Комендантша с дочерью удалились где подлежащее

А. С. Пушкин

Глава I. Сержант гвардии 286
Глава II. Вожатый 294
Глава III. Крепость 304
Глава IV. Поединок 310
Глава V. Любовь 319
Глава VI. Пугачевщина 327
Глава VII. Приступ 337
Глава VIII. Незваный Гость 344
Глава IX. Разлука 352
Глава X. Осада города 357
Глава XI. Мятежная слобода 365
Глава XII. Сирота 376
Глава XIII. Арест 383
Глава XIV. Суд 390
Приложение. Пропущенная глава 401
Полный текст

О произведении

Последняя прозаическая работа Пушкина — история любви и спасения на фоне беспощадного бунта.

Отзывы

Мысль о романе, который бы поведал простую, безыскусственную повесть пряморусской жизни, занимала его в последнее время неотступно. Он бросил стихи единственно затем, чтобы не увлечься ничем по сторонам и быть проще в описаньях, и самую прозу упростил он до того, что даже не нашли никакого достоинства в первых повестях его. Пушкин был этому рад и написал Капитанскую дочь, решительно лучшее русское произведенье в повествовательном роде. Сравнительно с Капитанской дочкой все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскуственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительно кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, всё — не только самая правда, но еще как бы лучше ее. Так оно и быть должно: на то и призванье поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде.

— Н. В. Гоголь. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность (1847)

«Капитанская дочка» — нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины, по верности, истине содержания и мастерству изложения, — чудо совершенства. <…> Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы.

— В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Сочинения Александра Пушкина, статья одиннадцатая и последняя (1846)

«История Пугачевского бунта» по языку очень хороша, но по скудости материалов, коими мог пользоваться сочинитель, в историческом отношении недостаточна; зато картинную сценическую сторону любопытной эпохи схватил он и представил мастерски в «Капитанской дочке»; сия повесть, пусть и побочная, но все-таки родная сестра «Евгению Онегину»: одного отца дети, и во многом сходны между собою. Другие маленькие романы его не так отличны, но все умны, натуральны и приманчивы…

— П. А. Катенин. Воспоминания о Пушкине (1852)

Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удается стать им настоящему историку. «Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману.

— В. О. Ключевский. Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину

…историческое беспристрастие, полное отсутствие каких-либо патриотических славословий и трезвый реализм видите вы… в «Капитанской дочке» Пушкина. …здесь нет героя в том пошлом виде безукоризненно идеального молодого человека, блещущего всеми и материальными, и умственными доблестями, в каком подобный герой подвизался в то время во всех романах… Гринев… Это самый заурядный помещичий сынок 18-го века, не особенно далекий, не Бог весть как образованный, отличающийся всего на всего доброю душою и нежным сердцем. <…>

…здесь <…> Пушкин является перед нами не только реалистом вообще, но и натуралистом в том смысле, что <…> перед вами развертывается картина жизни не каких-либо идеальных и эксцентрических личностей, а самых заурядных людей; вы переноситесь в обыденную массовую жизнь 18-ого века и видите, как эта жизнь текла день за день со всеми своими мелкими будничными интересами. <…> Перенесясь за сто лет назад к его «Капитанской дочке», вы отнюдь не попадаете в какой-то сказочный мир, а видите все ту же самую жизнь, которая, катясь год, за год, докатилась и до сего дня.

Но верх художественного совершенства по строгой, трезвой реальности, историческому беспристрастию и глубине понимания бесспорно представляет собою образ самого Пугачева. <…> Ему и Пугачева удалось свести на почву осязательной и будничной действительности. Правда, является он на сцену романа не без поэтичности: словно какой-то мифический дух грозы и бури, он внезапно вырисовывается перед читателем из мутной мглы бурана, но вырисовывается вовсе не для того, чтобы сразу поразить вас, как нечто выдающееся и необыкновенное. Является он простым беглым казаком, полураздетым бродягою, только что пропившим в кабаке последний свой тулуп <…> .

Таким же является Пугачев и в дальнейшем развитии романа. Это вовсе не злодей и не герой, вовсе не человек, устрашающий и увлекающий толпу обаянием какой-нибудь грозной и бездонной мрачности своей титанической натуры, и тем более отнюдь не фанатик, сознательно стремившийся к раз намеченной цели. До самого конца романа он остается все тем же случайным степным бродягою и добродушным плутом. При иных обстоятельствах из него вышел бы самый заурядный конокрад; но исторические обстоятельства внезапно сделали из него совершенно неожиданно для него самого самозванца, и он слепо влечется силою этих обстоятельств, причем вовсе не он ведет за собою толпу, а толпа влечет его…

— А. М. Скабичевский. Наш исторический роман в его прошлом и настоящем (1886)

Знаете ли вы, что гранильщики драгоценных камней держат перед собой изумруд? Когда глаза устают, то дают им отдыхать на изумруде. Таким изумрудом для меня были всегда две вещи: «Капитанская дочка» Пушкина и «Казаки» Толстого. Хорош для этого и «Герой нашего времени».

— Письмо А. И. Куприна к Ф. Ф. Пульману. 31 августа 1924 г.

Главная русская идиллия: история любви и спасения на фоне беспощадного бунта. Обратившись к истории Пугачёвского восстания, Пушкин пишет классически ясную книгу о самом необходимом для жизни в России — о том, что любовь и милость важнее справедливого возмездия, а добрый нрав и чистое сердце спасают даже в самые жестокие времена.

— Юрий Сапрыкин. Александр Пушкин. Капитанская дочка

ТЕСТ 9 класс «Пунктуация»

Вариант 1

1. Укажи предложения, в которых на месте пропуска необ­ходимо поставить тире.

а) Мир _ широк, а цыгане не любят приходить в места, где уже раз побывали.

б) Ранняя юность _ тревожное, но чудесное время.

в) Попов омут _ ровная голубая лента, брошенная в зеленую траву.

г) Я __ человек подневольный и за барское добро отвечать должен.

2.Вставь, где необходимо, знаки препинания. Отметь сложные предложения.

а) Савельич поглядел на меня с глубокой горечью и пошел за моим добром.

б) Река ещё не замерзала и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах покрытых белым снегом.

в) Я глядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал но ничего не видал кроме деревушки окруженной бревенчатым забором.

г) Прошло несколько недель и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но и приятною.

3. Какие предложения осложнены обособленными опреде­лениями? Расставь знаки препинания в предложе­ниях.

а) Листья то косо летели по ветру то отвесно ложились на сырую траву.

б) Встревоженный голосами раздававшимися на улице хозяин не сразу открыл дверь.

в) Желая укрыться от дождя мы разбили палатки.

г) Поднялась за рекой туча большая и темная.

д) Молодые березки еще не успевшие окрепнуть темнели нежной листвой.

е) Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина.

ж) Мы посетили эти удивительные места России известные с самого раннего детства.

з) А он испуганный и встревоженный так и не смог успокоиться в течение всего дня.

4. Какие предложения осложнены обособленными обстоя­тельствами? Расставь знаки препинания в предло­жениях.

а) Лучина горела на столе печально вспыхивая и погасая.

б) Я подошел к голове лошади взял ее за узду и сдернул с места.

в) На самой середине избы висела люлька привязанная к концу длинного шеста.

г) Вследствие всего вышесказанного мне не для чего толковать читателю каким образом я попал в Лебедянь.

д) Сгорбившись и запутавши лицо я ожидал терпеливо конца ненастья.

е) На ярмарочной площади бесконечными рядами тянулись телеги а за телегами лошади всевозможных родов.

ж) Разговаривая с ними он обыкновенно глядит на них сбоку.

5. Найди ошибки в предложениях с обособленными члена­ми и исправь их.

а) Наездники, рассеясь, тотчас ускакали, и степь опустела.

б) В это время из-за высоты находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре вся степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями.

в) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю.

г) Они подходили один за другим, целуя распятие, и потом кланяясь самозванцу.

д) Воспитанные на чистом воздухе, в тени садовых яблонь они знание света и жизни черпают из книжек.

е) Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского опытного и тонкого ценителя псовых достоинств.

ТЕСТ 9 класс «Пунктуация»

Вариант 2

1. Укажи предложения, в которых на месте пропуска необ­ходимо поставить тире.

а) Калиныч _ добрый мужик, усердный и услужливый мужик.

б) Пушкин _ есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа.

в) Лишнее говорить _ только делу вредить.

г) Цветы на полянке_ словно маленькие искрящиеся звездочки.

д) Я _ начинающий спортсмен, поэтому мне необходимы ежедневные тренировки.

2. Вставь, где необходимо, знаки препинания. Отметь сложные предложения.

а) Я не почел нужным оспаривать мнение казака и с ним вместе отправился в комендантский дом.

б) Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.

в) Разговор у коменданта продолжался но я уже в него не мешался и ничего не слушал.

г) Через час урядник принес мне пропуск подписанный каракульками Пугачева и позвал меня к нему от его имени.

3. Какие предложения осложнены обособленными опреде­лениями? Расставь знаки препинания в предложе­ниях.

а) Мягко похрустывая пухом рассыпается под ногами снег.

б) Голос его был тих вкрадчив и неуверен.

в) Нестройные но воодушевленные звуки понеслись по роще.

г) Дождь нудный и бесконечный все еще лил и лил.

д) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой

е) Сначала они только молча разглядывали беспомощную пугливо озиравшуюся по сторонам девушку.

ж) Взволнованный он долго не мог уснуть.

з) Вдали в тумане уже виднелись горы похожие на каких-то невиданных животных.

4. Какие предложения осложнены обособленными обстоя­тельствами? Расставь знаки препинания в предло­жениях.

а) Я перебрался через сухой ручей весь заросший лозняком поднялся в гору и въехал в лес.

б) Очерки деревьев обрызганных дождем и взволнованных ветром начинали выступать из мрака.

в) Бирюк сидел возле стола опершись головою на руки.

г) Я бросился в направление шума и прибежал спотыкаясь на каждом шагу на место битвы.

д) Отставной поручик Хлопаков маленький смугленький человек лет тридцати прилежно посещает ярмарки.

е) В последний раз выслушав восклицание Хлопакова и хохот князя я пошел в свой номер.

ж) Перед настежь раскрытою дверью конюшни стоял сам хозяин человек уже немолодой высокий и толстоватый.

5. Найди ошибки в предложениях с обособленными члена­ми и исправь их.

а) С неспокойной совестью и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем, и, не думая с ним уже когда-нибудь встретиться.

б) Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться.

в) Пораженный страхом, я иду за матушкой.

г) Подходя к комендантскому дому мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов в треугольных шляпах.

д) Крепости выстроены были в местах, признанных удобными, и заселены были казаками давнишними обладателями яицких берегов.

е) Несмотря на все наши предосторожности весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *