Коммунизм и православие

Благословенные Им наследуют землю,

а проклятые Им истребятся (Пс. 36: 22).

Буду ходить пешком, назло кондуктору.

В начале XXI века в русском обществе снова идет дискуссия о совместимости христианства и коммунизма, как и в начале ХХ века. Чем она кончилась тогда — мы знаем. Выучили мы историю или она сегодня повторит свой урок?

Иисус Христос учит любви. Христианство говорит: все мое — твое. Коммунизм говорит: все твое — мое. Молодое поколение не понимает, что такое коммунизм. Теперь уже никто не читает ни Ленина, ни резолюций съездов партии, где говорится о борьбе с религией, в первую очередь — с Православной Церковью. Роль Православной Церкви в России огромна. Ленин взывал к ее полному уничтожению. Когда он говорил о религии, его лексика становилась подлинно богоборческой и переходила все мыслимые границы: он был одержим богохульством и не мог говорить о вере в Бога без проклятий. Религия для него — «поповщина», «заигрывание с боженькой», «самая гнусная из вещей», «труположество»… «Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная зараза», — так писал Ленин А.М.Горькому еще в 1913 году. Ранее, в 1909 году, он писал: «Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии» («Об отношении рабочей партии к религии»).

Ленин — настоящий и законченный богоборец. Но Ленин — навечно вождь коммунистов, поэтому нельзя отделить коммунизм от богоборчества Ленина.

До победы революции Ленин допускал, однако, членство в партии верующих рабочих, но это был только лишь тактический ход, который для него допустим, пока идет борьба за власть. В 1905 году он писал: «мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих… Для нас же идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело… Отчего мы не заявляем в своей программе, что мы атеисты? отчего мы не запрещаем христианам и верующим в бога поступать в нашу партию?.. Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе…». — И далее: «Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией» («Социализм и религия»).

Однако сразу же после захвата власти в октябре 1917 года большевики издают ряд декретов, направленных против Церкви в духе воинствующего атеизма. В ответ на это Патриарх Тихон предал власть коммунистов анафеме: «Анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви православной». Поместный Собор 1917 г. подтверждает анафему советской власти, постановлением, в котором «с любовью приветствует» это послание, называет его «духовным мечом». По смыслу послания, анафема распространяется на всех, кто ведет и поддерживает любые разрушительные действия против Церкви. По учению Церкви, это означает, что такие лица неминуемо получают возмездие от Бога, если только не принесут покаяние. Вместе с тем, анафема заранее возвещает, что действия врагов Церкви обречены на конечную неудачу. Эта анафема сохраняет свою силу навсегда.

Многие люди состояли в партии, не участвуя активно в гонениях на Церковь. Распространяется ли анафема на них? Одно дело — сознательная поддержка коммунистической политики, направленной против Церкви, другое дело — бессознательное следование ей. Значительная часть коммунистов плохо представляли, что делала компартия. Но, тем не менее, они содействовали ее борьбе против религии и вместе с тем — против справедливости. Анафема, безусловно, распространяется на всех, кто так или иначе способствовал коммунистической диктатуре. Что касается тех лиц, которые, зная об ужасах гонений на Церковь, все равно поддерживали партию, их ответственность гораздо больше. Каков будет окончательный суд Божий, знает только сам Бог.

Приведем еще несколько цитат из документов и писем «вождя мировой революции». В письме Дзержинскому: от 1 мая 1919 г.: «…необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Из Приказа от 25 декабря 1919 года: «Мириться с «Николой» глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы» (т.е. пропустивших субботник при погрузке дров в вагоны в день Николая Чудотворца 19 декабря)».

В ныне широко известном письме В.М. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 г. в связи с протестами населения в Шуе: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

Количество подобных цитат можно умножать и умножать, но этому мешает размер нашей публикации. Надеемся, сказанного достаточно.

С самого начала своего прихода к власти коммунисты развязали неслыханный по жестокости «красный террор». О котором и говорят приведенные цитаты. Несмотря на то, что этот террор осуществлялся на глазах у всех, Ленин с неслыханной наглостью отрицает его и называет клеветой: «Нас всегда обвиняли в терроризме. Это ходячее обвинение, которое не сходит со страниц печати. Это обвинение в том, что мы ввели терроризм в принцип. Мы отвечаем на это: «Вы сами не верите в такую клевету» (ПСС, т.39, стр. 404).

Сегодня коммунисты нигде не говорят о принципах ленинской политики, и все, кто рассуждает о возможности доверия коммунистам, не имеют понятия об этих принципах. Многие современные люди наивно не верят в то, что коммунисты до сих пор одержимы духом атеизма, а напрасно, потому что, как показывают приведенные мысли и указания Ленина, история ХХ в. может повториться в XXI в. Памятник Ленину в Уфе, совсем недавно — минувшей осенью — вновь поставленный усилиями партии, ясно говорит о намерении оживить дела Ленина в вернуть в полном масштабе его политическую практику.

Идеологическая борьба компартии с христианством шла всегда, непримиримость коммунизма и христианства подтверждалась постоянно. Мы не знаем ни одного документа, где она отказывалась бы от этой борьбы. Поэтому мы не можем доверять партии коммунистов, пока она последовательно и доказательно не отказалась от своего антихристианского учения, чего, конечно, никогда не будет. Поэтому верить предвыборным обещаниям коммунистов просто не умно, нужно верить делам. Нужно рассматривать ситуацию в совокупности — историю, программу, платформу, реальные дела. Если коммунисты продолжают исповедовать идеологию Ленина, то они будут делать все то, чему учил их вождь. С его точки зрения религию нужно уничтожить полностью. Отсюда следует, что они ни перед чем не остановятся, если они вернутся на утраченный ими трон: террор будет непременно развязан, если коммунисты вновь получат власть.

Дело не только в том, что они творили все это, а значит, готовы снова заниматься терроризмом, а еще более в том, что они последовательно борются с религией, стремясь убить не только тело, но и душу. Коммунисты с самого начала объявили Церкви смертельную борьбу. Ведут ли они сейчас эту войну? У коммунистов сейчас нет возможностей, которые им предоставляло обладание властью. Но они готовы возобновить борьбу с Церковью. При появлении такой возможности

Сегодня компартия, внешне ведет себя мирно, они вновь молчат о своем атеизме, как скрывали свое богоборчество в 1905 году, даже якобы сочувствует христианству, вплоть до поклонения господином Зюгановым Поясу Пресвятой Богородицы — впрочем, наряду с поклонением Ленину. Религиозные акции г-на Зюганова не говорят ли о том, что коммунисты стали «хорошими»? Нет, не говорят, поскольку невозможно поклоняться двум богам. Как мы видели, Ленин считал, что в борьбе за власть можно принимать верующих в партию и возможно их сближение с партией. Именно такова современная тактика коммунистической партии, которая пытается сблизиться с верующими, и следует признать, она действует довольно успешно. Пролетариев нет, но современная мудрая интеллигенция, не читавшая Ленина и не желающая знать историю, так же охотно принимает предвыборные лозунги компартии, как и пролетарии 100 лет назад. Однако, пока г-н Зюганов не принес публичного покаяния в радикальных ошибках компартии, не отрекся от культа личности Ленина, что означает его «поклонение» Поясу Богородицы? Не похоже ли это на притворное намерение Ирода поклониться Младенцу Христу: «И когда найдёте Его, сообщите мне, чтобы я тоже мог пойти и поклониться Ему» (Мф. 2: 8)? Надо быть честными. Нельзя пить из Чаши Христовой и чаши бесовской! Что общего у Христа с Велиаром?

Голосовать за коммунистов — это грех. Некоторые считают, что увеличивается количество голосующих за коммунистов. Социологи говорят, что это результат протестного голосования против современного нам беззакония. Но ведь коммунисты совершили неизмеримо больше преступлений, чем наша «элита». Почему же народ им верит? Действительно, большую роль в этом играет протестное голосование, которое является следствием отчаяния. Люди голосуют так единственно, чтобы досадить Путину. Если люди не обдумывают свои поступки, значит, люди ведут себя крайне наивно, по-детски: «Буду ходить пешком, назло кондуктору». Это очень характерно для русского народа, это говорит о чистоте народа, но и о его беззащитности. Он легко становится жертвой обманщиков.

Народ должен хорошо узнать принципы, приемы этой партии. Но самое главное, чтобы народ молился.

Церковь никому зла не желает, она никого не преследует, она не борется с коммунистами силовыми методами. Наша война не против плоти и крови, а потов духов злобы поднебесной. Церковь борется против злого духа — призрака коммунизма, бродящего по Европе, против всякого злого духа насилия, жестокости, и гонений.

Протоиерей Александр Салтыков, историк Церкви, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах

Коммунизм является результатом христианского поиска наилучших форм помощи человека человеку (см. очерки «Философия как демон бизнеса» и «Философия помощи»). Идеалы всемирного братства, свободы от экспулатации, социальной справедливости, солидарного творческого труда — всё это никак нельзя вывести из атеистического материализма, зато неоднократно встречается в самых разных христианских текстах. Возникает вопрос: почему в таком случае атеизм?
У Маркса есть чёткий ответ: религия усыпляет, расслабляет и отвлекает от реальности; надежда на сверхъестественную помощь уменьшает необходимость помощи здесь и сейчас. В данном случае, как сказал бы Ницше, христианская мораль обращается против собственных основ: требование Бога помогать ближнему ведёт к необходимости отрицать Бога. Однако эмпирическая реальность опровергает эту железную логику. Христианство оказывается не просто совместимым с активной деятельностью по преобразованию несправедливого мира, но является главным источником и побудителем такой деятельности. Даже если не принимать во внимание протестантизм, можно заметить тот факт, что во всех католических странах левое движение не только не было антихристианским, но, напротив, всячески опиралось на христианство. Чего стоит одна только теология освобождения и её крайнее коммунистическое ответвление теология революции, с её партизаном-героем Камилло Торресом. Резкое антихристианство и вообще антирелигиозность (в Азии практически нигде коммунисты не воевали ни против ислама, ни против буддизма, ни против других традиционных религий; даже такой лихой революционер, как Мао, был благосклонен к конфуцианству) оказываются уникальным явлением, свойственным только христианскому Востоку, православному миру.
Отчего же православные люди вдруг взбунтовались против веры своих предков? На мой взгляд, корни этого бунта следует искать в положении мирян в православии. Обычно считается, что в восточных церквах духовенство не столь отделено от мирян, как у католиков. Однако вот затруднение: византийские источники постоянно сообщают о том, что миряне не очень блюдут церковные заповеди и в целом относятся к этой стороне жизни с известным пренебрежением, а духовенство смотрит на это сквозь пальцы (любопытно, что почти теми же словами ситуация описывается и для других стран и эпох, например для России 19 века). В то время как на Западе миряне постоянно проявляют религиозную активность. Это раскрывается не только в еретических движениях, но и во вполне ортодоксальных институциях, а именно в организации братств. Первые религиозные братства мирян в Западной Европе упоминаются уже в 8 веке. Пик их активности приходится на 15 век, и именно они послужили организационной основой для многих протестантских сект (голландские «Братья общинной жизни», «Богемские братья» и др.). В православном мире первые братства появляются только в 16 веке, и как раз в том месте, где духовенство, в силу посторонних исторических причин, попало в жестокий кризис. Речь идёт, прежде всего, о Перемышльской и Львовской епархиях. В дальнейшем именно братства мирян стали опорой православия в этом регионе и именно они спасли его, несмотря на прямое предательство значительной части духовенства. Однако как только духовенство приходило в себя, его представители тут же принимали меры по ограничению свободы братств и подчинению их своей власти. В 19 веке братства, как бы в продолжение украинских и белорусских, были учреждены и в Российской империи. Но тогда вся религиозная жизнь была жёстко подчинена государству, и братства не могли быть исключением. Хотя именно они играли главную роль в благотворительной и просветительской деятельности, а также в выработке эффективного хозяйственного этоса.
С приходом коммунистов и началом преследований духовенство вновь вспомнило о вольных братствах мирян как о средстве спасения Церкви. Но было уже поздно: бОльшая часть мирян увидела наилучшую возможность реализовать заповедь помощи ближнему и все связанные с этим заповеди именно в рамках движения, которое считало всё церковное сдерживающим и даже вредным фактором. Такое впечатление, что христиане сбросили с себя оковы христианства, чтобы осуществить его посыл. Роль квазиправославного братства взяла на себя коммунистическая партия. Чтобы понять, насколько точно такое отождествление, остановимся на том, как функционировали братства. Помимо того что они обустраивали храмы в своих регионах, содержали духовенство, религиозные школы, издательства и проч., главное, что они делали — это формирование определённого этоса. Братство — это вольное объединение: хочешь присоединяйся, хочешь нет; от церкви тебя не отлучат. Поэтому братство может поставить условием членства самые жёсткие нравственные условия. В братства принимались только люди, которые демонстрировали свою преданность вере на деле, своей добродетельной жизнью. Помимо прочего, это были люди непьющие, работящие, семейные, честно ведущие свои дела и проч. и проч. Если кто-то из братьев начинал отклоняться от принятого в братстве образа жизни, его «прорабатывали» — чтобы бросил пить, вернулся в семью, лучше работал и т.п. После ряда увещеваний его могли выгнать из братства, а это уже влияло на его общественное положение: многие двери и лестницы закрывались. Точно такой же механизм действовал в протестантских сектах, чем способствовал развитию капитализма в Америке. И ровно такой же механизм действовал в Коммунистической партии Советского Союза.
Настоятель Кентерберрийского аббатства Хьюлетт Джонсон очень убедительно показал в своей нашумевшей книге «Христиане и коммунизм», что СССР был, по сути, христианским государством. Когда СССР пал, посыпалось много ложной, а иногда и лживой, критики: дескать то было не так и это было не так. Трезвый исторический анализ дезавуирует почти все подобные мифы, и насчёт репрессий, и насчёт Мировой войны, и насчёт многого другого. В Советском Союзе всё было так, кроме одной вещи, но именно она определила его судьбу. Советские лидеры, особенно до Хрущёва, допустили минимум ошибок и создали действительно мощнейшее в истории государство, с которым многие народы мира связывали самые светлые надежды. Во всём гигантском организме Советского государства была только одна, но ключевая, несообразность, и её никак нельзя назвать ошибкой. Это атеизм. Между прочим заметим, что христианские авторы могли бы воспользоваться этим обстоятельством, чтобы продемонстрировать результаты советского исторического эксперимента: всё может быть идеальным, но если в основе безбожие, всё рухнет. Мы же сосредоточим внимание на том, что имелось противоречие между христианским этическим посылом и антихристианской идеологией, а также на том, что атеизм слишком зыбкая почва для столь грандиозных построений (об этом см. очерк «Смысл монотеизма»).
Итак, православные христиане, которым их духовенство не позволило развернуться в рамках христианских организаций, ударились в отрицание христианства, чтобы реализовать нравственный посыл, воспитанный в них некогда тем же духовенством. Обида мирян на духовенство была столько велика, что дело доходило даже до массовых расстрелов. Хотя надо учитывать, что эти случаи ярости связаны не только с глубинными религиозными, но и с преходящими политическими причинами: многие представители духовенства, привыкшие отождествлять себя с чиновниками империи, действительно участвовали в контрреволюционной деятельности, иногда словом, а иногда и делом. Недаром, на Всезаграничном соборое в Карловцах большинство потребовало включить в само исповедание веры положение о монархии, что вызвало раскол. Однако отчего же получился такой раскол между духовенством и мирянами? Отчего ни в Византийской, ни в Российской империи вольные христианские братства не стали тем руслом, в которое миряне направили бы свою нравственную энергию?
Надо сказать, что и опаску духовенства в отношении подобной активности мирян можно понять. Ведь католическая вольность закончилась Реформацией. Лютер, когда начинал свою деятельность, имел в виду только небольшие исправления церковной жизни. Но всё закончилось тем, что каждое отдельное братство вообще отвергло духовенство как институт и обрело свободу самостоятельно определять, каковы его вера, его богослужение и общинное устройство. В отсутствии священников и церковной иерархии уже ничто не могло удержать эти группы мирян от дрейфа не только за пределы выстраданной веками ортодоксии, но и вообще за пределы христианства. Почти сразу появились унитарии, отрицающие Божественную природу Иисуса Христа, а потом возникли и другие, самые экзотические направления, вроде мормонов. Можно сказать, что и полуязыческие течения New Age позднейший результат всё того же дрейфа протестантских групп. Тот факт, что значительная часть протестантов всё ещё остается в рамках никейской ортодоксии, можно объяснить только гравитацией громадного тела Римской церкви, ещё удерживающего на своей орбите отколовшиеся спутники, даже вопреки взаимному неприятию. Таким образом, без иерархического священства вольные мирские братства вырождаются, в полуязыческие секты или в «догвили». А без вольных мирских братств Церковь распадается: духовенство занимается обрядами, почти не думая о мирянах и их нуждах, а миряне занимаются своей жизнью, почти не думая о духовенстве, а если и думая, то с раздражением и презрением.
Идеальный выход из этой ситуации кажется очевидным: гармония священства, хранящего ортодоксию, и вольных мирских братств, аккумулирующих и направляющих созидательную энергию. Это способствовало бы и подъёму религии с нравственностью, и подъёму хозяйственной жизни. Могучая Россия вновь могла бы стать мировым лидером и средоточием всеобщих надежд, но уже с более твёрдой и одновременно более человечной основой. Однако, учитывая всё вышесказанное, я пока не понимаю, как всё это может состояться.

Tags: коммунизм, конструктивная этология, православие, сравнительная этология

В последнее время в лагере, условно называемом его политическими противниками «ватным» или «русофильским», стало модно соединять коммунистические идеи возрождения Советского Союза с ценностями православия. Некоторыми это трактуется как одна из форм примиренчества, другие видят в этом откровенное издевательство над историей и религиозными вопросами. Ваш покорный слуга решил проанализировать сущность этого странного на первый взгляд тандема, чтобы понять, как прежние идеологические противники смогли найти точки соприкосновения.

Нужно отметить, что многие странные на первый взгляд явления в современной России объясняются отсутствием у народа единого взгляда на события XX столетия. Прежде всего это относится к советской истории, у которой есть как поклонники, так и противники. И если по целому ряду вопросов русский народ смог объединиться, то деление на «белых» и «красных» по-прежнему разводит русских людей по разные стороны баррикад.

Православию в этом смысле повезло и не повезло одновременно.

Если мы возьмем классические каноны православной и коммунистической идеологии, то они в корне противоречат другу другу. В основе православия лежит вера в Бога и жизнь после смерти. Что касается коммунистов, то они заимствовали свою материалистическую доктрину у Маркса и до последнего времени были сторонниками полного уничтожения религии.

До определенного момента каждый из идеологических противников прекрасно понимал чуждость и опасность своего врага и боролся с ним всеми возможными способами. Все это продолжалось ровно до тех пор, пока сторона, оказавшаяся в заведомо проигрышном положении, не сдалась и не стала частью системы.

Коммунисты начали борьбу с церковью с первых же лет своего правления. В 1918 году они приняли декрет об отделении церкви от государства. Образование стало не просто светским, но и атеистическим. Тысячи священников были лишены своих приходов, а многие арестованы или вовсе уничтожены.

Следующим шагом стало лишение церкви ее имущества, которое на 1917 год состояло преимущественно из ценностей, служивших для проведения обряда. Ну а с 30-х годов началось уже тотальное уничтожение храмов и священников. В каждой церкви среди прихожан и священников появились агенты НКВД, которые доносили о каждом неосторожном слове, произнесенном в адрес советской власти. В результате все политические противники СССР в среде духовенства и мирян были ликвидированы уже к концу 30-х.

В последующие годы православная церковь влачила жалкое существование вплоть до распада Советского Союза. При этом она полностью маргинализировалась. Туда был закрыт доступ образованным слоям общества, основными прихожанами стали пожилые люди, которые хотели, чтобы их просто оставили в покое. Вследствие этой катастрофы православная церковь не могла не деградировать, приняв в целом тот облик, который она имеет сейчас.

Перестройка и последующие либеральные реформы на время вывели православную церковь из летаргического сна. Многие антисоветски настроенные интеллектуалы новой России попытались вернуть церковь к ценностям дореволюционного прошлого.

Однако было слишком поздно. Громимое чуть ли не целое столетие, православие оказалось не в состоянии быстро воскреснуть, чтобы опять стать стержнем общества.

В свете этого в церкви нашли прибежище националисты и мракобесы всех мастей.

Понятно, что эти люди интересовались не византийским и славянским духовным наследием, а искали способы приспособить православие под свои идеалы. Их совершенно не заботил имидж церкви и ее последующее выживание.

И вот мы уже в шаге от «православного коммунизма».

Коммунисты за годы вынужденного отрешения от власти также не сидели сложа руки. Они быстро поняли, что могут использовать религию в своих целях. Изменив стратегию, они начали объяснять прежние гонения на церковь ошибками и перегибами, которые вполне можно исправить. Ища покровителей, православные иерархи охотно поверили в мнимое раскаяние своих прежних врагов.

Вполне при этом логично, что, пойдя на соглашательство с коммунистами, православие оторвалось от своих корней и во-многом приняло на себя несвойственную ему роль.

На рубеже 2014 года в обществе началось противостояние на всех фронтах. Поскольку православие всегда считалось общерусской конфессией, то оно не могло не быть гонимо там, где побеждали русофобы. В данной ситуации приверженцы советского прошлого оказались с православными по одну сторону баррикад. Так образовался причудливый лагерь, в котором прежние противники встретились за одним столом.

Но раз есть общий лагерь, то необходимы и общие ценности. И здесь коммунисты и православные, долгое время жившие в одном государстве, нашли на что опереться. Они начали борьбу со всем, что олицетворяло в России прогресс и Европу. Вопреки здравому смыслу, они начали тянуть страну в отсталость и закрытость.

И вот уже православные и коммунисты единым фронтом выступают против выставок и атеистических книг, заявляют об оскорблениях чувств верующих, рассказывают о тысячелетней православной традиции русского народа.

Понятно, что, будучи чужды по своей сути, коммунисты и православные рано или поздно разойдутся в разные стороны. Вопрос лишь в том, как долго будет существовать их мнимое содружество и какие беды оно принесет православию.

Православие – часть русской культуры и истории. Нет числа литературным, музыкальным или живописным произведениям, созданным по мотивам его канонов. Даже сейчас в его среде встречаются величайшие умы России вроде Андрея Кураева. Хочется верить, что рано или поздно живительный источник веры освободится от коммунистической мути и станет основой для новой, обновленной России. Очень хочется дожить до этого момента.

Аркадий Вертязин

УДК: 340

Зимина Ксения Юрьевна

Адъюнкт.

Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний

ziminy3 3 @mail .ru

Ksenia Yu. Zim^

post-graduate student

of VLI of the FPS of Russia

ziminy3 3 @mail .ru

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КОММУНИЗМ: КОНФЛИКТ ДВУХ ИДЕОЛОГИЙ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ

THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND COMMUNISM: THE CONFLICT OF THE TWO IDEOLOGIES OF THE LAST

Аннотация. В статье рассматриваются на первый взгляд две противоположные идеологии — Русской Православной Церкви и коммунизма. Но, изучая догмы коммунизма, мы находим, что в них заложены основные идеи, а вернее заповеди христианства. Приводиться ряд примеров подмены религиозных установок, обрядов и прочего. в идеологию советского периода. Помимо этого, дается ответ на вопрос: почему политика воинствующего атеизма не привела к полной атеизации населения.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Советский период, коммунизм, идеология, государство, религия, атеизм, заповеди.

Keywords: Russian Orthodox Church, the Soviet era, communism, ideology, state, religion, atheism, commandments.

В своей авторской передаче «Слово пастыря» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, однажды затронул интересную тему для рассуждения. В ней говорилось о том, что в основе коммунистической идеи в нашей национальной интерпретации, была заимствована христианская этика . Эти размышления заставили нас задуматься, по каким причинам православная вера оказалась фундаментом идеологии коммунизма, и почему политика

Советского Союза не привела к тотальной атеизации населения. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вернуться в прошлое столетие.

Но прежде, хотелось бы напомнить один важный момент. Оценивая советскую власть, следует учитывать, что на протяжении всей истории России Православие являлось духовно — нравственным стержнем общества. Российское государство сформировалось и достигло своего величия при активном участии этой господствующей религии, что нашло отражение в русской культуре, искусстве, в образовании, в праве, в брачно-семейных отношениях, в формировании чувства долга и патриотизма.

В начале ХХ века история нашего государства раскололась на два периода — до Октября 1917 г. и после. С приходом к власти большевиков жизнедеятельность государства и общества стали строиться в совершенно иной парадигме. Если до революции можно было сказать, что «до Бога высоко, до Царя далеко», то после — ни один человек не оставался вне поля зрения. Установился тотальный контроль и учет над всеми людьми с момента их рождения и до самой смерти. Изменилась иерархия ценностей, качество жизни, утратилось понятие духовной составляющей человека.

Не вдаваясь в подробности ретроспективного анализа 1917 года, хотелось бы перейти к идеологии, которую несла за собой коммунистическая партия. В этой связи нам интересна личность И.В. Сталина: что именно он мог внести в идеологию тогдашней России. Для этого обратимся к его биографии. Его мать, Екатерина, была верующим человеком, и желала, чтобы ее сын окончил семинарию, став в будущем священником. Иосиф Виссарионович поступил в Тифлисскую духовную семинарию, но вскоре его отчислили. Что послужило причиной этому, вопрос остается до сих пор дискуссионным. В советской прессе писали, что он создал революционный кружок в стенах образовательного учреждения. Однако, в копиях документов Тифлисской семинарии не находится решительно никаких подтверждений тому, чтобы политическая активность Иосифа Джугашвили стала причиной отчисления его из семинарии; более того, нет признаков, что она вообще была замечена семинарским начальством. Зато обнаруживаются совершенно другие объяснения. Первое находим в журнале педагогического собрания Правления Тифлисской духовной семинарии за 29 мая 1899г. В этот день было постановлено отчислить Джугашвили за неявку на экзамен по неизвестной причине . Но, когда в апреле 1902 г. Джугашвили был арестован в Батуме, на допросе он заявил, что ушел из семинарии «по неимению средств» . Так или иначе начался новый период в жизни И.В. Сталина, интересы которого теперь занимали марксистская деятельность и участие в революционных кружках.

Находясь у власти, И.В. Сталин осознает, что если вывести Церковь из государственного строя, то ее нужно чем-то заменить. Так, взамен сформировалась идеология, которая существовала на протяжении 76 лет. И, конечно, он не мог не внести туда того на чем основывалось Православие на протяжении двух тысячелетий — Заповеди Моисея. Из десяти заповедей он заимствовал последние шесть.

Первые слова Бога, данные Моисею, которые он должен был заложить в основания Закона, гласят: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои». И Христос, не нарушая этой парадигмы, в Нагорной проповеди говорит: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Бог призывает человека к святости.

Обращаясь к десяти Заповедям, данных Богом еврейскому народу через Моисея, мы видим в новой идеологии интерпретацию этого начала. Стоит посмотреть на Устав комсомола или партии, на «Кодекс строителя коммунизма», в них нет ничего нового, кроме того, что было принесено Спасителем на землю. «Почитай отца твоего и мать., не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, не пожелай ничего чужого…» — все эти основы лежат в новой идеологии. Примечательно, что и в уголовном, и в гражданском кодексе, они являлись и являются базовыми началами.

Еще одно подтверждение тому, что идеология коммунизма изначально была христианско-религиозной, вновь открывает нам Библия. В книге Деяния Апостолов мы находим следующее: «никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». Здесь речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества.

Отвечая на второй вопрос, почему политика воинствующего атеизма не привела к полной атеизации населения, мы скажем, что коммунизм и есть своего рода религия, не допускающая никакого инакомыслия. Диакон Артемий Сильвестров определил ее, как энтузиастическая квазирелигия, поскольку она имеет в себе присущие черты классической религии, например, собрание сочинений «классиков» — это светское подобие «Священного писания», партсъезды — «Вселенские Соборы», и даже Троица своя есть — Маркс, Энгельс, Ленин с «еретиками» в виде Троцкого и Каутского. Коммунистические демонстрации с портретами вождей- замена крестного хода с хоругвями.

Как мы видим, коммунизм — это некая «пародия» на Церковь Христову. Жизнь без Бога, построение Царства Земного без веры невозможна. Неудивительно, что многие, к большому неудовольствию «отцов-основателей», отказались от этой идеи, например, Троцкий, написавший книгу «Преданная революция».

И последнее, хотелось бы коснуться вопроса о нравственных нормах, по которым жили люди в советское время. Идеология, которую несли большевики и коммунисты, имела в своей основе и идеи христианской нравственности. Многие наверняка не осознавали, а молодое поколение и вовсе не знало, откуда были взяты эти нормы, поскольку атеизм присутствовал во всем, включая образование. С периодичностью усугубляли ситуацию то репрессии 20-30 гг. против верующих и служителей Церкви, то объявленная в 1938 году пятилетка «безбожия», а также политика Хрущева, обещавшая в скором времени показать «последнего попа». Народ жил, данными Богом, нравственными законами, но не духовными, поскольку их определяли молитва, Таинства, изучение Библии и многое другое. Лишь в некоторых семьях дети знали, что является источником этих норм.

Оценивая советское прошлое, мы признаем, что оно полностью преобразило Россию, но улучшило ли оно народ? У каждого на это свой ответ. На наш взгляд нет. Сегодня не поддаются исчислению духовные, нравственные и физические потери.

Идеологию советского времени, советское мировоззрение, нравственность еще долго будут оценивать и анализировать. Однако не стоит забывать, что вера — это основа религии, а религия — это основа нравственности. Поэтому так актуальны размышления Святейшего Патриарха Кирилла о значении советского периода. Это своего рода приглашение ученых, политиков, идеологов к диалогу, к тому, чтобы мы на примере советской России, советской идеологии попытались выстроить что-то полезное и важное для нашего будущего. Ведь кто как ни Русская Православная Церковь выступает эффективным, проверенным многими столетиями катализатором в духовно-нравственном возрождении общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Деян.4:32.

2. Исход (20:2-17), Второзаконие (5: 6-21).

3. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 62. Л. 7.

4. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 80. Л. 9-10.

5. «Русский Сборник: исследования по истории России \ Том XIV. М. 2013.

— URL: https://secrethistory.su/788-seminarist-dzhugashvili-1894-1899.html .

7. «Слово пастыря». Выпуск от 12 февраля 2011г. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1445720.html .

8. Христианство и коммунизм: христианский взгляд на СССР. — URL: https://cont.ws/@georgy/184807.

1. Acts.4:32.

2. Exodus (20:2-17) And Deuteronomy (5: 6-21).

3. RGASPI. F. 558. Op. 4. D. 62. L. 7.

4. RGASPI. F. 558. Op. 4. D. 80. L. 9-10.

5. «Russian Collection: studies in the history of Russia \ Volume XIV. M. 2013.

— URL: https://secrethistory.su/788-seminarist-dzhugashvili-1894-1899.html .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *