Данный текст представляет собой компиляцию, выполненную А.Макаровым, редактором сообщества «Сакральные тексты». Основой компиляции послужила более интересная и глубокая статья друга нашего Колледжа А.Л. Чернявского. Новые проблемы в христианском богословии. Часть 1. История понятий «ипостась», «природа», «лицо» и проблема неведения Христа
19 правило VI Вселенского собора гласит, что толковать Писание нельзя никак иначе, «разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях». Зачастую православные говорят, что между святыми отцами есть консенсус, и, если мнение какого-либо отдельного отца из него выбивается, то это скорее исключение, чем правило. Однако если читать Библию в толковании святых отцов, становится ясно, что принцип консенсуса — не более, чем миф. Противоречий и различных точек зрения обретается столь много, что ни о каком консенсусе не может быть и речи. Для наглядности разберем один пример толкования отцов на стих «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32).
«1. Господь этим изречением хотел показать, что не сам он не знает этой тайны, но что Отец первенствует в знании, сообщая его Сыну (Ириней, Adv. Haer. II, 28, 6; Василий Великий, Epist. 236; ad Amph.; Амфилохий Иконийский , Sent. et excer. VI; Дидим, De trin. III, 22; Григорий Богослов, Or. theol. IV, 16; Фотий , Ad Amph. q. 114; Валфрид Страбон, Glossa ord. in Mr.; Мальдонат , in Mt. 24:36).
2. Христос знал это как Бог, но не знал как человек (Тертуллиан, Adv. Prax. 26; Ориген, in Mt. 55; Евстафий, Facundus, Migne, PL, t. 67, col. 795; Афанасий Александрийский, Orat. contra arianos 3; Иларий Пиктавийский, De Trin. 9; Василий Великий, Epist. 236; Григорий Богослов, Or. theol. IV, 15; Григорий Нисский, Contra Apol. 24; Иероним, Contra Pel., 2, 14; Руфин, Migne, PL, t. 48, col. 247; Кирилл Александрийский, in Mt. 24:36; Бл. Феодорит, Repr. 12. capit. Cyr. IV; Леонтий Византийский, De sectis X, 3; Фотий, ad Amph., q. 114;
3. День и час суда нельзя было знать определенно, потому что они были определены Богом только условно (Ориген, in Mt. 24:36).
4. Поскольку Церковь, тело Христа, не знает этого дня, то и Глава ее может говорить о себе, что не знает его (Ориген, in Mt. 24:36; Евлогий Александрийский, Phot. Bibl. 230; Григорий Великий, Epist. 1. X, 39; Фома Аквинский, Summa theol. III, q. 10, a. 1).
5. Сыном здесь называется не Господь, а усыновленный народ (Григорий Турский, Prol. ad Hist. eccl. Franc.; Рабан Мавр, in Mt. 24:36; Фома Аквинский, Summa theol. III, q. 10, a. 1).
6. Господь знал и как Бог, и как человек, но не хотел открыть, потому что он не был послан открывать это, и потому что было неполезно для нас знать это (Иларий Пиктавийский, De Trin. 9, 58; Амвросий Медиоланский, De fide V, 16-18; Ефрем Сирин, Ruth. 57-58; Василий Великий, Adv. Eun. IV; Дидим, De trin. III, 22; Иероним, in Mt. 24:36; Августин, Enarr. In Ps. 6:1; Лепорий, Libellus emendationis 10; Кассиодор, in Ps. 9:40; Похоже («по домостроительству»): Иоанн Златоуст, in Mt. 24:36; Исидор Пелусиот, Epist. 1. I, 117; Созомен, Hist. eccl. VII, 17; Кирилл Александрийский, Ap. Contra Teod. XII, 4; Беда Достопочтенный, in Mt. 24:36; Иоанн Дамаскин, De haer. 85; De fide orthodoxa III, 21; Алкуин, De fide sanctae et individuae Trinitatis II, 12; Феофил Антиохийский, in Mt. 24:36; in Mr. 13:32; Валфрид Страбон, Glossa ord. in Mt. 24:36; Гаймон, in 1 Thes. S. 1; Фома Аквинский, Summa theol. III, q. 10, a. 1).
7. Отец знает день и час и знает самый суд практически, с тех пор как он решил произвести его через Сына, но Сын хотя и знает, когда будет суд, не знает его практически, как не производящий его (Епифаний Кипрский, Ancoratus 19-22; Adv. haer. II, 43-47; Дидим, Enarr. In 1 Jo. 2:3-4; Фотий , ad Amph., q. 104).
8. Днем и часом названо то абсолютное и окончательное блаженство, которое состоит в созерцании Бога таким, каков он есть; это видение и знание принадлежат только Богу – как Сыну, так и Отцу. В Сыне и через него и мы можем достигнуть его. Но Спаситель как человек не владеет им (Василий Великий, Epist. clas. I, 8, 6-7).
9. Спаситель знал день суда и по своей человеческой природе, но не силою человеческого ума – in natura humanitatis, non ex natura humanitatis (Григорий Великий, Epist. 1. X, 39).
Как видим, у святых отцов (при составлении графика мы учитывали только святых, почитаемых православными) есть как минимум 8 различных, зачастую противоречащих друг другу мнений на данный счет. Наиболее крупные «лагеря» представлены цифрами 2 и 6 (11 и 12 святых отцов соответственно). При этом, необходимо учитывать, что множество трудов православных святых отцов остаются неизданными и непереведенными, поэтому маятник «консенсуса» может качаться в ту или иную сторону с каждым новым переводом на современные языки. А ведь вопрос о том, знал ли на самом деле Иисус день и час Страшного Суда является немаловажным в понимании христологии. Самое время для отцов было бы помолиться и попросить Бога открыть им правильное толкование данного стиха, однако, исходя из данной подборки получается, что-то пошло не так: либо помолились не все, либо святые отцы на самом деле не получали откровение от Бога, как в это верят православные, а были простыми комментаторами текста. Пускай очень мудрыми и эрудированными, но не боговдохновенными. На вряд ли мы это узнаем наверняка, поскольку это вопрос веры но очевидно одно — православный принцип «согласия отцов» при поиске истинной точки зрения на тот или иной вопрос не работает.
Напористая внешняя политика России в Европе в её сегодняшнем виде стала возможной после того, как США продолжительное время переориентировали свою политику на борьбу с терроризмом и Азию. Для того, чтобы США могли успешнее выстраивать свою европейскую политику, будущему президенту нужно будет определиться с американскими интересами в Европе и предложить видение того, какой может быть Европа в долгосрочной перспективе.
В интервью корреспонденту Сербской службы Йеле Де Франческе старший научный сотрудник базирующегося в Вашингтоне Атлантического совета, в прошлом президент «Радио Свобода» Джеффри Гедмин (Jeffrey Gedmin) отметил, что «путинская Россия видит Европу с точки зрения сфер влияния, считает, что она может поднять себя, подорвав Америку. Ей нравится идея Европы слабой, зависимой, которая меньше полагается на США», – отметил Гедмин.
Политика для нового президента
Отвечая на вопрос о том, какой будет внешняя политика следующего президента США, предположительно, Хиллари Клинтон или Дональда Трампа, Гедмин отметил, что сложно предсказать, как будет действовать Трамп, поскольку у него не существует послужного списка по вопросам политики. Вместе с тем, эксперт обратил внимание на то, что Трамп положительно отзывался о Путине и вообще об авторитарных лидерах по всему миру. Напротив, стиль Клинтон оценить легче, благодаря тому, что она много работала на государственной службе.
На взгляд эксперта, будущему президенту предстоит ответить на три ключевых вопроса в отношениях с Россией: 1) определить интересы США, 2) понимать интересы России, 3) управлять своими ожиданиями.
Говоря об ожиданиях, Гедмин, в частности, скептически оценил перспективы того, что после завершения правления Путина состоится переход России от автократии к «безупречной либеральной демократии с проамериканским уклоном».
США ограничены в своём влиянии на внешнюю политику России. Джеффри Гедмин
Более того, на текущем этапе Вашингтон вынужден признать ограничения в своих возможностях оказания поддержки демократам в России или людям, которые выступают за правовое государство, толерантность и плюрализм.
Точно также не стоит ожидать, что в краткосрочной перспективе внешняя политика России Владимира Путина станет «более прагматичной и менее агрессивной». «США ограничены в своём влиянии на внешнюю политику России», – добавил Гедмин.
По словам эксперта, нужно «сдерживать худшие проявления в поведении России, насколько это возможно». «Это управление проблемой, но не её разрешение», – резюмировал эксперт.
Замороженные конфликты как экспорт России
Гедмин видит значительные сложности в перспективах разрешения замороженных конфликтов по периметру России. Так, по его мнению, нужно пересмотреть Минские соглашения, в основе которых, в частности, не проводится различие между жертвой и агрессором.
Россия очень хорошо умеет экспортировать замороженные конфликты – мы это знаем. Джеффри Гедмин
В целом, администрации будущего президента придётся определиться, готовы ли США будут принять замороженные конфликты. «Россия очень хорошо умеет экспортировать замороженные конфликты – мы это знаем», – подчеркнул Гедмин. При этом он высказал предположение, что, как стремящийся к консенсусу политик, Хиллари Клинтон на посту президента, возможно, примет Минские соглашения, будет обходить острые проблемы, что приведёт к тому, что замороженный конфликт в Украине установится надолго.
Для Путина слабость или её восприятие провокационны и ведут к проверкам силы. Джеффри Гедмин
На взгляд Гедмина, активное перевооружение и военное строительство России не может отделяться от политики. «Это часть более широкой российской стратегии, не с целью восстановить Советский Союз, не чтобы стремиться к глобальному присутствию, как это делал СССР во время «холодной войны», но с целью демонстрации силы, чтобы третировать и запугивать, закрепить за собой если не территорию, то сферы влияния. В результате западный «зонтик» должен сужаться, в это время влияние России – расширяться».
Таким образом, по мнению Гедмина, Россия будет добиваться своих политических, идеологических и экономических целей.
Усиление военного присутствия НАТО в Восточной Европе – позитивное явление, но недостаточное, считает Гедмин: «Для Путина слабость или её восприятие провокационны и ведут к проверкам силы».
Если у вас нет плана, вы становитесь жертвой другого парня, который преследует свои цели. Джеффри Гедмин
Среди проблем внешней политики США Гедмин назвал отсутствие видения как среди республиканцев, так и демократов США того как Европе следует выглядеть в ближайшие десятилетия.
Переориентирование США с Европы на войну с терроризмом в годы президентства Джорджа Буша младшего, дальнейшее переориентирование США на Азию в течение президентства Обамы позволили Путину принять решение вернуться в Европу, направить на эти цели ресурсы и энергию, чтобы восстановить своё влияние.
«Если у вас нет плана, вы становитесь жертвой другого парня, который преследует свои цели», – заключил Гедмин.
Запад и Россия как модели с разными перспективами
«Путинская Россия может дать чувство этнической солидарности или эмоционального удовлетворения, но через 30 лет Россия Путина не будет маяком процветания», – так Гедмин оценил привлекательность России как цивилизационного выбора для стран, находящихся между Западом и Россией.
На примере Сербии, которая одновременно стремится к интеграции в европейские структуры и хочет сохранить союзнические отношения с Россией, Гедмин обратил внимание на несовместимость этих двух моделей развития.
Путинская Россия может дать чувство этнической солидарности или эмоционального удовлетворения, но через 30 лет Россия Путина не будет маяком процветания. Джеффри Гедмин
«Сербия, как суверенное государство, должна решить, что защитит её безопасность, что укрепит и разовьёт её внутреннюю стабильность и процветание. Я понимаю историю, культуру и географию, но на мой взгляд, если вы молодой серб, и смотрите вперед на ближайшие 20 лет – задумайтесь, что сделало бы Сербию более безопасной, мирной и процветающей? Это более глубокая интеграция с Западом или с Россией?»
Одновременно Гедмин подчеркнул, что ЕС также следует быть внимательнее при приёме новых членов и учитывать не только состояние их экономики и демократии, но и внешнеполитическую ориентацию. «Где будет Евросоюз через 10 лет, если он примет в свой состав страны, которые нарушат этот консенсус и захотят ориентироваться на другие государства – в данном случае Россию, которая при нынешнем руководстве является враждебной силой».