Конспекты проповедей

. Введение – 9_______ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ГОМИЛЕТИКИ КАК НАУКИ – 15
1.1. Общие сведения о гомилетике – 15
1.2. Учение о проповеди в I-III вв. – 18
▪ 1.2.1. Проповедничество Христа Спасителя – 18
▪ 1.2.2. Церковная проповедь в апостольский век и в ранней Церкви (I-II вв.) – 21
▪ 1.2.3. Ориген и зарождение теории церковной проповеди – 23
1.3. Теория проповеди в Восточной Церкви в IV-XV вв. – 28
▪ 1.3.1. Новые тенденции в церковной проповеди в IV в. – 28
▪ 1.3.2. Мысли о проповеди св. Иоанна Златоуста – 33
▪ 1.3.3. Проповедничество в Византии в VI-XV вв. – 35
1.4. Теория проповеди в Западной Церкви в IV-IX вв. – 38
▪ 1.4.1. Учение о проповеди блаженного Августина – 38
▪ 1.4.2. «Правило пастырское» св. Григория Двоеслова – 45
1.5. Гомилетическая наука в Русской Православной Церкви – 49
▪ 1.5.1. Зарождение гомилетической теории. Архимандрит Иоанникий (Галятовский) – 49
▪ 1.5.2. Гомилетические воззрения архиепископа Феофана (Прокоповича) – 55
▪ 1.5.3. Состояние гомилетики в XVIII в. – 60
▪ 1.5.4. Развитие гомилетики в XIX — начале XX в. – 64
▪ 1.5.5. Русская гомилетика после 1917 г. – 75_______ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ О ПРОПОВЕДИ – 79
2.1. Общее понятие о проповеди – 79
2.2. Проповедь и Библия – 80
▪ 2.2.1. Евангелие как проповедь – 81
▪ 2.2.2. Проповедь как возвещение и свидетельство – 82
▪ 2.2.3. Керигма – 85
▪ 2.2.4. Слово жизни – 87
2.3. Проповедь и Церковь – 89
2.4. Проповедь и ораторское искусство – 91
▪ 2.4.1. Отношение к светскому красноречию в Древней Церкви – 92
▪ 2.4.2. Вопрос о взаимоотношении проповедничества и ораторского искусства в гомилетической науке – 96_______ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТЬ ПРОПОВЕДНИКА – 99
3.1. Проповедь как личное свидетельство – 99
3.2. Проповедь в слове и в деле – 101
3.3. Кто имеет право произносить проповедь? – 105
▪ 3.3.1. Учительство в Древней Церкви – 105
▪ 3.3.2. Канонические правила о проповедниках – 109
▪ 3.3.3. Современная практика – 112
▪ 3.3.4. Женщины и проповедническое служение – 115_______ГЛАВА 4. ПРОПОВЕДЬ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ – 117
4.1. Проповедь как литургический акт – 117
4.2. Место произнесения проповеди – 119
▪ 4.2.1. Проповедь в «домашних церквах» – 119
▪ 4.2.2. Проповедь с горнего места – 121
▪ 4.2.3. Проповедь с амвона – 124
▪ 4.2.4. Практика Русской Церкви – 126
4.3. Время произнесения литургийной проповеди – 129
▪ 4.3.1. Проповедь в рамках литургии слова в Древней Церкви – 129
▪ 4.3.2. Современная практика литургийной проповеди – 131
4.4. Проповедь на неевхаристических богослужениях – 136
▪ 4.4.1. Проповедь во время вечернего богослужения – 136
▪ 4.4.2. Проповедь при крещении и венчании – 140
▪ 4.4.3. Надгробные проповеди – 144_______ГЛАВА 5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ – 152
5.1. Христоцентричность проповеди – 152
5.2. Вероучение и нравоучение в проповеди – 155
5.3. Библейское содержание в проповеди – 160
▪ 5.3.1. Проповедь и годичный круг библейских чтений – 160
▪ 5.3.2. Особенности проповеди на Евангельские и Апостольские зачала – 164
▪ 5.3.3. Ветхий Завет в проповеди – 167
5.4. Литургическое предание как предмет проповеди – 171
▪ 5.4.1. Богослужение как проповедь – 171
▪ 5.4.2. Богослужебный материал как иллюстрация в проповеди – 172
▪ 5.4.3. Разъяснение смысла богослужения в рамках проповеди – 174
5.5. Проповедь в честь Божией Матери – 176
5.6. Агиография в проповеди – 178
▪ 5.6.1. Агиография и христоцентричность проповеди – 178
▪ 5.6.2. Агиография и «народное христианство» – 181
▪ 5.6.3. Опасность формализма в агиографической проповеди – 185
▪ 5.6.4. Проблема исторической достоверности в агиографической проповеди – 187
5.7. Публицистическое содержание в проповеди – 189
▪ 5.7.1. Проповедь и современность: общие замечания – 189
▪ 5.7.2. Публицистический элемент в святоотеческой проповеди – 192
▪ 5.7.3. Публицистическая проповедь в XIX — начале XX в. – 194
▪ 5.7.4. Проповедь и вызовы XX-XXI вв. – 199
▪ 5.7.5. Проповедь и политика – 200_______ГЛАВА 6. ФОРМА ПРОПОВЕДИ – 206
6.1. Халкидонский принцип по отношению к проповеди – 206
6.2. Композиция и план проповеди – 209
6.3. Классические формы проповеди – 212
▪ 6.3.1. Гомилия (беседа) – 212
▪ 6.3.2. Слово – 222
▪ 6.3.3. Поучение – 225
6.4. Подходы к структуре проповеди в XX — начале XXI в. – 228
▪ 6.4.1. Дедуктивная проповедь – 228
▪ 6.4.2. Индуктивная проповедь – 233
▪ 6.4.3. Нарративная проповедь. «Петля Лоури» – 237
▪ 6.4.4. Драматургическое построение проповеди – 241_______ГЛАВА 7. ПОДГОТОВКА ПРОПОВЕДИ – 245
7.1. Таинственный процесс рождения проповеди – 245
7.2. Способы изложения проповеди – 249
▪ 7.2.1. Чтение или произнесение? – 250
▪ 7.2.2. Заучивание проповеди наизусть – 254
▪ 7.2.3. Импровизация – 256
▪ 7.2.4. Экспромт – 265
7.3. Этапы подготовки проповеди – 268
▪ 7.3.1. Копилка проповедника – 268
▪ 7.3.2. Работа с библейским текстом – 271
▪ 7.3.3. Составление плана и написание текста проповеди – 278
7.4. Подготовка вступительной части проповеди – 281
▪ 7.4.1. Задачи и свойства вступления – 282
▪ 7.4.2. Возможные варианты вступления – 284
7.5. Подготовка заключительной части проповеди – 292
▪ 7.5.1. Задачи и свойства заключения – 293
▪ 7.5.2. Возможные варианты заключения – 296
▪ 7.5.3. Умение вовремя закончить речь – 301_______ГЛАВА 8. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ПРОПОВЕДИ – 303
8.1. Требования естественности – 303
8.2. Язык проповеди – 305
8.3. Стиль проповеди – 307
8.4. Голос проповедника – 310
▪ 8.4.1. Человеческий голос и голосовой аппарат – 310
▪ 8.4.2. Дикция – 312
▪ 8.4.3. Сила голоса – 314
▪ 8.4.4. Высота голоса – 316
▪ 8.4.5. Темп речи – 317
▪ 8.4.6. Паузы – 319
8.5. Владение телом – 321
▪ 8.5.1. Невербальная составляющая общения – 321
▪ 8.5.2. Выход на амвон. Движения проповедника – 323
▪ 8.5.3. Выражение лица. Глаза – 325
▪ 8.5.4. Жестикуляция – 326
▪ 8.5.5. Возвращение в алтарь после проповеди – 329
8.6. Продолжительность проповеди – 330_______ГЛАВА 9. ЖИЗНЬ ПРОПОВЕДИ ПОСЛЕ ЕЕ РОЖДЕНИЯ – 337
9.1. Жизнь проповеди после проповеди – 337
▪ 9.1.1. Уникальность события проповеди – 337
▪ 9.1.2. Запись проповеди в Древней Церкви – 338
▪ 9.1.3. Особенности записанной проповеди – 339
▪ 9.1.4. Проповедь в эпоху Интернета – 343
9.2. Анализ проповеди – 346
▪ 9.2.1. Проповедь как общение – 346
▪ 9.2.2. Оценка со стороны собратьев – 348
▪ 9.2.3. Оценка со стороны паствы во время произнесения проповеди – 349
▪ 9.2.4. Оценка со стороны паствы после произнесения проповеди – 353
▪ 9.2.5. Способы осуществления обратной связи – 354
▪ 9.2.6. Собственный анализ – 360_______ПРИЛОЖЕНИЯ – 363_______ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГОМИЛЕТИКА В КАТОЛИЦИЗМЕ И ПРОТЕСТАНТИЗМЕ – 365
1.1. Схоластическая проповедь – 365
▪ 1.1.1. Рождение схоластической проповеди – 365
▪ 1.1.2. Расцвет схоластической проповеди (XIII-XV вв.) – 368
1.2. Теория проповеди в эпоху Ренессанса – 376
▪ 1.2.1. Иоганн Рейхлин – 376
▪ 1.2.2. Эразм Роттердамский – 377
1.3. Протестантские подходы к проповеди и католическая реформа – 382
▪ 1.3.1. Мысли о проповеди Мартина Лютера – 383
▪ 1.3.2. Взгляд Кальвина на проповедь – 387
▪ 1.3.3. Филипп Меланхтон и рождение «протестантской схоластики» – 390
▪ 1.3.4. Католическая реформа и проповедничество – 394
1.4. Гомилетика в XVII-XVIII вв. – 399
▪ 1.4.1. Католическая проповедь в эпоху барокко – 399
▪ 1.4.2. Пиетизм. Учение о проповеди Филиппа Якоба Шпенера – 402
▪ 1.4.3. Проповедь в эпоху Просвещения – 406
▪ 1.4.4. Классицизм и теория проповеди во Франции – 409
1.5. Развитие теории проповеди в XIX в. – 413
▪ 1.5.1. «Теория красноречия» Генриха Августа Шотта – 413
▪ 1.5.2. «Систематическая риторика» Франца Теремина – 415
▪ 1.5.3. Теория «религиозной речи» Ф. Шлейермахера – 418
▪ 1.5.4. «Гомилетика» Александра Швейцера – 422
▪ 1.5.5. Гомилетика в Католической Церкви в XIX в. Йозеф Юнгманн – 424
1.6. Развитие гомилетики в XX в. – 427
▪ 1.6.1. Протестантская гомилетика в XX в. – 427
▪ 1.6.2. Теория и практика проповеди в Католической Церкви в XX в. – 440_______ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – 449
Темы рефератов – 449
Темы докладов – 450
Практические и творческие задания – 450

Как проповедовать Христа в современном обществе? Сегодняшний человек, как правило, весьма горд собой. Почти каждый считает, что он сам формирует свое мировоззрение, и не любит проповедей и наставлений, думая, что «сколько голов, столько и мнений».

«Посмотрите, как они любят друг друга!»

Протоиерей Феодор Бородин:

Искренность – это колоссальный миссионерский инструмент

– Мы с вами обычно не обращаем внимания на очень важные миссионерские слова Христа, сказанные Им Своим ученикам на Тайной вечере: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17: 21). Получается, рассказать миру о том, что Бог послал людям Иисуса Христа, то есть о самом главном в нашей вере, можно, только явив наше христианское единство.

Поэтому самая главная миссионерская забота, на мой взгляд, сегодня – это забота о том, чтобы каждый приход стал крепкой общиной людей, где очевидно для всех явлена любовь. Чтобы и сейчас было, как в древности, когда язычники, показывая на христиан пальцем, говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга!» Нет у нас другого пути. Мы можем просто рассказать о Христе, но надо явить Его делом: «Приходи к нам на приход и сам посмотри на нас».

Протоиерей Феодор Бородин Ведь чем больше человек пытается быть сам себе голова, тем меньше он умеет любить, но тем больше он сам тоскует по любви. С людским разобщением и раздроблением любовь угасает, уходит из жизни, из семьи. Она уходит отовсюду. А человек не может без любви, он все равно тоскует по ней. Любому человеку надо, чтобы его любили, даже тому, который сам этого не сознает. Поэтому, когда кто-то встречается с примером настоящей, бескорыстной и жертвенной любви (а христианская любовь, любовь Христова именно такова), это производит ошеломляющее впечатление: оказывается, это возможно!

Потом, мы забываем, что одним из главных аргументов в миссионерском разговоре или общении является искренность. Это происходит, когда тот, на кого направлена наша проповедь, видит, что мы не лукавим и не превозносимся, что мы говорим то, во что верим и по чему живем. Искренность – это колоссальный миссионерский инструмент. Хотя мы боимся им пользоваться, потому что искренность делает человека открытым. Принимая решение быть искренним, человек принимает решение быть уязвимым. Его могут растоптать, над ним могут посмеяться. Он раскрывает про себя больше, чем принято между незнакомыми людьми.

Но все равно это одно из главных орудий миссионера. Как и молитва. Миссионер должен молиться о тех, кому он проповедует. Он должен молиться: «Господи, дай мне слово, чтобы коснуться ума и сердца этого человека». И второе – «Господи, убереги меня от тщеславия». Потому что как только миссионер допускает внутрь себя хоть немного тщеславия, все его усилия оказываются напрасны.

Мы – только свидетели

Протоиерей Георгий Бреев:

Критерием всегда есть и будет само слово Божие – Священное Писание

– Святитель Феофан Затворник говорил, что настанет время, когда что ни голова, то своя вера будет. Господь нас всех создавал не так, как по шаблону штампуют. Мы не под одну гребеночку устроены и живем. Господь нам каждому просто дал Свой образ и подобие – а это и свобода, и совесть, и способность мыслить.

Если человек становится на путь проповеди, то для него критерием всегда есть и будет само слово Божие, Священное Писание. Мы встречаем на его страницах немерцающий образ Спасителя; созерцаем, как открыл нам Себя Бог в Лицах Пресвятой Троицы; мы видим, как апостолы приняли Благодать проповеди… Все уже сказано, ничего от себя сочинять не надо.

Протоиерей Георгий Бреев. Фото: Владимир Ходаков / patriarchia.ru Будь это наше время или какие-либо более жесткие или, напротив, еще более благоприятные обстоятельства, мы всегда только и можем, что проповедовать Бога. А Бог неизменен. Законы Его непреложны. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24: 35), – говорит Господь.

Что же мы тогда будем проповедовать? Конечно, то, что дано извечно. Закон, спасительная Благодать, образ, который нам открыл Христос, когда Самого Себя и через Себя Отца Небесного явил человечеству, – вот наша проповедь. От первого человека до последнего – все призваны внять Богооткровению.

Мы – только свидетели. Мы свидетельствуем: это наша вера. От себя мы ничего не можем ни убавить, ни прибавить. Предмет нашей проповеди: Бог и Его спасительная сила, действующая в мире; Его любовь к человеческому роду; законы, которые Бог заложил не только в нашу человеческую природу, но и во всю Вселенную. Во всяком природном явлении нам открывается какой-нибудь закон бытия, установленный Творцом. И эти явные законы в своей проповеди нам не обойти.

О духовной жизни следует говорить только то, что сам испытал опытно

Священник Сергий Бегиян:

Порой бывает необходимо, прежде чем что-то сказать, подождать вдохновения от Духа Святого

– Лучшая проповедь совершается делами. Не обязательно даже какими-то масштабными делами благотворительности. Когда ты по заповеди смолчишь или, наоборот, скажешь правдивое слово, когда все молчат из страха; когда ты смиренно себя ведешь, не выставляешься, не тщеславишься и при этом не показываешь лицемерно всем на обозрение свою веру или свой пост, тогда своим добрым нравом ты уже победил. Вера не может укрыться, и потом, когда все равно откроется, что такой-то человек, честный, справедливый, надежный и скромный, – православный христианин, – тогда это действует гораздо ощутимее, чем каждодневная пустая проповедь и демонстративное обрядоверие.

Священник Сергий Бегиян Проблема проповедников сегодня в том, что не все говорят в нужное время. Порой бывает необходимо подождать вдохновения от Духа Святого, прежде чем написать две строчки и опубликовать. А сегодня, благодаря общедоступности слова, многие проповедники заболели многословием, и часто поучение становится пустым, поверхностным, а истины, которые хочет донести священник, не закалены в печи собственного духовного опыта. Читатель сразу чувствует это искусственное, книжное богословие, которое порой прячется в кружева словесной витиеватости, и это отвращает.

Поэтому нужно, я так думаю, придерживаться нескольких правил. Во-первых, о духовной жизни говорить только то, что сам испытал опытно. Во-вторых, на отвлеченные богословско-исторические темы писать только то, что действительно тебя волнует, и, как ты знаешь, волнует и других; что ты изучил всесторонне и подаешь сбалансированно, не стараясь выдать свою точку зрения за общецерковную. Так, кстати, учит и журналистика – рассматривать вопрос с разных сторон. И наконец, писать только тогда, когда ты просто не можешь молчать, ибо камни возопиют (Лк. 19: 40).

Православная вера подвластна и высоким интеллектуалам,
и совершенным простецам

Священник Александр Дьяченко:

Священник Александр Дьяченко – На самом деле сегодняшний человек, как никогда раньше, имеет широчайший доступ к информационному полю. В мое время такого не было. И выбирать мы особо не выбирали. Не из чего было выбирать. Потому в реальной жизни, довольствуясь крохами информации, больше полагались на реальные человеческие отношения и умели слушать.

Зло напористо и агрессивно. Гордыня, подпитываясь пустой словесной трескотней, поет, как правило, с чужого голоса. Информации много, а знаний мало. И еще неумолимо падает уровень IQ. Трудно выбрать правильный вариант ответа. Есть, конечно, избранные Божии, поцелованные Господом. Те, как ты Его не прячь, везде отыщут. А остальные?

Остальным понадобится время. Время копит жизненный опыт. Опыт разочарований. Шелуха должна остаться в стороне. Православная вера подвластна и высоким интеллектуалам, и совершенным простецам, и в обоих случаях требуется чистота сердечная и духовная нищета. Без желания личной встречи с Богом все усилия обречены на неудачу. Личный поиск в надежде на встречу с тем, кто знает Христа и несет это знание с любовью. Кто ищет и даже просто хочет, тот найдет.

Проповедуя Христа сегодня, и уж тем более завтра, мы неминуемо вернемся туда, где достойный пример, любящий взгляд и теплое прикосновение руки вели к покаянию, творя в человеке новую реальность.

Наше слово должно быть в первую очередь о том, что Бог есть Любовь

Священник Димитрий Выдумкин:

Проповедовать о Христе, опираясь на те «болевые точки», которые существуют в обществе

– Совершенно очевидно, что наше общество переживает сегодня страшный дефицит любви. Глубокие межличностные отношения почти повсеместно подменяются отношениями исключительно деловыми, построенными по принципу «ты мне, а я тебе». Нередко подобное можно встретить даже внутри семьи, где это уже просто преступление против семейного уклада как такового. И подобный дефицит становится причиной многообразных страданий, с которыми каждый человек сталкивается в своей жизни.

Священник Димитрий Выдумкин Я думаю, что наш современник, «задыхающийся» в атмосфере нелюбви, ждет от Церкви, прежде всего, именно любви. А потому наше слово, обращенное к «внешним», должно быть в первую очередь о том, что Бог есть Любовь. Оно должно свидетельствовать о глубоком участии Бога Любви в нашей жизни и таким образом, через корректировку интерпретаций всего происходящего с нами, вселять в сердца людей надежду.

Всегда и везде человек ищет, прежде всего, счастья себе и своим близким. Почему не воспользоваться этим вполне естественным поиском и просто не направить его в верное русло, объяснив человеку на понятном ему языке, где это счастье можно реально обрести? Всегда и везде человек не желает страдать и стремиться избежать страданий. Так почему нам не воспользоваться и этим стремлением и не рассказать человеку о грехе как причине страданий, которых в общем-то можно было бы избежать?

Так или иначе, проповедник должен следовать словам апостола Павла: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9: 22), – и проповедовать о Христе, опираясь на те «болевые точки», которые существуют в обществе. А таких «точек» сейчас предостаточно.

Люди жаждут не ораторских эффектов, а элементарной доброты

Священник Валерий Духанин:

Священник Валерий Духанин – Вот небольшая история наших дней. Знакомая женщина, православная прихожанка одной древней обители, поехала в Израиль. Так получилось, что она стала сиделкой у пожилой супруги иудейского раввина. Престарелая иудейка неизлечимо страдала от рака. И наша православная женщина, думая, как утешить ее и облегчить страдания, стала иногда читать ей Евангелие. Пожилой иудейке понравилось, она почувствовала в своей душе мир и покой. Тогда с ней стали делиться святой водой, помазывать ее святым елеем, и всякий раз она испытывала облегчение. Наступил такой момент, когда она просто решила креститься, принять Господа Иисуса Христа. Земной мир она покинула христианкой. Но, конечно, надо знать, насколько упомянутая православная женщина была в своих действиях искренна, чиста, добра, действовала не навязчивостью, а добротой.

Наверное, удивлю своим ответом, но люди очень легко и быстро откликаются на проповедь о Христе. И так было всегда и всегда будет. Потому что души людей тоскуют без Бога, жаждут истины, света, добра, тепла. Люди тянутся к этому. И когда в тебе самом живет искренность, когда искренность наполняет твое отношение к Богу, к ближним, ко всему вокруг, то очень быстро люди вдруг начинают сами идти к тебе, даже когда ты об этом не думал и никаких миссионерских целей не ставил.

Собственно, проповедовать в том смысле, чтобы выходить на площадь и вещать, глядя на людей сверху вниз, – крайне неразумно. Души людей жаждут не ораторских эффектов, не сеансов психотерапии, а живой беседы, от сердца к сердцу, теплого отношения, элементарной доброты. Конечно, для пробуждения в людях веры недостаточно быть просто хорошим человеком – важно нечто надмирное, превышающее наши страсти земные, то есть важна жизнь во Христе, ибо жизнь пробуждается только от жизни.

Важна жизнь во Христе, ибо жизнь пробуждается только от жизни

И вот едва где-то появляется огонек живого общения с Богом, как все мы тут же готовы туда спешить, потому что в сердце что-то пробуждается от соприкосновения с душой, живущей в Боге. Мы чувствуем что-то родное, нужное нам, но нами самими либо не достигнутое, либо утраченное.

Поэтому, думаю, что главное в нашей христианской жизни – подлинность. Если ты будешь по своей жизни ложь, одно на словах, а другое в сердце, то кто поверит тебе? Люди почувствуют фальшь и не пойдут за тобой. Но когда люди чувствуют подлинность, то это вызывает уважение, а затем и желание соприкоснуться с сокровищем, которым обладает верующий человек.

Главная проблема нашего времени – это малоделание
при тотальной привычке к многословию

Священник Димитрий Шишкин:

Священник Димитрий Шишкин – Проповедь Христа выражается, прежде всего, не в словах, а в подражании Ему. Это подражание в глубоком, духовном и точнейшем смысле возможно только в лоне Святой Православной Церкви, потому что именно в Церкви человек «облачается во Христа», то есть обретает возможность и надежду на теснейшее единение с Богом. Это подражание заключается в тщательном исполнении Заповедей Христовых. И можно сказать, что главная проблема нашего времени – это малоделание при тотальной привычке к многословию. Причем под деланием мы понимаем не столько внешнюю деятельность, которая как раз может быть бурной и имеющей вид добра, но сокровенный труд по хранению и преображению собственного сердца, следствием чего служит и преображение личной жизни, приобретение смирения, покаяния и сокрушенного умиления. Тогда и дела, и слова наши обретают силу не нашей немощи, а действующего в нас Христа.

Церковь 49 Иисус Христос 36 Качества церкви 31 Вера 29 Спасение 29 Трудные места Писания 29 Бог 26 Христианская жизнь 26 Практическое христианство 23 Благодать 23 Служитель 23 Грех 22 Евангелие 22 Слово Божье 21 Послушание Богу 20 Духовный рост 20 Доктрины 20 Созидание церкви 20 Жизнь церкви 20 Трудности в служении 19 Дух Святой 19 Познание Бога 19 Свобода от греха 19 Поместная церковь 19 Спасающая вера 18 Благодать для служения 18 Посаженные на небесах 18 Труд в церкви 18 Вечность 17 Христианство 17 Жизнь 17 Посвященная жизнь 17 Братолюбие 17 Жизнь вечная 17 Библейское мышление 17 Характер 16 Библия 15 Подчинение Господу 15 Пасторское служение 15 Христианские праздники 14 Исповедание греха 14 Греховная природа 14 Единство веры 14 Быть учеником Христа 14 Руководство церкви 14 Служение 13 Смерть 13 Верность 13 Семья 13 Отношение ко греху 13 Небеса 13 Пророчества Библии 12 Трудные обстоятельства 12 Святость 12 Доктрины благодати 12 Освящение 12 Сила и последствия греха 12 Человек без Христа 12 Замысел Бога 12 Проповеди об Иисусе Христе 12 Возрожденный человек 12 Взаимоотношения 12 Упование 11 Благословение 11 Любовь к другим 11 Прощение грехов 11 Приоритеты 11 Израиль и еврейский народ 11 Внутренний человек 11 Индустрия обольщения 11 Мировоззрение 11 Радость служения 10 Сердце 10 Трудности жизни 10 Молитва 10 Верующие 10 Слова 10 Праведность 10 Страдание 10 Созидающая сила 10 Жизнь во свете 10 Духовная жизнь 10 Жизнь после смерти 10 Зрелость 10 Христиане 9 Божий план 9 Терпение 9 Апостол Павел 9 Водительство Святым Духом 9 Библейский портрет семьи 9 Лжеучение 9 Закон 9 Покаяние 9 Возрождение и новое рождение 9 Христианская свобода 9 Чувства, эмоции 9 Сущность христианства 9 Принадлежность Богу 9 Духовное состояние 9 Мудрость 9 Отношение к миру 9 Смирение 8 Предизбрание 8 Счастье 8 Истина 8 Дары Святого Духа 8 Исполнение Святым Духом 8 Брак 8 Духовный голод 8 Избрание 8 Характер Бога 8 Единство 8 Плод веры 8 Искупление 8 Испытания 8 Сила греха 8 Библейское учение о спасении 8 Страх и тревога 8 Смысл жизни 8 Добрые дела 8 Миссия церкви 8 Ложная религиозность 8 Всевластие Бога 8 Почва сердца 8 Слава Божья 8 Управление церковью 8 Превосходство Христа 7 Воскресение Христа 7 Познание воли Божьей 7 Крещение Святым Духом 7 Благодарность 7 Суд 7 Сильная вера 7 Диктатура греха 7 Время суда 7 Преображение сердца 7 Любовь Христа 7 Пророчество 7 Кровь Христа 7 Обида 7 Любовь 7 Мотив сердца 7 Божьи дела 7 Жизнь победы 7 Рождение свыше 7 Человеческая мудрость 7 Радость 7 Воля Божья 7 Второе пришествие Христа 7 Отношение к властям 7 Гнев Божий 7 Духовный мир 7 Последнее время (эсхатология) 7 Граждане неба 7 Сила воскресения 6 Божьи обетования 6 Награда 6 Деньги 6 Хлебопреломление 6 Трудные люди 6 Любовь Божия 6 Утешение 6 Ересь 6 Восхищение 6 Отец Небесный 6 Очищение 6 Реакция 6 Мир 6 Вселенская церковь 6 Достоверность Библии 6 Членство в церкви 6 Царство Божье 6 Прощение других 6 Зло и добро 6 Благовестие 6 Благословение Отца 6 Божья мудрость 6 Речь человека 6 Душа и тело 6 Пасха 6 Психология и христианство 6 Духовные дары 6 Вечный вклад 6 Троица 5 Божественность Христа 5 Довольство 5 Поклонение 5 Дары 5 Влияние 5 Власть 5 Обольщение 5 Искушение 5 Спаситель 5 Учение об избрании 5 Господин сердца 5 Прощение 5 Оправдание 5 Ложь сатаны 5 Жизнь от Бога 5 Духовный человек 5 О блуде 5 Заповеди 5 Обряды, традиции 5 Рождение Святым Духом 5 Надежда 5 Страдания и смерть Христа 5 Лицемерие 5 Дела праведности 5 Богатство 5 Церковная дисциплина 5 Диалог с человеком 5 Источник конфликтов 5 Желание общения 5 Решение конфликтов 5 Сексуальный грех 5

Религиозная организация
Образовательная организация высшего образования
Московский теологический институт христиан веры евангельской

РЕФЕРАТ
По предмету:
Экзегетическая проповедь

На тему:
«Эффективные типы проповеди»

Выполнила:
Проверил:

Москва
2015

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………..……………………..…..3

2. Что такое проповедь……………………………………………..……………….………….4

3. Типы эффективных проповедей…………………………………..………………..………6

3.1. Экзегетическая проповедь…………………………………………………………….6

3.2. Текстовая проповедь…………………………………………………………..………7

3.3. Тематическая проповедь…….……………………….. ……….……………………..8

4. Заключение……………………………….…………………….……………………………9

5. Библиографический список……………….…………………….…………………………10

1. Введение

Слово Божье находится в центре любого типа проповеди, его толкование и разъяснение. Также любая проповедь, должна касаться учения Иисуса Христа, даже если это проповедь, основанная на текстах Писания Ветхого Завета.

В евангелии от Матфея мы читаем, что Иисус Христос, выходя на служение людям человеческому роду, начал Свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Христианские проповедники являются продолжателями дела Христова на земле, предметом их проповеди может быть благовествование о Царствии Божием. Проповедь не должна удаляться от этой главной темы – учения Христа, иначе она может утерять характер христианской проповеди.

Содержание моего реферата основывается на определение понятия проповеди и описании трех типов эффективной проповеди.

Цель данной рабаты – постараться показать, что эффективные проповеди бывают трех типов и проследить содержание каждого типа проповеди, узнать их сильные стороны.

2. Что такое проповедь

Проповедь — это христианское церковное наставление, преподаваемое в церкви, имеющее своей задачей провозгласить и разъяснить слушающим учение Спасителя.

В первые времена христианства, проповедь была скорее собеседованием, когда в небольших общинах при собрании верующих не один говорил при молчаливом внимании прочих, а многие вступали в беседу с главным наставником и руководителем беседы, прося у него разъяснения, высказывая свои недоумения, предлагая дополнения к сказанному другим. Апостол Павел пишет: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию».1

Сейчас методы проповедования изменились. Проповедь произносит проповедник с кафедры перед прихожанами церкви. Изменились и тиры проповедей.

Какие свойства должна иметь евангельская проповедь:

1) Она, прежде всего, должна быть «свидетельствованием», то есть не просто теоретическим изложением учения Христа, но должна заключать в себе элемент личного опыта проповедника, опыта обращения и духовного возрождения. Отсутствие личного элемента в проповеди превращает её в сухую лекцию.

2) Евангельская проповедь должна иметь своей главной целью спасение душ человеческих. Без призыва к спасению проповедь лишена «Благой вести» и потому перестаёт быть евангельской..2

Сперджен рассказывает, как он обратился в собрании, где проповедь была для верующих. Проповедник сказал слово, призывая к покаянию, и это слово так подействовало на Сперджена, что он обратился. С тех пор, в каком бы собрании Сперджен ни проповедывал, даже, если это было исключительно для верующих, он постоянно заканчивал свою проповедь призывом к покаянию. Это правило должно соблюдаться всеми, кто хочет быть евангельским проповедником.

В сущности говоря, основной мотив всякой евангельской проповеди выражен Самим Господом Иисусом Христом: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»3. В этот стих в миниатюре выражает всё Евангелие. Поэтому отдельные его части могут служить неисчерпаемой темой для множества проповедей. Любовь Бога к погибшим грешникам, воплощение Сына, Его приношение в жертву, то есть, весь план искупления, вера как средство спасения, кто такой верующий?, в чём заключается погибель?, что такое жизнь вечная? и т.п. — всё это необъятные, животрепещущей важности темы для проповедей.4

Все речи и проповеди апостолов наполнены именем Христа и говорят только о Нём одном. Между тем, в наш век можно встретить проповедников, которые произносят длинные проповеди, в которых, или совершенно не упоминается Христос, или упоминается вскользь.

Любая проповедь должна стремиться к христоцентричности.

Итак, проповедь — это есть раскрытие Слова Божьего или учения о спасении, содержащегося в Божественном откровении с целью устроению нашей духовно-нравственной жизни в согласии с заветами, какие дал Господь для людей. Главным предметом евангельской проповеди должна быть любовь Божья, явленная людям в Его Сыне.

3. Типы эффективных проповедей

Мы рассмотрим три типа проповеди – экзегетическую, текстовую и тематическую проповедь. Все они являются различными инструментами для проповедника, которые позволяют донести Божьи истины до прихожан. Различие между ними состоит в том, какое объяснение дается, сколько стихов служат основанием для проповеди и откуда развиваются основные моменты проповеди.

Когда Слово Божбе проповедуется одной и той же аудитории, важно применять разнообразные типы проповедей, что дает слушателям возможность более объемного восприятия истин Священного Писания.

Дадим определение трем типам проповеди и рассмотрим каждый тип проповеди в ее основных чертах.

3.1. Экзегетическая проповедь.

Экзегетическая проповедь — это подробное толкование смысла текста, имеющее логическую упорядоченность и практическое применение. Важно, чтобы составитель проповеди мог найти экзегетический подход к изучению взятого отрывка из Слова Божьего.

Термин «экзегетическая» происходит от слова экзегеза, что означает «толкование», «объяснение». Согласно Джону Стопу: «Произвести экзегетический разбор Писания — это значит извлечь из текста и выставить на обозрение его содержимое. Экзегет вскрывает то, что кажется сокровенным, неясное делает понятным, распутывает запутанное и разворачивает плотную упаковку».5

Экзегетическая проповедь состоит из пяти основных элементов:

1. Детальное истолкование. Детальное истолкование раскрывает значение всего места Писания, объясняя основные слова и фразы. Эти слова чрезвычайно важны для понимания того, что имел в виду Библейский автор.

2. Применение является вторым важным элементом экзегетической проповеди. Применение обозначает употребление духовной истины на практике.

Г. Сперджен, выдающийся проповедник девятнадцатого века, сказал: «Там, где начинается применение, начинается проповедь». Запомните это: проповедь должна иметь дело не только с текстом, но и с людьми, которые ее слушают.

3. Третьим элементом является то, что все основные моменты проповеди должны быть составлены на основании одного места. Каждый текст содержит свою основную мысль, которая развивается в соответствующих стихах. Истины этих стихов используются как основные моменты экзегетической проповеди. Основные моменты углубляют понимание текста. В этом заключается причина, почему экзегетическая проповедь дает самое глубокое толкование.

4. Экзегетическая проповедь основывается на трех следующих друг за другом стихах, что, как правило, составляет законченную мысль.

5. Пятым элементом является тезис — основная идея, вокруг которой построена вся проповедь. Эта идея объединяет всю проповедь.6

Проповеднику надо обладать даром экзегезы — находить в тексте Писания именно те стороны, которые важны для духовного возрастания паствы и требуют пристального внимания и разъяснения. Это является большим благословением для народа Божьего.

3.2. Текстовая проповедь.

Текстовая проповедь — это объяснение и применение одного или двух стихов, из которых проистекают все основные моменты проповеди и которые выстроены вокруг одной основной идеи или тезиса.

В отличие от экзегетической проповеди, текстовая проповедь не дает полного толкования, потому что не охватывает всего отрывка. Текстовая проповедь построена на одном или двух стихах. Эти стихи, поддерживая основные моменты, не развивают их. Текстовая проповедь нуждается в стихах из других мест Писания для развития основных моментов. Поэтому ее структура отличается от экзегетической проповеди.7

Различие в структуре проповеди должно быть отражено в определении текстовой проповеди. Оно основывается на том факте, что текстовая проповедь построена на одном или двух стихах.

Основная мысль или посылка текстовой проповеди формулируется на основании текста. И более того, в хорошей текстовой проповеди даже основные пункты берутся из исходного текста.

Есть несколько требований и для текстовой проповеди:

1. За основу берётся стих, строка из стиха, а может быть даже несколько слов.

2. Текст должен быть разбит на логические части, каждая часть которого даёт мысли для изложения.

3. Основные пункты должны быть составлены на основе текста, но логическое развитие этих тезисов может опираться как на этот текст, так и на другие библейские отрывки.8

Итак, текстовая проповедь не дает детального толкования, основывается на одном или двух стихах, которые и определяют тему проповеди. Эта проповедь требует от проповедника превосходного знания всего Писания, его объемного видения. Английский проповедник Чарльз Сперджен был мастером именно текстовой проповеди.

3.3. Тематическая проповедь.

Тематическая проповедь — это проповедь, где рассматривается определенная тема, а не отрывок из Писания. Под выбранную тему проповеди, подбираются тексты Писания, раскрывающие эту тему.

Тематическая проповедь – проповедь, основные части которой определяются самой темой (основная мысль, посылка), не привязанной к одному тексту. На выбранную тему ищут подходящие тексты из Писания и объединяют их в структуру, соблюдая последовательность и какой-то логический порядок. Обычно пункты в тематической проповеди располагают в порядке такого драматического возрастания; сначала менее серьёзные, а потом более величественные, более значимые. 9

Для тематической проповеди есть несколько требований:

1. Нужно чтобы все тексты Писания раскрывали тему.

2. Нужно чтобы все тексты Писания истолковывались бы единообразно т.е. не уклоняясь от темы, иначе слушатель запутается.

Богослов Джеймс Брага пишет в своей книге «Как подготовить библейскую проповедь» о тематической проповеди следующее: «Библия является неистощимым источником тем, которые могут быть использованы проповедником применительно к любому состоянию и положению, в котором может оказаться человек. Постоянно и пытливо изучая Писание, проповедник обогатит свою душу драгоценными самородками божественных истин и сможет поделиться своим духовным богатством с другими».10

Тематическое изучение Библии идеально подходит к подготовке к вероучительной проповеди, знакомящей слушателей с основами богословия.

3. Заключение

Проповедь является неотъемлемой частью христианского богослужения, а в большинстве протестантских конфессий — его центральным моментом. Цель проповеди состоит в донесении смысла Слова Божьего до сознания людей.

Во все времена высочайшим образцом для всех проповедников, образцом, к которому они по мере сил своих должны приближаться, является Иисус Христос. Он в Своем Слове учит нас, как надо вести дело церковного проповедничества.

Мы рассмотрели три типа проповеди – экзегетическую, текстовую и тематическую проповедь.

Экзегетическая проповедь — это подробное толкование смысла выбранного текста, имеющее детальное истолкование и практическое применение. Она вскрывает то, что кажется сокровенным в Писании и неясное делает понятным.

Текстовая проповедь — это объяснение и применение одного или двух стихов Писания. В отличие от экзегетической проповеди, текстовая проповедь не дает полного толкования и нуждается в стихах из других мест Писания для развития основных моментов проповеди.

Тематическая проповедь – проповедь, основные части которой не привязанной к одному тексту и определяются самой темой. На выбранную тему ищут подходящие тексты из Писания и объединяют их в логическую структуру согласно избранной теме.

Три вида проповеди являются различными инструментами для проповедника, которые позволяют донести Божьи истины до прихожан. Все они направлены для лучшего представления Божьих истин для прихожан. Различие между ними состоит в том, какое объяснение дается, сколько стихов служат основанием для проповеди и откуда развиваются основные моменты проповеди.

Воодушевление Божественной истиной и сострадательная любовь к людям — эти два условия остаются необходимыми и для каждого проповедника, желающего быть действительным проповедником, а не сотрясателем воздуха, медью звенящей и кимвалом звучащим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *