Кому молиться если все плохо?

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва когда хочется умереть на сайте: молитва-богу.рф — для наших многоуважаемых читателей.

В чем смысл жизни

Как уверяет статистика запросов по данному вопросу огромное множество. В чем причина и что с нами вдруг стало не так? И что делать, если хочется умереть?

Стараясь разобраться в этой теме, пришлось прочитать много публикаций и посетить не один чат. Странно, но все рассказы начинаются примерно одинаково, как под копирку, стараясь объяснить свое состояние: «непонятная усталость на душе… даже понимая, что это не выход, довольно трудно отогнать навязчивые мысли, которые не покидают голову…»

Откуда берутся такие мысли? Страшнее всего в такой ситуации — остаться в полной изоляции, но ведь именно все к этому и стремятся…. Замкнутый круг? Так кому это выгодно и кто наполняет светлые еще вчера умы подобным вздором?

Жизнь не стоит на месте, а просматривая новостные каналы, еще можно услышать не только негативные материалы. Авторы передач стараются удивить нас анонсами: где отдохнуть, как развлечься, куда сходить… Однако, люди добровольно закрыться в своей «ракушке» , чтоб «страдать» на пустом месте, поддаваясь негативу.

Оставшись наедине с собой и устав от постоянных однообразных мыслей, так хочется, чтоб кто-либо услышал и развеял все сомнения, прогнал навязчивые мысли о смерти. Так почему же не кричим о состоянии души, не ищем помощи и тех, кто реально поможет? Почему не сказать громко, чтоб нас услышали: я хочу умереть, что мне делать?! Ответ прозвучит хоть и банально, однако в нем заложена суть, хотите знать — что делать? Жить!

Большая часть людей, просто не умеет или разучилась жить и любить жизнь! Да, да пусть данный ответ не удивляет вас так сильно. Большинство боится жизни, настоящей, с ежедневными заботами и проблемами. Уход не решает проблем и доказательств тому не мало.

Во что вы верите — в науку? В то, что мысль материальна, а энергия никуда не исчезает? Увы, значит решить проблему еще сложнее? Так что делать, если хочешь умереть, если все сложнее сопротивляться, этому желанию? Следовательно, пришла пора действовать и начать разобраться. Первое, необходимо выяснить — откуда ветер дует? Когда пришло осознание — я хочу умереть, что делать, кто или что послужило толчком? Только вы сможете ответить на вопрос!

Порой самостоятельно действовать сложно, но и обращаться за помощью в интернет не следует! Необходима помощь профессионала, который поможет разобраться в себе, найдет точку возврата и даст ответ на интересующий вас вопрос: что мне делать я хочу умереть? Так к кому обратиться? Решать, конечно, вам, однако подумайте, кто может ответить на все вопросы, как с научной точки зрения, так и с позиции духовной жизни? Кого боится тот, кто нашептывает вам такие мысли? Кто хочет обречь вас на вечные муки? Кто о жизни после знает больше вас и ваших знакомых? Наверно вы уже поняли, о ком пойдет речь? Конечно же, это Господь!

Разные люди с разными проблемами и по-разному приходят к Господу. Однако, это единственный путь к спасению. Ему не надо рассказывать, Он все знает и только ждет, когда мы сами осознаем и придем к нему за помощью. Если я хочу умереть, что делать? Зайти в храм, церковь, поговорить и послушать — открыть свое сердце, которое истощено для новой жизни! Просто обратиться своими словами, покаяться и попросить помощи. Еще ни одна искренняя молитва и обращение к Господу не остались без ответа! Только Он может исцелить наш разум и направить на путь спасения, подсказав: что делать, если я хочу умереть?

Согласно статистике, за последнее время более 70% населения планеты сталкивается с этой проблемой и столько же людей, ежемесячно обращаются с таким запросом в Интернет, в надежде получить панацею. Но существует и другая, более страшная статистика, которая показывает, что далеко не все получают правильный ответ. Интернет тоже может виртуально зомбировать людей, подливая масло в огонь. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». (Св. Евангелие от Матфея 7:15)

Нет ничего лучше прямого общения с людьми, которые могут помочь реально залечить душевную рану.

У вас еще остались сомнения, и мучит вопрос, что мне делать, если хочу умереть — любить жизнь! Стараться преодолеть выпавшее испытание и выйти с гордо поднятой головой! Не сидеть, сложа руки и не поддаваться внушаемым мыслям, которые тянут в пропасть.

А что делать, если не хватает этой самой любви к жизни? Где найти ее? Кто может поделиться? Надо вспомнить: Источник Жизни – Бог, просите у Него и получите! Начните сами помогать другим, тогда любовь в вашем сердце приумножиться. Наполните свое сердце любовью и помогите другим найти ответ на вопрос: что делать, если ты хочешь умереть.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». (Лк.10,27-28)

Можайское благочиние

Дайте мне умереть спокойно: как быть, если умирающий отказывается от помощи?

Если умирающий тяжко страдает и отказывается от медицинской помощи, надо вникнуть в причины: почему отказывается? Если человек адекватен, тогда исполнить его волю будет милосердно

Нестеров М.В. «Больная девушка», 1928 г.

Как быть близким, если умирающий страдает и просит не длить его мучений? Молиться о том, чтобы Бог забрал его или делать все, чтобы он протянул подольше? Что будет милосерднее? Отвечает священник больничного храма святого благоверного царевича Димитрия (Москва) Роман Бацман:

Милосердие к умирающему: взять на себя полноту ответственности

— Молитва о смерти не всегда предосудительна. В священническом требнике есть «Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет», и из самого названия очевидно, что мы можем просить Бога закончить мучения больного и забрать его к Себе. В этом чине есть молитвы, которые может читать и мирянин.

Но здесь очень важен мотив, которым руководствуется молящийся. Действительно ли он хочет, чтобы прекратились мучения больного? Или просто устал и хочет побыстрее скинуть со своих плеч тяжкий груз ухода за страждущим? Или присутствует и тот, и другой мотив – тогда важно понимать, что все-таки первично.

Важно прислушиваться к ответам своего сердца, а для этого нужно быть очень внимательным и иметь подготовку в духовной жизни. Человек, ведущий духовную жизнь, читающий Евангелие, регулярно исповедующийся, имеет навык отличия ложных помыслов от истинных. А вот тот, кто духовную жизнь не ведет, с большой вероятностью может ошибаться. Конечно, в такой ситуации надо перепроверить себя, обратиться к священнику: духовнику больного (если он есть), к своему духовнику. Можно посоветоваться и с опытным больничным священником.

Неверующий человек может просто спросить человека, который находится рядом и знает его, чтобы тот откровенно ему ответил, каков его истинный мотив. По выражениям лица, взглядам, интонации и мимике другие могут увидеть то, что мы скрываем от самих себя.

Бывает, что темные силы, желая искусить человека, играют на его мнительности и нашептывают ему, что молитва «на разрешение души от тела» – свидетельство того, что человек думает лишь о себе и своих удобствах, а это, конечно, грех. И лучше оставить все, как есть. Но на самом деле, у молящегося таких эгоистичных чувств может и не быть, поэтому нужно как следует испытать себя и взвесить, ради чего ты просишь.

Достаточно тяжелые вопросы встают перед ухаживающим и в том случае, если сам умирающий начинает просить его не длить мучения, а дать спокойно уйти. Или отказывается принимать обезболивающие препараты, желая страданиями очиститься перед смертью. Иной не хочет ехать в больницу, где у него есть шанс пожить подольше, а хочет остаться дома, среди родных, среди икон, перед которыми он молился, где к нему приходит священник. А другой умирающий отказывается от медицинской помощи и больницы из-за уныния, апатии или даже обиды на Бога и людей. Кто-то отказывается из гордости, кто-то впадает в прелесть «Бог меня излечит без врачей», неверующие порой ставят Богу условия «если Господь есть, то Он меня вылечит».

Здесь также важно понимать мотив, который двигает умирающим в той или иной его просьбе. Но, выясняя мотив, надо не допустить несколько ошибок. Во-первых, не следует говорить «я знаю, что ты чувствуешь». Здоровый человек не знает, что чувствует глубоко больной и страдающий. Кроме того, все считают, что их страдания уникальны и подобные, казалось бы, сочувственные слова больной воспримет как обесценивание своих переживаний.

Кроме того, если человек сам явно говорит о своих мотивах (например: я хочу пострадать, чтобы примириться с Богом), мы не должны лезть к нему в душу и выпытывать подробности, так ли это или нет. Это – дело его совести и Бога. Но мы можем рассказать такому больному случаи из патериков, когда люди порой говорили об одних мотивах, а на самом деле – руководствовались совсем другими. Такие рассказы могут помочь взглянуть на себя со стороны.

Если больной – человек верующий, и имеет духовника, обязательно надо с ним посоветоваться. Если духовника нет, но больной вообще «не против священников», можно предложить такую встречу. Только обязательно нужно предусмотреть возможность всевозможных суеверных страхов, мол, священника зовут перед самой кончиной, я умираю! Надо объяснить, что священник – это человек, с которым можно поговорить по душам о смысле жизни, разобрать какие-то волнующие вопросы, найти ответы. Но не надо предлагать больному исповедаться и причаститься, это должен делать священник.

Если мотив больного понятен, то нужно действовать, исходя из него. В состоянии уныния, гордыни и прелести опасно отпускать человека в Вечность, нужно ему помочь примириться с людьми и Богом, а для этого нужно время – и, значит, медицинская помощь. А если человек по всему примирился с Господом и ближними и уже готов к переходу в Жизнь Вечную, то следует уважить его желание.

Милосердие предполагает учет желания человека, его мнения и настроения. А то получится, что мы хотим человеку, как лучше, а на самом деле – длим его мучения и лишаем его свободы воли и выбора. Если медицинское вмешательство себя исчерпало, а человек чувствует себя подготовленным к переходу, то нужно принять его выбор, а не стараться изо всех сил продлить его физическое бытие из неких этико-медицинских соображений. Иначе милосердие становится псевдомилосердием.

Однако важно проводить очень четкую грань: мы не помогаем человеку умереть, мы не мешаем ему это сделать, если он этого хочет и к этому готов. То есть, речь идет не об эвтаназии и намеренном сокращении его жизни: речь идет о прекращении вмешательства в естественное течение событий.

Если болящий отказывается от обезболивающих препаратов, то, как бы это ни было тяжело для ближних, нужно уважить его право пострадать перед смертью. Но важно, чтобы в этих страданиях не было озлобленности, чтобы они не привели к отчаянию. Безусловно, кажется, что милосерднее дать таблетку, подождать, пока он уснет, и заняться своими делами. Гораздо тяжелее слушать, как он мучается и кричит. Но, возможно, от этого будет больше пользы не только больному, но и ухаживающему.

Бывают ситуации, когда человек уже сам не свой от страданий и мучений, он не может ни спать, ни есть, все время кричит от боли. Конечно, в идеале родные и близкие заранее узнают у него о том, как им следует поступить в такой ситуации, и руководствуются его волей. Все-таки болезнь обычно идет по нарастающей, и болящий, представляя себе, что его ждет, заранее говорит близким, как поступить в том или ином случае. Тогда они должны уважить его обозначенный заранее выбор и сделать в соответствии с ним: давать обезболивающее или нет, когда прекращать поддерживать жизнь в его теле или держать до последнего.

Если же такой воли заранее объявлено не было, то перед родными встает очень тяжелая задача: поступить в соответствии с характером человека, исходя из того, как он (будучи в здравом уме) мог бы захотеть. Конечно, даже когда человек в бессознательном состоянии, в коме, его душа все равно живет и развивается, и Господь лучше знает, когда его призвать к Себе. Но, если мы хорошо знаем человека, то можем сострадать ему, не продлевая его мучений и не препятствуя ему уйти.

И здесь сложнейшая проблема, связанная с тем, что люди обычно не склонны брать на себя ответственность, предпочитают действовать согласно общепринятым схемам, дескать, путь идет как идет, зато мои руки будут чисты. Совесть, может, и чиста, но в таком поступке нет ни милосердия, ни любви. А это тот самый случай, когда акт любви и милосердия к умирающему будет в том, чтобы не побояться, в каком-то смысле пожертвовать собой, своим душевным покоем и спокойными снами и эту страшную ответственность на себя взять.

Как, ухаживая за умирающим родственником, не умереть самому

Забота об умирающем, особенно о тяжело умирающем человеке – тяжелое физическое и психологическое испытание для его ближних. Понятно, что без помощи Божьей очень тяжело ухаживать за больными людьми. Примером здесь для нас могут быть святые, такие, как святитель Лука, архиепископ Крымский (Войно-Ясенецкий), который помогал всем, никому не отказывал, с любовью и терпением. Без помощи Божией человек может что-то делать лишь до поры, до времени.

Но такая ситуация, как ни была бы она тяжка, может послужить ухаживающим на пути их духовной жизни. Когда приходят такие испытания, то как никогда ясно становится, где предел наших сил, где начинается помощь Божья, в чем мы бессильны без поддержки свыше, в чем наше смирение, когда мы просим помощи, а в чем наша гордость, когда мы эту помощь отвергаем.

Проблемы возникают, когда внешние действия человека сильно опережают его внутреннюю готовность. Это так в любом деле, не только уходе за больным. Человек возлагает на себя по гордости слишком много, а сил и смирения не хватает. Внешние дела должны не сильно опережать наше внутреннее состояние, чтобы внутреннее удобно подтягивалось за внешним и наши силы росли. Не надо взваливать на себя слишком большой груз, отказываться от помощи.

Ухаживая за больным, пусть даже самым жертвенным образом, нельзя совершенно забывать о себе. Хотя бы потому, что наши силы – это не только наше достояние, они принадлежат больному и мы обязаны заботиться об их своевременном восполнении. Конечно, это не значит, что мы должны бросать болящего близкого и идти развлекаться. Но при возможности нужно дать себе отдых: выйти погулять, посидеть с книгой, подремать. Это не эгоизм, а напротив: забота о больном, которому нужны наши силы, забота о тех, кого мы должны подменять у ложа умирающего. Эгоизм начинается там, где мы искусственно ставим пределы и преграды своим возможностям и не хотим делать больше очерченного, даже если в состоянии.

Когда тяжело больной умирает, то ухаживающие часто испытывают громадное облегчение и такое же громадное чувство вины за это облегчение. Но облегчение вполне объяснимо: если человек долго и тяжело трудится, то естественно, что он чувствует облегчение, когда этот труд закончился. Здесь мы опять же возвращаемся к мотивам. Для чего этот труд закончился? Чтобы забыть этого человека, пойти развлекаться и жить для себя? Или для того, чтобы сменить один труд на другой? Ведь теперь, когда не надо ухаживать и мучительно сострадать его боли, можно больше и усерднее за него молиться. Можно проанализировать свое внутреннее духовное состояние: что ухаживающий получил за время ухода за больным, в чем споткнулся, чему научился.

Когда человек уходит из жизни, у нас всегда остается чувство, что мы что-то недодали: недоухаживали, недолюбили. Это понятно, мы люди греховные и далекие от совершенства. Но у нас есть прекрасное средство, способное восполнить эти недочеты – молитва. Молитва может все исправить, в ней мы можем воплотить то, что не смогли сделать при жизни умершего близкого.

Что делать, когда хочется умереть?

А Вы подумайте, сколько людей на Земле мечтают прожить ещё минуту, но им этого уже не дано. А Вы хотите покончить с жизнью. Ну где же логика? Если так плохо на душе, попробуйте помолиться, если не знаете, как, то хоть своими словами. Это помогает. После молитвы бесы отступают и на душе стаёт легче. Потом подумаете, почему это на меня нахлынуло.

Есть анекдот о том, как мужик утром встаёт с похмелья, голова болит, в горле пересохло.

Видит – денег нет. Опохмелиться нечем, жизнь не удалась, вобщем, только осталось, что повеситься. Поставил стул, завязал верёвку, приготовился, а потом думает – какое же моё последнее желание? Видит, а на подоконнике лежит окурок, он встал со стула, докурил, чуть легче стало. Видит, а в бутылке немного пива осталось, он выпил, а потом и думает : «Эх, дурак, зачем же вешаться, ведь жизнь то налаживается. «

Поспать. Если не можете найти ответа на какие то вопросы или мучает жизненная ситуация, нужно поспать. тупо, но когда проснетесь можете посмотреть на всё под другим углом или успокоившись придёт хорошая мыслишка!! тем более не зря говорят,утро вечера мудренее =)

Плакать, кричать, сопротивляться. Помнить главное – суицид удел слабых, сильные падают, отряхиваются и идут дальше, как бы тяжело ни было. На самом деле в такие моменты мало что может успокоить и, наверное, какие-то советы и рекомендации, а также примеры из жизни не интересны, но ведь все познается в сравнении. Могу предложить книгу, которая даже по названию так и говорит «прочитай меня». У меня подобных мыслей не было никогда, потому что есть смысл в жизни, а когда его нет, у человека они появляются. Книга «Кто заплачет, когда ты умрешь?» Шарма Робин – хорошая вещь. Еще могу порекомендовать сайт, где пишут люди обо всех своих проблемах, делятся горем, в общем когда им плохо – они там.

Вспомнить о тех, кому намного хуже чем вам. Инвалидов с детства, парализованных, прикованных к кровати. И они живут! Хотят жить!

Обычно это хорошо отрезвляет, свои проблемы становятся маленькими и уже не такими страшными.

А если речь о суициде – то это вообще грех. И что там за это будет – никто не знает. Но говорят, что ничего доброго. Как бы еще хуже себе не сделать. Жить надо, жить. Сколько Бог дает.

И правильно здесь написали – нужно поспать. Утро вечера мудренее. Завтра все будет казаться уже не таким черным.

Я прекрастно понимаю о чем вы говорите одна прозьба прчитайте эту притчу. один мужчина очень сильно болел и обратился к богу чтобы онего взял и снится ему сон бог ему говорит, тебе здесь осталось прожить мучиясь несколько лет а там один год. на что мужчина ответил лучши я там несколько лет проживу чем здесь мучиясь. господь сказал ладно и отправил его, и тот попал туда куда даже представить себене мог и ему показалось что он пробыл несколько десятков лет и тагда он сново обратился к богу со словами ужедавно мой срок прошол а я еще сдесь. на что бог ему ответел ты сдесь был несколько секунд. прежде чем испытать судьбу нужно хотябы предстовлять что ты можеш получить в замен, а незная залесть можно но как вылести если не понравится.

Искать то, что сможет разубедить Вас в этом. Это не самое лучшее, чего можно желать от жизни.

Кто-то хватается за последние шансы-ниточки, борется из последних сил, лишь бы прожить еще один день, другой.. А Вы так просто говорите, что хотите умереть. К сожалению, желание жить полноценно зачастую приходит к людям слишком поздно.

Не надо этого делать. В любом случае, сделать это можно в любой момент, просто не сейчас. Отложить, переждать, перетерпеть эту боль. Включить любимую музыку, напиться, поплакать наконец. Ничто не длится вечно, даже наши страдания.

наверное стоит понять, что покончить с жизнью можно очень быстро. но после ничего уже не будет. не будет ни временных трудностей и отчаянья, но не будет и тех моментов, пусть и недолгих, ради которых и стоит жить.

Да уж, действительно, бывают такие моменты, когда жить не хочется. Разумеется, это слабость, преодолеть которую иногда довольно трудно. По большому счету, не мы сами дали себе жизнь и поэтому не нам ее прекращать, но не каждый об этом думает. Хорошие тормоза – это близкие люди,которые не могут без тебя обойтись, которым без тебя будет плохо, которые тебя любят, и твой уход причинит им большое горе. Это сдерживает.

Что делать, если хочется умереть-зависит от того, по какой причине хочется умереть.Глупо писать советы: поспать, помолиться,и прочее, не зная причины и всей глубины проблемы.Если человек болен неизлечимой болезнью в последней стадии и его мучают боли-сами подумайте, как тут выглядит совет ПОСПАТЬ? Да и помолиться тоже.

Перестать дурью маяться. Люди держатся за жизнь, переживают, если у них какая-нибудь болезнь, всеми силами стараются вылечиться. Люди ходят в церковь и ставят свечи за здравие, молятся за своих близких, что бы жили подольше и были здоровыми.Язык бы не поворачивался такое говорить!

А вот если бы вы знали, чем заканчиваются такие наставления, как ваши. то может и не говорили бы.

К сожалению, это понимают только тогда. когда беда произошла с близкими людьми. — 4 года назад

если хотите умереть,два пути или к врачу или умереть,смерть это не самое страшное она вечна, ее не надо боятся ее не избежать, а так как жизнь человека в сравнении с вечностью ни что,то если тяжко то смерть выбери.

Что делать с таким чувством, напрямую зависит от причины. Какая причина?

Латинское «депрессия» нынче употребляют все, кому не лень, или у кого плохое настроение. Но всегда ли уныние, подавленное состояние — это депрессия?

Еще Гиппократ знал, что есть болезнь, когда человека настойчиво преследует уныние, чувство вины, разочарование в жизни, и назвал ее «меланхолией». Латинское «депрессия» нынче употребляют все, кому не лень, или у кого плохое настроение. Но всегда ли уныние, подавленное состояние — это депрессия? Об этом беседуем с врачом-психиатром из Минска Андреем Бутько.

— Согласно международным стандартам, депрессия — это устойчивое снижение настроения в течение двух и более недель. Это болезнь, из которой при определенной глубине заболевания самостоятельно, усилием воли, без медикаментов выйти невозможно. Если человек перешагнул какую-то черту, то, как бы ни старался, уже не может справиться с депрессией. Он как разряженная батарейка, где нет энергии.

— Андрей Владимирович, опишите явные симптомы этого расстройства.
— Классическая депрессия проявляет себя в снижении настроения, психической (замедленность всех психических процессов, трудно концентрировать внимание, принимать решения, трудно даже думать) и физической заторможенности, когда все движения и мимика замедленны. Плохой сон во второй половине ночи, раннее, в 4-5 утра, пробуждение. При нарастании заторможенности человек большую часть времени лежит в постели, не имея ни сил, ни желания что-либо делать. Настоящее, прошедшее и будущее видится «в черном цвете». Нарастает чувство безысходности и вины, появляется желание покончить с собой.

Снижение настроения проявляется в уменьшении радости от жизни, удовольствия от простых, повседневных событий — от общения, от того, что утром проснулся, вкусно поел, посмотрел хороший фильм, от погоды, от запахов и другого.

— А что означит обозначение «классическая», есть и другие?
— Депрессия многолика. Бывает атипичная депрессия, когда настроение снижено, а человек может этого не осознавать, он чувствует только физическое недомогание — усталость, разнообразные боли. Осознавать свое внутреннее состояние — это тоже способность, которая может быть хорошо или плохо развита. Когда нет аппетита, отвращение к еде, болит живот, суставы, мышцы, голова, сердце, нарастает общая слабость, человек обращается к врачам с целью обследовать разные органы. Пациент, если и отмечает снижение настроения, то считает, что оно плохое из-за болей. Рано или поздно терапевты отправляют пациента к психиатру на консультацию, тогда выясняется что, да, вначале радость пропала, а потом все физические симптомы появились. Специалист назначает антидепрессанты — улучшается настроение и проходят все боли.

— Говорят, есть болезни от естества, а есть духовные, относится ли это и к депрессии?
— Да, депрессию можно разделить на два вида. Эндогенную, связанную с нарушением обмена веществ. И невротическую, возникающую вследствие стрессов и особенностей характера, низкой стрессоустойчивости.

К эндогенным можно отнести и сезонную депрессию. У страдающих ею людей за счет особенностей биохимии мозга настроение хорошее, когда световой день длинный. Когда более короткий — настроение снижается. Мы все этому подвержены, но у некоторых это снижение происходит до такой степени, что человек не справляется с повседневными бытовыми делами — по работе и дома. И это может длиться весь осенне-зимний период. Наступает весна, настроение улучшается, и он наводит порядок во всех своих делах.

— А почему освещенность так серьезно влияет на нас?
— Наш мозг биохимически устроен достаточно сложно, многое влияет на его работу. В частности, длительность светового дня влияет на выработку мелатонина. Это вещество участвует в регуляции активности и ритмов сон-бодрствование, согласовании их с окружающей средой. У кого-то эти механизмы дают сбой, и тогда настроение слишком сильно зависит от освещенности. Но на сегодняшний день есть антидепрессанты, которые действуют именно на мелатониновую систему.

— Значит, в зимний период попил таблеток — и никакого уныния?
— Для заболевших — именно так, плюс не медикаментозные способы. Например, кому-то от депрессии может помочь терапия ярким светом. Слабость, нестабильность обмена веществ в головном мозге, по сути, носит наследственный характер. Это — слабое звено, которое при обычных, повседневных перегрузках может дать сбой. Все, вроде бы, в жизни человека прекрасно, он здоров, жизнерадостен, как вдруг… будто ручку рубильника дернули — и начинается депрессия. Это заболевание не зависит от социальных обстоятельств — просто нужно рубильник переключить в положение «включено».

— А какова невротическая депрессия?
— Если использовать аналогию с компьютером, эндогенная депрессия — это поломка «железа», механическая поломка. Причина невротической депрессии — «программные нарушения». В этом случае при здоровом обмене веществ и физически крепком организме заболевание порождают мощные внешние стрессы или низкая стрессоустойчивость личности, часто их комбинация.

— Насколько хорошо депрессия поддается лечению?
— Очень хорошо лечится, главное ее распознать, а пациенту принять реальность болезни и соблюдать схему лечения.

— Можно ли сказать, что это болезнь нашего времени, современного образа жизни? Ведь согласно статистике ожидается рост количества заболеваний, несмотря на то, что депрессия легко лечится…
— Это интересный вопрос, ведь заболеваемость эндогенной депрессией практически неизменна. Нацисты в Германии физически уничтожили психически больных людей, борясь за «чистоту нации», а сегодня среди немцев количество таких пациентов такое же, как и в других странах.
А вот на невротическую депрессию влияют стрессы. Количество запредельных стрессов в нашем мире увеличивается. Можно сказать, что мир стал более интенсивным. Но человек прекрасно приспосабливается. Сравните нынешних детей с прошлыми поколениями.

— Но мы более наших предков оторваны от природы, появились компьютеры с их виртуальным миром, мы живем в бетонных мегаполисах, где много замкнутых пространств…
— Если брать в целом, можно сказать, что количество внешних стрессов увеличилось, и это мало зависит от нас.

Но одновременно происходит изменение самого человека, адаптация. Стрессоустойчивость, способность адаптироваться, очень сильно зависит от нас, от воспитания. Можно об этом спорить, ломать копья, но воспитание, если судить по росту количества депрессии, становится хуже.

Что формирует стрессоустойчивость личности? Атмосфера беременности, родов, раннего детства, семьи, юности, все в возрасте до 21 года.

— Что такое — стрессоустойчивость?
— Способность адаптироваться, внутренняя гибкость, пластичность. Идеальный вариант стрессоустойчивого человека — максимальная гибкость при максимальной силе. Это нельзя сформировать через образование.

— Значит, эти качества воспитываются на основе чьего-то примера?
— Если родители гибкие и стрессоустойчивые, то они воспитывают такого же ребенка. И наоборот — негибкие воспитывают таких же детей.

— Получается цепная реакция…
— Абсолютно точно. Поколения внутренне негибких, больных людей.

— Кто-то из этой череды поколений имеет шанс все-таки улучшить свою устойчивость к стрессам?
— Конечно. Ребенок не всегда с родителями, он ходит в садик, а там может быть гибкая, гармоничная воспитательница. В школе могут быть такие же учителя. Плюс друзья, родственники. Если окружение здоровое, то за счет копирования поведения, гибкость, способность адаптироваться ребенка увеличивается.
Вопрос не в том, что мы имеем, а в том, что мы дальше делаем с тем, что имеем. В любом возрасте можно увеличить свою стрессоустройчивость, с помощью той же психотерапии. Просто возможности изменения разные. Человек с возрастом менее способен обучаться, соответственно, менее способен меняться.

— А какой возраст более подвержен депрессии?
— Как правило, это болезнь молодых — с 25 до 35 лет самый пик. Хотя она может возникнуть в любом возрасте.

— Мне очень запомнилось, как один священник в ответ на чье-то горькое «я разочарован!» сказал: «Не надо очаровываться». И депрессия связана с чувством глубокого разочарования. Вы согласны?
— Взглянем шире. Можно сказать так: депрессия — это крах иллюзий. Вот человек склонен создавать и поддерживать иллюзии — его так воспитали. Но рано или поздно наступает момент, когда любые иллюзии рушатся.

Пример: жена убеждает себя, что муж у нее хороший. А он женщин меняет как перчатки, уже к себе домой приводит, все соседи знают. А жена все убеждает себя: мне показалось, он хороший, у него тяжелая работа. Но рано или поздно наступает такой момент, когда она застает его с другой. Тут уж сохранить иллюзию просто невозможно — она рассыпается. И наступает депрессия.

— А можно ли такому «иллюзионисту» открыть глаза на реальность? И каково ему тогда будет?
— Процесс психотерапии, как и процесс духовного роста, никогда не бывает легким. Эти процессы строятся на осознавании. Но одно дело, когда человек целенаправленно начинает работать над собой и предполагает, что в чем-то он не прав, тогда он готов к напряжению, готов к приятным и неприятным открытиям, к духовному поиску. И совсем другое дело, когда не готов. Ему будет во сто крат тяжелее, если иллюзия разрушится внезапно, в самый неподходящий момент. И никто не спросит — готов он к этому или нет.

— Давайте затронем еще один аспект. Христос дал нам «рецепт» от всякого рода страстей: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Всегда ли депрессия — следствие наследственности или стресса извне? Ведь та же зависть, несбывшиеся мечты способны породить уныние, а там и депрессию.
— Что касается наследственности и воздействия внешнего стресса, то здесь все проще. Я же больше говорю о невротической депрессии, о стрессоустойчивости, как способности «держать удар». Пытаясь сопоставить душевную жизнь, психотерапию с духовной жизнью, с верой мы переходим к более сложной области.

То, что мы говорили до сих пор, — это азбука для специалистов (психологов, психиатров, психотерапевтов). А вот является ли гибкость духовным свойством? Как связаны гибкость и духовность? Не знаю, трудно сказать. А ведь чем гибче человек, тем более стрессоустойчив. На этот параметр будет влиять степень гармоничности личности. То, какие у человека ценности, насколько они согласованы друг с другом, как выстроена их иерархия.

Например, если денежное благополучие, обладание автомобилем занимают высокое место в списке ценностей, то потерять их — это сильный удар. А если нет, то и удар будет поменьше. Когда для человека высшая ценность — дети, тогда гибель ребенка — самая глубокая травма.

Но часто ценности отдельной личности бывают противоречивыми, взаимоисключающими друг друга. Например, для человека ценно быть христианином, стремиться к духовности. А с другой стороны, есть у него и гедонистические ценности (гедонизм — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. — Ред.).
Стрессоустойчивость человека, который имеет только христианские ценности, и человека с чисто материальными ценностями может быть выше, чем у того, у кого присутствует то и другое, у кого есть их несогласованность.

С точки зрения христианина человек-гедонист далек от духовности. Но если у него хорошая работа, зарплата, здоровье, он получает от жизни много удовольствия, то он вполне стабилен. Но вот он пришел к вере. Начинается конфликт ценностей, и этот человек менее стабилен до тех пор, пока он их противоречие не принял и не пережил, пока не выстроилась новая иерархия ценностей.

Если человек встал на путь христианства, это увеличит его стрессоустойчивость в перспективе, но на время перемен она может снизиться из-за того, что у него есть внутренний конфликт. В духовном плане он однозначно растет, а в плане стрессоустойчивости неоднозначно. Подверженность всем видам невротических расстройств, в том числе невротической депрессии на период переживания внутреннего конфликта может увеличиться.

Когда мы говорим, что человек более духовный менее подвержен депрессии, то это относится к тому, у кого духовность устоялась, закрепилась. Это о духовно зрелом человеке, ценности которого, старые и новые, переоценены и обрели свое место.

— А разве можно согласовать, сочетать противоположности?
— Всю нашу жизнь мы свою иерархию ценностей пересматриваем и согласовываем. Расставляем в другом порядке, переживаем противоречие ценностей, их конфликт. В переживании этого состояния и состоит последующая гармонизация.

Говоря языком православия, человек после грехопадения — существо противоречивое, на языке психологии — амбивалентное. И во многом личностный рост, развитие состоит в том, чтобы переживать в себе сочетание несочетаемого, учиться принимать себя и окружающих как существ противоречивых и совершать ответственный выбор.

Если родители умели переживать любовь и ненависть в «одном флаконе», то и ребенок умеет. А когда человек с детства не умеет этого делать, то подобное противоречие вызывает у него высокое внутреннее напряжение. Я думаю, не только курс психотерапии, но и любой личностный рост, в том числе духовный, связан с принятием своей собственной амбивалентности.

— Но христианин призван возлюбить ближнего, как самого себя, и не сочетать любовь с ненавистью. Вообще, есть в жизни вещи, которые негативными однозначно называет только христианство, а наука и медицина не считает так.
— Думаю, что путь христианства и путь психотерапии — это пути, которые где-то идут параллельно, а где-то расходятся. Это не одинаковые пути. И есть места в душевно-духовном пространстве, где они работают вместе. Где-то психотерапия научилась строить шестиполосные автострады, а у христианства — узкая тропиночка по кочкам. Оно тоже проводит через это болото, но дорога менее изучена. А есть места, где, наоборот, святыми отцами широкая дорога проторена, а для психотерапевтов это малоизученный маршрут.

— Может, разница в том, что психотерапия нацелена на то, чтобы человеку стало жить лучше, а христианство — чтобы сделать человека лучше?
— Затрудняюсь ответить, когда мы говорим оценочно это уже относительно чего-то. Психотерапевт в любом случае транслирует клиенту свои ценности. Психотерапевт христианин – христианские. Но клиент сам решает куда он хочет двигаться, в чем ему нужна помощь. Психотерапевт так же решает будет ли он помогать этому человеку на этом его пути.

Думаю, и священник, и психотерапевт могут работать в синергии, возможна взаимопомощь, взаимопонимание и продвижение человека в одном направлении. Духовный и душевный рост личности может идти с их помощью параллельно — в разных плоскостях. Но иногда эти дороги могут расходиться и тогда это надо признавать, и выбирать…

Вопрос:

Здравствуйте, Батюшка! Я вчера отправила Вам вопрос, довольно сумбурно изложенный, относительно нехватки времени и боязни наступления дня, когда я скажу себе: сегодня не буду молиться. На самом же деле мне хотелось бы уточнить, что вопрос мой в следующем: когда наступает такое состояние, что не хочется молиться, и приходиться себя заставлять, то во время молитвы, конечно же, присутствуют разные посторонние мысли. И бывает, что чувствуешь себя настолько беспомощным в том, что не можешь их отогнать, не можешь молиться СЕРДЦЕМ, а не только устами. Батюшка, ведь такая молитва — это грех, я знаю. Но если все же так случается, что лучше: вовсе не молиться (если приходится себя заставлять), или молиться вот так… плавая в этих своих мелких посторонних мыслях, и лишь в некоторые моменты ловя себя на том, что ты как бы очнулся, что вник в те слова, которые произносят уста?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мысль о том, что иногда молитва может быть человеку в грех, встречается уже в священных ветхозаветных книгах: «молитва его да будет в грех» (Пс.108:7) «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Прит.28:9). Молитва бывает в грех тогда, когда человек совершает ее лицемерно или в состоянии озлобления. Она также может быть в осуждение, когда человек произносит ее с явным небрежением, ибо во время моления человек общается с Богом. Неумелая, рассеянная молитва, если она творится искренне, в вину нам не ставится. Когда ребенок еще не научился хорошо говорить, но очень хочет общаться с отцом, разве родитель будет им недоволен. Совершенная молитва – дело совершенных. Св. Иоанн Лествичник говорит: «непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе; ибо от новоначальных послушников Бог не ищет молитвы без парения. Потому не скорби, будучи расхищаем мыслями. Благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу» (Слово 4-е. 92).

Св. праведный Иоанн Кронштадтский, прежде чем обрел дар совершенной молитвы, горячо просил об этом Бога. И нам надо молиться об этом. Призывая помощь Бога, необходимо и свои прилагать старания. Слова Спасителя «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12) относятся и к молитвенной жизни. Чем больше человек упражняется в молитве, тем быстрей к нему придет навык в этом деле. Нужно удаляться от всего суетного, что возбуждает чувства и пленяет ум. Если человек посидел у телевизора и стал на молитву, то вряд ли будет совершать ее с вниманием. Сознание его наполнено только что полученной информацией. На молитву надо настроиться. Хорошо в течении нескольких минут собрать себя и приготовиться к общению с Богом. По мере духовного роста будет совершенствоваться и молитва.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *