Коренная пустынь в курске

КУРСКАЯ КОРЕННАЯ ПУСТЫНЬ — мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рас­по­ло­жен в местечке Сво­бо­да Зо­ло­ту­хин­ско­го района Кур­ской области, на пра­вом бе­ре­гу реки Тус­карь.

Ос­но­ван в 1597 году по ука­зу ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча на мес­те, где, по пре­да­нию, в 1295 году жи­те­лем Рыль­ска у кор­ня де­ре­ва (от­сю­да название пус­ты­ни) бы­ла най­де­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние». На ме­сте об­ре­те­ния за­бил ис­точ­ник. Ико­на, по­лу­чив­шая название ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» Кур­ской Ко­рен­ной, про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ния­ми и ста­ла очень по­чи­тае­мой. При­ве­зён­ная в 1597 году в Мо­ск­ву на по­кло­не­ние она по ука­за­нию ца­ри­цы И. Ф. Го­ду­но­вой была ук­ра­ше­на ри­зой. В это же вре­мя в Курской коренной пустыни был по­стро­ен пер­вый со­бор в честь Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1598 году из-за опас­но­сти на­па­де­ний крым­ских та­тар ико­ну из Курской коренной пустыни пе­ре­не­сли в Воз­не­сен­ский со­бор Кур­ска. Курская коренная пустынь серь­ёз­но по­стра­да­ла в Смут­ное вре­мя от войск Лже­дмит­рия I (1603 год) и крым­ских та­тар (1611 год). На­па­де­ни­ям крым­ских та­тар оби­тель не­од­но­крат­но под­вер­га­лась в 1-й половине XVII века. С 1618 по 1764 годы пус­тынь бы­ла при­пи­са­на к Кур­ско­му Зна­мен­ско­му монастырю., в ко­то­ром с 1618 года пре­бы­ва­ла Кур­ская Ко­рен­ная ико­на. С 1618 года еже­год­но пе­ред 9-й пят­ни­цей по­сле Пас­хи в Курской коренной пустыни из Зна­мен­ско­го монастыря с ико­ной со­вер­шал­ся кре­ст­ный ход (за­пе­чат­лён на кар­ти­не И. Е. Ре­пи­на «Кре­ст­ный ход в Кур­ской гу­бер­нии», 1883 год). В пу­сты­ни ико­на пре­бы­ва­ла до пра­зд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы, ког­да её с кре­ст­ным хо­дом воз­вра­ща­ли в Курск. В 1920 году ико­на вы­ве­зе­на из Рос­сии.

Ка­мен­ный ан­самбль Курской коренной пустыни воз­во­дил­ся в XVIII-XIX веках. В 1703 году по­стро­ен пер­вый ка­мен­ный со­бор Рож­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (строи­тель — мо­нах Бо­го­леп Су­хо­чев); в 1708 году — ка­мен­ные вра­та с над­врат­ным Пре­об­ра­жен­ским хра­мом; в 1713 году — шат­ро­вая цер­ковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник» (на сред­ст­ва гр. Б. П. Ше­ре­ме­те­ва). В 1785 мо­на­стырь об­не­сён ка­мен­ной сте­ной, по­строе­ны ка­мен­ные брат­ские ке­льи с до­мо­вым хра­мом Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла и Св. Па­ра­ске­вы. В XIX в. со­ору­же­ны: ка­мен­ные 3-этаж­ные ке­льи (1806-1814 годы), 3 гос­ти­ни­цы, цер­ковь в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, тра­пез­ная, ка­мен­ные кры­тые схо­ды-га­ле­реи, спус­кав­шие­ся к бе­ре­гу Тус­ка­ри (на фа­са­дах бы­ли пред­став­ле­ны кар­ти­ны на те­му чу­дес Кур­ской Ко­рен­ной ико­ны). В 1852-1860 годы по про­ек­ту архитектора К. А. То­на воз­ве­дён но­вый со­бор Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, увен­чан­ный 5 шат­ра­ми. В 1860 году со­ору­же­на увен­чан­ная шат­ром 3-ярус­ная ко­ло­коль­ня с ча­са­ми. К 1862 году по­стро­ен 3-этаж­ный храм Всех Свя­тых, к 1875 году — клад­би­щен­ская цер­ковь в честь Кур­ской Ко­рен­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (ря­дом рас­по­ла­гал­ся скит).

В мо­на­сты­ре ра­бо­та­ла ико­но­пис­ная мас­тер­ская, дей­ст­во­ва­ли боль­ни­ца и ап­те­ка. В XVII веке — 1878 году у его стен со­би­ра­лась Ко­рен­ная яр­мар­ка — од­на из круп­ней­ших в Рос­сии. Для неё в 1792-1812 годах по ука­зу императрицы Ека­те­ри­ны II воз­ве­дён ог­ром­ный гос­ти­ный двор, вме­щав­ший до 50 тысяч человек (архитектор Дж. Ква­рен­ги).

В 1924 году мо­на­стырь был за­крыт. В 1924–1926 годах взо­рван со­бор; раз­ру­ше­ны ко­ло­коль­ня, Свя­тые вра­та, схо­ды, клад­би­щен­ский храм и цер­ковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник». Не­смот­ря на про­ти­во­дей­ст­вие вла­стей, па­лом­ни­че­ст­ва к Свя­то­му ис­точ­ни­ку, где бы­ла об­ре­те­на ико­на, про­дол­жа­лись, по­это­му в 1959 году его за­ли­ли бе­то­ном; унич­то­же­но клад­би­ще. Мо­на­стырь воз­ро­ж­дён в 1990 году. В том же го­ду близ мо­на­сты­ря соз­дан (от­крыт в 1991 году) Кур­ский об­ла­ст­ной ис­то­ри­ко-куль­тур­ный центр «Ко­рен­ная пус­тынь». В 1994 году во­зоб­нов­лён кре­ст­ный ход со спи­ском ико­ны. В 1990-е годы вос­ста­нов­ле­ны: над­кла­дез­ная цер­ковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник» (1995 год), цер­ковь в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, церковь Всех Свя­тых, ко­ло­коль­ня, Свя­тые вра­та, брат­ские кор­пу­са, скит в честь Святого Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. В 2007 году на­ча­та ре­кон­ст­рук­ция со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Примерно в получасе езды от Курска (в 30 км), на берегу тихой речки Тускарь, в 13 столетии на месте обретения знаменитой иконы Божией Матери «Знамение» выстроили почитаемый в центре России необыкновенно красивый мужской монастырь Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. Лишь только один из них поднял ее, из этого места забил родник, увидав который, мужчина поставил икону «Знамение» Божией Матери в отверстии этого дерева. Охотник рассказал о такой невидали товарищам, которые, посоветовавшись, возвели часовню чуть выше упомянутого места (где позже был сооружен соборный храм Рождества Богородицы), в которой и поставили чудную икону. Об этом происшествии говорит скульптурный ансамбль у входа в обитель, созданный курским скульптором Вячеславом Клыковым. Туда, где нашли икону, стали приходить многочисленные паломники. И тогда Василий Шемяка, князь рыльский, повелел перевезти ее в город Рыльск. Но не оказал князь достойных почестей чудотворящему образу и вскоре ослеп, прозрев лишь тогда, когда пообещал возвести в Рыльске храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где впоследствии хранили чудодейственную икону. Удивительным образом исчезнув из церкви, икона вернулась на то место, где нашли ее охотники. Ее не единожды пытались перевезти в город, но каждый раз икона оказывалась на месте своего появления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *