Кормилица, кто это?

Пожилые женщины еще помнят, как после войны женщины на Полесье рожали дома и в поле. Фото: Вадим ЯКУБЕНОК.

— Мои гости дорогие! Я вам расскажу, как мы после войны жили. Такие года были тяжелые! А сейчас така жизнь хороша, — встречает нас 88-летняя Ольга Козеко.

…Чтобы расспросить, как рожали и воспитывали детей наши бабушки, мы попросились на «вячоркi» к пожилым мудрым женщинам из деревни Залядынье в Ивановском районе. Здесь, в полесской глуши, почти под границей с Украиной, сохраняют обряд «родыны» — это когда с особыми песнями и угощениями идут в семью, где появился ребенок.

Сейчас Залядынье — это большая деревня, а когда-то по Полесью были разбросаны хутора. Фото: Вадим ЯКУБЕНОК.

«ПОВИТУХА ВОДИЛА ВОКРУГ СТОЛА, ЧТОБЫ БЫСТРЕЕ РАЗРОДИТЬСЯ»

Асфальтовая дорога заканчивается за 7 километров от деревни, а когда-то ее не было вообще.

— Это сейчас деревня, а раньше тут были хутора. И невозможно было врача привезти. Так что рожали сами, — говорит Ольга Агафоновна.

Агафоновна считает, что в годы ее молодости жизнь была несчастливой. Фото: Вадим ЯКУБЕНОК.

У бабушки 2 детей, 6 внуков и 13 правнуков. Старшего сына она родила дома, а дочь — в больнице. А вот у тетки Жени, как ее зовут на селе, Евгении Горбацкой, оба сына появились на свет в хате.

— Ой-ой, как я рожала! — восклицает 82-летняя тетка Женя. — Помню, меня схватки начали брать с утра. Как схватит — кажется, уже концы отдаешь. А потом отпустит. Я ждала до вечера, чтобы все легли спать. Таила в себе, чтобы не беспокоить никого. И вот все легли спать… А я не могу держать, мне уже кричать надо! Одеяло в рот пхаю — и плачу. Мужик встал, свекор встал, куда-то пошел… И приводит бабку Катерину, повитуху. Моя свекруха была бы тая Катерина, тоже роды принимала, но у меня она, видно, боялась. А повитуха распорядилась по-своему. Взяла меня водить вокруг стола, что-то про себя читала. Я уже сама не могла идти — меня под ручки держали. Нужно было до каждого уголочка животом дотронуться, чтоб разродиться быстрее. Обвели меня, положили на койку… И я уже быстро родила.

— Мужчины в доме остались или их попросили выйти?

— Они и сами куда-то утекли! — смеется Евгения Горбацкая. — Остались повитуха и свекровь. Так я и родила мальчика своего.

— Как перерезали пуповину? Чем обрабатывали?

— Не знаю, я уже того не видела. Говорили, что льном перевязывали. Баба-повитуха всем командовала. А потом слышу, говорят свекру: «Принеси секиру и молоток». Надо было дать в руки малому, чтобы хорошим хозяином был. Видите? Нет, чтоб для розуму какую книжку, абы грамотный был. А то секиру, чтоб плотником! Они были столяры — хай и внук таким будет! Девочкам, может, что-то другое давали. Иголку, чтобы была мастерица. А потом положили тое дитятко в такое деревянное корытце и отнесли в теплое место.

— Были какие-то правила, что делать с плацентой?

— Вот у меня послед долго не выходил. Принесли мне бутылку — дуй! А у меня уже сил нет! Потом послед где-то закапывают. Это все повитуха делает.

Тетка Женя обоих сыновей родила в хате с помощью повитухи. Фото: Вадим ЯКУБЕНОК.

За помощь в родах повитуху благодарили, причем обязательно на Пасху. Угощали тем, чем семья богата — приносили булки, крашеные яйца.

Хорошо, если роды разрешались благополучно: и ребеночек был цел, и мать оставалась здорова. Но тогда, как и сейчас, случалось разное. Например, малыш мог появиться на свет недоношенным.

— Ой как я сына спасала! Родила я Володю 23 февраля, а должна была в марте. И как он появился, не сосал цицку. Я даю, а он не тянет, не берет. И не плакал даже. Я ему носик закрывала и лила в роток молоко. Пришла соседка, говорит: «Надо греть!» А чем? В бутылки налили теплую воду, обложили его со всех сторон и так три недели грели. И когда он уже «родился», тогда заплакал. Так и выгодовала я его, выхухола. Вышел в люди теперь, трое детей у него, все повыучивались, — вспоминает Агафоновна.

Жители полесской глуши на помощь врачей не надеялись — рожали сами, лечились тоже сами. Фото: Вадим ЯКУБЕНОК.

«В БОРОЗДЕ РОДИЛА — И ДАЛЬШЕ ПОШЛА РАБОТАТЬ»

В послевоенные годы, вспоминают, в деревнях женщины в положении не знали какой-то особой заботы. Беременные шли в поле наравне со всеми, иначе было не прокормиться.

— И работали, и нагинались… Не береглись. Теперь все по-другому, больше двух килограммов нельзя поднять. А мы тянули все… Бывало, в борозде прямо рожали, в поле. Работала-работала, взяли роды — ну и родила. В фартух завернула и пошла дальше работать, — приводит пример Агафоновна.

— И живот даже не подвязывали?

— Конечно ж, безопаснее подвязывать, — рассуждает тетка Женя. — Но чем тогда было его подвязывать? Не было поясов. Шли так работать, да и все.

— Может, беременную кормить старались получше?

— Ой кто ж на нее внимание обращал! — удивляется вопросу пожилая женщина. — Тогда ничего не было. Что попало в руки, то и ешь. Насушивали яблоки, ягоды ели.

Когда врачебная помощь стала более доступной, полесские женщины все равно часто выбирали роды по старинке.

— Меня фельдшер заставляла ехать в больницу, но я второго сына дома родила. С той самой повитухой, баба Катерина еще жива-здорова была, — говорит Евгения Горбацкая.

Хотя случалось, что и в больнице рожали сами.

— Когда мою сестру взяло на роды, то ее мужик по коню — и мы в больницу ее повезли. А дороги не было, такой был брод, ужасно! Заезжаем, сестра уже родит. На стол положили, а врача еще нету. Она кричит: «Жми меня!» — и я ей спину жала. Пока врач пришел, она уже и родила. А я за дверью спряталась, нельзя же постороннему входить, — подмигивает 88-летняя Ольга Козеко.

«ПОСТАВИЛИ НА СТОЛ КАШУ — ПОРА ДОМОЙ»

Сразу после того как ребенок появлялся на свет, соседи шли в отведки. Причем не важно было, как себя чувствовала роженица.

— Плохо ей, не плохо — хай себе лежит, — говорит тетка Женя.

Ольге Агафоновне 88 лет, и она помнит все песни, которые пела своим детям. Фото: Вадим ЯКУБЕНОК.

Соседи и родственники на третий день обязательно шли поздравлять семью. Это называлось «проводить родыны» — особый обряд с песнями, пожеланиями и специальным набором блюд.

— Помню, пришли мои батьки, принесли водки. Позвали ту бабу-повитуху Катерину с дедом… Они себе пьют, а ты лежи, бабо, — смеется Евгения Петровна.

Гости обязательно пели песни. Бабушки переживают, что сейчас эта традиция забывается.

— Были у моего сына родыны в городе. Поехала я к ним. Едят, пьют. Говорю: «А чего вы не поете? Разрешите мне спеть родыны!» Они городские, так посмотрели на меня… — переживает Ольга Агафоновна. — В наше время на родыны готовили всего: и блины, и холодец. Последней приносили кашу. Если кашу на стол поставили, то это все, конец, все понимали, что пора домой.

«НЕ СПИТ В ЛЮЛЬКЕ — НОСИ НА РУКАХ»

— Сейчас много говорят о том, что это несправедливо, когда женщина и хозяйством занимается, и детей воспитывает — все на себе тащит.

— В наше время про такое не спорили. Мужчина делает свое, женщина — свое. Ребенок всегда был при маме. Если в хате что-то делаешь, то положишь в люльку — и рядом лежит. А потом привязывала дитя намиткой к себе и шла в поле, — вздыхает тетка Женя.

— Да, все так. Ставила три палки, обвязывала простынью — и ребенок в такой люльке спал на воздухе. А я ему песни пела, — добавляет Агафоновна.

В советское время у молодых мамочек пользовался авторитетом доктор Спок. Он говорил, что детей нельзя приучать к рукам, мол, поплачет и сам успокоится. А теперь многие психологи рекомендуют укачивать, носить на руках.

— И мы так делали. Я не оставляла плакать, мне жалко. Кричит — хоть целую ночь качаешь. Раз не хочет спать в люльке, то носи на руках, — учит тетка Женя.

— А кормили по времени или по требованию?

— Какое там время! Как заплачет — так и даешь. И в койку с собой родители брали. Цицку дала, заснул — и хай спит, абы не плакал и дал поспать. До двух годков могли молоком кормить!

На Полесье сразу после рождения ребенка соседи и родственники идут в отведки — и не важно, как роженица себя чувствует. Фото: Вадим ЯКУБЕНОК.

Прикармливали детей тем, что если сами. А чтобы подсластить малышу взрослую пищу, женщины придумывали разные хитрости.

— Некоторые делали такую куколку из ткани, макали в мед — и в рот. Но говорили так: куклу сосет — неразумная дитина будет, — делится народной мудростью Ольга Козеко. — К сладкому мы не приучивали. В наших годах и сахара-то не было! Брали ячмень, пережаривали, терли, варили — и заливали молоком. Вот такой напиток ребенку делали.

Изобретательность надо было проявить и для того, чтобы развлечь малыша. Игрушки делали своими руками. На нитку навешивали деревянные брусочки — получалась подвеска-погремушка.

— Еще ложку над колыской вешали, дитенок ее ручками трогал. А дети постарше уже во дворе в песочке ковырялись. Еще качели-гутушки около хаты делали, — говорит Агафоновна.

Бабушки говорят: «Вам, молодежи, сейчас жить проще, а мы в свои годы ой как настрадались». Фото: Вадим ЯКУБЕНОК.

«ДАЮТ НАМ ЧАЙ, А Я КРИЧУ: «Я РОДЮ!»

Беременные женщины и молодые мамы до сих пор верят в разные суеверия. Что уж говорить про те времена! Например, Ольге Агафоновне мама говорила, что перед родами нужно распустить волосы. А тетке Жене запрещали стоять на пороге — считалось, что ребенок остановится, когда будет выходить. И нельзя было переступать через веревку — значит, в пуповине запутается.

— Дочку я рожала уже в больнице. Ехали туда конем, аж в Янов (Иваново. — Ред.). Положили, а у меня уже и роды перестали, схваток нема! Встала рано утром и говорю бабам: «Девчата, мне сон приснился, что надо расплести косы». Я и расплела. Дают нам чай, а я кричу: «Я родю!» И врачи: «Лежи, Козеко». Легла я на кушетку, а у меня уже и воды отошли. Они перепугались, сразу на стол меня — и через полчаса вылетела Валя, 3650 кг. И так легко! Дай Боже, чтобы у всех такие роды были, — улыбается Ольга Агафоновна.

— Суеверные мамы и сейчас вешают на ребенка красную нитку, булавки на одежду прикалывают… Вы боялись сглаза?

— Есть такое. Если сглазили, то надо было взять нательную одежду, обтереть ребенка и выкинуть эту вещь, — Агафоновна верит в дурной глаз. — Были такие люди, у кого глаза плохие, но они и лечили. Через дорогу от нас такая баба жила. Она и ветер вынимала — от простуды лечила, и испуг снимала — ляки говорила.

Но к таким людям — шептухам, травникам — обращались в исключительных случаях. Как и к врачам.

— Сами лечились! Такое время, врачей было не добиться. Заболел человек, и это надо отдать и одного, и другого бычка, чтоб его врач лечил. А у детей все, что было, быстро проходило, мы и не знали даже, как оно называется, — уверяет тетка Женя.

Муж Ольги Агафоновны обещал бросил курить, если родится дочка — и слово сдержал. Фото: Вадим ЯКУБЕНОК.

— В семьях до сих пор популярно обсуждать, кто кого больше ждет: сына или дочь. Что у вас говорили?

— Когда я дочкой забеременела, муж курил. Постель перекуривал, горела! Тогда матрасов не было, на сене спали. И он однажды говорит: «Як дочка будет, то я покину курить». Он заинтересован был девочкой. И кинул! — рассказывает про своего мужа Агафоновна.

— А как различали, кто в животе — мальчик или девочка?

— Мальчика носить тяжелее! — смеется женщина.

Песня, которую на Полесье женщины пели во время работы в поле: «Трэба було шановаты лита з молодости»

Это песня-плач о тяжелой судьбе молодой женщины. Она вышла замуж не по любви — за мужчину, который понравился матери. И теперь девушка плачет о том, что ничего уже нельзя изменить. (смотреть видео)

В Викиданных есть лексема кормилица (L119829).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. корми́лица корми́лицы
Р. корми́лицы корми́лиц
Д. корми́лице корми́лицам
В. корми́лицу корми́лиц
Тв. корми́лицей
корми́лицею
корми́лицами
Пр. корми́лице корми́лицах

кор-ми́-ли-ца

Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 5a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -корм-; суффиксы: -и-л-иц; окончание: -а .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

Карл Вениг. Кормилица навещает своего больного ребенка. 1860-1866

ЗначениеПравить

  1. женщина, нанимаемая для кормления грудью чужого ребёнка и, нередко, для ухода за ним ◆ Восемь лет назад, выиграв крупную сумму, он из прихоти купил у какой-то уличной нищенки грудного младенца и нанял ему кормилицу. А. С. Грин, «Дорога никуда», 1929 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Ребёнка пришлось отнять от груди, опыт с кормилицей не удался. М. А. Бекетова, «В цепях тягостной свободы…», 1922 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. женск. к кормилец ◆ Так шла жизнь, ― отец его годами не мог устроиться на работу, постоянной кормилицей семьи была мать, работавшая стенографисткой. В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба, часть 2», 1960 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. мамка

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

  1. женщина

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: корм, кормилец, кормление, кормность
  • прилагательные: кормовой
  • глаголы: кормить, кормиться; выкормить, закормить, накормить, прикормить

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    • Английскийen: wet-nurse
    • Украинскийuk: годувальниця, годівниця, мамка
    • Французскийfr: nourrice ж.
    • Шведскийsv: amma (sv) общ.

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      «Человек в результате воспитания должен осознать свою высокую нравственную (духовную) миссию, внести лепту в укрепление общественной нравственности (духовности), понять себя как частицу духовно развитого человечества. Без этого все фактические познания — иди они даже до глубочайших математических или микроскопических исследований — не только не принесут пользы, но и окажут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве», — писал известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский).

      Эту же мысль проводит и другой выдающийся педагог Николай Христианович Вессель: «Для жизни развитие воли и стремление к справедливости и нравственному (духовному) идеалу у человека имеет гораздо большую важность, чем одностороннее развитие познавательных сил. Желания и стремления человека должны получить благородную (духовную) цель. Внезапная испорченность человека так же невозможна, как и внезапное облагорожение».

      Воспитание, согласно концепции Константина Дмитриевича Ушинского, невозможно без национальной компоненты. Отвлечённые идеи, не имеющие связи с национальной почвой, не обладают силой. Ушинский отзывался: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях и заимствованных у других народов».

      Философ Иван Ильин: «Каждый народ по-своему вступает в брак, болеет, умирает, по-своему ленится, трудится, хозяйствует и отдыхает… по-своему сердится, отчаивается, ходит и пляшет, шутит, строит дома, принимает гостей. Хочу я или нет, но я становлюсь частью той общности людей, в которой я живу. Как же можно не формировать у ребёнка любовь к тому, частью чего он является?»

      Основой воспитания, в концепции Ушинского, является народная культура, для русских детей — православие.

      Воспитание на основе православной традиции было свойственно и семьям высшего общества, и простого народа.

      «Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием
      ему служит вера», — справедливо утверждает святитель Филарет Московский.

      Императрица Александра Федоровна пишет: «Религиозное воспитание – самый богатый дар, который могут оставить родители своему ребенку. Ведь духовный стержень – это основа нравственно здоровой личности. Без этого не может быть личность полноценной, гармоничной, нравственной».

      Трудно переоценить значимость для воспитания таких понятий, как язык, словесность и чтение.

      Николай Михайлович Карамзин в одном из своих выступлений говорил:
      «Вы знаете, милостивые государи, что язык и словесность… есть главные способы народного просвещения… Успехи наук свидетельствуют вообще о превосходстве разума человеческого. Успехи же языка и словесности свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его ума и чувствительность к изящному. Нужно учить языкам несомненно»!»

      Николай Александрович Корф (общественный деятель, педагог) считал, что обучение грамоте служит фундаментом для самостоятельного чтения, для приобщения к книжной культуре. Подход Н. А. Корфа подготовил почву для создания сельских библиотек, для их работы как культурных центров.

      Воспитание и обучение Ушинский считал одним и тем же процессом.

      Успехи образования в Царской России

      Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени.
      Вопрос образования – одна из «главных забот» государства, его «стойкая опора в будущем», — считал последний русский император Николай Александрович Романов. Над этим вопросом царь трудится сам, возлагая на себя полноту ответственности. На помощь себе Государь призывает родителей и семью – ведь именно они «ближайшим образом» обязаны «пещись о детях». И этот союз царя (государства) и семьи родит «твердую и верную надежду Отечества».

      В 1908 году было введено обязательное начальное образование. К 1916 году, грамотных в Империи насчитывалось не менее 85 %. Накануне войны было уже более ста вузов со 150 000 студентов. По общему их количеству Российская Империя занимала 3-е место в мире, разделяя его с Великобританией. Финансирование образования выросло за 20 лет с 25 млн. рублей до 161 млн. рублей. И это без учета земских школ, расходы на которых выросли с 70 млн. в 1894 году до 300 млн. в 1913 году. Всего бюджет народного просвещения вырос на 628%. Число учащихся в средних учебных заведениях выросло с 224 тысяч человек до 700 тысяч человек. Количество студентов за 20 лет удвоилось, количество школьников выросло с 3-х миллионов до 6-ти миллионов человек. К 1913 году в стране действовало 130 тысяч школ. При Государе Николае II в России для обучения грамоте крестьянских детей повсеместно образовывались так называемые напольные школы.

      Перед революцией был проведен закон о полной безплатности образования, причем не только обучения, но и жизни учащегося во время обучения. Семинарию оканчивали за казенный счет — в этот казенный счет входило все содержание и питание учащихся.

      Семья

      Основное воспитание осуществлялось в семье. Семьи на Руси, включая и Царскую, были многодетными, что уже исключало обособленность и эгоизм. Старшие дети заботились о младших, воспитывающей была сама среда. Дети общались друг с другом, помогали во всем друг другу. В семье царила любовь.

      Дети в народных семьях воспитывались на Евангелии, житиях святых и с самого рождения впитывали дух Православия.

      «Сейчас, когда ваши дети ещё маленькие, вы должны им помочь понять, что такое
      добро. А это и есть глубочайший смысл жизни», — в беседе с родителями
      говорит наш современник старец Паисий Святогорец.

      Одной из форм воспитания, которая не устарела до сих пор, было так называемое домашнее чтение, то есть совместное чтение детей и родителей.

      Строгость и наказание

      «В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность», — утверждает Святитель Филарет, митрополит Московский.

      Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна не поощряли злых шуток и наказывали за них. Однажды во время обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия забралась под стол и стала щипать гостей за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудовольствие. А что же родители? Государь, поняв, в чем дело, вытащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство – веселость.

      Личный пример

      К.Д. Ушинский призывал уважать личность ребёнка, ни в коем случае не унижать его перед другими детьми, воспитывать достоинство как часть национального характера.

      Личность воспитателя обладает такой воспитательной силой, что её неспособны заменить ни учебники, ни наказания с поощрениями.

      Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».

      Милосердие, благотворительность

      Благотворительность в Царской России была очень распространена и являлась потребностью для представителей высшего общества. Примером и образцом этого благого дела служила семья Государя Николая II.

      Когда старшей дочери Ольге Николаевне исполнилось 20 лет, она получила право распоряжаться частью своих денег. Тогда она попросила, чтобы деньги пошли на лечение ребенка-инвалида, которого она часто видела на улице ковылявшим на костылях. Его бедные родители не могли заплатить за лечение.

      В тяжелое военное время старшие дочери Императора Николая II – Ольга 19 лет и Татиана 17 лет – вместе с Императрицей окончили курсы сестер милосердия и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой и в физическом и в моральном плане. «Лазареты, раненые и панихиды – вот чем заполнены были эти молодые жизни», — пишет Ф.Винберг.

      Патриотизм

      Отличительной чертой в дореволюционной России был именно акцент, сделанный на патриотическо-военное воспитание, где знание военного дела было на первом месте.

      Патриотическое чувство К.Д. Ушинский считал высшим в человеке.

      Родина – это то, что у человека нельзя отнять. Чем больше ребёнок будет любить Родину, тем легче будет ему жить. Быть частью чего-либо гораздо легче, чем быть одиночкой. Семья и Родина – это тыл.

      В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов, как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.

      Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. За годы своего существования в дореволюционный (до 1917 года) период кадетское образование претерпело ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений. Уже в первом российском кадетском корпусе к преподаванию привлекались профессора Академии наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе.

      С ранних лет Николай II испытывал тягу к военному делу. В 1884 году Великий Князь Николай Александрович «становится», как тогда говорили, на военную службу, и 6 (19 мая) в день своего рождения приносит воинскую присягу. Царевич Алексей, несмотря на серьезную болезнь, постоянно находился с Государем в Ставке.

      В 1909 году по инициативе Государя Николая II в России появляется скаутское движение. Оно пришло из Англии и идейная основа скаутского движения заключается в таких слова: «Разведчик (скаут) верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам». Скаутское движение имело целью воспитать высоко духовно-нравственных людей, патриотов, закаливало характер, готовило к службе в Армии. Большое внимание уделялось социальной работе и благотворительности.

      Во время I-й мировой войны скауты трудились в госпиталях, помогали беженцам, выполняли сельскохозяйственные работы в семьях, хозяева которых воевали на фронтах войны.

      Генерал Смольянинов назвал скаутское движение «христианством в действии». Скаутским движением было охвачено более 50 тысяч человек почти в двухстах городах Российской Империи.

      В богоборческие годы против скаутов были многочисленные репрессии, советское правительство видело в них врагов. Надежда Крупская извратила идейную основу скаутского движения, взяв от него все формы и методы работы, и создала пионерскую организацию.

      В 1991 году русскими эмигрантами скаутское движение было возвращено в Россию. Духовными руководителями и покровителями скаутов были такие знаменитые святители как Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Максимович) и Митрополит Антоний Сурожский (Блюм).

      С патриотическим воспитанием неразрывно связано исполнение гражданского долга.

      Гражданский долг

      Одной из главных гражданских добродетелей монарха было осознание ответственности за судьбу своих подданных. Поэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие князья проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельзя упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь — «честным человеком и просвещенным гражданином».

      В графе «род занятий» Николай II пишет: «Хозяин земли Русской», и он был добрым, мудрым, рачительным хозяином.

      Труд, физические упражнения

      «Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно».
      Преподобный Ефрем Сирин

      Одним из самых существенных в семье было трудовое воспитание. Без постоянного труда крестьянской семье было не выжить, но и в богатых, даже Царских семьях, труду уделялось огромное значение.

      Традиции трудового воспитания наследников престола были заложены в 18 веке. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Физический труд неизменно входил в распорядок дня царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Николая II, уже лишенного власти, ежедневно упоминается работа, которую Царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

      Уже в ссылке, один из охранников, видя, как Николай II работает, заметил: «Если ему дать кусок земли, он опять всю Россию заработает». Дети даже в Царских семьях всегда находились при деле, дочери Николая II занимались рукоделием, благотворительностью, в свободное время много читали.

      Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Я.К. Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

      Идею Михаила Васильевича Ломоносова о необходимости постоянного движения для совершенствования физического воспитания развил И.Л.Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнениями, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испытания. Придавая большое значение единству умственного и физического воспитания, И.Л.Данилевский отмечал, что здоровье ребенка во многом зависит от закалки.

      Интересны взгляды известного педагога того времени И. И. Бецкого на физическое воспитание детей от рождения до юношества. Считая движения главным в физическом развитии, он рекомендовал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных игр. И.И.Бецкой писал, что склонность, которую вселяет к игре и увеселению природа в детские годы — главные средства к умножению здоровья и к укреплению.

      Вывод

      Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история. Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал.

      Главное, из чего нужно исходить, говоря о нравственных ценностях, это то, что они абсолютны и на языке религии называются Божиими Заповедями.

      Это — наш общий фундамент, на котором развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках именно христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека.

      Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле, абсолютных нравственных ценностях. Когда это исчезает, мы становимся просто народонаселением, а не гражданами.

      Задачей православного педагога является помощь в исполнении замысла Божиего о человеке и воспитание, несомненно, должно основываться на национальных традициях. «В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, как опавшие листья, носимые ветром судьбы, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая», — справедливо писал философ Иван Ильин.

      Обозреватель «Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о том, почему кокос и пальма так популярны, особенно на островах.

      Преданий и легенд о том, как появилась на свет кокосовая пальма, а соответственно, и орех, я слышал множество. Особенно на островах Полинезии. Рассказы эти весьма красочны. В них участвуют и боги, и люди, и рыбы, и животные. Не удивительно. Кокосовая пальма в тропиках — мать кормилица. Из орехов делают напитки, варенье, вино, уксус, из листовых почек — салат; из масла — мыло, из волокон — одежду, скатерти, канаты, бумагу; из скорлупы — посуду, из стволов — мебель; из опилок — чернила. И еще кучу всяких сувениров.

      На островах Кирибати придумали даже кокосовые доспехи. Весьма, кстати, внушительные и прочные. Однажды филиппинский диктатор Маркос решил удивить папу римского Иоанна Павла II и приказал построить целый кокосовый дворец. Это удивительное здание обошлось Маркосу в $10 млн. Однако папа Иоанн отказался от резиденции даже на время визита. Дескать, негоже купаться в роскоши, когда люди вокруг бедны до крайности. На многих остовах кокос — этот плод жизни, помимо своих целительных свойств, коих немало, является еще и символом любви.

      Более того, он стал источником вдохновения для целого ряда музыкальных сенсаций. Одной из них была очаровательная песня Coconut в исполнении Гарри Нильсона. Она появилась в 70-ых годах прошлого века и быстро стала одним из главных хитов десятилетия. А после долгой популярности на радио, появилась во многих фильмах и сериалах — «Бешеные псы», «Шопоголик», «Симпсоны», «Доктор Хаус».

      Единственное, что меня удивляет, — о кокосах не снято ни одного фильма ужасов. От их падений страдает и погибает неизмеримо большее количество туристов, чем от акул. Я видел, как во время урагана орехи, словно ядра, пробивают крыши и стены домов. Жуть! Но фильмы все равно об акулах. Как-то несправедливо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *