Коран о многоженстве

МОНОГА́МИЯ И ПОЛИГА́МИЯ (единобрачие и многобрачие). Библия не налагает каких-либо ограничений на число жен, и многие библейские герои, начиная с патриархов, имели по несколько жен (и наложниц), что было общепринятым на Ближнем Востоке. На практике большинство браков были, по всей видимости, моногамными, что объясняется экономическими факторами.

Представления, нашедшие выражение в истории о сотворении женщины (Быт. 2:22–24) и в последней главе Притчей (см. Притчей Соломоновых книга), отражают моногамный характер брака. В эпоху Второго храма моногамный брак становится все более распространенным, чему способствовало, наряду с экономическими факторами, возникновение концепции взаимной верности супругов. В некоторых случаях брачный контракт включал обязательство мужа воздержаться от дополнительного брака (подобные договоры сохранились среди ассирийских и вавилонских документов и документов с Элефантины). Тем не менее, полигамия (обычно — бигамия, то есть двоеженство) была достаточно широко распространена среди евреев в эллинистический период и практиковалась даже законоучителями (см., например, Иев. 15а). Частой причиной бигамии был левиратный брак, а также бесплодие первой жены. Первый запрет полигамии содержит галаха Кумранской общины (так называемый Дамасский документ 4:20–5:5, см. Мертвого моря свитки), трактовавшая его как один из запретов, содержащихся в Пятикнижии.

Форма брака, отраженная в Мишне и барайтах, — почти исключительно моногамия. (Иев. 2:10 и другие), хотя предусматривается, что второй и последующие браки мужчины имеют юридическую силу и теряют ее лишь в случае формального развода или смерти (Иев. 65а; Майм. Яд., Ишут 14:3 и другие). Некоторые законоучители этого периода настаивали на приоритете халицы (см. Левиратный брак и халица) в случае, когда необходимость левиратного брака относится к женатому мужчине (Бх. 1:7); другие резко осуждали бигамию, даже в целях рождения потомства (Кт. 62б). Возможно, что такая точка зрения установилась под влиянием римского семейного права, особенно после того, как в 212 г. все евреи империи получили римское гражданство. Император Феодосий издал постановление против бигамии и полигамии евреев, однако и после этого полигамные формы брака не исчезли полностью. У евреев Вавилонии также встречается полигамия, несмотря на принятую у персов моногамию. (Иев. 65а; ср. Кт. 80б). Законоучители Вавилонии рекомендовали брать не более четырех жен (что, по-видимому, сказалось на мусульманском законе, ограничивающем число жен четырьмя). Под влиянием ислама полигамный брак среди евреев в эпоху вавилонских гаонов получил более широкое распространение. Бигамия была широко распространена в Северной Африке и в Испании. Вместе с тем, формальное требование отказа мужа от второго брака часто встречается в брачных контрактах того времени.

В Германии и Северной Франции среди евреев полигамия была довольно редким явлением, что объясняется влиянием моногамного семейного уклада христианских народов. В 10 в. рабби Гершом бен Иехуда Меор ха-Гола и его бет-дин ввели постановление (см. Такканот), известное под названием херем раббену Гершома, запрещавшее полигамию. Запрет не распространялся на случаи левиратного брака или бесплодия первой жены. К 13 в. было принято постановление, согласно которому для женатого мужчины халица была предпочтительнее левиратного брака. Запрет на полигамию не означал юридической недействительности второго брака (Иев. 110а; ББ. 48б), однако мужчину могли принудить к расторжению брака со второй женой. Херем раббену Гершома был принят в большинстве стран ашкеназской диаспоры (см. Ашкеназы), а в Провансе, Испании и в общинах Северной Африки и Азии полигамия хотя не была запрещена, практиковалась не слишком часто.

В ишуве Эрец-Исраэль полигамия была исключительно редким явлением. В 1950 г. Верховный раввинат Израиля единогласно постановил, что, в случае, если мужчина уже женат, халица должна быть предпочтена левиратному браку. В Израиле с 1951 г. полигамия запрещена Законом о равноправии женщин; нарушение закона влечет за собой уголовную ответственность, предусматривающую тюремное заключение. Однако если репатриант прибыл в Израиль с более чем одной женой, все его браки считаются юридически действительными.

В еврейском праве в отношении полиандрии (многомужества) существует абсолютный запрет. Общий принцип гласит, что женщина не может быть женой двух мужчин и, следовательно, не может быть осуществлен киддушин (религиозная легитимация брака) между мужчиной и замужней женщиной до тех пор, пока ее предыдущий брак сохраняет формальную силу. В случае, если такой брак заключен, он считается недействительным и подпадает под закон, запрещающий вступление в связь с замужней женщиной (см. Половая жизнь) и предусматривающий, что нарушительница получает гет (развод), а брак с ней запрещается для обоих мужчин.

См. также Брак, Наложница, Развод, Мамзер.

Согласно исламским законам, мужчина должен в равной степени обеспечивать имуществом и вниманием каждую из своих жен. Российские законы запрещают многоженство, однако в Татарстане заключение второго или третьего брака в религиозной среде не является чем-то диковинным. «Idel.Реалии» побеседовали с имамом мечети «Туган авылым» в Казани Ильнаром Зиннатуллиным ​о том, как заключается второй и последующий никахи, что он думает о правах жен в полигамном браке и в каких случаях женщины решаются «быть второй».

— Вы читаете никах при заключении брака со вторыми женами?

— Да, такие случаи были. Разные пары разного возраста, были и 35-40-летние, и старше 50 лет, но моложе 30 не было. Люди по разным причинам это делают. Например, в одном случае первая жена или не может, или не хочет рожать ребенка. Вторая причина банальна — мужчина влюбился в другую женщину, или не хотел прелюбодействовать и просил прочитать никах. Еще одна причина касается мусульман, которые пришли к вере недавно, и раньше имели связи с женщинами. Будучи правоверными, они чувствуют себя обязанными тем женщинам и просят прочитать с ними никах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Он с нами 8 дней в месяц». Мусульманка рассказала, каково это — быть второй женой

— Когда к вам приходят такие мужчины, они сразу говорят, что берут вторую или третью жену?

— Нет. При первом контакте со мной они просто говорят, что хотят прочитать никах. При второй встрече я спрашиваю, вступали ли они в религиозный брак до этого. Имам всегда спрашивает у женщины, согласна ли она быть второй женой. Мы объясняем им их права и обязанности в отношениях, имуществе и других вопросах. Еще всегда спрашиваем, знает ли первая жена о новом браке. Как правило, мужчины скрывают это. Некоторые предпочитают рассказать первой жене об этом уже после никаха. А кто-то вообще не говорит.

По Шариату мужчина должен сообщить первой супруге о никахе с другой женщиной, хотя если он этого не сделает, религиозный брак все равно будет считаться действительным

Первая жена, как правило, против: муж где-то пропадает, появляются слухи, и в доме — скандал. Хотя есть мусульманские семьи, где первая супруга знает о втором браке мужа. Обычно так случается, если родители хотят сохранить семью ради детей, даже если супружеских отношений уже нет.

«ЕСЛИ ЖЕНА ПРОТИВ ВТОРОГО БРАКА, ОНА ПРОТИВ АЛЛАХА»

— Первая жена должна дать согласие? Письменно, лично или по телефону?

— На самом деле, ее согласия не требуется. Ни одна нормальная женщина не даст согласие своему мужу на заключение второго брака. По Шариату мужчина должен сообщить первой супруге о никахе с другой женщиной, хотя если он этого не сделает, религиозный брак все равно будет считаться действительным.

Но есть нравственные принципы, уважение. Согласно им, нужно обговорить все с женщиной. А вообще — то, что разрешено Аллахом, не может быть запрещено женщиной. В Коране сказано, что мусульманин может иметь до четырех жен. Если женщина не согласна со вторым браком своего мужа, получается, она идет против того, что написано в Коране — идет против воли Аллаха. Это ставит под сомнение ее веру. Появление новой жены — как раз испытание для женщины перед Аллахом.

То, что разрешено Аллахом, не может быть запрещено женщиной

На самом деле, многоженство появилось не в исламе. Даже у христиан оно было. У арабов до ислама было неограниченное количество жен, но Коран сделал ограничение — до четырех. В те времена это было настоящей революцией.

Сейчас, конечно, это немного странно выглядит. С другой стороны, по моим данным, больше 90% мужчин изменяют своим законным женам! Огромная цифра, и она не исключает и религиозных мужчин. Это часть их природы — любить нескольких женщин. Ко мне часто приходят мусульманки и рассказывают, как супруги им изменяют. Даже среди тех, кто постоянно ходит в мечеть, есть те, кто спрашивают: нужно ли рассказывать женам о прошлых изменах. Мне кажется, никах со второй или третьей женой — это хороший выход из ситуации. Так мужчина берет ответственность на себя.

«ВТОРЫЕ ЖЕНЫ ЗНАЮТ, ЧТО ОНИ ВТОРЫЕ»

— Вы верите на слово тем, кто приходит в мечеть? Не просите их предоставить какие-то документы о том, что брак первый?

— Имаму это неважно. Если человек не пятую жену берет, то никах в любом случае будет действительным. К тому же мы верим, что мусульманин, который пришел в мечеть, не лжет. Раз человек честно пришел и просит прочитать никах со второй женой, он не хочет совершать прелюбодеяние — он честен с ней. Вторые жены всегда знают, что они вторые.

— А бывало в вашей практике, чтобы женщина не знала о первой жене?

— Лично у меня такого не было. Конечно, бывают и аферисты Возможно, женщина ставит условие, что выйдет замуж только за неженатого человека, а мужчина ее обманывает.

Обычно вторая жена и без никаха согласна быть с мужчиной, но лучше все-таки заключить брак

— Почему женщины все-таки соглашаются быть второй или третьей женой?

— Они видят любовь и заботу мужчины — вот почему. У меня был такой случай: знакомый рассказал, что изменяет своей жене и очень переживает по этому поводу. Я ему посоветовал прочитать никах, раз эта женщина имеет какое-то значение в его жизни. Обычно вторая жена и без никаха согласна быть с мужчиной, но лучше все-таки заключить брак. Мы стараемся приводить к людей к тому, чтобы они жили жизнью правоверного, а ислам запрещает отношения без никаха.

— Мужчину перестает привлекать первая жена, он устает от быта и детей, влюбляется в другую женщину и заключает религиозный брак. Со временем то же самое происходит и во второй семье. Будете ли вы его уговаривать прочитать никах с третьей женщиной?

— Имам не может быть против. В исламе можно иметь четыре жены. Но у нас очень мало таких семей. Конечно, они есть, но их мало.

«БЕЗ НИКАХА ОН ПРОСТО ХОДИЛ БЫ КАК К ПРОСТИТУТКЕ, А ТАК — ЗАКОННАЯ ЖЕНА»

— В Татарстане много мужчин, живущих с двумя женами? Их становится больше?

Есть и такие жены, которые сами просят своих мужей взять вторую супругу. Для них важно, чтобы мужчина чувствовал себя сильным в сексуальном плане.

​— Таких семей действительно становится больше. Тяжело сказать, сколько именно. Конечно, не 50%. Есть и такие жены, которые сами просят своих мужей взять вторую супругу — для них важно, чтобы мужчина чувствовал себя сильным в сексуальном плане. Когда мужчины скрывают второй никах от первой жены, почти всегда возникают проблемы. Приходят женщины и говорят, что не хотят жить со своим мужем, потому что он так поступил, не сказал ей о второй жене. Бывает, что такие пары разводятся. Надо все хорошо обдумывать заранее, и даже если супруга против второго никаха, надо все равно ей сказать. Она может передумать, и такое бывает. У женщин ведь настроение сегодня так, а завтра — по-другому. Бывает, что и вторые жены ревнуют к первым.

— Когда первая жена приходит и просит развести ее с мужем, что вы говорите?

Первая жена не могла родить ребенка, мужчина прочитал никах со второй, а спустя несколько лет первая супруга родила сына. И другая жена подала на развод.

​— Я пытаюсь уговорить, чтобы не разводились. Спрашиваю: если бы муж просто изменял, было бы легче? Некоторые говорят, что да — если бы не знали, им было бы легче. Потом я говорю, что без никаха он ходил бы к женщине как к проститутке, а так она — законная жена. Следующий аргумент против развода — имущественные споры: в случае развода все останется второй жене. В большинстве случаев развода удается избежать. Отношения меняются, но жить вместе они продолжают. Был у меня такой случай, что первая жена не могла родить ребенка, мужчина прочитал никах со второй, а спустя несколько лет первая супруга родила сына. И другая жена подала на развод. Я всегда агитирую не разводиться.

— Вы говорите, что вторые жены влюбляются в своих мужей и согласны даже на то, чтобы проводить с ним только один день в неделю. Есть ли среди них такие, которые согласны быть второй женой от безысходности? От нехватки денег, страха остаться бездетной или незамужней?

— Конечно, и такие есть. Особенно в возрасте после 40 лет — там уже сложно представить, что кто-то может безумно влюбиться. Обычно зрелые женщины думают более практично. Некоторые из них соглашаются быть второй женой из-за одиночества, кто-то нуждается в защите. Был еще случай, когда разведенная женщина с пятью детьми стала второй женой.

«МУЖЧИНА СО СРЕДНИМ ДОХОДОМ НЕ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ВТОРУЮ ЖЕНУ»

— Понимают ли вторые жены, что у них по светским законам нет никаких прав?

По светским законам первая супруга имеет куда больше прав — например, после смерти супруга. Вторая, как правило, просто верит, что муж поступит честно.

​— Это вопрос чести мужчины. По Шариату мусульманин должен делить поровну и время, и имущество между всеми женами. Если вторая жена сама согласна видеть его меньше, чем первая, они могут договориться. Конечно, по светским законам первая супруга имеет куда больше прав — например, после смерти супруга. Вторая, как правило, просто верит, что муж поступит честно.

— Чем больше жен, тем больше мужчина должен зарабатывать. Мужчины, у которых несколько жен — кто они? Чем занимаются? Какие у них доходы?

— В основном это бизнесмены, успешные мужчины. Есть среди них и имамы. Мужчина даже со средним доходом, не говоря о низком, не может себе позволить взять вторую жену. Не имеющие средств на содержание второй супруги мужчины просто банально изменяют своим женам.

— Есть ли в вашей практике мужчины, которые действительно покупают обеим женам квартиры, машины, все в равном количестве?

Еще ни разу ко мне не приходили женщины с жалобами на нехватку денег. Обычно они жалуются на мужей из-за нехватки внимания или из ревности.

​ — Конечно. Но есть и такие семьи, в которых мужчины живут со второй женой у ее родителей. И родители знают, что их дочь является второй женой. Еще ни разу ко мне не приходили женщины с жалобами на нехватку денег. Обычно они жалуются на мужей из-за нехватки внимания или из ревности.

— Как проходят вторые никахи? Присутствуют ли при этом родственники, друзья? Ведь обычно первый религиозный брак заключают в торжественной обстановке.

— Обычно второй и последующие никахи проходят очень скромно. Присутствует либо только пара, либо еще кто-то из близких друзей. Вторые жены редко бывают молодыми женщинами, выходящими замуж впервые. Обычно для них это второй или третий брак. Им не нужен большой праздник. Кто-то надевает красивое, праздничное платье, кто-то самое обычное.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Хвала Аллаху, Господу миров, установившему идеальные законы, отвечающие интересам всех категорий людей во все времена. Мир и благословение Его посланнику, указавшему нам срединный путь и предостерегшему нас от любых крайностей. Мир и благословение его пречистому роду и всем праведным сподвижникам!

Многоженство известно с давних времен, и на протяжении многих веков было устоявшейся формой общественных и семейных отношений. Ислам ограничил многоженство и определил рамки, в которых эта форма отношений способствует семейному счастью и общественному благополучию. Многие библейские пророки и цари имели более одной жены, а царь Соломон, согласно 3-й Книге царств, имел аж семьсот жен и триста наложниц.

Когда пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, начал проповедовать Коран, арабы тоже практиковали неограниченное многоженство, но после хиджры в Медину Всевышний запретил иметь больше четырех жен. В Коране на этот счет сказано: «Женитесь на женщинах, которые нравятся вам и дозволены для вас: на двух, трёх, четырёх» (сура 4 «Женщины», аят 3). Когда сподвижник по имени Гейлан ас-Сакафи принял ислам, у него было десять жен, но ему было приказано оставить четырех из них и развестись с остальными (ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Почему же ислам не запретил многоженство полностью, а лишь ограничил его? Имеет ли данное предписание социальную значимость или же оно связано с физиологическими особенностями и потребностями мужчин? Разумеется, верующие принимают Божий устав без обсуждения и не сомневаются в том, что Божьи заповеди превосходят любые другие законы. Однако это не мешает нам рассуждать над смыслом этих заповедей и находить в них то, что усиливает убежденность верующих и разрушает доводы сомневающихся.

Мы не будем говорить о том, что во многих обществах, где культивируется негативное отношение к многоженству, многие супруги имеют любовников и любовниц на стороне. Мы не будем вспоминать, что в некоторых западных странах каждый четвертый новорожденный рождается вне брака. На эту тему написаны целые исследования и монографии. Вместо этого мы рассмотрим несколько ситуаций, когда многоженство оказывается единственным способом разрешения семейных и социальных проблем.

Средняя продолжительность жизни мужчин короче, чем у женщин, и в большинстве стран численность женщин старше 35 лет значительно превосходит численность мужчин того же возраста. Это соотношение еще больше растет в пользу женщин в тех регионах, которые пострадали от войн и вооруженных конфликтов. В результате десятки тысяч разведенных женщин, вдов с малолетними детьми и даже девушек лишаются возможности создать семью и сталкиваются с материальными и психологическими трудностями. А ведь многие женщины согласны стать второй или третьей женой, чтобы обрести опору в лице мужчины, даже если он не может подарить им себя целиком.

С другой стороны, единственная и любимая жена по какой-то причине может не иметь детей, что подтачивает основы супружеских отношений и порой приводит к разводу. В такой ситуации второй брак становится решением, которое вполне может устроить даже требовательную жену. Ведь разделить любимого человека с женщиной, которая может родить ему ребенка и сделать его счастливым, лучше, чем потерять семью и, возможно, провести остаток жизни в одиночестве. Примерно в такую же ситуацию попадают супруги, если жена оказывается неспособна выполнять свои обязанности по причине неизлечимого заболевания.

Есть и другие обстоятельства, которые подталкивают мужчин к созданию второй семьи, например, если муж по работе вынужден подолгу оставаться в другой стране, где он сталкивается с многочисленными искушениями. Как правило, жена не имеет возможности сопровождать его в длительных командировках, и в таких ситуациях некоторые мужчины довольствуются случайными связями, некоторые заводят постоянные отношения, а мусульмане имеют возможность создать вторую семью.

Безусловно, мы не будем обобщать сказанное и далеки от мысли о том, что каждый мусульманин в таких ситуациях помышляет о втором браке. Но ведь люди разные, и вокруг немало примеров, подтверждающих сказанное выше. Наконец, бывают случаи, когда мужчина не может полностью удовлетворить свою потребность в близости с женой или не испытывает к ней прежних чувств. В западных обществах это часто становится причиной разводов или супружеских измен, а ислам предлагает в качестве решения ограниченное многоженство.

Я подчеркиваю «ограниченное» не только потому, что мужчина не имеет права иметь больше четырех жен или жениться одновременно на двух сестрах или на женщине и ее тетке. Об этом мы уже подробно говорили в главе «Как заключается брак в исламе». Но есть еще два условия, ограничивающие желание мужчин обзавестись второй семьей. Первое — мужчина должен быть в состоянии материально обеспечивать каждую из семей. В хадисе сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «С человека довольно греха, если он не заботится о тех, кто находится на его иждивении» (Ахмад и Абу Давуд). Между законоведами нет разногласия по поводу того, что муж обязан обеспечивать свою семью жильем, едой, одеждой и всем необходимым. И если мужчина не в состоянии достойно обеспечить одну семью, то он должен не подумывать о втором браке, а сделать все возможное для выполнения своих первейших обязанностей перед своей женой и детьми, поскольку об этом он будет спрошен в день воскрешения.

Второе условие — одинаково справедливое отношение ко всем женам. Всевышний сказал: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на тех женщинах, которые нравятся вам и дозволены для вас: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (сура 4 «Женщины», аят 3). Всевышний требует от мужей не просто одинакового, а одинаково справедливого отношения к женам. Это распространяется и на распределение времени между ними, и на обеспечение их жильем, продуктами и всем необходимым. Если муж отдает предпочтение одной из жен, оказывая ей больше внимания или делая ей более дорогие подарки, то он совершает грех. В «Сунанах» приводятся следующие слова посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Кто имеет двух жен, но склоняется к одной из них, тот в Судный день предстанет с кривым боком» (ан-Насаи, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Однако в душе мужчина может любить одну жену больше другой, на что указывают слова Всевышнего: «Вы не сможете относиться к жёнам справедливо даже при сильном желании» (сура 4 «Женщины», аят 129). Здесь речь идет не о распределении внимания и не об удовлетворении материальных нужд, а о чувствах, над которыми человек не властен. И если муж одинаково хорошо заботится о своих женах, то он не будет спрошен за то, что испытывал к ним разные чувства. В одном из хадисов сообщается, что посланник поочередно навещал своих жен и относился к ним одинаково, но говорил: «Аллахумма, так я распределяю то, чем владею. Не порицай же меня за то, что неподвластно мне» (ан-Насаи, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа). Иснад этого хадиса имеет недостатки, но его смысл вполне правильный. Известно, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, испытывал особые чувства к Аише и перед смертью даже попросил разрешения у других жен провести последние дни рядом с ней.

Мы рассмотрели некоторые преимущества многоженства, но было бы неправильно умолчать и о недостатках этой формы семейно-брачных отношений. Прежде всего, одинаково справедливо относиться к двум или более женам трудно, и удается это далеко не каждому мужчине. Разрываясь между работой и несколькими домами, он не имеет возможности уделять достаточно внимания своим женам и детям, что так или иначе отражается на их воспитании и на супружеских отношениях. Нередко бывает, что жены враждуют между собой и эта вражда передается их детям. В результате сыновья или дочери одного отца не поддерживают родственные связи должным образом, ослушиваясь Всевышнего Аллаха.

Еще больше сложностей возникает в тех странах, где многоженство запрещено законом. Поскольку второй брак не признается государством, вторая семья, по сути, оказывается беззащитной перед произволом мужчины, если тот откажется выполнять свои обязанности перед семьей или решит развестись. Даже если он будет справедливо относиться ко второй семье, в случае его смерти вторая жена и ее дети фактически не смогут предъявить права на его наследство. Женщины, которые соглашаются стать второй женой без регистрации брака в соответствующих органах государственной власти, должны понимать, что они полагаются только на порядочность мужчины и в конфликтных ситуациях не смогут добиться восстановления своих прав через суд.

Поэтому некоторые богословы считают, что единобрачие лучше многоженства и является основной формой семейно-брачных отношений. Известный сирийский законовед Шараф ад-Дин аль-Хаджжави в «Зад аль-мустакни‘» пишет: «Желательно жениться на одной женщине». Комментируя его высказывание, шейх Мухаммад ибн Салих ал-‘Усаймин отмечает, что это самое распространенное мнение в ханбалитском мазхабе.

Большинство законоведов, однако, считают, что иметь двух или более жен лучше, чем довольствоваться одной. В качестве аргумента они апеллируют к кораническому повелению жениться на двух, трех или четырех женщинах и довольствоваться одной в том случае, если опасаешься несправедливости по отношению к ним. Однако эти слова Всевышнего неправильно понимать как приказ жениться на двух, трех или четырех женщинах. Данный аят был ниспослан по поводу мужчины, который женился на сироте и даже не вступал с ней в близость. Он удерживал ее только потому, что она владела некоторой собственностью, о чем сообщается в хадисе ‘Аиши, переданном имамом ал-Бухари. Всевышний сказал: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на тех женщинах, которые нравятся вам и дозволены для вас», то есть если вы опекаете сироту, у которой есть какое-то имущество, то не мешайте ей выйти замуж, чтобы самостоятельно управлять ее собственностью, ведь у вас есть возможность жениться на другой женщине и даже на двух, трех или четырех. Иными словами, этот аят указывает не на предпочтительность женитьбы на четырех женщинах, а лишь на дозволенность такого поступка при определенных условиях. Именно так объясняют его богословы, считающие единобрачие основной и предпочтительной формой брачных отношений.

Согласимся, что разногласия на этот счет представляют больше теоретический интерес, поскольку на практике для мужчины предпочтительнее то, что сделает его счастливее и позволит ему лучше выполнять обязанности перед Аллахом и перед людьми. Но шариат Аллаха учитывает интересы как мужчин, так и женщин. И если у мужчины есть право иметь четыре жены, то у женщины есть право потребовать, чтобы муж не брал вторую жену, пока состоит в браке с ней. Она должна поставить такое условие до вступления в брак, и многие законоведы считают это условие действительным. По мнению шафиитов и ханафитов, муж не обязан выполнять это условие, так как в хадисе ‘Амра ибн ‘Ауфа аль-Музани сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено» (ат-Тирмизи). По их мнению, если невеста требует от жениха не брать вторую жену, то она запрещает дозволенное Аллахом и требует то, что не в интересах их брака. Однако Умар ибн ал-Хаттаб, Сад ибн Абу Ваккас, Муавийа ибн Абу Суфйан, Амр ибн ал-Ас, Умар ибн Абд ал-Азиз, Джабир ибн Зейд, аль-Аузаи, Исхак ибн Рахавейх, Ахмад ибн Ханбал и многие другие считали, что муж обязан выполнить это условие; в противном случае жена получает право добиваться расторжения брака через суд. По их мнению, данное требование не запрещает дозволенное Аллахом, а лишь дает жене право требовать расторжения брака, который не удовлетворяет ее или не отвечает ее интересам. Тем более что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Более всего заслуживают соблюдения условия, на которых вы получаете право на половую близость» (ал-Бухари и Муслим). Этому же мнению отдал предпочтение шейхульислам Ибн Теймиййа.

Известно, что, когда зять посланника, мир ему и благословение Аллаха, ‘Али ибн Абу Талиб собрался жениться во второй раз, его жена Фатима воспротивилась этому. Тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, поднялся на минбар и сказал: «Сыны Хишама ибн ал-Мугиры попросили у меня позволения выдать свою дочь за ‘Али ибн Абу Талиба. Так вот, я не позволяю им, не позволяю им, не позволяю им! Разве что если сын Абу Талиба пожелает развестись с моей дочерью и жениться на их дочери. Поистине, моя дочь — плоть от меня: меня смущает то, что смущает её, и мне неприятно то, что неприятно ей». Он также сказал: «Разумеется, я не запрещаю дозволенное и не разрешаю запрещенное, но клянусь Аллахом, что дочь посланника Аллаха и дочь врага Аллаха никогда не пребудут в одном месте». Эта история упоминается в «Сахихах» ал-Бухари и Муслима. Из нее не следует, что жена или тесть могут запретить мужу вступить во второй брак, однако она заслуживает нашего внимания.

Опираясь на эту историю, Ибн ал-Каййим в трактате «Зад ал-ма‘ад» (5/107-108) пишет, что если невеста потребовала от жениха не жениться второй раз, пока он состоит в браке с ней, то муж должен выполнить это требование, а если он нарушит его, то жена может потребовать расторжения брака (фасх). По его словам, совершенно очевидно, что Фатима вышла замуж за Али при условии, что он не будет обижать ее и заставлять ее сомневаться, и даже если это условие не было озвучено при заключении брака, оно подразумевалось само собой. Потом Ибн ал-Каййим выводит из этого хадиса важное правило о том, что условия, предусматриваемые обычаями, равносильны условиям, обговоренным устно. Это правило широко используется законоведами ханбалитского мазхаба при разрешении спорных ситуаций.

Таким образом, если в обычаях какого-либо общества нет многоженства и невеста не ставит перед мужем условие не брать вторую жену, то понимается, что муж не должен вступать во второй брак без согласия жены, ибо в противном случае она получает право потребовать расторжения брака. Это вытекает из слов Ибн ал-Каййима и фетв ханбалитского мазхаба. Но если многоженство входит в обычаи какой-либо страны и невеста не поставила перед женихом такое условие, то для вступления во второй брак согласие и даже информирование первой жены необязательны. Однако у данной ситуации, как это часто бывает, есть не только правовая, но и этическая сторона.

Счастливая семья не может быть построена на соблюдении обязанностей и требовании своих прав. Поэтому лучше поставить жену в известность о намерении создать вторую семью, чтобы сохранить открытость и доверительность во взаимоотношениях и избежать негативных последствий. А такие последствия часто возникают, когда жена внезапно узнает о втором браке своего мужа. Обстановка в семье нагнетается, жена чувствует себя обманутой и устраивает сцены ревности. С другой стороны, если жена достаточно умна, то, узнав о намерении мужа, она постарается окружить его большим вниманием и, возможно, сумеет отговорить его от второго брака.

Разумеется, дальнейшие взаимоотношения между супругами могут сложиться по-разному, и зависит это как от темперамента и самооценки женщины, так и от поведения мужчины. Иногда жена входит в положение мужа и соглашается разделить его с другой женщиной, а иногда выяснение отношений заканчивается размолвкой и требованием развода. С точки зрения шариата второй брак не является основанием для такого требования со стороны жены. Сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не почувствует благоухания рая женщина, потребовавшая развод от мужа, если ей не причиняли вреда» (Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Но если второй брак мужа подвигает жену на грех, неуважительное отношение к мужу или серьезно сказывается на ее психоэмоциональном состоянии, то она имеет право требовать развод у мужа или обратиться с иском в суд. Шариат принимает во внимание не только желание мужчины, который может быть не удовлетворен близостью с одной женщиной, но и желание женщины, если существование соперницы наносит ей серьезную психологическую травму. Однако требовать развода или обращаться с иском в суд рекомендуется только в крайнем случае и только при наличии описанной выше уважительной причины. Разумная жена и заботливая мать не станет разрушать семью из-за второго брака своего мужа, не посовещавшись с родными и не взвесив все за и против.

Следует отметить, что в последнее время женщины, соглашающиеся занять место не первой жены, нередко отказываются от своих прав для того, чтобы не упустить возможность выйти замуж. При заключении такого брака стороны соблюдают все необходимые условия, но жена добровольно отказывается от материального обеспечения или от права проводить часть ночей со своим мужем. Раньше таких жен называли «дневными», потому что мужья посещали их днем и не оставались на ночь. Теперь такие браки получили название мисьяр, что на арабском языке означает «посещение”. Мисьяр не следует путать с временным браком, который заключается на определенное время с согласия обеих сторон. Временный брак был распространен среди арабов до ислама, но был запрещен при освобождении Хейбара и на все времена — после освобождения Мекки (Муслим). Между суннитскими богословами нет никаких разногласий по этому поводу. Что же касается мисьяра, то мнения улемов на этот счет разделились.

Прежде всего, мы должны различать две ситуации: когда женщина отказывается от своих прав при вступлении в брак и когда она соглашается на это после вступления в брак. В первом случае жених и невеста вступают в брак на обычных условиях, после чего жена в силу каких-то обстоятельств добровольно отказывается от некоторых из своих прав, чтобы сохранить семью. По мнению большинства улемов, подобное соглашение между супругами дозволено, поскольку именно так поступила мать правоверных Сауда бинт Зам‘а, когда уступила свою ночь ‘Аише (ал-Бухари и Муслим).

Второй случай — когда невеста заранее отказывается от некоторых из своих прав, и здесь ситуация сложнее. По мнению Ибн Хазма, подобное условие недопустимо и делает сам брачный договор недействительным (фасид), потому что касается его сути. Шафииты и некоторые ханбалиты считают такое условие недействительным, но не влияющим на законность брака. Этого же мнения был имам ас-Саури. Наконец, ханафиты и некоторые ханбалиты не видят в этом ничего плохого, если все условия бракосочетания соблюдены, но отмечают, что впоследствии женщина может потребовать восстановления в правах. Большинство современных улемов, в том числе покойные шейхи ‘Абд ал-‘Азиз Ибн Баз и ‘Абдуллах ибн ‘Абд ар-Рахман ал-Джибрин, также разрешают такой брак, хотя некоторые считают такую форму отношений нежелательной.

Среди наиболее известных противников мисьяра можно назвать шейхов Мухаммада Насир ад-Дина ал-Албани и ‘Умара Сулаймана ал-Ашкара. Аргументы этой стороны сводятся к тому, что мисьяр разрушает семейные ценности, пагубно влияет на воспитание детей, унижает женщину и противоречит целям шариата, достигаемым в полноценном браке. Кроме того, зачастую брак на стороне не разглашается и дети от одного отца не знают о существовании у них братьев или сестер, что в будущем может привести даже к кровосмешению. И хотя формально все условия бракосочетания при мисьяре соблюдаются, неправильное намерение делает такую форму отношений недозволенной, как и в случае женитьбы на разведенной женщине с целью развестись с ней, чтобы она могла вернуться к своему прежнему мужу.

Как видим, многие вопросы, связанные с многоженством, не имеют однозначного решения и преломляются в моральных устоях и представлениях самого человека. То, что одни считают выходом из положения, другим кажется совершенно неприемлемым. Шариат учитывает интересы всех людей без исключения, и установленные им рамки дозволенного достаточно широки для того, чтобы каждый верующий обрел и земное счастье, и вечное блаженство. Нашедший счастье пусть возблагодарит Господа, а лишившийся его пусть упрекает самого себя, но не теряет надежды. Милость Аллаха недалека от творящих добро, и отчаиваются в ней только заблудшие!

Я понимаю, что после этой статьи в меня полетят гнилые помидоры, но, наблюдая положение наших мужчин сегодня, я не могу не затронуть тему отношения женщин, а точнее, жён, к полигамным бракам.

Большим исключением в наше время является положительная реакция жены на такую новость, как желание мужа создать ещё одну (а может, и не одну) семью. В основной массе женщины воспринимают эту весть в штыки, объявляя мужу холодную войну, проявляющуюся в обиде, шантаже и прочих женских «штучках», что заставляет мужчину переживать из-за своего желания, хотя оно законно и дозволено Всевышним.

Я не отрицаю того, что в нас заложена ревность, и мы испытываем её, лишь подумав о том, что у мужа может быть ещё одна женщина, кроме нас. Но вместе с ревностью в нас заложена и воля, чтобы мы имели возможность управлять своими чувствами, а не быть управляемыми ими.

Нам никуда не деться от желания мужчин иметь несколько жён. Это в них заложено наряду с ревностью и волей. И запрещая мужу брать вторую (третью, четвёртую) жену, женщина обрекает его на муки: тайно мечтать ещё об одной семье и мучиться от этого; либо тайно иметь ещё семьи и мучиться от того, что он не может быть справедливым, хотя это является условием многоженства.

Да, безусловно, женщине нелегко воспринять такую новость, но, проявляя враждебность, она руководствуется не великой любовью к мужу, а великой любовью к себе. Именно любовь к себе и гордость заставляют нас, женщин, противиться такому решению Всевышнего, как дозволенность полигамии.

Если же в действительности мы будем любить не себя, а своих мужей, мы, прежде всего, будем думать и переживать об их участи перед Аллахом. А это очень серьёзно. Ведь если мужчина имеет несколько жён и не соблюдает справедливость, согласно хадису Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в Судный день он предстанет перед Всевышним кривобоким.

Задумайтесь, милые сёстры, разве вы хотели бы такого наказания для своего мужа? Разве вы хотели бы такой участи для отца своих детей? Для человека, который всю жизнь находится рядом с вами, и в горе, и в радости, как говорится. Задумайтесь над этим. Это действительно серьёзно и… неотвратимо.

Повторюсь, женщинам нелегко принять новость о желании мужа взять ещё жену, но в любом деле главное – отношение человека к ситуации.

Аллах создал нас адаптивными существами, мы можем привыкнуть и приспособиться к любым условиям, абсолютно к любым: и в военное время люди живут, и в условиях голода и холода. Важно наше отношение к происходящему. Если мы убеждаем себя в том, что нам плохо и так жить совершенно невозможно, мы теряем силы и интерес к жизни. Если же мы скажем себе: «Да, сложно, но жить можно», жизнь вокруг станет гораздо проще.

Так же и здесь, в полигамном браке, главное – это наше отношение к новой семье мужа.

Как же женщина должна относиться к ней, чтобы не испытывать страданий?

Для начала, не нужно воспринимать желание мужа взять ещё жену как предательство, как следствие того, что в вас что-то не так. Мужчина желает иметь несколько жён просто потому, что Аллах создал его нуждающимся не в одной женщине. И в этом кроется большая мудрость Творца всего сущего, ибо Он знает, а мы не знаем .

Далее – не следует воспринимать вторую или третью жену как соперницу: эта женщина не появилась для того, чтобы стать лучше или любимее первой жены. Каждая из жён хороша и дорога мужу по-своему, и соревноваться они должны лишь в количестве благих дел.

Также неправильно воспринимать другую жену мужа как разлучницу. Она не пришла в вашу жизнь с целью отнять у вас мужа. С её появлением он продолжает оставаться вашим настолько, насколько был им до этого.

И последнее… Мы должны желать нашим сёстрам того же, чего желаем себе, ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что пока мы этого не сделаем, наша вера не станет совершенной.

Мы – мусульмане, а потому должны любить друг друга и переживать за других мусульман. Сегодня огромное количество женщин остаются одинокими по той простой причине, что мужчин по численности гораздо меньше. И если они не будут брать в жёны более одной женщины, многие наши сёстры так и не реализуют себя как супруги и матери.

Поэтому для усовершенствования своей Веры мы должны желать сёстрам-мусульманкам того блага, без которого ни в коем случае не хотим остаться сами. Нам необходимо пересмотреть наши взгляды и постараться изменить привитое нам светским воспитанием отношение к многожёнству, поскольку в нашем обществе, в котором с каждым днём всё крепче устанавливаются нормы Ислама, хвала Аллаху за это, неизбежны полигамные браки.

И если мужчина однажды задумался об этом, рано или поздно он обязательно осуществит желаемое, вне зависимости от отношения к многожёнству его первой жены.

Но здесь возникнет уже другой вопрос: кем она будет для него в этой ситуации – пособницей в грехе или помощницей в обретении довольства Всевышнего…

Подумайте над этим вопросом, милые сёстры.

А я на этом завершаю свою «болезненную» статью и прошу Всевышнего дать нам всем правильное понимание Его решений и умение довольствоваться ими.

Амин!

Многоженство нельзя считать практикой, распространенной лишь в исламской религии. Наоборот, это явление было хорошо известно с давних времен еще среди «обладателей Писания», то есть среди иудеев и христиан. На самом деле, лишь в последнее время их религиозные лидеры стали неодобрительно отзываться о полигамии или объявлять ее полностью запрещенной. Но если кто-то из нас решит посмотреть на раннюю историю этих религий, обнаружит много интересных свидетельств того, что многоженство было вполне приемлемой практикой, если не сказать еще сильнее – одобрительным поступком.

Многоженство в иудаизме

Многоженство существовало среди потомков Израиля еще до времен появления пророка Моисея. Он лишь продолжил эту практику, не став даже ограничивать определенное количество жен, на которых еврейский мужчина мог жениться. Так, Еврейская Энциклопедия сообщает нам:

«В связи с тем, что нет свидетельств о полиандрическом образе жизни примитивного еврейского общества, многоженство (полигамию) можно считать широко распространенным явлением, возникновение которого следует отнести к древнейшим временам, а существование которого продолжалось практически вплоть до наших дней».

Другим широко распространенным явлением было содержание любовниц. В более позднее время Талмуд Иерусалима ограничил количество женщин, содержать которых разрешалось мужчине. Так, некоторые раввины советовали не брать больше четырех женщин. В конце концов, многоженство было объявлено вне закона, но сделали это сами раввины, а не Господь. Запрещение полигамии приписывают раввину по имени Гершом бен Иуда, который жил в XI-ом веке и объявил многоженство запретным для восточно-европейских евреев (ашкенази) на тысячу лет (этот срок истек в 1987). При этом евреи-сефарды (испанского или португальского происхождения) продолжали практиковать многоженство в своей жизни. Уилл Дюран (Will Durant) отметил: «Многоженство существовало среди обеспеченных евреев, живших в исламских странах, но было крайне редким явлением среди евреев, живших в христианском мире» . По оценкам Джозефа Гината (Joseph Ginat), профессора социологии и культуры антропологии в Университете Хайфы, многоженство распространено среди 180 000 бедуинов Израиля и эта цифра продолжает увеличиваться. Также случаи многоженства нередки среди средиземноморских евреев, живущих в Йемене, там раввины разрешают евреям брать до четырёх жен. В современном Израиле, если жена не может рожать или умственно неполноценна, раввины дают мужу право жениться на второй женщине, не разводясь при этом с первой женой.

Многоженство в христианстве

Иисус также допускал многоженство для своих последователей, хотя сам не стал создавать семью, и в течение своего пребывания на земле ни разу не женился. Как отметил христианский религиозный деятель Юджин Хиллман (Eugene Hillman): «Нигде в Новом Завете нет ни одной заповеди, утверждающей, что брак должен быть моногамным, так же как нет ни одной ясной заповеди, запрещающей многоженство». Несмотря на это, Римская Церковь запретила полигамию, чтобы соответствовать греко-римской культуре, которая предписывала иметь только одну законную жену и при этом разрешала внебрачные связи и проституцию.

Римский император Валентиниан I (Valentinian I), живший в IV веке, позволил христианам брать двух жён. В восьмом веке король Карл I Великий (Charlemagne), силой захватив и церковную, и государственную власть, объявил полигамию дозволенной, показав при этом собственный пример, взяв шесть или, согласно некоторым сообщениям, девять жён. Как отмечает Джозеф Гинат, автор книги «Полигамные семьи в современном обществе», Католическая Церковь обычно проявляла недовольство, но иногда разрешала вторые браки политическим лидерам.

Св. Августин (St. Augustine), судя по всему, также не видел в этом явлении ничего, что могло бы считаться безнравственным или греховным. Он писал, что полигамия не была преступлением, но была юридически узаконенным институтом в стране. В своей книге «Польза брака» (том 15, параграф 17) он писал о полигамии:

«…оно считалось разрешенным среди древних отцов: сказать законно ли это теперь, я не тороплюсь. Ведь теперь нет той же потребности рождения детей, какая была тогда. Раньше, несмотря на то, что жёны рожали детей, позволялось жениться на других женщинах, чтобы получить более многочисленное потомство. Но теперь это, конечно, не требуется».

Он отказывался осуждать патриархов, несмотря на то, что те продолжали разрешать многоженство. В другом месте он написал: «Именно в наше время и в соответствии с римской традицией непозволительно брать другую жену, чтобы сожительствовать с более, чем одной женщиной».

Во времена Протестантской Реформации Мартин Лютер сказал: «Я признаю, что если мужчина желает жениться на двух или более женщинах, мы не должны запрещать ему этого, потому что это не противоречит Священному Писанию». Он посоветовал Филипу Гессенскому (Philip of Hesse) хранить свой второй брак в тайне, чтобы избежать общественного скандала. Один из великих английских поэтов и известный представитель пуританского направления христианства (Церковь Англии) Джон Милтон (1608 — 1674) написал: «Я не сказал «брак одного мужчины с одной женщиной», чтобы не обвинить косвенно святых патриархов и столпы нашей веры, Авраама и других, которые имели более одной жены одновременно, в обычном грехе. Иначе я вынужден был бы исключить из статуса праведников Божьих целое потомство, произведённое от них, истинно, всех сыновей Израиля, для которых сама святость была создана. Как сказано во Второзаконии (xxiii. 2): «Сын блудницы не может войти в общество Господне даже к десятому поколению»». А вот сведения, датированные 14 февраля 1650 года, когда парламент в Нюрнберге установил своим декретом, что по причине больших потерь среди мужчин, погибших в течение Тридцатилетней Войны, каждому мужчине разрешается брать в жёны до десяти женщин.

Африканские церкви долго признавали полигамию. На конференции в 1988 году в Ламбете они заявили: «На протяжении длительного периода Англиканской общиной признавалось, что полигамию в Африке, так же как и традиционный брак, следует одинаково считать проявлением верности и справедливости». Христианский президент Кении Мваи Кибаки (Mwai Kibaki), победа которого Пресвитерианской Церковью Восточной Африки была приписана «руке Бога», имел нескольких жен. А освободившись от контроля белых христиан, постапартеидная Южная Африка также легализовала институт многоженства.

Переместимся в Соединенные Штаты, где «Церковь Иисуса Христа Современных Святых» длительное время позволяла полигамию для своих последователей. А после того, как Церковь запретила многоженство, различные группы последователей откололись от нее, дабы продолжать эту практику. Многоженство среди этих групп сохраняется и по сей день, особенно в штате Юта, в соседних штатах, а также во многих отколовшихся общинах и среди отдельных ее последователей, не относящих себя ни к какому церковному объединению.

В Соединенных Штатах многоженство считается вне закона, но оно существует неофициально. Так, приблизительно 30 000 — 80 000 человек живут как многоженцы на Западе. Как правило, это семьи мормонов или отдельные христианские группы, которые продолжают поддерживать многоженство как почитаемую временем и Библией практику.

Таким образом, обсуждая вопрос многоженства в современном мире, необходимо иметь достаточно знаний по этому предмету и его истории, прежде чем пытаться обвинить Ислам и мусульман в отхождении от общепринятых правил. Никому не разрешается осуждать практику, существовавшую на протяжении всей истории человечества, основываясь лишь на современные предрассудки и предубеждения. Наоборот, нужно постараться как можно лучше исследовать этот предмет, и, что немаловажно, – стремиться найти Божественное руководство.

Примечания:

См. статью под названием «Pilegesh” там же, по ссылке: (http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=313&letter=P).

Кристофер Смит (Christopher Smith), «Polygamy’s Practice Stirs Debate in Israel,” Salt Lake Tribune Dec. 7, 2001.

Пегги Флетчер Стак (Peggy Fletcher Stack), «Globally, Polygamy Is Commonplace,” The Salt Lake Tribune 20 Sep. 1998.

«Polygamy Reconsidered», с. 140.

Там же, с. 17.

Матильда Джослин Гейдж (Matilda Joslyn Gage), «Woman, Church And State,” с. 398.

Пегги Флетчер Стак (Peggy Fletcher Stack), «Globally, Polygamy Is Commonplace,” The Salt Lake Tribune 20 Sep. 1998.

Св. Августин (St. Augustine), lib. ii. cont. Faust, ch. xlvii.

Деферрари (Deferrari), vol. 27: «Saint Augustine — Treatises on Marriage and Other Subjects” (1955), pp. 31, 34, 36, 18.

Матильда Джослин Гейдж (Matilda Joslyn Gage), «Woman, Church And State,” p. 398-399.

Матильда Джослин Гейдж (Matilda Joslyn Gage), «Woman, Church And State,” p. 400.

О. Хенсен (O. Jensen), «A Genealogical Handbook of German Research» (Rev. Ed., 1980) p. 59.

Робин Гилль (Robin Gill), «Churchgoing and Christian Ethics” (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1999) 249,

Сэм Гонза (Sam Gonza), «Churches Celebrate Kenya’s New President,” Christianity Today Feb 20. 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *