ПИЙ VII — папа Римский (с 1800 года).
Из аристократической семьи. В октябре 1756 года вступил в монашеский орден бенедиктинцев. Изучал богословие в Чезене, Падуе и Риме. Доктор богословия, в 1766-1781 годах преподавал в бенедиктинских монастырях Пармы и Рима. С 1773 года личный исповедник кардинала Браски (будущий папа Пий VI). При Пие VI назначен приором, затем аббатом римского монастыря Святого Павла-вне- стен (1782 год). Епископ Тиволи (1782 год), епископ Имолы (1785 год), кардинал (1785 год).
После смерти Пия VI избран папой Римским на конклаве в Венеции (март 1800 год), интронизован 21 марта 1800 года. Ближайшим помощником и проводником политики Пия VII стал государственный секретарь кардинал Э. Консальви (1757-1824 годы). В июне 1800 года первый консул Франции Наполеон Бонапарт (смотри Наполеон I), решив восстановить католицизм во Франции и примириться с Церковью, после захвата Италии воссоздал Папскую область в границах 1797 года, что позволило Пию VII в июле 1800 года вернуться в Рим. 15 июля 1801 года между Римско-католической церковью и Францией был заключён конкордат, гарантировавший свободу Церкви во Франции и признание власти Бонапарта со стороны папы. В 1804 году Пий VII был приглашён в Париж, где 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери возглавил церемонию коронации Наполеона I в качестве императора.
После отказа Пия VII как главы Папского государства присоединиться к объявленной Наполеоном I «континентальной блокаде» Великобритании 2 февраля 1808 года французская армия снова оккупировала Рим, в мае 1809 года Папское государство официально было ликвидировано. Пий VII не признал власть Наполеона I над Римом и буллой «Quum memoranda» (10 июня 1809 года) отлучил от Церкви захвативших Папское государство, за что в ночь с 5 на 6 июля 1809 года был арестован и вывезен во Францию, где содержался под домашним арестом сначала в Савоне, а с 1812 года — в Фонтенбло. Пий VII под давлением Наполеона I подписал в Фонтенбло новый конкордат (25 января 1813 года), отказавшись от светской власти над Папским государством, однако по совету кардинала Консальви уже 24 марта 1813 года денонсировал его. В январе 1814 года после ряда военных поражений Наполеон I освободил папу из-под ареста, 24 мая 1814 года Пий VII вернулся в Рим, который вынужден был покинуть ещё раз во время «Ста дней». В благодарность за восстановление Римско-католической церкви во Франции после 2-го отречения Наполеона I (22 июня 1815 года) папа оградил от преследования его родственников, предоставив им (в том числе матери Наполеона I) право проживания в Риме.
После Венского конгресса 1814-1815 годов, по решению которого Папская область была официально восстановлена, Пий VII заключил ряд соглашений, регулировавших положение Римско-католической церкви в различных странах, в том числе в Россиской империи. Буллой «Ex imposita Nobis» (30 июня 1818 года) были определены церковные структуры и взаимоотношения в Царстве Польском, вошедшем в состав Российской империи.
Бреве «Catholicae fidei» (7 марта 1801 года) Пий VII подтвердил правомочность деятельности Общества Иисуса (иезуиты) в границах Российской империи. Буллой «Sollicitudo omnium ecclesiarum» (7 августа 1814 года) деятельность общества, распущенного папой Климентом XIV (1773 год), была восстановлена в ряде стран без ограничений. Буллой «Ecclesiam a Iesu Christo» (13 сентября 1821 года) Пий VII осудил франкмасонство и движение карбонариев. Решительно выступал за отмену рабства в колониях, призывая к этому европейских монархов.
В 2007 году папа Римский Бенедикт XVI дал согласие на начало процесса беатификации Пия VII.
3 августа 1847 года был подписан последний конкордат между Российской империей и Ватиканом, определявший статус и положение российских католиков
История взаимоотношений России с Ватиканом, насчитывающая уже более тысячелетия, никогда не была простой. Тяготеющий к расширению католического мира любыми методами, Святой престол долгое время рассматривал земли как подлежащие возвращению в лоно истинной веры. Русь же, ставшая православной еще в X веке, категорически противилась этим попыткам.
Постепенно претензии католической церкви на усиление своего влияния в России если не сошли на нет, то существенно снизились. В ответ Россия стала гораздо спокойнее смотреть на появление на ее территории католических приходов и монастырей, особенно по мере того, как на русскую службу стало приезжать все больше иностранцев, многие из которых были католиками. Но после трех разделов Польши и включения существенной части польских земель в состав Российской империи ситуация резко осложнилась, и впервые за несколько столетий русским царям пришлось искать точки соприкосновения с Ватиканом. Этот процесс завершился 3 августа (22 июля ст.ст.) подписанием между Российской империей и Святым престолом конкордата, который определял правила и нормы существования католических общин на территории России.
Портрет императора Николая I работы художника Георга Ботмана, 1850-е годы
Содержание
Католики приходят в Россию
Появление в составе Российской империи бывших польских земель создало ситуацию, подобной которой страна до сих пор не знала. Опыт взаимодействия с католиками у российских царей и патриархов исчерпывался немногочисленными контактами с католическим населением Левобережной Украины и иностранцами, прибывавшими на службу русскому престолу со времен царя Алексея Михайловича.
Даже петровские реформы и прорубленное «окно» в Европу не привели к массовому увеличению католического населения России, хотя именно со времен Петра I начали появляться католические церкви и монастыри. Но их деятельность распространялась только на иностранцев, русским гражданам переход в католицизм был запрещен, равно как не допускалась и агитация за такой переход. И только ближе к концу XVIII века, в царствование императрицы Екатерины II, ситуация начала меняться. Существование католической церкви в России было узаконено окончательно, в Санкт-Петербурге даже открылось католическое училище, а переселенцам из Европы, прежде всего немцам, была дарована полная свобода вероисповедания.
Но присоединение к России восточных польских земель, прежде всего в Белоруссии, привело к резкому увеличению числа католиков, ставших российскими подданными — такого в истории страны еще не было. Пришлось создавать первую на российской территории католическую епархию, появление которой не было согласовано с Римом — это сделали задним числом. А в 1798 году по распоряжению императора Павла I в России появилась первая католическая митрополия — Могилевская.
«Конец Польши 1831». Картина работы Дитриха Монтена, 1832 год
Больше земель — больше проблем
Начало XIX века стало временем широкой свободы, предоставленной католикам в России: в это время в империи, действовали 21 мужской католический монашеский орден и 9 женских, а в Петербурге была создана Римско-католическая духовная коллегия. Последняя, хотя и появилась как инструмент, позволяющий снизить влияние Святого престола на российских католиков, все-таки была свидетельством признания права верующих латинского обряда на широкое представительство. Но вскоре ситуация начала коренным образом меняться.
Поводом для резкой смены отношения российских властей к католикам стали действия польского католического священничества, поддержавшего национально-освободительное движение поляков в начале 1830-х годов. Ноябрьское восстание, переросшее в полномасштабную войну, вынудило императора Николая I категорическим образом изменить систему взаимоотношений России с Польским королевством, которое стало превращаться в одну из российских провинций. И одновременно началась трансформация взаимоотношений российской власти с католиками и греко-католиками. Этот процесс должен был помочь ослабить влияние Святого престола в западных областях России, прежде всего на польских землях. За счет того, что выбор и утверждение новых священников в католических приходах теперь оставались за императорским престолом (как это было и с православными священниками), Санкт-Петербург рассчитывал ослабить поддержку инсургентов и своего рода освящение их деятельности.
В том числе эту же цель преследовал и процесс перетягивания русских греко-католиков (униатов) в православие. По сути, российские власти обернули вспять процесс, запущенный Речью Посполитой в результате Брестской унии 1596 года, когда оказавшиеся на польских землях православные вынуждены были фактически примкнуть к католикам. Теперь же они получили возможность вернуться в лоно православной церкви, и это существенно укрепляло влияние императорского престола на бывших польских землях.
Портрет Папы Римского Григория XVI работы художника Поля Делароша, 1830-е годы
Униаты, которые подставили католиков
Полоцкий собор 1839 года, закрепивший возвращение русских униатов в православную церковь, и стал той точкой, в которой отношения Санкт-Петербурга и Ватикана были окончательно испорчены. Оценив все события и последствия прошедшего собора, римский папа Григорий XVI 22 июля 1842 года выступил с аллокуцией (обращением к коллегии кардиналов по поводу какого-либо церковного или политического события), фактически обвинив российского императора в том, что из-за его действий в стране отсутствует веротерпимость, а католическая церковь подвергается гонениям.
Надо признать, во многом обвинения Григория XVI были справедливы: католики после польского восстания действительно подвергались гонениям. Но далеко не всегда эти гонения были связаны с верой, намного чаще они объяснялись более или менее открытым участием в этом мятеже или поддержкой польских восставших. При этом, например, сосланные в Сибирь поляки получали возможность на месте нового поселения создавать католические общины и строить костелы (много позже именно эти приходы стали основами новых, сибирских католических епархий).
После папской аллокуции отношения между Святым престолом и Российской империей, и без того натянутые, зашли в тупик. Достаточно такого примера: за семь лет, с 1839 по 1846 годы, Санкт-Петербург и Ватикан не достигли соглашения ни по одному вопросу, а почти все католические епископии, как в России, так и в Царстве Польском, оставались вакантными, поскольку папа отказывался утвердить кандидатов, предлагаемых русским престолом. Все это вызвало в Западной Европе новый всплеск антирусских настроений, что совершенно не соответствовало нуждам Российской империи. И тогда Николай I начал искать путей к примирению с Ватиканом.
Портрет графа Дмитрия Блудова работы художника Михаила Щербатова (по фотографии 1860-х годов), 1872 год
Первый шаг император сделал лично, встретившись с папой Григорием XVI в Ватикане в декабре 1845 года, во время своей поездки по Европе. Итогом этой встречи стала договоренность о том, что Российская империя и Святой престол начнут переговоры о положении католиков в России. Вести их пришлось уже новому понтифику, Пию IX, избранному 16 июня 1846 года после смерти Григория XVI. Именно к нему был отправлен в качестве переговорщика граф Дмитрий Блудов.
Конкордат на два десятилетия
Надо сказать, что Петербург, отправляя на переговоры именно графа Блудова, тем самым демонстрировал Ватикану, что на серьезное изменение в положении католиков в России рассчитывать не стоит, хотя некоторые подвижки возможны. Ведь будучи министром юстиции, именно граф Блудов в 1838 году санкционировал процесс перевода униатов в православную веру. И тем не менее в канцелярии понтифика настолько стремились хоть как-то повлиять на ситуацию, что кардинал Луиджи Ламбрускини, которому папа делегировал право ведения переговоров, не стал требовать замены российского представителя.
Папа Римский Пий IX, портрет с фотографии Пьера Пети, вторая половина XIX века
Стоит ли удивляться, что переговоры между Блудовым и Ламбрускини шли очень трудно и затянулись на семь месяцев, с ноября 1846 года по июнь 1847-го. И все-таки завершились весьма результативно: 3 августа 1847 года был подписан конкордат, то есть договор между папой римским как главой Римско-католической церкви и Российской империей, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в России и отношения Санкт-Петербурга со Святым престолом.
Документ включал в себя 31 параграф (37 статей), важнейшими из которых были три. Первый из них, и первый по порядку в тексте конкордата, предусматривал создание в России новой католической епархии — Херсонской, включавшей католические приходы юга и юго-востока России, вплоть до Поволжья. Второй пункт касался предоставления папе римскому права определить пространство и границы епархий: это была колоссальная уступка со стороны России, поскольку до того дня правом на подобные решения обладал только русский император. Третий важнейший пункт был 17-м по порядку и оговаривал, что епископы епархий назначаются по предварительному соглашению между императором и Святым престолом, а утверждает их папа римский обычным порядком.
Подписанный 3 августа 1847 года конкордат продолжал действовать до 25 ноября 1866 года. В этот день был обнародован подписанный императором тремя днями ранее указ о прекращении действия этого соглашения. Причиной такого решения стали события вокруг очередного польского восстания, в котором католическое духовенство сыграло колоссальную роль, поддерживая повстанцев и предоставляя им официальное прикрытие, и официальное выступление папы Пия IX в поддержку поляков. И хотя позднее отношения между Россией и Ватиканом постепенно нормализовались, конкордат уже не был возобновлен.
Второе крупное восстание в Польше, вспыхнувшее в 1863 году, стало главной причиной отмены конкордата между Российской империей и Ватиканом. Польская почтовая открытка, 1860-е
конкордат (от ср.-лат. concordatum — соглашение) — договор между папой римским как главой католической церкви и каким-либо государством; регулирует правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом. Первый К. был заключен в 1122 г. (с германским императором). Наиболее известны также К. с Наполеоном (1801) и правительством Муссолини (1929).
* * *
(от лат. concordatum — соглашение; англ. concordat) — в международном праве специальный договор между правительством какого-либо государства и Ватиканом (папой римским как главой католической церкви), определяющий взаимоотношения государства и католической церкви в данной стране.
Первоначально К. представляли собой вынужденные ограничения притязаний католической церкви, позднее стали являться для папского престола средством восстановления своих прежних прав. Из средневековых К. известен вормский или каликстинский, заключенный 23.09.1122 г. между Каликстом II и императором Генрихом V для урегулирования спора об инвеституре.
Термин «К.» встречается, однако, лишь со времени констанцского собора, вынудившего папу Мартина V заключить К. с немцами и французами (2.05.1418 г.), а 12.07.1418 г. — с англичанами. В XIV и XV вв. папам удалось в политической борьбе с Германией выговорить себе значительные выгоды. Когда папа Иоанн XXII наложил интердикт на Германию, отлучил Людовика баварского от церкви и объявил, что курфюрстские выборы требуют папского утверждения, на съезде курфюрстов в Рензе в 1338 г. было установлено, что немецкий король получает свои права исключительно в силу своего избрания курфюрстами. Поэтому интересы пап и императоров сблизились, и при Фридрихе III был заключен с папой Евгением IV ашаффенбургский или венский К. (1449 г.), посредством которого папа получал существенные юридические права в отношении Германии. За папой было признано право собирать подати, требовать получения определенных сумм, назначать духовных лиц и т.п.
Французский король Франциск I и папа Лев X 18.08.1516 г. заключили болонский К.; папа, взамен восстановления в его пользу поборов, отмененных в 1438 г., уступал королю право назначения лиц на все высшие церковные должности во Франции. В течение XIX в. все К. имели характер реставрации. Наполеон Бонапарт, будучи первым консулом, заключил 15.07.1801 г. с папой Пием VII К., который, вступив в силу в апреле 1802 г., завершил период революционных гонений в отношении религии. Духовные лица должны были получать от правительства содержание, церкви, кроме уже отчужденных, возвращались епископам. Первому консулу К. предоставлял право назначать архиепископов и епископов, после чего папа должен был давать им каноническое утверждение. Епископы получали право назначать (с утверждения правительством) священников. Все духовные лица обязывались перед вступлением в должность приносить присягу и молиться в церкви за республику и консулов.
Известны и др. К. — 1817 г. с Баварией; 1847 г. с Россией; 1953 г. с Испанией и др.
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.