Конфирмация

В древней церкви конфирмация (миропомазание) осуществлялась непосредственно после крещения, и за ней сразу же следовало первое причастие (в рамках единой церковной службы). Эта практика сохраняется в православных церквах, где конфирмация совершается над младенцами и осуществляется маслом (миром), освященным епископом. На Западе конфирмация объединялась с крещением вплоть до эпохи Средневековья и в отличие от православия осуществлялась епископом, поэтому в его отсутствие конфирмацию приходилось переносить на другое время.

В 1215 IV Латеранский собор одобрил практику откладывания конфирмации до достижения ребенком сознательного возраста. В результате этой отсрочки таинство приобрело новый акцент, получив смысл уже не только подкрепления верующего дарованием Духа, но и подтверждения крещальных обетов. В Католической церкви конфирмацию осуществляет епископ, хотя в особых случаях он может делегировать эту свою власть священнику; в Англиканской церкви конфирмация осуществляется обязательно епископом. Большинство протестантских церквей упразднило таинство конфирмации; исключение составляют лишь некоторые лютеранские церкви, сохранившие его как обряд.

Адриен фон Шпейр: «Благодать Конфирмации заключается в церковном сообщении живущего в Церкви Святого Духа, то есть она укрепляет верующего в его церковности и в убеждении, что Церковь это не только учреждение, но и жизнь. Конфирмация соединяет с Церковью именно благодаря тому, что делает христиан совершеннолетними. Войти в совершеннолетие значит обрести способность самостоятельно судить, находясь в лоне Церкви, и смотреть глазами Церкви»

Современная практика в ЕЛЦ

Лютеранская церковь использует унаследованную западную практику конфирмации как возможность для наставления прихожан. Перед конфирмацией верующие изучают вероучение церкви – Катехизис Лютера, в котором объясняются основные положения веры (Кредо или Символ Веры), смысл 10 заповедей, молитвы «Отче наш» – и обсуждают другие вопросы, связанные с жизнью христианина.

Конфирмационные занятия могут длиться от нескольких месяцев до 3х лет в зависимости от прихода. На богослужении во время конфирмации пастор произносит молитву благословения над конфирмируемым. В знак того, что община принимает нового верующего, все вместе молятся молитвой Господней «Отче наш» и произносят исповедание своей веры – «Символ Веры».

КОНФИРМАЦИЯ — в католицизме — одно из семи церковных таинств; во многих протестантских деноминациях — особая богослужебная церемония.

В от­дель­ное свя­щен­но­дей­ст­вие, как пра­ви­ло, зна­чи­тель­но от­сто­яв­шее по вре­ме­ни от кре­ще­ния че­ло­ве­ка и его пер­вого при­час­тия, конфирмация вы­де­ли­лась на хри­сти­ан­ском За­па­де в конце I — начала II тысячилетия.

В трак­тов­ке конфирмации как от­дель­но­го от кре­ще­ния та­ин­ст­ва ка­то­лическая док­три­на ис­хо­дит из свя­щен­но-ис­то­рических со­бы­тий Пя­ти­де­сят­ни­цы и ос­но­вы­ва­ет­ся на но­во­за­вет­ных сви­де­тель­ст­вах о воз­ло­же­нии апо­сто­ла­ми рук на но­во­кре­щё­ных с це­лью пре­по­да­ния им осо­бых да­ров Св. Ду­ха, а так­же на свя­зан­ном с эти­ми сви­де­тель­ст­ва­ми су­ще­ст­во­вав­шем в древ­ней Церк­ви об­ря­де по­слек­ре­щаль­но­го ми­ро­по­ма­за­ния и воз­ло­же­ния рук на но­во­кре­щё­но­го епи­ско­пом.

В сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя гос­под­ство­ва­ло по­ни­ма­ние конфирмации пре­имущественно как под­твер­жде­ния зре­ло­сти ре­лигиозной ве­ры кре­щё­но­го в мла­ден­че­ст­ве че­ло­ве­ка, а так­же как его ос­вя­ще­ния и ду­хов­но­го ук­ре­п­ле­ния. Бо­го­сло­вие и прак­ти­ка конфирмации бы­ли за­кре­п­ле­ны ве­ро­учи­тель­ны­ми до­ку­мен­та­ми Рим­ско-ка­то­лической церк­ви на Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ском со­бо­ре и Три­дент­ском со­бо­ре.

В ка­то­ли­циз­ме та­ин­ст­во конфирмации счи­та­ет­ся не­об­хо­ди­мым для спа­се­ния. Его со­вер­ша­ет епи­скоп над под­ро­ст­ка­ми, дос­тиг­ши­ми 12-16-лет­не­го воз­рас­та. В осо­бых слу­ча­ях (напр., при кре­ще­нии взрос­лых с по­сле­дую­щей не­по­сред­ст­вен­но за этим конфирмации или в об­стоя­тель­ст­вах смер­тель­ной опас­но­сти) до­пус­ка­ет­ся де­ле­ги­ро­ва­ние епи­скоп­ских пол­но­мо­чий свя­щен­ни­ку и со­вер­ше­ние конфирмации в лю­бом воз­рас­те.

Как и при кре­ще­нии, при­ни­маю­ще­му та­ин­ст­во конфирмации тре­бу­ют­ся вос­при­ем­ни­ки (pa­trini). Ма­те­ри­ей та­ин­ст­ва слу­жит ос­вя­щае­мое епар­хи­аль­ным епи­ско­пом в чет­верг Стра­ст­ной сед­ми­цы ми­ро (chrisma), ко­то­рое по­сле воз­ло­же­ния рук и мо­лит­вен­но­го при­зы­ва­ния Св. Ду­ха на­но­сит­ся в фор­ме кре­ста на лоб кон­фир­ми­руе­мо­го. Фор­мой та­ин­ст­ва яв­ля­ют­ся про­из­но­си­мые епи­ско­пом при по­ма­за­нии сло­ва: «Зна­ме­ную те­бя зна­ком Кре­ста и ук­ре­п­ляю (confirmo) ми­ром спа­се­ния во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. Аминь». Пра­виль­но со­вер­шён­ная конфирмация за­пе­чат­ле­ва­ет ду­шу (как и в та­ин­ст­вах кре­ще­ния и свя­щен­ст­ва) осо­бым «не­из­гла­ди­мым зна­ком» (character indelebilis), вслед­ст­вие че­го это та­ин­ст­во не мо­жет быть по­вто­ре­но.

Пред­при­ня­тая Ва­ти­кан­ским II со­бо­ром ли­тур­гическая ре­фор­ма при­ве­ла к не­кото­рым из­ме­не­ни­ям в прак­ти­ке конфирмации, что долж­но бы­ло от­ра­зить экк­ле­зио­ло­гическое зна­че­ние та­ин­ст­ва как усо­вер­шен­ст­во­ва­ние для кре­щё­но­го свя­зи с Цер­ко­вью и во­зоб­но­вить идею трёх­сту­пен­ча­то­го един­ст­ва хри­сти­ан­ской ини­циа­ции (кре­ще­ние, конфирмация, Ев­ха­ри­стия).

В совремеом об­ря­де та­ин­ст­ва конфирмация, ко­то­рое ре­ко­мен­ду­ет­ся со­вер­шать во вре­мя мес­сы, кон­фир­ми­руе­мый в знак са­кра­мен­таль­ной свя­зи со сво­им кре­ще­ни­ем дол­жен ис­по­ве­до­вать Сим­вол ве­ры, про­из­не­сён­ный за не­го при кре­ще­нии вос­при­ем­ни­ка­ми. Конфирмация ста­ла пред­ше­ст­во­вать обя­за­тель­ная, как пра­ви­ло по­лу­го­до­вая, ка­те­хе­ти­че­ская под­го­тов­ка (см. Ка­те­хи­за­ция). Ино­гда пе­ред конфирмацией ре­ко­мен­ду­ет­ся со­вер­ше­ние ис­по­ве­ди.

Апо­столь­ской кон­сти­ту­ци­ей па­пы Рим­ско­го Пав­ла VI «Divinae consortium naturae» (1971 год) бы­ла ут­вер­жде­на но­вая, близ­кая ви­зант. чи­ну тай­но­со­вер­ши­тель­ная фор­му­ла: «При­ими пе­чать (signacu­lum) да­ра Ду­ха Свя­то­го» (ср.: Еф. 1:13, 4:30). За ка­то­ли­ка­ми восточных об­ря­дов (см. Уни­ат­ст­во) ка­но­ни­че­ски за­кре­п­ле­но со­вер­ше­ние конфирмации свя­щен­ни­ком сра­зу по­сле кре­ще­ния вне за­ви­си­мо­сти от воз­рас­та кон­фир­ми­руе­мо­го. Современое ка­то­лическое бо­го­сло­вие под­чёр­ки­ва­ет так­же лич­но­ст­ный ас­пект конфирмации, го­во­ря о пол­но­те об­ще­ния ве­рую­ще­го со Св. Ду­хом как Лич­но­стью и об об­ра­щён­ном к ве­рую­ще­му мис­сио­нер­ском при­зы­ве лич­но­го сви­де­тель­ст­ва о Хри­сте в ми­ре.

В сред­ние ве­ка ка­то­лическое уче­ние о конформации под­вер­га­лось кри­ти­ке со сто­ро­ны валь­ден­сов, ка­та­ров, по­сле­до­ва­те­лей Дж. Уик­ли­фа, гу­си­тов (см. Гу­сит­ское дви­же­ние). М. Лю­тер в по­ле­мическом сочинении «О ва­ви­лон­ском пле­не­нии Церк­ви» (1520 год) ка­те­го­ри­че­ски от­верг са­кра­мен­таль­ный ста­тус конфирмации на ос­но­ва­нии то­го, что она не бы­ла за­по­ве­да­на Хри­стом. Таким образом, он при­зна­вал конфирмацию не та­ин­ст­вом, а лишь цер­ков­ным обы­ча­ем или «це­ре­мо­ни­ей». Ж. Каль­вин так­же не ви­дел в воз­ло­же­нии апо­сто­ла­ми рук со­об­ще­ния ве­рую­ще­му бла­го­да­ти, а ми­ро­ос­вя­ще­ние и ми­ро­по­ма­за­ние счи­тал суе­ве­рия­ми. В по­ле­ми­ке с ана­бап­ти­ста­ми немецким ре­фор­ма­тор М. Бу­цер при­дал конфирмации смысл и об­раз ли­тур­гического за­вер­ше­ния пе­рио­да ка­те­хи­за­ции под­ро­ст­ков пе­ред их до­пус­ком к при­час­тию. Его идеи бы­ли ши­ро­ко вос­при­ня­ты в ре­фор­ма­тор­ских кру­гах. Позд­нее под влия­ни­ем пие­тиз­ма в тех про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ци­ях, где со­хра­нил­ся об­ряд конфирмации, боль­шую роль в нём стал иг­рать мо­тив лич­но­го ис­по­ве­да­ния ве­ры. Конфирмация ста­ла по­ни­мать­ся как сво­его ро­да эк­за­мен на ре­лигиозную зре­лость юно­шей и де­ву­шек в воз­рас­те при­мер­но 14 лет по­сле ка­те­хе­ти­че­ской под­го­тов­ки (про­дол­жи­тель­но­стью до 2 лет) и как их ли­тур­гическое по­свя­ще­ние в пол­но­прав­ные чле­ны цер­ков­ной об­щи­ны.

Кон­фир­ми­руе­мые ис­по­ве­ду­ют Сим­вол ве­ры в знак соз­на­тель­но­го под­твер­жде­ния сво­его кре­ще­ния и при­над­леж­но­сти к Церк­ви, про­воз­гла­ша­ют обе­ты хри­сти­ан­ской мо­ра­ли и по­лу­ча­ют от пас­то­ра бла­го­сло­ве­ние че­рез воз­ло­же­ние рук. По­сле это­го они впер­вые при­сту­па­ют к при­час­тию. Толь­ко про­шед­шие конфирмацию по­лу­ча­ют пра­во го­ло­са в цер­ков­ной об­щи­не и мо­гут быть из­бран­ны­ми в цер­ков­ный со­вет или ис­пол­нять цер­ков­ные слу­же­ния.

Лагерь будет проходить в лагерном центре Kellokoski с 1 по 8 июля 2020. Приглашается молодежь в возрасте от 15 до 18 лет. Стоимость лагеря 140 евро.

Конфирмационное обучение включает в себя, помимо лагеря, несколько городских занятий — весной до лагеря и в августе-сентябре, после лагеря. Обучение проводится на русском языке, есть возможность получить материалы на финском. На занятиях и в лагере участники познакомятся с христианской верой и лютеранской церковью.

Запись в лагерь по ссылке — линк в конце статьи.

За дополнительной информацией обращайтесь:

Анна Левинг (0503801175, anna.lewing@evl.fi,)

Ольга Русских (0505562367, olga.russkih@evl.fi),

Отзывы участников по окончанию ripari 2019:

«Поезжай в лагерь – это очень весело! У тебя будут новые друзья, новые знания и очень много радости. Если не поедешь, пропустишь веселье.»

«Даже не думай сомневаться в поездке. Там очень круто. Добрые и искренние люди помогут тебе раскрыться. Этот лагерь будет незабываемым!»

«Ты зря думаешь, что будет скучно и нудно! Знакомство и общение с Богом – это не так трудно. Здесь будут безудержный смех, слёзы печали и радости, здесь ты найдешь много близких тебе людей и обретешь гармонию в душе!»

«Я советую. Нет! Требую, чтобы ты обязательно поехала в русскоязычный ripari. Здесь можно купаться, играть в разные игры, петь, смеяться вместе, есть вкусную еду и многое другое. Ты можешь спокойно прийти и тебя примут с теплыми объятиями.»

Вопросы и ответы

Что такое конфирмационная школа или ripari?
Это христианское обучение для молодежи, в которое входят несколько городских занятий, посещение богослужений и духовных мероприятий, а также семидневный лагерь обучения. В этой школе идет речь о христианской вере, о лютеранской церкви – об отличиях и сходствах с другими церквями, о Боге и христианских ценностях. Для желающих, по окончании обучения, проводится конфирмация.

Что такое конфирмация?
Конфирмация – это обряд подтверждения крещения и исповедования личной веры. Если конфирмант не был до обучения членом лютеранской церкви, после конфирмации он становится им.

Конфирмированные члены церкви могут венчаться в церкви, быть крестными, крестить своих детей в церкви, выбирать и выдвигать свою кандидатуру на церковных выборах. После окончания конфирмационного обучения проводится праздничная конфирмационная месса, на которой ты можешь впервые самостоятельно принять причастие. На конфирмации твои учителя, вожатые, а также твои родные будут молиться за тебя и благословят тебя.

Где можно записаться?
Чтобы попасть в русскоязычный ripari, родители могут записать тебя заполнив электронную анкету по адресу:

Дополнительную информация можешь узнать у ведущих:

Анна Левинг (0503801175) Ольга Русских (0505562367)

Кто может ехать в ripari?
В русскоязычном молодежном конфирмационном обучении могут принимать участие юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет, которые живут в области Хельсинки, Эспоо и Вантаа и не проходили конфирмационное обучение раньше.

Я не член церкви, могу ли я принять участие в конфирмационной школе?

Да, можешь. Принять участие в обучении могут все подростки, не зависимо от того, будут ли они проходить конфирмацию и становиться членами лютеранской церкви. Но зато это решение ты можешь принять в дальнейшем, и повторное обучение не понадобится.

Я не крещен, могу ли я принять участие в конфирмационной школе?

Да, можешь. Если ты захочешь креститься и стать членом церкви, это можно сделать после обучения.

Когда будет конфирмационная школа на русском языке?
Конфирмационное обучение на русском языке начнется весной 2020 с первых городских занятий. На этих занятиях мы познакомимся друг с другом, с преподавателями и вожатыми, а также с церковью, с приходом и некоторыми важными темами из программы. Более интенсивная часть обучения будет проведена в лагере, 1-8 июля 2020.

Где будет проходить лагерь?
В лагерном центре Kellokoski, недалеко от города Tuusula. Около 45 км от Helsinki.

В лагерном центре будут комнаты на 2-3 человека, с душем и туалетом.

Сколько стоит обучение?
Сам лагерь стоит 140 евро. В цену входят недельное проживание в лагерном центре и питание. Если по каким-то причинам ты не можешь оплатить полной стоимости лагеря, обратись к ведущим. В городских занятиях можешь принимать участие бесплатно.

Что делают на занятиях? Надо ли что-то учить наизусть?
На занятиях мы беседуем, обсуждаем, играем, поем, изучаем и размышляем. За всю конфирмационную школу каждому участнику надо выучить наизусть несколько главных духовных текстов, в том числе 10 заповедей и молитву Отче наш.

Чем конфирмационный лагерь отличается от лагеря отдыха?
Все участники конфирмационной школы принимают участие во всех занятиях, которые входят в программу обучения. Помимо увлекательных занятий, в лагере мы будем общаться друг с другом, купаться и ходить в небольшие походы. В конфирмационной школе мы не только говорим на занятиях о христианских ценностях, но и следуем им. Уважение к каждому, доброжелательное отношение и забота друг о друге – благодаря этим вещам мы можем провести незабываемую неделю лагеря вместе. Хотелось, чтобы каждый участник мог открыть что-то новое для себя и почувствовать себя частью Божьей семьи.

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

Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Копенгагене Сергей Джанян.

Алексей Кузнецов: Датская народная церковь по-прежнему играет важную роль в общественной жизни этой страны — сегодня её членами официально являются более 80 процентов жителей.

Об этой бережно соблюдаемой в Дании церковной традиции — рассказ скандинавского корреспондента Радио Свобода Сергея Джаняна.

Сергей Джанян: Одно из семи христианских таинств — таинство миропомазания, называемое также конфирмацией, знаменует собой дар Святого Духа, укрепляющий верующего в его новой духовной жизни. В православии таинство это совершается одновременно с крещением, а в католической традиции — в более поздние годы детства и отрочества, по достижении верующим так называемого «возраста распознания». В протестантизме же понимание таинств иное, и Датская лютеранская церковь трактует конфирмацию как акт сознательного и свободного выражения личной веры человека в Бога. Полномочия для проведения конфирмации имеет любой датский пастор, а сам обряд окончательного введения в состав церковного общества состоит из исповедания веры конфирмуемым, обращённой к нему нравоучительной речи священника и молитвы о нём. Говорит приходской пастор Фюнской епархии Торкильд Йенсен…

Пастор Торкильд Йенсен : Обряд конфирмации в Дании появился в XVIII веке при короле Кристиане VI . Будучи человеком весьма учёным и набожным, монарх этот был рьяным приверженцем идей пиетизма — это мистическое течение в лютеранстве ставило больший акцент на личном переживании общения с Богом и самостоятельном изучении Писания, нежели доскональном соблюдении церковных обрядов. В течение всего своего правления король Кристиан старался распространить идеи пиетизма среди своих подданных. И хотя чрезмерная религиозность и недостаток личного обаяния создали ему имидж одного из самых непопулярных королей Дании, тем не менее, знаменательным итогом правления этого монарха стало введение конфирмации 13 января 1736 года.

Сергей Джанян: Лютеранская Реформация сделала акцент на сознательном исповедании христианами своей веры и, соответственно, появилась нужда в обучении молодого поколения, прежде чем оно вступит в полноправные члены общины. Королевский указ определял конфирмацию как процедуру, обязательную для всех поданных монархии, независимо от их положения в обществе — при этом, ещё до совершения обряда будущие конфирманты обязаны были пройти курс обучения по катехизису, содержащему краткое изложение основ христианской веры. Лишь после того, как подросток демонстрировал удовлетворительные познания в христианстве, он допускался к конфирмации. А церковный обряд этот имел исключительное значение, поскольку наделял юного христианина гражданским правами, необходимыми для вступления во взрослую жизнь .

Пастор Торкильд Йенсен : Ещё до середины прошлого века конфирмация оставалась важнейшим событием в жизни датского подростка. Провалить экзамен на знание веры было не только болезненным ударом по детскому самолюбию, но и здорово било по родительскому кошельку — ведь за повторный курс обучения у священника полагалось платить, а без получения свидетельства о конфирмации практически невозможно было начать работу и содержать самого себя. Человек, н е прошедший конфирмацию до 19 лет, не имел права заводить семью, быть крёстным или свидетельствовать на суде. Если же тест на христианство проваливался сознательно, то закон предписывал «заточить провинившегося в тюрьму на хлеб и воду».

Сергей Джанян: Вступлению во взрослую жизнь полагалось быть как можно более наглядным, именно потому и возникла традиция одарять конфирманта новой одеждой. Датские подростки получали в презент свой первый взрослый костюм — штаны, жилет и куртку, а девочки — настоящее, «дамское» платье.

Изначально дню конфирмации полагалось быть днём, побуждающим юного христианина к благочестивым размышлениям. Однако со временем акцент начал перемещаться в сторону праздничности, а уже к середине 1950-х годов конфирмационные торжества окончательно закрепились в датском обществе в качестве полноформатной традиции. Говорит бабушка конфирмантки Сесилии, датская пенсионерка Рут Биль…

Рут Биль: Конфирмация — это весьма значительное событие в жизни датчан. Ведь на празднества приглашается много гостей — родня дальняя и ближняя, друзья, знакомые — набирается, как правило, не меньше 50-60 человек. Такое количество гостей мало кто может принять у себя дома — поэтому приходится заказывать ресторан или банкетный зал. А ведь к этому ещё надо прибавить подарки конфирмантам, обновки младшим и старшим братьям и сёстрам, да и самим родителям следует приодеться. Так что конечный счёт за конфирмационный праздник может зашкаливать за все пределы разумного. Вот и приходится многим датским родителям копить деньги на конфирмацию ещё за 5- 6 лет до самого события…

Конечно, не обходится и без некоторой доли снобизма — с лимузинами напрокат и шампанским для всех по возвращении из церкви. Но, с другой стороны, у датчан в последние годы в связи с экономическим ростом завелось больше денег в карманах — отчего бы их не потратить, как хочется? Правил как проводить конфирмацию не существует, и размах празднества определяется в основном амбициями родителей…

Сергей Джанян: Другим важным событием, символизирующим переход во взрослую жизнь, является следующий после конфирмации день — в Дании он называется «синий понедельник». Официально день этот не является выходным, однако многие датские школы охотно поддерживают старинную традицию, отпуская новоиспечённых конфирмантов в самостоятельный тур по городу.

Однозначного ответа на вопрос, почему понедельник «синий», не существует. По одной из версий, название это пришло в датский язык из цехового сленга немецких красильщиков. В старину ткань окрашивали в синий цвет краской, добываемой из листьев вайды, а обработанный в воскресенье товар вывешивали сохнуть на весь понедельник — и ремесленники в это день не работали.

Служители датской церкви, да и сами датчане признают, что конфирмация со временем всё более утрачивает черты религиозного ритуала, становясь в большей мере общественным праздником — ранее такое уже происходило и с христианским Рождеством и с Пасхой. Однако существует ведь ещё и понятие «датскости», объединяющее жителей этой страны не хуже круговой поруки. И сохраняющаяся в обществе традиция конфирмации, как свидетельство принадлежности к «клану» датчан — ещё одно тому подтверждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *