Конфессия что такое

социальный субъект предполагает реализацию исследования в рамках темпорального синергизма. И, наконец, само вложение сложных саморазвивающихся систем становится несколько непонятным с точки зрения самого понятия детерминизма в наиболее широком смысле этого слова, так как, естественно, проблема детерминизма и проблема последовательности — это явно не одно и то же. Конечно, мы можем говорить о том, что данные вопросы весьма близки друг к другу, и их можно расположить на одной шкале времени, но данная шкала времени опять же будет предполагать, как минимум отношение «раньше-позже», и максимум стрелу времени. Но проблема ветвления в будущее, о чем идет речь в рамках социальной синергетики, в данном случае остается опять -таки в стороне. И это при том, то сама проблематика, связанная с проблемами социального выбора, социальной оценки, ценностных ориентаций социального субъекта, естественно изначально ориентированы именно на эти проблемы.

В связи с этим возникает вопрос о том, как будущее представляется с точки зрения той или иной картины мира через п-мерное количество саморазвивающихся систем. Мы говорим об этом потому, что действительно, сама выбранная точка бифуркации на том или ином этапе развития, оставляя определенный темпоральный интервал, в рамках которого исследователь может определить приоритетную ветвь развития, неминуемо в дальнейшем будет предполагать ветвящееся вправо время. И это ветвящееся время порождает целую массу проблем, которые не только дают определенные вопросы в рамках тех или иных философских школ, но и задействуют громадный концептуальный аппарат, который достаточно часто, а в большинстве случаев практически наверняка выходит за рамки той или иной школы, потому, что речь идет о универсальном характере саморазвивающейся системы.

Древовидность вправо предполагает, что исследователь должен определить не только как адекватно приоритетно пойдет процесс развития самой системы, но и какие тенденции, альтернативы и так далее могут при этом возникнуть. Но это далеко не все, так как подобные концепты предполагают целый ряд иных концептов другого уровня. Причем уровня, который изначально мог предполагаться на самой изначальной стадии рассмотрения определенной циклоиды от начала до конца, так и с точки зрения внутреннего анализа подобной циклоиды. Если говорить о построении некоторой конструкции в рамках, например, диалектической логики, то он неминуемо в рамках синергетической парадигмы придет к тем же проблемам, но на ином уровне.

Привычные категории для диалектической логики: необходимость, случайность, возможность и так далее в рамках синергетической парадигмы трансформируются в достаточно близкие понятия, категории, термины, которые и в самой диалектической логике употреблялись, но которые в рамах самой социальной синергетики приобретают несколько другой смысл. Смысл в данном случае состоит даже не в том, что нужно проводить какие-то аналоги или параллели между тем, что было, например, в диалектике или синергетике, а в том, какой смысл мы будем вкладывать в те концепты, которые будут характеризовать сам процесс развития. И в этом смысле, конечно, следует обратить внимание на то, что те понятия, которые в рамках той же диалектики получили определенное развитие, но не выстраивались в определенную иерархию, в рамках той же синергетики, должны быть обязательно выстроены и содержательно отработаны. И именно отработаны с точки зрения того, как сам социальный субъект понимает процесс развития общества. То есть в этом случае речь в большей степени переносится на то, чтобы действительно создать достаточно мощный концептуальный аппарат процесса развития, в котором бы нашлось место диалектическому, синергетическому, герменевтическому и другим методам, с одной стороны. Но с другой стороны, очень важно понимать те акценты, те доминанты, те приоритеты, которые действительно с позиции современной постнеклассической науки важны для содержательного представления, для применения, для использования подобных подходов.

С.П. Петренко

К ВОПРОСУ О ТЕРМИНАХ «КОНФЕССИЯ» И «КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ»

Одна из серьезных проблем, с которой в наши дни, как, впрочем, и во многие предшествующие эпохи, сталкивается человечество, связана со сферой взаимоотношений между последователями разных религий и конфессий. Для стран с неоднородным в вероисповедном плане населением данная проблема имеет значение не менее важное, чем вопросы межэтнических отношений для многонациональных государств. Российская Федерация, в чьих пределах, как известно, поживают представители как минимум ста этнических групп и нескольких десятков конфессиональных общностей, принадлежит к числу тех сравнительно немногих стран мира, население которых отличается одновременно и этническим, и религиозно-конфессиональным разнообразием.

Между тем конфессиональная общность как социальное явление изучена отечественными учеными в значительно меньшей степени, чем этническая общность. Даже термин, обозначающий данный феномен, является относительно новым для нашей науки. Правда, само слово «конфессия» (от лат. confessio — признание, исповедание — ), от которого он произведен, в западноевропейских языках присутствует уже не одно столетие, но как религиозное понятие, а не научный термин. В своем изначальном теологическом смысле оно обозначало свод основных принципов той или иной религии. В русской православной традиции подобные своды называются символами веры, и в христианстве, как известно, их несколько: никео-константинопольский, апостольский и др. В современных европейских языках, наряду с воспринятыми ими латинскими словами «конфессия» и «кредо», русско-православному понятию «символ веры» соответствуют также французское «profession de foi» и немецкое «glaubensbekenntnis», означающее буквально «признание веры», «исповедание веры». В данном значении «конфессия» и «вероисповедание» по сей день используется в богословской литературе и даже отдельных научно-популярных изданиях, авторы которых пытаются сочетать строго научный религиоведческий и либерально-теологический подходы к изучению религии.

В русском языке слово «вероисповедание», по смыслу и употреблению, как мы увидим далее, в принципе идентичное слову «конфессия» независимо от того, в каком значении они используются, существует уже достаточно давно. В середине XIX в. оно (в отличие от «конфессии» как более позднего заимствования из латыни) было зафиксировано в знаменитом словаре В.И. Даля. «Вероисповедание ср. исповедание, вера, признаваемая каким-либо народом, религия; обряд бо-гопочитания по учению и по обрядам внешним. Вера христианская, мусульманская, языческая; вероисповедание православное, католическое и пр.» . Следовательно, уже тогда наметилась тенденция понимать под вероисповеданием (а позднее и конфессий) не какую-либо религию в целом (что, впрочем, тоже было допустимым), а скорее определенную её разновидность, отдельное ее течение. В одном энциклопедическом словаре, изданном в 90-е годы позапрошлого века, содержится весьма лаконичное, но крайне любопытное толкование рассматриваемого понятия, -толкования, в котором четко прослеживается переход от уже известного нам исходного теологического смысла (символ веры, кредо, profession de foi) к значению, преобладающему ныне (определенная религия или ее разновидность): «Вероисповедания, различные христианские церкви, исповедующие разные символы веры (православное вероисповедание, римско-католическое и др.)» . Спустя всего лишь полтора — два десятилетия другой энциклопедический словарь уже несколько иначе объяснял своим читателям, что такое вероисповедание: «…открытое признание религиозного учения какой-либо церкви; принадлежность к одной из существующих религий по рождению или по выбору» . Наконец, уже в советскую эпоху, на рубеже 20-30-х гг., под вероисповеданием в соответствующих статьях Большой и Малой Советских Энциклопедий понималась «официально признанная принадлежность к определенной церкви или иначе организованной группе верующих» или, в более краткой редакции, «официальная принадлежность к той или иной религиозной общине» . Так что в несколько упрощенном, схематичном виде эволюция значения понятия «вероисповедание» на протяжении примерно ста лет — от середины XIX до середины XX в. — может быть представлено следующим образом:

Следующим шагом станет понимание вероисповедания как общности людей, исповедующих одну религию или определенную её разновидность. Однако, поскольку за такого рода общностями в последние десятилетия прочно закрепилось название «конфессиональные» (а не «вероисповедные»), проследим кратко историю утверждения в русском языке слов «конфессия» и «конфессиональный» (по существу, синонимов слов «вероисповедание» и «вероисповедный»).

Указанные термины, насколько нам известно, не использовались ни в богословской, ни в научной, ни в какой-либо иной отечественной литературе XIX в. Например, даже энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона содержит лишь небольшую статью «конфессионализм»: «Образ мыслей, строго соответствующий той или другой церкви или вероисповедания (confessio)… Этот термин преимущественно применяется к строгим последователям лютеранской ортодоксии, как она изложена в катехизисах Лютера, а также в Аугсбургском исповедании» . Обратим внимание на два нюанса: во-первых, понятие «конфессионализм» было связано с сугубо западным, протестантским явлением; во-вторых, мелькнувшее в тексте статьи слово «confessio» напечатано латинскими буквами, т.е. употреблено как варваризм, из чего следует, что в тот момент оно еще не вошло в лексику нашего языка.

Как ни покажется это на первый взгляд странным, рассматриваемый термин стал применятся в отечественной литературе (судя по всему, с первых лет XX в. — см., например, ) сначала только в виде прилагательного: «Конфессиональный (лат.), относящийся к вероисповеданию» . Сказанное относится и к последнему предреволюционному десятилетию, и к периоду 20-50-х гг. (с той, конечно, реакцией, что после 1917 г. этот термин употреблялся уже значительно реже). В первых изданиях БСЭ и МСЭ имелись статьи «конфессиональные школы» , из содержания которых ясно, что «конфессиональный» использовалось как прилагательное к слову «вероисповедание». Получается, что «конфессиональная» терминология проделала у нас в стране примерно тот же путь, что и «этническая». Ведь прилагательное «этнический» тоже вошло в обиход раньше, чем существительное «этнос», производным от которого данное прилагательное теоретически является.

Интересующее нас понятие — «конфессиональная общность» — было введено в научный оборот, по-видимому, только в 60-е гг., причем не религиоведами, а этнографами. Во всяком случае, первое, достоверно известное нам, его употребление имело место в 1969 г. (в статье трех отечественных этнографов — С.И. Брука, H.H. Чебоксарова, Я.В. Чеснова — ). В 70-80-х гг. этот термин использовался в работах представителей этнографической науки, занимающихся вопросами взаимосвязи религии и этноса , а также общетеоретическими проблемами данной научной дисциплины (например, см. ). Появление же термина «конфессия», применяемого в значении, близком или даже синонимичном понятно «конфессиональная общность», относится, очевидно, к 80-м гг. Так, вышедший в 1979 г. «Словарь иностранных слов» содержит пояснение лишь слова «конфессиональный» (лат. confessionalis — вероисповедный, церковный -), а в подобном словаре 2000 г. вместо него фигурирует уже только «конфессия» («веро-

исповедание, например, православное» — ). Следовательно, основные этапы становления «конфессиональной» терминологии — «конфессиональный» в разных словосочетаниях («конфессиональные школы» и т.п.)-► «конфессиональная общность»-► «конфессия» — в принципе совпадают со ступенями развития терминологии «этнической» — «этнический»

в словосочетаниях типа «этнический фактор», «этнические элементы» и т.д. -► «этническая

общность»-► «этнос».

Правда, имеется и весьма существенное различие. Вторая из вышеуказанных терминологий уже с середины 60-х гг. стала предметом специальных исследований. Иное дело — термины «конфессиональная общность» и «конфессия». Хотя они фигурируют уже не одно десятилетие в религиоведческой, этнологической, социологической, политологической и другой научной литературе, узнать что-либо об их содержании — задача трудновыполнимая. Никакого толкования рассматриваемых понятий не дают даже те справочно-информационные религиоведческие и этнологические работы, в которых они, как нам кажется, непременно должны были бы быть. Например, такой фундаментальный труд, как «Народы и религии мира. Энциклопедия» в своем заключительном разделе «Общие понятия и термины» , упоминает только этноконфессиональную общность. Но что такое обычная (а не этно-) конфессиональная общность, узнать из текста данного издания невозможно.

На наш взгляд, основной причиной сложившейся ситуации является уже упомянутая выше особенность «происхождения» самого термина «конфессиональная общность». Имеется в виду то, что этот термин, обозначающий социальный феномен религиозного характера, был тем не менее предложен представителями науки, изучающей не религии, а народы мира. Поэтому он оказался в определенном смысле «ничьим». Этнографы (за исключением некоторых авторов, исследовавших проблемы взаимосвязи религии и этноса), естественно, не занимались его дальнейшей разработкой, справедливо полагая, что он относится к иной, хотя и близкой к их собственной отрасли знания. В религиоведении же данный термин, предложенный извне, долгое время оставался невостребованным или, по крайней мере, маловостребованным, и его содержание в рамках этой науки не подвергалось, соответственно, сколько-нибудь серьезному теоретическому осмыслению.

Автору этих строк удалось обнаружить лишь элементарнейшее объяснение того, что такое конфессиональная общность, в «Учебном словаре-минимуме по религиоведению» (да и то в статье «вероисповедание», специальная же статья о конфессиональной общности отсутствует и здесь): «Вероисповедание — 1) признание определенного религиозного учения, свидетельствована о его принятии, принадлежность к соответствующей религии, церкви, конфессии, находящая выражение в культовом и внекультовом поведении; 2) религиозное объединение со своим вероучением, культом, организацией» . Второе значение примерно соответствует понятию конфессиональной общности, но считать эту сверхлаконичную фразу полноценной дефиницией нельзя. Возможно, причина такого отношения наших религиоведов к определению конфессиональной общности кроется еще и в известной очевидности смысла данного понятия. На этот момент указывал еще в середине 70-х гг. П.И. Пучков: «Что же представляет собой религиозная общность? Вопрос этот много проще (чем аналогичный вопрос относительно этнической общности. — С.П.). Вероятно, все согласятся с тем, что религиозная (или конфессиональная) общность — это особый тип социальной общности людей, либо исповедующих одну религию, либо придерживающихся какого-нибудь одного ее направления, течения, секты» .

Однако в действительности вопрос этот все же не так прост, как представляется на первый взгляд. Прежде всего, возникает проблема, по существу, уже обозначенная в только что приведенной цитате, а именно: что следует понимать под конфессиональной общностью — объединение всех последователей какой-либо религии или же объединение приверженцев только одного, определенного ее «направления, течения, секты»? Надо ли, например, считать всех мусульман единой конфессиональной общностью или же следует признать, что сунниты составляют одну общность, а шииты — уже другую?

Эта проблема решается путем признания иерархичности конфессиональных общностей. То есть, и к мусульманам в целом, и к взятым в отдельности суннитам и шиитам, и к последователям

шиитских сект вполне применимо понятие конфессиональной общности, но с уточнением, что в каждом из этих случаев речь идет о конфессиональных общностях разного таксономического уровня. Аналогичным образом обстоит дело и с другими религиями, имеющими внутреннее разветвление. Для нас этот момент принципиально важен, поскольку в нем обнаруживается определенное сходство этнических и конфессиональных общностей, — и те, и другие имеют иерархический характер. С той, впрочем, разницей, что этническая иерархия, согласно общепринятой точке зрения, насчитывает три таксономических ранга, а иерархия конфессиональных общностей может иметь и два уровня (например, копты — христиане), и три (лютеране — протестанты — христиане), и четыре (конгрегационалисты — кальвинисты — протестанты — христиане). (Справедливости ради заметим, что и в этнической сфере далеко не всегда четко просматриваются именно три ранга). Это первое отличие. Второе заключается в том, что в иерархии этнических общностей основным всегда является средний уровень (т.е. собственно этнос), а в мире конфессий все далеко не так однозначно. Здесь в большинстве случаев основным таксономическим рангом должен считаться, по-видимому, самый нижний таксон, поскольку только на его уровне может иметь место полная вероисповедная идентичность всех членов конфессиональной общности. Но назвать это общим правилом никак нельзя. Так, на наш взгляд, к основному уровню иерархии конфессиональных общностей должна быть отнесена иудаистская вероисповедная общность, а входящие в нее в качестве несколько обособленной группы хасиды (как, собственно говоря, и представители некоторых других подразделений внутри иудейской религии) должны соответственно восприниматься как конфессиональная общность более низкого таксономического уровня (субконфессиональная группа). Следовательно, говоря об иерархии конфессиональных общностей, необходимо учитывать известную неопределенность в вопросе об основном ее уровне. Наконец, в-третьих, для обозначения конфессиональных общностей разных уровней не существует пока еще терминов, аналогичных общепринятым обозначениям этнических таксонов (субэтнос, этнос, мета- или суперэтнос).

Отметив некоторую нечеткость внешних рамок («границ») конфессиональных общностей и их иерархический характер, мы подошли к более сложной проблеме признаков данных общностей, поскольку последние, наряду с единством вероучения, культа и организации, могут иметь и другие характерные черты, в том числе аналогичные признакам этноса.

Мы полагаем, что этнические и конфессиональные общности обладают рядом общих характерных черт, назвать точное число которых, однако, затруднительно в силу двух причин. Во-первых, многие из этнических признаков являются предметом разногласий среди этнологов; во-вторых, не всегда можно дать однозначный ответ на вопрос: распространяется ли тот или иной признак этноса на конфессиональную общность и если да, то в полной мере или частично? Поэтому все признаки, проявляющиеся хотя бы минимально у общностей обоих типов, следует разделить на три группы в зависимости от степени их проявления и совпадения.

В первую группу входят признаки, бесспорно присущие в полной мере и этническим, и конфессиональным общностям. Это: самосознание (этническое или конфессиональное), название (включая самоназвание — эндоэтноним или эндоконфессионим), чувство солидарности и, по-видимому, общность психического склада.

Ко второй группе относятся признаки, которые, безусловно, свойственны одному типу общностей, но принадлежность которых другому типу не является общепризнанным в отечественной науке фактом. Таковых, на наш взгляд, два: эндогамия (признак, очевидный у конфессиональных общностей, но спорный применительно к этносам) и общность культуры (по принятому в этнологии мнению, важная черта этнических общностей; обладают ли ей и вероисповедания — вопрос, не имеющий однозначного ответа).

В третью группу нами включены признаки, которые относительно общностей обоих типов либо вызывают сомнения в своем реальном существовании, либо требуют серьезных оговорок, а именно: общность исторических судеб и общая историческая память, наличие потестарных организаций, единство территории (последнее, например, скорее условие формирования и тех, и других общностей, но не признак как таковой).

Наличие у конфессии и этноса ряда общих признаков, на наш взгляд, значительно усиливает действие одного из основополагающих факторов их взаимосвязи. Имеется в виду то, что привер-

женцы каждой религии либо ее разновидности образуют особую конфессиональную, или вероисповедную, общность, в результате чего религия становится явлением, в определенном смысле близким, если можно так выразиться, однопорядковым этносу, который есть общность по определению.

Указанный фактор, по нашему мнению, объясняет удивительные на первый взгляд случаи превращения религиозных течений в этносы. В действительности же ничего странного в этом нет, ибо не религиозные учения превращались в этносы, а конфессиональные общности трансформировались в этнические, точнее в этноконфессиональные, поскольку, приобретая черты этнической общности, они сохраняли обычно и характер вероисповедной группы. Если в качестве примера мы возьмем историю монофелитов-маронитов, то увидим, что не учение об одной воле Иисуса Христа вдруг стало этносом (это в самом деле было бы поразительным), а конфессиональная общность монофелитов приобрела со временем этнические черты и превратилась в маронитскую этнокон-фессиональную общность. Важную роль в процессах подобного превращения, как мы полагаем, играло указанное нами наличие у конфессиональных и этнических общностей ряда совпадающих хотя бы частично признаков, которые, по-видимому, и оказывались своего рода мостиками, соединявшими общности двух типов в двуединую этноконфессиональную общность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Современный литератор, 2003.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1955. Т. 1.

3. Всероссийский словарь-толкователь. Т. 1-3 (в одной кн.). СПб.: Изд-во А.А. Каспари, 1893-1895.

4. Малый энциклопедический словарь. 2-е изд. СПб.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1907. Т. 1.

5. Вероисповедание // БСЭ. М.: АО «СЭ», 1928. Т. 10.

6. Вероисповедание // МСЭ. М.: АО «СЭ», 1929. Т. 2.

7. Конфессионализм // Энциклопедический словарь. Изд-во Брокгауз-Ефрон. П/т. 31. СПб., 1895.

8. Энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Филиппова. М., 1902. Т. 2.

9. Конфессиональный // Большая энциклопедия / Под ред. С.Н. Южакова. 4-е изд. со стереотипа. СПб.: без года изд. Т. 11.

10. Конфессиональные школы // БСЭ. Т. 34. М.: АО «СЭ», 1937. С. 167-170.

11. Конфессиональные школы // МСЭ. Т. 34. М.: АО «СЭ», 1931. С. 188.

12. Брук С.И., Чебоксаров Н.Н., Чеснов Я.В. Проблемы этнического развития стран зарубежной Азии // Вопросы истории. 1969. № 1.

13. Пучков П.И. О соотношении конфессиональной и этнической общностей // Советская этнография. 1973. № 6.

14. Пучков П.И. Современная география религий. М.: Наука, 1975.

15. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981.

16. Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. М.: Рус. язык, 1979.

17. Музуркова Т.Г., Нечаева И.В. Популярный словарь иностранных слов. М.: Азбуковник, 2000.

18. Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: БРЭ, 1999.

19. Религиоведение: Учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарика, 1998.

Н.П. Чередникова ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ

К середине XIX века западно-европейская философская мысль оказалась в глубоком кризисе. Он был обусловлен, в первую очередь, разложением гегелевской философской школы. Философия Гегеля, которая «подвела величественный итог всей предшествующей философской мысли», оказалась не в состоянии ответить на практические вопросы современности. Революция 1848 года в Европе отбросила Гегеля как вещь негодную к употреблению, поскольку реальные

Российская Федерация является, в соответствии с действующей Конституцией, светским государством. Никакая религия не может предписываться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Свобода совести и свобода вероисповедания гарантируются каждому, включая право не исповедовать никакую религию, свободно выбирать религиозные и другие убеждения и действовать в соответствии с ними. Традиционная религия русских — православие. Исключительно большое историческое значение имела христианизация Руси, начатая в 988 году князем Владимиром Святославичем.

Христианство способствовало формированию русского государства, развитию культуры, укреплению духовных и моральных норм россиян.

В середине 17 века в результате раскола от русской православной церкви отошли так называемые «староверы», которые не соглашались с реформами, проведенными патриархом Никоном. Староверческие общины до сих пор сохранились во многих регионах страны. Среди русских христиан имеются также католики (преимущественно живущие в России поляки и литовцы, а также часть немцев и латышей), которые, тем не менее, количественно уступают протестантам.

Вторая по количеству адептов религия в России — это ислам, которую исповедуют татары, башкиры, чеченцы, авары, кумыки, даргинцы, казахи, азербайджанцы и некоторые другие национальности. Среди мусульман в России преобладают — сунниты.

В больших городах, таких как Москва. Санкт-Петербург. Екатеринбург, Самара и Нижний Новгород, существуют значительные еврейские общины. В России очень много приверженцев буддизма, преимущественно ламаистской ветви. Это традиционная религия бурятов, тувинцев и калмыков.

Сегодня в России реставрируются старые и строятся новые православные храмы, мусульманские мечети, католические церкви, еврейские синагоги и буддийские дацаны. В Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, который был снесен в тридцатые годы. Возрождаются монастыри, пришедшие за долгие годы в состояние запущенности. Открываются духовные академии и семинарии, пастырские учебные курсы и другие учебные заведения, в которых обучаются священнослужители.

СНЕЖКОВА Ирина Анатольевна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (119334, Россия, г. Москва, Ленинский пр-кт, 32А; snezhkova@ mail.ru)

современная конфессиональная ситуация на украине: межконфессиональные проблемы и поиски компромиссов

Аннотация. Религиозная ситуация на Украине носит поликонфессиональный характер, поскольку страна находится на пути пересечения православия и католичества. В статье автор рассматривает, как политические разногласия отразились на религиозной жизни украинцев и с чем это связано. В последнее время в связи с получением томоса от Константинополя отношения между Украинской православной церковью Московского патриархата и Православной церковью Украины, в недавнем прошлом

— Украинской церковью Киевского патриархата, ухудшились. В работе дается характеристика автокефальной православной грекокатолической, католической и протестантской церквей. Не обойдены вниманием мусульманские организации, иудейские, новые религии, неоязычники и восточные культы. Ключевые слова: конфессиональное разнообразие Украины, противоречия УПЦ МП, ПЦУ, томос, католики, мусульмане, иудейские организации, новые религии, неоязычники, восточные культы

После распада СССР во всех республиках наблюдался беспрецедентный рост числа религиозных организаций. По данным Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий, на Украине насчитывалось более 30 тыс. религиозных объединений различного толка в сравнении с 4,5 тыс., которые существовали на ее территории в СССР. Если раньше к верующим себя относили 5% населения, то в настоящее время — 70%. В особенности выросло число верующих среди молодежи и людей среднего возраста разных социальных слоев.

Религиозное поле Украины никогда не было моноконфессиональным. Религиозная конфигурация в исторической ретроспективе постоянно изменялась благодаря активной деятельности католической церкви. Большую роль сыграла Брестская уния 1696 г., разделившая украинцев на православных и греко-католиков. В советский период на Украине была развернута антирелигиозная кампания. государственная политика воинствующего атеизма, особенно активная в первые годы советской власти и в хрущевский период, привела к сокращению численности верующих, уменьшению числа церквей. Оживление религиозной жизни наступило с началом перестройки. Помимо возрождения традиционных конфессий, появился такой феномен, как невоцерковленный верующий, который верит в существование Бога, Высшего разума, Абсолюта, но не примыкает к какой-либо религиозной организации и не посещает церковь.

Подавляющее большинство населения в Украине находится в лоне православных церквей — 54% общего числа религиозных объединений, однако разделенность на разные течения порождает сложную ситуацию в конфессиональном поле страны. Три ветви православия конкурируют между собой

— Украинская православная церковь Московского патриархата (далее -УПЦ МК), Православная церковь Украины (далее — ПЦУ), которая до получения томоса от Константинополя в конце 2018 г. именовалась Украинской православной церковью Киевского патриархата (далее — УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (далее — УАПЦ).

Самой многочисленной в православии является Украинская православная церковь Московского патриархата. С принятием томоса 2018 г. о переходе УПЦ КП под юрисдикцию Константинополя начался насильственный захват церквей УПЦ МП, поэтому данных последнего времени у нас нет. Ранее она имела 44 епархии, более 170 монастырей с 4,5 тыс. монашествующих, 20 духовных начальных учебных заведений, в которых обучались 3 970 чел., 106 периодических изданий, 4 158 воскресных школ и 34 братства . Управление церковью находится в Киево-Печерской лавре. Предстоятелем церкви является Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Наибольшая концентрация общин УПЦ МП наблюдается в Винницкой (916), Хмельницкой (898), Киевской с г. Киевом (860), Закарпатской (612), Ровенской (629), Волынской (614) областях . УПЦ МП является самоуправляемой церковью с широкими правами автономии в составе Московской патриархии. Автономия была получена на Архиерейском соборе РПЦ в 1990 г. Положение УПЦ МП в настоящее время очень уязвимое. Несмотря на то что она обладает большинством приходов и прихожан на Украине, она все же зависима от политики государственной власти. Уже в период президентства В. Ющенко руководитель государства активно демонстрировал поддержку УПЦ КП во главе с патриархом Филаретом в качестве ведущей религиозной конфессии. При В. Януковиче положение в УПЦ МП стабилизировалось. В период правления П. Порошенко ей был нанесен сильный удар, практически легализовавший рейдерский захват храмов, принадлежащих Московскому патриархату. УПЦ МП активно дискредитировалась президентом П. Порошенко как московская церковь или как церковь «страны-агрессора», что позволило националистам, которые чаще всего не имеют никакого отношения к вере и к конкретным храмам, захватывать их и насильственно переводить в другую юрисдикцию.

Православная церковь Украины (ПЦУ), или до принятия томоса -Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), до недавнего времени насчитывала 31 епархию. Она имеет 45 монастырей с 136 насельниками, 16 духовных начальных училищ, 36 периодических изданий, 1 234 воскресные школы, 9 братств. Кафедральным собором УПЦ КП является Владимирский собор в Киеве . Наибольшая численность УПЦ КП концентрируется в западных областях: Тернопольской (225), Волынской (320), Ивано-Франковской (290), Львовской (443), Ровенской (315) и Киевской с г. Киевом (465) областями . Возглавлял церковь Патриарх Киевский и всея Руси — Украины Филарет. УПЦ КП не имела официального признания со стороны мирового православия и не находилась в евхаристическом общении ни с одной из канонических поместных православных церквей мира. Эта церковь возникла в результате объединения двух церковных групп, выступавших за полную независимость от Русской православной церкви (Московского патриархата): части националистически ориентированных представителей Украинской православной церкви Московского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. По мнению большинства православных церквей мира, она является раскольнической, по мнению Киевского патриархата — объединительной. Приверженцы УПЦ КП возводят ее историю к Киевской митрополии, находившейся в юрисдикции Константинопольской церкви, отрицая законность ее перехода под юрисдикцию Московского патриархата в 1686 г.

В настоящее время УПЦ КП делает акцент на предоставлении канонического перехода и объединения УПЦ МП и УПЦ КП для преодоления раскола и объединения церквей на Украине, но ни в одной из областей, кроме Галиции, Киевский патриархат не является доминирующей конфессией. УПЦ КП под-

держивает активные отношения с Римско-католической церковью, греко-католической церковью на Украине и Украинской православной автокефальной церковью. В настоящее время патриарх Филарет Денисенко находится под анафемой со стороны УПЦ МП и РПЦ МП. Личность патриарха Филарета очень спорная: еще в советское время он активно сотрудничал с КГБ, закрыл в Киеве духовную семинарию и был послушным исполнителем воли советских властей в ущерб церкви. Опираясь на свои заслуги перед светской властью, он претендовал на должность Патриарха всея Руси, но не был избран, после чего на Украине, получившей независимость в 1990-х гг., самовольно провозгласил себя Киевским патриархом.

Рассмотрим предысторию получения томоса, инициированного П. Порошенко в ходе подготовки к предвыборной кампании 2019 г., которую он все равно проиграл. В результате объединения с Константинополем была отменена автокефалия и независимость Киевского патриархата, полученная им еще в 1686 г. от Константинопольского патриарха. ПЦУ превратилась в митрополию, находящуюся под управлением Вселенского Константинопольского патриарха Варфоломея, резиденция которого находится в г. Стамбуле. Теперь решение всех важных вопросов новой церкви — канонических, кадровых, финансовых — будут происходить по согласованию с Константинополем. По форме это будет очень ограниченная в правах митрополия, не сравнимая по автономии и самостоятельности с УПЦ МП. На Украине решено передать 12 православных монастырей и церквей Константинопольской церкви. В последнее время бывший, или «почетный» Киевский патриарх Филарет вновь заявил свои права на патриаршество и обвинил ПЦУ в обмане. Самое печальное в этой истории то, что раскол усугубился как между православными на Украине, так и в среде мирового православия. В настоящее время ситуация находится в процессе трансформации, и многое зависит от нового президента В. Зеленского.

Украинская автокефальная православная церковь имела 1,2 тыс. религиозных организаций, 67% которых находится в трех галицких областях Украины. Церковную службу в УАПЦ совершает 661 священник, в 7 духовных начальных училищах церкви обучаются 224 слушателя. В ней функционировали порядка 300 воскресных школ. В 6 монастырях находятся всего 12 насельников. УАПЦ также является церковью украинской диаспоры Северной Америки и Западной Европы. Зародилась УАПЦ после Февральской революции в результате движения за государственное и церковное отделение от России. Затем ее деятельность переместилась в Западную Европу и на Американский континент. Образовалась она в 1990 г. на Всеукраинском соборе автокефальной церкви. Официальную регистрацию в постперестроечное время получила в 1995 г. На службах поминается Константинопольский патриарх, но ее канонический статус не вполне урегулирован. Лозунг УАПЦ до недавнего времени был следующим: «Рим нам не батько, Москва — не мати. Хотим быть самостоятельными». 80% прихожан приходится на Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую области. После принятия томоса началось активное сближение с ПЦУ. Ее деятельность проходит в русле национальной идеи и утверждения социально-культурных приоритетов украинской государственности.

В последние годы активно растет Украинская грекокатолическая церковь. В 2008 г. она имела 3 685 религиозных организаций, что превысило довоенный уровень. Наибольшее число общин находится во Львовской (1478), Тернопольской (762), Ивано-Франковской (642) и Закарпатской областях (378). Руководит УГКЦ после ухода патриарха Любомира, кардинала Гузара, епископ Святослав Шевчук. В последнее время наблюдается расширение грекокато-

лицизма в других регионах Украины. Церковь имеет 18 епархий и экзархатов, открыты 102 монастыря с 1 269 монахами. В ее составе — 15 духовных училищ, 1 163 воскресных школы, 28 периодических изданий. К этой церкви относятся также 19 грекокатолических епархий, которые функционируют среди украинской диаспоры за рубежом. В настоящее время управление грекокатолической церкви по политическим причинам перенесено в г. Киев, в связи с чем произошло удаление от основной паствы. УГКЦ является все-таки галицийским и закарпатским феноменом. Если в центре идет противоборство УПЦ МП и УПЦ КП (ПЦУ), то на западе Украины однозначно доминирует Украинская греко-католическая церковь.

Среди традиционно существующих церквей страны можно назвать Римско-католическую церковь. Во Львове находится ее центр, диэцезии (епархии) есть также в Житомирской, Луцкой, Каменец-Подольской областях. Действует духовный колледж, семинария и Украинский римско-католический университет. РКЦ имеет 91 монастырь с 700 насельниками, 517 воскресных школ, 14 периодических изданий и 541 священнослужителя, среди которых 251 — иностранцы. На Украине работают 39 миссий этой церкви и 3 братства.

Широко представлены на Украине церкви протестантского направления. Они имеют 8 164 религиозных организаций, что составляет 24% численности всех религиозных организаций страны, в т.ч. евангельские христиане баптисты — 3 025; христиане евангельской веры (пятидесятники) — 2 438; «свидетели Иеговы» — 1 032; адвентисты седьмого дня — 1 057; реформаторы — 118, лютеране — 101 и др.

Значительно возросло на Украине и число мусульманских организаций. На сегодняшний день в Киеве действуют 4 зарегистрированных самостоятельных центра: Духовное управление мусульман ДУМУ, Духовный центр мусульман Украины ДЦМУ и Киевский муфтият. До присоединения Крыма к России особое место занимало Духовное управление мусульман Крыма ДУМК. Последователями ислама на Украине являются представители национальных меньшинств — волжские татары, крымские татары, узбеки, абхазы и др. Однако большинство мусульманских общин объединяет крымских татар, которых на территории Украины стало значительно меньше после присоединения Крыма к России. Мусульмане на Украине имеют мечети, начальные училища и пятничные школы.

Шесть центров руководят иудейскими организациями (290). Среди них Объединение хасидов Хабад-Любавич, Всеукраинский конгресс иудейских религиозных организаций и др. Иудейские организации размещены по Украине равномерно. Выделяются Винницкая обл. (25) и г. Днепр (23), Донецкая (18), Хмельницкая (14), Закарпатская, Черновицкая (по 19), Черкасская (15) области и г. Киев (17). Существуют 7 иудейских начальных заведений, выходят 27 периодических изданий, действуют 72 субботние школы. В г. Днепре при участии олигарха И. Коломойского построена самая большая в Европе синагога. В последнее время в Израиле довольно активно поднимается вопрос о переселении части евреев на территорию Украины, т.к. в Израиле неспокойно в связи с мусульманским окружением, тяжелым жарким климатом, а в Украине, в частности в Умани, находятся захоронения почитаемых евреев-хабатников, к которым ежегодно совершается паломничество евреев со всего мира. Известно, что евреи-хабатники -наиболее активное на сегодняшний день направление в иудаизме.

В последние годы на Украине широкое распространение получили новые религии и течения. В 2008 г. были официально зарегистрированы 1 895 организаций: среди них неохристиан — 1 627, неоориенталистов — 151, родноверов,

которых официально именуют неоязычниками, — 116. Среди новых религиозных течений растут организации харизматического толка — их насчитывается 1 465. Их много в Запорожской области и в Киеве. В их число входят: церковь Полного Евангелия (595), новоапостольская церковь (59), церковь Иисуса Христа последних дней — мормонов (55), а также Общество свидетелей Кришны (45), буддисты (54), бахаи (8) . Функционируют различные родноверские направления, например родная вера, вера великого огня. Общества новоапостолов, родноверов, кришнаитов, бахаев довольно равномерно распространены по всем областям Украины. Буддисты также распреде -лились по всей Украине: они имеют организации в харьковской, Запорожской и Киевской областях.

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы. Конфессиональное разнообразие на Украине всегда существовало, периодически обострялись противоречия между православными, католиками, униатами. В настоящее время на Украине сохраняется неспокойная религиозная ситуация, спровоцированная политическим вмешательством в дела церкви команды предыдущего президента П. Порошенко, усилия которого были направлены прежде всего на отрыв Украинской православной церкви от Московского патриархата. Остается надеяться на здравый смысл нового украинского президента В. Зеленского, который не будет вмешивать государство в дела церкви и приведет страну к религиозному согласию.

Список литературы

Колодний А.М. 2009. Релкшне сьогодення Украши:роздуми, оцшки i прогнозi. — АМ Колодний. Т. 100.

Украша релшйна: колективна монографiя. Книга перша: Стан релiгiйного життя Украши (гол. ред. А. Колодний). 2008. К.: Украшська Асощащя релтезнавщв, Вщдшення релтезнавства 1нституту фшософп iменi Г.С. Сковороди НАНУ. 436 с.

THE CURRENT CONFESSIONAL SITUATION IN UKRAINE: INTERFAITH PROBLEMS AND SEARCH FOR COMPROMISES

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *