В древней церкви конфирмация (миропомазание) осуществлялась непосредственно после крещения, и за ней сразу же следовало первое причастие (в рамках единой церковной службы). Эта практика сохраняется в православных церквах, где конфирмация совершается над младенцами и осуществляется маслом (миром), освященным епископом. На Западе конфирмация объединялась с крещением вплоть до эпохи Средневековья и в отличие от православия осуществлялась епископом, поэтому в его отсутствие конфирмацию приходилось переносить на другое время.
В 1215 IV Латеранский собор одобрил практику откладывания конфирмации до достижения ребенком сознательного возраста. В результате этой отсрочки таинство приобрело новый акцент, получив смысл уже не только подкрепления верующего дарованием Духа, но и подтверждения крещальных обетов. В Католической церкви конфирмацию осуществляет епископ, хотя в особых случаях он может делегировать эту свою власть священнику; в Англиканской церкви конфирмация осуществляется обязательно епископом. Большинство протестантских церквей упразднило таинство конфирмации; исключение составляют лишь некоторые лютеранские церкви, сохранившие его как обряд.
Адриен фон Шпейр: «Благодать Конфирмации заключается в церковном сообщении живущего в Церкви Святого Духа, то есть она укрепляет верующего в его церковности и в убеждении, что Церковь это не только учреждение, но и жизнь. Конфирмация соединяет с Церковью именно благодаря тому, что делает христиан совершеннолетними. Войти в совершеннолетие значит обрести способность самостоятельно судить, находясь в лоне Церкви, и смотреть глазами Церкви»
Современная практика в ЕЛЦ
Лютеранская церковь использует унаследованную западную практику конфирмации как возможность для наставления прихожан. Перед конфирмацией верующие изучают вероучение церкви – Катехизис Лютера, в котором объясняются основные положения веры (Кредо или Символ Веры), смысл 10 заповедей, молитвы «Отче наш» – и обсуждают другие вопросы, связанные с жизнью христианина.
Конфирмационные занятия могут длиться от нескольких месяцев до 3х лет в зависимости от прихода. На богослужении во время конфирмации пастор произносит молитву благословения над конфирмируемым. В знак того, что община принимает нового верующего, все вместе молятся молитвой Господней «Отче наш» и произносят исповедание своей веры – «Символ Веры».
КОНФИРМАЦИЯ — в католицизме — одно из семи церковных таинств; во многих протестантских деноминациях — особая богослужебная церемония.
В отдельное священнодействие, как правило, значительно отстоявшее по времени от крещения человека и его первого причастия, конфирмация выделилась на христианском Западе в конце I — начала II тысячилетия.
В трактовке конфирмации как отдельного от крещения таинства католическая доктрина исходит из священно-исторических событий Пятидесятницы и основывается на новозаветных свидетельствах о возложении апостолами рук на новокрещёных с целью преподания им особых даров Св. Духа, а также на связанном с этими свидетельствами существовавшем в древней Церкви обряде послекрещального миропомазания и возложения рук на новокрещёного епископом.
В средние века и Новое время господствовало понимание конфирмации преимущественно как подтверждения зрелости религиозной веры крещёного в младенчестве человека, а также как его освящения и духовного укрепления. Богословие и практика конфирмации были закреплены вероучительными документами Римско-католической церкви на Ферраро-Флорентийском соборе и Тридентском соборе.
В католицизме таинство конфирмации считается необходимым для спасения. Его совершает епископ над подростками, достигшими 12-16-летнего возраста. В особых случаях (напр., при крещении взрослых с последующей непосредственно за этим конфирмации или в обстоятельствах смертельной опасности) допускается делегирование епископских полномочий священнику и совершение конфирмации в любом возрасте.
Как и при крещении, принимающему таинство конфирмации требуются восприемники (patrini). Материей таинства служит освящаемое епархиальным епископом в четверг Страстной седмицы миро (chrisma), которое после возложения рук и молитвенного призывания Св. Духа наносится в форме креста на лоб конфирмируемого. Формой таинства являются произносимые епископом при помазании слова: «Знаменую тебя знаком Креста и укрепляю (confirmo) миром спасения во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Правильно совершённая конфирмация запечатлевает душу (как и в таинствах крещения и священства) особым «неизгладимым знаком» (character indelebilis), вследствие чего это таинство не может быть повторено.
Предпринятая Ватиканским II собором литургическая реформа привела к некоторым изменениям в практике конфирмации, что должно было отразить экклезиологическое значение таинства как усовершенствование для крещёного связи с Церковью и возобновить идею трёхступенчатого единства христианской инициации (крещение, конфирмация, Евхаристия).
В совремеом обряде таинства конфирмация, которое рекомендуется совершать во время мессы, конфирмируемый в знак сакраментальной связи со своим крещением должен исповедовать Символ веры, произнесённый за него при крещении восприемниками. Конфирмация стала предшествовать обязательная, как правило полугодовая, катехетическая подготовка (см. Катехизация). Иногда перед конфирмацией рекомендуется совершение исповеди.
Апостольской конституцией папы Римского Павла VI «Divinae consortium naturae» (1971 год) была утверждена новая, близкая визант. чину тайносовершительная формула: «Приими печать (signaculum) дара Духа Святого» (ср.: Еф. 1:13, 4:30). За католиками восточных обрядов (см. Униатство) канонически закреплено совершение конфирмации священником сразу после крещения вне зависимости от возраста конфирмируемого. Современое католическое богословие подчёркивает также личностный аспект конфирмации, говоря о полноте общения верующего со Св. Духом как Личностью и об обращённом к верующему миссионерском призыве личного свидетельства о Христе в мире.
В средние века католическое учение о конформации подвергалось критике со стороны вальденсов, катаров, последователей Дж. Уиклифа, гуситов (см. Гуситское движение). М. Лютер в полемическом сочинении «О вавилонском пленении Церкви» (1520 год) категорически отверг сакраментальный статус конфирмации на основании того, что она не была заповедана Христом. Таким образом, он признавал конфирмацию не таинством, а лишь церковным обычаем или «церемонией». Ж. Кальвин также не видел в возложении апостолами рук сообщения верующему благодати, а мироосвящение и миропомазание считал суевериями. В полемике с анабаптистами немецким реформатор М. Буцер придал конфирмации смысл и образ литургического завершения периода катехизации подростков перед их допуском к причастию. Его идеи были широко восприняты в реформаторских кругах. Позднее под влиянием пиетизма в тех протестантских деноминациях, где сохранился обряд конфирмации, большую роль в нём стал играть мотив личного исповедания веры. Конфирмация стала пониматься как своего рода экзамен на религиозную зрелость юношей и девушек в возрасте примерно 14 лет после катехетической подготовки (продолжительностью до 2 лет) и как их литургическое посвящение в полноправные члены церковной общины.
Конфирмируемые исповедуют Символ веры в знак сознательного подтверждения своего крещения и принадлежности к Церкви, провозглашают обеты христианской морали и получают от пастора благословение через возложение рук. После этого они впервые приступают к причастию. Только прошедшие конфирмацию получают право голоса в церковной общине и могут быть избранными в церковный совет или исполнять церковные служения.
Лагерь будет проходить в лагерном центре Kellokoski с 1 по 8 июля 2020. Приглашается молодежь в возрасте от 15 до 18 лет. Стоимость лагеря 140 евро.
Конфирмационное обучение включает в себя, помимо лагеря, несколько городских занятий — весной до лагеря и в августе-сентябре, после лагеря. Обучение проводится на русском языке, есть возможность получить материалы на финском. На занятиях и в лагере участники познакомятся с христианской верой и лютеранской церковью.
Запись в лагерь по ссылке — линк в конце статьи.
За дополнительной информацией обращайтесь:
Анна Левинг (0503801175, anna.lewing@evl.fi,)
Ольга Русских (0505562367, olga.russkih@evl.fi),
Отзывы участников по окончанию ripari 2019:
«Поезжай в лагерь – это очень весело! У тебя будут новые друзья, новые знания и очень много радости. Если не поедешь, пропустишь веселье.»
«Даже не думай сомневаться в поездке. Там очень круто. Добрые и искренние люди помогут тебе раскрыться. Этот лагерь будет незабываемым!»
«Ты зря думаешь, что будет скучно и нудно! Знакомство и общение с Богом – это не так трудно. Здесь будут безудержный смех, слёзы печали и радости, здесь ты найдешь много близких тебе людей и обретешь гармонию в душе!»
«Я советую. Нет! Требую, чтобы ты обязательно поехала в русскоязычный ripari. Здесь можно купаться, играть в разные игры, петь, смеяться вместе, есть вкусную еду и многое другое. Ты можешь спокойно прийти и тебя примут с теплыми объятиями.»
Вопросы и ответы
Что такое конфирмационная школа или ripari?
Это христианское обучение для молодежи, в которое входят несколько городских занятий, посещение богослужений и духовных мероприятий, а также семидневный лагерь обучения. В этой школе идет речь о христианской вере, о лютеранской церкви – об отличиях и сходствах с другими церквями, о Боге и христианских ценностях. Для желающих, по окончании обучения, проводится конфирмация.
Что такое конфирмация?
Конфирмация – это обряд подтверждения крещения и исповедования личной веры. Если конфирмант не был до обучения членом лютеранской церкви, после конфирмации он становится им.
Конфирмированные члены церкви могут венчаться в церкви, быть крестными, крестить своих детей в церкви, выбирать и выдвигать свою кандидатуру на церковных выборах. После окончания конфирмационного обучения проводится праздничная конфирмационная месса, на которой ты можешь впервые самостоятельно принять причастие. На конфирмации твои учителя, вожатые, а также твои родные будут молиться за тебя и благословят тебя.
Где можно записаться?
Чтобы попасть в русскоязычный ripari, родители могут записать тебя заполнив электронную анкету по адресу:
Дополнительную информация можешь узнать у ведущих:
Анна Левинг (0503801175) Ольга Русских (0505562367)
Кто может ехать в ripari?
В русскоязычном молодежном конфирмационном обучении могут принимать участие юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет, которые живут в области Хельсинки, Эспоо и Вантаа и не проходили конфирмационное обучение раньше.
Я не член церкви, могу ли я принять участие в конфирмационной школе?
Да, можешь. Принять участие в обучении могут все подростки, не зависимо от того, будут ли они проходить конфирмацию и становиться членами лютеранской церкви. Но зато это решение ты можешь принять в дальнейшем, и повторное обучение не понадобится.
Я не крещен, могу ли я принять участие в конфирмационной школе?
Да, можешь. Если ты захочешь креститься и стать членом церкви, это можно сделать после обучения.
Когда будет конфирмационная школа на русском языке?
Конфирмационное обучение на русском языке начнется весной 2020 с первых городских занятий. На этих занятиях мы познакомимся друг с другом, с преподавателями и вожатыми, а также с церковью, с приходом и некоторыми важными темами из программы. Более интенсивная часть обучения будет проведена в лагере, 1-8 июля 2020.
Где будет проходить лагерь?
В лагерном центре Kellokoski, недалеко от города Tuusula. Около 45 км от Helsinki.
В лагерном центре будут комнаты на 2-3 человека, с душем и туалетом.
Сколько стоит обучение?
Сам лагерь стоит 140 евро. В цену входят недельное проживание в лагерном центре и питание. Если по каким-то причинам ты не можешь оплатить полной стоимости лагеря, обратись к ведущим. В городских занятиях можешь принимать участие бесплатно.
Что делают на занятиях? Надо ли что-то учить наизусть?
На занятиях мы беседуем, обсуждаем, играем, поем, изучаем и размышляем. За всю конфирмационную школу каждому участнику надо выучить наизусть несколько главных духовных текстов, в том числе 10 заповедей и молитву Отче наш.
Чем конфирмационный лагерь отличается от лагеря отдыха?
Все участники конфирмационной школы принимают участие во всех занятиях, которые входят в программу обучения. Помимо увлекательных занятий, в лагере мы будем общаться друг с другом, купаться и ходить в небольшие походы. В конфирмационной школе мы не только говорим на занятиях о христианских ценностях, но и следуем им. Уважение к каждому, доброжелательное отношение и забота друг о друге – благодаря этим вещам мы можем провести незабываемую неделю лагеря вместе. Хотелось, чтобы каждый участник мог открыть что-то новое для себя и почувствовать себя частью Божьей семьи.
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
Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Копенгагене Сергей Джанян.
Алексей Кузнецов: Датская народная церковь по-прежнему играет важную роль в общественной жизни этой страны — сегодня её членами официально являются более 80 процентов жителей.
Об этой бережно соблюдаемой в Дании церковной традиции — рассказ скандинавского корреспондента Радио Свобода Сергея Джаняна.
Сергей Джанян: Одно из семи христианских таинств — таинство миропомазания, называемое также конфирмацией, знаменует собой дар Святого Духа, укрепляющий верующего в его новой духовной жизни. В православии таинство это совершается одновременно с крещением, а в католической традиции — в более поздние годы детства и отрочества, по достижении верующим так называемого «возраста распознания». В протестантизме же понимание таинств иное, и Датская лютеранская церковь трактует конфирмацию как акт сознательного и свободного выражения личной веры человека в Бога. Полномочия для проведения конфирмации имеет любой датский пастор, а сам обряд окончательного введения в состав церковного общества состоит из исповедания веры конфирмуемым, обращённой к нему нравоучительной речи священника и молитвы о нём. Говорит приходской пастор Фюнской епархии Торкильд Йенсен…
Пастор Торкильд Йенсен : Обряд конфирмации в Дании появился в XVIII веке при короле Кристиане VI . Будучи человеком весьма учёным и набожным, монарх этот был рьяным приверженцем идей пиетизма — это мистическое течение в лютеранстве ставило больший акцент на личном переживании общения с Богом и самостоятельном изучении Писания, нежели доскональном соблюдении церковных обрядов. В течение всего своего правления король Кристиан старался распространить идеи пиетизма среди своих подданных. И хотя чрезмерная религиозность и недостаток личного обаяния создали ему имидж одного из самых непопулярных королей Дании, тем не менее, знаменательным итогом правления этого монарха стало введение конфирмации 13 января 1736 года.
Сергей Джанян: Лютеранская Реформация сделала акцент на сознательном исповедании христианами своей веры и, соответственно, появилась нужда в обучении молодого поколения, прежде чем оно вступит в полноправные члены общины. Королевский указ определял конфирмацию как процедуру, обязательную для всех поданных монархии, независимо от их положения в обществе — при этом, ещё до совершения обряда будущие конфирманты обязаны были пройти курс обучения по катехизису, содержащему краткое изложение основ христианской веры. Лишь после того, как подросток демонстрировал удовлетворительные познания в христианстве, он допускался к конфирмации. А церковный обряд этот имел исключительное значение, поскольку наделял юного христианина гражданским правами, необходимыми для вступления во взрослую жизнь .
Пастор Торкильд Йенсен : Ещё до середины прошлого века конфирмация оставалась важнейшим событием в жизни датского подростка. Провалить экзамен на знание веры было не только болезненным ударом по детскому самолюбию, но и здорово било по родительскому кошельку — ведь за повторный курс обучения у священника полагалось платить, а без получения свидетельства о конфирмации практически невозможно было начать работу и содержать самого себя. Человек, н е прошедший конфирмацию до 19 лет, не имел права заводить семью, быть крёстным или свидетельствовать на суде. Если же тест на христианство проваливался сознательно, то закон предписывал «заточить провинившегося в тюрьму на хлеб и воду».
Сергей Джанян: Вступлению во взрослую жизнь полагалось быть как можно более наглядным, именно потому и возникла традиция одарять конфирманта новой одеждой. Датские подростки получали в презент свой первый взрослый костюм — штаны, жилет и куртку, а девочки — настоящее, «дамское» платье.
Изначально дню конфирмации полагалось быть днём, побуждающим юного христианина к благочестивым размышлениям. Однако со временем акцент начал перемещаться в сторону праздничности, а уже к середине 1950-х годов конфирмационные торжества окончательно закрепились в датском обществе в качестве полноформатной традиции. Говорит бабушка конфирмантки Сесилии, датская пенсионерка Рут Биль…
Рут Биль: Конфирмация — это весьма значительное событие в жизни датчан. Ведь на празднества приглашается много гостей — родня дальняя и ближняя, друзья, знакомые — набирается, как правило, не меньше 50-60 человек. Такое количество гостей мало кто может принять у себя дома — поэтому приходится заказывать ресторан или банкетный зал. А ведь к этому ещё надо прибавить подарки конфирмантам, обновки младшим и старшим братьям и сёстрам, да и самим родителям следует приодеться. Так что конечный счёт за конфирмационный праздник может зашкаливать за все пределы разумного. Вот и приходится многим датским родителям копить деньги на конфирмацию ещё за 5- 6 лет до самого события…
Конечно, не обходится и без некоторой доли снобизма — с лимузинами напрокат и шампанским для всех по возвращении из церкви. Но, с другой стороны, у датчан в последние годы в связи с экономическим ростом завелось больше денег в карманах — отчего бы их не потратить, как хочется? Правил как проводить конфирмацию не существует, и размах празднества определяется в основном амбициями родителей…
Сергей Джанян: Другим важным событием, символизирующим переход во взрослую жизнь, является следующий после конфирмации день — в Дании он называется «синий понедельник». Официально день этот не является выходным, однако многие датские школы охотно поддерживают старинную традицию, отпуская новоиспечённых конфирмантов в самостоятельный тур по городу.
Однозначного ответа на вопрос, почему понедельник «синий», не существует. По одной из версий, название это пришло в датский язык из цехового сленга немецких красильщиков. В старину ткань окрашивали в синий цвет краской, добываемой из листьев вайды, а обработанный в воскресенье товар вывешивали сохнуть на весь понедельник — и ремесленники в это день не работали.
Служители датской церкви, да и сами датчане признают, что конфирмация со временем всё более утрачивает черты религиозного ритуала, становясь в большей мере общественным праздником — ранее такое уже происходило и с христианским Рождеством и с Пасхой. Однако существует ведь ещё и понятие «датскости», объединяющее жителей этой страны не хуже круговой поруки. И сохраняющаяся в обществе традиция конфирмации, как свидетельство принадлежности к «клану» датчан — ещё одно тому подтверждение.