Непослушание и эгоистичность ребенка, плохая успеваемость в школе, странные увлечения и подозрительные друзья… С этими проблемами сталкиваются практически все родители, чьи дети постепенно взрослеют и начинают делать собственные выборы. Подростковый период — сложное время для всей семьи. Важно пройти через ссоры с ребенком и взаимные упреки с наименьшими потерями, сохранив уважение и любовь друг к другу. Итак, разберемся: почему возникают конфликты между подростками и родителями? Как правильно их решать и можно ли их избежать?
Содержание
- Причины конфликтов родителей и подростков
- Поведение подростков в конфликте
- Роль родителей в конфликте
- Можно ли совсем избежать конфликтов?
- Конструктивные и неконструктивные конфликты
- Конфликт поколений: как решить проблему постоянных ссор с подростком?
- Что делать, когда отношения с ребенком «на грани»?
- Какие основные конфликты возникают в подростковом возрасте?
- Конфликты подростков в среде сверстников
- Конфликт между подростками и учителями
- Как родителям помочь подростку в конфликтной ситуации?
- Помощь в центре К.О.Т.
- Пройдите тест и узнайте, умеет ли Ваш ребёнок решать конфликты и строить диалог
Причины конфликтов родителей и подростков
Сложности подросткового периода психологи объясняют возрастным кризисом. Он начинается, когда ребенку исполняется 10-12 лет, и заканчивается по достижению 17-19 лет. Это переходный период от одного этапа детского развития к другому. В подростковом возрасте происходят перемены в структуре общения ребенка, перестройка его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. И в первую очередь это ощущают на себе именно родители. Кажется, что еще вчера их малыш был милым и общительным, но сегодня он уже замкнутый и озлобленный на весь мир.
Российские психологи и педагоги провели опрос среди подростков и их родителей с целью выявить основные причины возникающих в семье конфликтов. При этом ответы детей и взрослых практически совпадают. В числе наиболее распространенных причин конфликтов родителей и подростков называют:
-
плохую успеваемость ребенка в школе,
-
несовпадение взглядов на жизнь,
-
невыполнение ребенком домашних обязанностей.
-
позднее возвращение ребенка домой.
Многие конфликты между родителями и подростками обычно возникают буквально «из ничего». Но за любой даже мелкой ссорой стоят глубокие проблемы.
Поведение подростков в конфликте
«Я так больше не могу. Мои родители меня достали. Их опека проявляется буквально во всем — надела ли шапку, где была, что делала. Я достаточно хорошо учусь, но родители даже из-за 2 «четверок» в четверти умудряются сделать проблему. Мать постоянно расспрашивает о моих друзьях и парне, мы можем поссориться по любому поводу. Это раздражает. Я стала врать, потому что это проще, чем постоянно объяснять родителям, где и с кем я была. Я стала дольше сидеть в школе, у друзей, у парня — просто, чтобы не идти домой! Я живу в клетке, как зверек. Мама спрашивает, почему я ничем с ней не делюсь. Но как иначе? Ведь любой наш разговор заканчивается ссорой. Надоело так жить».
— Анна, 15 лет
Поведение подростка внешне выглядит как отрицание и обесценивание авторитета взрослых. Он может покрасить волосы в яркий цвет, носить вызывающую одежду, допоздна гулять, найти увлечение, которое не одобряют родные и учителя. Но на самом деле, подросток ругается с родителями не ради конфликта как такового. Все это попытка вырваться из-под жесткого контроля родных, очертить личные границы. Многие из действий ребенка носят такой подтекст: «Я уже могу и хочу принимать важные для себя решения. Пожалуйста, дайте мне такую возможность!». Но у родителей, поскольку они росли совсем в другое время, проявления возрастного кризиса вызывают только неприятие.
Взрослым может показаться, будто стремительно взрослеющему ребенку глубоко безразлично, что происходит вокруг, поскольку он зачастую ведет себя, мягко говоря, отчужденно. Но это лишь защитная реакция — подросток просто не знает, как решить конфликт с родителями. Поэтому он всеми силами старается уклониться от выяснения отношений в надежде, что ситуация разрешится сама по себе. В итоге он становится замкнутым и неразговорчивым, лжет по поводу и без.
Дети подросткового возраста на претензии и конфликтные действия родителей, как правило, отвечают такими реакциями:
-
жесткая оппозиция (демонстративные действия негативного характера);
-
полный отказ (неподчинение требованиям родителей);
-
изоляция (молчание, сокрытие правды).
Каковы бы ни были причины конфликтов родителей и подростков, для ребенка они становятся огромным стрессом. Напряженные отношения в семье могут обернуться для него серьезными последствиями, вплоть до депрессии. Ребенок, хоть и стремится всей душой к самостоятельности, еще не научился справляться с жизненными трудностями. Ему нужна помощь родителей.
Роль родителей в конфликте
«Моему сыну 12 лет. За последний год мой мальчик очень изменился — стал озлобленным, не слушается, постоянно устраивает скандалы. По вечерам перестал выходить во двор с друзьями, больше времени проводит за компьютером, уроки делает из рук вон плохо. Я пробовала ругать и наказывать за такое поведение, но он просто начинает мстить — не ест, «заваливает» контрольные в школе. Единственные друзья у него, похоже, — наш кот и компьютер. Я не разрешаю сыну подолгу смотреть телевизор, заблокировала интернет на смартфоне, стала встречать из школы. Надеялась на то, что он перестанет быть таким озлобленным. Но лучше не стало, ребенок все больше отдаляется от меня и от отца. Не знаю, что делать».
— Анастасия, мама 12-летнего Игоря
В младшем возрасте родители для ребенка — весь мир. Но позже все меняется. Дети становятся более самостоятельными, все чаще высказывают свое мнение и хотят поступать по-своему. И все это в глазах родных выглядит как бунт. Изменившееся поведение ребенка они считывают как покушение на собственный авторитет: «Я теперь главный! Будет по-моему!». В итоге в семье начинается элементарная борьба за власть. Подросток ссорится с родителями, сталкиваясь с их непониманием.
Взрослые, привыкшие к авторитарному стилю воспитания, недовольны буквально всем — учебой и внешним видом ребенка, его выбором друзей и увлечений. Их пугает девиантное поведение любимого чада — лживость, агрессия, интернет-зависимость, игромания. А подросток боится не оправдать завышенных ожиданий родных. Для него это тяжелая ноша.
Главная ошибка родителей в общении с подростком — их жесткий контроль. Многие взрослые, несмотря на то, что у них уже достаточный опыт в урегулировании конфликтов, пытаются подчинить ребенка своей воле. А это только отталкивает и ожесточает подростка, и что самое страшное — «ломает» растущего человека, делая его несамостоятельным и нерешительным.
Можно ли совсем избежать конфликтов?
Ссоры подростков с родителями накаляют отношения в семье до предела, что эмоционально истощает каждого.
Полностью избежать конфликтов невозможно, поскольку между ребенком и родителями всегда будет стоять разница в возрасте. Взрослые воспитывались совсем в другой среде и уже имеют устоявшиеся взгляды на жизнь. Ребенок — это другое поколение, ценности которого могут кардинально отличаться. Столкновение интересов является обычным и вполне нормальным проявлением отношений между людьми разных поколений. Главное — к какому именно итогу оно приведет.
Бессмысленно бороться с проявлениями самостоятельности подростка, не выяснив истинные причины его поведения. Только это поможет понять, как именно урегулировать возникающие конфликты. Главное — объяснить ребенку, насколько важно сохранить близкие, доверительные отношения в семье.
Если же конфликты стали привычкой, можно совместно пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив здоровый сценарий поведения, вам будет легче находить компромисс.
Конструктивные и неконструктивные конфликты
Постоянные конфликты подростков и родителей — это риск разрушения отношений и опасность затяжного кризиса. Но по мнению психологов, в возникающих разногласиях потенциально заложено мощное конструктивное начало. Получается, что конфликт может быть полезен, если приводит к «правильному» итогу.
В зависимости от результата конфликты можно разделить на 2 группы — конструктивные и неконструктивные.
-
Конструктивные конфликты
Когда ссора перетекает в спокойный диалог и заканчивается компромиссом — это конструктивный конфликт. В данном случае и ребенок, и родители готовы идти на сотрудничество, не умалчивают свои претензии и не держат друг на друга обиды.
К позитивному влиянию конструктивного конфликта можно отнести:
-
разрядка напряженности между родителями и ребенком,
-
возможность лучше узнать друг друга,
-
стимул к личностным изменениям и развитию.
Именно к такому итогу нужно стремиться детям и родителям — не обострять проблему, а конструктивно решать ее. Но важно, чтобы каждая из сторон была нацелена на позитивный результат.
-
Неконструктивные конфликты
Неконструктивные конфликты между родителями и подростками носят разрушительный характер. Когда ни у одной из сторон нет приемлемого пути решения возникающих проблем, на первый план выходят взаимные упреки, а не поиск компромисса. Это конфликт ради конфликта — эмоциональный, порой агрессивный. Именно из-за таких пылких ссор подросток становится замкнутым, часто врет, «осваивает» вредные привычки, находит опасные увлечения.
К негативному влиянию неконструктивного конфликта можно отнести:
-
полное эмоциональное истощение взрослых и ребенка,
-
ухудшение психологического климата в семье,
-
полное нежелание идти на контакт друг с другом.
Когда конфликт принял затяжной характер, его непросто перевести из деструктивного в конструктивное русло.
По данным анкетирования, 38 % опрошенных подростков в возрасте 12-13 лет в конфликтных ситуациях с родителями решают проблемы неконструктивными способами (агрессия, замкнутость, защитное поведение). Этот показатель повышается до 44 % у подростков в возрасте 14-15 лет.
Конфликт поколений: как решить проблему постоянных ссор с подростком?
Возникающие между взрослыми и ребенком конфликты усугубляются, когда обе стороны считают, что ведут себя совершенно нормально. Близкие уверены, что заботятся о здоровье и благополучии своего чада. А подросток конфликтует с родителями, поскольку убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат и не понимают. Замкнутый круг.
Отношения родителей и ребенка не должны превращаться в войну. По мнению психологов, оптимальный тип семьи на момент возрастного кризиса — партнерство. Гиперопека, диктатура и сосуществование — неподходящие модели семейных отношений.
Как родителям и подросткам избегать конфликтов? Взрослым важно следовать следующим принципам:
-
Не ограничивать самостоятельность ребенка, поддерживая все его начинания.
-
Оставить за ребенком право выбора друзей и стиля.
-
Стать соучастником всех переживаний ребенка, пытаясь ему помочь, а не научить, «как правильно жить».
-
Не упрекать ребенка за неудачи, а попытаться совместно преодолеть трудности.
-
Давать ребенку право слова на семейных советах при принятии важных решений.
-
Быть терпимее к чертам характера ребенка, которые порой вызывают острое неприятие.
-
Не пытаться решить проблему «на эмоциях», а любое столкновение интересов сводить к конструктивному диалогу.
-
Избегать в ссорах навешивания ярлыков («ты всегда…», «ты никогда…»).
-
Уважать личное пространство ребенка (не входить в комнату без стука, не подслушивать телефонные разговоры, не трогать личные вещи).
Психологи советуют родителям постепенно уменьшать опеку — отдавать ребенку контроль над все большими сферами его жизни. Ему необходимо учиться на собственном опыте и ошибках. Трудный возраст, если в семье присутствует взаимоуважение и любовь, пройдет относительно безболезненно.
Что делать, когда отношения с ребенком «на грани»?
Конфликты между родителями и подростками подчиняются тем же законам, что и конфликты взрослых людей. Разница только в том, что взрослеющие дети больше живут «на эмоциях», а значит даже мелкая ссора может закончиться настоящей бурей. Громкое выяснение отношений — не выход. И родителям, и ребенку стоит начать с изменения своей модели поведения, избавления от привычки криками и упреками реагировать на провоцирующие ситуации. Важно вовремя среагировать, чтобы не упустить тот момент, когда еще можно наладить отношения друг с другом. Если родителям и подростку самостоятельно не удается найти способы решения конфликтов, поможет психология.
Технология модификации поведения 7Spsy ориентирована на формирование новых позитивных установок, которые помогут переводить конфликты в мирное русло. Это запатентованный, подтвержденный научно метод, основанный на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского. Программа рассчитана на 2-6 недель, подросток занимается самостоятельно в удобное время. Освоив по итогу курса навыки самоконтроля, подросток поймет, как перестать ссориться с родителями. Это поможет ему в дальнейшем без агрессии решать конфликты с родителями, сохранив эмоциональную связь с родными.
Преимущество программы 7Spsy — возможность дистанционной работы с психологом. Ребенку гарантирована полная конфиденциальность. Это важно, поскольку зачастую подростки не желают делиться подробностями своих проблем с учителями и другими значимыми взрослыми, опасаясь их негативной реакции. Кроме того, ребенок получает всестороннюю психологическую помощь — по телефону и e-mail, в онлайн-чатах.
Подростковый период – сложное время как для родителя, так и для самого ребёнка. Конфликты между родителями и подростками не редко отражаются на всех дальнейших взаимоотношениях. В этой статье мы разберём основные виды конфликтов и способы их решения.
Какие основные конфликты возникают в подростковом возрасте?
Конфликт неустойчивого родительского восприятия
Ребёнок уже не маленький, но и не взрослый. Особенности этого конфликта такие же. В чём-то ваш подросток может оставаться ребёнком: несобранным, неусидчивым, несдержанным, а в чём-то преподнести себя как взрослый, критиковать, требовать, чтобы его уважали.
И здесь родителю нужно вовремя это понять и, утихомирив своё внутреннее недовольство, приподняться над этой ситуацией, оценить положение с объективной точки зрения.
Диктатура родителей
Простыми словами: это способ контроля, когда одни члены семьи подавляются другими. Это проявляется в подавлении самостоятельности, чувства собственного достоинства, во вторжении родителей в личное пространство своего ребёнка.
В семье, где уважают личные границы каждого, появление конфликтов родителей с детьми значительно реже, их почти нет.
Да, родители могут и должны проявлять свои требования к ребёнку, но при условии, что это будет сочетаться с доверием и уважением.
Чтобы определить границы, введите правила:
- не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина
- не трогать личные вещи
- не подслушивать телефонные разговоры
- оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
Будьте искренни. Если вы расстроены, то объясните, что вы чувствуете, но без упоминания старых проступков. Без давления и без унижения говорите подростку о положении, происходящем в данный момент.
Мирное сосуществование
Родители с гордостью, соблюдают в доме нейтралитет, думая, что такая обстановка воспитывает самостоятельность и свободу. На самом деле – ни родителей, ни семьи в целом для ребёнка нет. У каждого свои проблемы и при возникновении каких-либо трудностей у кого-либо из родных, подросток не будет ничего испытывать. Потому что в доме нейтралитет: каждый сам за себя. То же можно сказать, когда родители разрешают делать подростку всё что ему вздумается. Отсутствие ограничений, обязанностей, нравственного долга, простейших правил общения формируют личность, не способную вовремя нажать на тормоза. Установите границы допустимого, интересуйтесь сами жизнью подростка (но не залезая в его личное пространство). Подключите его к участию в жизни семьи: создайте домашний совет, на котором обсуждались бы многие вопросы семьи.
Конфликт опеки
Дети, отстранённые от решения вопросов, касающихся семьи и их лично, становятся безынициативны и покорны. Чрезмерная опека препятствует формированию самостоятельной личности: во взрослую жизнь выходят люди, не способные справится со своими трудностями без помощи родителей.
Иногда чрезмерно оберегаемый ребёнок превращается в «маленького диктатора». Заставляет выполнять своих родителей все свои желания. Как правило, такие случаи встречаются в семьях, где появление малыша ждали как «последнюю надежду на счастье». Но поведение подростка в семье в качестве «деспота» встречается довольно редко. Как правило – это послушный ребёнок, не доставляющий особых хлопот в детском возрасте; и только в подростковом периоде он «срывается с цепи» и «восстаёт» против взрослых. В зависимости от индивидуальных особенностей, это может выглядеть и как холодная вежливость, и как активный отпор.
Соблюдайте контроль, без которого не возможно воспитание, но сведите опеку к минимуму. Помощь родителей прекрасна, когда подросток сам решает свою проблему.
Конфликт родительской авторитетности
Родители в таких семьях, не замечая успехов детей, наказывают их неуважением за любую неудачу. Ведут с ними воспитательные беседы, не давая высказать свою точку зрения. Постоянно требуют совершенства, говоря при этом: «А вот я в твоем возрасте…». Это приводит к двум типам конфликтов:
Ребёнок таких родителей начинает чувствовать своё бессилие, при этом его охватывают обида и ярость. На грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случится несчастье, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.
Будьте терпимее, постарайтесь восстановить доверие и уважение к своему подростку. Найдите и развивайте в нём те достоинства, которые свойственны его натуре. Вместо унижения оказывайте поддержку. Уверьте ребёнка в том, что он никогда не лишится любви родителей, что вы гордитесь его качествами, которых недостаёт в вас. Помните, ему тоже трудно.
Другой конфликт между подростком и его родителями: когда ребёнок находится на ранней стадии развития и закладывается его доверие или недоверие к миру. Если в младенчестве была испытана боль, отчуждение, в нём остаётся недоверие. Проявляется замкнутость, необщительность, неуверенность в себе. Из-за того, что мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка, договориться с ним бывает очень сложно.
Подобные виды конфликтов проявляются у подростка впадением из крайности в крайность. Новые интересы и круг общения, резкая смена привычек (манера разговаривать, мимика, жесты, поведение).
Дети, привыкшие доверять родителям, будут дружелюбны и общительны с другими взрослыми, с ними можно будет договориться. Если родители не оказывают лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не вызывает у подростка лишних переживаний и желания делать все наперекор.
Конфликты подростков в среде сверстников
Конкуренция, борьба за статус в группе
В переходном возрасте подростку важно не просто общаться, но и иметь свой статус в группе, который будет его удовлетворять. Быть лидером, «душой компании», первой красавицей и т.д. Чем выше подрастающий ребенок оценивает свои возможности и таланты, тем на более высокий статус он претендует. Если в группе на одну роль претендуют несколько человек, то конфликт интересов перерастает в конфликт между личностями. Далее события развиваются в зависимости от воспитания, агрессивности, обстановки в семье и темперамента участников.
По наблюдениям психологов, путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, и безжалостности. Особенно это проявляется в подростковой среде: ребенок гораздо больше взрослого подвержен к разжиганию конфликтов, соблазну стадности, жестокости и унижения себе подобных.
Чаще всего соперничают сильные личности. Борьба может быть за:
- Внимание особы противоположного пола
- Расположение учителей или руководителей секций
- За статус в компании
Конкуренция, как правило, оказывает положительный эффект на формирование личности. Психологи не рекомендуют родителям подростков вмешиваться в отношения между сверстниками.
Подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам
- Подросток относит себя к какой-либо субкультуре – готы, эмо, панки, роллеры
- Значительное расхождение интересов
- Выраженная религиозность
Задача родителя пояснить, что демонстрировать свою точку зрения необходимо без враждебности и с уважением. Хорошо, если у подростка будет возможность больше общаться с единомышленниками.
Подросток становится объектом травли
Жертвами становятся тихие, спокойные подростки, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Причины травли могут быть различные. Чаще всего травля связана с непохожестью ребенка на других:
- Принадлежность к другой расе
- Особенности внешности – рыжие волосы, лопоухость
- Особенности развития – низкий или высокий рост, худоба, полнота, раннее половое созревание у девочек
- Необычные увлечения – игра на старинных музыкальных инструментах
- Семейная ситуация – неполная семья, усыновленный ребенок
- Социальное положение – дети из малообеспеченных семей
- Отставание или отличные успехи в учебе
Конфликт часто сопровождается физическим насилием и не имеет простого решения. Родителю необходимо научить подростка постоять за себя – повышать его уверенность в себе, помочь освоить навыки самообороны. Проблема исчезает, если обидчик получает достойный отпор, переключает свое внимание на другой объект или уходит из группы. На практике, беседы и наказания по отношению к агрессору, имеют обратный эффект. Если конфликтная ситуация затянулась, родителям рекомендуют перевести ребенка в другой коллектив.
Влюбленность и общение между полами
При отсутствии у родителей опыта решения таких деликатных проблем, влюбленность часто становится причиной сильных переживаний и конфликтов. Общение с противоположным полом значительно осложняют всплески половых гормонов.
- Конкуренция за внимание особы противоположного пола
- Ревность
- Безответная любовь
- Разрыв отношений
- Протест родителей против избранника
Если ваш подросток влюблён, то поддержите его. Будьте внимательным слушателем. В своих высказываниях проявляйте тактичность и уважение к его переживаниям. Предостерегите его от последствий ранних сексуальных связей: поясните, что нежелательная беременность и заболевания, передающиеся половым путем, частые последствия сексуальных контактов. Расскажите сыну или дочке, как их избежать. Родители мальчиков-подростков должны научить их уважению к девушкам, чтобы предотвратить обвинения в попытке изнасилования.
Конфликт между подростками и учителями
Плохое выполнение домашних заданий
Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Наблюдается увеличение конфликтов, когда учитель предъявляет завышенные требования к подростку по усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания за нарушение дисциплины. Отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.
Другая ситуация, когда подросток считает изложение материала скучным, а учитель не является для него авторитетом. Это может произойти по причине низкой квалификации учителя или при высокой подготовке ученика. Если подросток демонстрирует свою позицию на уроке, перед другими учениками, то это так же неминуемо приведет к конфликту.
Нарушение дисциплины в школе
Ощущая свое взросление, подросток отказывается выполнять те или иные требования. Связано это с тем, что подросток претендует на статус, равный учительскому. Пререкания с преподавателем, выкрики с места, игнорирование и непослушание – формы протеста подростка против сложившейся системы.
чителю нужно уметь правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям. Конфликты могут приобрести постоянный характер.
Часто учителя «старой закалки», недолюбливают творческих детей, воспитывающихся в атмосфере любви, доверия и свободы. Если такой подросток высказывает собственное мнение, преподаватель усматривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.
Неуважение к учителю
Учитель, как родитель в сознании подростков. Обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области — должен стать товарищем и другом. По мнению учащихся, в идеальном преподавателе должны быть:
- Способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.
- Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
- Умение справедливо распоряжаться данной ему властью.
Все три качества не так часто сочетаются в одном лице. Поэтому возникают конфликты. Как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет такие ситуации неизбежны и нормальны. Главное, чтобы они не перерастали в «войны» и правильно оценивались.
Как родителям помочь подростку в конфликтной ситуации?
Не смотря на все явные признаки поведения, указывающие на стремление к самостоятельности, подростки очень ранимы, и достаточно тяжело переносят конфликты, будь то разногласия со сверстниками, преподавателями или родителями. Ниже вы узнаете, как родителю помочь подростку, переживающему из-за конфликтной ситуации.
- Предложите выговориться и молча выслушайте
Уделите столько времени, сколько понадобиться, слушайте внимательно, как взрослого собеседника. Не стоит говорить: «Это мелочи. Не принимай близко к сердцу». В этом случае у подростка сложится впечатление, что родитель его не понимает, и это зря потраченное время на разговор. Если ребенок не получит уважение и признание от вас, то это отдалит вас друг от друга.
Не используйте информацию, которую вам рассказал ребенок, против него. Не высмеивайте, не припоминайте при следующих конфликтах, не пересказывайте другим людям. В противном случае подросток закроет для вас свои секреты.
- Не навязывайте свою помощь
Подросший ребенок не примет непрошенных советов. Вряд ли он сделает так, как сказал родитель, даже если будет предложен идеальный вариант. Просто заверьте, что вы в любом случае будете рядом.
- Предоставляйте право выбора
Ребенок должен чувствовать, что вы с ним советуетесь и он вправе решать. При этом предлагайте такие варианты, которые приемлемы для всех сторон. Дайте понять, что взаимные уступки помогут найти решение, которое удовлетворит обе стороны конфликта.
- Научите не сравнивать себя с другими
В окружении подростка всегда есть кто-то, превосходящий его по каким-то параметрам. Это не должно загонять его в депрессию. Задача родителя объяснить, что каждый человек уникален. Спросите, что ваш ребенок хочет в себе улучшить. Вместе составьте план, как этого достичь: тренировки, репетиторы, регулярные занятия. Запишите план действий и предложите подростку самостоятельно добиться поставленной цели. Регулярно интересуйтесь, как продвигаются дела. Вселяйте подростку веру в собственные силы. Хвалите за успехи, подмечайте достоинства, убеждайте, что он лучший, что бы ни случилось. Не требуйте от него быть идеальным. Научите его, что не страшно ошибаться, что на ошибках учатся.
- Будьте приветливы и уважительны к его друзьям
Интересуйтесь об общих интересах, особенностях характера. Поощряйте общение по телефону и в соц.сетях. Позволяйте приводить друзей в гости и не мешайте общению.
- Расширьте круг интересов
Поощряйте своего подростка посещать кружки и секции. Занимаясь спортом или искусством подрастающий ребенок может самовыражаться. У него появляется еще одна сфера, где он может достичь успеха, а значит укрепить самооценку. Кроме того, это возможность общаться. Важно, чтобы подросток занимался тем, что ему действительно нравится.
- Мотивируйте хорошее поведение
Хвалите, благодарите, делайте небольшие презенты, чтобы ребенок видел ваше хорошее отношение к нему. Особое внимание обращайте, когда подросток добровольно выполнил обязанности, которые вы ему не делегировали. Это проявление ответственности и хороших отношений между вами.
- Обнимайте
Перед тем как обнять, спросите разрешения. Не сюсюкайте и не иронизируйте во время объятий.
В том случае, если все принятые меры не помогли избавить подростка от стресса связанного с конфликтом, то необходимо обратиться за профессиональной психологической помощью.
Наберитесь терпения. Помните, что подростковый период – явление временное. Скоро ваш ребенок вновь начнет проявлять к вам любовь и уважение. Помогите ему пережить этот сложный этап, будьте рядом и готовыми помочь.
Помощь в центре К.О.Т.
Умение решать конфликты — базовый навык для каждого человека. Этому стоит учиться. Не всегда получается освоить это искусство своими силами. Специально для помощи ребятам мы создали программу «Дебат-клуб» — ведение диалога и решение конфликтов. Здесь участники учатся понимать суть конфликта, находить его решение, договариваться и высказывать своё мнение, приводить доводы и слушать собеседника. В итоге — им становиться проще договариваться как с родителями, так и с учителями и сверстниками.
Пройдите тест и узнайте, умеет ли Ваш ребёнок решать конфликты и строить диалог
ПРОЙТИ ТЕСТ
4. Иншаков, С.М. Зарубежная криминология. /С.М. Иншаков. — М.: издательская группа ИНФРА. М: НОРМА, 1997. — 383 с.
5. Лиманская, И.В. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений против личности / И.В. Лиманская. — М., 2002. — 55 с.
6. Минская, В.С. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения / В.С. Минская, Г.И. Чечель. — Иркутск, 1988. — 152 с.
7. Полубинский, В.И. Правовые основы учения о жертве преступления / В.И. Полубинский. — Горький. 1979. — 83 с.
8. Ривман Д.В. Виктимология / Д.В. Ривман, В.С. Устинов. — СПб.: 2000. — 295 с.
9. Рыбальская, В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних/ В.Я. Рыбальская. — Иркутск. 1994. — 283 с.
10. Туляков, В.А. Общая характеристика виктимологической политики в современных условиях / В.А. Туляков. — Одесса, 2004. — 275 с.
11. Франк, Л.В. Виктимология и виктимность / Л.В.Франк. — Душанбе. 1972. — 113 с.
УДК 159.923.2 ББК 88.8
М.А. Зайцев
КОНФЛИКТЫ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению конфликтов между подростками и родителями. Конфликты между подростками и родителями возникают по различным причинам, к которым относятся стили общения и воспитания, отношения между матерью и ребенком, а также из-за различных противоречий в семейных отношениях. По видам различают разные виды конфликты: рефлексируемый и нерефлексируемый, педагогический и просоциальный.
Ключевые слова: асоциальное поведение, конфликты, стили воспитания, детско-родительские отношения.
A. M. Zaitsev
CONFLICTS OF TEENAGERS AND PARENTS AS A SUBJECT OF LEGAL PSYCHOLOGY
Key words: anti-social behavior, conflicts, parenting styles, child-parent relationship.
Проблемы отношений внутри семьи как источник девиантного поведения, алкоголизма, наркомании, токсикомании и преступлений несовершеннолетних различной тяжести давно привлекают внимание педагогов, психологов. Среди причин преступлений несовершеннолетних на первом месте стоит нравственная деформация родителей, что приводит к формированию в семье трудновоспитуемого подростка , деструктивных и протестных форм поведения: агрессивности, жестокости и вандализма .
Многие подходы к объяснению асоциального поведения подростка мало учитывают, какое влияние оказывают конфликты подростка с родителями на процесс его социальной идентификации. Имеется в виду, что поведение во время конфликта отличается от привычных норм поведения и не согласовано с опытом личности. Отсутствие личного опыта реагирования в условиях конфликта, отсутствие поддержки со стороны родителей способствует тому, что у подростка формируются непродуктивные стратегии поведения в условиях конфликта.
Семейные конфликты исследуются различными научными дисциплинами: психологией, педагогикой, социологией права, криминологией и др. Но несмотря на это до сих пор в науке не сложилось никакого учения о возникновении и механизмах протекания конфликтов в семье. Поэтому все исследователи в настоящее время обращаются к такой научной отрасли, как конфликтология. В этом ряду исключением является семейная криминология. Ведущий специалист в семейной криминологии Д.А. Шестаков говорит, что ядром данной научной дисциплины является
цепочка семья-конфликт-преступление . Следовательно, преступность тесным образом связана с институтом семьи, с проблемами и конфликтами, которые в ней возникают.
И.И.Карпец утверждает, что «истоки преступного поведения несовершеннолетних и большей части взрослых преступников требуется искать в начале их жизненного пути, там, где только начиналось формирование личности» , то есть в семье.
По мнению М.И. Еникеева, «правонарушения совершают социально дезадаптированные лица. Социальная дезадаптация личности уходит истоками в раннюю юность и даже в отроческий период жизни индивида. Асоциальная личность формируется, как правило, в ответ на труднопреодолимые жизненные коллизии. В этих условиях личность легко включается в асоциальную субкультуру и формирует свою асоциальную жизненную стратегию» .
Для того, чтобы у ребенка сложилось правопослушное нравственное поведение, большое значение имеет то, какие взаимоотношения между родителями ребенок наблюдает. Ведь именно в родительской семье возникают ценностные ориентации, которые затем закрепляются и корректируются в течение жизни ребенка.
Роль семьи очень важна как в приобретении ребенком нормального, так и отклоняющегося поведения. По мнению А.В. Баженова, «семья определяет потребности, интересы, установки и другие характеристики личности, способствующие или препятствующие ее противоправному поведению» .
В юридической психологии сегодня главенствующей является концепция, в которой проблемы семьи рассматриваются с точки зрения профилактики и предупреждения преступлений несовершеннолетних. Предмет же семейной криминологии, с которой юридическая психология связана общими объектами исследования, включает в себя такие компоненты, как преступность, обусловленная семейными конфликтами, криминогенные факторы семейной среды и их особенности. Следовательно, если осмыслить проблему конфликтов в семье с позиции семейной криминологии и теории конфликтов, то можно уточнить и границы предмета юридической психологии путем развития конфликтологической теории.
В исследованиях педагогов говорится, что в педагогике подросток стал «случайной фигурой». Если, например, ребенком 10-11 лет занимаются родители или школьные учителя, то с подростками дело обстоит сложнее. Подростки находятся в таком возрасте (14-16 лет), в котором они уже не дети, но еще не взрослые. Но одновременно подростку приходится решать далеко не детские проблемы. Поэтому в современном обществе много социальных институтов, которые должны работать с подростками. То же самое относится и к семье. Но на практике ребенка воспитывают чужие люди, так как родители на данном этапе плохо понимают, чувствуют ребенка, применяют к нему неадекватные возрасту и ситуации требования, воспитательные меры. Но когда ребенок «входит» в подростковый возраст, сложности в отношениях между родителями и подростком многократно увеличиваются. Об этом свидетельствует изменение образа ребенка в глазах родителей и других взрослых. Но также изменяется и образ взрослого в сознании ребенка.
Под образом ребенка понимается «целостная совокупность житейских и научных представлений о ребенке, комплекс социальных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и актуализирующихся в процессе изучения ребенка и взаимодействия с ним» . Необходимо сказать, что компоненты образа ребенка часто носят вариативный характер. На вариативность влияют возраст ребенка, его пол, место жительство (село или город), ведущий вид деятельности, национальность, род деятельности родителей.
Некоторые исследователи утверждают, что родители подростков имеют разные предпочтения в компонентах образа ребенка. Например, Л.В. Ситников говорит, что у мам телесно-физические характеристики занимают третье, а мотивационно-волевые — четвертое место. Тогда как у отцов наоборот . С взрослением ребенка, отношение родителей к своим детям меняется. У мам увеличивается позитивное восприятие своих детей, у отцов наоборот. Папы подростков более высоко оценивают своих детей, чем мамы.
По мнению многих исследователей, подростковый возраст характеризуется изменением во взаимоотношениях с родителями. Эти изменения нередко приобретают конфликтный характер. Важно отметить, что в последнее время в институте семьи появились очень заметные изменения. Они касаются, прежде всего, увеличения числа разводов и неполных семей, а также асоциального поведения родителей.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В качестве примера сказанного можно привести исследование супругов Глюк в США. Они исследовали 500 подростков, совершивших преступления и подростков контрольной группы. По результатам исследования оказалось, что у осужденных неоднозначное отношение к родным. У них проявлялись злость, обида, враждебность, агрессивность, обвинение родителей в случившемся, раскаяние. Помимо этого, многие из осужденных были лишены родительской любви. Эти лица постоянно прогуливали учебные занятия, обманывали учителей, в результате чего рано бросали учебу. Подростки, имеющие правонарушение, часто дружили с себе подобными и активно участ-
вовали в жизни таких групп. У них наблюдалось нежелание приобрести профессиональную подготовку и квалификацию. Отцы таких подростков показывали дурной пример своим поведение и использовали в воспитании телесные наказания. Выводы супругов Глюк во многом совпадают с результатами исследования Т.Н. Курбатовой, которая в качестве примера формирования асоциального поведения подростка выделяет конфликтность и грубость во взаимодействиях с родителями и строгие и непоследовательные воспитательные приемы со стороны родителей .
Различные стили воспитания родителей, общения и разрешения конфликтов подростков анализируется во многих исследованиях, среди которых исследования Л. Божович, Л. Выготского, Т. Драгуновой, В. Дружинина, И. Кона, Д. Фельдштейна, Д. Эльконина и др. Причины конфликтов, которые связаны со стилями воспитания, следует искать в отклонениях, которые возникают во взаимоотношениях «мать-ребенок». Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль». Принятие родителя той или иной роли по отношению к ребенку и определяет стиль воспитания. Если родители используют «неправильные» стили воспитания, то с ребенком могут возникнуть трудности. Особенно чувствительны к отклонениям в стиле воспитания подростки.
А.Е. Личко выделяет следующую классификацию аномалий стилей воспитания.
1. Гипопротекция. Это неправильный стиль воспитания, который характеризуется недостатком внимания, заботы, руководства, интереса родителей к делам ребенка, его волнениям и увлечениям. Также нередко проявляется скрытая гипопротекция, при которой контроль за жизнью подростка осуществляется лишь формально. Подросток чувствует, что родителей тяготят обязанности его воспитания. Такая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Все это приводит к тому, что подросток оказывается в асоциальный компаниях и начинает тайно жить от родителей собственной жизнью.
2. Доминирующая гиперпротекция. Этот неправильный стиль воспитания характеризуется чересчур повышенным вниманием к жизни ребенка. Родители чрезмерно опекают подростка, контролируют каждый его шаг, что может привести к банальной слежке. Все это мешает ребенку учиться на собственном опыте, лишает его самостоятельности, что может привести к ранней эмансипации, безынициативности, неумению постоять за себя.
3. Потворствующая гиперпротекция. Этот стиль неправильного воспитания получил название воспитание по типу «кумира семьи». Он характеризуется тем, что родители чрезмерно покровительствуют ребенку, освобождают его от столкновения с малейшими трудностями, от обязанностей, которые ребенку не по душе. Все это дополняется восхищением талантами и способностями ребенка, которых у него нет. Рано или поздно, такое воспитание приводит к кризисной ситуации. С одной стороны, у ребенка с детства укореняется желание всегда быть на виду, быть лидером среди сверстников. Но с другой, у ребенка не вырабатываются навыки систематического труда, упорства, умения отстаивать свои интересы и точку зрения.
4. Эмоциональное отвержение. При этом виде воспитания у подростка постоянно возникают ощущения, что им тяготятся, что он — препятствие в жизни родителей, без существования которого им было бы лучше. Еще более ситуация усугубляется, когда в семье есть брат или сестра, особенно сводные. Тогда возникает воспитание по типу «Золушки». Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение, когда родители стремятся заменить реальное отношение к ребенку чрезмерной заботой и вниманием о нем. Однако ребенок, а особенно подросток, чувствует неискренность отношений к нему.
5. Условия жестоких взаимоотношений. Это когда в семье присутствует безразличие друг к другу, забота только о самом себе и пренебрежение интересами и тревогами других, нет поддержки, взаимопомощи. Такие отношения могут носить открытый и скрытый характер. При открытом характере жестоких взаимодействий подростка сурово наказывают даже за мелкие проступки.
6. Повышенная моральная ответственность. При таком стиле воспитания родители возлагают на ребенка слишком большие надежды в отношении его будущего, успехов, способностей и талантов. Родители думают, что их чадо воплотит в жизнь мечты, которые они сами не смогли реализовать. При этом игнорируют интересы и возможности самого ребенка.
Из всего сказанного, можно сделать вывод, что от выбора родителями стиля воспитания зависит и дальнейший жизненный путь ребенка .
Многие зарубежные исследователи выделяют из общей модели семейных отношений отношения «мать-ребенок». От этого типа отношений зависит и будущее поведение ребенка. Например, когда мать уходит от ребенка и больше к нему не возвращается. Брошенный ребенок не получает материнской любви и ласки, из-за чего в будущем ему плохо удается налаживать контакты с другими людьми. У него поздно формируется речь. Он всю оставшуюся жизнь остается инфантильным с несформированной «я-концепцией».
Но мать также может и полностью посвятить себя ребенку. Она готова исполнять любое его желание, старается оградить ребенка от всего, тем самым не дает проявить ребенку самостоятель-
ность, что формирует у ребенка безответственность и беспомощность. Такие отношения наиболее характеры для неполных семей (мать и ребенок). Все это может привести к развитию у мальчиков женских черт.
Другой пример. При наличии в семье «волевой матери», когда эту функцию теряет муж. Тогда часто ребенок воспитывается слабовольным, замкнутым. Он не доволен собой и своими действиями, потому что судит о себе по критериям матери.
Мать с «разбитой судьбой» лишь временно посвящает себя ребенку, но может о нем забыть при появлении у нее нового мужчины. Аналогично и отец может бросить его. Отсюда у ребенка возникают конфликты с родителями, побеги, подлоги, кражи, ранние сексуальные отношения, правонарушения и т.д.
При таких отношениях в семье личностное развитие ребенка может быть различным. Ребенок может стать «социальным неудачником». Такой ребенок признавался родителями как личность, но считался непослушным, был близок с родителями, но не долго. Из него может вырасти «несоциализированный преступник», для которого характерно раннее становление на ассоциаль-ный путь. Из девочки может вырасти «социальная неудачница», для которой сексуальные связи будут заменять отношения с матерью .
Из этого можно сделать вывод, что для ребенка идеальной будет среда, когда все его проявления оцениваются родителями как значимые, когда родители помогают развить у ребенка личностную автономию и чувство защищенности.
В работе Е.Т. Соколовой, которая посвящена проблеме стилей отношений в системе «мать-ребенок», выделяются следующие стили воспитания:
1. Сотрудничество. Этот стиль воспитания отличается преобладанием поддерживающих высказываний над отклоняющимися, отсутствием игнорирования. Стиль общения ребенка и родителя является максимально идеальным. Ребенка побуждают к активности, реализации своих способностей.
2. Изоляция. Этот стиль воспитания отличается тем, что партнеры всячески стараются избежать взаимодействия. Никто не хочет высказывать свое мнение первым, процесс обсуждения не ведется. Ребенок изолирует себя от родителей и не делится с ними своими переживаниями.
3. Соперничество. Стиль воспитания, при котором между партнерами наблюдается противостояние. Каждый из партнеров отстаивает свою точку зрения, отклоняя при этом точку зрения другого. Обращение взрослого к ребенку иногда открыто демонстрировало, что последнему бессознательно отказывали в способности самостоятельно прийти к результату, который бы удовлетворял той ситуации, в которой находится ребенок.
4. Псевдосотрудничество. Стиль, который отличается эгоцентрической позицией обоих партнеров. Мотивация совместных задач не деловая, а скорее игровая.
В этом стиле воспитания автор выделяет различные варианты. Доминирование матери, которая отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя тем самым покорность, действуя за спиной материя и под ее защитой. При доминировании ребенка, мать получает определенные выгоды, чтобы затем взять на себя позицию «жертвы».
Все перечисленные стили «отклоняющегося» воспитания проявляются в конфликтных семьях. Тем самым можно предположить, что причинами конфликтов в семьях, является неправильная ролевая структура семьи, при которой у матери проявляется мужественность. Она недостаточно отзывчива, эмпатична к ребенку и в то же время требовательна и категорична. Отец же, наоборот, женственен, мягок, раним и не способен управлять ситуацией. Почему складываются такие ситуации и почему это приводит к тому, что система воспитания в семье становится неэффективной, семейная психология ответить не может.
Таким образом, можно сделать вывод, что все стили, способы, виды и формы взаимодействия родителей с ребенком, который были перечислены, являются результатом деструкции семьи по одному типу — отсутствие организующей функции отца в семейных отношениях и замыкание всей системы воспитания на ребенке .
Если говорить про конфликты, которые возникают в процессе взаимодействия подростка и родителей, то они определяются различными факторами, в число которых входят следующие.
Во-первых, негативная оценка родителями подростка, которая наблюдается на протяжении всей истории человечества. Старшие поколения всегда недовольны младшим. Кроме того, как утверждает М. Мид: «В обществе, подобном нашему, с большой социальной мобильностью разрыв между поколениями по образованию и по стилям жизни неизбежен… , каждое новое поколение будет жить в мире с иной технологией» . Отсюда и возникает естественное противоречие между культурными ценностями старшего и младшего поколений.
Во-вторых, подростковому возрасту присуща повышенная активность, которая может выражаться как в негативных, так и позитивных проявлениях.
В-третьих, социально-экономическое неравенство, когда понятия «старший» и «младший» означается не только возрастные, но и статусные различия.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В-четвертых, противоречия, которые возникают между постоянно растущими потребностями подростка и неравными возможностями их удовлетворения.
В-пятых, подростки страдают от непонятости, заброшенности, непоследовательности воспитательных мер и педагогических воздействий.
Таким образом, противоречие между потребностями и возможностями можно выразить как противоречие между расширяющимися возможностями и сужающимися средствами их реализации и т.д.
Можно сделать вывод, что количество факторов, влияющих на возникновение конфликтов подростков с родителями, сравнительно велико. В условиях, когда возможностей социума недостаточно для реализации подростком потребности в самоутверждении и признании, вся тяжесть разрешения конфликтов ложится на семью.
Анализ научной литературы позволил выделить следующие базовые группы конфликтов, которые обладают определенной силой влияния на взгляды и чувства молодого человека. Среди них два основных: рефлексируемые и нерефлексируемые и два целенаправленных — педагогический и просоциальный.
Поговорим о каждом из них подробнее. Рефлексируемый конфликт возникает тогда, когда одна сторона конфликта полностью отдает себе отчет в совершаемых ею действиях, совершает их по собственной воле в целях достижения поставленной цели. То есть это конфликт, который осознается всеми сторонами, участвующими в нем. Они могут вполне аргументировано объяснить причины вступления в конфликт, принципы и ценности, которыми руководствовались, какие цели ставили и какие стратегии поведения выбрали. Ведущими стратегиями в этом конфликте являются так называемые опережающие, ситуативные и постситуативные стратегии. Этот вид конфликта наиболее оптимален для подростка, так как во время него подросток может выбрать оптимальное личное поведение. Эффектом такого поведения является возникновение у подростка нравственной самооценки, ощущение своей самоценности. Только когда человек ощущает себя ценностью для другого человека, он способен «чувствовать» бытие другого как свое собственное бытие… .
Нерефликсируемый конфликт возникает тогда, когда стороны действуют под воздействием эмоций, не осознавая, что творят. Агрессия здесь совершается либо по глупости и невежеству, либо по злобности самой натуры. В таких конфликтах главное место занимают ситуативные и постситуативные стратегии, которые сводятся к импульсивным реакциям на поведение подростка.
В обоих этих видах конфликтов содержатся педагогический и просоциально направленный виды конфликтов. Педагогический конфликт реализуется в форме повышенных домашних заданий, тотальном контроле и предвзятости оценок поведения, фаворитизме, подавление самостоятельности и завышенных требованиях к детям, которые оказывают негативное влияние на психику подростка и подрывают его физическое здоровье.
В этой связи психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения, конфликт свехрзаботы, конфликт неуважения прав на самостоятельность, конфликт отцовского авторитета, конфликт сверхтребовательности с эмоциональным холодом.
Просоциальные конфликты содержат в себе различные формы давления, когда во время взаимоотношений подростка и родителей первому навязывают стандарты, которые ведут к распространению насилия, коррупции и лжи в обществе, а следовательно и допустимость подкупа, утаивания правды и оправдания лжи и прочие формы девиантного поведения подростка в обществе. К. Г. Юнг также подчеркивал, что «там, где имеет место … обусловленное внешним влиянием извращение типа, индивидуум в дальнейшем по большей части становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки» . По мнению И. Кона , лучший стиль отношений между родителями и ребенком — это демократический, который характеризуется тем, что родитель всегда объяснит мотив того или иного поступка. В ребенке при таком стиле отношений ценится послушание и независимость, к мнению ребенка прислушиваются.
Таким образом, можно сделать вывод, что в юридической психологии на сегодняшний день господствует концепция, в соответствии с которой проблемы семьи рассматриваются бессистемно и сравнительно узко, преимущественно с точки зрения предупреждения и профилактики преступлений среди несовершеннолетних. Тогда как представители семейной криминологии уже вышли на уровень комплексного осмысления роли семейных конфликтов в криминализации подрастающего поколения. В частности, ювенальная психология в большей мере ориентируется на криминологов, социальных работников и педагогов, общественные организации и законодательные органы в предупреждении преступлений среди несовершеннолетних, нежели на юридических психологов или психологов, работающих в правоохранительных органах. Поэтому осмысление проблемы
конфликтов в семье с позиций семейной криминологии и конфликтологии должно помочь развитию предмета самой юридической психологии путем обращения к теории семьи, психоаналитической теорией развития и девиантологии как общей теории криминологии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
2. Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. — М., 1982 — 200 с.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. A.B. Петровского. — М., 1973 — 288 с.
4. Дружинин, В. Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.
5. Еникеев, М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов./ М.И. Еникеев. — СПб.: Питер, 2004 — 640 с.
6. Карпец, И.И. Преступность: иллюзии и реальность / И.И. Карпец. — М., 1992 — 432 с.
7. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. — М., 1989 — 256 с.
9. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. — Л.: Медицина, 1983 — 121 с.
10. Максимова, Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков/Н.Ю. Максимова//Вопросы психологии. — 1988. — №3. — С.93-99.
11. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения/М. Мид. — М., 1988 — 426 с.
13. Мухина, В С. Возрастная психология/В.С. Мухина. — М., 2000. — 432с.
15. Ситников, В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых)/В.Л. Ситников. — СПб.: Питер, 2001 — 368 с.
16. Соколова, Е.Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности/Е.Т.Соколова. — М.: МГУ, 1989 — 231 с.
17. Ушатиков, А.И. Основы пенитенциарной психологии/А.И.Ушатиков, Б.Б.Казак. — Рязань, 2003 — 442 с.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
19. Шестаков, Д. А. Семейная криминология/Д.А. Шестаков. — СПб.: Питер, 1996 — 264 с.
20. Юнг, К.Г. Психологические типы/К.Г.Юнг. — М., 2003 — 357 с.
УДК 159.923.2 ББК 88.8
Н.В. Коваленко
ОТНОШЕНИЕ К КОРРУПЦИИ ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема современного общества — психологическая безопасность, и затрагивается, в частности, в социально-психологическом контексте тема: индивид и коррупция, рассмотрены возможные методы борьбы с коррупцией с привлечением психологии как науки и необходимость более широкого привлечения психологов к борьбе с ней.
Ключевые слова: коррупция, психологическая безопасность, источники дохода, антикоррупционная профилактика.
N. V. Kovalenko
THE CORRUPTION OF INDIVIDUALS WITH DIFFERENT LEVELS OF PSYCHOLOGICAL
КОНЦЕПТ
наушо-методический электронный журнал се^6ги/2°15/75°401^0т. — Гос рег Эл № ФС 77-
ART 75040 УДК 159.9 . — .
Никитина Лилиана Сергеевна,
студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск moce4ka @mail.ru
Формирование конструктивных способов разрешения конфликтов
у младших подростков
Аннотация. В статье представлен анализ формирования конструктивных способов разрешения конфликтов у младших подростков, в зависимости от возрастных особенностей поведения в конфликтных ситуациях, агрессивных реакциях и личностных факторов.
Ключевые слова: конфликт, формирование, конструктивные способы разрешения конфликтов, младшие подростки.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Конфликт как естественное противоречие, возникающее между людьми, порождается проблемами личной и социальной жизни, противоречиями интересов, взглядов, социальных установок людей . Н. В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) .
Микросреда, в которой находится современный подросток, весьма неблагоприятна. Особенно неблагоприятной обстановкой, приводящей к появлению отклонений в сфере морали и поведения является городская среда с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде .
По мнению социологов, психологов и педагогов внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, являются: во-первых, негативные процессы, происходящие в обществе; во-вторых, состояние семьи, ее атмосфера; в-третьих, факторы риска, идущие от недостатков внутришкольной жизни .
Возрастные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
научно-ллетодический электронный журнал се^6ги/2°15/75°401^0т. — Гос рег Эл № ФС 77-ART 75040 УДК 159.9 . — .
внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Личность подростка еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Конфликт необходим подростку для развития личности. Только преодолевая конфликтную ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит на новую ступень своего развития .
В подростковом возрасте особенно актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта. Являясь переломным моментом в становлении социальной компетентности, данный период ориентирован на улучшение материальных условий жизни для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях.
Методы и методики
— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование;
— эмпирические: исследование, наблюдение;
— психодиагностические: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса ; Опросник Басса-Дарки.
Результаты
После математической обработки полученных данных были получены следующие результаты.
Рис. 1. Распределение эмпирических данных, полученных по методике К. Томаса
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что наибольшее число испытуемых используют такую стратегию поведения в конфликте как компромисс (70% учащихся). Для людей с подобным стилем поведения характерно, частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. При компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым,
«VI О nj
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
КОНЦЕПТ
49965U/-2isSN/25040120X. ~ ^ ^ ЭЛ № ФС ГЦ
ART 75040 УДК 159.9 . — . LJ
необходимо помнить, что в большинстве случаев — компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения.Стратегия соперничества выражена у 50% испытуемых, такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания. Стратегия избегания преобладает у 30% учащихся, часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других. Стратегия приспособления свойственна 10% испытуемых, такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание. Такие стратегии поведения, как сотрудничество (50%). При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добится, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена и компромисс (70%) у испытуемых имеют средние значения .
Рис. 2. Распределение эмпирических данных, полученных по опроснику Басса-Дарки
ru Q м
КОНЦЕПТ
научно-ллетодический электронный журнал се^6ги/2°15/75°401^0т. — Гос рег Эл № ФС 77-ART 75040 УДК 159.9 . — .
Проанализировав результаты по методике Басса-Дарки, можно сделать вывод, что у исследуемых более выражена физическая агрессия (64% исследуемых) использование физической силы против другого лица. и вербальная агрессия (55%) выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Следует отметить повышенный уровень индекса враждебности у 45% исследуемых. Остальные виды агрессивности учащихся менее выражены.
Таким образом у учащихся 7-го класса преобладает стратегия компромисс Для людей с подобным стилем поведения характерно, частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. При компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо помнить, что в большинстве случаев — компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения.
Выводы
Конфликт представляет собой разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Конфликт (от лат. «столкновение») — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Межличностный конфликт — это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого. Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Подростковый возраст — период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. В нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.
Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.
Подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.
Межличностный конфликт в подростковом возрасте может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т. д. и нести как позитивное, так и негативное влияние на развитие личности подростка
Ссылки на источники
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. -М.,2005.-509с.
2. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2007.-160 с.
3. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2007. — 1007 с.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал се^6ги/2°15/75°401^0т. — Гос рег Эл № ФС 77 ART 75040 УДК 159.9 . — .
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2006. — 464 с.
5. Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. — Челябинск: Искра, 2012. — 229 с.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
6. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98.
8. Обозов H.H. Психология конфликта и способы его разрешения: Метод, пособие. СПб.: МАПН, 2004. — 46 с.
ISSN 2304-120Х
Lilians Nikitina,
student of psychology Department, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk moce4ka @mail.ru