (5 сентября) войска русского арьергарда под командованием генералов Коновницына, Крейца и Сиверса вступили в ожесточенную схватку с авангардом французской армии у стен Колоцкого монастыря. В этом бою получил смертельную рану генерал-майор Всевеликого войска Донского Иван Козмич Краснов. Монастырь был занят французами. Приезжал сюда и Наполеон, поднимался на колокольню, осматривал позиции русских войск перед Шевардинским сражением и, по преданию, на стене колокольни сделал собственноручную надпись из двух строк. 26 августа Колоцкий монастырь был превращён в главный госпиталь французской армии.
Во время Отечественной войны 1812 года, монастырь был совершенно разорен французами, но Чудотворный образ Божией Матери был сохранен.
В 1818 году Колоцкий монастырь посетил государь император Александр I, а в 1837 году — наследник престола, будущий государь Александр II. После французского разорения Колоцкий монастырь был полностью восстановлен в 1839 году.
В сентябре 1871 года при появлении холеры в Можайске жители испросили благословения принести к ним Чудотворную Колочскую икону Божией Матери, для встречи которой прибыл епископ Можайский Игнатий. Икона была приносима и в Лужецкий монастырь. Посещение Можайска этой иконой ознаменовалось прекращением холерных случаев в городе и окрестностях. Подобное же избавление по молитвам к Божией Матери было и в 1892 году.
В те времена, когда Колочский монастырь принадлежал Можайскому уезду, ежегодно в субботу Пятидесятницы святая Колочская икона по просьбе граждан приносилась в Можайск. В последствии этот обычай исполнялся жителями города Гжатска. Эта традиция крестных ходов сохранялась некоторое время и после закрытия монастыря в 20-е годы, когда Успенский собор был обращен в приходской храм.
В июле 1918 года при разделе церковных земель вспыхнул вооруженный мятеж, в подстрекательстве к которому был обвинен настоятель монастыря архимандрит Никифор и расстрелян. Монастырь был закрыт, но храм продолжал действовать как приходской до 20 октября 1934 г. Чудотворная икона Божией Матери находилась в стенах Колочского монастыря до его закрытия, а в 1970-х годах затерялась в г. Гжатске, и последующая судьба ее неизвестна.
С 1919 года на территории монастыря располагалась колония для несовершеннолетних, а в 1932 году все монастырские здания были переданы школе-интернату для глухонемых детей.
В 30-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню, после войны ее использовали для трепания льна, а в 1966 году полностью разрушили, и теперь на ее месте высится опора линии электропередач.
До середины 1942 года в Колоцком монастыре располагался передвижной военный госпиталь. На территории монастыря имеется братское кладбище погибших в 1941 – 1942 годах. Здесь похоронено более 700 человек, из них известны только 105 имен. Но этот список пополняется.
После войны в стенах обители размещались сельская школа, сначала начальная, а потом восьмилетняя, до 1959 года — родильный дом (в южном келейном корпусе) и больница (в северном келейном корпусе), с 1962 года – сельсовет и библиотека. Кирпичная ограда, частично разрушенная в войну, была полностью разобрана местными жителями, кирпичи использовали для строительства печей.
В 50-х годах было уничтожено монастырское кладбище, представлявшее большую историческую ценность. В монастыре имелись захоронения начиная с 16 века. В обители похоронен дедушка патриарха Иоакима – Иван Сафронович Савелов, участник Бородинской битвы генерал – майор А.И. Варженевский, представители многих известных дворянских и боярских родов, по некоторым данным похоронен здесь и предок Анны Ахматовой – Стогов.
В конце 60-х годов ансамбль Колоцкого монастыря был поставлен на охрану государства и частично реставрирован Н.И. Ивановым в 1960-х гг. и в конце 1980-х гг. Ю.П. Мосуновым. В настоящее время Архитектурный комплекс Колоцкого монастыря является памятником архитектуры федерального значения.
С начала 80-х годов монастырь был взят на баланс Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. В 1984 году в честь 200-летия со дня рождения Д.В. Давыдова была торжественно открыта мемориальная доска на колокольне.
В 1993 году монастырь начал действовать в качестве подворья Спасо-Бородинского женского монастыря. Однако активное возрождение монашеской и церковной жизни началось лишь в октябре 1997 г. Именно с этого времени обитель существует как самостоятельный женский монастырь.
27 июня 1998 года из Москвы в Обитель был принесен список Чудотворной Колочской иконы Божией Матери. Владелец иконы Владимир Петрович Михайлов, будучи старшим научным сотрудником НИИ Киноискусства в городе Москве, завещал своей дочери Елене Владимировне Михайловой после своей смерти отдать икону в Успенский Колоцкий монастырь. Елена Владимировна, исполняя просьбу своего отца, решилась отвезти икону почти сразу после его кончины. Местонахождение Колоцкого монастыря ей и ее спутникам не было известно, и они планировали заехать в более известный в округе Спасо-Бородинский монастырь, чтобы узнать адрес Колоцкой Обители. Однако, по стечению обстоятельств первый монастырь, который им повстречался на Можайской земле и оказался искомым. Рафик с иконой въехал в Обитель под звон колоколов, звонили к воскресному Всенощному бдению, который именно в этот день начался несколько позже обычного.
Икона была торжественно встречена насельницами Святой обители, служащим священником, немногочисленными прихожанами, вышедшими Крестным ходом с хоругвями в руках, и была принесена в домовую церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Было отслужено торжественное Богослужение иконе Божией Матери наряду с воскресным Всенощным Бдением. На следующий день, в воскресенье 28 июня, по окончании Божественной Литургии вместе с прибывшими насельницами Спасо-Бородинского монастыря, служащими священниками и прихожанами был совершен Крестный ход с чудесно явившимся образом Пресвятой Богородицы на целебный источник Колочской иконы Божией Матери, где был отслужен молебен с водосвятием.
Поначалу привезенная икона была принята за подлинную Чудотворную. Трудно было поверить, что это не та самая икона, так как до появления ее в монастыре обитель сильно нуждалась, а как только икона была привезена в дар насельницам, сразу же почувствовалась помощь Матери Божией. За оставшиеся два летних месяца удалось отремонтировать трапезную, провести водопровод к сестринскому корпусу, установить телефон. Еще труднее было поверить, что это не подлинная Чудотворная икона, когда от нее стали совершаться исцеления. Но узнав подробнее об иконе и убедившись в том, что это список, подивились неизреченной милости Пресвятой Богородицы, Которая никогда не оставляет в беде уповающих на Ее Всемогущую помощь и заступление.
В 2003 году Чудотворный список был перенесен из домового Храма в Успенский Собор и поставлен в Никольском Пределе в деревянном резном киоте. Перед Иконой горит неугасимая лампада, ежедневно сестры Обители поют Акафист Божией Матери, а каждую неделю перед воскресной Божественной Литургией служится молебен Пресвятой Богородице.

Памятники архитектуры России Дата выпуска 02.07.2012 Каталожный номер 5111-0236 Номинал 3 рубля Качество пруф Металл, проба серебро 925/1000 Масса общая, г 33,94 (±0,31) Содержание химически чистого металла не менее, г 31,10 Диаметр, мм 39,00 (±0,30) Толщина, мм 3,30 (±0,35) Тираж, шт. 5 000

Аверс

в центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ТРИ РУБЛЯ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2012 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс

на зеркальном поле в центре диска — рельефное изображение колокольни и храмов монастыря, надписи вдоль канта — вверху на широкой матовой полосе: «УСПЕНСКИЙ КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ», внизу на матовом поле: «КОЛОЦКОЕ».

Авторы

Художник и скульптор: Л.А. Евдокимова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 300 рифлений.

Историко-тематическая справка

Памятные монеты Банка России из недрагоценных металлов

Памятные монеты Банка России из драгоценных металлов

Серия: Памятники архитектуры России

Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл.

Каталожный номер: 5111-0236

Успенский Колоцкий монастырь основан в 1413 году удельным князем Андреем, сыном Дмитрия Донского, как передовой форпост на подступах к Можайску на левом берегу реки Колочь. Однако летописные источники трактуют возникновение Колоцкого монастыря несколько иначе: «Местный крестьянин Лука нашёл чудесную икону Пресвятой Богородицы. Он взял её и принёс в свой дом. Вскоре Лука обнаружил исцеляющую силу образа. К иконе стали стекаться недужные, весть о ней распространилась далеко за пределы Можайска, и достигла великокняжеского двора. Слава первооткрывателя великой святыни вскружила Луке голову. Разбогатев, он, выстроил для иконы церковь, а для себя — хоромы, достойные знатного вельможи. Стал вести разгульный образ жизни, возгордился. За свои грехи Лука занедужил, покаялся, и упросил князя Андрея Можайского распорядиться своим нечестно нажитым имуществом по совести. Князь Андрей устроил на вырученные средства мужской монастырь» (Повесть о Луке Колочском).

К концу XVI века все основные постройки на территории монастыря были каменными. Шатровый собор и трапезная палата с тёплой церковью стояли на высоких подклетах, третья церковь помещалась в основании колокольни. Разорённый во время польско-литовского нашествия в 1609 году монастырь начал восстанавливаться только в 1627 году. Монастырь был реконструирован и во второй половине XVIII века, когда наряду с перестройкой собора и колокольни, территорию обнесли кирпичной оградой с шестью башнями. Сформировался стилистически целостный архитектурный ансамбль с чертами барокко, на разных этапах его развития. Художественный центр комплекса — Успенский собор, построен в XVII в., капитально перестроен в середине XVIII в. Четырёхъярусная колокольня, квадратная в плане, с восьмигранником звона возведена между 1739 — 1763 гг. В 1784 году Успенский храм и колокольню перестроили, возвели каменную стену с угловыми башнями и настоятельский корпус. В 1788 году Колоцкий монастырь отошел в ведение Смоленской епископии.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь был разрушен. Прежний, благолепный вид монастырь принял только к 1833 году. К 1838 году на территории монастыря были следующие строения: каменная трехпрестольная церковь во имя Успения Божией Матери, где хранилась в специально сооруженном киоте явленная Чудотворная икона Колочской Божией Матери, четырехъярусная колокольня с десятью колоколами, настоятельский и братские корпуса.

После революции 1917 г. монастырь был упразднен. До 1934 г. Успенский собор функционировал как приходской храм. В 1934 г. Успенский храм был передан школе-интернату для глухонемых детей. Во время Великой Отечественной войны в Успенском соборе располагался госпиталь, а потом военный банно-прачечный отряд.

В конце 60-х годов ансамбль Колоцкого монастыря поставлен на охрану государства. Были начаты реставрационные работы, восстановлено завершение Успенского собора и колокольни. С начала 80-х годов монастырь был взят на баланс Бородинского военно-исторического музея. В 1993 г. Колоцкий монастырь был передан Спасо-Бородинскому монастырю. Монастырь начал действовать в качестве подворья Спасо-Бородинского женского монастыря. В октябре 1997 г. монастырь был открыт как самостоятельный.

В настоящее время Успенский Колоцкий монастырь действующий и постепенно возрождается. В монастыре проводятся строительные и ремонтные работы, благоустраивается территория.

Выписки Единого Государственного Реестра Недвижимости (ЕГРН) для совершения сделок с недвижимостью.
В режиме онлайн вы получите следующие официальные документы:

Бесплатные данные ЕГРН

Можно посмотреть онлайн стандартные сведения ЕГРН на квартиру, дом, земельный участок включающая в себя следующую информацию:

  • тип/категории недвижимости
  • кадастровый номер
  • запись о постановке на учет
  • площадь м2
  • кадастровая стоимость и дата определения
  • дата последних изменений в Реестре

Выписка из ЕГРН — 169 рублей
Расширенная выписка, включающая помимо данных, указанных выше, информацию о юридической истории объекта и всех его владельцах.

  • собственник и сособственники данного объекта недвижимости
  • разновидность и дату приобретения права собственности
  • наличие ограничений на регистрационные действия
  • актуальные обременения – арест, залог, обязательства по кредитному договору, исполнительный лист

Выписка ЕГРН о переходе прав собственности — 169 рублей
Подробная выписка из ЕГРН включающая, информацию о юридической истории объекта и всех его владельцах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *