Корень всех зол

Люди рождаются на этот свет бесстрашными, доверчивыми и жадными. Причем эта жадность начинает проявляться еще в песочнице, когда дети отказываются делиться с друзьями игрушками. А продолжается накопительством, погоней за карьерным ростом, браком по расчету, воровством, предательством, убийством.

«Скупой относится плохо ко всем, но хуже всего — к самому себе» Т. Фуллер

Сребролюбие, жадность, любовь к деньгам, культ материальных ценностей являются могильщиком для разных людей. Сребролюбие, поклонение материальным благам часто превращается в идолослужение, так как перерастает в страсть, от которой трудно избавиться. Страсть к деньгам может поработить человека. А обладание деньгами создает только иллюзию свободы и всемогущества.

Сребролюбия много в жизни людей, но его нельзя путать с обладанием богатством. Просто богатство само по себе не делает человека грешником, а его использование для исполнения заповедей Евангелия и помощи нуждающимся может принести большую пользу. Проблема не в богатстве, а в привязанности, пристрастии, любви к нему. Именно пристрастие к богатству, поклонение ему является причиной духовной гибели человека. Можно быть богатым и не быть сребролюбцем, а можно быть бедным и при этом – скрягой. Поэтому и богатые могут являться сынами Богу (Авраам, Иов) и идти в рай, а нищие способны оказаться недостойными Царства Небесного.

Как избавиться от страсти к обогащению:

* Обратиться к Богу: Только Господь способен заполнить духовную пустоту, утолить духовную жажду и голод. «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).

* Верить Богу и помнить о том, что Бог заботится о каждом. Бог заботится о душе человека и знает, что человеку полезно, а что нет. Кому-то дается богатство, кому-то полезнее для души — бедность.

* Помнить о смерти. Человек приходит в этот мир нагим и уходит так же, не взяв с собой ничего материального, поэтому не стоит привязываться к вещам абсолютно бесполезным в Царстве Небесном. «О горнем (небесном) помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2).

* Развивать в себе доверие Богу и уверенность в том, что Он не оставит в беде.

* Творить милостыню и жертвовать на хорошее дело, расставаться с накопленным богатством. При этом можно получить большую благодать от Господа и в то же время помочь нуждающемуся. «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:6-7).

* Молиться о помощи. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41).

* Убегать от жадности, скупости и других проявлений сребролюбия. «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6:11). Необходимо ограничивать свои потребности и желания и научиться говорить «нет!» своим страстям, жажде денег и безграничного потребления.

* Преобразовывать свой ум чтением Божьего Слова. В Библии четко прописано, что хочет дать Бог человеку, и это не всегда богатство. Богу не нужны даже красиво украшенные помещения. Для Господа является ценностью сам человек. «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

* Довольствоваться тем, что есть, и каждый день благодарить Бога за все, что Он дает. «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуйтесь тем, что есть. Ибо Сам сказал: Не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр. 13:5-6).

* Находиться среди щедрых людей и брать с них пример. «Возлюбленный, не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога, а делающий зло не видел Бога» (3 Ин. 1:11).

* Помнить, что Иисус Христос взял все грехи человечества на Себя, а значит, у всех есть сила побороть грех сребролюбия.

Борьба между Богом и маммоной — это борьба внутри душ людей, и она ведется на протяжении веков.

Бог на страницах Библии говорит: «Просящему у тебя дай»Маммона же учит: «Отбери».

Бог повелевает: «Алчущего напитай». Маммона призывает: «Оставь его, у тебя своих нужд полно».

Бог говорит: «Нагого одень». А маммона: «Последнее с него сними, воспользуйся его беззащитностью».

Бог повелевает: «Раздай свое имение и отдай нищим». А маммона пугает: «Копи деньги для себя».

Бог требует: «Не укради». Маммона шепчет: «Доставай, как можешь, какими угодно способами, цель оправдывает средства».

На чьей стороне ты: Бога или маммоны?

Елена Петибская

Примеры употребления слова сребролюбивый в литературе.

А это то значит, — начал дворецкий дрожащим голосом, — что Гаврила ваш сребролюбивый — убийца и колдун.

Молодой человек, только что павший на поле сражения, был единственной преградой, защищавшей наследство, которое останется после меня, от моей не в меру сребролюбивой родни, — ведь вам известно, что мой брак бесплоден.

Верховная власть православного Государя одновременно есть покровительница народных святынь и гарантия политической стабильности общества, непреодолимая преграда на пути разрушительных партийных склок, вернейшая защита России от беспредела амбициозных и властолюбивых политиканов, рвущих страну на части во имя удовлетворения своих сребролюбивых и тщеславных вожделений.

Это предложение заставило Санчо выпучить глаза и развесить уши, и, мысленно порешив выпороть себя на совесть, он сказал своему господину: — Так и быть, сеньор, я готов угодить вашей милости и доставить вам удовольствие, с пользою, однако ж, и для себя: из любви к детям и к жене поневоле станешь сребролюбивым.

Источник: библиотека Максима Мошкова

См. раздел: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

  • Страсть сребролюбия и борьба с ней прот. Сергий Филимонов
  • Страсть сребролюбия свящ. Сергий Дергалев
  • Сребролюбие свящ. Павел Гумеров
  • О духе сребролюбия прп. Иоанн Кассиан Римлянин
  • Сребролюбие Энциклопедия изречений
  • Повесть прп. Даниила о Евлогии каменосечце
  • О том, что сребролюбие – самая губительная из всех страстей прп. Никодим Святогорец
  • Помоги, Господи, изжить моё сребролюбие игумен Митрофан (Гудков)

***

Сребролю́бие – третья из восьми главных страстей, состоящая в ненасытном увеличении материальных благ. Противоположной сребролюбию добродетелью является нестяжание.

Сребролюбие – нарушение второй заповеди, идолопоклонство, поклонение «золотому тельцу»: «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф.6:24), то есть богатству. Основные виды сребролюбия: жадность (страсть к обладанию) и скупость (страсть к сохранению). Жадность хочет захватить чужое, скупость боится отдать свое.

Сребролюбие паразитирует на неуверенности в будущем (потребности в безопасности) и гордости (потребности быть признанным, уважаемым).

Преподобный Иоанн Лествичник называет эту страсть «тмоглавым бесом сребролюбия». Существует множество разновидностей этого недуга: жадность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие… Во всех проявлениях страсти сребролюбия есть один общий мотив – любовь к самому процессу приобретения и обладания.

***

Если гордость оценивается святыми отцами как корень всех зол, то почему апостол Павел назвал корнем всех зол сребролюбие?

В Первом послании к Тимофею апостол Павел и действительно назвал корнем всех зол сребролюбие (1Тим.6:10).

Однако это свидетельство не идёт вразрез с оценкой отцов и учителей Церкви. Выражаясь иначе, между ними нет принципиальных противоречий. Объяснить эту кажущуюся разницу можно при помощи следующих доводов.

Определение гордости как первопричины (или, что то же, корня) всякого зла строится на том основании, что изобретателем зла вообще и его главным сеятелем в нынешнем мире является диавол.

Как известно, диавол пал отнюдь не из-за сребролюбия. В самом деле, о каком сребролюбии могла идти речь в невещественном ангельском мире, совершенно чуждом товарно-денежных отношений?

По свидетельству Божественного Откровения, диавол пал, возгордившись своими совершенствами, из-за гордости (Ис.14:12-14). Как святые отцы, так и апостол Павел говорят об этом со всей убежденностью (1Тим.3:6). Следовательно, в вопросе о первоисточнике зла, апостол и вселенские отцы были единодушны.

Если даже вынести факт падения сатаны за скобки и определить, в чём состояла внутренняя причина грехопадения самого человека, окажется, что и в этой редакции не сребролюбие нужно называть причиной и корнем всех зол.

Известно, что по создании человека ему была предоставлена во владение вся земля, причём предоставлена как Божественный дар (Быт.1:28).

То есть все те блага, которые в нынешнем веке имеют денежный эквивалент, все те блага, стремясь заполучить которые, современные грешники предаются обогащению, Бог предоставил Адаму и Еве бесплатно.

Тем не менее они всё же пошли против Бога, склонились ко злу. Что же послужило толчком? Горделивое расположение сердца (а не сребролюбие), желание стать как Бог (Быт.3:5).

Принимая в соображение слова апостола Павла, необходимо обратить внимание на контекст его речи.

В интересующем нас наставлении он говорит о желающих обогащаться. Здесь же он сообщает, к чему приводит эта греховная страсть: сребролюбцы запутываются в сетях искушений, впадают во многие вредные и безрассудные похоти; через это они погружаются в бедствия и пагубу (1Тим.6:9).

Из слов апостола явствует убедительно, что сребролюбие служит корнем множества зол. Но почему же тогда он не сказал прямо «множества», но сказал «всех» (зол)?

С одной стороны это можно назвать риторическим преувеличением, использованным им для усиления мысли, гиперболой (примеры подобного рода преувеличений встречаются в Писании неоднократно).

С другой стороны сребролюбие можно считать одной из форм проявления гордости (ведь не является же сребролюбие характерной чертой смиренномудрого человека).

Это значит, что хотя не каждый гордец — сребролюбец, тем не менее каждый сребролюбец — гордец. Соответственно сказанному, каждый сребролюбец бывает искушаем как прочие гордецы. До тех пор, пока он подвержен сребролюбию (как одной из особенностей проявления гордости) — он подвержен и самой гордости.

Как воспринимается современным человеком слово «сребролюбие»? Если вдуматься, смысл понятен: сребролюбие есть любовь к деньгам. Эта любовь, наверное, самая главная в современном мире. Без нее не существовало бы «общества потребления». Какие опасности таит такой взгляд на жизнь?

Само слово «сребролюбие» сегодня воспринимается как достаточно архаичное. «Любовь к серебру» означает, в первую очередь, любовь к деньгам, а деньги уже давно практически везде бумажные. Они всего лишь эквивалент, бумажное (чаще «зеленое», а не «серебряное») выражение золотовалютного запаса страны… Однако Церковь, бережно храня свое наследие богословской и аскетической мысли, активно пользуется и этим, казалось бы, устаревшим словом. Им описывается одна из основных и пагубных человеческих страстей.

Преподобный Иоанн Лествичник называет эту страсть «тмоглавым бесом сребролюбия». Действительно, существует множество разновидностей и типов этого недуга. Сребролюбие, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, элементарная жадность, скупость, корыстолюбие… Список синонимов и смысловых оттенков можно продолжать, но во всех этих неприятных проявлениях человеческой греховности есть один общий мотив—желание и любовь обладать многим: много иметь, много приобретать; любовь к самому процессу приобретения и обладания. Для описания этого состояния человеческой души мы чаще всего пользуемся словом «сребролюбие» по той причине, что именно деньги дают человеку больше всего возможностей приобретать, обладать, получать услуги и удовольствия, и, соответственно, любовь к обладанию переносится на деньги.

Сами по себе деньги, имущество, доход не являются греховными. Господь дает их человеку для чего-то, и важно, как человек относится к тому, что имеет. «Богатство аще течет, не прилагайте сердце» (Пс. 61: 11). Можно быть очень богатым человеком и несребролюбцем, а можно, ничего не имея, быть скрягой, готовым перегрызть всем горло из-за шнурка или булавки… Деньги, конечно, искушают человека, но ведь человек к тому и призван, чтобы достойно перед Богом переносить все испытания. В притче о сеятеле Господь указывает, что причиной неприятия слова Божия в сердце человека является «забота века сего» и «обольщение богатства», а не само по себе богатство и не сам по себе век. Мир не может насильно погубить человека. Потому и говорится об «обольщении» богатством, о том, что человек сам себе врет, когда уповает на богатство, на то, что оно принесет славу и удовольствия и застрахует от неприятностей в будущем.

Такое упование на богатство лежит в основе страсти сребролюбия. Оно же делает сребролюбца по сути идолопоклонником—упование и надежду, которые человек должен возлагать на Бога, любостяжатель переносит на мертвые вещи и металл, или вообще, на абстрактные бумажные знаки, виртуальные деньги, делая из них себе божество, идол. «Сребролюбие,—говорит преподобный Иоанн Лествичник,—есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами… Сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный отступник».

Как отмечает святитель Василий Великий, «нередко само благоденствие жизни служит для многих вместо испытания». И надо сказать, что сегодня испытание благоустроенной жизнью оказалось более страшным, чем многие бедствия в истории человечества. Современное «благоденствие» как никогда раньше способствует тому, чтобы, в частности, то же сребролюбие развивалось и проявлялось в самых разнообразных и «экзотических», не сразу распознаваемых формах… Их настолько много, что мы порой не замечаем вовсе, что стали закоренелыми любостяжателями.

Именно это разнообразие форм сребролюбия двигает нашу экономику и технический прогресс. Самый бросающийся в глаза факт—банковская система, построенная на принципе «роста» —взимания платы за то, что тебе одолжили на время деньги… О противоречии принципам христианства и о греховности такой практики было много сказано в святоотеческой литературе. Сам Господь призывал давать взаймы, не ожидая ничего (Лк. 6: 35).

Стремление к роскоши и комфорту стало повсеместным проявлением любви к многоприобретению. Удовлетворив свои насущные нужды, человек очень скоро начинает искать не просто многих вещей, но дорогих и выдающихся по своим качествам. Во все времена этот порок обличали и указывали на то, что именно из-за этого стремления льется много слез и крови. Но ослепленные грехом не хотят об этом и думать. К тому же сейчас вся экономика развивается на основе удовлетворения спроса на роскошь и комфорт.

Поиск особенных вещей выливается в привычку, страсть под названием «коллекционирование». По поводу проявления этой страсти даже в церковной среде стоит привести замечание епископа Варнавы (Беляева): «…Здесь и археология как страсть должна быть обличена, когда не только светские ученые, но и люди с богословским образованием и в высоком сане смотрят на каждую икону и священную вещь только с точки зрения археологии, а не благочестия. Таким образом, иконы у них превращаются в настоящих идолов, и, если обстановка храма не «стильна», они не могут молиться».

Сребролюбие начинается с забвения Промысла Божия и с заботы о «черном дне». Система страхования основана на этой же тревоге перед неизвестными неприятностями, тревоге, неведомой человеку, уповающему на Господа. Страховать имущество придумали в Средние века средиземноморские купцы, отправлявшие свои товары морем и очень беспокоящиеся о том, доплывет ли их груз по назначению. Теперь страховка стала неотъемлемой частью нашей жизни, страховые компании процветают…

Та же забота о «черном дне» не позволяет сребролюбцу расслабиться—ему чужда лень, он очень трудолюбив. И здесь доходит до патологии. Многие страны уже обеспокоены размахом трудоголизма. Япония призывает своих граждан «отдыхать, чтобы сохранить здоровье нации»…

Естественная жажда знаний сегодня перерастает в любостяжательное по сути стремление обладать информацией. Обладать, порой не понимая до конца то, что прочел, услышал или увидел. Казалось бы, пустое многознайство—а какое множество шоу, умных «аналитических» передач и «познавательных» журналов делается на основе этой любви обладать информацией обо всем!.. Вы никогда не задумывались: а зачем Вам персональный компьютер с таким огромным объемом памяти? Все ли из того, что сохранено в нем или записано на множество купленных Вами дисков, Вы сможете хотя бы один раз просмотреть, прослушать или пробежать текст по диагонали? Но Вам ведь приятно чувствовать, что у Вас это есть, что Вы владеете самой широкой подборкой фильмов, и у Вас на флэшке чуть ли не вся Национальная библиотека?..

К этой же страсти накопительства—накопления многих знаний—можно отнести и просмотр, «потребление» новостных программ и изданий. Зачем нам столько знать о происходящем в мире? Конечно, многознание связано также с тщеславием и гордостью, но сегодня это скорее проявление именно страсти накапливать—ведь мы даже не успеваем похвастаться, блеснуть своими знаниями геополитической обстановки перед своими знакомыми…

Сегодня мы стремимся накапливать, «коллекционировать» контакты, иметь много знакомых и друзей. Актуальная проблема для тех, кто ведет блоги—»стоит ли продолжать «френдить» всех, кто «зафрендил» тебя, если в твоей «френд-ленте» уже 400 человек?»…

Еще один «изысканный», и в то же время, повальный вид многостяжания—фотографирование. Мы, как одержимые, стремимся остановить и прикарманить чуть ли не каждое мало-мальски интересное мгновение своей жизни. Многие из сделанных когда-то фотографий (еще на пленочной мыльнице) я до сих пор не распечатал…

Прогресс—это когда преодолевают естественные преграды, ограничивающие наше стремление обладать многим. У вас нет денег? Не вопрос—дадим в кредит, у нас очень развитая банковская система. Вы не можете себе позволить купить все книги или сделать фотографии всего, что видели? Нет проблем, вот вам диски и флэш-карта—загружайте! И так далее…

Хотя все основано на простом принципе, подмеченном норвежским писателем Эрлендом Лу: «Похоже, что американцы руководствуются в жизни простой теорией, которая сводится к тому, что два лучше, чем один, а три лучше, чем два и т.д. Так, например, они считают, что иметь двести долларов лучше, чем сто. Умилительная теория! <…> По-видимому, из теории, которая гласит, что два лучше, чем один, как следствие вытекает, что большое лучше, чем маленькое, а высокое лучше, чем низкое. Идея, в общем, привлекательная и ведущая к успеху». Мы привыкли критиковать американцев, но эту идею мы бесспорно разделяем…

Богатство не постыдно, а по- стыдно пристрастие к нему. Богатство даже может принести пользу человеку, т.к., если человек не способен ни к каким подвижническим трудам, то он может легко возместить их делами милосердия. Главное—избавиться именно от сребролюбия, а не от приобретений, дохода и богатства. Возвыситься до той мысли, что вещи—Божьи, а не наши, и даны Богом нам во временное пользование для оказания помощи нищим и бедным, чтобы через это получить вечную жизнь.

Дмитрий Шило,
студент I курса МинДА

Просмотрено: 0 раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *