Конкубинат

Конкубинат — сожительство мужчины и женщины без заключения брака. Само понятие конкубинат возникло в Древнем Риме. В эпоху Империи конкубинат условно признавался законным у воинов, а также в случае постоянного сожительства при невозможности брака, например, сенаторов с вольноотпущенницами, гетерами, актрисами. По свидетельству многих античных авторов, конкубинат был достаточно распространен, причем дети от такой формы брачного союза обладали определенными правами, могли наследовать землю. Если были законные дети, то преимущество отдавалось, конечно же, им. Но при отсутствии законных детей, дети от конкубината рассматривались как вполне дееспособные наследники и преемники. В Средние века конкубинат, или свободный брак, как его называли в Европе, стал еще распространеннее, особенно в крестьянской среде, где довольно долго не признавался церковный брак. Осуществление брачного обряда и дальнейшее сожительство считалось достаточным для крестьян: многочисленные правовые акты той эпохи свидетельствуют, что дети от таких браков считались вполне законными наследниками имущества своего отца или матери. Только к XVIII-XIX вв. в крестьянской среде церковный брак стал признаваться необходимым.

В высших и городских слоях населения ситуация обстояла несколько иначе. Механизм защиты в виде моногамного (см. Брак) нерасторжимого брака, признанного государством и освященного церковью, был необходим как королям, так и представителям знати, чтобы не возникало споров при передаче титулов и владений. Франкские короли Дагобер I, Карл Великий и Людовик Благочестивый наряду с законными женами имели «alter uxor» — других жен или конкубин, что не встречало осуждения. Киевский князь Владимир также имел нескольких конкубин, с которыми жил в разное время как с законными женами. Вильгельм Завоеватель по прозвищу Бастард претендовал на английскую корону, хотя сам являлся сыном от конкубинатного союза. Таким образом, в Средние века конкубинат и церковный брак существовали как две параллельные формы полового союза, хотя и не равные между собой, но равно возможные. Дело в том, что в раннем христианстве церковный брак и конкубинат вообще не были жестко разделены. Как подчеркивалось, например, в постановлении Толедского собора (398 г. н. э.), мужчину нельзя лишать причастия только на том основании, что «человек имеет в качестве жены конкубину», важно лишь, чтобы он жил лишь с одной женщиной, а не со многими. Эта формула могла сложиться в условиях, когда господствующий стереотип брачного поведения исключал дискриминацию конкубината, то есть когда конкубинат был такой же (или даже более распространенной) нормой, что и церковный брак.

За 500 лет, прошедших после Толедского собора, позиция официальной церкви по отношению к конкубинату изменилась радикально, изменения же в массовом сознании шли более медленно и вразрез с официальной позицией церкви. Тем не менее, церковь принимала и репрессивные меры против конкубината и, прежде всего, среди священников. Окончательно кокубинат был запрещен и объявлен формой нелегального сожительства на Трентском соборе (1563 г.).

Тем не менее, в раннее Новое время конкубинат был еще достаточно распространен, даже в аристократической среде. Знаменитый лорд Честерфилд написал свои «Письма к сыну» — сыну от связи с голландской горожанкой, с которой находился в конкубинате во время пребывания послом в Голландии. Многие русские помещики жили со своими крепостными, не имея возможности жениться на них, имели детей, которые часто становились наследниками части отцовского состояния. В XVIII-XIX вв. конкубинат получает распространение в рабочей среде под видом свободного брака. Во второй половине XX в. в западных странах тенденция к простому сожительству достаточно сильна, например, в Скандинавии такие сожительства налагают определенные права и обязанности в отношении детей, во всяком случае, по закону такие дети приравниваются к детям от законных браков.

Сoncubinage (англ.)

Литература:

Coleman E. R. People and Property: The structure of a Medieval Seigneury // Journal of European History. 1977. Vol. 6.
Hahlo H. R. Nullity of marriage in Canada: with a sideways glance at concubinage and its legal consequences. Toronto, 1979.
Herlihy D. Medieval Households. Cambridge, Mass., London, 1985.
Niziolek M. Legal effects of concubinage in reference to concubine’s offspring in the light of imperial legislation of the period of Dominate. Warszawa, 1980.

Брак — это, по определению Модестина, «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» (D.23.2.1).
Брак кум манну древнейшая форма римского брака, устанавливающая власть мужа над личностью жены. Со вступлением в брак женщина становилась persona aliena juris с соответствующими последствиями.
Брак сине манну — форма брака цивильного права, неформальный свободный союз супругов, при котором жена сохраняла свой статус, оставаясь подвластной прежнему домовладыке либо самостоятельным лицом.
Агнатическая семья — представляла собой союз людей, которые были объединены не кровной связью, а подчинением власти одного и того же домовладыки.
Агнаты – члены агнатической семьи, агнатами становились даже чужие (с точки зрения кровных связей) лица, подпадавшие под власть домовладыки, например, жены сыновей.
Когнатское родство – кровное родство, базировавшееся на общности происхождения.
Когнаты – члены когнатской семьи.
Свойство — это отношение между мужем и родственниками жены и, наоборот, между женой и родственниками мужа, а также между родственниками обоих супругов
Конкубинат (лат. concubinatus, от con (cum) — вместе и cubo — лежу, сожительствую) — в римском праве фактическое сожительство мужчины и женщины (в отличие от полноценного брака) с намерением установить брачные отношения.
Контуберниум – это длительное сожительство раба и рабыни или раба со свободным лицом.
Приданое — dos — имущественное предоставление, которое делается мужу женой или за жену каким-либо третьим лицом для того, чтобы оно помогало мужу нести тягости брачной жизни (onera matrimonii); при расторжении брака приданое должно быть выдано мужем обратно (по крайней мере, по общему правилу).
Узаконение – установление отцовской власти путем признания законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.
Усыновление – установление отцовской власти над посторонним лицом. Усыновление бывает двух видов: аррогация, если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (persona sui iuris), и адопция, если усыновляемый находится под отцовской властью (persona alieni iuris).

Брак — это союз мужа и жены, единение божественного и человеческого права. Римское право различало 2 вида брака: • брак с властью мужа; • брак без власти мужа. Брак без власти мужа следовало возобновлять ежегодно.

Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически попадала под власть мужа. Поэтому, чтобы избежать этого, она должна была не менее 3х ночей в году проводить вне дома. Виды брака различались по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения) и по существу (разный объем правоспособности жены). От брака «без власти мужа» следует отличать конкубинат. Конкубинат — это дозволенное законом постоянное сожительство муж и жен. В отличие от конкубината брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей. От брака отличался конкубинат, дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, не отвечающее требованиям законного брака. Конкубинат не разделял социального состояния мужа, дети от конкубината не подлежали отцовской власти. Для мужчины считалось допустимым жить с одной женщиной и в конкубинате с другой (а всякое сожительство жен с другим муж, давало право мужу убить жену). Условия для вступления в брак: • согласие лиц, вступающих в брак, и разрешение домовладыки; • достижение брачного возраста: для муж — 14 лет, а для жен — 12 лет; • вступавшие в брак не должны состоять в другом браке; • лица, вступавшие в брак, не должны состоять между собой в близком родстве. Существовали 3 способа заключения брака: • торжественный религиозный ритуал; • мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца; • брак «без власти мужа» заключался без всяких формальностей. В классическую эпоху развод допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению. Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться. В связи с этим были приняты много законов, направленных на предотвращение разводов и укрепление семьи. Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (неверность супруга, насилие супруга). Кроме того, закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин — с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие. Личные и имущественные отношения между супругами строились по разному в зависимости от вида брака. В браке где жена полностью находилась под властью мужа, в личном отношении она была полностью бесправной. Муж мог: продать в рабство; наказать; лишить жизни жену. В браке без власти мужа в личном отношении жена уже не находится в таком подчиненном положении, хотя главенство и в этом союзе принадлежит мужу. Будучи свободной и самостоятельной, жена получала имя и сословное положение мужа. Муж был естественным покровителем жены. В случае оскорбления жены считалось, что обида нанесена мужу, и он мог для защиты предъявить иск. Супруги должны были уважать друг друга. Исходя из этого, им не разрешалось свидетельствовать друг против друга. Хар-р имущественных отношений между супругами также зависел от вида брака. В браке с властью мужа жена не имела никаких имущественных прав. Все ее добрачное имущество и приобретенное после вступления в брак становилось собственностью мужа. Единственным ее правом было право наследования в случае смерти мужа. В браке без власти мужа имущество жены и имущество мужа не объединяются в единое, а существуют раздельно. Отцовская власть. Дети подчинялись только отцовской власти. Произвол отцовской власти ограничивался родственным судом, наказаниями жрецов. В императорский период отцовская власть стала носить лишь воспитательный характер. Отец не мог подать иск против своего подвластного. Согласно старому цивильному праву полная власть отца распространялась и на имущество подвластного. Дети, находящиеся под отцовской властью, имели право совершать только мелкобытовые сделки, которые заключались от имени и в пользу отца. Если отец умирал, то пекулий переходил его наследникам вместе с остальным имуществом. Если же умирал подвластный, пекулий переходил отцу. Основания возникновения отцовской власти: рождение — признание законными детей, рожденных от данных родителей или в незаконном браке; усыновление – отцовская власть предоставлялась постороннему лицу. Различались: усыновление лица, не находящегося под властью отца; усыновление лица, находящегося под властью отца. Отец мог наделить подвластного, достигшего определенного возраста имуществом для самостоятельного ведения хозяйства. Способы прекращения отцовской власти: смерть домовладыки; смерть подвластного; утрата свободы домовладыкой или подвластным; лишение домовладыки отцовской власти; приобретение подвластным почетных званий; эмансипация.

КОНКУБИНАТ КОНКУБИНАТ (лат. concubinatus, от con (cum) — вместе и cubo — лежу, сожительствую) — в римском праве фактическое сожительство мужчины и женщины (в отличие от полноценного брака) с намерением установить брачные отношения. Широко применялся после строгих законов Августа о браке (18 г. до н.э.). Несмотря на распространенность, К. не влек правовых последствий: женщина (concubina) не разделяла общественного положения сожителя, который наряду с К. мог состоять в браке, в то время как К. жены представлял собой измену (адюльтер). При принципате правовое понятие К. было распространено на все случаи, когда невозможно супружество (напр., из-за социального неравенства). Лишь христианские императоры формулируют К. как правовой институт, как некий брак второго сорта, но тем не менее строго моногамный; улучшается и правовое положение детей, рожденных в К. В Византии К. был отменен в IX, на Западе прекратился в XII в. В XIX-XX вв. К. был преступлением, известным ряду западных уголовных кодексов.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

Понятие и история
Конкубинатом считается совместное проживание мужчины и женщины без регистрации брака. Часто можно услышать другое название, более распространенное – «гражданский брак». Происхождение такого понятия существует еще с начал зарождения Римской империи, однако оно актуально и по сей день. Правда, тогда конкубинат носил совсем иной характер, он не порождал никаких правовых последствий, прав и обязанностей. Дети, рожденные в конкубинате, не имели статуса детей, рожденных в браке, а также не имели права на алименты, а не получали статуса и имени своего отца, и на них не распространялась родительская власть.
В настоящее время довольно много молодых пар не желают сковывать себя рамками брака, тем более посещать различные государственные учреждения в виде отделов РАГС и подавать заявления, изготавливать различные документы, ожидать месяцами результатов. За рубежом конкубинат является довольно распространенной практикой, то есть такие семьи можно встретить чуть ли не на каждом шагу.
Правовое регулирование и последствия конкубината
Для начала следует определить, что такое «семья». Частью 2 статьи 3 Семейного кодекса Украины указано, семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности. А в части 4 той же статьи указывается, что семья создается на основании брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и не противоречащих моральным устоям общества. Следует обратить внимание на то, что не только к супругам (тоесть к лицам, зарегистрировавшим брак) относится понятие «семья». Европейский Суд по правам человека отметил, что отношения де-факто, как и отношения, основанные на браке, могут считаться семейной жизнью, а потому имеют право на защиту, несмотря на то, что связь существует вне брака.
Часто много таких пар ошибочно считают, что их совместное проживание без регистрации брака не будет служить основанием для возникновения определенных прав, обязанностей, последствий и не будет иметь никакого правового регулирования в пределах территории Украины. К счастью или к сожалению, это не так. Отечественное законодательство приводит нормы, предусматривающие именно такие отношения. Правда, законодательное закрепление конкубината является относительно новинкой, поскольку до 1 января 2004 года совместное проживание мужчины и женщины не создавало правовых последствий в отношении имущества. Например, статья 74 Семейного кодекса Украины носит название «Право на имущество женщины и мужчины, которые проживают одной семьей, но не пребывают в браке между собой или в любом другом браке», которая самим названием прямо указывает на то, что не обязательно проживать общей семьей в зарегистрированном должным образом браке, чтобы иметь право на имущество женщины / мужчины. Однако эта норма имеет ряд признаков, а именно:

  1. Проживание мужчины и женщины одной семьей (то есть пара обязательно должна проживать вместе, например в общей квартире);
  2. Мужчина и женщина не регистрировали брак;
  3. Возникает право на имущество супруга / супруги;
  4. Это имущество должно быть приобретено мужчиной и женщиной за время совместного проживания и их совместным трудом (то есть оно приравнивается к общей совместной собственности супругов, которая предусмотрена Разделом 8 Семейного кодекса Украины);
  5. Время совместного проживания (в законодательстве прямо не указано, однако это следует из общего понимания, что достаточным временем не может считаться один или два месяца совместного проживания, это должно быть объективно достаточное время для того, чтобы между мужчиной и женщиной сложились устоявшиеся отношения, присущие супругам);
  6. Однако право на имущество женщины / мужчины, которые не проживают в зарегистрированном браке НЕ возникать, если это будет заранее обусловленное договором (например, брачным договором).

Судебная практика
Судебная практика по разрешению споров совместного проживания мужчины и женщины одной семьей без регистрации брака весьма неоднозначна. В первую очередь, в суде следует доказать сам факт совместного проживания мужчины и женщины, в отличие от супруги, которому не нужно доказывать в суде, поскольку есть документ, это подтверждающий — свидетельство о браке. Такими доказательствами могут быть свидетельские показания, как правило, это показания соседей, которые могут засвидетельствовать факт совместного проживания мужчины и женщины в квартире / доме, также договора об открытии банковского счета, фискальные чеки, даже совместные фото.
При установлении факта совместного проживания мужчины и женщины, суд принимает во внимание три основных признака:
— совместное проживание;
— ведение общего хозяйства;
— общий бюджет.
Если эти обстоятельства возможно подтвердить, то вопрос «фактического брака» не будет проблемой. Хотя на практике довольно часто с этим возникают трудности.
Возникновение обязательства содержание (алименты) ребенка в конкубинате
Обязательства по содержанию ребенка (выплата алиментов) могут возникать и тогда, когда мужчина и женщина проживали без регистрации брака. То есть мать или отец ребенка могут претендовать на выплату алиментов на ребенка от другой стороны. Статьей 180 Семейного кодекса Украины установлено, что родители обязаны содержать ребенка до достижения им совершеннолетия. Прежде всего это является обязанностью родителей – содержать своих детей.
Отец или мать могут обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов на ребенка, а их полномочия будут подтверждаться Свидетельством о рождении ребенка, пусть даже брак между ними не был заключен. Конечно, это тоже закреплено законодателем, а именно частью 5 статьи 183 Семейного кодекса Украины, то из родителей или других законных представителей ребенка, вместе с которым проживает ребенок, имеет право обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов в размере на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка (дохода) плательщика алиментов, но не более десяти прожиточных минимумов на ребенка соответствующего возраста на каждого ребенка. Подробнее об алиментах можно узнать в нашей статье.
Итак, так или иначе отсутствие регистрации брака тоже будет создавать определенные права и обязанности. Поэтому не следует забывать, что альтернативой брака является конкубинат. Женщина и мужчина имеют на это право и соответственно – право на уважение своего выбора со стороны государства и общества!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *